что такое самоходка в армии
Самоходка
История самоходно-артиллерийских установок начинается вместе с историей пушечных тяжёлых бронеавтомобилей в начале 20-го столетия и развитием танков в Первой мировой войне. Более того, с сегодняшней точки зрения первые французские танки «Сен-Шамон» и «Шнейдер» являются аналогом более поздних САУ класса штурмовых орудий, нежели настоящими танками. Середина и вторая половина XX века были временем бурного развития разнообразных самоходно-артиллерийских установок в ведущих промышленно- и военноразвитых странах. Достижения военной науки начала XXI века (высокая точность огня, электронные системы позиционирования и наведения) позволили САУ по мнению некоторых специалистов занять ведущее место среди прочей бронетехники (которое раньше безраздельно принадлежало танкам). Даже более сдержанные оценки признают высокую роль самоходной артиллерии в условиях современного боя.
Содержание
Отличия САУ от танков
САУ созданы для выполнения других задач, нежели танки, поэтому имеют значительные отличия от них.
При этом мощность вооружения артиллерийских установок значительно больше, нежели у танков. Это определяет большую длину и вес ствола, более совершенное навигационное и прицельное оборудование, наличие баллистических вычислителей и других вспомогательных средств, улучшающих эффективность стрельбы.
Отличается и тактика применения САУ, нежели танков («ударил — отступил», атака из засад и т. д.)
Классификация самоходно-артиллерийских установок
В процессе развития САУ дифференцировались по виду решаемых с их помощью боевых задач и могут быть разделены на следующие классы:
Большинство отечественных САУ времён Великой Отечественной войны, таких как ИСУ-152, успешно совмещали в себе функции нескольких классов. Немецкая школа конструирования акцентировалась на узкой специализации САУ, в своих классах некоторые немецкие самоходки являются одними из лучших машин своего времени.
Тактика применения САУ
Основными областями применения самоходно-артиллерийских установок являются задачи поддержки артиллерийским огнем с закрытых огневых позиций частей и подразделений других родов войск. Благодаря высокой мобильности САУ способны сопровождать танки в ходе глубоких прорывов вглубь обороны противника, резко повышая боевые возможности прорвавшихся танковых и мотопехотных подразделений. Та же мобильность делает возможным внезапное нанесение артиллерийских налётов по противнику силами самоходной артиллерии самостоятельно, без помощи иных родов войск. Для этого заранее методом полной подготовки рассчитываются все данные для стрельбы, САУ выдвигаются на огневую позицию, ведут огонь по противнику без пристрелки и иногда даже без корректировки, затем уходят с огневой позиции. Таким образом, когда противник определит местоположение огневой позиции и примет меры, самоходок там уже не будет.
Вооружённые тактическими ядерными снарядами, одиночные САУ способны уничтожать крупные объекты, такие как аэродромы, железнодорожные станции, укреплённые населённые пункты и скопления войск противника. При этом их снаряды практически не поддаются перехвату, в отличие от тактических ядерных ракет или самолётов с ядерными боеприпасами. Однако, радиус возможных поражаемых целей и мощность ядерного взрыва артиллерийских боеприпасов существенно меньше, чем у авиации или тактических ракет.
Компоновка САУ
Наиболее распространённые в настоящее время самоходные гаубицы как правило строятся либо на базе лёгких многоцелевых легкобронированных гусеничных машин, либо на базе танковых шасси. Однако и в том и в другом случае компоновка узлов и агрегатов практически одинакова. В отличие от танка, башенная установка орудия располагается не в средней, а в задней части бронекорпуса машины для более удобной подачи боеприпасов с грунта. Соответственно моторно-трансмиссионная группа располагается в средней и передней части бронекорпуса. Из-за расположения трансмиссии в носовой части машины ведущими являются передние колёса (у современных танков, как правило, наоборот — ведущие колеса располагаются сзади). Рабочее место механика-водителя (отделение управления) находится рядом с коробкой передач по центру или левому борту машины, двигатель располагается между отделением управления и боевым отделением. В боевом отделении находится расчёт орудия, боезапас, механизмы и устройства наводки орудия.
ЗСУ по своим компоновочным решениям довольно разнообразны: для них может использоваться как описанный выше вариант компоновочной схемы самоходной гаубицы, так и размещение узлов и агрегатов по танковому образцу. Иногда ЗСУ представляет собой танк, у которого штатная башня заменена на специальную со скорострельными орудиями ПВО и системами наведения. Существуют конструкции на тяжёлых автомобильных шасси, например чешская 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 «Дана» на шасси автомобиля Tatra-815 с колёсной формулой 8×8.
