что такое сай фай жанр

Sci-fi

Нау́чная фанта́стика (НФ) (от греч. phantastike — искусство воображать) — жанр в литературе и кино, где события происходят в мире, отличающемся от современной или исторической реальности по крайней мере в одном значимом отношении. Отличие может быть технологическим, физическим, историческим, социологическим и т. д., но не магическим (см. Фэнтези).

Автором термина «научно-фантастическая» является Яков Перельман

Содержание

История фантастики

Появление фантастики было вызвано промышленной революцией в XIX веке. Первоначально научная фантастика была жанром литературы, описывающим достижения науки и техники, перспективы их развития и т. д. Часто описывался (как правило, в виде утопии) мир будущего. Классическим примером такого типа фантастики являются произведения Жюля Верна.

Позднее развитие техники стало рассматриваться в негативном свете (антиутопия). Пример: «Машина времени» Герберта Уэллса. Антиутопия, кроме изменения техники в будущем, описывает негативные тенденции развития общества — так называемая социальная фантастика, появившаяся в XX веке. Самые известные примеры антиутопии: «Мы» Евгения Замятина, «Железная Пята» Джека Лондона, «Дивный Новый Мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

В 1980-х годах начал набирать популярность антиутопический поджанр киберпанк. В нём высокие технологии соседствуют с тотальным социальным контролем и властью всемогущих корпораций. В произведениях этого жанра основой сюжета выступает жизнь маргинальных борцов с олигархическим Режимом, как правило, в условиях тотальной кибернетизации общества и социального упадка. Известные примеры: «Нейромант» Уильяма Гибсона, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко.

Сложился стереотип, что научная фантастика — развлекательный жанр. Нередко писатели пытаются его разрушить, превращая свои книги в серьёзные произведения, нагружая их скрытым философским смыслом. Примерами могут служить романы Хроники Дюны (Фрэнк Герберт), Основание (Айзек Азимов), Город (Клиффорд Саймак).

Фантастика в Советском Союзе

В 1934 во время всесоюзного съезда писателей известный детский писатель Самуил Яковлевич Маршак фактически раздавил своим авторитетом зарождающуюся советскую фантастику, полностью загнав её в прокрустово ложе детской литературы, определённое им самим лично. [1]

Жанры фантастики

От жанра научной фантастики в 20—30-х гг. XX столетия отпочковался жанр фэнтези, или «волшебной сказки для взрослых». Разделение этих жанров литературы относительно несложно в их крайних проявлениях: «твёрдой» научной фантастики и героической фэнтези, но между ними располагается целый спектр произведений, в середине которого отнесение книг сугубо к одному из жанров становится проблематичным (примером может служить цикл «Драконы Перна» Энн Маккефри).

Наиболее важными поджанрами являются: альтернативно-историческая фантастика, социальная фантастика, военная научная фантастика, апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика и ксенофантастика, описывающая жизнь инопланетян с психологией и структурой общества, совершенно отличной от человеческой.

Стимпанк

Жанр, созданный с одной стороны в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида, а с другой являющийся разновидностью пост-киберпанка. Иногда из него отдельно выделяют дизельпанк, соответствующий фантастике первой половине XX века.

Утопии, дистопии и антиутопии

Что характерно, дистопия и антиутопия характеризуются как сбывшиеся утопии. Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из которых является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков присущих Спарте, как повальная коррупция (а взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п. С концом античности, когда бывшую Римскую Империю заполонили варвары, а священники твердили о близком конце света, жанр утратил свою популярность — все жили одним днём в ожидании близкого конца света. А когда варвары христианизировались, то уже было не кому и не для кого писать утопии. Жанр пережил возрождение в Эпоху Возрождения, связанное с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После чего начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре дистопии посвящённые критике утопий.

Апокалиптика и постапокалиптика

Космоопера

Классический жанр, прошедший длительную эволюцию от первых, строго научных произведений, написанных ещё учёными (например, Циолковский написал несколько НФ-произведений). В годы великой депрессии превратившийся в дешёвое развлечение, к которому термин «научная» часто неприменим. С наступлением эры космических полётов данный жанр снова стал научным, а с выходом «Звёздных войн» приобрёл некоторые черты, присущие фэнтэзи, в сочетании с эпичностью. Современные произведения могут сочетать общую научность с некоторыми фэнтезийными или мистическими элементами.

