что такое секвенция в музыке
Секвенция (музыка)
Содержание
Критерии систематики
Пример гармонической секвенции (трехзвенной, точной, хроматической, нисходящей, квартовой):
Это секвенции
Секвенция создаёт в восприятии эффект динамического обновления музыки, способствует важнейшему процессу гармонии — развёртыванию лада во времени. Однако, чрезмерное количество звеньев (особенно в точной) секвенции создаёт прямо противоположный эффект механического повторения, ассоциируется с бедностью воображения, неизобретательностью композитора. Многозвенные диатонические секвенции обильно применяются в популярной и эстрадной музыке. В европейской музыкальной литературе такие банальные секвенции получили название Розалия (по названию итальянской популярной песенки «Rosalia, mia cara») или «сапожная заплатка» (нем. Schusterfleck):
Исторический очерк
Мелодические секвенции изредка отмечаются уже в одноголосии григорианского хорала, например, трёхзвенная секвенция в большом респонсории утрени Великого Четверга «Una hora» (на слове «Judaeis») [4] :
Примеры секвенций встречаются в раннем и развитом многоголосии Средних веков и Возрождении: в органумах школы Нотр-Дам, в итальянской (и реже во французской) музыке Ars nova, в мотетах и мессах композиторов нидерландской школы (у Бюнуа, Обрехта, Жоскена и др.):
С развитием (начиная с XVI в.) инструментальной музыки и внедрением генерал-баса значение секвенции постепенно нарастало. Апогей популярности секвенции пришёлся на эпоху барокко, когда она стала излюбленным приёмом развития музыкальной композиции, особенно у Вивальди и Генделя. Секвенции встречаются у венских классиков, у романтиков (особенно ярко у Р. Вагнера и П. Чайковского). Композиторы-новаторы (в т.ч. авангардисты) XX века, выступавшие против банальности романтической музыки, намеренно избегали секвенцирования (например, С. Прокофьев).
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Секвенция (музыка)» в других словарях:
Секвенция — (лат. sequentia «последовательность»): В Викисловаре есть статья «секвенция» Секвенция (музыка) техника музыкальной композиции. Секвенция (жанр) поэтический жанр и форма богослужебной музыки католиков … Википедия
Секвенция (жанр) — У этого термина существуют и другие значения, см. Секвенция. Секвенция (позднелат. sequentia последование, от sequens следующий), текстомузыкальная форма и жанр в богослужебном обиходе католической церкви (см. Григорианский хорал).… … Википедия
Секвенция — (позднелат. sequentia, букв. то, что идёт вслед; следование, от лат. sequor следую). 1) Жанр ср. век. монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после Alleluia перед чтением Евангелия. Происхождение термина С. связано с обычаем… … Музыкальная энциклопедия
Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная… … Википедия
Французская музыка — Истоки Ф. м. восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Нар. песенное иск во, а также галло римская культура стали фундаментом развития Ф. м. Древние лит. и… … Музыкальная энциклопедия
ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА — (лат. musica ecclesiastica, sacra, divina; нем. Kirchenmusik; итал. musica da chiesa; франц. musique d église; англ. Church music, Cathedral music). Ц. м. почти также стара, как и сама церковь. Древнейшая ц. м. состояла исключительно из пения;… … Музыкальный словарь Римана
Музыкальная форма — (лат. forma вид, облик, образ, наружность, красота) композиции, определяется рассмотрением её конструкции (схемы, шаблона или строения) и развития во времени. Музыкальная форма (особенно в старинной и культовой музыке) практически неотделима … Википедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Каспаров, Юрий Сергеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каспаров. Юрий Сергеевич Каспаров … Википедия
О, приди к нам, Дух Святой — Не следует путать с католическим гимном «Приди, Дух животворящий» (лат. Veni … Википедия
Секвенция — мелодическая и ее виды
Одним из распространённых способов развития музыкальной формы является секвенция.
Секвенция – это повторение мотива от разных звуков (в мелодике) или гармонической последовательности от разных ступеней в гармонии.
В этой статье я буду говорить в основном о мелодических секвенциях.
