что такое самолет для детей
НОД «Летательные аппараты».
Нина Александровна Волкова
НОД «Летательные аппараты».
Рассказ педагога «Летательные аппараты».
Задачи. Рассказать детям о профессиях лётчик, бортпроводник, военный лётчик. Вызвать интерес детей к авиаконструкторам, создателям летательных аппаратов. Формировать представления детей о летательных аппаратах, их строение, назначении (пассажирский, транспортный, военный). Воспитывать чувство гордости за достижения российских авиаконструкторов.
Оборудование. Презентация, оборудование для демонстрации презентации.
Рассказ педагога.
Презентация «Летательные аппараты: самолёты и вертолёты».
— Дети, с давних пор мечтали люди о полётах в небе. В сказках рассказывается об удивительных коврах–самолётах. Самолёт, значит сам летает. Но на таком самолёте некомфортно летать: холодно и сыро. Сейчас люди летают на самолётах – удивительных домах с крыльями, моторами. Дети, из каких частей состоит самолёт? (ответы детей).
— Фюзеляж – это тело самолёта, его корпус. В нём живут люди, перевозят грузы. Два крыла удерживают самолёт в небе. Хвост самолёта, его оперение, помогают в управление самолётом в полёте. Шасси, колёса, нужны на земле: разбежаться для взлёта или приземлиться. Двигатели создают силу, с помощью которой самолёт отрывается от земли и летит в небе. Дети, кто придумал самолёты? (предположения детей).
— Дети, самолёты придумывают и конструируют авиаконструкторы. Жил да был в России Андрей Николаевич Туполев, знаменитый русский авиаконструктор, генерал-полковник. Он сконструировал много самолётов военных и пассажирских. Поэтому многие самолёту России называют «Ту». Дети, я вам расскажу о пассажирских самолётах России. Вот пассажирский самолёт Ту-204. Он перевозит пассажиров. Пассажиры по специальной лестнице поднимаются в салон самолёта. В самолёте пассажиров встречают бортпроводники. Бортпроводники – это женщины и мужчины, которые помогают пассажиром во время полёта и отвечают за безопасность пассажиров. Поэтому все пассажиры должны слушаться бортпроводников, выполнять все их указания. В салоне самолёта кресла, в которых сидят пассажиры. При взлёте и посадке самолёта пассажиры обязательно пристёгиваются ремнями безопасности. Во время полёта пассажиры отдыхают, кушают, спят в креслах самолёта. Дети, кто из вас летал в самолёте? (ответы детей).
— Самолёт ведут опытные лётчики. Самолётом управляет не один лётчик, а экипаж. Командир самолёта – это первый пилот. Есть ещё второй пилот, бортмеханик, радист и штурман. Кабина экипажа в носовой части самолёта. Здесь кресла для членов экипажа, рычаги управления и компьютеры. Дети, как вы думаете, каким должен быть лётчик? (предположения детей).
— Лётчик, пилот – это человек, который умеет управлять воздушным транспортом. В лётчики принимают только здоровых, умных и ответственных людей. У лётчика крепкое здоровье, чтобы вести самолёт и днём, и ночью. Лётчик умеет читать показания различных приборов, знает иностранные языки. Лётчик отвечает за жизнь и здоровье пассажиров самолёта. Дети, как вы думаете, какой характер у командира самолёта? (предположения детей).
— Командир самолёта человек терпеливый, выслушивает все просьбы пассажиров. Строгий, наказывает нарушителей правил поведения в самолёте.
— Дети, пассажиров перевозят пассажирские самолёты, а какие самолёты перевозят грузы? (предположения детей).
— Сергей Владимирович Илюшин – знаменитый русский авиаконструктор. В честь его назван транспортный самолёт Ил-76. Пассажирские самолёты перевозят пассажиров. Транспортные самолёты перевозят грузы. В транспортном самолёте нет кресел, иллюминаторов. В транспортном самолёте есть большие люки, через которые загружают груз. Другие транспортные самолёты Ил 76 помогают пожарным тушить пожары. Внутри самолёта цистерны с жидкостью. Дети, авиаконструктор Георгий Михайлович Бериев создал самолёт-амфибию. Самолёт, который может садиться на воду. В честь Бериева назвали самолёт Бе-200. Это уникальный самолёт. Такого самолёта нет в других странах. Самолёт Бе-200 взлетает как с земли, так и с водной поверхности. Самолёт Бе-200 охраняет моря и леса от браконьеров, тушит пожары, перевозит экспедиции (пассажиров и грузы, спасает людей.