Киберпанк

Жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги, андроиды, суперкомпьютер, служащие технократичным, коррумпированным и аморальным органазациям/режимам. Для произведений жанра очень характерно присутствие мессии, нередко с сомнительным прошлым, одержимого идеей изменения мира путем убийства определённых ключевых персонажей или уничтожения организаций. В киберпанке, как в молодом, неокончательно сформированном, но очень многогранном жанре, можно заметить элементы других, более устоявшихся направлений фантастики. Киберпанк довольно депрессивен и мрачен, его дух может быть описан как «технократическая неоготика».

Пост-киберпанк

Пост-киберпанк делится на два крупных потока: нанопанк и биопанк. Некоторые относят к пост-киберпанку так же и стимпанк.

Критики и писатели о фантастике

«Научная фантастика — это прежде всего мысленный эксперимент. В текст вводится одно или несколько фантастических допущений. Во всем остальном действие развивается в соответствии с законами логики, физики и здравого смысла.

Фэнтези — это литература поступка. Исследуются моральные и этические аспекты поступков главных героев. Чтоб не затенять главное, требования к логичности и достоверности мира снижаются до необходимого минимума. Картина мира также часто дается упрощенной или сказочной.

Определения НФ и фэнтези не антагонистичны. Они лежат как бы в разных плоскостях. Что дает возможность создавать промежуточные и смешанные формы»

Интересные факты

Запущенный с Земли в августе 2007 года и совершивший в мае 2008 посадку на Марс в районе его северного полюса зонд Феникс привёз на Красную планету цифровую библиотеку научной фантастики. [2]

Источник

Научная фантастика

что такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанр

Научная фантастика — это такой жанр. Содержит в себе множество поджанров, от стимпанка и киберпанка до космической оперы.

Если описанные автором технологии не существовали на момент написания книги, то она определённо является научной фантастикой. Например, классика жанра, «20 000 лье под водой» — идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе.

Если не углубляться в тонкости множества поджанров научной фантастики, стоит упомянуть о двух школах — «мягкой» и «твёрдой». Мягкая школа использует будущее как сеттинг, то есть невероятные технологии являются всего лишь декорацией, позволяющей межпланетному преступнику Джиму ди Гризу одерживать невероятные победы над силами зла и правопорядка. Звездолёты звездолётами, роботы роботами, а в результате всё равно приключенческий детектив с лазерными пистолетами. Чтобы сделать историю более понятной простым людям, принципы работы механизмов или не объясняются вовсе, или выведены чрезвычайно общими псевдонаучными фразами.

Твёрдая школа, напротив, считает, что описания технологий будущего и последствий их внедрения являются самоценными и могут быть основой сюжета. Например, классические рассказы о роботах Айзека Азимова являют собой объяснение трёх законов робототехники. Часто приверженцы этой школы придерживаются мнения, что хорошо проработанные персонажи и сюжет отвлекут читателя от раздумий над техническими аспектами, так что всё это можно принести в жертву. Результат получается специфический.

В свою очередь, мягкая научная фантастика делится на жидкую — с ещё большим упором на социалку и типичные фобии обычного человека (сюда идёт большинство антиутопий), и космическую оперу, которая вообще уже находится на стыке с фэнтези, ибо любит эксплуатировать типичные фэнтезийные штампы — эпика, звёздные короли с прекрасными принцессами, Абсолютное Галактическое Зло, которое может завалить только рыцарь из пророчества, и тому подобное. Ну, а твёрдая фантастика в каноничном (визионерская фантастика тридцатых) виде практически мертва, осталась лишь железобетонная, в которой принципиально не используются технологии ещё не открытые (а ещё там напрочь отсутствуют резиновые морды и прекрасные принцессы). По понятной причине фантастика сегодняшнего дня в пятидесятые и сейчас отличаются довольно сильно.

Главным героем твёрдой фантастики практически всегда является путешественник, учёный, инженер или космонавт. Главным героем мягкой фантастики может быть кто угодно, при условии, что у него достаточный уровень героизма в крови.

Источник

the files

что такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанр что такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанр что такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанр что такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанр что такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанр

Sci-Fi

Жанр Sci-Fi, который заставит вас по другому смотреть на мир!

Наука не стоит на месте, и прогресс уже давно стабильно и динамично шагает в будущее, при этом он охватывает все: саму науку, окружающую нас среду, моду, технологии и кинематограф. Именно о нем мы и поведем свой разговор.

Что такое Sci-Fi?

Многие до сих пор до конца не понимают что же такое жанр Sci-Fi, и чем он отличается, скажем, от киберпанка? Но если вникать более подробно, то можно заметить разницу, да еще весьма существенную. Хотя, в целом, эти жанры имеют некую обобщенную подоплеку, и порой, даже «ходят» рука-об-руку совместно.

