что такое сэк американский футбол
Шпаргалка по правилам американского футбола для тех, кто только начинает
Основы игрового процесса с иллюстрациями.
От автора. Привет! Меня зовут Саша Бушмакин, и я веду блог о том, как полюбить американский футбол. Сам я активно интересуюсь американским футболом всего пару лет, но именно в этом и вижу свое преимущество: я еще не перешел в разряд закоренелых любителей, называю этот спорт «американским футболом» и не сыплю кучей непонятных терминов с изрядной долей снобизма. Вместо этого попробую простым языком довести вас до сути. В первом тексте я рассуждал, зачем вообще стоит обращать внимание на американский футбол, в этом постараюсь как можно проще объяснить основы правил.
Разобраться в правилах – определенно первый шаг на пути к увлечению новым видом спорта. В американском футболе они достаточно навороченные, и в этом тексте я опущу разные нюансы, без которых вполне можно уже начать смотреть матчи. Еще я буду коротко комментировать оформление трансляций в американском футболе – мне кажется это очень важным, без этого знания можно запутаться, даже если уже начинаешь понимать правила. Так или иначе я буду повторять за Википедией, но каждый значимый пункт я буду иллюстрировать.
Не все из написанного ниже – именно правила. Многое просто описывает процесс игры, к которому американский футбол пришел за годы развития и изменения. Так оптимально на данный момент, именно такую игру можно увидеть в большинстве матчей.
Как вообще проходит игра?
Матч в американском футболе идет 60 минут: 4 четверти по 15 минут. Если по истечении 60 минут ничья, команды играют дополнительный пятнадцатиминутный отрезок. Если и после него ничья, то в матчах регулярного сезона больше не играют и засчитывают ничейный результат, а в плей-офф играют еще овертаймы, пока не определят победителя.
Я обещал, что параллельно буду показывать интерфейс телетрансляций – тут на виртуальном табло чуть больше информации, чем в других видах спорта. Время – одно из основных. На табло указана четверть (1st – первая) и время до ее окончания (1:02). 12 – оставшиеся секунды, в течение которых атакующая команда должна ввести мяч в игру.
Размеры поля – примерно как в футболе. В длину оно 120 ярдов (в американском футболе все измеряется в ярдах, один ярд – это примерно 91 сантиметр). Так вот, эти 120 ярдов длины бьются на три большие зоны: по краям есть десятиярдовые зачетные (или очковые) зоны (по одной на команду), центральные 100 ярдов – основное поле действия. Зачетные зоны часто отличаются еще и внешне – все поле зеленое, а их красят в цвета команды хозяев. Про ширину поля можно не думать, вся логика игры идет по вертикали – совершенно не важно, на каком из флангов находится мяч, важно только, на каком расстоянии от какой зачетной зоны он находится.
Вот так схематично выглядит поле для американского футбола. Прямоугольники по краям без отметок – зачетные зоны. На само поле наносится разметка, которая помогает понять, на каком удалении от зачетных зон сейчас идет игра.
В центре каждой лицевой линии установлены ворота, у которых есть штанги по бокам и нижняя перекладина. Далеко не всегда командам нужны ворота (можно набрать бесконечно много очков, ни разу не задействовав ворота), но всегда, когда дело доходит до ворот, игрокам нужно ударить по мячу ногой и попасть в пространство между перекладиной и штангами.
Команда в белом только что пробила по воротам.
Главная цель – набрать больше очков, чем соперник. Набирать очки можно разными способами. Об этом подробнее будет дальше, но главная общая черта – набор очков всегда связан с зачетной зоной соперника. Нужна либо сама зона как прямоугольная область на поле, либо ворота (которые стоят на задней линии этой зоны).
Очки, как и во всех остальных видах спорта, указаны рядом с названиями команд. На этом скриншоте у «Рэмс» 6 очков, у «Сихоукс» – 14.