Зрительная гимнастика «Полёт».
— Дети, есть самолёты, которые защищают нашу Родину. Это военные самолёты. Знаменита Россия военными самолётами: истребителями, бомбардировщиками. Самолёты-истребители уничтожают воздушные цели противника. Истребитель МиГ назван в честь авиаконструкторов Микояна и Гуревича. Истребитель Су назван в честь авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. В честь авиаконструктора Сухового назван и бомбардировщик. Бомбардировщик – это военные самолёт, который уничтожает цели, на земле, воде или под водой, бомбами или ракетами. Но самый знаменитый российский бомбардировщик Ту-160. Сверхзвуковой самолёт, летающий очень быстро, быстрее звука. Военные лётчики называют этот самолёт ласково – «белый лебедь». Каждому самолёту Ту 160 дают собственное имя. Это бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец». Дети, как вы думаете, какими должны быть военные лётчики? (предположения детей).
— Военный лётчик – ответственная и опасная профессия. Военные лётчики работают командой, экипажем. Они управляют самолётами, выполняют приказы командиров. Военные лётчики сильные, занимаются спортом. Военные лётчики умные, разбираются в сложной технике. Сообразительные, в сложной ситуации принимают верные решения. Военные лётчики смелые, защищают нашу Родину. Военные лётчики управляют самолётами заправщиками и самолётами разведчиками. Учатся летать молодые лётчики на учебно-боевом самолёте Як-130. Назван Як в честь русского авиаконструктора и педагога Александра Сергеевича Яковлева. — Дети, лётчики управляют не только самолётами, но и вертолётами. Вертолёт – это летальный аппарат, летающий с помощью винтов. В России летают вертолёты Ми, сконструированные авиаконструктором Михаилом Леонтьевичем Миль и вертолёты Ка, сконструированные авиаконструктором Николаем Ильичом Камовым. Лётчики на вертолётах перевозят пассажиров и грузы. Пожарные с вертолёта тушат пожары. Спасатели на вертолётах спасают людей.
— Дети, самолёты и вертолёты – это летательные аппараты. Летательные аппараты придумали и сконструировали авиаконструкторы. В России много знаменитых авиаконструкторов. Каких авиаконструкторов вы знаете? (ответы детей).
— Андрей Николаевич Туполев, Сергей Владимирович Илюшин, Георгий Михайлович Бериев, Павел Осипович Сухой, Артём Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Александр Сергеевич Яковлев, Михаил Леонтьевич Миль, Николай Ильич Камов.
— Дети, самолёты и вертолёты перевозят пассажиров и грузы, охраняют нашу Родину, наши моря и леса. Поднимают в небо самолёты и вертолёты лётчики. Дети, что вы можете рассказать о профессии лётчик? (ответы детей).
Как летать с младенцем
Сколько стоит билет, что взять в самолет и чем заняться в аэропорту
Осенью я собиралась в первое путешествие с трехмесячным ребенком и переживала одновременно за себя, младенца и пассажиров соседних кресел.
Я с ужасом представляла, что дочь будет плакать весь полет. Но всё обошлось.
В прошлой статье я рассказала, как подбирать жилье и собирать чемодан с детскими вещами. Теперь поделюсь тонкостями, которые сберегут родительские нервы в перелете.
С какого возраста можно летать
Авиакомпании прислушиваются к рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. В первые 48 часов жизни ребенка не пускают на борт, в первые 7 дней — требуют справку от врача. Доктор должен письменно подтвердить, что новорожденному можно в полет. Начиная со второй недели можно летать беспрепятственно, но я советую в любом случае проконсультироваться с педиатром.
Сколько стоит билет
По России дети до 2 лет летают бесплатно только на руках у родителей. Если младенцев двое или трое, а взрослый один — бесплатно полетит только один ребенок. Второй и третий полетят по детским билетам со скидкой 25% от взрослого.
Детские билеты обязательны всем детям от двух лет. Если в день перелета ребенку будет 2 года и 1 день, ему понадобится детский билет.