Краткая история развития САУ
Ранний период развития (1914—1939)
В начале своего развития самоходно-артиллерийские установки представляли широкий конгломерат различных конструктивных идей и их воплощений в металле. На полях сражений Первой мировой войны применялись артиллерийские орудия, установленные на шасси коммерческих грузовиков, сельскохозяйственных тракторов и даже на гусеничных шасси, приводимых в движение электроэнергией по проводам от внешнего генератора (при ничтожно малых продвижениях в условиях позиционной войны это было неудивительно). Однако развитие танков определило дальнейший ход конструкторских поисков — пришло осознание того факта, что танковая база является наиболее подходящей для монтажа мощных артиллерийских систем. Не были забыты и орудия на небронированных автошасси — в то время они обладали гораздо большей мобильностью, чем тихоходные танки и могли оперативно перебрасываться на наиболее опасные участки боевых действий.
В России проект сверхтяжёлой сильнобронированной САУ для борьбы с укреплениями врага был предложен В. Д. Менделеевым, сыном знаменитого химика Д. И. Менделеева. В Первую мировую и гражданскую войны активно использовались самоходные «противоаэропланные» 76.2-мм орудия Ф. Ф. Лендера на базе грузовиков «Руссо-Балт». Часть из них имела даже частично бронированные кабины.
В 20-е годы XX века с самоходными артиллерийскими установками активно экспериментировали в Советском Союзе, Германии. Известный танковый конструктор У. Кристи построил ряд прототипов САУ в США. Однако большинство этих проектов можно классифицировать как суррогатные САУ на автомобильных или тракторных шасси — сказывалась нехватка или отсутствие промышленной базы и достаточного количества танков.
В последующее десятилетие СССР и нацистская Германия создали многочисленные танковые силы и появилась возможность задействовать танковые шасси для создания САУ. В СССР создали экспериментальные прототипы тяжёлых САУ СУ-14 на базе тяжёлых танков Т-35 и Т-28, выпустили мелкой серией самоходки непосредственной поддержки пехоты на базе лёгкого танка Т-26 и танкетки Т-27. В Германии для переделки под САУ использовали устаревшие лёгкие танки Pz Kpfw I. В других странах САУ рассматривались как суррогат танков и практически не использовались.
Вторая мировая война (1939—1945)
Полномасштабный мировой конфликт потребовал от воюющих сторон полного использования всех имеющихся ресурсов. Первой с этим столкнулась Германия — многие устаревшие и трофейные танки были переделаны в САУ, на базе собственных современных машин создавались более дешёвые и простые в производстве самоходно-артиллерийские установки. Широко известны выдающиеся немецкие штурмовые орудия StuG III и StuG IV на базе Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV соответственно; самоходные гаубицы Wespe, истребители танков Elefant (до 27 февраля 1944 года назывались «Фердинанд»), «Ягдпантера» и «Ягдтигр». Начиная со второй половины 1944 года выпуск разнообразных САУ в Германии превысил выпуск танков.
Красная Армия встретила войну, не имея крупносерийных самоходок (хотя некоторые исследователи относят тяжёлый танк КВ-2 к штурмовым орудиям). Однако уже в июле 1941 года была построена суррогатная САУ ЗиС-30, а к концу 1942 года на вооружение поступили первые серийные штурмовые орудия СУ-122. Противоборство с тяжёлой немецкой бронетехникой и укреплениями вызвало к жизни такие выдающиеся образцы советских самоходок, как ИСУ-152 и СУ-100. Все советские САУ того времени (в отличие от сильно специализированных немецких) были универсальными машинами; единственным классом самоходок, в котором не было достойного советского представителя, оказались самоходные гаубицы (в их качестве использовались СУ-122 и СУ/ИСУ-152, но нечасто и с большими неудобствами — так как они были штурмовыми орудиями). Модернизированные СУ-100 и ИСУ-152 находились на вооружении Советской Армии ещё два десятка лет после окончания Второй мировой войны.
Англоамериканские конструкторы сосредоточились в большей степени на развитии класса самоходных гаубиц (M7 Priest, М12, Sexton) и в несколько меньшей на развитии противотанковых САУ (M10 Wolverine, M18 Hellcat, M36 Jackson,
Современный период (1945—н. в.)