Вся игра бьется на множество эпизодов, в которых одна команда владеет мячом и атакует, а другая обороняется. Одновременно на поле от каждой команды находится по 11 человек. Я бы вынес это в необязательные нюансы, но невозможно будет не заметить даже новичку: на атаку и на оборону у команд выходят играть разные игроки, это не запрещено. Поэтому у каждой команды обычно есть отдельный состав на атаку, отдельный состав на оборону и даже отдельный состав на специальные розыгрыши. А у каждого состава еще есть запас.
Саму смену команд во время трансляции застать достаточно сложно – в это время показывают либо повторы моментов из матча, либо рекламу.
А как зарабатываются очки?
Есть несколько способов набрать очки. Основной и приносящий наибольшее число очков – занести мяч в зачетную зону соперника. Варианты занести очень похожи, но есть небольшие отличия.
Во-первых, можно забежать с мячом в руках в зачетную зону.
Атака команды в белом: игрок под номером 30, который изначально стоит позади всех, разбегается, забирает мяч у партнера и врывается в зачетную зону команды в салатовом.
Во-вторых, можно принять пас, находясь на ногах в зачетной зоне соперника.
Атака команды в белом. Разыгрывающий игрок отбегает назад и отдает мягкий короткий пас на игрока в зачетной зоне красных. Тот ловит мяч, очки набраны.
И в-третьих, можно держать мяч в руках, полностью затащить его в зачетную зону, но при этом самому не быть в зоне. Короче говоря, самое важное – мяч должен быть в зоне.
Атака команды в белом – уже заключительная фаза, когда 14-й номер принимает пас. После приема он делает кувырок (думаю, ненамеренно) и заносит мяч в зачетную зону, не забегая туда самостоятельно.
Этот способ заработать очки называется тачдаун и приносит 6 очков. После него у команды есть возможность заработать дополнительные очки. Можно ударить по воротам и заработать 1 дополнительное очко, а можно начать розыгрыш с очень-очень близкого расстояния от зачетной зоны соперника и еще раз занести тачдаун – такой финт даст 2 дополнительных очка. Внешне это никак не будет отличаться от предыдущих вариантов, поэтому оставлю вас без иллюстраций.
Второй способ заработать очки – ударить по воротам и забить гол. Не после тачдауна, а во время отдельного самостоятельного розыгрыша. Такой способ называется филд-гол и приносит 3 очка.
Третьим, и последним, способом набрать очки может только защитный состав команды. Для этого она должна как бы «зажать» атакующую команду в ее зачетной зоне: игрока с мячом могут повалить в зачетной зоне, он может выбежать из зачетной зоны за пределы поля (то есть только в стороны и назад) с мячом в руках или выронить мяч, который сам укатится за пределы поля. Это называется сейфти и приносит команде 2 очка. Если вы только начинаете разбираться в американском футболе, я бы даже не зацикливался на сейфти – это настолько редкая штука, что видео со всеми сейфти за прошлый сезон занимает три с половиной минуты.
Атака команды в белом. Игрок, который изначально стоит позади всех, забирает мяч у партнера и пытается выбежать из своей зоны вправо по диагонали, но его валит на землю игрок в синем. 2 очка получает команда в синем.
Как все же устроен игровой процесс?
А теперь о том, за чем придется наблюдать большую часть времени. Как я уже говорил раньше, вся игра бьется на короткие розыгрыши, где одна команда атакует, а вторая защищается. До ввода мяча в игру команды стоят по разные стороны от линии, на которой установлен мяч. Каждый розыгрыш начинается с того, что игрок по центру отбрасывает мяч на игрока позади него. Дальше идет сам розыгрыш (о вариациях позже) и там, где он закончится, будет начинаться следующий. Помните, я говорил, что не важна ширина поля? Так вот, абсолютно все равно, в какой точке поля по ширине находился мяч в конце эпизода. Важно только, где он находился по длине.
Как понять, где заветная черта обнуления попыток?
На табло во время трансляции показывается, какая идет попытка и сколько ярдов осталось до обнуления. К тому же, на поле во время трансляции чертят виртуальные линии (как во время определения оффсайда в футболе). Игроки же на поле понимают это по особым маркерам оранжевого цвета, их держат судьи по бокам от поля.