В другую страну младенцы до 2 лет на руках у взрослых летают со скидкой 90% или больше. Обычно авиакомпании требуют оплатить топливный сбор и посадочный талон — это и есть десятая часть цены.
Осенью я путешествовала с дочерью в Сочи: она летела бесплатно у меня на руках. А недавно я бронировала билеты в Грузию. Билет «Уральских Авиалиний» из Екатеринбурга в Тбилиси и обратно обошелся в 18 472 рубля, за младенца я заплатила 1 270 рублей сборов.
Позвоните в авиакомпанию
Несмотря на то что при покупке билета вы уже сказали, что с вами будет младенец, вам нужно позвонить в авиакомпанию и проговорить этот момент с оператором. По телефону вы решите вопросы с люльками, местами, питанием и многим другим, что вы не могли указать при покупке билета.
Номер горячей линии авиакомпании есть на сайте компании или будет указан в подтверждении покупки билета.
Что разрешают брать в самолет
Коляска. Кроме детского чемодана в перелет можно взять собственную коляску. Требований немного: вес до 20 килограммов и отсутствие заводской упаковки. Если вы купили в путешествии новую коляску, обязательно распакуйте ее.
На стойке регистрации шасси и люльку коляски промаркируют специальными бирками — DAA, Delivery at Aircraft. Такую коляску сдают в багаж у трапа или в авиационном рукаве. Возвращают ее у двери самолета или с остальным багажом — всё зависит от аэропорта. Например, ждать коляску у багажной ленты придется в Барселоне, Берлине, Вашингтоне, Копенгагене, Риме и Стокгольме.
В Сочи я взяла один чемодан на двоих и коляску. В следующий раз поступлю так же: руки были свободны, охранники аэропорта провожали до лифтов, в корзину коляски я положила большую пачку подгузников, которая не поместилась в чемодан. Единственным, что огорчило, был автобус: поднимать в него коляску в одиночку непросто.
Легкие коляски-трости можно перевозить в салоне самолета. Вес такой коляски не должен превышать 4,5 килограмма, размеры — 53×27×97 сантиметров.
Автокресло. Если оплатить младенцу отдельное место в самолете, в салон нужно взять автокресло. Основание кресла не может превышать размеры 40×40 сантиметров, а еще оно не должно мешать соседям откидывать спинки сидений. Автокресло необходимо, если вы летите в одиночку с двумя детьми младше 2 лет.
Что спросить у авиакомпании
Перед вылетом нужно понять, где в самолете будет спать ребенок и что он будет есть. На эти вопросы ответят в колцентре авиакомпании. Позвонить туда лучше сразу же после покупки билетов, иначе малыш полетит без привилегий.
Места в самолете. Родителей с младенцами обычно размещают на первых рядах или в начале самолета. Кроме того, авиационные правила запрещают таким пассажирам бронировать места в ряду у аварийного выхода.
Если выбрать места через интернет, на регистрации родителя и ребенка с отдельным местом могут рассадить. Чтобы этого не произошло, нужно позвонить в авиакомпанию и попросить закрепить за вами места.
Детей в автокреслах принято размещать у иллюминатора.
Люлька или ремень. В больших самолетах детям до года и весом до 11 килограммов выдают люльки для сна. Люльку прикрепляют к перегородке в первом ряду и пристегивают младенца ремнями. Чтобы получить люльку, нужно предупредить авиакомпанию минимум за 36 часов до вылета.
Детских люлек нет у лоукостеров и в небольших самолетах вроде А-319, А-320, А-321, «Боинг 737». На некоторых рейсах люльки выдают «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Эмирейтс», «Нордвинд». Обычно к ним полагается комплект постельного белья.
В Сочи я летела авиакомпанией «Россия», люлек в ее самолетах нет. Бортпроводница выдала короткий ремень, который оборачивается вокруг талии ребенка и пристегивается к взрослому ремню на манер звеньев цепи. Держать младенца при этом следует головой к иллюминатору: вдруг что-нибудь упадет с сервисной тележки.
Питание. Некоторые авиакомпании выдают пассажирам детское питание. Заказывать его нужно, как и любое другое специальное, кошерное или вегетарианское, по телефону и минимум за 36 часов. В системах бронирования у питания для грудных младенцев есть собственный код: BBML.