Хотя секвенции были распространены еще в эпоху барокко (например, всем известная Гроза Вивальди насквозь пронизана секвенциями, как гармонического, так и мелодического плана) истинную популярность они начали получать со времен Чайковского. Однако поскольку он применял их порой в довольно предсказуемых обстоятельствах, его часто упрекали в популизме и дурном вкусе. Тем не менее, если Вы хотите создать что-то запоминающееся и въедливое)) – то секвенции, то, что Вам нужно.
Классификацию секвенций можно разделить на несколько групп:
Сделаем уточнение. Ядром секвенции называется мотив, который является основой секвенции. Он может состоят минимум из 2х нот. На практике же, чаще всего используются более длинные мотивы для секвенцирования.
По типу движения внутри ядра секвенции делятся на несколько наиболее распространённых видов:
По типу распределения во фразе:
Квадратная секвенция имеет строение, совпадающее с количеством долей и тактов, в которых она строится.
Это секвенция количество нот и долей, в которой не совпадают с метром и размером такта, но длятся четное количество долей текущей пульсации (например, секвенция длиною в 10 шестнадцатых). Такая секвенция через определенное количество долей такта будет попадать на сильную долю.
Секвенция может состоять из нескольких звеньев, при чем каждое звено будут иметь свою структуру не равную долям такта и не делимую на два. (Например, секвенция 7+5)
По типу ладового движения
Движение происходит внутри заранее выбранного лада. В этом случае интервалы между нотами будут видоизменяться в зависимости от того, от какой ступени лада повторяется звено секвенции.
Движение внутри ладовой структуры. Например, фригийский лад или уменьшенная гамма.
Движение по хроматизму (восходящее и нисходящее)
Секвенция в музыке
Приветствую всех читателей нашего блога! Сегодня хотелось бы продолжить рассказывать про теорию музыки и рассмотреть интересный и часто встречающийся прием. Это секвенция. Мы разберём, что же это такое, рассмотрим различные классификации и послушаем примеры. Итак, начнём. Секвенция в музыке – это последовательность идентичных мелодических или гармонических оборотов, образующих повторяющуюся цепочку и отстоящих друг от друга на определённую высоту. В зависимости от этой высоты (направления смещения), секвенция может быть восходящей или нисходящей. Оборот секвенции может состоять, как из небольшого количества нот (например, 3-4 ноты), так и из музыкальной фразы (несколько тактов).
Простейший пример секвенции
Терминология для составных частей секвенции следующая.
Первоначальный оборот секвенции — мотив, музыкальная фраза. Дальнейшее повторение мотива образует составную часть секвенции и называется звеном. Интервал, на который каждый раз сдвигается звено, — шаг секвенции.
Являясь динамическим фактором развития, секвенция может встречаться в произвольном месте композиции. Восходящая — создаёт эмоцию, заставляя ожидать кульминацию. Нисходящая — наоборот, успокаивая, оттягивает финал музыкальной темы. Также, путём опевания нот трезвучия, секвенция способна вызывать эффект «топтания на месте» (пример — русский народный танец «Камаринская»).
Камаринская (в исполнении оркестра им. Осипова)
Виды секвенций в музыке
Возможны различные масштабы секвенций:
Различные виды секвенций образуют классификацию. По тональности:
По шагу: секунда, терция, кварта, квинта. Шаг модулирующей секвенции — постоянен, шаг диатонической секвенции — переменен и зависит от конкретной тональности, в рамках которой она применяется.
По числу звеньев: двухзвенная, трёхзвенная и т.д.
По степени точности:
По типу распределения:
Имитация — приём, осуществляемый путём исполнения одной музыкальной фразы несколькими голосами (полифонически) — поочерёдно или пересекаясь друг с другом. Тогда применяется имитируемая, каноническая секвенция, когда повторяющийся элемент каждый раз перемещается на новую высоту, звуча разными голосами.
Большинство секвенций обладают свойством обратимости, т.е. бесконечны. При этом, они могут быть как восходящими, так и нисходящими.
