что такое селективное абстрагирование
Селективная абстракция: что это за когнитивное искажение и как оно работает
Содержание:
Следующее упражнение является классическим. На столе стоит стакан, наполовину полный, и мы спрашиваем людей, видят ли они его наполовину полным или наполовину пустым.
Одни скажут одно, а другие другое, конечно, но при чем здесь реальная жизнь?
Правда в том, что люди, которые видят стакан наполовину пустым, похоже, больше сосредотачиваются на негативе, чем на позитиве, и это мировоззрение может применяться к другим аспектам их жизни.
Селективная абстракция это факт того, что вы видите и придаете большее значение отрицательным аспектам вещей, а не их положительным качествам. Это во многом связано с самооценкой, и это способ взгляда на жизнь, который может иметь пагубные последствия для повседневной жизни человека. Давайте рассмотрим этот стиль мышления более подробно.
Что такое выборочная абстракция?
Такой образ мышления обычно проявляется у людей, выросших в среде, где подчеркиваются слабые стороны каждого человека или ситуации, вместо того, чтобы сосредоточиться на достоинствах и сильных сторонах. В конечном итоге человек усваивает этот способ анализа реальности, применяет его в своей повседневной жизни и видит только полупустой стакан.
Кроме того, люди, которые думают таким образом, оправдывают это, полагая, что, глядя на отрицательные моменты, они будут меньше рисковать разочароваться или даже почувствовать себя лучше, когда обнаружат неудачи в других, особенно потому, что у них низкий уровень самооценки. почитать.
Люди, применяющие выборочную абстракцию в своей жизни, склонны считать себя более объективными и аналитичными, думая, что только плохое должно быть в центре внимания, чтобы исправить это, в то время как на положительное не нужно обращать внимание, потому что оно уже хорошо в себе.
Как мы применим это когнитивное искажение к повседневной жизни?
Довольно часто люди, применяющие это искажение в повседневной жизни, раздражаются и имеют низкую самооценку. Часто у них в голове целый каталог того, что нам нравится, что не поддерживает или отвращает. Если кто-то сделает что-то не так, даже по ошибке, он сочтет это ужасным нападением. Они видят все, что другие делают неправильно, замечают и отмечают это до тошноты.
Как мы уже упоминали, те, кто применяет избирательную абстракцию, не только применяют ее к другим людям, но и делают ее над собой, считая себя особенно бесполезными и испытывая удовлетворение только тогда, когда видят, что другие тоже совершают ошибки.
Видя все плохое в мире, люди с таким мышлением в конечном итоге создают в своей голове то, что в просторечии мы бы назвали фильмом. Они предвидят негативные последствия определенного действия, просто глядя на то, что они видели плохо, и предполагая, что станет еще хуже.
Некоторые примеры
Чтобы попытаться более четко увидеть концепцию выборочной абстракции, мы увидим серию примеров. Легко понять, как работает этот тип когнитивного искажения:
Автобус опаздывает
После всех этих размышлений мы злимся все больше и больше, предвидя негативные последствия задержки, например тот факт, что начальник будет нас критиковать, как только мы приедем в офис. Мы также злимся на себя, говоря себе, насколько мы безответственны за то, что не встаем раньше и избегаем всего этого.
Меня не встретил одноклассник
Мы идем по улице, и бывает, что вдалеке мы видим одноклассника и здороваемся с ним, но он не отвечает на приветствие.
Вместо того, чтобы рассматривать возможность того, что он просто не видел нас или что, будучи против света, он не знал, как нас узнать и считал, что приветствие было не для него, мы начали думать о всей декалоге возможных негативных причин. которые сделали это возможным.
Ребенок не сдал математику
В этом примере мы не имеем в виду, что тот факт, что объект потерпел неудачу, следует игнорировать или что не следует ничего делать, чтобы предотвратить повторение этого. Правильнее всего спросить себя, что случилось и рассмотреть возможность поступления в школу подкрепления. Однако точно так же, как ребенок испытывает трудности с числами, возможно, у него есть несколько сильных сторон, таких как, например, получение очень хорошей оценки по искусству.