Например, в стандартном меню «Аэрофлота» три банки пюре: мясного, овощного и фруктового, печенье и 200 мл молока. Если вы планируете поездку за несколько месяцев, полезно изучить график введения прикорма для малышей. Так, если с 4 месяцев младенцы начинают понемногу есть овощи, то с 8 уже могут есть хлеб.
Авиация для детей
Сказка про самолетик Вжик: I
В большом аэропорту живет маленький самолетик Вжик. Он очень добрый, веселый и любопытный. Он любит путешествовать и бывать в новых местах. К Вжику часто приходят его друзья, которые просят куда-то отвезти. Друзей у него много: мальчики и девочки, собачки и кошки, зайцы и лисички, волки и медведи. Вжик уже успел побывать на пляже. Там берег песочный, арбуз сочный, дети пьют коктейль молочный. Волны синие и зеленые плещутся. Солнце слепит и очень жарко. Вжик летал в холодные заснеженные горы. Бывал в огромных городах, где домам высоким нет конца. Кажется, что крыши достают до самого неба.
Однажды пришли к нему в гости дети. Мальчик говорит:
— Вжик, я никогда нигде не летал! Я еще нигде не бывал.
— Так садись, прокачу по голубому небу в любое место домчу, — сразу предложил самолетик.
— Нет-нет, я боюсь, — прошептал мальчик.
— Я очень аккуратно летаю. Даже зайцы трусишки, и те не бояться! — махнул крылом самолетик.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Начали и другие ребята уговаривать мальчика полететь. Долго он отказывался, но все же согласился. Сели дети в самолет. Прибежали еще пассажиры: собака Тяв, котенок Мяу, заяц Прыг, волчонок Ау. Самолетик всех дождался и по дороге разогнался. А когда разгон набрал, от земли оп — оторвался и взлетел. Все выше и выше поднимался. Потом долетел до самых облаков. Летят ребята и смотрят вокруг. Земля внизу казалась такой далекой. Людей стало почти не видно, а дома с такой высоты казались маленькими точками. Деревья даже самые большие, были будто кустики.
— Сейчас я вам покажу океан, — сказал Вжик.
— А что это такое? — спросили хором дети.
— Это много воды. Океан — больше море. В нем много кто живет. Мы сможем его сейчас увидеть.
Смотрят ребята в окно, а там голубое одеяло как будто укрыло землю. Это и был океан. Волны большие медленно катились вдаль. Вдруг из воды поднялся фонтан.
— Это кит так делает. Киты любят играть в «фонтанчик», — рассказал Вжик.
Вдруг увидел мальчик, что вперед появилось что-то желтое.
— Кажется, океан закончился. Это берег из песка! — прокричал он.
И правда, это была Индия. Сел самолетик, чтобы отдохнуть. Там их встретил слон. Поприветствовал он ребят.
— Здравствуйте, гости! — могучим голосом проговорил он, приветливо подняв хобот.
— Здравствуй, — ответили дети.
— Молодцы, что здороваетесь. Это хорошо. Меня зовут слон Большой Топ. Возьмите меня с собой полетать.
— Нет, слон, но ты очень большой. Не поместишься в самолетик. Мы тебе оставим подарок, чтобы ты нас не забывал, —
сказала девочка. Она расплела косичку и сняла ленточку с волос. Девочка привязала ее на хобот слона. Получился красивый голубой бантик.
— Вот это подарок! Спасибо друзья, прилетайте снова.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Вжик поднялся высоко в небо. Ребята начали петь веселые песни. Волчонок только и говорил про Большого Топа.
— Вы видели какой он большой?! Огромный слон! Он как самый высокий дуб, как самый высокий дом, больше, чем гора.
Дети продолжали веселиться, пока не почувствовали холод. В полете встречалось все меньше и меньше птиц.
— Сейчас мы прилетим в Арктику. Здесь очень красиво и холодно.
Ребята увидели, как вся земля стала белой. Она была покрыта снегом. Им помахал лапой белый медведь, а рядом с ним сидел белый заяц.
— Привет, почему ты такой белоснежный, заяц? — спросил зайчик Прыг, который летел в самолетике.
— Чтобы меня не было видно! Притаюсь в снеге и никто не заметит, — засмеялся хитрый заяц.
