что такое самозасыпание у ребенка
Самостоятельное засыпание
Самостоятельным засыпанием называют способность ребёнка заснуть без активного участия родителей (не на груди, без укачиваний и т.д.).
Такой способ засыпания не обязателен для каждого ребёнка, не является навыком, который необходимо освоить. С другой стороны, для родителей это удобно.
В определенных ситуациях СЗ — единственное средство, способное улучшить качество сна ребёнка и дающее возможность семье отдыхать и высыпаться для дальнейшего ухода за малышом.
Исходя из физиологии, обучение самостоятельному засыпанию логично начинать по окончанию 1го регресса сна, то есть примерно в три-четыре месяца. В этот период сон ребёнка становится цикличным (по 40мин).
Бывает, что малыши просыпаются стабильно через 40 минут сна, причиной этого может быть то, что ребёнок уснул в одних условиях, а проснулся в других (засыпал на руках, а проснулся в кровати). В этом случае СЗ может помочь решить вопрос с частыми пробуждениями.
Многие родители не верят, что такое возможно — малыш сам уснёт у себя в кроватке. Но стоит понимать, для достижения такого результата необходима вовлечённость и организованность всех членов семьи. К тому же, период обучения СЗ будет зависеть от темперамента малыша.
Обучать СЗ нужно после того, как установятся здоровые привычки сна.
Напоминаем, важные моменты:
Условия сна: затемнить комнату, сохранять влажность 40-60%, поддерживать температуру около 21 градуса, возможно использование белого шума.
Периоды бодрствования ребёнка и время сна должны быть в соответствии с возрастом.
За 20-45 мин. до сна следует организовать спокойное времяпровождение. Действовать нужно последовательно: после купания переодеться в пижаму, почитать. Следите за реакцией ребёнка, чтобы понять какой способ расслабления подойдёт ему.
Методы СЗ могут быть различными: мягкими (метод стула, метод Трейси Хогг) или более жесткими (контролируемый плач). Все методы имеют доказательную базу, а выбор подходящего остаётся за родителями.
При обучении СЗ придерживайтесь рекомендаций:
Приготовьтесь к появлению протестов — это временно. Чаще всего дети возмущаются и плачут, так как им трудно изменить привычки. Важно в этот период быть рядом. Вы не бросили малыша в опасности. Это ваше решение для повышения комфорта родителей и ребёнка.
Определитесь с общей семейной тактикой, а те, кто не согласен, не должны мешать, давай советы и рекомендации.
Как научить ребенка засыпать самостоятельно и что может вам помешать?
Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.
Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.
Однако в жизни каждой мамы настает момент, когда прежние уловки перестают работать.
Ребенок не укачивается, просыпается, как только его кладут в кроватку, спит только рядом с мамой, у которой еще столько дел! А тут еще и частые ночные пробуждения не дают выспаться даже ночью. Такие моменты действительно испытываю нас на прочность, причем не только маму, но и папу, который не получает нужного ему внимания и ласки, отдыха переда рабочим днем, старших детей, случайных жертв нашего недосыпа в виде продавщицы в магазине или неосторожного прохожего. Масштабы бедствия невозможно недооценить.
Как же уложить малыша, да еще и чтобы он поспал подольше?
Зачастую, причина сложных и длительных укладываний одна — неумение ребенка заснуть самостоятельно. Он постоянно полагается на помощь мамы (укачивания, кормления) или третьего предмета (соска, качели, машина), и когда этот «помощник» исчезает, ребенок просыпается, требуя продолжения режима усыпления. Так что, да, плохо засыпающий ребенок — это ваша вина, но хорошая новость в том, что это подтверждает и то, что вы хорошие родители! Вам очень долго было не в тягость укачивать, петь, вставать и укладывать вашу малютку. Вы были готовы дарить ей свою любовь и ласку по первому требованию, а иногда и от переизбытка чувств к ней.
Но время идет, и вы скорее всего уже понимаете, что пора поверить в ее (его) способность научиться этому важному делу — засыпать самостоятельно. Малыши растут и к 5-6 месяцам (а некоторые уже и сразу после четырех) неврологически готовы к освоению этого приема. Что уж и говорить о детках постарше — год, полтора, два.
Дело в том, что дети, как и взрослые, проходят несколько циклов сна — быстрый сменяется медленным. Новорожденные проводят большую часть времени в глубоком (медленном) сне, поэтому их так тяжело разбудить даже на кормление. Но когда ребенку исполняется 4 месяца, его организм перестраивается на «взрослый» режим сна. Теперь малыш спит циклами: быстрый сон — медленный (глубокий) сон. Полный цикл у детей младенческого возраста длится около 40-50 минут, и во время перехода к новому циклу они могут просыпаться на несколько секунд (взрослые тоже так спят, но мы сразу засыпаем и поэтому не помним этого) и… не суметь снова себя усыпить. Отсюда и появляются короткие дневные периоды сна в 40-50 минут, либо ночные подъемы каждый час.
