что такое седьмица и пятидесятница

Пятидесятница

1. Пятидеся́тница – празд­ник Пра­во­слав­ной Церкви, при­над­ле­жит к дву­на­де­ся­тым. Иначе назы­ва­ется Днем Святой Троицы. Празд­ну­ется в пяти­де­ся­тый день после празд­ника Пасхи (в вос­кре­се­нье). Празд­ник Пяти­де­сят­ницы посвя­щен Соше­ствию Свя­того Духа на апо­сто­лов: на пяти­де­ся­тый день после Вос­кре­се­ния Иисуса Христа (и на деся­тый день после Воз­не­се­ния Гос­подня), когда апо­столы собра­лись вместе, «вне­запно сде­лался шум с неба, как бы от несу­ще­гося силь­ного ветра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­еся языки как бы огнен­ные, и почили по одному на каждом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­того, и начали гово­рить на иных языках, как Дух давал им про­ве­ща­вать» ( Деян. 2:2-4 ; см. также далее).

Пяти­де­сят­ни­цей закан­чи­ва­ется Пас­халь­ный цикл, и сле­ду­ю­щие недели нуме­ру­ются в бого­слу­жеб­ном кален­даре как «недели по Пяти­де­сят­нице».

2. Пяти­де­сят­ница – пять­де­сят дней от дня Пасхи до празд­ника Святой Троицы.

Бого­слу­же­ния Пяти­де­сят­ницы, дня Свя­того Духа и дня Всех святых содер­жатся в Цвет­ной Триоди.

что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть фото что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть картинку что такое седьмица и пятидесятница. Картинка про что такое седьмица и пятидесятница. Фото что такое седьмица и пятидесятница

Об укра­ше­нии храма на празд­ник Пяти­де­сят­ницы

«Укра­ше­ние моло­дыми дерев­цами берез и других пород уста­нов­лено не цер­ков­ными пра­ви­лами, а народ­ным обы­чаем. Свя­тей­ший Синод запре­тил (Указ 1875 г. 23 мая) упо­треб­лять для этого укра­ше­ния моло­дые деревца березы, а доз­во­лил упо­треб­ле­ние цветов, кустар­ных и полу­ку­стар­ных рас­те­ний и ветвей дерев. Нов­го­род­ская Духов­ная Кон­си­сто­рия разъ­яс­нила мест­ному духо­вен­ству, что древ­ний обычай укра­ше­ния в день Святыя Троицы церк­вей и домов зеле­нью необ­хо­димо под­дер­жи­вать, а не забо­титься о совер­шен­ном его пре­кра­ще­нии. Рас­по­ря­же­ние Свя­тей­шего Синода «о сохра­не­нии молод­ня­ков дре­вес­ной породы от упо­треб­ле­ния на укра­ше­ние в неко­то­рые празд­нич­ные дни храмов, жилых поме­ще­ний и пр.» имело целию не уни­что­жить этот обычай, а только предот­вра­тить ненуж­ное истреб­ле­ние моло­дых берез, в виду обще­ствен­ной же пользы, при чем, конечно, не име­лись в виду такие мест­но­сти, где самая густота лес­наго про­из­рас­та­ния тре­бует вырубки излиш­них дерев для сво­боды роста других дерев. А потому Нов­го­род­ской Кон­си­сто­рией пред­пи­сано бла­го­чин­ным, чтобы на буду­щее время они пре­кра­тили сооб­щать в полу­го­дич­ных своих рапор­тах све­де­ния, каса­ю­щи­еся молод­ня­ков дре­вес­ной породы».
Руко­вод­ство для сель­ских пас­ты­рей, 1889, 19

Как понять кондак празд­ника Пяти­де­сят­ницы?

Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Пере­вод: Когда сошел Все­выш­ний и языки смешал ( Быт.11:1-9 ), Он этим раз­де­лял народы; когда же огнен­ные языки раздал ( Деян.2:1-8 ), Он к еди­не­нию всех при­звал, и мы согласно славим Все­свя­того Духа.

Здесь налицо приём про­ти­во­по­став­ле­ния двух дей­ствий Свя­того Духа. Образ вет­хо­за­вет­ного сме­ше­ния языков для раз­де­ле­ния неко­гда еди­ного народа ( Быт.11:1-9 ) про­ти­во­по­став­лен образу ново­за­вет­ного явле­ния раз­де­ля­ю­щихся языков пла­мени ( Деян.2:1-8 ) ради духов­ного соеди­не­ния всех наро­дов в один — Единую Цер­ковь Хри­стову. При этом в сла­вян­ском пере­воде этот кон­траст уси­ли­ва­ется оди­на­ко­вым зву­ча­нием разных поня­тий: «язык» как речь и сгу­сток огня и «язык» как народ.
прот. Вита­лий Гол­ва­тенко

Источник

Седмица и неделя в православии не одно и то же?