— А что вы тут едите? — спросили мальчики и девочки, — ведь вокруг нет ничего.
— Нужно знать места и хорошо искать. Если немного пройти, то дальше есть кустарники. Можно вкусный найти мох, лишайник, злаки. А в Арктической пустыне ничего нет. Возьмите нас с собой полетать?
— Нет, — ответил самолетик, — нас много и я не смогу вас всех покатать.
— Ничего, мы оставим вам подарок. В знак нашей дружбы, — сказал мальчик.
Он снял с головы кепку и одел на голову медведь. Другой мальчик снял с руки белый браслет и повязал его зайцу.
— Так тебя никто не заметит, но при этом подарок будет всегда с тобой.
Полетели ребята обратно домой. Всем понравилось воздушное путешествие с Вжиком.
А вам?
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
«Авиационная шпаргалка»
для маленьких авиаторов и их родителей
Подняться в небо людей вдохновили птицы: наблюдая за ними, ученые постигли многие тайны полёта. Даже само слово «авиация» (все придуманные человеком механизмы, способные летать) произошло от латинского «avis» — птица.
Почему птица летит и не падает? Секрет в особой форме крыльев с выпуклой верхней частью. Из-за неё воздух над крылом течёт быстрее, чем снизу, теряя давление — словно «разжижаясь». Разница давлений тянет птицу вверх — этот удивительный эффект называется подъёмной силой. Рассчитать её смог в 1904 году выдающийся русский учёный Николай Жуковский, заложив основы новой «воздушной» науки — аэродинамики.
Конечно, у людей нет крыльев, зато есть ум и наблюдательность. «Человечество полетит, опираясь не на силу мускулов, а на силу разума!» — говорил Жуковский. И не ошибся. Люди придумали самолёты, использовав идею птичьих крыльев, создающих подъёмную силу. Хвост для самолёта также «подглядели» у птиц — он придает устойчивость в полёте.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Подъемная сила
Подъёмную силу легко ощутить, запуская в безветренный день воздушного змея — самый простой и древний летательный аппарат. Чтобы змей летел, нужно хорошо разбежаться и тянуть его за собой. Набрав скорость, змей взлетает и плывёт в потоке воздуха, словно в реке: над землёй его удерживает подъёмная сила. Но стоит остановиться, и змей упадёт на землю: чтобы подъёмная сила действовала, нужна определённая скорость.
Если бы по земле бежал великан и тянул за веревочку самолёт, то он бы летел не хуже воздушного змея! Но, увы, великанов не существует, и самолёту нужно самому набирать скорость, чтобы лететь — с помощью двигателей.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Двигатели
Раньше в самолётах были поршневые двигатели — такие же, как у автомобилей, только громче. Они вращали большие «вентиляторы» — пропеллеры (прям как у Карлсона!), которые загребали воздух лопастями, словно варенье ложками, и разгоняли самолёт. Но с ними самолёты летали медленно — не быстрее современной гоночной машины.
Всё изменилось с изобретением реактивного двигателя. Здесь нет пропеллеров и лопастей: со свистом выбрасывая струю горячего газа назад, он тянет самолёт вперёд, создавая реактивную тягу. В ясный день высоко в небе можно увидеть след реактивной струи пролетевшего самолёта. Она вылетает с такой силой, что на земле может легко перевернуть грузовик! Неудивительно, что реактивные самолёты могут летать со скоростью более 2000 км/ч!
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Реактивная тяга
Воздушный шарик можно превратить в реактивный двигатель
Реактивную тягу можно создать даже дома, из подручных средств. Не верите? Развяжите надутый воздушный шарик, и он на несколько секунд превратится в «реактивный двигатель». Воздушная струя резко вырвет шарик из рук и отправит его в увлекательный, пусть и недолгий полет по комнате.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Аэропорты
Дом самолётов — это небо, но место стоянки и «отдыха» — аэропорты; там их обслуживают, намывают до блеска и готовят к новым полётам. Аэропорт похож на большой муравейник: каждую минуту самолёты приземляются и взлетают, а тысячи пассажиров спешат по своим делам: улетают, встречают друзей или получают багаж.
Таких «муравейников» в мире — 45 тысяч, вот как сильно люди любят летать!