Мяч у команды в салатовом. Об этом говорят 2 детали: стрелка, наложенная на поле, и желтая тонкая метка на табло около названия команды. Надпись 2nd&7 говорит о том, что у команды сейчас начнется вторая попытка, а до обнуления осталось пройти 7 ярдов. Стартовая линия розыгрыша показана синим цветом (на самом поле), а линия обнуления – желтым.
Ты обещал рассказать про розыгрыши. Что там происходит?
В американском футболе разрешено сделать 1 пас вперед за розыгрыш – это, кстати, одно из самых заметных отличий от регби. Такая опция делит все розыгрыши на 2 большие группы: когда пасуют вперед и когда не пасуют вперед.
Типичный пасовый розыгрыш: центральный игрок отбрасывает мяч назад на разыгрывающего, тот ищет нужного партнера впереди и бросает ему мяч. Если тот ловит мяч, то может убегать вперед, насколько сможет. Розыгрыш закончится там, где игрока с мячом повалят на землю или вытолкают за пределы поля. Но если пас не примут, то розыгрыш начнётся с той же точки, что и предыдущий, а одна попытка просто сгорит.
Если разыгрывающий решает не бросать мяч вперед, то он может либо побежать с мячом самостоятельно (такое происходит реже), либо доверить это партнеру, который стоит сзади. Логика завершения розыгрыша здесь такая же: как только игрока с мячом валят на поле или выталкивают за пределы, розыгрыш останавливается.
А обязательно всегда только одна команда может атаковать во время розыгрыша?
Нет, обороняющаяся команда может завладеть мячом в рамках розыгрыша. Это происходит в трех случаях: они либо перехватывают пас, либо отбирают его прямо из рук соперника, либо подхватывают мяч, который соперник уронил. И теперь уже они атакуют и могут зарабатывать очки. Такие ситуации всегда интересны – команды меняются ролями и начинают выполнять непрофильные действия: те, кто заточен атаковать, вынуждены обороняться, и наоборот.
Атака команды в белом. Разыгрывающий игрок отдает плохой пас вперед, мяч перехватывает игрок в красном, начинается атака его команды.
Получается, что пасовые розыгрыши более рискованные: мало того, что пас может не пройти, ты потратишь попытку и не продвинешься вперед, так еще его могут перехватить. С другой стороны, на пасовом розыгрыше можно очень значительно продвинуться.
Но можно же еще бить по воротам. Это тоже вариант розыгрыша?
Чаще всего четвертая попытка отличается от трех предыдущих. Представьте, что за первые три попытки команде не удалось протащить мяч до черты обнуления. Что тогда делать в четвертой попытке? Ведь есть большой риск не пройти нужные ярды и отдать мяч сопернику. Во-первых, можно все-таки рискнуть и сыграть что-то стандартное. Во-вторых, можно пробить по воротам, если ворота недалеко. В-третьих, можно с ноги выбить мяч как можно дальше на сторону соперника. В таком случае мяч перейдет к сопернику, но ему придется начинать довольно далеко от нужной ему зачетной зоны. Как раз вторая и третья ситуация – специальные розыгрыши, на которые выходят специальные составы.
Команда в белом не рискует и на четвертой попытке выбивает мяч сопернику. Игрок салатовых принимает, теперь начинается владение его команды.
Можно, конечно, и не дожидаться четвертой попытки и ударить по воротам раньше, если в этом есть смысл: например, осталось времени только на один розыгрыш или трех очков будет достаточно, чтобы выиграть матч.
А еще можно обмануть соперника: сделать вид, что собираешься бить по воротам, а самому взять мяч и побежать вперед. Это очень рискованно, но иногда может сработать.
А как штрафуют за нарушения правил?
Есть несколько видов нарушений правил, подробно о которых сейчас точно нет смысла рассказывать – для начала я бы просто привык к общему ходу игры, а потом уже вникал бы в нарушения. Пока расскажу просто несколько коротких фактов.