Надо отдельно отметить, что самый глубокий сон наступает у малышей в первую половину ночи (некоторые могут счастливо проспать 3-5 часов с момента укладывания), а вот потом начинается бесконечная череда пробуждений — укачиваний — возвращения соски и т.д.
Основным препятствием для усвоения навыка самостоятельного засыпания становится наличие «костыля» или ассоциации, которые «помогают» малышу заснуть. Это может быть что угодно: соска, укачивание, пение, потребность, чтобы мама полежала рядом, бутылка. Я знаю семью, которая усаживала ребенка в машину и катала до тех пор, пока он не засыпал, повторяя этот трюк ежедневно по несколько раз! Другими словами «костыль» — это любой фактор или предмет на который ребенок не может повлиять самостоятельно.
Например, если ваш годовалый малыш отлично засыпает с соской и при этом в состоянии найти ее и вставить себе в рот, если она выпала посреди ночи — это не костыль и с соской бороться в целях сна нет нужды. Мой сын в 5 месяцев тоже отлично засыпал с соской во рту, но как только она выпадала он просыпался и плакал, т.к. не мог сам заставить ее вернуться на место, мне приходилось делать это за него, этот цикл мог повторяться до 18 раз за ночь — для него соска стала «костылем». Таких костылей может быть несколько у одного и того же ребенка: его могут укачивать, кормить до засыпания и давать соску одновременно. Представляете, как сложно такому малышу заснуть самому, когда за него это делали при помощи трех разных инструментов!
Приведу еще один пример: кратковременно просыпаясь между циклами сна, ребенок проверяет все ли вокруг так, как было при засыпании. Инстинкт самосохранения хочет увериться, что ему тепло, мама рядом, лежит он в том же месте, где и заснул, а не в медвежьей берлоге, куда его утащили, чтобы съесть. Если что-то изменилось — срочно нужно звать на помощь!
А теперь вспомните: вы укачиваете свое маленькое чудо, он засыпает у вас на руках, вы кладете его в кроватку и уже через небольшой промежуток времени бежите на зов и повторяете все снова. Знакомо? Но разве вас не встревожил бы тот факт, что, заснув на диване, вы проснулись в постели, или вообще у соседа? Вот, детям это тоже не нравится. С другой стороны, если малыш сам уснул в своей кроватке, он будет точно знать, что там он и должен быть и сможет спокойно продолжать сон даже после краткого пробуждения.
Другим (и едва ли не более сильным) препятствием часто является неверие родителей в то, что малыш уже готов засыпать сам. Мы видим, что наши детки рождаются такими беспомощными, знаем, что их всему нужно учить, и делим эти знания в соответствии с их возрастом и возможностями освоить новое (или нашим осознанием этих возможностей). А еще мамы часто слышат что-то вроде «ну, он же у тебя еще такой маленький!», «а ты как хотела, все дети часто просыпаются», «это нормально, вот мой стал спать всю ночь к 2,5 годам!». И это заставляет нас испытывать вину за то, что мы слишком многого хотим; убеждает нас, что годовалый ребенок ни у кого из существующих людей не спит всю ночь; укрепляет нас в мысли, что доля матери — терпеть и не спать ночами. Это вовсе не так!
Мой личный опыт, отзывы довольных семей и заключения педиатров, психологов и неврологов мировой практики говорят о том, что в большинстве случаев научить 6 месячного ребенка просыпаться дважды за ночь (в худшем варианте) поесть, а к 10-12 месяцам свести эти пробуждения к нулю — абсолютно реально, ни сколько не сложно (при грамотном подходе) и не травматично ни для мамы, ни для ребенка. Многие дети сами «показывают», что больше не хотят, чтобы их усыпляли.
В определенный момент, вы можете заметить, что прием с укачиванием требует все больше времени, а то и не работает совсем, что малыш выгибает спинку, как бы пытаясь вырваться из маминых рук во время качаний, сопротивляется соске — это верные признаки того, что малыша пора учить засыпать самому. И даже если вы не видите активного сопротивления сложившейся у вас методике укладывания, но ваш малыш при этом плохо/мало спит и он старше 4-5 месяцев — можно смело приступать к выработке навыка самостоятельного засыпания.
Последний вопрос, который я хочу осветить в этой статье — это вопрос плача во время «тренировки» засыпать самостоятельно.