Развитие концепции основного боевого танка привело к исчезновению класса штурмовых орудий. Многочисленные ракетные противотанковые системы и боевые вертолёты сделали устаревшими истребители танков. Как результат, дальнейшее развитие получили самоходные гаубицы и зенитные самоходные установки. В СССР бурное развитие ракетных технологий негативно сказалось на развитии ствольной артиллерии, но к началу 70-х гг. XX века САУ-заслуженным ветеранам Великой Отечественной войны пришли на смену современные артиллерийские комплексы 122-мм 2С1 «Гвоздика», 152.4-мм 2С3 «Акация» и 2С5 «Гиацинт», 203-мм 2С7 «Пион», 240-мм самоходный миномёт 2С4 «Тюльпан». Дальнейшее развитие привело к созданию самых совершенных советских и российских САУ — авиадесантируемой 120-мм 2С9 «Нона» и 152.4-мм 2С19 «Мста-С». Линию развития ЗСУ продолжили комплексы «Шилка» и «Тунгуска».
См. также
Ссылки
и большое количество материалов по конкретным типам машин
Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я
Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.
Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.
Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.
В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.
В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.
Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.
САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.
В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.
К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.
С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76( позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.
По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.
При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.
Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.
Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI «Tiger». Броня «Тигра» была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.
Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.
По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.
Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34.
Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.
Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.
Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800—1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.
Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили.
Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.
Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 — лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм.
Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.
СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня.
Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.
В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее — с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.
Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю.
В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.
Советские САУ против немецких танков в начальный период войны
Самоходная артиллерийская установка СУ-12
Первой советской серийной самоходкой стала СУ-12, впервые продемонстрированная на военном параде в 1934 году. Машина была вооружена доработанной 76,2-мм полковой пушкой обр. 1927 г., установленной на тумбе. В качестве шасси первоначально использовался трёхосный американский грузовик Moreland TX6 с двумя ведущими мостами, а с 1935 года отечественный ГАЗ-ААА.
Установка орудия на платформе грузовика давала возможность быстро и недорого создать импровизированную САУ. Первые СУ-12 вообще не имели какой-либо бронезащиты, однако вскоре после начала серийного производства установили 4-мм стальной щит для предохранения расчёта от пуль и лёгких осколков. Боекомплект орудия составлял 36 шрапнельных и осколочных гранат, бронебойные снаряды первоначально предусмотрены не были. Скорострельность: 10-12 выстр./мин.
Сектор обстрела составлял 270°, огонь из орудия мог вестись как назад, так и по борту. Теоретически можно было вести огонь на ходу, но точность стрельбы при этом резко падала, а расчёту «грузовой самоходки» было очень сложно заряжать и наводить орудие в движении. Мобильность СУ-12 при езде по шоссе была существенно выше, чем у 76,2-мм полковых орудий на конной тяге, но артиллерийская установка на грузовом шасси являлась не самым лучшим решением. Трехосный грузовик мог уверенно двигаться только по хорошим дорогам и в части проходимости по слабым грунтам серьёзно уступал конным упряжкам. С учётом высокого силуэта СУ-12 уязвимость артиллерийского расчёта, частично прикрытого броневым щитом, при ведении огня прямой наводкой была очень велика. В связи с этим было решено строить самоходки на гусеничных шасси. Последние машины были сданы заказчику в 1936 году, всего было выпущено 99 САУ СУ-12.
В 1920-1930-е годы создание САУ на базе грузовых автомобилей было общемировой тенденцией, и данный опыт в СССР оказался полезным. Эксплуатация самоходных артиллерийских установок СУ-12 продемонстрировала, что размещение орудия, предназначенного для стрельбы прямой наводкой, на шасси грузовика является тупиковым решением.
Самоходная артиллерийская установка СУ-5-2
В период с 1935 по 1936 год Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 построил 31 самоходную артиллерийскую установку СУ-5-2 на шасси лёгкого танка Т-26. САУ СУ-5-2 была вооружена 122-мм гаубицей обр. 1910/1930 гг. Углы наведения по горизонтали 30°, по вертикали — от 0 до +60°. Максимальная начальная скорость осколочного снаряда — 335 м/с, максимальная дальность стрельбы — 7680 м, скорострельность — до 5 выстр./мин. Возимый боекомплект: 4 снаряда и 6 зарядов.
Расчёт орудия был прикрыт бронёй спереди и частично по бокам. Толщина лобовой брони составляла 15 мм, бортов и кормы — 10 мм. Снаряженная масса и подвижность СУ-5-2 были на уровне поздних модификаций танка Т-26.
Тяжелый штурмовой танк КВ-2
Исходя из опыта применения танков на Карельском перешейке, в феврале 1940 года на вооружение РККА приняли тяжелый штурмовой танк КВ-2. Формально эта машина из-за наличия вращающейся башни относилась к танкам, но по многим признакам это фактически САУ.