Седмица — это неделя, а неделя — это воскресенье. Что все это значит — в «Слайдах».

Почему православные один день из семи называют неделей?

Это идет еще из древних времен: на Руси неделей назвали день, в который никто работал, то есть ничего «не делал». Слово осталось в церковном обиходе (как и церковнославянский язык богослужебных текстов), поэтому православные используют его до сих пор. Неделю (семь дней) они тоже называют по-старому — седмицей.

Почему у некоторых недель есть особые имена?

У всех недель (воскресений) в церковном календаре есть названия. Они делятся на три типа: нумерация после Пасхи или Пятидесятницы; название в честь евангельского сюжета, который читается в этот день; название в честь праздника. Выглядит это так: Неделя 3-я по Пятидесятнице (нумерация), Неделя о блудном сыне (сюжет), Неделя Торжества Православия (праздник).

Что такое сплошная седмица?

Сплошная седмица — та, у которой нет поста в среду и пятницу. В году пять сплошных седмиц:
1. Святки — период от Рождества Христова до Крещения Господня (7–18 января).
2. Мытаря и фарисея — за 2 седмицы до Великого поста.
3. Сырная седмица — перед Великим постом (но без мяса).
4. Светлая седмица — после Пасхи.
5. Троицкая седмица — после праздника Святой Троицы.

Какие еще есть седмицы с особыми названиями?

Страстная седмица (перед Пасхой), Светлая седмица (после Пасхи), Сырная седмица (перед Великим постом), Троицкая (после праздника Святой Троицы), четыре подготовительных седмицы перед Великим постом, шесть седмиц Великого поста.

Источник

Седмицы в церковном календаре

Для людей верующих во Христа по внутреннему призванию, но еще не воцерковленных, а только начинающих свое приобщение к православию перво-наперво, предстоит познакомиться с тем, как в принципе построен церковный календарь. Почему смещаются даты христианских праздников, и когда собственно следует отмечать праздники.

Особенности церковного календаря

Церковный календарь значительно отличается от светского, различия имеются даже в названии – у верующих 365 дней называются годовым кругом. Началом года церковь признает 14 сентября, а летоисчисление ведется от сотворения мира. В православном христианстве параллельно с отсчетом мироздания ведется отсчет лет от Рождества Христова.

Почему православные праздники меняют свои даты

Люди светского склада ума зачастую не понимают, почему Рождество Христово в России всегда отмечают 7 января, а праздник Светлого Христова Воскресения меняется каждый год.

Все дело в том, что церковь ведет отсчет библейских событий по солнечному и лунному календарям. Центральным праздником православия является Пасха. Именно от этого дня зависит то, на какой день выпадут последующие подвижные праздники (Вознесение Господне, день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим).

Что такое седмица?

Путаница возникает и с определением церковных недель. На самом деле все достаточно просто. Церковная неделя состоит из семи дней, отсюда название – седмица (от старославянского «седмь» – семь). В силу языковых переплетений семь дней это и есть церковная седмица.

По преданию Господь создал мир за шесть дней, а в седьмой день – почивал от трудов. Создав Землю и все вокруг, в седьмой день Бог ничего не делал, что и завещал своим созданиям. Так день седьмой превратился в день ничего «не делания» и в славянских наречиях звучит как «неделя». В светском календаре выходным днем считается воскресенье, в церковном календаре этот же день называется Неделя.

Именно с Недели начинается всякая христианская седмица. Те, кто знаком с английским языком, помнят, что неделя у англичан тоже начинается с воскресенья (сандей), затем идут понедельник, вторник и т.д. В католических странах светский и церковный календарь взаимосвязаны.

В России рабочая неделя начинается с понедельника — второго дня седмицы. В церковном календаре воскресенье является седьмым праздничным днем, так как отсчет идет от значимых событий. Неделя также начинается накануне понедельника. Как только на небе появляются звезды – начинается новый православный день.

Запомнить и понять взаимосвязь позволяют православные праздники. Так День Светлой Пасхи всегда будет выпадать на воскресный день с названием Христово Воскресение. За 7 дней до праздника выпадает «Неделя Входа Господа в Иерусалим», через 6 дней после – Неделя вознесения Господнего. То есть все светские воскресные дни должно называть неделями, и только праздник Светлой Пасхи – Воскресением Спасителя.

Какие бывают седмицы?

Верующие люди, начиная семидневную неделю в понедельник, придерживаются поста в среду и пятницу каждой седмицы. В эти дни запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения. Но в дни светлых празднеств церковь делает исключения. В первую неделю после Пасхи, завершающую долгий строгий пост, наступает сплошная Светлая седмица. Слово «сплошная» означает, что люди, которые строго соблюдали пост, могут все дни недели кушать скоромную еду, чтобы восстановить силы как физически, так и духовно. Всего в церковном календаре пять сплошных седмиц, в народе такие недели называют Всеядными, все они призваны поддержать верующих до или после долгих строгих постов.