Конечно, если вы долго укачивали малыша, пели ему песенки, чтобы он заснул, то как минимум, он может протестовать против изменившегося ритуала. Это еще одна из причин, почему искать помощи в освоении навыка засыпания лучше раньше, чем позже. Но и для малышей постарше можно подобрать такой подход, который минимизирует стресс и принесет результат. Важно понимать, что любая программа должна быть адаптирована под характер малыша, его возраст, обстановку в семье. Эмоциональный малыш, боязливый, очень привязанный к маме, или тот у которого сильно выражено стремление добиться своего потребует от мамы большего терпения и настойчивости, чем гибкий, легко адаптирующийся ребенок. Поэтому мама тоже должна оценить свое терпение и степень последовательности, а задача консультанта поддержать ее и помочь сформировать корректные ожидания о процессе, сроке и итоге программы. Это как в одной крылатой фразе — возможно все, на невозможное (или то, что вам таковым кажется) просто требуется больше времени!
Буду рада ответить на ваши вопросы в комментариях!
Что такое самостоятельное засыпание?
«Почему мой ребенок просыпается много раз за ночь? Он же ведь на СЗ» — Порой слышим мы от мамочек. Тогда, мы просим рассказать подробнее, как засыпает ребёнок?
⠀
И ответы бывают разные:
⠀
▶ Он умеет засыпать сам в своей кроватке и делает это каждый вечер!
⠀
Хорошо. Тогда мы задаём ещё один вопрос.
⠀
▶ Что Вы делаете в моменты пробуждения, чтобы малыш снова уснул?
⠀
Если мама отвечает: «Я тогда подхожу и укачиваю/даю грудь/глажу и т.д» — То, это не самостоятельное засыпание. Вернее так, это СЗ, но не полное. Малыш, действительно, может уметь засыпать сам, а при продлении сна требовать другую ассоциацию. Да, так тоже очень часто бывает. Детки могут иметь разные ассоциации на засыпание и продление. Когда родители это понимают, множество вопросов снимается. В таком случае, есть возможность обучить малыша продлевать сон тоже самостоятельно. Мы в программе, чаще всего, делаем это одновременно при обучении СЗ. Так ребенок путается меньше.
⠀
▶ Мой малыш засыпает сам, но я должна сидеть в комнате. Если я выхожу, ребенок часто просыпается и мне обязательно нужно показаться, чтобы он снова уснул. Если же я сижу/лежу рядом весь сон, то малыш сам спокойно спит.
⠀
Это ассоциация на присутствие. То есть, Ваше физическое участие в процессе засыпания не требуется. Вы можете не трогать ребенка, он будет засыпать сам, но ему нужно видеть Вас. Если малыш просыпается в переходном состоянии, он тоже будет Вас искать глазами и звать, если не найдет. Если Вам это мешает и Вы хотите делать свои дела до того, как пойдете спать, то эту ассоциацию тоже можно убрать и перейти к полноценному самостоятельному засыпанию.
⠀
▶ Мой ребенок засыпает сам в своей кроватке, меня нет в комнате. Ночью, если он просыпается, мне тоже не нужно ничего делать, он засыпает самостоятельно дальше. Однако, при этом он просыпается все равно часто.
❗Это СЗ, но в пробуждениях по ночам есть и другие причины, кроме ассоциаций. Часто, даже именно они первостепенны.
Если ребенок на СЗ часто просыпается, ищем причину пробуждений:
⠀
🔹 некорректный режим;
🔹 эмоциональные факторы (например, что-то новое в жизни малыша);
🔹 новый физический навык;
🔹 скачок развития.
❗Даже, ссора между мамой и папой может сильно влиять на эмоциональное состояние ребенка и на количество пробуждений, в том числе.
Самостоятельное засыпание — это лишь способ того, как именно засыпает малыш и продолжает свой сон.
Подводя итог: СЗ — когда малыш засыпает и продлевает свой сон без необходимости участия кого-то в засыпании. Не путаем с подготовкой ко сну. Подготавливает ребенка, проводит тихое бодрствование и ритуал мама/папа/няня и т.д.
Что такое самозасыпание у ребенка
Родители часто жалуются, что дети не умеют засыпать сами. Это как раз говорит о том, что малышей нужно учить навыку засыпания — так же, как умению ходить и говорить.
Почему дети плохо спят?
Очень часто причинами плохого сна могут быть поведенческие проблемы. Из-за того, что у ребёнка сон ассоциируется с кормлением или укачиванием, малыш ожидает тех же действий, проснувшись ночью. Это и есть поведенческая проблема, от которой нужно избавляться. Родители могут придумать какую-то новую привычку, другую ассоциацию, связанную со сном.
