что такое самоподготовка в школе
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса
Андреева Галина
Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса
Самоподготовка является одним из ведущих видов познавательной деятельности, применяемой в условиях школы-интерната.
Целью самоподготовки является прививание воспитанникам навыков самообразовательной работы. При этом обязательно учитывается возраст школьников, самообразовательные возможности, эффективность закрепления всех знаний, которые получены были на уроках, и упражнений в практическом применении.
Задачи перед самоподготовкой:
-Расширение границ основной учебной деятельности.
-Углубление содержания всех учебных предметов.
-Получение всех доступных для самостоятельного усвоения детьми знаний, умений, навыков.
-Закрепление, а также повторение материала, изученного на уроках.
-Упражнения для наиболее прочного усвоения.
-Развитие заинтересованности к изучению.
-Приобретение учащимися навыков для самостоятельной работы.
-Формирование навыков исполнения.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самоподготовкапризвана для выполнения нескольких функций: образовательной (систематизация, а также закрепление знаний воспитанников,развивающей (развитие внимания, памяти, мышления и речи,воспитательной (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля и еще честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности).
Ведущей функцией самоподготовки является воспитательная функция. Именно правильное воспитание определяет позицию любого педагога в данной форме работы с воспитанниками, содержание совместной деятельности и их общения, а также методику педагогического воздействия. В этом несложно убедиться, если наблюдать самоподготовку, в которой на первый план выдвинуты педагогические функции. Она аналогична уроку, как копия. Между тем самоподготовкаеще несет активное воспитательное начало: мотивы обучения детей, их воля, терпимость, аккуратность, также умение самостоятельно заниматься умственным трудом и контролировать себя. Функции воспитываются, так как их нельзя выучить или же запомнить со слов учителя или воспитателя.
ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОПОДГОТОВКИ.
Для того, чтобы самоподготовка давала желаемый результат, воспитатель обязан выполнять ряд организационно – педагогических задач. Решаются они прежде всего путем создания обстановки, побуждающей детей выполнять задания учителя и поддерживающей определенный порядок, который необходим для успешной плодотворной работы. Воспитатель добивается четкого соблюдения режимных требований, экономного расходования времени на учебную работу в условиях строгого регламента. Он требует, чтобы к концу самоподготовки все задания,полученные от учителя, были завершены.
Обеспечение нормального хода самоподготовки становится немыслимым без соблюдения определенных правил.
К организационно –педагогическим правилам относятся следующие:
Обязательность ежедневной самоподготовки.
Экономное, полное расходование времени, которое отведится на эти занятия.
Обеспечение порядка на каждом рабочем месте. Наличие всех необходимых принадлежностей и учебников для занятий.
Соблюдение каждым учащимся правил запрета и правил разрешения.
Ребенок должен усвоить,что нельзя:
опаздывать на самоподготовку;
тратить неэкономно время для подготовки к самостоятельной работе;
заниматься посторонними отвлекающими делами;
выходить из комнаты, где проходит самоподготовка, передвигаться по ней без разрешения;
уклоняться от выполнения какой-либо части задания;
считать свою работу законченной без самопроверки, общей проверки или проверки воспитателя (по возможности).
Правила разрешения определяются нормами поведения на самоподготовке.
Осознание воспитанниками необходимости подчиняться требованиям воспитателя положительно сказывается на организованности и их дисциплинированности.
СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы детей на самоподготовке опирается на соблюдение определенных требований к структуре организации.
Основными этапами каждой самоподготовки являются:
Подготовка воспитанников к работе (организационный момент).
Постановка цели и мотивация деятельности учащихся.
Самостоятельное выполнение заданных домашних заданий.
Самоконтроль и самопроверка.
Заключительный педагогический контроль.
Итог самоподготовки.
Организационный момент определяет начало самоподготовки. Он включает прежде всего проветривание помещения, подготовку детьми рабочего места (нужных учебников, тетрадей, всех необходимых письменных принадлежностей, которые должны быть расположенны в определенном порядке на рабочем столе,выдачу словарей, а также дополнительных пособий, которые потребуются для работы.