Сосредоточивая внимание на недостатках математики, мы игнорируем художественные способности ребенка, кастрируя его желание стать художником, когда он вырастет, в пользу одержимости сдачей неудавшегося предмета.
Как преодолеть эту когнитивную предвзятость
Прежде чем решительно решить, что что-то или кто-то нам не нравится, давайте попробуем на мгновение задуматься над увиденным. Часто первое мнение высказывается быстро и не учитывается должным образом.. Поэтому удобно стараться получить как можно больше информации о ситуации, уделяя особое внимание положительным.
После того, как столько времени искали плохое и уделяли ему слишком много внимания, пришло время уступить место хорошему в жизни. Например, когда мы сталкиваемся с потерей любимого человека, ясно, что сама ситуация печальна и неприятна, но это не означает, что мы потеряли других друзей и семью, в которых мы можем найти поддержку и понимание.
Людей, страдающих тревогой, ждут впереди настоящие испытания, но как только они научатся так смотреть на мир, они скоро заметят его преимущества. Укрепляйте позитивное мышление, избегая размышлений в худшем случае, Он может замечательным образом помочь достичь долгожданного спокойствия.
Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать
Что такое абстрактное мышление
Абстрактное мышление — это мышление об объектах, принципах и идеях, которых нет в физическом мире. С помощью абстрактного мышления мы связываем разные явления между собой и выстраиваем их в общую картину, чтобы использовать полученные выводы на практике.
При абстрактном мышлении объекты заменяют символами, метафорами и аналогиями. Например, чтобы понять неопределенные понятия свободы, счастья или любви — вещей, которых не существуют физических. По-другому такое мышление называют обобщенным: когда перед нами нет четкого набора знаний или данных, мы предполагаем, догадываемся и делаем общие выводы.
Абстрактное мышление помогает отойти от границ и четких определений и мыслить шире существующих понятий.
При конкретном мышлении мы оперируем существующими предметами: деревом, столом или человеком. При абстрактном — используем общие термины, например «неопределенная переменная X». Абстрактное мышление помогает обобщать и комбинировать информацию, которую мы собираем на уровне чувств, и устанавливать ее связь с окружающим миром.
Пример из жизни. Представим, что создаем проект с нуля. Конкретное мышление поможет составить план действий, смету и расписать конкретные инструменты, которые пригодятся в работе. Абстрактное мышление будет отвечать за творческую сторону вопроса. Поможет объяснить инвестору зачем такой проект нужен людям и как он пригодится в будущем. В большинстве случаев человеку следует пользоваться сразу двумя типами мышления и менять их в зависимости от поставленной цели.
Зачем нужно абстрактное мышление
Абстрактное мышление развивает творческую сторону человека. Креативность нужна людям любых профессий. Она помогает придумывать новые идеи, проекты, искать неожиданные инструменты для выполнения сложных или повседневных задач. Креативный подход улучшает общее качество жизни человека и повышает его эффективность. Абстрактное мышление считают продвинутым навыком.
Люди, которые умеют мыслить абстрактно:
Объясним абстрактное мышление через юмор. Комики наблюдают за собой и окружающим миром, собирают, анализируют информацию и превращают ее в стендапы и миниатюры. Их шутки часто строятся на неочевидных связях, подмеченных при помощи абстрактного мышления. Люди других профессий могут пользоваться этим инструментом, чтобы привносить в свою работу идеи из смежных или далеких областей.
Человек, который использует абстрактное мышление, оперирует набранными знаниями и складывает их в определенную систему. Например, применяет забытые навыки из детства во взрослой жизни, слушает исторические подкасты и внедряет новые знания в технической профессии. Грубо говоря — совмещает несовместимое и получает из этого выгоду.