Стоит отметить, что Sci-Fi – это особый жанр в кинематографе и литературе, и некоторых других видов творческой деятельности, который представляет собой научную фантастику. Считается, что Sci-Fi – аббревиатура от английского Science Fiction, поэтому в данном жанре можно внедряется все, что так или иначе связано с этой темой. Это могут быть самого разного рода невероятные допущения и фантазии связанные с наукой, при этом направление науки не определяется, это равнозначно могут быть и естественные и точные дисциплины.

Чаще всего, в этом жанре олицетворяются сюжеты, которые несут в себе всевозможные контакты с пришельцами или созданиями генетики, клонами и так далее. Также, часто используются некое предсказание исхода рода человеческого в целом, неких исторический ход. Могут воплощаться идеи влияния на развитие человечества как вида и прочее. В доминирующем случае жанр затрагивает события будущего, поэтому его относят к футуристическим.

что такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанрчто такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанрчто такое сай фай жанр. Смотреть фото что такое сай фай жанр. Смотреть картинку что такое сай фай жанр. Картинка про что такое сай фай жанр. Фото что такое сай фай жанр

История жанра Sci-Fi

Первопроходцем жанра Sci-Fi стал Жорж Мельес, который в конце XIX века отснял несколько фильмов данного жанра, именно он и создал первые, примитивные спецэффекты, благодаря своей цирковой деятельности. Затем годами позже появился антиутопический фильм без звука «Метрополис», и только затем ужасы и супергерои.

Считается, что родителем книжного жанра этого вида творческого направления является Герберт Уеллс, и впервые термин научной фантастики появился в литературе 1970 году. Что же касается непосредственно кинематографа, то Ski-Fi был использован на его заре, о чем писалось несколькими стоками выше. Здесь больше его объединяют с не просто с фантастическим вымыслом, который попросту не может бить в реальности, но и с толикой ужасов, которые ее привлекают, что делает такое кино еще более устрашающим. Стоит отметить, что к фильмам данного жанра можно отнести классику типа «Человек-невидимка», за ним спустя годы появились и такие киноленты как «Они», «Вторжение похитителей тел», «Пришелец из космоса» и другие.

На отечественном рынке фантастика возникла в XX веке и быстро набрала популярности, преимущественно книжного формата. Наиболее популярными авторами стали: Ефремов Иван, Сругацкие, Беляев Александр и другие. Фантастика была особо популярной, поэтому идеи и рассказы публиковались в различных изданиях, хотя и подвергались цензуре.

Подчеркну, что великие умы не дают четкого определения научной фантастики, так как она охватывает более обширную область, которая подразумевает допущения связанные с наукой, где есть и изобретения, и открытие новых вирусов, законов в естественной среде, и даже более оригинальный моделей общества, что называется социальной фантастикой. Кроме того, выше упомянутый киберпанк — это также из области научной фантастики, но здесь есть некая комбинация живого и механического, или электронного, например, человек-робот и прочее.

Считается, что благодаря неким узким направлениям в области допущений, которые перевоплощаются в захватывающие события позитивного либо негативного влияния, предрекании будущего и прочих домыслах на эту тему есть зерно возможностей. Именно оно заставляет задуматься о них в ключе научной деятельности, ее достижениях и результатах. От части, можно даже говорить о том, что именно жанр Sci-Fi является некой современной мифологией, интерпретированной в научном ракурсе.

Как помечалось выше, практически все действия в фильмах Sci-Fi-жанра происходят в будущем, что дало почву многим считать данный жанр футуристическим, даже некой наукой прогнозирования будущего бытия. Интересным можно назвать тот факт, что отдельным фантастам в реальности удалось предсказать развитие научной деятельности. Даже создались отдельные течения: киберпанк, симпанк, технофентези, комическая, альтернативно-историческая, утопия и апокалипсис и их антиподы и другие.

Sci-Fi в кинематографе

Сегодня нет человека, который бы не слышал о фильмах в жанре Sci-Fi, ведь после бума, спрос на это кино настолько возрос, что любая уважающая себя киностудия, при достаточной финансовой и технической поддержке обязательно отсняла, и не одну, такую картину. В ходу не только отличные и дорогие фильмы, но и бюджетные варианты с хорошей постановкой, сюжетной линией и идеей. Но, дорогостоящим проектам следует отдать должное, ведь научно фантастические фильмы ужасов невероятно зрелищные, в частности, если их смотреть в 3D формате.