Толщина лобовой и бортовой брони КВ-2 составляла 75 мм, а толщина бронемаски орудия – 110 мм. Это делало его малоуязвимым для противотанковых орудий калибра 37-50 мм. Впрочем, высокая защищённость зачастую обесценивалась низкой технической надёжностью и плохой проходимостью по бездорожью. При мощности дизельного двигателя В-2К 500 л.с. 52-тонная машина в ходе испытаний по шоссе смогла разогнаться до 34 км/ч. На марше скорость передвижения по хорошей дороге не превышала 20 км/ч. На пересеченной местности танк двигался со скоростью пешехода 5-7 км/ч. Проходимость КВ-2 по слабым грунтам была не очень хорошей, а вытащить завязший в грязи танк было непросто, поэтому приходилось весьма тщательно выбирать маршрут передвижения. Также далеко не каждый мост был способен выдержать КВ-2.
КВ-2 был вооружен 152-мм танковой гаубицей обр. 1938/40 гг. (М-10Т). Орудие имело углы вертикальной наводки: от −3 до +18°. При неподвижном положении башни гаубица могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки, что было характерно для самоходных установок. Боекомплект составлял 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Практическая скорострельность с уточнением наводки — 1-1,5 выстр./мин.
Судя по всему, основная часть КВ-2 была потеряна не от огневого воздействия противника, а из-за отсутствия ГСМ, поломок двигателя, трансмиссии и ходовой части. Немало застрявших в грязи машин было брошено по причине того, что под рукой не оказалось тягачей, способных буксировать их по бездорожью. Вскоре после начала войны производство КВ-2 было свёрнуто. Всего с января 1940 по июль 1941 года на ЛКЗ удалось построить 204 машины.
Импровизированные САУ на шасси легкого танка Т-26
Таким образом, можно констатировать, что 22 июня 1941 года в РККА, несмотря на достаточно многочисленный парк бронетехники, не имелось специализированных противотанковых самоходок, которые могли быть очень полезны в начальный период войны. Лёгкую ПТ САУ достаточно быстро можно было создать на шасси лёгких танков Т-26 раннего выпуска. Значительное количество таких машин, требовавших ремонта, имелось в войсках в предвоенный период. Вполне логичным представлялась переделка в противотанковые самоходки безнадёжно устаревших двухбашенных танков с чисто пулемётным вооружением или с 37-мм пушкой в одной из башен. ПТ САУ, созданную на базе Т-26, можно было вооружить 76,2-мм дивизионным или зенитным орудием, что сделало бы такую самоходку актуальной как минимум до середины 1942 года. Понятно, что ПТ САУ с противопульным бронированием не предназначалась для лобового столкновения с танками противника, но при действиях из засад она могла быть достаточно эффективной. В любом случае, броня толщиной 13-15 мм обеспечивала защиту экипажу от пуль и осколков, а мобильность самоходки была выше, чем у буксируемых противотанковых и дивизионных орудий калибра 45-76,2 мм.
Актуальность ПТ САУ на базе Т-26 подтверждается тем, что летом-осенью 1941 года некоторое количество лёгких танков, получивших повреждения башни или вооружения, в условиях танкоремонтных мастерских были оснащены 45-мм противотанковыми орудиями с броневыми щитами. По огневой мощи импровизированные САУ не превосходили танки Т-26 с 45-мм орудием, уступали по защищённости экипажа. Но плюсом подобных машин был гораздо лучший обзор поля боя, да и в условиях катастрофичных потерь первых месяцев войны любая боеспособная бронетехника была на вес золота. При грамотной тактике использования такие самоходки в 1941 году могли вполне успешно бороться с танками противника.
В процессе переоборудования срезалась подбашенная коробка. На месте боевого отделения устанавливалась коробчатая балка, служившая опорой для платформы с тумбой вращающейся части 76-мм пушки. В настиле платформы прорезались два люка для доступа к снарядному погребу под ним. Машины, выпущенные в 1942 году, также имели бронезащиту по бокам.
В разных источниках данные самоходки обозначались по-разному: Т-26-СУ, СУ-26, но чаще всего СУ-76П. По причине низких баллистических характеристик полкового орудия противотанковый потенциал этих САУ был очень слабым. Они в основном использовались для артиллерийской поддержки танков и пехоты.
СУ-76П, построенные в 1941 году, поступили в 122-ю, 123-ю, 124-ю и 125-ю танковые бригады, а производства 1942 года — в 220-ю танковую бригаду. Обычно четыре САУ сводились в самоходную артиллерийскую батарею. Как минимум одна СУ-76П дожила до прорыва блокады.