Все эти организационные действия проводятся в самом начале самоподготовки.
Второй структурный момент самоподготовки – постановка цели и мотивация деятельности учащихся.
Эффективная организация умственной деятельности на самоподготовке предполагает: постановку цели, активизацию мотивов, продумывание способа работы (учебные действия) учащихся.
Вполне оправдан педагогический прием, когда педагог – воспитатель не только ставит задачу, но и предлагает детям наиболее рациональную последовательность выполнения домашних заданий. Домашние задания, как правило, дети записывают школьные дневники. Для себя воспитатель также может выписать задание из классного журнала до начала самоподготовки.
Самостоятельная работа школьников по выполнению домашних заданий является основным структурным элементом самоподготовки. Разнообразными приемами воспитатель обязан поддерживать готовность учащихся к собственным усилиям, создать обстановку сосредоточенности и углубления в работу.
Результативность самостоятельной учебной работы учащихся во время самоподготовки напрямую зависит от содержания, а также объема заданий, данных учителями, и еще от метода подачи на уроке.
Поэтому сотрудничество и взаимосвязь учителя с воспитателем является одним из важнейших условий, необходимых для успешной организации самоподготовки.
В процессе самостоятельной работы следует избегать категорических требований или резкого принуждения. Надо вести себя спокойно, не мешая товарищам, соблюдать в помещении тишину и порядок. Это должно осознаваться детьми как обязательное условие их успешной работы.
Правильно организованный момент мотивации деятельности одновременно обеспечивает учащимся (особенно младшим школьникам)мотивацию дисциплины на самоподготовке.
Познавательная деятельность в условиях самоподготовки должна обогащаться и деловыми отношениями общения детей. Это важно для поддержания мотивов учения социального плана для того, чтобы контроль и стимулирование деятельности учащихся шли не только от воспитателя, но и от его товарищей. Результативной формой организации такой коллективной познавательной деятельности в условиях самоподготовки может стать использование консультантов.
В группе должно быть не менее трех консультантов по каждому предмету. Они помогают слабоуспевающим ученикам выполнять задания,проверяют. Важно,чтобы консультанты не делали работу за товарищей или высокомерно не поучали их. Консультантам лучше поручать оказывать помощь не слабым учащимся, а тем, у которых еще не сформировались достаточно навыки самоконтроля, кто не научился работать по точному плану, невнимателен, имеет пробелы в знаниях.
В группе обязательно есть учащиеся с низким уровнем развития способностей. Для них характерно неумение осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Они не видят свои ошибки и не умеют их исправлять. Поэтому воспитатель обязательно должен организовать проверку выполненных заданий у этих учащихся, повторить с ними соответствующие правила, привести аналогичные примеры, более легкие для их понимания, и подвести к сознательному исправлению ошибки.
Завершающий этап самоподготовки – это заключительный педагогический контроль. Он выступает в виде наблюдений, проверок и оценок деятельности учащихся. Наблюдения способствуют накоплению информации о рабочем состоянии группы и отдельных учащихся и позволяет после определенного анализа полученных сведений предвидеть потенциальные возможности детей.
Наблюдение ведется так, чтобы все стороны приготовления домашних уроков были в поле зрения воспитателя. Когда посредством наблюдений обнаруживаются неясные факты и явления, тогда воспитатель прибегает к другой разновидности контроля – проверке. С ее помощью воспитатель стремится выяснить продуктивность труда учащихся.
По выбору воспитателя проверяются различные моменты учебной работы детей. В работе с учащимися 1-4 классов, как правило, проверяется наличие у всех выполненных письменных работ. Но качество работы воспитатель в состоянии проверить не у всех детей, а только у наиболее слабых учащихся.Проверка устных предметов проводится выборочно: для одних детей – это подробный пересказ, для других – ответы по содержанию задания, выделение главного в материале.
Оценка воспитателя отличается от той, что применяется учителем в класс на уроках. Она не сопровождается анализом ошибок,а выражает одобрение или осуждение тех или иных поступков учащихся во время самоподготовки.