Можно сказать, что за последние годы вышло такое количество картин в жанре Sci-Fi, что просто не верится, что они настолько популярны. Выделить можно многих, среди них и такие фильмы как: «Нечто: пропавшая экспедиция», «Обитель зла», «Аполлон 18:темная сторона луны», «Война миров Z: много-много зомби» и другие.

Источник

Теория: SF или Sci-Fi?

Нередко в иностранных обзорах или статьях встречаются такие сокращения термина Science Fiction (научная фантастика) как SF и Sci-Fi. Есть ли между ними разница или это одно и то же? В ответ на этот вопрос мы приведем перевод статьи с сайта dynamicsubspace.net. Откуда что взялось там расписано очень кратко, очень доходчиво и по делу.

«Давайте сегодня поговорим о таких терминах как Science Fiction, Sci-Fi и SF. Научная фантастика, как сформулировал ее ученый Дарко Сувин*— это литература «познаваемого отчуждения» (“cognitive estrangement”). Что это значит? Научная фантастика изолирована, благодаря этому фактору читатель оказывается на не знакомой для себя территории. Вы можете сказать, что другие направления литературы, такие как готика или постмодернизм, создают тот же эффект. И вы будете правы. Однако, то, что выделяет научную фантастику, так это познание через отчуждение и взгляд со стороны. Познавательный аспект научной фантастики называется новум (Novum*). Новум является технологической и научной экстраполяцией от «здесь и сейчас». Он — сердце истории, техно-научное ядро повествования, которое является существенным для всей истории и отделяет ее от фэнтези или мэйнстрима.

Какие есть примеры новума? Одним из примеров могут быть роботы. Среди других можно назвать: космические корабли, лазерные пушки, пришельцев и людей с большим разнообразием полов, чем просто мужской и женский.

Отлично, теперь вы знаете, что такое научная фантастика, однако знали ли вы, что она немного более сложна, чем описано выше? Видите ли, на протяжении большей части истории научной фантастики — которая началась в 1929 году, когда Хьюго Гернсбек* опубликовал первый научно фантастический журнал «Amazing Stories*» — элита академического и журналистского мира часто презрительно считала её низшей, маргинальной или поп культурой. Эти хулители указывали на самые слабые рассказы и худшие фильмы как примеры того, что якобы являлось показателем низшего качественного уровня научной фантастики. Одним из первых решение подобной проблемы озвучил Теодор Старджон в 1950-х годах. Он заявил, что «Девяносто процентов всего в мире — полная фигня». Это изречение впоследствии стало известно как «Закон Старджона»* и с ним даже можно ознакомиться в Оксфордском словаре английского языка. С точки зрения Старджона есть очень много хорошей научной фантастики, но намного больше ужасной, на которую ссылаются люди во время бесед о фантастике. Одновременно с этим, заявление так же относилось и к 90% всей господствующей литературы. Даже такая классика как «Ромео и Джульетта» Шекспира не высмеяна лишь потому, что существует огромное количество мусора в романтическом жанре.

Это мнение получило широкое распространение одновременно с распространение сокращения Sci-Fi. Термин стал повсеместно использоваться журналистами и подразумевал презрительное отношение к жанру в целом.

В 70-е годы ученые и критики решили, что пришло время отделить зёрна от плевел, т.е. найти те самые 10% хорошего материала. Эта новое течение и получило свое простое обозначение SF. Это были работы, основанные на новуме и написанные гораздо лучше, чем многообразный ширпотреб. Термин же Sci-Fi использовался, чтобы отмечать работы с меньшим развитием новума и очень низким уровнем качества самого текста. Это впрочем, относилось в равной мере и к продуктам кино- и теле- индустрии.

Примечания:

_________________________________________
Статью перевели и подготовили: WiNchiK и Lipka

Источник

Эстетика sci-fi: киборги, бетон и асимметрия

Кратко разбираем эволюцию визуала в фантастических фильмах.

Сайфай, или научная фантастика — слишком широкий жанр, чтобы его можно было уместить в один визуальный сеттинг. Первыми ласточками сайфай, ещё в литературе, были Жюль Верн и Герберт Уэллс. Книги первого породили необъятную и красочную вселенную стимпанка, второго можно считать отцом постапокалиптической антиутопии. В ХХ веке литературные фантазии о будущем сравнялись по популярности с детективами и романами, а вскоре и перегнали их. Промышленная революция вытесняла старые традиции. В лязге металла, искрах разрядов и шипении гидравлики рождался новый технократический миф.