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление состоит из понятия, суждения и умозаключения. Когда человек начинает мыслить абстрактно, он последовательно проходит через все три формы и в результате приходит к общему выводу.
Понятие. Помогает объединять общие свойства предметов или явлений. Свойства могут различаться по предназначению, но принадлежать к одному кластеру вещей. Например, хрущевка, дуплекс, высотка и таунхаус. Все они относятся к зданиям, но в некоторых живут люди, в других расположены офисы, в третьих — открывают кафе.
Суждение. Это мысль, которая утверждает что-либо о предмете. Суждение бывает правдивым или ложным, простым или сложным. Например, утверждение «Дом стоит на поверхности» — будет простым. Сложный вариант — «Дом стоит на поверхности, потому что у него есть фундамент». Оба утверждения — правдивые.
Суждения становятся ложными, когда мы руководствуемся личным интересом или собственными доводами, а не объективной действительностью. Пример такого суждения — «Дом стоит на поверхности, потому что его держат черепахи».
Умозаключение. Это мысль, которая сформировалась из нескольких суждений. Умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылка — это суждение о понятии. Вывод состоит из логических размышлений о суждении с добавлением мыслей о других суждениях. Заключение становится результатом абстрактного мышления. Например:
«В доме есть окна» + «В доме нет сквозняка» → «В окнах дома нет щелей»
Как развить абстрактное мышление
Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал [1], что абстрактное мышление формируется в человеке в самую последнюю очередь — в возрасте от 11 до 16 лет. У одаренных детей раньше. При этом часть абстрактного мышления доступна детям, даже если они не могут выстраивать сложные логические цепочки. Например, такие дети делают абстрактные выводы о добре и зле на основе сказок.
Часть психологов утверждают, что абстрактное мышление — не естественная стадия развития. Абстрактное мышление не относится к основным способностям человека, а формируется на почве набранных знаний, опыта и окружающей культуры. При этом абстрактное мышление возможно развить и во взрослом возрасте. Такая работа улучшит креативность и творческую сторону сознания.
Вот несколько способов развить абстрактное мышление.
Решайте головоломки. Пазлы и логические задачи помогут найти неожиданные решения.
Исследуйте оптические иллюзии. Смотрите на вещи под разными ракурсами.
Импровизируйте. Запишитесь в импровизационный театр или создайте такой в кругу друзей. Импровизация развивает воображение и помогает мыслить абстрактно.
Делайте поделки. Исследование PNAS [2] доказывает, что декоративно-прикладное искусство развивает креативность у людей из инженерных, математических и технологических областей.
Если у вас есть дети, займитесь поделками вместе. Например, сделайте гоночные болиды из пластиковых бутылок и катушек от ниток. Посмотрите, как организовать такое обучение дома:
Играйте со словесными оборотами. Метафоры, сравнения и аналогии стимулируют абстрактное мышление. Подумайте, как называть предметы по-другому. Например, вместо зеленой стены представьте стену цвета кактуса или мха.
Придумывайте ассоциации. Начните с одного слова и по цепочке выстраивайте линию ассоциаций с каждым последующим. Здание → дом → уют → семья → счастье. Упражнение укрепит умение искать неожиданные связи между предметами и понятиями.
Когда абстрактное мышление не поможет
Чрезмерно развитое абстрактное мышление может привести к негативным последствиям. Творческие люди часто говорят о своих проблемах с ментальным здоровьем, а люди с сильно развитым конкретным мышлением считают подобные высказывания напускными.
Человек с развитым воображением может представлять худшие сценарии развития событий или катастроф, усугубив свое психическое состояние. Или обобщать предметы, между которыми нет связей. Например, считать себя неудачником после одного незначительного промаха. Абстрактное мышление может усилить беспокойство [3], симптомы депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства.
