что такое сапун топливного бака
Сапун топливного бака.
Решил тут разобраться с постоянным раздуванием бака. При каждой заправки, при открытии крышки бензобака, раздавался характерный шипящий звук, и из бака выходил воздух. Нет, это не змея там завилась, я почти в этом уверен. Просто почитал форум, тема естественно уже была, и не про змею.
Как оказывается сапун бака это комбинированная, частично металлическая и частично резиновая трубка выходящая из топливного бака и идущая в раму.
И работает этот сапун только на выход воздуха, что подтверждается указателем направления клапана находящимся на выходе самого сапуна и прикрученным через хомут к кузову.
А вот на вход, разряжение, работает только сама крышка топливного бака.
В общем разобрал эту систему, как писали на форуме с первым резиновым шлангом, тот что входит в раму и чаще всего забивается песком, перед клапанном, проблем не оказалось. Клапан тоже оказался рабочим.
Попробовал пробить изогнутую вторую секцию сапуна толстой леской от газонокосилки. Результата нуль. Толи забита то ли изгиб не позволяет. Решено снимаю. Без снятия бака снять трубку тоже оказалось очень не просто, необходимо было открутить болт на 10, который находится между самим баком и кузовом. Расстояние там едва пропихнуть руку и откручивать этот болт пришлось плоским накидным клюем на 10. Вотрой болт и последний оказался вполне в доступном месте, еще 3 минуты и трубка на свободе!
Естественно рубка не продувается. Забита какой-то … Не знаю из чего она сделана но ощущение что внетри нее окисл. Причем песок я исключаю, так как перед ней на резиновой подводке, стоит клапан, а уж клапан никак не может пропустить песок. В общем час я пытался всеми доступными средствами пробить ее, и скажу вам у меня почти получилось. И как только я очистил весь окисл …
Печаль…Ну да ладно. Закажу контракт естественно в оригинале, и «колхозом» ничего оставлять не буду, ну не такой я. Кому то мелочь, а для меня «мЫсль япон инженИрии» Как оказалось трубку можно заказать только полным комплектом сапуном, ну да ладно…
Бак кстате шипеть перестал, остаток сапуна продувается, о чем говорит отсутствие характерного шипящего звука со стороны крышки бака при ее открытии.
А клапан пока поставил времянкой, без этой металлической части. Выглядит это так.
Ну и собственно есть вопрос к гуру, этот сапун на всех дизельных 80-ках одинаковый, а то закажу от пруля а он не подойдет?
Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?
В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?
Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.
Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.
Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил. Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.
В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.
Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!
По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!
Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки.
Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему?
Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.
Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой…
А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП. Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.
При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!
По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.
Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п.
Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки».
Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки. Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.
Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем.
Сапуны все о них. Теория и практика.
Сапуны. Сегодня речь пойдет о них. Начнем с теории- что это такое и вообще нафига они нужны. Кто знает переходите сразу к практике. Так сложилось что мосты, коробки, раздатки это полости заполненные всякими нужными детальками, которые смазываются маслом ну а свободное место занимает воздух. Масло и воздух, в первую очередь воздух имеют свойство в зависимости от температуры увеличивать либо уменьшать свой обьем, проще говоря расширяться или сжиматься. А вот полость моста к примеру не расширяется настолько, что бы вместить лишний обьем воздуха образовавшийся из-за нагрева моста и его надо куда то девать иначе банально начнет давить масло через сальники полу осей. Так вот сапун и создан, что бы выпускать «на свободу» этот лишний объем. На сурфе все сапуны кроме сапуна автомата работают только на выпуск хотя как показала практика, мои старые сапуны в обе стороны работали, если сильно резко не втягивать воздух через него то сапун не закрывался полностью. Так что при резком охлаждении мост тянет воздух «в себя» через сальники полуосей. На практике получается так, как только разогревается мост и масло в нем, сапун выпускает лишний объем воздуха. Но как только мост резко охлаждается при форсировании брода он начинает втягивать в себя воду из собственно этого брода. Дальше происходит самое не приятное вода попавшая в мост/коробку/раздатку начинает «смешиваться» с маслом образуя пену или правильнее сказать эмульсию. В результате чего масло уже не может нормально смазывать трущиеся детальки и они банально перегреваются и разрушаются. Дабы избежать этого необходимо вывести сапуны мостов/коробок/раздаток по выше избавляясь от клапана сапуна заменяя его к примеру фильтром которые легко в обе стороны пропускает воздух. Чаще всего сапуны выводятся под капот куда по выше, но можно вывести в салон в район задних воздуховодов дабы не дышать парами маслов, хотя даже сапуны поднятые до уровня рамы и спрятанные в ней уже всяко лучше(некоторые авто уже с завода обладают сапунами выведенными в раму). С теорией вроде все. Перейдем к практике.