Воспитатель может использовать не только краткое словесное выражение, но также жесты и даже мимику, чтобы не создавать излишнего шума и не отвлекать других детей от работы.
Как правило, самоподготовка завершается общим выводом воспитателя о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он отмечает тех детей, кто старался и работал с интересом и увлеченно, кто потрудился сам и помогал товарищам.
Если каждый день воспитанник добивается хоть малой крупицы знаний собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и еще воспитывается нравственно, так как осознает свой труд.
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня МОУ «Ртищевская сош Ртищевского района Саратовской области» Доклад воспитателя ГПД на педсовете Как я развиваю познавательные и творческие.
Воспитательное пространство группы продленного дня Воспитательное пространство группы продленного дня Автор: Ермолина Ольга Николаевна (воспитатель ГПД) Воспитательное пространство ГПД,.
Самоподготовка как один из основных этапов в режиме группы продленного дня
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, как для детей, так и для воспитателя. Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.
Успех самоподготовки во многом зависит от эффективности урока, от степени прочности усвоенного на нем материала. Основы самостоятельной индивидуальной учебной работы закладываются, прежде всего, на уроке. Четкое и понятное объяснение учебного материала на уроке, основательное его закрепление, ясно сформулированное задание гарантирует прочное условие учащимся программного материала, а, следовательно, качественное и быстрое выполнение домашнего задания.
Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда. Учителю необходимо очень тщательно инструктировать учащихся, как им выполнять задания, учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить внимание.
Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудности в работе, приучить их задавать вопросы по домашнему заданию. Если есть образец, обратить внимание на него, если нет, с помощью детей разобрать один – два примера.
Самоподготовка в группе – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учителю целесообразно сосредоточить свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые ребята должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитателю – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).
Каковы же формы взаимодействия учителя и воспитателя?
Прежде всего, это – взаимопосещение уроков и самоподготовок в их системе, планирование и совместная организация воспитательных мероприятий познавательного характера (обсуждение книг, телепередач, итогов экскурсий, открытые занятия по интересам, творческие конкурсы), беседы, консультации, выработка единых требований к организации индивидуальной познавательной деятельности школьников.
Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задания, что сделать дополнительно, кому из учеников нужна помощь и т. д.. Постоянный контакт учителя и воспитателя, беседы, обсуждение отдельных вопросов, совместная деятельность в методическом объединении, взаимная информация, делают их работу более эффективной, позволяют в короткий срок сформировать у учащихся навыки самостоятельного и рационального учебного труда.
Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играют воспитатели в группах продлённого дня. Организуя выполнение домашних заданий, они приучают детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для их выполнения, к их четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной работы; возрастные и индивидуальные особенности детей.
а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент.
Как начинается самоподготовка в моей группе? Обычно на выполнение заданий учащиеся приходят с прогулки. Некоторые из них, не дожидаясь звонка, оповещающего начало, садятся, достают учебники, тетради. Они чувствуют себя вполне отдохнувшими после уроков, настроены работать, и я создаю для этого условия. Тех, для кого начало занятий оповещается только звонком, прошу тихо пройти на свои места, ничем не отвлекать уже занимающихся ребят.
Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали классе. Здесь осуществляется связь урока и самоподготовки.
Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки, или обращает внимание на текст памяток (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку”, “Как готовить пересказ” и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводит- ся дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы. Если у учащихся сформированы навыки, предусмотренные программой, им предоставляется большая самостоятельность.
Последовательность выполнения домашних заданий по предметам достаточно трудный вопрос. Естественно, что тут нетерпим шаблон. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учетом особенностей данного класса. Так, например, учащимся второго класса надо начинать самоподготовку с чтения, так как ученик, умеющий хорошо читать, быстрее разберет и осмыслит задание по русскому языку и по математике. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы последовательность выполнения домашних заданий дети могут выбирать сами.
Во втором и третьем классах на самоподготовка отводится 1,5 академических часа, за это время дети успевают сделать задание по двум предметам. Поэтому целесообразно готовить в группе уроки по русскому языку и математике. Чтение и заучивание стихотворений желательно перенести на дом, т. к. после выполнения сложных письменных заданий ребенку нужен длительный перерыв, кроме того, заучивание наизусть и чтение требуют большей изолированности по самому характеру этих занятий. И они больше располагают к контакту ребенка с родителями.