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Ощущение полета
Ощущение полёта захватывает: не умея летать от природы, на самолёте человек может взмыть вверх на тысячи километров, взглянув свысока на облака и горы. Всего 100 лет назад это было несбыточной мечтой, а сегодня — обычное дело. И это здорово!
Самолёты увлекают нас к новым высотам не только физически. Интерес к авиации — это стремление постичь неизведанное и быть выше всех. Отличная «пища» для пытливого ума ребёнка!
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
С чего все начиналось, или зачем лететь на самолете на Остров Пальм?
Сказка с заданиями
Жил-да был в одном городе очень добрый человек. Это был очень знаменитый ветеринар. А ты знаешь, кто такой ветеринар и что он делает? (выслушайте ответ ребенка и уточните его, если необходимо). Это врач для животных. И наш ветеринар тоже лечил птиц, рыб, зверей. В городе его все звали уважительно — Петр Иванович Таблеткин. Или просто по фамилии — Доктор Таблеткин. Если заболела канарейка или повредила лапку собачка, жители города сразу же обращались к нему за помощью. И он всем помогал.
Однажды в погожий весенний день кто-то постучал в окно к ветеринару. «Кто это?» — удивился Петр Иванович и открыл окно. — «А! Галчонок. Залетай. Что принес? Письмо? От кого же? Давай прочитаю — видимо, это что-то срочное!». Петр Иванович открыл письмо и узнал почерк своего старого друга : «Здравствуйте, милый мой друг! Сейчас я работаю на Острове Пальм в океане. У нас началась эпидемия, очень многие животные заболели, нам нужна помощь. Очень прошу срочно прилететь к нам на остров и помочь. Прошу взять с собой набор лекарств и побольше. Твой друг Доктор Айболит».
«Срочно вылетаю!» — решил Петр Иванович — Только оставлю дежурить здесь вместо себя ветеринара Порошкова и соберу свой чемоданчик с лекарствами для животных». Сделав все эти дела, знаменитый ветеринар выехал в аэропорт.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Лётное поле
Но на таком поле он никогда еще не бывал. На нем были только одни самолеты. Ты уже догадался, что это было за поле и как оно называлось?
Примечание: Дайте возможность ребенку придумать название поля, а потом уточните, что это поле называлось «лётное». Почему? Да, потому что с него взлетают самолеты! На лётном поле было очень много разных самолетов и вертолетов. Петр Иванович никогда ранее на самолетах и вертолетах не летал, и поэтому растерялся. Какой же самолет мне подойдет и на каком я долечу до Острова Пальм?
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Кто такой механик (техник)?
Вдруг увидел наш ветеринар маленький самолетик с двумя крыльями. А к нему подходил человек и дверь в кабину открывал. «Летчик пришел», — подумал Петр Иванович и помчался к самолету. — «Здравствуйте. Меня зовут Доктор Таблеткин. Я ветеринар. Мне надо срочно лететь на помощь моему другу на Остров Пальм. На острове заболело очень много животных. Можно на этом самолете туда долететь? Вы пилот и смогли бы мне помочь?».
— «Рад познакомиться», — улыбнулся в ответ ему незнакомец. — Меня зовут механик Винтов. Я не пилот. Я механик и слежу, чтобы самолеты были исправны. Мою профессию также называют «техник». На этом самолетике долететь на остров Пальм, конечно, можно«. — Он грустно покачал головой. — «Но лететь Вы будете слишком долго. Лучше садитесь на реактивный самолет, который вылетает завтра на Мадагаскар, так быстрее будет».
Знаменитый ветеринар очень удивился: «Мне надо на Остров Пальм и надо вылететь прямо сегодня. Зачем же я полечу не сегодня, а завтра, да еще и на Мадагаскар? И почему такая странная дорога будет быстрее?».
Винтов снова улыбнулся Петру Ивановичу и пояснил: «Реактивный самолет летит намного быстрее, чем этот маленький самолетик. Если Вы вылетите сегодня на этом самолетике, то будете лететь до Острова Пальм пять дней! И еще Вам придется несколько раз приземляться чтобы дозаправить самолет топливом. А реактивный самолет привезет Вас на Мадагаскар в тот же день. Там Вы пересядете на небольшой самолет и уже через несколько часов будете в нужном месте».