Посредством кварто-квинтового построения образуется т.н. золотая секвенция — шаблон произведений, присущий современной эстраде. В частности, её можно встретить в песнях Игоря Крутого. Но использовалась золотая секвенция ещё задолго до эстрадных песен в произведениях таких величайших композиторов, как Бах и Гендель. Строится она следующим образом. Для какой-либо тональности – это последовательность аккордов, которые строятся на 1-4-7-3-6-2-5-1 ступенях.
Гендель — Пассакалия
Секвенции встречаются в грегорианском католическом песнопении. Чтобы привести примеры секвенции в классической музыке, достаточно вспомнить произведения П.И.Чайковского:
П.И. Чайковский — Времена года. Июль.
П.И. Чайковский вступление к опере «Евгений Oнегин»
Помимо него, секвенции можно услышать также у Вагнера, Вивальди и многих других композиторов.
А теперь хотел бы привести пример, как играть секвенции на гитаре. На видео вы сможете увидеть несколько разных примеров одинаковых музыкальных фраз, которые отличаются друг от друга по высоте.
Восходящие секвенции на гитаре
Таким образом, секвенция — уникальный и многогранный инструмент в теории музыки, способный как соединить между собой сложные построения, так и лечь в основу самостоятельных упрощённых мотивов, доступных для запоминания.
Надеюсь, что наша статья оказалась полезной для вас. Пишите комментарии и делитесь ссылками в социальных сетях. Все кнопки – ниже.
Секвенции
Очередной урок посвящен секвенциям. Я уже подробно писал о мелодических секвенциях. В этом уроке коснусь также гармонических секвенций.
Сначала конспект урока
Секвенцией называется перемещение какого-либо мелодического или гармонического оборота в восходящем или нисходящем направлении по определенным интервалам.
Мелодико-ритмический рисунок и гармоническая основа перемещаемого музыкального материала при этом в основном сохраняются, но всякий раз звучат или на других ступенях, или в других тональностях.
Оборот, положенный в основу секвенционного перемещения, называется звеном или мотивом секвенции. Минимально он может состоять из двух разных по высоте звуков (в мелодической секвенции) или двух различных аккордов (в гармонической секвенции), но может быть и гораздо более развитым.
Протяженность секвенции в целом (то есть количество содержащихся в ней звеньев) во многом зависит как от внутренней структуры самого мотива, так и от темпа исполнения музыки: если звенья достаточно велики, а темп медленный их будет меньше (три-четыре), если же звенья короткие, а темп быстрый — их может быть значительно больше. Секвенция может быть образована минимально из двух звеньев.
Интервал, на который перемещается звено (мотив) секвенции, называется интервалом перемещения (или шагом секвенции). Он определяется соотношением между начальными звуками (аккордами) звеньев. Интервал перемещения может быть постоянным (для данной секвенции) или переменным (то есть изменяться в процессе развития секвенции)
По тональному признаку секвенции подразделяются на два вида:
1) тональные (или диатонические) и
2) модулирующие (последние имеют две разновидности — хроматические и транспонирующие).
Тональной называется секвенция, не выходящая за пределы данного лада. Перемещение в ней производится по разным ступеням одной и той же тональности. Поэтому при сохранении в целом общих контуров мелодико-ритмического рисунка или гармонических оборотов внутри звеньев, тоновая величина встречающихся в них одинаковых по наименованию интервалов то и дело меняется, что, однако, не нарушает целостности самой секвенции.
Модулирующей называется секвенция, в процессе развития которой все время происходят тональные сдвиги.
Перемещаемые звенья строятся на одних и тех же ступенях разных тональностей.
Различие между хроматической и транспонирующей разновидностями модулирующей секвенции состоит в том, что первая из них развивается по родственным тональностям (то есть по тональностям диатонического родства), во второй же непосредственно сопоставляются самые различные неродственные тональности, так как перемещение делается, как правило, на какой-либо неизменный интервал (например, по малым секундам или большим терциям и т. п. ).
При этом следует иметь в виду, что при перемещении по разновеликим терциям (например, б. 3 — м. 3 — б. 3 —м. 3 и т.д. ) или чистым квартам хроматическая секвенция может в итоге привести к далеким тональностям (по отношению к первоначальной), хотя между соседними звеньями все время будут сохраняться родственные тональные соотношения.