24 года назад в мире было всего лишь две книги, посвящённые этой проблеме. В работе Марка Вайсблута было сказано, что ребёнка нужно уложить в кроватку бодрствующим, затем уйти и не возвращаться к нему до утра. Эта методика получила название «Проплакаться до засыпания». А книга Ричарда Фербера была посвящена «Методу периодических проверок», согласно которому после укладывания малыша нужно время от времени проверять, но каждый раз делать это реже.
Эти способы могут работать, но из-за частого детского плача их критикуют родители и эксперты. И на сегодняшний день нет научных исследований, которые бы объяснили, как такие методы влияют на психологическое состояние детей.
Когда я задумалась о создании новой методики, у меня ещё не было ребёнка. Но я была знакома с историей своего брата и его жены, которые очень переживали из-за плохого сна своего малыша и даже признавались в том, что больше не хотят иметь детей. Я боялась столкнуться с такой ситуацией, поэтому решила создать более мягкий способ «Медленного отдаления». Сначала я его применяла на своих детях, а затем на малышах родственников и друзей.
Как этот метод работает?
Чтобы научить малыша правильно засыпать, положите его в кроватку бодрствующим и оставайтесь вместе с ним в комнате. В первые дни реагируйте на капризы ребёнка: обнимайте, успокаивайте словами, качайте. Но с каждым вечером делайте это реже. Эффект от этих действий будет заметен уже на седьмой вечер. Через неделю ребёнок начнёт полноценно спать ночью. Этот способ подходит для детей от полугода до 6 лет, а быстрее и легче его усваивают малыши от 6 до 8 месяцев. Чем старше они становятся, тем сложнее их научить правильно засыпать. Но всё же это возможно, просто вам придётся приложить немного больше усилий.
Главные принципы методики «Медленного отдаления»:
Если родители намеренно спят вместе с малышом, то он всё равно должен уметь засыпать сам. Решать эту проблему при помощи совместного засыпания — это не самый здоровый подход.
Метод «Медленного отдаления» нашёл отклик у мам по всему миру. С командой психологов мне удалось адаптировать этот способ и для российских семей. Я не призываю следовать только за инструкциями методики, а прошу обращать большое внимание на отношения между мамой и ребёнком. Главное — укрепить привязанность между ними, потому что спокойная мама, которая понимает потребности малыша, может более внимательно отнестись к обучению, в отличие от той, которая действует согласно инструкции и игнорирует то, что с ним происходит.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Методики и рекомендации
Вопрос самостоятельного засыпания (СЗ) ребенка актуален для большинства родителей: не имеет значения, спит ли малыш в своей кроватке или родители осознанно выбрали совместный сон. Ведь именно неспособность ребенка засыпать самостоятельно без родителей – одна из причин плохого ночного сна крохи, частые пробуждения и, как следствие, недосып у все семьи. Иногда речь идет о 4-5 «подъемах» за ночь, и даже в этом случае уже имеет место «накопительная» усталость, но также ситуация может быть гораздо серьезнее: ребенок может просыпаться после каждого (или почти каждого) 40-минутного цикла сна. Обучение самостоятельному засыпанию – способ решения непростой ситуации со сном.
Что такое самостоятельно засыпание малыша?
Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?
Методики обучения самостоятельному засыпанию.
Есть множество различных методик, которые призваны помочь и подсказать родителям, как именно научить ребенка самостоятельному засыпанию. Условно их можно разделить на две группы: мягкие методы «без слез» и более суровые «без слез здесь не обойтись, увы». Однако необходимо отменить, что в целом обучение самостоятельному засыпанию вряд ли возможно без слез. Родители должны быть готовы к этому, а еще к тому, что:
Методы самостоятельного засыпания ребенка (приводим некоторые из существующих):
Описанные выше методы относятся к более мягким методам, именно они являются более гармоничными и здоровыми для ребенка, но требуют много времени для достижения результата. Есть и более «суровые» способы (вместе с тем они и более быстрые), например, методика Фербера или Вайсблута: оба этих метода относятся к группе «без слез не обойтись», то есть предполагают необходимость оставить ребенка одного и дать ему поплакать.
Особенности обучения самостоятельному засыпанию в зависимости от возраста малыша:
Только вам принимать решение, какую из методик выбрать, когда начинать. Советуем изучить их все и при необходимости взять консультацию специалиста по детскому сну и самостоятельному засыпанию, так процессе пройдет максимально эффективно, но при это максимально бережно по отношению ко всем членам семьи.