В качестве наказания за нарушение линия начала розыгрыша сдвигается в нужную сторону в зависимости от того, какая команда нарушила. Нет никаких желтых и красных карточек или двухминутных дисквалификаций.
Решение судьи – не всегда финальное. Пострадавшая команда вполне может отклонить наказание, если ей это не выгодно. Например, в ходе розыгрыша команда заработала очки, но оказалось, что соперник нарушал правила. Если согласиться с наказанием, то очки не засчитают, а розыгрыш придется переигрывать, сдвинув линию мяча. Но если отказаться, то розыгрыш будет считаться сыгранным, набранные очки никто не отберет.
В американском футболе есть потрясающая практика – после каждого фола судья объявляет решение в микрофон на весь стадион: кто нарушил, что нарушил и какое наказание следует.
А как понять, откуда вообще начинать вести мяч в начале игры?
В начале каждой половины игры и после заработанных очков игрок команды, которой предстоит защищаться, ногой с земли выбивает мяч со своей половины поля сопернику. Атакующая команда ловит мяч и старается протащить его как можно дальше – там, где игрока с мячом остановят, и будет линия начала первого розыгрыша. Принцип, кстати, похож на стритбольный – там тоже начинаешь атаку после того, как соперника сам отдаст тебе мяч.
Команда в белом выбивает мяч со своей половины поля, игрок команды в черном ловит его и бежит с ним вперед. Начинается владение команды в черном.
Я намеренно не стал останавливаться на каких-то нюансах и терминах. Правила и процесс игры в американском футбол и так достаточно грузные, чтобы разобраться во всем сиюминутно. Того, о чем написано в тексте, вполне хватит, чтобы уже начать смотреть игры. Сейчас это удобно делать на сайте НФЛ – их подписка NFL Game Pass сейчас бесплатная, можно смотреть все матчи прошлого сезона. Или можно пойти на ютуб-канал лиги, в последних видео там есть несколько полных записей матчей прошлых лет.
В следующих текстах я подробнее остановлюсь на других нюансах игрового процесса, на позициях и ролях атакующих и оборонительных составов, расскажу несколько лайфхаков, которые помогли мне самому быстрее погрузиться в атмосферу американского футбола, расскажу о командах и том, как устроен сезон в НФЛ.
Тотальный ликбез по НФЛ
Надеюсь, мой первый материал об НФЛ убедил вас в необходимости просмотра матчей американского футбола и вы уже отметили в календаре дату начала нового сезона заокеанской лиги. Если вы до этого никогда не имели дела с американским футболом, то вам стоит разобраться в его основных принципах, правилах и терминах, потому что хотя бы без базовых знаний смотреть НФЛ не особо-то и прикольно. Именно этим вопросам и посвящен мой второй материал об НФЛ. Теперь вы узнаете, чем пантер отличается от кикера, сколько очков дают за филдгол и почему фамбл – это плохо. Осторожно – впереди лонгрид, но по-другому никак, так что извините. Начнем с самых азов.
Как проходит матч в НФЛ
Одновременно на поле находится по 11 игроков с каждой стороны. Главная цель атаки – занести тачдаун в зачетную зону соперника. Защита, соответственно, должна этому помешать. Зачетные зоны команд разделяет 100 ярдов (91,44 метра). Именно это расстояние и нужно пройти атакующим.
У атаки есть 4 попытки (дауна, от английского «down»), чтобы пройти 10 ярдов. Если им удается их пройти, то отсчет даунов снова начинается с первого. Если команда использовала все четыре дауна и не прошла 10 ярдов, право на атаку переходит другой команде, при этом свою атаку они начнут с того места, где закончился розыгрыш четвертого дауна. Побеждает команда, которая набрала больше очков.
Если по итогам основного времени счет равный, то играется 10-минутный овертайм. В овертайме побеждает команда, которая первой занесет тачдаун. Если за весь овертайм это никому не удалось, то фиксируется ничья, но такое случается крайне редко. В плей-офф овертаймы играются до победного.