Противотанковая САУ ЗИС-30
Первой противотанковой самоходной артиллерийской установкой, принятой на вооружение в РККА, стала ЗИС-30, вооруженная 57-мм противотанковой пушкой обр. 1941 г. По меркам 1941 года это орудие являлось очень мощным, и в начальный период войны на реальных дистанциях стрельбы пробивало лобовую броню любого немецкого танка. Очень часто 57-мм противотанковую пушку обр. 1941 г. называют ЗИС-2, но это не вполне правильно. От ПТО ЗИС-2, производство которого начали в 1943 году, 57-мм орудие обр. 1941 г. отличалась рядом деталей, хотя в целом конструкция была одинаковой.
Толщина лобовой брони корпуса тягача Т-20 «Комсомолец» составляла 10 мм, бортов и кормы – 7 мм. Масса ЗИС-30 в боевом положении составляла немногим более 4 т. Карбюраторный двигатель мощностью 50 л.с. мог разогнать машину на шоссе до 50 км/ч. Скорость на марше – не более 30 км/ч.
Серийное производство ЗИС-30 началось в сентября 1941 года на Горьковском артиллерийском заводе № 92. Согласно архивным данным, было построено 101 ПТ САУ с 57-мм орудием. Этими машинами были укомплектованы противотанковые батареи в танковых бригадах Западного и Юго-Западного фронтов (всего 16 танковых бригад). Впрочем, ЗИС-30 имелись и в других частях. Например, осенью 1941 года четыре самоходки поступили в 38 отдельный мотоциклетный полк.
Производство ЗИС-30 длилось недолго и было завершено в начале октября 1941 года. По официальной версии, это было связано с отсутствием тягачей «Комсомолец», но даже если это так, то можно было ставить весьма эффективные в противотанковом отношении 57-мм орудия на шасси лёгких танков. Наиболее вероятной причиной сворачивания строительства 57-мм ПТ САУ, скорее всего, стали трудности с производством стволов орудий. Процент брака при изготовлении стволов был чрезмерно большим, что являлось совершенно неприемлемым в военное время. Именно этим, а не «избыточной мощностью» 57-мм противотанковых орудий, объясняются их незначительные объемы производства в 1941 году и последовавший отказ от серийного строительства. Коллективу завода № 92 и самому В. Г. Грабину, основываясь на конструкции 57-мм орудия обр. 1941 г., оказалось проще наладить производство дивизионного 76-мм орудия, ставшего широко известным как ЗИС-3. 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года (ЗИС-3) на момент создания имела вполне приемлемую бронепробиваемость, обладая при этом гораздо более мощным осколочно-фугасным снарядом. Это орудие получило широкое распространение и пользовалось популярностью в войсках. ЗИС-3 состояло на вооружении не только в дивизионной артиллерии, специально доработанные орудия поступали на вооружение истребительно-противотанковых частей и устанавливались на самоходные артустановки. Производство 57-мм ПТО после внесения некоторых изменений в конструкцию под наименованием ЗИС-2 было возобновлено в 1943 году. Это стало возможно после получения из США совершенного станочного парка, что позволило решить проблему с изготовлением стволов.
Вместе с тем имелись к машине и существенные претензии. Главной проблемой 57-мм пушки были её противооткатные устройства. Что же касается гусеничной базы, то здесь вполне ожидаемо критике подвергся двигатель. В условиях заснеженного бездорожья его мощности часто не хватало. Кроме того, среди недостатков указывалось очень слабое бронирование базового шасси и высокая уязвимость расчёта при артиллерийско-миномётном обстреле. Основная часть ЗИС-30 была потеряна к середине 1942 года, но эксплуатация отдельных машин продолжалась до начала 1944 года.
Хотя наши войска в начальный период войны остро нуждались в истребителях танков, ЗИС-30 стала единственной советской ПТ САУ, доведённой до стадии серийного производства в 1941 году. В ряде конструкторских бюро велись работы по установке 76,2-мм дивизионного орудия УСВ на шасси лёгкого танка Т-60 и 85-мм зенитки 52-К на шасси тяжелого артиллерийского тягача «Ворошиловец». Весьма многообещающим выглядел проект ПТ САУ У-20 на шасси среднего танка Т-34 с 85-мм пушкой, установленной во вращающейся открытой сверху трёхместной башне. К сожалению, по ряду причин наши войска получили достаточно эффективную противотанковую самоходку СУ-85 только осенью 1943 года. Речь об этой и других советских самоходках, использовавшихся в годы ВОВ, пойдёт во второй части обзора.