Самостоятельная работа младших школьников – основной структурный элемент самоподготовки. Различными приемами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Поскольку темп работы учащихся различен, что определяется индивидуальными особенностями детей, это создает определенные трудности для воспитателя, поэтому регулирующую роль в самостоятельной деятельности учащихся сыграет введение часов. Часы нужно взять с большим циферблатом, арабскими цифрами и установить так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания, какое положение стрелок на циферблате будет сигналом закончить работу.
Но нужно, конечно, помнить, что у детей может быть не всегда устойчивое внимание, и что не у всех выработаны необходимые навыки, и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправдана. Однако ученик должен знать, что прежде всего, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко ее записать, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось в классе, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам.
Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях.
Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.
Часто в группу приходят дети, не имеющие навыка самостоятельной работы, с пробелами в знаниях. Поэтому задача воспитателя в работе с этим учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Но материал для повторения, направленный на ликвидацию пробелов, недолжен, быть “довеском” к общему заданию для всех учащихся. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.
Замечено, что дети, у которых нет навыка самостоятельной работы или базы для выполнения данного задания, нередко стараются заглядывать в тетради своих товарищей и таким “облегчением” способом выполняют работу. Чтобы предупредить подобное, можно во время самоподготовки посадить такого ученика за одну парту с учеником из другого класса или предложить выполнять задания по разным предметам.
Педагогически неправильно поступают те преподаватели, которые загружают дополнительными занятиями учеников, быстро справляющихся с работой. Такой прием, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе. Хорошо успевающих по русскому языку и математике и умеющих объяснять детей можно назначить консультантами – помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ.
Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного
задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Я же предлагаю игры, не требующие подготовки: “Наборщик”, “Эрудит”, “Закоулки”, “Точки”, “Пазлы”,игры в паре и др.. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книг, порисовать.
Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия.
Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, природоведению. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.
В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Говоря о работе группы продленного дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.
Методов много. Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.
Выступление на методобъединении воспитателей на тему:
Актуальность: От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков воспитанников.
Активизация мыслительной деятельности учащихся.
Формирование умения использовать полученные знания.
Развитие осознанного желания работать самостоятельно.
Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.
Самоподготовка – один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса.
Цель самоподготовки: привитие навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению полученных знаний на уроке, а также контролю и оценке своих действий. Самоподготовка в условиях интерната имеет свои особенности:
Самоподготовка проходит коллективно;
Регулярность, одинаковая продолжительность проведения;
Организует и проводит самоподготовку воспитатель;
Правильная организация учебной работы включает в себя ряд моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся правильный режим дня, оборудование рабочего места для занятий, определение продуктивного и оптимального порядка выполнения домашнего задания на день или на всю неделю в целом. К внутренним условиям необходимо отнести умение быстро включаться в работу, вести ее в хорошем темпе, не отвлекаясь.
Подготовка учащихся к учебным занятиям будет проходить эффективно, если выполняются санитарно-гигиенические и дидактические требования к организации самоподготовки.
Но в свою очередь и учащиеся должны соблюдать организационно-дисциплинарные требования:
Приходить на самоподготовку на пять минут раньше, чтобы убедиться в наличии принадлежностей, необходимых для занятий и настроиться на предстоящую работу;
Точное соблюдение начала и конца самоподготовки:
Обеспечение порядка на рабочем месте
Не нарушать тишину и не отвлекать других без необходимой надобности;
Не заниматься посторонними делами;
Нельзя громко консультировать;
Не использовать методы работы, вызывающие шум;
Выполнять работу недобросовестно.
Основные требования к ученику в процессе выполнения домашнего задания – самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. Но нельзя забывать о том, что умение управлять своим поведением – это целостное свойство личности и выработать его в одном каком-то одном виде деятельности невозможно.