Сколько длится матч в НФЛ
Матч в НФЛ длится 60 минут чистого времени и разбит на четыре четверти по 15 минут. Время в американском футболе гибридное – оно может как ставиться на паузу, так и продолжать идти после завершения розыгрыша мяча. Время останавливается, если игрок атаки не сумел принять пас и мяч упал на газон или если игрок после приема мяча выбежал за пределы поля. Также время останавливается после тачдауна, тайм-аута, перехода владения мячом от одной команды к другой, на рекламный тайм-аут (по аналогии с хоккеем) и за 2 минуты до конца второй и четвертой четвертей (так называемый «two minute warning»). Не останавливается время, если игрок атаки с мячом был свален на газон в пределах поля.
Между второй и третьей четвертями делается большой перерыв на 12 минут. Между остальными четвертями паузы символические. С учетом всех пауз и остановок, матч НФЛ может растянуться на три часа.
За что в американском футболе начисляют очки
Тачдаун – 6 очков. Самое ценное действие в американском футболе. Для тачдауна необходимо занести мяч в зачетную зону соперника. Тачдаун засчитывается, если мяч в руке игрока пересекает линию зачетной зоны. Самому игроку при этом совсем необязательно перебегать эту линию. Также тачдаун засчитывается если игрок ловит мяч в зачетной зоне соперника.
Двухочковая реализация – 2 очка. После тачдауна, вместо экстра-поинта, команда может решить провести двухочковую реализацию. Мяч устанавливается на отметку в два ярда, после чего нападение должно занести еще один тачдаун. В случае успеха они зарабатывают 2 очка. Обычно такой тип реализации применяют команды, которым нужно сократить минимальное отставание в самом конце игры.
Филдгол – 3 очка. Если у команды остался последний даун, но до зачетной зоны слишком далеко, чтобы занести тачдаун, они могут пробить филдгол. Механизм филдгола абсолютно идентичен экстра-поинту – нужно попасть в ворота за зачетной зоной. Филдгол пробивается с того расстояния, на котором остановилось нападение.
Сэйфти – 2 очка. Это способ, которым очки может заработать защита. Сэйфти засчитывается, когда защитникам удается свалить на газон игрока нападения с мячом в зачетной зоне его команды.
Двухочковая реализация защиты – 2 очка. Очень редкий способ набрать очки. Если защите удается заблокировать пробитие экстра-поинта и после блокировки мяч подбирает игрок защиты, то ему нужно занести тачдаун.
Основные термины НФЛ
Снэп (Snap) – розыгрыш мяча в начале дауна при котором центральный игрок линии нападения отбрасывает мяч назад в руки квотербеку.
Фамбл (Fumble) – потеря мяча игроком. Если игрок завладел мячом, а затем после силового приема, столкновения или по любой другой причине выронил его из рук – это фамбл. После фамбла мяч нужно заново подхватить или накрыть собой. Если его подхватывает игрок команды нападения, то атака продолжается с того места, где мяч был подхвачен. Если его подхватывает игрок команды защиты, то право на атаку переходит к его команде. Помимо этого, защитник может занести тачдаун самостоятельно, если после подхвата мяча его никто не свалит на газон.
Сэк (Sack) – ситуация, при которой защитникам удается свалить квотербека на газон до того, как он избавится от мяча.
Тэкл (Tackle) – силовой прием, выполняемый защитником против нападающего, который приводит к остановке продвижения нападающего.
Перехват (Interception) – ситуация, при которой игрок защиты перехватывает в воздухе летящий мяч до того, как он упадет на газон или его поймает игрок нападения. Хотя иногда мяч перехватывается и не руками. Главное – чтобы он не коснулся газона.
Незавершенный пас (Incomplete) – если игрок нападения не сумел поймать мяч и он упал на газон, или если сразу же после приема мяча в него врезался защитник и он выронил мяч, фиксируется незавершенный пас.