И так первый вариант сапунов был изготовлен из тормозной металлической трубки от волго газели, которая подсоединялась к мосту через тормозной шланг газели. Вариант для нашего климата совсем не подходящий с первыми же морозами весь конденсат в них замерз и сама трубка перестала продуваться из-за малого диаметра. Надо переделывать.
Зная что на сурфе все сапуны с хитрой резьбой был выкручен сапун и отдан на завод дабы выточили переходники на пластиковый шланг которые можно ввернуть в мосты и раздатку(на автомате особый сапун о нем позже). Но один фиг с резьбой они накосячили так, что вворачивать их пришлось через силу((( Таких переходника нам нужно три штуки(если у вас автомат).
так же из необходимого сам шланг(обязательно прозрачный), хомутики и тройники.
Я стал делать по принципу двух магистралей- сапуны мостов через тройник собирал в одну трубку и выводил ее, тоже самое с автоматом и раздаткой. Тут сложно ничего нет, выкручиваем штатные сапуны, на их место ставим переходники предварительно не много смазав резьбу герметиком на всякий пожарный. Хотя с передним мостом придется по развлекаться сапун там в ТАКОМ месте)))
Все это добро собираем в тройники в удобном месте. Лично я один тройник собрал над баком ибо было прорезан лючок к бензонасосу и там все красиво помещалось а второй над раздаткой
сапун автомата. Штука веселая. Это просто трубочка без каких либо клапанов, на конце запаяна с парой отверстий а сама трубочка изогнута вниз.
стоит это чудо вот тут вот. снимается очень просто откручиваем болтик что держит скобку, снимаем скобку и просто вытаскиваем сапун.
Его доработка минимальна- срезаем запайку трубочки и делаем из нее просто трубочку))) К сапуну цепляем шланг, смазываем герметиком все это дело и затягиваем хомутиком и вуаля все готово. Возвращаем доработанный сапун на коробку и радуемся жизни.
Теперь дело за малым все это вывести куда нибудь. Я выводил в салон под крышу. Ну во первых так сложилось что под капотом и так места мало(первый вариант сапунов выводился именно под капот) да и все трубочки собрались у бензобака а у меня там как писал выше лючок к бензонасосу. Так что сам бог велел)))
Высверливаем отверстие. В качестве уплотнителя я использовал резинку от ксеноновых лампочек коих валялось в избытке. Немного дорабатываем резинку что бы через нее можно было просунуть два шланга, все это дело устанавливаем и обильно смазываем герметиком.
Трубки очень хорошо умещаются по соседству с штатной проводкой
И выводим под самую крышу
Вот и все.
Практика одной зимы показала что в трубке сапуна автомат/раздатка один фиг скапливается довольно много влаги. Может причина в том что авто пол зимы просто простоял без мотора и вода туда просто попала. Если же нет буду менять на трубки большего размера.
И помните что даже выведенные под крышу сапуны не дают 100% гарантии что водичка не попадет в мосты. Воду может загнать в мосты если у вас плохие сальники или банально сильным течением. Так что после продолжительных водных процедур проверка редукторов на предмет «пены» обязательна.
Всем удачного плаванья!
Бак 53л БАКОР, сапуны и вынужденный колхозинг
Времени до отпуска всё меньше, а значит нужно доделывать уже все запланированные операции с машиной. И вот есть суббота, есть гараж и пОциент, а также чёткий перечень необходимых операций и заготовленное барахло.
Итак, на повестке дня:
1) замена лампочек подсветки
2) фильтр салона (угольный есессно!)
3) замена штатного говна на топливный бак (БАКОР 53л)
4) шприцевание всего шприцуемого
5) вывод сапунов
Замена ламп прошла без вопросов (АЗАЗАААА наивный!) Поменял, проверил, что всё светится, поставил галочку и забыл.
Фильтр салона. Ну тут всё тоже неприлично просто и уже описано мною чуть более года назад.
Впечатление от бака БАКОР положительные. Хз, на счет чего бы побухтеть. Сразу обратил внимание, что тут проблема с проворачивающимися шпильками решена радикально. Они их приварили
В штатном же баке шпильки имеют выштамповку под квадрат, которой они типа должны стопориться. Но на практике стопорились только 3 из 7 шпилек.
Разница в размере впечатляющая, конечно. Штатный бак имеет вот такой заливной штуцер
Новый бак настолько длинный, что заливной штуцер ему изрядно укоротили, чтобы не было проблем с установкой
Кроме двух штатных хомутов крепления, новый бак еще в одной точке крепится за порог. Весь нештатный крепёж в комплекте, что радует. Изобретать ничего не пришлось и всё встало как надо.
Может кто расскажет, как их быстро и без мучений снимать? Я эти кнопочки прожать как надо только отвёрткой могу.
В итоге получается запас топлива 38 левый, 53 правый и около 70 литров газа. Это примерно 1000км хода по трассе. Мне должно хватить. И канистры никто не отменял.
Дальше жидкость ГУР.
Откачал шприцем старую, вынул фильтр, посмотрел на него с удивлением (ибо я даже не знал, что он там есть), но сообразил, что где-то я это видел! И верно! Под сиденьем)) Судя по наклейке, с 14 года там катается. Вот и настал его час. Вывесил колёса, покрутил рулём, слил всю старую жижу, залил новую, снова рулём покрутил, выгнал воздух.
Разницы в работе ГУРа никакой)) Он и так работал нормально, а свежее масло должно помочь ему и дальше сохранить бодрость духа.
Шприцевание. Я всегда отдавал машину в сервис и нехай шприцуют. Но мне тут не нравится, что я не знаю прошприцевали ли они нормально, или просто смазкой узел снаружи измазали. Пэтому захотел в этот раз сам. Вроде получилось. И закрыл все тавотницы резиновыми колпачками
Никак не смог наставить как следует насадку на крестовины заднего кардана. Но пока не заморочился, ибо кардан новый и я видел, что крестовины хорошо промазаны.
Далее — сапуны. Сразу скажу, до РК и КПП никак не добрался. Но они и не так сильно подвержены затоплению. А вот мосты — в каждой луже заливает.
Штатное барахло вряд ли как-то работало
Поэтому их сразу в мусорку, а сам взял комплект, о котором я говорил в конце этой записи и вперёд с песней.
Немного покумекал, как правильно проложить к переднему мосту, но потом решил, что хрена ли тут думать, однозначно по правой стороне. Ибо: 1) справа нет горячего выхлопа; 2) справа же находится и воздухан и шноркель, если вдруг делать капитально всё и герметизировать по фен-шую.
Решено — сделано.
Вот теперь мне однозначно будет спокойнее ездить по воде. Конечно, нужно также сделать и с КПП и с РК, но для этого их надо снимать, а я пока не готов)) Но скоро придётся, так как задний сальник коленвала решил, что пора ему обоссаться как следует. Иначе, это был бы не уаз)) Пока что всё проблемы в этой машине — в этом двигателе. Он бестолковый, прожорливый, ломучий. Ржавчина и мотор — вот что делает «репутацию» УАЗу, таково моё ИМХО.
Теперь подсветка включается как на большнстве автомобилей — при включении зажигания. Минус в том, что не работает регулировка яркости (еще бы, транзистор то пополам), но я ею не пользовался ни в одном своём автомобиле.
Сапун на бензокосе что это и где он находится
Необходимость изучения устройства бензокосы возникает тогда, когда возникают первые поломки. Эти поломки возникают в любом случае, независимо от того, кто является производителем инструмента. Неисправности мотокос можно разделить на две категории — простые и сложные, требующие замены деталей или механизмов. К простым видам поломок относится неисправность сапуна на бензокосе. Именно об этом устройстве на триммерах пойдет речь в материале.
Что такое сапун и для чего он нужен на триммере
О том, что такое сапун на триммере, и для чего он предназначается, знают далеко не многие опытные косари и владельцы инструмента. Что же это такое, и как деталь влияет на работу бензокосы, пришло время разобраться. Перед тем, как разобраться в вопросе о том, что же называется сапуном на бензокосе, надо отметить, что эта деталь оказывает прямое влияние на запуск двигателя инструмента.
Сапуном называется клапан, который осуществляет пропускание воздуха в одном направление. Эту деталь называют обратным клапаном, посредством которого происходит уравновешивание давления в закрытой емкости. Этой емкостью на бензокосе является бак с топливной смесью. Для чего же нужно уравновешивать давление в баке бензокосы, и как обратный клапан влияет на работу двигателя инструмента?
Чтобы понять назначение обратного клапана на бензокосе, рассмотрим кратко особенности подачи топлива в карбюратор.
Сапун осуществляет выравнивание давления в бензобаке триммера, и при неисправности этой детали возникает трудность запуска двигателя. Эта трудность в том, что карбюраторная мембрана попросту не имеет возможности засасывать топливо за счет вакуума, образовавшегося внутри емкости. Обратный клапан работает следующим образом:
Где находится сапун на триммере разных производителей инструментов
Зная, что собой представляет сапун на бензокосе или триммере, надо разобраться с местом его расположения. Исходя из того, для чего предназначен обратный клапан, можно сделать вывод о том, что находится он непосредственно в конструкции бензинового бака. На триммерах разных производителей обратный клапан находится в разных местах. Наиболее популярное место расположения устройства — на крышке бензобака. Однако располагаться деталь может не только на крышке, а в конструкции бензобака. Все зависит от производителя инструмента. Триммеры и бензокосы производства Stihl и Husqvarna имеют сапун, который находится на крышке бензобака. На фото ниже показано, как выглядит сапун.
Реже обратный клапан находится в стенке бензобака. Такое расположение можно встретить на устаревших моделях бензокос и бензопил, как показано на фото ниже.
Понимая принцип работы и назначение сапуна, не составит большого труда отыскать его самостоятельно на своем инструменте.
Как почистить обратный клапан и восстановить работоспособность инструмента
Для начала разберемся, как узнать о том, что сапун неисправен и нуждается в очистке или замене. Сделать это можно тремя способами.
Убедиться в том, что проблема скрывается именно в сапуне достаточно просто — для этого попробуйте выкрутить крышку. Если сделать это удается с трудом, а при проворачивании люка слышен звук стравливания воздуха, то однозначно стоит почистить сапун.
Очистить обратный клапан можно следующими способами:
Ниже представлена инструкция, как разобрать сапун и произвести его очистку своими руками:
На этом процедура ремонта завершена, и остается произвести проверку работоспособности сапуна бензокосы в действии.
Подводя итог, надо отметить, что эта маленькая деталь часто является причиной того, что невозможно завести бензопилу. Устранить эту проблему не поможет даже полная очистка карбюратора. Часто неопытные косари обращаются в сервисные центры для ремонта инструмента, не осознавая того, что причина скрывается в этой мелкой по размерам детали, играющей очень большую роль в работе двигателя бензоинструмента.