Воспитателю необходимо помнить, что у учащихся может быть не всегда устойчивое внимание, что не у всех выработаны необходимые навыки и что задания могут быть сложными. В некоторых случаях помощь воспитателя оправданна.
Самоподготовка имеет определенную структуру :
2. Самостоятельная работа учащихся
3. Подведение итогов работы.
В каждом классе назначаются консультанты, которые в конце самоподготовки (если сами выполнили работу) могут оказать помощь воспитателю в проверке у одноклассников выполненного домашнего задания.
В процессе организации самоподготовки возможно использование групповых форм работы, если даны групповые домашние задания.
Короткие паузы, по 10-15 минут, также необходимы во время выполнения домашнего задания. Во время этих пауз можно использовать упражнения для снятия умственного напряжения учащихся, гимнастику для глаз.
В начале учебного года огромная организационная работа проводится с учащимися вновь набранных классов, так как у них еще проходит адаптационный период. Они выполняли домашнее задание в полной самостоятельности, когда им никто не мешал шуршанием страниц, тихим шепотом, ходьбой и т.д. При подготовке к учебным занятиям они не ограничивали себя во времени. Не сразу учатся ребята рассчитывать время, отведенное на самоподготовку. Вначале они часто не представляют себе реально отведенный им отрезок времени и торопятся. Важно убедить детей в том, что можно все хорошо сделать, если не спешить, но работать сосредоточенно и целеустремленно. Необходимость соблюдения сроков мобилизует.
Воспитатель, работающий в данных классах, поддерживает тесную связь с учителями – предметниками для выяснения содержания домашнего задания. Для успешной работы воспитателю нужна полная ясность: что задано, как выполнять задание, кому из учащихся потребуется помощь и т.д. А учителю полезно знать, как выполняет домашнее задание каждый ученик. Это важная информация для его работы в классе.
Человек, который в течение дня должен сделать много дел, привыкает ценить время, заранее планирует и рассчитывает его. Он приступает к работе сразу, без всяких заминок. Избыток же свободного времени приучает человека разбрасываться им.
Надо приучить ребёнка все необходимое делать с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Воспитателю необходимо знать, что чем дольше ученик оттягивает начало выполнения работы, тем большее усилие потребуется ему для того, чтобы заставить приступить к ней, тем более будет длительным период «вхождения» в нее. Если же ученик сразу начинает свою учебную деятельность, то он легко работает, многое успевает сделать, и в конечном счете многого достигает.
Приучая школьника правильно работать, следует добиться того, чтобы он работал интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. Привычка работать в хорошем темпе – очень важный момент в умении правильно заниматься. Для человека привыкшего работать в быстром темпе нет предела в возможности усвоения знаний.
Ученик сам решает, с какого предмета начинать выполнение домашнего задания. Главное, правильно спланировать предстоящую работу и вовремя внести корректировку, если это потребуется. Он сам ищет пути и способы выполнения заданий.
Воспитатель ведет журнал по организации самоподготовки, в котором отмечает посещаемость учащихся, записывает причину отсутствия, ежедневно записывает расписание уроков на следующий день. За время первой самоподготовки учащиеся успевают выполнить основную часть домашнего задания.
В конце самоподготовки указывает свои наблюдения по ходу работы и оценивает степень подготовки учащихся.
Проверка выполненного домашнего задания может осуществляться в форме самопроверки, взаимопроверки, фронтального и индивидуального опроса воспитателя.
Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, я считаю, что взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников. В нашей школе-интернате мы стараемся, чтобы требования учителя и воспитателя были едины. Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий Я систематически выясняю:
Какие темы наиболее трудны для воспитанника, в чем именно;
Какие планируются практические работы, связанные с подготовкой домашних заданий
Все эти данные должны отражаются в моих планах.
Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима при оказании помощи отстающим или слабоуспевающим воспитанникам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одни из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя могут способствовать не только их встречи и беседы, взаимные посещения. В нашей школе-интернате ведется тетрадь взаимосвязи учителя и воспитателя, где записывается не только домашнее задание, но и то на, что обратить особое внимание при их выполнении и чем необходима помощь. Если в задании есть скрытые трудности – обратить на них внимание и указать возможные пути их преодоления
Мне необходима и ежедневная информация о текущей успеваемости своих воспитанников как показатель качества их самоподготовки. Воспитателю очень важно убедить воспитанников, что выполнение каждого задания делится на несколько этапов. Прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо предварительно обдумать его и представить себе, как лучше его выполнить.