Линия скриммиджа (Line of scrimmage) – воображаемая линия, которая разделяет команды перед началом каждого дауна и на которой лежит мяч.
Как устроена НФЛ
Всего в НФЛ участвуют 32 команды, которые поровну разделены на две конференции – Национальную (NFC) и Американскую (AFC). Внутри каждой конференции команды, также поровну, разделены по географическому принципу на четыре дивизиона – Север, Восток, Юг и Запад.
Регулярный сезон НФЛ состоит из 16 игр. Стоит отметить, что в НФЛ командам не начисляют очки за победы. Итоговые места распределяются по проценту побед. В плей-офф проходят шесть первых команд от каждой конференции – это чемпионы дивизионов и две лучшие команды из остальных. Как показывает практика, для попадания в плей-офф нужно минимум 10 побед. Хотя в некоторых случаях может хватить и 8-9 викторий, но бывает это крайне редко.
Сам плей-офф состоит из четырех раундов. В первом раунде третья команда играет с шестой, а четвертая – с пятой. Этот раунд называется «wild card». Первая и вторая команды его пропускают (это одна из плюшек за хорошие выступления в регулярке). Во втором раунде, который называется «divisional round», победитель регулярного сезона играет с худшей командой, которая прошла первый раунд плей-офф. То есть, если из первого раунда дальше проходят третья и пятая команды, то победитель сыграет с пятой. Если пройдут шестая и четвертая – он играет с шестой. Второму месту, соответственно, достается оставшаяся команда. Третий раунд – это финал конференции. Победитель этого матча получает звание чемпиона конференции и попадает в главное спортивное событие года в США – Супербоул, который и является финальным, четвертым раундом плей-офф.
Победитель Супербоула провозглашается чемпионом НФЛ и получает Трофей Винса Ломбарди, названый в честь легендарного тренера, который победил в самом первом Супербоуле. Все раунды плей-офф состоят из одного-единственного матча, так что права на ошибку у команд нет. Преимущество домашнего поля в каждом раунде, кроме Супербоула, получает команда, которая финишировала выше по итогам регулярного сезона. Место проведения Супербоула определяется намного заранее (уже сейчас известны все города, которые будут принимать Супербоул до 2025 года).
Какие позиции на поле в американском футболе
Нападение (Offense)
Квотербек (QB)
Главный человек на поле и безоговорочный лидер команды. Располагается сразу за центральным игроком в атакующей линии. В задачи квотербека входит оценка ситуации на поле и подбор правильной схемы для атаки. Непосредственно в игре квотербек может отдавать пасы различной дальности, передавать мяч из рук в руки или отбрасывать на небольшое расстояние партнерам по команде, которые находятся рядом с ним, либо побежать с мячом в зачетную зону самостоятельно (применяется довольно редко). Класс квотербека очень часто определяет класс всей команды.
Уайд ресивер (WR)
Главная цель для пасов квотербека. В зависимости от игровой схемы на поле могут находиться от одного до трех ресиверов. Это очень быстрые и ловкие игроки. Располагаются они по краям поля. Их главной задачей является освободиться из-под опеки защитников, открыться под пас квотербека, поймать пас и пробежать максимальное расстояние, прежде чем их свалят на газон.
Раннингбек (RB)
В зависимости от схемы на поле находятся один или два раннигбека. Чаще всего они располагаются на небольшом расстоянии позади квотербека или сбоку прямо рядом с ним. Это мощные игроки, главной задачей которых является прорыв сквозь защитную линию соперника. Обычно используются в ситуациях, когда команде нужно пройти небольшое расстояние в атаке или занести тачдаун с небольшого расстояния, но элитные раннигбеки вполне могут пробежать и бОльшую половину поля или вовсе выступить в качестве ресивера.
Тайт энд (TE)
По сути тот же ресивер, но более массивный, с расширенными функциями и немного другой позицией на поле. В зависимости от схемы на поле могут быть один или два тайт-энда. Располагается он либо посередине между ресивером и лайнменами (кто это такие – объясню ниже), либо рядом с лайнменами. Тайт-энд, как и ресивер, может освободиться от опеки защитника и открыться под пас, либо может наоборот заблокировать защитника, обеспечивая необходимое пространство для прорыва раннигбека.