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Самолеты винтовые и реактивные
Доктор очень заинтересовался этим сообщением и озадаченно спросил механика: «А как отличить быстрый самолет от медленного? Чтобы мне не ошибиться в следующий раз» — Посмотрите на эти два самолета. У одного самолета есть винт. Поэтому он называется «винтовой», он летает медленно. Найдите винт у самолета на картинке.
А у другого самолета винта нет. Он называется «реактивный» и летит очень быстро!»
Задание ребенку: Найди на картинке винтовые самолеты и реактивные самолеты. Чем они отличаются друг от друга?
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Формы крыла у самолета: прямое, треугольное, стреловидное
«Ага, я понял!» — воскликнул Петр Иванович. — «Значит, если у самолета есть винт, то он медленно летает! А как-то еще можно отличить самолет скоростной от самолета медленного?». Техник Винтов с удовольствием стал объяснять дальше: «Есть ещё один важный признак. Это форма крыла у самолета. Посмотрите на это фото. На что похоже крыло?».
— «На стрелу!» — тут же ответил Доктор Таблеткин. «Да, — подтвердил с удовольствием Винтов. — «У этого самолета крыло имеет вид стрелы, поэтому такое крыло мы называем «стреловидное». Если крыло стреловидное, то самолет летит быстрее, потому что такое крыло лучше рассекает воздух на большой скорости. А если крыло прямое — то скорость самолета ниже».
— А ещё какие крылья бывают у самолетов? — спросил врач — ветеринар.
— Бывает треугольное крыло, такие самолеты рассчитаны на очень большие скорости (такие скорости ещё называются сверхзвуковые). Вот посмотрите на фото этого самолета — у него треугольное крыло.
Есть и самолеты с прямым крылом. Они летают медленнее всех других самолетов.
Задание детям: найди на картинке самолеты: с прямым крылом, с треугольным крылом, со стреловидным крылом.
Ответы на задание для детей «Какие бывают самолеты»: синий квадрат — самолет с треугольным крылом, зеленый круг — самолет с прямым крылом, желтый квадрат и красный круг — самолеты со стреловидным крылом.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Зачем нужны разные самолеты?
— «А что такое «сверхзвуковые скорости и сверхзвуковые самолеты?»- спросил Петр Иванович Таблеткин.
— «Сверхзвуковыми называют самолеты, которые летают так быстро, что обгоняют звук от своего полета. Самолет уже пролетел, а звук до нас ещё не дошел. Такие самолеты летают в два раза быстрее обычных реактивных самолетов», — пояснил механик.
— «Я хочу полететь завтра на Остров Пальм на сверхзвуковом самолете!»- оживился Петр Иванович.
— «Долететь-то можно, но приземлиться, скорее всего, не получится. Остров то маленький, и сверхзвуковой самолет не успеет затормозить на летном поле», — уточнил Винтов.
— «А зачем нужны такие небольшие самолеты как тот, у которого мы стоим? Он с винтом, а значит медленно летает. И на нем быстро не долетишь. А вдобавок он еще и маленький. А это значит, что на нем много грузов не перевезешь. Зачем тогда он вообще нужен?» — спросил Петр Иванович.
— «О! Это очень важный и очень нужный самолет. У него есть одно чрезвычайно важное свойство. Видите, у этого самолета есть два больших крыла. И они расположены одно над другим, поэтому он может взлетать и садиться на очень маленькие площадки. И даже может сесть на пятачок земли на островке или в лесу».
Задание детям: А ты знаешь, что такое «пятачок земли» и откуда взялось это слово? (Пятачок — это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка — он тоже круглый и небольшой).
Ответ: Пятачок — это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка — он тоже круглый и небольшой.
Техник Винтов продолжил: «Там, где не сможет сесть реактивный самолет, сможет приземлиться этот самолетик. Поэтому такие самолеты у нас летают на короткие расстояния в ближайшие села и развозят в них пассажиров и грузы. Сначала пассажиров и грузы доставляют большие реактивные самолеты в центральный большой аэропорт. А уже из него на маленьких самолетах их доставляют из этого большого города и главного аэропорта в небольшие городки и села».
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.
Книга «сказания о русском герое»
Авторы – С. Захаров, М. Щукин. Новосибирск: Сиб. горница, 2010.