Источник

Время церкви: что такое неделя и седмица

Приблизительное время чтения: 3 мин.

«Первая седмица великого поста завершается неделей Торжества Православия» — чудесная фраза. Она всегда заставляет задуматься даже тех, кто давно входит в храм. Неужели праздник длится целую неделю, то есть 7 дней? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу скажем, что слово «неделя» в славянских языках означает воскресенье. Время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм. Это название связано с библейской историей о сотворении мира, когда Бог в седьмой день творения отдыхал от своих трудов.

Так что «неделя Торжества Православия» — это первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами. Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье в церковно-славянском языке обозначается словом «седмица» — «Сырная седмица», «Вторая седмица Великого поста», «Светлая седмица».

Впрочем, недельный круг богослужения отличается от привычного деления суток. Для нас календарный день наступает в полночь. Воскресенье сменяется понедельником, и открывается новая неделя. Именно поэтому евхаристический пост перед Причастием отсчитывается с полуночи.

В храме все происходит немного иначе. Традиционно церковный день начинается накануне вечером, когда в храмах служат Вечерню, Утреню или Всенощное бдение. Если полностью следовать богослужебному уставу, то обычно Вечерня начинается вечером, затем монахи получают несколько часов на отдых, а потом на рассвете служится Утреня. Продолжительность же Всенощного бдения по Типикону без сокращений 8-10 часов, то есть всю ночь.

В начале ХХ века в Киевской духовной академии знаток церковного устава Михаил Скаблланович поставил эксперимент. Было отслужено «идеальное» Всенощное бдение. Героическими усилиями студенты академии за два месяца подготовили хор (скептики полагали, что на подготовку уйдет два года). Богослужение началось в шесть часов вечера и закончилась в два часа ночи.

Разумеется, в современных условиях вне монастырей такие долгие службы невозможны. Поэтому вечером совершается сокращенное Всенощное бдение, куда входит и Утреня, а в воскресенье совершается Литургия.

Поэтому воскресенье считается первым, открывающим днем недели (воскресным вечером совершается богослужение, относящееся к понедельнику), а не завершающим ее. (Например Светлая седмица длится от Пасхи до утра воскресенья, а потом начинается следующая богослужебная Седмица. То есть недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье.

Рассмотрим вопрос понятия недели и седмицы на примере Великого поста. Первая седмица Великого поста в 2021 году заканчивается воскресной литургией 21 марта в неделю Торжества Православия.

При этом у Первой седмицы Великого поста есть два смысловых центра – Прощеное Воскресенье и воспоминание о дне Торжества Православия. Во второе воскресенье поста церковь воспоминает святителя Григория Паламу, и так далее. Каждое из 6 воскресений (Неделей) Великого поста посвящены какому-то событию или святому. Поэтому мы и говорим «Неделя о…». Особняком стоит Страстная седмица. Начиная с Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим Церковь, вспоминает события из последней недели земной жизни Спасителя, поэтому каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию и проживанию какого-то события евангельской истории.

Наконец наступает Светлое Христово Воскресенье, и Великий пост заканчивается. Он продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь наших привычных недель. Во время любого Великого поста в богослужебном календаре есть 6 недель (воскресений), не считая дня Святой Пасхи, каждое из которых, как мы говорили выше, имеет свое название:

Источник

Пятидесятница: Коротко о празднике

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата (в 2021 году): 20 июня

Статус: двунадесятый праздник

Событие: один из важнейших христианских праздников.

В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.

что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть фото что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть картинку что такое седьмица и пятидесятница. Картинка про что такое седьмица и пятидесятница. Фото что такое седьмица и пятидесятница

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).

В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть фото что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть картинку что такое седьмица и пятидесятница. Картинка про что такое седьмица и пятидесятница. Фото что такое седьмица и пятидесятница

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.

Икона праздника

что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть фото что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть картинку что такое седьмица и пятидесятница. Картинка про что такое седьмица и пятидесятница. Фото что такое седьмица и пятидесятница

Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.

Интересные факты о празднике:

Н а Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день в храмах Русской Православной Церкви принято все украшать свежей зеленью и ветками берез.

После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.

что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть фото что такое седьмица и пятидесятница. Смотреть картинку что такое седьмица и пятидесятница. Картинка про что такое седьмица и пятидесятница. Фото что такое седьмица и пятидесятница

Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.

На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.

Тринити-колледж в Кембридже — одно из самых престижных учебных заведений в мире — назван в честь Пресвятой Троицы. Выпускниками этого колледжа были Исаак Ньютон, лорд Байрон, Владимир Набоков. За всю историю учебного заведения его сотрудники получили 31 Нобелевскую премию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *