что такое санатория детская
Что такое санатория детская
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
организации санаториев для детей с родителями
Методические рекомендации
Новизна представляемых методических рекомендаций заключается в том, что до настоящего момента отсутствовала методическая и методологическая база для организации санаториев для детей с родителями и лечебно-реабилитационного процесса в них, что впервые восполняется выходом данных методических рекомендаций.
В санатории для детей с родителями направляются больные дети в соответствии с медицинскими рекомендациями «Медицинские показания и противопоказания для направления детей в санатории для лечения детей с родителями», утвержденные 7 сентября 1990 года N 12-50/6-121, начальником Главного управления охраны материнства и детства МЗ СССР.
Дети направляются в учреждение профильное по основному заболеванию. Лицам, сопровождающим ребенка, при наличии соответствующих материальных и экономических условий в учреждении, также может быть предоставлено санаторно-курортное лечение по наиболее распространенным группам функциональных нарушений (кардиологические, желудочно-кишечные, неврологические, гинекологические и т.д.). Штаты и оснащение санаториев для детей с родителями должны отвечать этим требованиям, работа же в них строится таким образом, чтобы сопровождающий ребенка взрослый мог, по показаниям, получать те или иные процедуры, а ребенок в это время, если не находится на процедурах, должен находиться под присмотром персонала (в игротеке, библиотеке и т.д.).
Основные принципы организации санаториев для
лечения детей с родителями
Санатории для детей с родителями могут проектироваться и строиться как на курортах, так и в местных климатических условиях. Территории для размещения таких санаториев должны быть с красивым природным окружением, с удобными путями сообщения. Площадь территории на 1 человека должна составлять не менее 190-240 кв.м, что позволяет рационально разместить лечебно-диагностические, спальные и хозяйственные корпуса и организовать площадки для климатолечения, игр, терренкуров и т.д.
Спальные помещения являются основным планировочным элементом санатория. Палаты в санаториях для детей с родителями должны быть расположены на размещение 1 взрослого и одного ребенка. При этом должна быть предусмотрена возможность для размещения в палате 1 взрослого и 2 детей. Обычно спальная секция насчитывает 50-60 мест (25-30 детей). В ее состав должны входить кабинеты врача-педиатра, врача-терапевта, процедурная, игровая, помещения персонала.
Лечебно-диагностические отделения. Их архитектурно-планировочные решения, набор помещений определяются медицинским профилем санатория, его вместимостью и лечебной базой курорта. Особенностью организации медицинского обслуживания в санаториях данного профиля является необходимость проведения лечения как детей, так и взрослого населения. Поэтому все лечебно-диагностические кабинеты условно можно разделить на три группы:
— кабинеты, в которых могут одновременно обслуживаться и дети, и взрослые (лаборатории, ингалятории, кабинет аэроионотерапии и др.);
— кабинеты, в которых могут принимать процедуры дети и взрослые, но в разное время (душевой зал, залы ЛФК, контрастные ванны и т.д.);
— кабинеты, которые необходимо дублировать и иметь раздельные для детей и взрослых (ванные залы, подводный душ-массаж, лечебный бассейн и др.).
Необходимость устройства (дублирования) раздельных кабинетов для детей и взрослых объясняется спецификой лечебного процесса. Все помещения для лечения детей должны иметь хорошую просматриваемость.
Примером могут служить санатории «Россиянка» на 1000 мест в г.Анапа, где все эти требования воплощены в проектах довольно удачно. Наряду с помещениями для совместного использования детьми и их родителями, имеются раздельные залы ЛФК, плавательные бассейны, ванные залы, стоматологические и массажные кабинеты.
Культурно-массовая работа в санаториях для детей с родителями представляет сложную и многоплановую задачу.
В связи с разнообразием возрастного состава больных она должна быть рассчитана как для совместных мероприятий, так и раздельных для каждой из этих возрастных групп.
Поскольку родители не только ухаживают за детьми, но и лечатся сами, это сокращает необходимость создания культурно-массовых программ для родителей. Распространенными формами таких мероприятий являются лекции по вопросам реабилитации, гигиены, организации режима и ухода за больным ребенком.
К совместным мероприятиям для детей и их родителей относятся сеансы аутотренинга, просмотры фильмов, выступления артистов, концерты художественной самодеятельности, просмотры телепередач, массовые игры и т.д. Для этих целей используются зрительные залы, открытые площадки, стадионы и т.д. Из-за различий в состоянии здоровья детей не все семьи могут посещать вышеуказанные мероприятия вместе. Поэтому зрительные залы и другие помещения для этих целей обычно принимают до 50% от вместимости санатория. В фойе зрительного зала могут проводиться выставки, танцы и т.д. Библиотека обычно общая для детей и родителей.
Формы культурно-массовой и учебно-воспитательной работы с детьми должны быть дифференцированными, при отсутствии иных показаний, для трех возрастных групп, в соответствии со сложившейся системой воспитания, обучения и особенностями развития детского организма: для детей дошкольного возраста (4-5 лет), детей младшего школьного возраста (7-9 лет) и среднего школьного возраста (10-14 лет).
В архитектурно-планировочном решении, в обеспечении оборудованием, в оснащении мебелью помещений культурно-массового назначения имеется ряд особенностей, обусловленных возрастом детей и возможностями детей-инвалидов к самообслуживанию.
Игровые комнаты должны предусматривать обслуживание детей дошкольного возраста и, частично, младшего школьного возраста. С осени и до весны, особенно в ненастную погоду, они используются весьма интенсивно и должны быть рассчитаны на проведение как тихих, так и подвижных игр. Игровые комнаты располагаются, как правило, в каждой спальной секции.
Учитывая, что в санаториях для детей с родителями существует скользящий график заезда, организация учебного процесса представляет значительные сложности. Количество классов рассчитывается в зависимости от профиля учреждения, возраста и количества детей.
Изучение опыта эксплуатации существующих санаториев для детей с родителями показывает, что состав и площади помещений не соответствуют оптимизации учебной работы.
Пищеблоки должны обеспечить организацию 5-6-разового питания детей, в обеденных залах дети и родители питаются вместе, по 4 человека за одним столом. В санаториях для детей-инвалидов с ограниченной подвижностью необходима организация обеденных залов, приближенных к палатам, а также должны быть предусмотрены условия для приема пищи в палате.
Приемное отделение проектируется таким образом, чтобы оно удобно сообщалось со спальным корпусом, В состав приемного отделения входят вестибюль, регистратура, смотровые боксы, кабинеты врачей, буфетная и боксы (2% от количества детских коек и 0,4% взрослых).
Административно-хозяйственные помещения могут размещаться в отдельно стоящих зданиях.
Набор и площадь всех помещений санаториев для детей с родителями должны соответствовать всем нормативным документам и обеспечивать условия для приема, отдыха, лечебно-диагностической, оздоровительной и культурно-массовой работы с детьми и их родителями.
Особенности организации санаториев для лечения
детей-инвалидов с родителями
Санатории для совместного лечения детей-инвалидов с родителями должны иметь не только архитектурно-планировочные, но и психолого-эстетические особенности в отличие от санаториев иного назначения. Комплектация и архитектурно-планировочные решения должны учитывать морфо-функциональные группы инвалидности детей в соответствии с предлагаемой классификацией.
Классификация инвалидности у детей
Всех детей-инвалидов, исходя из морфо-функциональных нарушений, условно можно разделить на 4 категории, которые требуют специальных подходов к проектированию и комплектации санаторно-курортных учреждений.
Выше приведенная классификация детей-инвалидов для организации их санаторно-курортного лечения является условной. Она разработана для дифференцированного подхода к проектированию, строительству и организации санаториев (новых или переоборудованных из уже имеющихся) для совместного лечения детей-инвалидов с родителями, создания оптимальных условий для их медицинской, психологической, социальной, педагогической, трудовой реабилитации.
Отсутствие экспериментальных и типовых проектов, отвечающих всем требованиям санаторно-курортного учреждения такого типа, задерживает строительство реабилитационных комплексов.
При проектировании санаториев для детей-инвалидов с родителями необходимо учитывать, что архитектурно-планировочная структура санатория должна включать утепленные переходы ко всем функциональным группам, площадь участка санатория должна быть увеличена по сравнению с участками санаториев общего типа для размещения на его территории игровых площадок, дифференцированных в соответствии с возрастом и двигательной активностью детей, площадок для спортивных занятий, площадок массового назначения и т.д.
В зависимости от рельефа местности и множества других причин система застройки может быть различной: блочной, павильонной, централизованной, смешанной. Но в любом случае необходимо на каждую семью запланировать отдельную комнату с санузлом (с душем или ванной) и оптимальный доступ через теплые переходы во все подразделения санаторного комплекса.
Санатории для детей-инвалидов с родителями должны отличаться от существующих типов санаторно-курортных учреждений не только функционально-планировочными особенностями, но и созданием архитектурно-художественного образа, отражающего назначение учреждения.
Необходимость реабилитации в санатории детей-инвалидов определяется лечащим врачом, врачами-специалистами и заведующим отделением больницы, поликлиники, медико-санитарной части, диспансера, консультативно-диагностического Центра, где состоит на учете больной, которые оформляют соответствующую медицинскую документацию, обосновывающую целесообразность реабилитации детей-инвалидов в указанном санатории, цель и задачи восстановительного лечения.
Особое внимание при приеме детей и их родителей следует обращать на оформление документации и на отсутствие противопоказаний к санаторно-курортному лечению.
Общие противопоказания
к направлению детей в санатории для детей с родителями:
1. Дети моложе 4 лет.
2. Все болезни детского возраста в остром периоде.
3. Заболевания, требующие лечения в условиях стационара.
4. Контакт с инфекционными больными или перенесенные инфекционные заболевания, до истечения срока карантина.
5. Инфицированность ВИЧ или носительство антигенных маркеров вирусного гепатита.
6. Бациллоносительство дифтерии и кишечных инфекций.
7. Контагиозные заболевания глаз и кожи.
8. Паразитарные заболевания.
9. Злокачественные новообразования, злокачественная анемия, лейкемия, как сопутствующие заболевания.
10. Кахексия, амилоидоз внутренних органов.
11. Туберкулез, все формы и стадии.
12. Судорожные припадки и их эквиваленты с высокой частотой их развития (выше 1 приступа в 3 месяца на фоне поддерживающей противорецидивной терапии).
13. Патологическое развитие личности с выраженными расстройствами поведения и социальной дизадаптацией, выраженная умственная отсталость.
14. Психические заболевания детского возраста (для непрофильных учреждений).
Общие противопоказания
для направления родителей в санатории для детей с родителями:
1. Все заболевания в острой стадии, хронические заболевания в стадии обострения и осложненные острогнойными процессами.
2. Острые инфекционные заболевания до окончания срока карантина.
3. Все венерические заболевания в острой или заразной форме.
4. Психические заболевания. Все формы наркомании и хронический алкоголизм. Эпилепсия.
5. Все болезни крови в острой стадии и стадии обострения.
6. Кахексия любого происхождения.
8. Все заболевания и состояния, требующие стационарного лечения, в том числе и хирургического вмешательства: все заболевания, при которых больные не способны к самостоятельному передвижению и самообслуживанию, нуждаются в постоянном специальном уходе.
9. Эхинококк любой локализации.
10. Часто повторяющиеся и обильные кровотечения.
санаторий детский
Смотреть что такое «санаторий детский» в других словарях:
Детский Санаторий — название населённых пунктов: Россия Детский Санаторий посёлок в Верхнеуслонском районе Татарстана. Детский Санаторий посёлок в Ишимском районе Тюменской области … Википедия
САНАТОРИЙ — САНАТОРИЙ, санатория, муж., и (устар.). САНАТОРИЯ, санатории, жен. (от лат. sano исцеляю, лечу). Лечебное заведение, специально оборудованное для проживания в нем лиц, нуждающихся в постоянном наблюдении врачей, соблюдении строгого режима.… … Толковый словарь Ушакова
САНАТОРИЙ — САНАТОРИЙ, санатория, муж., и (устар.). САНАТОРИЯ, санатории, жен. (от лат. sano исцеляю, лечу). Лечебное заведение, специально оборудованное для проживания в нем лиц, нуждающихся в постоянном наблюдении врачей, соблюдении строгого режима.… … Толковый словарь Ушакова
САНАТОРИЙ — лечебное заведение, построенное в здоровой местности, так что самый воздух и все прочие условия жизни помещенных здесь больных способствует их выздоровлению наравне с обычным лечением. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка
Санаторий Шахтер — (Ессентуки,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица Баталинская 9 … Каталог отелей
Санаторий Сочи корпус Дачи — (Сочи,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Виноградная 27, Сочи, Россия … Каталог отелей
ДЕТСКИЙ САД — ДЕТСКИЙ САД, общественное воспитательное учреждение для приходящих маленьких детей в возрасте (в СССР) от 3 до 7 лет. Среди других учреждений соц. воспитания Д. с. занимает исключительно важное место, т. к. он обслуживает период жизни, когда… … Большая медицинская энциклопедия
Санаторий Архипо-Осиповка — (Архипо Осиповка,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: ул. Са … Каталог отелей
Санаторий Сочи — (Сочи,Россия) Категория отеля: 5 звездочный отель Адрес: Улица Виноградная 27, Сочи … Каталог отелей
Отдых в детских санаториях с родителями и без
Санаторий — место, где можно восстановить силы не только физические, но и душевные. Отдыхающим предлагается весь спектр услуг. Прежде чем выбирать лучший детский санаторий в России, подходящую путевку, нужно пройти обследование, подготовить необходимые документы, список вещей и собрать их в дорогу.
На протяжении всего отдыха предоставляются следующие оздоровительные процедуры:
И это еще не полный перечень того, что получают на отдыхе люди, совместно с детьми отправляющиеся в санатории страны. Направленность оздоровления может быть самая разнообразная: проблемы с ногами, речью, общим состоянием и развитием. Прежде чем отправляться на курорт с лечением, необходима консультация врача. Есть ограничения по приему тех или иных пациентов. Тогда санаторное лечение может принести вред приехавшему на отдых человеку. Разрабатывается специальная программа оздоровления.
Польза от такого отдыха огромная. В основном все лечебницы располагаются в природной зоне: свежий воздух, частые прогулки. В некоторых есть свои минеральные источники. Популярность санаторно-курортного отдыха увеличилась, а все благодаря тому, что были развеяны все стереотипы прошлого. Если раньше в санаторий ездили те, кому за сорок, то сейчас это место, где отдыхают все. Отдыхать можно в любое время года, но в санаторий летом едут чаще всего. Дети, родители с детьми, молодые люди, а также люди в возрасте – отдых подходит для любых возрастов.
Виды путевок и особенности отдыха
Главной особенностью отдыха является его комплексный характер. Это значит, что помимо природных факторов, используются еще и достижения человечества. Так, например, можно лечиться минеральной водой, купаться в источниках, одновременно посещать ЛФК, соблюдать диетическое питание. В основном все санаторные комплексы имеют специализацию и направлены на лечение того или иного заболевания. Родители, приезжающие на отдых в санаторий, смогут выбрать курс лечения для себя и своих детей. Самое главное, прежде чем приобрести путевку, нужно знать, в какой санаторий лучше поехать, какое у вас заболевание, и какая должна быть специализация у выбранного курорта.
Виды путевок:
Детские санатории подразделяются на несколько видов. В одних можно проводить время с родителями, а лечение оказывают всей семье, в других осуществляется заезд только по видам болезней. Существуют санаторные пионерские лагеря, где дети отдыхают без родителей.
Собираем ребенка. Что положить с собой?
Список вещей:
Не стоит давать с собой дорогие гаджеты, телефоны и фотоаппараты, а также дорогую обувь, одежду и ювелирные украшения. Чем меньше отвлекающих вещей, тем больше будет пользы на лечении.
Необходимые документы и как их оформить
Для того чтобы отправить ребенка в детский оздоровительный санаторий на отдых, либо поехать туда совместно с ним, нужно оформить документы. Без документов пациента не возьмут. Также нужны справки от врачей для санатория.
Список необходимых документов и принцип оформления:
Лучшие санатории в России для отдыха детей и взрослых
Большинство педиатров советует родителям выбирать для отдыха совместно с детьми санатории с хорошей лечебной базой. Для того чтобы определиться, какие детские санатории лучше, необходимо точно знать, какое заболевание будет лечиться. Санатории разделяются на детские, где лечат в сопровождении взрослых или без сопровождения и взрослые санатории, где принимают и детей.
Детские — лучшие в России
Лечебницы принимают пациентов самого разного возраста. Это могут быть как дети до года в сопровождение матери, так и от 1 года и до 18 лет. Помимо лечения разрабатывается специальная программа мероприятий. Рассмотрим несколько лучших, по мнению отдыхающих, детских оздоровительных санаториев, находящихся в России:
Санатории для взрослых
На базе взрослых санаториев осуществляется лечение, оздоровление и отдых взрослого населения. Но благодаря популярности санаторно-курортного лечения, в большинстве лечебниц стали принимать и детей. Теперь для отдыха на оздоровительном курорте есть семейные варианты размещения. Взрослых лечат совместно с детьми. Перед назначением курса лечения ребенку проводится обследование педиатром.
В заключение
Основная цель — это оздоровление, а не просто отдых. Каждый санаторий по-своему пытается привлечь посетителей, а главное посетителей с детьми. Предлагается комплексное обследование, сбалансированное питание, а также дополнительные услуги. В детских оздоровительных санаториях России лечение будет оказано ребенку. Во взрослых санаториях на территории РФ родителей лечат совместно с детьми. Помимо этого разрабатывается дополнительная программа, направленная на укрепление здоровья. Например, конные прогулки, плавание, развитие моторики.
После отдыха в санатории повышается иммунитет, улучшается общее состояние.
Отдых в санатории — отличный выбор, в независимости от того, есть ли у вас заболевание или нет. Итогом будет отличное самочувствие на весь предстоящий год.
Детские санатории
Отдых в детских санаториях и пансионатах: список, официальные сайты, как получить путёвку, отзывы
Все санатории для детей с родителями — рейтинг, лечение заболеваний и активный отдых
Приобретение путевки в санаторий — отличное решение для качественного лечения в сочетании с отдыхом. Наше государство направило все силы на развитие такого важного элемента как восстановление после лечения посредством отдыха в санаторно-курортных базах. Особое внимание уделяется детским санаториям и лечебницам.
Лучшие санатории России для отдыха с детьми
Россия в прошлом веке славилась своим огромным количеством детских здравниц с уникальными методами лечения и культурно-просветительскими программами. Но политическая ситуация в 90-е годы заметно повлияла на финансирование государственных баз отдыха, в том числе и детских. Около 20-то лет большинство из них существовало только благодаря усердию и преданности сотрудников, а многие и вовсе были закрыты. Теперь лучшие санатории страны открывают свои двери, чтобы оказать качественное лечение своим юным туристам и сделать их отдых интересным и незабываемым. Список самых популярных детских здравниц в России:
Санатории «Мать и дитя» в России
Огромным преимуществом данной категории баз отдыха является возможность родителя не только проследить за жизнью и процессом оздоровления своего малыша в чертах лечебницы, но и оздоровиться самому. Лучшие дома отдыха:
Фото-галерея перечисленных домов отдыха:
Детский санаторий, его задачи и роль в системе лечебно-профилактической помощи детям
H. M. Дмитриева и В. А. Лебедева.
«Детский санаторий»
Изд-во «Медгиз», М., 1958 г.
Приведено с сокращениями
Детский санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, тесно связанным со всей системой лечебно-профилактической помощи детям. Основной задачей детского санатория является создание больным детям таких благоприятных условий жизни, при которых наилучшим и быстрейшим образом может наступить нормализация всех функций их организма. Применяемые в зависимости от медицинского профиля специальные методы лечения поэтому и дают именно в условиях санатория столь высокую эффективность, что они осуществляются на фоне создаваемой в этих учреждениях оптимальной «внешней среды».
Болезни, как острые, так и протекающие хронически, интоксикации, полученные ребенком физические или психические травмы не проходят для детского организма бесследно. Они истощают его нервную систему, дезорганизуют ее функции и ведут к изменению реактивности детского организма. Нервная система ребенка становится хрупкой и легко ранимой; это состояние обычно длится еще и после того, как ребенок оправился от острого периода болезни. Работоспособность клеток головного мозга остается пониженной и падающие на них обычные раздражители являются для них «сверхсильными» — ребенок не в состоянии справиться с ними; это поддерживает перенапряжение нервных клеток коры и препятствует нормализации реактивности.
Физиологический эксперимент и клинические наблюдения (И. П. Павлов) показывают, что после более или менее продолжительного отдыха нервной системы ее реакции нормализуются. Столь высокая эффективность лечения детей в санаторных условиях и объясняется тем, что особенности санаторной обстановки обеспечивают детям все условия для отдыха центральной нервной системы и для нормализации реактивности. В санатории ребенка не только лечат, но и оберегают от всякого рода вредных воздействий внешней среды, от тех мелких психических травм, которые неизбежны в обычных условиях жизни и которые не оказывают влияния на здорового ребенка. Другими словами, в санатории ребенку создается так называемый лечебно-охранительный режим.
Внешняя среда в санатории состоит из комплекса разнообразных воздействий, которые можно разбить на две группы тесно переплетающихся между собой мероприятий. Одни из них направлены к обеспечению хорошего физического ухода за ребенком — ребенок должен получить все, что диктуется требованиями гигиены, и быть обеспечен всеми необходимыми видами лечения, доступными в санаторных условиях.
Но не менее важное значение имеют и те мероприятия, которые направлены на повышение психического и эмоционального тонуса больного или ослабленного ребенка. Ведь эмоциональные воздействия могут часто оказывать во много раз большее влияние, чем какой-либо физический фактор (К. М. Быков). Еще в прошлом веке В. А. Манассеин указывал на роль психики в здоровье человека, на значение душевных переживаний и потрясений в возникновении различных заболеваний, в том числе и туберкулеза. На то, что подавленное настроение, тоска, скука не способствуют выздоровлению ребенка, снижают способность выработки активного иммунитета, указывают виднейшие отечественные педиатры Д. Д. Лебедев, П. С. Медовиков, М. С. Маслов. Т. П. Краснобаев говорил, что невнимание к душевной жизни больного, и особенно больного ребенка, вредно влияет не только на его мировоззрение и настроение, но и на течение местного костнотуберкулезного процесса.
Повышению эмоционального и психического тонуса способствует обстановка детского санатория, обычно расположенного в красивой загородной местности, где ребенок близко соприкасается с природой, и уютные, не напоминающие больницу помещения санатория. В отношении взрослых больных вошел в употребление термин «ландшафтотерапия», под которым подразумевается благоприятное влияние, оказываемое на тонус больного видами живописной местности. Надо сказать, что не меньшее впечатление это производит и на детей. Часто приходилось наблюдать, как у вновь поступивших в санаторий и скучавших по дому детей резко менялось настроение после первой же прогулки по красивым окрестностям.
Дети не менее, чем взрослые, любят красивые вещи. Не только школьники, но и младшие дети воспринимают и оценивают окружающую их обстановку. Не раз приходилось слышать от 6—7-летнего ребенка такие слова: «Мне нравится в санатории потому, что здесь красиво». Красивой должна быть не только обстановка санатория, но и одежда детей.
Большое значение в создании для детей благоприятной внешней среды имеет отношение к ним персонала. Люди, работающие в детском санатории, какую бы они ни выполняли работу, должны быть так воспитаны, чтобы дети некогда и ни при каких обстоятельствах не слышали от них резкого слова, грубого окрика. В каждом сотруднике больной ребенок должен видеть друга, стремящегося помочь ему восстановить здоровье.
Основная роль в повышении эмоционального и психического тонуса больного ребенка, несомненно, принадлежит педагогическим мероприятиям, делающим жизнь детей содержательной, интересной, дающей им возможность не отставать в своем умственном развитии от здоровых сверстников. В этом сочетании одна из основных специфических особенностей детского санатория, которая играет существенную роль в достижении благоприятных результатов.
Чем тяжелее заболевание ребенка, тем больше внимания должно уделяться повышению его психического тонуса. Больной ребенок тяжело переживает свою физическую неполноценность и это чувство должно быть у него уничтожено. В нем должна быть вызвана вера в выздоровление, в то, что у него есть перспективы, что он найдет свое место в жизни и примет активное участие в строительстве своей страны. Таким образам, перед детским санаторием, особенно таким, где ребенок находится длительно, ставится большая и ответственная задача — достигнуть возможно более полного оздоровления ребенка, создать ему бодрое, спокойное настроение и обеспечить соответствующее его возрасту умственное развитие.
Какие же требования предъявляются санаторию в отношении лечения ребенка?
Пребывание детей в санатории в настоящее время не ограничивается определенным сроком. В прежние (довоенные) годы, когда для детских санаториев были установлены строгие короткие сроки лечения, детей выписывали из санатория «с улучшением» в той мере, в какой это было возможно достигнуть за 30—40 дней — таков был общепринятый срок лечения. Сейчас, когда детские санатории являются не общеоздоровительными, а специализированными лечебно-профилактическими учреждениями, требования к ним в отношении получаемых результатов лечения коренным образом изменились. Ребенка выписывают из санатория только тогда, когда в состоянии его здоровья имеются определенные благоприятные сдвиги и есть основание полагать, что эти сдвиги носят достаточно стойкий характер. Так, например, из костнотуберкулезного санатория ребенка выписывают только тогда, когда костнотуберкулезный процесс полностью затих, и это подтверждается как клиническими, так и рентгенологическими данными.
Из санатория для детей с активными формами туберкулеза ребенка выписывают после того, как туберкулезный процесс перешел в фазу обратного развития; ребенка, страдающего ревматизмом, выписывают из санатория, когда общее состояние и специальные исследования дают основание считать, что ревматический процесс потерял активность; ребенка, страдающего рахитом, — когда он излечен от рахита; детей-психоневротиков — когда восстановлено их общее состояние, устранены сопутствующие заболевания, поведение и успеваемость стали такими, что дети могут жить в семье, посещать школу и т. д.
Для того, чтобы детские санатории могли осуществлять такие требования, с 1951 г. Министерство здравоохранения СССР установило новые, значительно увеличенные сроки лечения, дифференцировав их в зависимости от медицинского профиля санаториев. Для детей, страдающих костно-суставным туберкулезом, сроки лечения индивидуальные, для детей-реконвалесцентов после туберкулезного менингита — 6 месяцев, с активными формами туберкулеза легких, лимфатических узлов и других органов — 4 месяца, для детей, страдающих ревматизмом, психоневрозами, рахитом, с последствиями полиомиелита и для всех детей раннего возраста — 3 месяца. Самый короткий срок лечения в санаториях для детей с затихающими формами туберкулеза и в общетерапевтических удлинен до 2 месяцев.
Указанные сроки лечения следует рассматривать лишь как минимальные. Они были утверждены с той целью, чтобы на местах не допускали более коротких сроков лечения. Это, к сожалению, практикуется некоторыми органами здравоохранения, стремящимися «пропустить» через свои санатории побольше детей в ущерб качеству их лечения.
Фактически детские санатории любого профиля имеют полную возможность подойти к срокам лечения каждого ребенка индивидуально. Им дано право решением внутрисанаторной врачебной комиссии продлевать лечение ребенка на тот срок, который диктуется медицинскими показаниями. Этот вопрос решает только указанная врачебная комиссия (в нее могут входить соответствующие специалисты). Между тем, иногда приходится встречаться с таким уродливым фактом, когда орган здравоохранения, которому подчинен санаторий, а еще чаще диспансер, обязывает санаторий выписать определенное количество детей, не считаясь с тем, имеется или нет такое количество детей, которых по состоянию здоровья можно выписать из санатория.
Конечно, в санатории прием и выписка не могут производиться ежедневно, как это имеет место в больнице; это осложняло бы предупреждение инфекционных заболеваний в санатории, делало бы невозможной правильную организацию жизни детского коллектива и проведение плановой педагогической работы с детьми. Во всех местных специализированных санаториях проводится групповой прием и выписка детей. В детских санаториях на бальнеологических курортах, где срок лечения определяется курсом бальнеологических процедур, индивидуальные сроки лечения не применяются, приезд и отъезд всех детей происходят одновременно. Но для того, чтобы лечение детей могло проводиться с учетом особенностей реактивности детского организма, и в бальнеологических санаториях сроки лечения увеличены до 60 дней (вдвое против сроков, существовавших в довоенные годы).
Поставленные перед детским санаторием как специальным лечебно-профилактическим учреждением задачи могут быть осуществлены только при условии бесплатного санаторного лечения детей. В этом отношении никакой разницы между лечением ребенка в поликлинике, больнице и санатории быть не может. Все эти учреждения лечат больного ребенка на различных этапах его заболевания. Санаторное лечение ребенка — не роскошь, без которой можно было бы обойтись. Оно должно быть доступно каждому нуждающемуся в нем ребенку независимо от материальных возможностей его семьи. Кроме того, только при бесплатном лечении могут практически быть осуществлены необходимые для получения желаемой эффективности сроки лечения.
Как и все детские лечебно-профилактические учреждения, детские санатории должны функционировать в течение круглого года. В послевоенные годы почти все детские санатории были переведены на круглогодовую работу. Опыт прежних лет подтвердил, что эффективное санаторное лечение как в местных санаториях, так и на курортах может успешно осуществляться в течение всех сезонов. Это имеет большое практическое значение, так как дает возможность своевременно обеспечивать детей санаторным лечением, в частности осуществлять этапный метод лечения, т. е. непосредственный перевод ребенка-реконвалесцента из больницы в санаторий по окончании острого периода болезни. Этапный метод лечения, дающий наилучшую эффективность, все шире начинает внедряться в практику и в будущем будет применяться при большинстве заболеваний у детей.
Этапный метод лечения детей делает еще более неразрывной и обязательной существующую связь между детскими санаториями, больницами, консультациями и поликлиниками. Детский санаторий не может полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, находясь в отрыве от всей системы лечебно-профилактической помощи детям, он должен являться ее неотъемлемым звеном, органически связанным со всей цепью детских учреждений.
Какова же роль детского санатория в лечении тех заболеваний, которые являются наиболее серьезными в патологии детей дошкольного и школьного возраста?
В годы первых десятилетий советского здравоохранения в заболеваемости детей первое место занимал туберкулез, поэтому вполне естественно, что участие в борьбе с туберкулезом среди детского населения являлось основной задачей детских санаториев. Неуклонное повышение материально-бытового и культурного уровня жизни населения и широкая система противотуберкулезных мероприятий привели к резкому снижению заболеваемости туберкулезом и уменьшению смертности от него, причем это наиболее резко сказалось на детях. По ряду крупных городов число детей с активными формами туберкулеза в 1954 г. снизилось на 60% по сравнению с 1949 г., число детей-бацилловыделителей сократилось в 10 раз, число умерших от туберкулеза — в 12 раз; вдвое, а в ряде городов и втрое снизилась заболеваемость костно-суставным туберкулезом (С. В. Массино, К. П. Беркос).
Если мы обратимся к результатам лечения, достигаемым в детских туберкулезных санаториях, то будет ясна и та роль, которую они играют в этом общем деле. По данным за ряд лет многих санаториев для детей с активными формами легочного туберкулеза, 97—98% детей выписываются с процессом, перешедшим в фазы обратного развития (причем около половины из них — в фазе уплотнения), и с полностью восстановленным самочувствием. Дальнейшие наблюдения за этими детьми показывают, что примерно у 80% из них достигнутые результаты держатся стойко и дети являются практически здоровыми. Лечение детей, больных костно-суставным туберкулезом, осуществляется почти исключительно в санаториях. Летальность в этих санаториях в настоящее время является редким событием; в среднем около 90% детей выписываются из санаториев с полностью затихшим процессом; лишь около 1% остаются неработоспособными.
Особо следует остановиться на значении санаторного лечения детей, перенесших туберкулезный менингит. Хотя это столь грозное еще в недавние годы заболевание сейчас успешно лечится, однако примерно в 15—18% случаев это дает рецидивы, нередко очень тяжело протекающие. Чаще всего такие рецидивы бывают у детей, живущих в неблагоприятных бытовых условиях, или же после какого-либо-инфекционного заболевания. В подавляющем большинстве случаев рецидивы наступают в первом полугодии после выписки из больницы, значительно реже во втором полугодии и лишь в единичных случаях позже. Перевод ребенка из больницы в благоприятные условия санаторного лечебно-охранительного режима на полгода ведет к тому, что случаи появления рецидивов среди них падают до 2—3%, а по данным санатория «Кезево» (Ленинград), ни у одного ребенка, находившегося в санатории в течение года, в дальнейшем не было рецидивов менингита.
Вторым по своей значимости заболеванием детей раньше являлся ревматизм. Однако в настоящее время анализ структуры заболеваемости детей школьного и даже дошкольного возраста заставляет считать, что в патологии детей этого возраста ревматизм занял первое место. Заболевание ревматизмом приводит к тяжелым нарушениям в развитии ребенка, в большинстве случаев инвалидизирует его; оно занимает первое место в структуре летальности детей этого возраста. Ревматизм у взрослых — обычно лишь продолжение заболевания, перенесенного в детстве.
Обследования школьников показывают, что около 2—3% из них больны ревматизмом, а в VII—X классах число больных несколько выше. Около 1% дошкольников также болеют ревматизмом. Такое положение сделало необходимым создать соответствующую систему мероприятий по борьбе с ревматизмом среди детского населения, в которой санаторное лечение играет большую роль. Известно, что первая атака ревматизма нередко не оставляет поражения сердца, оно развивается при последующих рецидивах. Следовательно, важно предупредить эти рецидивы. Далее известно, что примерно у 40% детей ревматизм протекает без атак, с медленно нарастающим поражением сердца. Важно этого не допустить. Опыт последних 10 лет показывает, что если дети, у которых была атака ревматизма, находятся в благоприятных условиях специализированного ревматического санатория, то в дальнейшем рецидивы ревматизма у них наблюдаются в 3—4 раза реже, а если было проведено полное этапное лечение (больница — ревматический санаторий — ревматическая лесная школа), то случаи рецидивов сводятся к единичным (Е. И. Покровская). При своевременном распознавании скрыто текущего ревматического процесса у детей и помещении их в санаторий обычно удается прекратить его прогрессирование и предупредить развитие атаки.
В связи с имевшими место в послевоенные годы вспышками заболеваний полиомиелитом лечение детей с его последствиями приобрело серьезное значение и повело к развертыванию большой сети специализированных детских санаториев соответствующего профиля. Опыт работы этих санаториев показал, что своевременное, систематическое и правильно организованное лечение дает возможность в большинстве случаев в значительной мере восстановить пострадавшие функции органов движения и тем самым избавить детей от перспективы остаться на всю жизнь калеками. Независимо от того, находится ли санаторий на курорте или вне его, при использовании всех необходимых методов лечения у 80—90% больных детей достигаются положительные результаты.
Нередко тяжелые, с трудом поддающиеся лечению нервно-психические заболевания и болезненные отклонения характера у взрослых людей являются следствием психоневрозов, перенесенных в детстве. Между тем у детей нервная система отличается большой гибкостью и потому психоневрозы у них обычно не глубоки и не стойки.
Психоневрозы легко обратимы, если ребенок своевременно помещен в условия, которые способствуют нормализации его нервно-психической сферы и общему укреплению организма. Такие условия полностью обеспечиваются ребенку в санаториях психоневрологического профиля. Примерно у 43% детей наступает полное выздоровление, у 51%—значительное улучшение; данные катамнеза показывают, что у 94% детей достигнутые результаты держатся стойко: дети хорошо ведут себя в школе, успеваемость в школьных занятиях у них хорошая или удовлетворительная (К. М. Куханов, Москва).
Наблюдения, проведенные в санаториях для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (Н. С. Киселева, А. А. Кураноза, Железноводск; Н. И. Пономарева, Озеро Шира), показывают, что во многих случаях у детей, страдающих язвенной болезнью, хроническим гастритом или колитом, хроническим гепато-холециститом, безуспешно лечившихся в условиях поликлиники и даже больницы, в санатории удается достигнуть в большинстве случаев значительного улучшения, а при повторном лечении — выздоровления.
Приведенные примеры достаточно убедительно показывают нам то место, которое детские санатории занимают в общей системе лечебно-профилактической помощи детям. Они также подтверждают целесообразность проведенной Министерством здравоохранения СССР в последние годы специализации детской санаторной сети с почти полным переключением детских санаториев на лечение больных детей.
Несомненно, что в дальнейшем будут создаваться санатории не только уже существующих медицинских профилей, но и нового профиля — для лечения детей, страдающих неспецифическими хроническими заболеваниями легких и верхних дыхательных путей, носоглотки, почек, для реконвалесцентов после различных тяжелых заболеваний и перенесенных операций.
Но кроме больных детей, имеются и такие дети, которые не нуждаются в каких-либо специальных методах лечения, а лишь в общем укреплении организма. Им нужен полноценный, правильно организованный отдых в загородных условиях. Дети дошкольного возраста имеют такую возможность, так как повсеместно широко практикуется вывоз детских садов в летние месяцы на дачи. Дети школьного возраста в этом отношении находятся в худшем положении. Пионерские лагеря являются прекрасным местом отдыха для здоровых детей, но они не могут обеспечить условий, необходимых для восстановления сил ослабленного ребенка. Это и не является их задачей. Ослабленному ребенку, перенесшему в прошлом ревматическую атаку, воспаление почек, болевшему туберкулезом костно-суставного аппарата или легких, недавно перенесшему воспаление легких или другие серьезные заболевания, противопоказано направление в условия пионерского лагеря. Но он уже и не больной, и лечение в санатории ему не показано.
Вопрос оздоровления этих детей был бы правильно решен путем создания сети детских домов отдыха. Это должны быть сезонные оздоровительные учреждения, функционирующие 4 месяца — с мая по сентябрь, которые пропускали бы за лето 3 смены детей по 40 дней каждая: в первую смену — учащихся младших классов, во вторую смену — старших классов (сразу после окончания экзаменов) и в третью смену — средних классов. Содержание таких домав отдыха обходилось бы значительно дешевле, чем санаториев, так как в них нет необходимости иметь многочисленный медицинский персонал, лечебно-диагностические кабинеты. Правильный режим дня, рациональное питание, физкультура и хорошо поставленная педагогическая работа под общим врачебным наблюдением создавали бы все необходимые условия для укрепления и закаливания детей и для отдыха.
Вопрос отдыха и укрепления здоровья учащихся старших классов мог бы быть успешно разрешен путем создания для них школьных ночных санаториев. Опыт довоенных лет показал, что многие старшеклассники, переутомившиеся вследствие отсутствия правильного режима дома и недостаточно гигиенических условий быта, хорошо восстанавливали свои силы и работоспособность при помещении в ночные санатории. Здоровье их укреплялось, успеваемость повышалась. Такого типа санатории для старших школьников легче организовать, чем круглосуточные, так как в них не требуется штата учителей для преподавания разных предметов, проходимых в старших классах.