Центр (С)
Массивный и тяжелый игрок, который располагается (сюрприз-сюрприз) в центре линии нападения. Именно он отбрасывает мяч квотербеку во время снэпа. Помимо этого, у него есть две задачи. Первая – не пропустить игрока соперника к квотербеку. Вторая – отодвинуть защитника, открывая дыру для прорыва раннигбека.
Оффенсив гард (OG)
Если вы хорошо знаете английский, то уже можете догадаться о задачах этих игроков. На поле находится два гарда (левый и правый), располагаются они по бокам от центра. Как и центр – это очень большие и тяжелые игроки. Их главная задача – не пропустить игроков соперника к квотербеку. После розыгрыша мяча они зачастую немного отходят назад и в сторону, формируя так называемый «карман» (pocket) вокруг квотербека. Но иногда они могут наоборот устремиться вперед, расчищая путь для раннигбека.
Оффенсив тэкл (ОТ)
Тэклы довершают линию нападения из пяти игроков. Их, как и гардов, двое на поле, они располагаются сбоку от каждого гарда. Как и гарды, тэклы большие и тяжелые. Задачи тэклов отличаются в зависимости от стороны, с которой он стоит. Правый тэкл должен поставить блок защитнику и открыть таким образом дорогу для раннигбека, левый тэкл должен помогать гардам защищать квотербека, потому что зачастую левая сторона у квотербека – слепая. Он просто не видит, что происходит слева от него.
Центр, гарды и тэклы объединяются в одну группу – лайнмены.
Защита (Defense)
Дифенсив тэкл (DT)
Самые крупные и самые сильные ребята в защите. Чаще всего их двое (в некоторых схемах используется один тэкл), они располагаются напротив гардов. Их основными функциями являются перехват и блокировка раннигбека, а также прорыв сквозь гардов и атака квотербека.
Дифенсив энд (DE)
Не менее крупные и сильные ребята, чем тэклы, которые при этом обладают еще и высокой, как для своих габаритов, скоростью. Эндов двое, расположены они по краям от дифенсив тэклов и их главная задача – это охота на квотербеков. Они должны прорваться сквозь гардов и завалить квотербека на газон.
Лайнбекер (LB)
Это самые умные и атлетичные игроки защиты. Чаще всего лайнбекеров трое (их количество может варьироваться от одного до четырех), располагаются они сразу за тэклами и эндами. Существует условное деление на миддл-лайнбекеров (MLB) и аутсайд-лайнбекеров (OLB). Как можно догадаться из названий, миддл стоит в центре, а аутсайд – по краям. Лайнбекеры выполняют массу функций, а именно перехват раннигбека, атака квотербека, атака ресиверов. Лайнбекеры также могут перехватить короткий пас и начать атаку своей команды. Очень часто их называют «квотербеки защиты», потому что они должны за минимальное количество времени правильно оценить ситуацию на поле и принять верное решение.
Корнербек (CB)
Самые быстрые игроки защиты. Они противостоят ресиверам, поэтому скорость является ключевым параметром для корнербека. В зависимости от схемы на поле могут находиться от двух до четырех корнербеков. Чаще всего они располагаются аккурат напротив ресиверов и играют персонально против своего игрока. Корнер должен помешать ресиверу поймать пас, в идеале – сделать перехват. Если ресивер все-таки поймал мяч, то корнер должен максимально быстро завалить его на газон.
Сэйфти (S)
Последняя линия обороны. Если нападающим удается пройти сэйфти, то в 99% случаев это приводит к тачдауну. На поле чаще всего находятся два сэйфти (их число варьируется от двух до четырех). Они расположены ближе всех к собственной очковой зоне. Их задачей является помощь лайнбекерам и корнербекам в остановке атак. Грубо говоря, они должны подчищать ошибки своих партнеров и вовремя останавливать атаки. Сэйфти может быть высокий и сильный (Strong Safety), либо мелкий и шустрый (Free Safety). В первом случае он играет ближе к лайнбекерам и помогает останавливать раннигбеков, во втором – он помогает корнербекам в перехвате пасов.