Чтобы избежать подобных последствий оставайтесь в балансе между абстрактным и конкретным мышлением. Такой подход поможет смотреть на мир творчески, но при этом оставаться в рамках реальности и не подрывать психологическое состояние.
Что еще почитать об абстрактном мышлении
Книги о развитии абстрактного мышления:
Что такое абстрагирование и как научиться абстрагироваться?
В жизни мы, бывает, слышим в той или иной ситуации: взгляни на вещи по-новому или абстрагируйся. А что это такое абстрагирование? Какое практическое значение в повседневной жизни имеет умение абстрагироваться? И как посмотреть на стандартную и вполне понятную ситуацию иначе? Как научиться абстрагироваться от человека, например, от мужа, коллег на работе, соседей? Попробуем разобраться.
Что такое абстрагирование?
Абстрагирование с латинского языка переводится как отвлечение. Но под этим понятием подразумевается не смена деятельности, а смена мышления – взгляд на привычные или незнакомые вещи под иным углом или с другой стороны. Слово абстрагироваться означает, что необходимо отойти от своей деятельности, чтобы беспристрастно понять ее, анализировать ее процессы и выявлять принципы.
Абстрагироваться — значит, в отпуске на берегу океана забыть про работу, быт и сосредоточиться на отдыхе
Мозг человека привык смотреть на вещи, ситуации, объединяя все имеющиеся у себя представление об этом объекте, не разделяя ее на составные части. Что такое абстрагирование? По определению психологии абстрагирование – это и есть отделение или даже отдаление одного составляющего от другого.
Для чего нужно умение абстрагироваться?
Прежде чем освоить методы абстрагирования, важно понять, что бывают ситуации, когда нужно избавиться от мыслей о мелочах, отбросить лишнее и ненужное и понять суть проблемы. А для этого надо отделить одно свойство от всех остальных. Что такое абстрагироваться? Это значит уметь мысленно отвлекаться от тех или иных вещей.
Умение абстрагироваться помогает выделить только важное, необходимое на этот момент, отбросив в сторону сопровождающую шелуху
Умение абстрагироваться – это действенное определение желаний и цели, а также способов их достижения. Методика помогает при крайней занятости уметь отдаляться от отвлекающих и раздражающих факторов для решения сиюминутной задачи. Или, абстрагируясь, можно изучить необходимый материал, не анализируя и сопоставляя его с ранее уже изученным, что ускоряет сам процесс изучения. Эффективное и быстрое выполнение поставленной цели и задачи – это умение сосредоточиться, абстрагироваться в кратчайшие сроки.
Методы абстрагирования
Учимся абстрагироваться
Нередко задаваясь вопросами, как научиться абстрагироваться от негатива и проблем в обществе, как абстрагироваться от неприятных людей, люди ищут усложненные пути решения проблемы. Синонимами к «абстрагироваться» являются слова «отвлекаться», «отдаляться». Конечно, никто не говорит, что научиться отдаляться легко, процесс этот продолжительный и требует усилий. Но при желании и верной постановке цели научиться можно.
Знание, как абстрагироваться от ситуации поможет вам решить сложные дела за короткие сроки, видя суть самого вопроса.
Ниже предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме: это русская версия видео «Abstract-ness» Академии Хана (некоммерческая образовательная организация, созданная в 2008 году выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом)
Абстрагирование
Абстра́кция, или абстра́кт, (от лат. abstractio — «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.
Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:
Абстрактное понятие — мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).
Абстрагирование — это форма познания, представляющая собой мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными. Это теоретическое обобщение позволяет отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать их, а так же прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления — понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.
Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы, а движущегося человека — в качестве некой совокупности механических рычагов.
Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:
Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление — абстрактное мышление).
Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака — «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).
В европейской философии и логике абстрагирование трактуется, как правило, как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют все более общие изображения реальности (иерархию абстракций). Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется Уровень абстракции. Например, в зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции: от конкретного Петра Ивановича, например, можно абстрагироваться до сантехника вообще, можно — до технаря, до мужчины, до млекопитающего, до живого существа, до единицы, и т. п.