Я стараюсь приучать воспитанников беречь и рационально использовать время, отведенное на выполнение домашних заданий, к последовательности их выполнения. Все необходимое для приготовления домашних заданий складывается в таком порядке, в котором планируется выполнение домашнего задания. Очень важно научить воспитанников работать с учетом указаний различных памяток: Некоторые воспитанники в силу своих индивидуальных особенностей, или по состоянию здоровья не могут готовить уроки, вместе со своей группой, им мешают другие ребята, они быстро утомляются, часто отвлекаются и в результате сами нарушают дисциплину. Не у всех выработаны необходимые навыки, задания могут быть сложными. В некоторых случаях индивидуальная помощь воспитателя оправдана и необходима. Однако ученик должен знать, что прежде чем обратиться за помощью, нужно самому внимательно прочитать условие задачи и кратко её записать, составить схему, нарисовать рисунок, а потом подумать над решением, вспомнить, как это делалось на уроке, т.е. он обязан научиться преодолевать трудности сам. При призыве о помощи, ребёнок должен мне показать, что было им сделано до этого.
Рабочий шум вполне допустим в группе, и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже моих громких замечаний, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам.
Часто в группу приходят дети, после продолжительной болезни, с пробелами в знаниях. Поэтому моя задача в работе с этими учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе чрезвычайно важно учитывать особенности детей младшего школьного возраста. Оказывая помощь, надо поощрять каждого из них даже за малые успехи, стараясь убедить в том, что ученику по силам преодолеть возникающие трудности в обучении и постепенно при настойчивой регулярной работе он сможет учиться не хуже других.
Высокая умственная работоспособность – залог успешного усвоения учебной программы. Однако снижение двигательной активности приводит к ухудшению снабжения организма кислородом, замедлению процессов восстановления, снижением работоспособности. Это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т. п. Вот почему так необходим специальный двигательный режим. Нужно включать в работу специальные физкультминутки, которые проводятся в течение 2–3 минут. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки важно постоянно контролировать организацию учебного процесса, продумывать весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Во время самоподготовки детей необходимо создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто еще работает.
Место воспитателя в начале самоподготовки – у стола. Я должна убедиться, что все воспитанники включились в работу: приготовили учебные принадлежности и начали работать.
Обычно самоподготовку начинают с выполнения заданий по русскому языку, математике. Можно чередовать выполнение устных и письменных заданий или начинать с устных. Главное здесь – в одновременном выполнении всеми письменных или устных заданий по одному и тому же предмету. В этом случае у меня появляется возможность осуществлять контроль за самостоятельной работой каждого воспитанника, а в случае необходимости оказать помощь кому – либо или вместе, сконцентрировать внимание на важном вопросе.
Я стараюсь использовать разнообразные формы контроля: устный опрос, требование ответа на один узловой вопрос, устный или письменный план – ответ по заданию урока, индивидуальное задание на карточке, фронтальный контроль в конце самоподготовки в форме викторины, тестового задания.
Так же я использую метод самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу; попробуй оценить свои знания.
Завершаю самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач. Обязательно отмечаю тех, кто старался, кто работал с интересом и увлечено, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу.
Я считаю – если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд, свое отношение к труду.
Правильно организованная самоподготовка, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.
Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
Приготовь все необходимое для занятий: тетради, учебники, карандаш, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
Посмотри в дневнике домашнее задание.
Сначала сделай трудные предметы, а потом более легкие.
Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки за 1,5 – 2 часа.
Выполняй задание четко, аккуратно.
Выполнив все задания, еще раз посмотри по дневнику, все ли ты сделал на завтра, по всем ли урокам готов.
Выступила воспитатель 6-го класса ГБОУ Республики Марий Эл
«Звениговская санаторная школа-интернат» Л.В. Иванова