Специальные позиции (Special Team)
Кикер (К)
Кикер пробивает филдголы и экстра-поинты, а также выполняет кик-офф. Как несложно догадаться, главным требованием к кикеру является умение сильно и точно пробить по мячу. Если игра проходит на открытом стадионе, то кикеру еще нужно уметь делать поправку на ветер, чтобы понимать, куда полетит мяч.
Пантер (Р)
Пантер пробивает панты. Еще один сюрприз, правда? Хотя иногда пантеры проводят хитрые обманные комбинации и вместо пробития панта они отдают пас либо устремляются с мячом в зачетную зону.
Кик ритёрнер (KR) и Пант ритёрнер (PR)
Функции этих игроков практически дублируют друг друга, иногда эти позиции закрывает один и тот же человек. Кик ритёрнер – это игрок, который ловит мяч после кик-оффа и пытается пройти с ним максимально большое расстояние. В идеале – занести тачдаун. Пант ритёрнер выполняет все то же самое, но после пробития панта. Эти позиции чаще всего закрывает ресивер или раннигбек, который практически не принимает участия в атаках своей команды, когда она владеет мячом. Хотя бывают и исключения при которых возвратами мяча занимается основной ресивер или раннигбек команды.
Как и за что наказывают в НФЛ
Матчи НФЛ обслуживают семь арбитров (officials). Когда кто-то из них фиксирует нарушение, он выбрасывает на поле ярко-желтый флажок, но игра при этом не останавливается. Когда эпизод доигран до конца, арбитр выходит на центр поля и объявляет тип нарушения, сторону (атака или защита), номер нарушителя и наказание.
Наказывают в американском футболе ярдами. Если сфолило нападение, то их отодвигают от зачетной зоны соперника, если сфолила защита – нападение наоборот подвигается ближе к очковой зоне. Наказывать могут 5, 10 и 15 ярдами. Также за некоторые фолы защиты нападению могут присуждать автоматически первый даун.
Типов нарушений очень много, но самые распространенные следующие фолы:
Захват за маску (Face mask) – думаю, понятно и без объяснения. Если игрок схватил своего соперника за маску шлема – это фол. Наказывается 15 ярдами и автоматическим первым дауном.
Задержка (Holding) – фиксируется, когда игрок держал или тянул соперника, который не владел мячом. Наказывается 10 ярдами.
Помеха пасу (Pass Interference) – фиксируется при любом физическом контакте между защитником и нападающим до того момента, пока нападающий не поймает мяч. Исключение – если защитник сам пытался поймать пас и при этом произошел контакт. Карается переносом мяча в место нарушения (то есть потенциально это могут быть и 50, и 60 и даже больше ярдов).
Задержка игры (Delay of the Game) – если команда нападения не успевает начать розыгрыш за отведенное время (30 секунд), то фиксируется задержка игры. Наказывается 5 ярдами.
Неоправданная жестокость (Unnecessary roughness) – фиксируется, когда игрок атакует соперника при отсутствии необходимости этой атаки, например, если игрок уже не принимает участия в эпизоде или находится за пределами поля. Наказывается 15 ярдами.
Нанесение удара шлемом (Targeting) – фиксируется, если игрок наклоняет голову и атакует соперника верхушкой шлема. Наказывается 15 ярдами и может привести к дисквалификации нарушителя, если он нанес существенный урон своей жертве.
Итак, теперь вы подготовлены к просмотру матчей американского футбола. Уверен, что ваш мозг готов взорваться, а вы не запомнили и половину терминов. Но не беда! Достаточно посмотреть 2-3 игры и все позиции и термины запомнятся сами собой. На следующей неделе мы будем выбирать вам любимую команду в НФЛ!