Определение через абстракцию — способ описания (выделения, «абстрагирования») не воспринимаемых чувственно («абстрактных») свойств предметов путём задания на предметной области некоторого отношения типа равенства (тождества, эквивалентности). Такое отношение, обладающее свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, индуцирует разбиение предметной области на непересекающиеся классы (классы абстракции, или классы эквивалентности), причём элементы, принадлежащие одному и тому же классу, неотличимы по определяемому таким образом свойству.
Что такое селективное абстрагирование
Рассматривая любую ситуацию или предмет, мозг человека рисует картину, которая состоит из всех накопленных знаний и представлений об объекте. Зачастую такое обилие информации не является необходимым. С этой сложностью может помочь абстрагирование.
Что такое абстрагирование?
Абстрагирование – это умение выделить и отделить некоторые элементы из множества. В латинском языке «abstractio» означает «отвлечение».
В психологии абстрагирование рассматривается как отделение или даже отдаление одного составляющего от другого. Благодаря абстрагированию человек способен превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов и явлений, что позволяет выявить основные характеристики или найти и спрогнозировать закономерности. Умозаключения, суждения, законы, которые составляют содержание человеческого мышления, выступают как абстрактные объекты.
В философии деятельность человека по познанию мира характеризуется восхождением от абстрактного к конкретному. По мере получения и накопления информации, её систематизации знания становятся всесторонними, целостными.
Для чего нужно уметь абстрагироваться?
Бывают ситуации, когда нужно изменить мышление, перестать думать о мелочах, выкинуть всё лишнее и понять суть проблемы. Уметь абстрагироваться, это значит посмотреть на вещи с другой стороны, а не через призму, которая четко сформировалась в человеческом разуме. Определить вектор движения, поставить правильные цели, найти способы их достижения помогает умение абстрагироваться.
Абстрагироваться можно от негативных переживаний, окружающего шума, раздражающих факторов, которые мешают решать задачи, которые необходимо выполнить здесь и сейчас. В условиях колоссальных потоков информации, повышения скорости жизни для достижения поставленной цели важно умение концентрироваться, управлять своим вниманием и эмоциями, другими словами абстрагироваться в кратчайшие сроки.
Методы абстрагирования
Выделяют четыре метода абстрагирования:
В отношении любого события или предмета можно выделить свойство или характеристику, которая будет рассматриваться как эталон. Далее при размышлениях и принятии решений при возвращении к эталону, событие или предмет будут рассматриваться под другим углом, будет происходить более детальное сравнение.
Для отвлечения объекта от всего, что имеет с ним общие черты, требуется сфокусироваться на определенном понятии, отбросив остальные свойства.
Отбрасываем отличительные черты объектов и явлений, оставляя общие характеристики и свойства.
Здесь фокус внимания падает на признаки явлений или предметов, которые позволяют сгруппировать их в соответствующие группы. Каждая созданная группа будет обладать определенным ключевым признаком.
Теоретическое рассмотрение методов абстрагирования не всегда вносит ясность, каковы должны быть действия человека на практике. Исходя из методов, строятся модели поведения, которые учат абстрагироваться.
Абстрагирование на практике
Энергетические запасы человека не безграничны. Эмоциональная нагрузка, проблемы в различных аспектах жизни, негатив имеют свойство накапливаться. Поэтому важно уметь «абстрагироваться», отвлекаться от раздражающих факторов. Как и любому навыку, абстрагированию необходимо учиться. Кто-то может легко освоить методики, а кому-то потребуется продолжительное время, чтобы научиться применять их на практике.
Применение абстрагирования на практике позволяет не допустить эмоционального выгорания личности, помогает увидеть суть проблемы, определить конечную цель и поступательно двигаться к её достижению.