Секвенции являются основой многих стилей.Гармонические секвенции активно используются в джазе, фьюжне. Мелодические в рок и металл импровизациях.Во многом неоклассика построена на секвентном развитии.
Хочется предостеречь от злоупотребления секвенциями, поскольку слишком частое их использование и большое количество звеньев приводит к застою в музыкальном развитии.
Секвенция
У композиторов много секретов – как создать выразительную мелодию, как развить ее, заставляя слушателя волноваться… мы расскажем об одном из самых простых и в то же время выразительных музыкальных явлений – секвенции.
Латинское слово sequentia означает «последовательность» (точнее, «то, что последует за чем-либо»), но речь идет о последовательности особого рода. Выстроить ее может каждый: возьмите краткий мотив (его можно сочинить самостоятельно или откуда-нибудь позаимствовать), а затем повторите его от другого звука – вот это и будет секвенция. Говоря о секвенции, обычно подразумевают не только мелодический мотив, но и сопровождающую его гармонию (иногда гармония даже ставится во главу угла). Такую «операцию» можно проделать несколько раз – повторения от разных звуков именуются звеньями секвенции. Переносить мотив можно на разные интервалы – это называется шагом секвенции, передвигаться мы можем вниз (нисходящая секвенция) или вверх (восходящая), оставаясь в пределах одной тональности (немодулирующая) или переходя в другую (модулирующая). Передвигаться можно по звукоряду тональности (диатоническая секвенция) или используя повышенные и пониженные ступени (хроматическая).
Как видим, секвенции бывают разными. Но для чего они нужны? Как известно, музыка существует во времени, а время – это постоянное изменение. В этом смысле секвенция являет собою истинный пример единства и борьбы противоположностей: изначально заданный мотив одновременно и сохраняет свое лицо, и приобретает другое звучание, изменив свое положение в ладу. Именно поэтому секвенционное развитие так часто используется в разработке сонатной формы: обращаясь таким образом с яркими, узнаваемыми мотивами, вычлененными из тем экспозиции, композиторы раскрывают в них новые грани, наполняют новым смыслом. Впрочем, и при построении темы секвенция многое может дать – именно секвенционное построение наполняет такой неудержимой страстью тему любви в опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» – мелодия, развертывающаяся по типу восходящей секвенции, словно тянется к некой вершине, которая остается недостижимой (как недостижимо счастье для героев оперы).
Итак, секвенция – это повторение мотива от разных ступеней… но что же имеют в виду музыканты, говоря о «секвенции Dies irae»? Ведь в этой суровой мелодии нет подобной структуры. Слово «секвенция» имеет еще одно значение – разновидность средневекового католического одноголосного песнопения (монодии). Секвенции исполнялись во время мессы перед чтением Евангелия и первоначально представляли собой дополнение к «Аллилуйя», за которым они следовали.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Подобные посты
Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века
(1829-1869) В первой половине XIX века деятельность американских композиторов не имела такого резонанса, как творчество писателей. Тем не менее, их творчество стало необходимым строительным материалом для национальной композиторской школы, сложившейся лишь к последней четверти XIX века. Одним из подвижников развития национальной музыкальной культуры стал Луи Моро Готтшалк – пианист, композитор, дирижер, музыкальный критик, педагог […]
Борис Эмильевич Блох
(р. 1951) «Пианист, вызывающий острое чувство тоски по прошлому, по пианизму великих», – так охарактеризовал один музыкальный критик исполнительскую манеру Бориса Эмильевича Блоха. Этот пианист, родившийся и начавший свой творческий путь в СССР, но рано покинувший родину, ныне известен ценителям фортепианного искусства во всем мире. Родина Бориса Блоха – Одесса. В семье, в которой он […]
Дариус Мийо
«…Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была “эпатировать буржуа”» М. Бауер. Дариус Мийо запомнился как создатель легкой карнавальной музыки и как музыкант, привнесший мотивы бразильской культуры в русло академической музыки. При этом он был одним из самых плодовитых композиторов XX века, его творческое наследие включает 430 опусов. […]