Со временем научно-фантастический жанр эволюционировал, разделившись на несколько течений. Поговорим о визуальных характеристиках основных из них.

Так называемая “твёрдая” научная фантастика, старые добрые истории о покорении космоса и торжестве науки и техники. Суровые мужчины и безукоризненно красивые женщины в лаконичных форменных комбинезонах вписаны в геометрически правильные интерьеры космических кораблей или футуристических зданий. Характерная для этого жанра симметрия и чистота линий уходит корнями в античную идею гармонии. В 60х будущее представлялось светлым, гармоничным, наполненным сильными красивыми людьми и разумной техникой. Мир стоял на пороге великих перемен, людям хотелось верить в хорошее.

Но годы шли, и становилось понятно, что человеческая природа, в отличие от техники, меняется медленно. Появилась социальная фантастика, и здесь общество будущего уже не было похоже на упорядоченный социалистический рай.

Если мир классической фантастики строится на гуманистических идеалах и вере в прогрессивное человечество, то мир антиутопии, наоборот, антигуманистичен. “Твёрдая” фантастика воспевает романтику экспансии, осознанный аскетизм во имя большой цели. Антиутопия доводит эту идею до абсурда, показывает, как режим возводится в абсолют и довлеет над личностью, полностью её стирая. Визуальные особенности жанра это подчеркивают.

Здесь мы тоже видим простые симметричные формы. Но это уже не строгие функциональные очертания космолётов и не светлые, устремлённые ввысь города будущего. Это тяжёлые конструкции из монолитного бетона с узкими окнами, похожими на бойницы, низкие коридоры и огромные полупустые залы с монументальной мебелью. Из дизайна персонажей и обстановки исчезает цвет, гамма становится тёмной, невыразительной. Одежда и архитектура отсылают зрителя к культурам, где был принят отказ от личного в пользу безусловного повиновения вышестоящим. Здания похожи на пирамиды ацтеков и на шедевры конструктивизма тоталитарных времён. Униформа напоминает одежду самураев эпохи Бусидо. Деталей минимум, индивидуальности тоже. Гражданские выглядят нарочито беззащитно по сравнению с людьми режима.

Автор: Анна Лунёва специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации.

Открыт набор на курс «Основы CG рисунка». Это курс для всех, кто любит рисовать и хочет изучить Adobe Photoshop, основы дизайна, построение в перспективе и освещение. Скажите, что пришли с DTF, и мы предоставим вам приятную скидку.

«В 60х будущее представлялось светлым, гармоничным, наполненным сильными красивыми людьми и разумной техникой. Мир стоял на пороге великих перемен, людям хотелось верить в хорошее.»
— хм, может речь про первую половину 20 века, а не про 60-ые?

Хм, а когда в первой половине 20-го века будущее было светлым и гармоничным?
С 1914 по 1950 года?

Пульп-эра фантастики и Золотая.

Назовите известную культовую французскую или германскую НФ 60-ых, не пользуясь гуглом. А теперь американскую.
Это ваши собственные мысли.
Средний класс появился в 60-ые? Лол, что?
Киноленты вторичны, литература первична. Примеров нет, почитать овердохрена, но назвать нечего. Ну нет так нет.

В 60-ые началась Новая волна НФ. И она не про доброе наивное светлое будущее, в отличие от многого в пульпе и в золотой эре.

Назову культовую польскую фантастику, без поисковика.

Целый один польский. Офигеть. И ни одного французского или германского.
В отношении кинофантастики, о которой речь, литература первична.
Конечно, тебе нечем заняться, пишешь тут чушь с умным видом, пытаясь спорить, а то, что не совпадает с твоей точкой зрения, игнорируешь. Тебе самому не стыдно?
Здорово вырывать из контекста. В фантастике пульпа и золотой эпохи будущее виделось более светлым, гармоничным, наполненным сильными красивыми людьми и разумной техникой. Мир стоял на пороге великих перемен, людям хотелось верить в хорошее.
Про всю худ.литературу речь не идёт, речь идёт только о фантастике. Плюйся желчью дальше, передергивай, игнорируй, обвиняй. Ещё не все приёмы демагога использовал. ред.

С чего мне должно быть стыдно за твою демагогию? В конце-концов я никак не причастен к тому, что ты воспринимаешь чужое мнение с пеной у рта, соплями и обвинениями.

3. 60-е для человечества: это подъем, это прогресс, это перспективы и ощущение светлого будущего. Это общий тренд той эпохи.

Поэтому не бартхерться, для этого нет вменяемого повода.
#мирдружбажвачка как опциональная возможность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *