что такое сафар намаз

Условия объединения и сокращения намаза в пути

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Намаз путника

Для того чтобы человеку разрешалось сокращать и объединять намазы, первым делом необходим сафар, за исключением некоторых случаев для объединения намаза (например, объединение из-за дождя.

Также вдобавок к этому для сокращения намаза необходимы и следующие условия:

1. Намерение на сокращение при вступлении в данный намаз и наличие такого намерения на протяжении всего намаза (то есть в намазе намерение не должно меняться). Следовательно, если человек передумает сокращать намаз или будет колебаться в этом, то ему следует совершить этот намаз полностью в четыре ракаата;

2. Нельзя следовать хоть на миг за имамом, который совершает обычный несокращенный намаз. Если тот, кто совершает намаз сокращенно, последует в своем намазе за тем, кто совершает обычный, он тоже обязан совершать намаз, не сокращая его;

3. Путь должен продолжаться до тех пор, пока он не завершит свой намаз. Если корабль того, кто сокращает намаз, причалит к конечной остановке, то намаз ему следует совершить полноценно.

Путник, как и сокращать, имеет право совмещать парные намазы. Обеденный (зухр) намаз разрешается совместить с послеобеденным (аср) намазом. Также вечерний (магриб) намаз можно совместить с ночным (иша) намазом. Совмещение бывает двух видов – совмещение с переносом следующего намаза на своевременный (например, аср к зухру) и совмещение, при котором предыдущий намаз откладывался на время следующего (например, зухр к асру).

Так же, как и для сокращения, первое условие для обеих категорий – это сафар со своими условиями. Далее для каждого вида совмещения намаза имеются и свои условия;

Для совмещения намаза с перенесением следующего намаза к своевременному необходимо соблюдение следующих условий:

1. Намерение – переносить данный намаз при вступлении в первый намаз;

2. Совершение сначала своевременного намаза. Следовательно, если аср-намаз переносится к зухр-намазу, то сначала следует совершить зухр-намаз.

3. Оба намаза необходимо совершить подряд, без перерыва, однако короткая пауза между ними не вредит.

Одним словом, человек переносит послеобеденный намаз на время обеденного намаза. Когда наступает время обеденного намаза, он совершает намерение: «Я намереваюсь совершить фарз обеденного намаза, перенося к нему послеобеденный намаз, Аллаху акбар», после того как завершит этот намаз, он встает и совершает намерение послеобеденного намаза: «Я намереваюсь совершить фарз послеобеденного намаза, перенося его к обеденному намазу, Аллаху акбар». Так путник совершает и обеденный, и послеобеденный намаз во время обеденного намаза. Так же можно совершить вечерний и ночной намаз, перенося ночной на время вечернего намаза.

Если совершив таким образом намаз, человек завершит свой сафар, он не обязан переделать этот намаз, даже если он доедет до наступления времени второго намаза.

А для совмещения намаза с перенесением предыдущего на время последующего необходимы следующие условия:

1. Необходимо вознамериться перенести первый намаз на время следующего. Намерение должно быть во времени первого намаза. Например, когда наступает время вечернего намаза, путник намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. Такое намерение он должен сделать до тех пор, пока не наступит время ночного намаза.

2. Путь должен продолжаться до тех пор, пока не завершится второй намаз.

В итоге, когда наступает время вечернего намаза человек, намеревается перенести вечерний намаз на время ночного намаза. При наступлении времени ночного намаза, человек начинает вечерний намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз вечернего намаза, перенося его к ночному намазу, Аллаху акбар». После окончания вечернего он совершает ночной намаз с намерением: «Я намереваюсь совершить фарз ночного намаза [перенося к нему вечерний намаз], Аллагьу Акбар». Так он совершает и ночной, и вечерний намаз внутри времени ночного намаза. Впрочем, следует знать, что, перенося предыдущий намаз на следующий, можно сначала совершать любой из намазов, но желательно соблюдать порядок и совершить сначала вечерний или обеденный. Мы привели пример того, как сначала совершается вечерний намаз, а потом – ночной. А можно совершать сначала ночной, а потом вечерний.

Выше мы привели условия сокращения и совмещения намазов по отдельности. Важно знать, что разрешается отдельно сокращать намаз, и не обязательно при этом совмещать его, а также можно совмещать намазы, не сокращая их или один из них. Также разрешается совмещать и сокращать намазы одновременно. То есть совершать обеденный и послеобеденный намаз по два ракаата, совмещая их. Еще разрешается совершать вечерний намаз в три ракаата, совмещая с ним ночной намаз в два ракаата.

Находящийся пути (в сафаре) с перечисленными выше условиями человек также имеет право не соблюдать и обязательный пост. Но несмотря на то, что он имеет такое право, все же ему настоятельно рекомендуется соблюдать пост и в пути, чтобы пост был соблюден своевременно. Особенно это касается обязательного поста в месяце Рамазан.

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Условия пути для объединения и сокращения намаза

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Разрешается сокращать только четырехракаатный намаз, уменьшая количество ракаатов до двух. Нельзя сокращать трехракаатный вечерний намаз и двухракаатный утренний. Разрешается человеку, находящемуся в пути (при наличии ниже приведенных условий), сокращать только совершаемые своевременно намазы. Намазы, пропущенные вне пути, нельзя сокращать в пути, но намазы, пропущенные в пути, разрешается возмещать в пути в сокращенном виде.

Сафар человека прекращается или считается завершившимся при следующих обстоятельствах:

— если человек вернется в родной город;

— если он доедет до пункта назначения, в котором он намерен остаться на четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда;

— если человек остановится в каком-либо городе для исполнения своей нужды и имеет намерение уехать оттуда, как только исполнится его нужда, то сафар такого человека заканчивается через 18 суток, не считая дня прибытия и отъезда. Если же он будет знать, что его нужда продлится больше четырех дней, то его сафар заканчивается, и ему далее сокращать и объединять намазы не разрешается вообще.

— если человек сделал намерение остановиться в одном месте на четыре дня, то не имеет разницы, является это место населенным пунктом или просто пустым местом.

Выходя в путь, человек должен знать пункт назначения, чтобы ему дозволялось сокращать намазы с момента покидания места проживания. Если человек странствует и держит путь «куда глаза глядят», то ему не разрешается сокращать намазы, даже если его странствования продлятся достаточно долго и на длинные расстояния.

Если до пункта назначения два пути – один путь с малым расстоянием, а другой – с длинным и если человек поедет по длинному пути из-за благоразумной цели, например с целью посетить родственника, то ему сокращать намаз разрешается.

Сафар также должен иметь определенную цель, например посещение родственника, торговля и т.п. А если же человек вышел в путь только для того, чтобы увидеть разные города, то ему не разрешается сокращать намазы.

Если жена, выходя в путь, не знает, куда едет ее муж, или охрана не знает, куда идет их начальник, то до достижения указанного выше расстояния им не разрешается сокращать намазы, а если они достигнут этого расстояния, то в дальнейшем им это разрешается.

Если кто-либо выйдет в длинный путь, а потом решит вернуться, не дойдя до минимального расстояния, при котором разрешается сокращать намаз, то он не имеет права далее сокращать намаз. Если же он изменит свое решение и отправится дальше, то отсчет расстояния начинается заново, и если этот его новый сафар будет достаточно длинным (81 км.), то он имеет право и далее сокращать намазы.

Путь также должен быть дозволенным. Если человек отправляется за выпивкой или женщина вышла в путь без сопровождения махрама, то сокращать намаз им не разрешается, ибо их такое путешествие является запрещённым шариатом. Если же человек начал греховный путь, а потом покаялся в нем и продолжил путь, то намаз можно сокращать, если с момента его раскаяния расстояние пути будет достаточно длинным (81 км.).

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Как делать намерение для переноса и объединения намазов в сафаре

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

При переносе второго намаза к первому (послеобеденного к обеденному и ночного – к вечернему) необходимо соблюдать следующие условия:

1) начать с первого намаза;

2) между обоими намазами не должна быть долгая пауза (разрешается пауза менее двух ракаатного намаза);

3) до вступления во вторую молитву человек должен находится в сафаре;

4) сделать намерение на объединение.

Намерение делается следующим образом:

а) «Я вознамерился совершить обязательный обеденный намаз, сократив его (если он этот намаз ещё и сокращает) и объединив с ним послеобеденный, ради Аллаха. Аллаху Акбар»;

Намерение на второй намаз, перенесённый к времени первого, делается следующим образом:

б) «Я вознамерился совершить обязательный послеобеденный намаз, сократив его и объединив его с обеденным, ради Аллаха, Аллаху Акбар».

Если мы объединяем и переносим первый намаз на время второго (например, обеденный к послеобеденному, вечерний – к ночному) необходимо соблюдать следующие два условия:

1) сделать намерение на перенос во время первого намаза, пока не наступило время следующего намаза (например, во время обеденного или вечернего намаза). Намерение делается следующим образом: «Я вознамерился перенести совершение полуденного (или вечернего) намаза и объединить его с послеобеденным (или ночным)»;

2) молящийся должен быть путником, пока не завершит совершение второго намаза.

Когда первый намаз переносится ко второму, порядок не имеет значения:

а) можно начать с любого из двух намазов;

б) можно выдержать паузу между этими намазами;

в) намерение на объединение делать не обязательно.

С какого бы намаза вы ни начали, намерение в обоих случаях делается следующим образом:

а) «Я вознамерился совершить обязательный обеденный намаз, сократив его (если сокращает) и перенеся на время послеобеденного намаза, ради Аллаха. Аллаху Акбар»;

б) «Я вознамерился совершить обязательный послеобеденный (ночной) намаз, сократив его (если сокращает), ради Аллаха. Аллаху Акбар».

Абдулла Магомедов

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Этика сафара

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Ни для кого не секрет, что Пророк Мухаммад ﷺ был неподражаемым примером для человечества на все века. Какие-то шестьдесят три года, прожитые Пророком ﷺ на этом свете, человечество растянуло на четырнадцать веков, и даже этого не хватило, чтобы понять мудрость, таящуюся в его словах и действиях.

«Шестьдесят три года» не перестают поражать человечество и давать жизненные советы на протяжении свыше тысячи четырёхсот лет. А иначе и быть не может, потому как Сам Всевышний Аллах посчитал его прекрасным примером и описал как обладателя самых высоких нравственных качеств.

И этикет сафара Посланник Аллаха ﷺ не обошёл стороной. Светило человечества дословно показало и описало для нас, что делать и как вести себя в сафаре.

Основой этики сафара, конечно же, является правильная цель. Прежде чем выйти из дома, следует в первую очередь запастись знаниями о совмещении, сокращении намаза, определении стороны киблы и прочем. Прежде чем выйти из дома, следует совершить двухракаатный суннат-намаз.

Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ما خَلَّفَ أحدٌ عند أهلِهِ أفضَلَ مِنْ رَكعتَيْنِ يَرْكَعُهُمَا عندهم حِين يُرِيدُ السفرَ

«Никто не оставит ничего лучше для членов своей семьи, чем молитва в два ракаата, которую он совершит у них перед отправлением в путь». (Табарани, Ибн Абу Шайба)

В другом хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ сказал:

إِذَا خَرَجْتَ مِنْ مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعانِكَ مَخْرَجَ السُّوءِ وإذا دَخَلْتَ إلى مَنْزِلِكَ فَصَلِّ رَكْعَتَيْنِ تَمْنَعَانِكَ مَدْخَلَ السُّوءِ

«Когда выходишь из своего дома, соверши молитву в два ракаата, и это защитит тебя от всего плохого, что может постичь тебя после выхода. И когда вернёшься в свой дом, также соверши молитву в два ракаата, и это защитит тебя от того плохого, что может постичь тебя после того, как ты зайдёшь в свой дом». (Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 3078; Баззар, 81)

В книге «Итхаф ас-садат аль-муттакин» пишется, что если до выхода из дома совершить любой другой намаз, например, обязательный намаз или ратибат, то этого тоже достаточно, независимо от того, совершал человек для этого намерение или нет.

Имам Ан-Навави в книге «Аль-Азкар» пишет, что в первом ракаате этого намаза желательно прочесть после суры Аль-Фатиха суру Аль-Кафирун, а во втором ракаате – суру Аль-Ихляс.

Выходя в сафар, желательно вверить домочадцев Всевышнему Аллаху, прочитав мольбу, которая передаётся от Пророка:

أسْتَوْدِعُكَ الله الَّذِي لا تَضِيعُ وَدَائِعُهُ

«Астауди’ука-Ллаха ллязи ля тази’у вадаи’уху (Вверяю тебя Аллаху, у которого не пропадает отданное Ему на хранение)». (Ибн Маджах, 2825)

А Всевышний сохранит вверенное Ему на хранение, ибо Он лучший хранитель.

В книге «Рияз ас-салихин» пишется, что, выходя из своего дома, Пророк ﷺ обычно произносил следующие слова:

بسم اللَّهِ تَوَكَّلْتُ على اللَّهِ، اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ أنْ أضِلَّ أَوْ أُضَلَّ، أوْ أزِلَّ، أَوْ أُزَلَّ، أَوْ أظْلِمَ أَوْ أُظْلَمَ، أوْ أجْهَلَ أَوْ يُجْهَلَ عليَّ

«Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллах! Аллахумма, инни а‘узу би-ка ан азылля ав узалля, ав азилля ав узалля, ав азлима ав узлима, ав аджхаля ав йуджхаля ‘аляййа».

«С именем Аллаха (выхожу из дома), уповаю на Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите, чтобы не сбиться с пути или не оказаться сбитым с него, чтобы не допустить ошибку самому, и чтобы меня не заставили ошибиться, чтобы не допустить несправедливость самому, и чтобы со мной не поступили несправедливо, чтобы не поступать подобно невежественным, и чтобы другие не поступали невежественно со мной».

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Эту молитву также можно читать просто перед выходом из дома, перед походом к соседу, в мечеть, прогулкой во дворе… необязательно выходить именно в сафар.

Провожающему тоже желательно прочесть мольбу за уходящего.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся:

Ещё одним забытым желательным действием при выходе в сафар является чтение азана за идущим в сафар. Давайте представим, как прекрасно будет, если, отправляясь в путь, муж прочтёт мольбу за жену и детей, за родителей и вверит их Всевышнему Аллаху, как прекрасно будет, если жена, дети, провожая мужа или родителей, обратятся к Аллаху с мольбой за него, и кто-то из них прочитает азан.

Конечно, и этикет, связанный с транспортным средством, Пророк ﷺ не обошёл стороной. В наше время это особенно важно, так как мы очень часто передвигаемся на транспортном средстве не только во время сафара, но и по всем нашим нуждам.

Сообщается, что Али бин Раби’а сказал: «Однажды я видел, как к Али бин Абу Талибу (да будет доволен им Аллах) подвели верховное животное, чтобы он сел на него. Вставив ногу в стремя, он произнёс слова: «Бисми-Ллях«».

В нашем случае это надо говорить, когда мы садимся в автомобиль или другое транспортное средство.

От Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда Посланник Аллаха ﷺ садился верхом на своего верблюда, отправляясь в путь, он трижды произносил слова «Аллаху Акбар (Аллах велик)», а потом говорил:

«Субхана-ллязи саххара ля-на хаза ва ма кунна ля-ху мукринина, ва инна иля Рабби-на ля-мункалибуна. Аллахумма, инна насъалю-кя фи сафари-на хаза-ль-бирра, ва-т-таква ва мин-аль-‘амали ма тарза. Аллахумма, хаввин ‘аляй-на сафара-на хаза, ва-тви ‘анна бу’да-ху. Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари ва-ль-халифату филь-ахли. Аллахумма, инни а’узу би-кя мин ва‘саи-с-сафари, ва каабати-ль-манзари ва суи-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли (Пречист тот, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу, и поистине, мы вернёмся к Господу нашему. О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении таких дел, которыми Ты останешься доволен. О Аллах, облегчи нам это наше путешествие и сократи для нас его дальность. О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и станешь преемником в семье, о Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от трудностей пути, от уныния, которое может навеять увиденное, и от всего дурного, что может случиться с имуществом и семьёй».

آيِبُونَ تَائِبُونَ عَابِدُونَ لِرَبِّنَا حَامِدُونَ

«Айибуна, таибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на ха­мидун (Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему». (Муслим, 1342; Абу Дауд, 2599; Тирмизи, 3447; Ибн Хиббан, 2695, 2696)

Помимо этих, ещё есть и другие мольбы, которые желательно читать, садясь в транспортное средство, их нетрудно найти в соответствующих книгах. Некоторые учёные говорят, что, садясь в машину, желательно читать суру Аль-Кадр и 128 аят суры Ат-Тавба.

Ещё одно желательное действие в сафаре – произнесение выражения «Аллаху Акбар» при подъёме и выражения «Субхана-Лах» при спуске.

От Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

كان النبيّ صلى اللّه عليه وسلم وجيوشُه إذا عَلَوا الثنايا كبَّروا، وإذا هَبَطوا سبَّحُوا

«Поднимаясь в гору, Пророк ﷺ и его воины произносили слова «Аллаху Акбар», спускаясь же, они говорили: «Субхана-Ллах»». (Абу Дауд, 2599)

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Выходить в сафар желательно в четверг. В сборнике хадисов имама Аль-Бухари передаётся хадис от Ка’ба бин Малика (да будет доволен им Аллах), согласно которому Пророк ﷺ любил выходить в сафар в четверг.

Не следует отправляться в сафар в пятничный день. Запрещается, отправляясь в путь в пятницу, пропускать пятничный намаз.

Следующей сунной сафара является назначение одного человека старшим, если в сафар вместе отправляются трое и более людей.

Передают со слов Абу Са`ида и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا خَرَجَ ثَلاَثَةٌ في سَفَرٍ فَليُؤَمِّرُوا أحَدَهُمْ

«Если трое отправятся в путь, пусть назначат одного из их числа старшим. (Абу Дауд, 2608)

Нам тоже, следуя сунне, рекомендуется, не проявляя гордыни, назначить наиболее знающего человека старшим и слушаться его, ибо в этом есть благо для всей группы.

Например, сивак нам необходим практически всегда перед намазом для чистки ротовой полости и т. д., так как сиваком рекомендуется пользоваться очень часто. Так же обстоят дела с расчёской и остальными принадлежностями.

Мусульманин всегда должен выглядеть опрятно, поэтому расчёска – необходимый инструмент для путника, чтобы расчёсывать волосы и бороду и не выглядеть неухоженным, отталкивая людей от себя.

Достигнув своей цели и решив дела, следует поспешить вернуться к своей семье, ибо в хадисе, приведённом в сборнике имама Аль-Бухари, говорится:

السَّفَرُ قِطْعَةٌ مِنَ العَذَابِ، يَمْنَعُ أحَدَكُمْ طَعَامَهُ وَشَرابَهُ وَنَوْمَهُ، فَإذَا قَضَى أحَدُكُمْ نَهْمَتَهُ مِنْ سَفَرِهِ ، فَلْيُعَجِّلْ إِلَى أهْلِهِ

«Путешествие является частью мучений, ибо любого из вас оно лишает возможности наслаждаться едой, питьём и сном в полной мере, а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей поездки». (Бухари, 3001; Муслим, 1927; Ибн Маджах, 2882; Ибн Хиббан, 2708)

Пророк также завещал, чтобы путник возвращался из сафара хотя бы с маленьким, но подарком, ведь для семьи, детей, родственников, друзей он будет важным знаком внимания.

Тому, кто находится в сафаре, не следует забывать помолиться за семью, близких, родственников, друзей и за всех мусульман, попросить, чтобы Аллах простил им грехи, направил на правильный путь и защитил их от смут и болезней, ведь путник входит в число тех, чьи мольбы принимаются Всевышним.

من أحيا سنتي فقد أحبني ، ومن أحبني كان معي في الجنة

«Тот, кто оживил мою Сунну, тот полюбил меня. А кто полюбил меня, тот будет со мной в Раю». (Тирмизи, 2678)

Да поможет нам Аллах следовать сунне Пророка и быть самыми приближёнными к нему людьми в Судный день.

Султан Алигаджиев

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Сокращение и объединение намазов в пути

что такое сафар намаз. Смотреть фото что такое сафар намаз. Смотреть картинку что такое сафар намаз. Картинка про что такое сафар намаз. Фото что такое сафар намаз

Всевышний Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78). То есть Аллах не предписал среди норм религии ничего, что приводит к изнурению и затруднению и ставит человека в затруднительную ситуацию. И где бы мусульманин ни оказался в затруднительной ситуации, Аллах облегчает ему положения религии, так что Его предписания всегда остаются приемлемыми и переносимыми.

Путешествие – это трудность, в которой человек остаётся без привычной для себя обстановки и комфорта, какими бы ни были средства передвижения и дела, по причине которых человек отправился в путь. Поэтому Всевышний Аллах облегчил путнику многие положения религии. К этим положениям относится и намаз. В сегодняшней статье мы поговорим о форме облегчения намаза, его условиях и о том, каким образом можно им воспользоваться.

Каким бывает намаз путника

Аллах установил в намазе путника два облегчения:

1) уменьшение числа совершаемых в намазе ракатов, которое называется «сокращение»;

2) совмещение двух намазов при совершении, посредством которого путник получает больше свободного времени, которое называется «объединение между двумя намазами».

1. Сокращение

Сокращение заключается в том, что четырёхракатные намазы, такие как обеденный (зухр), послеобеденный (аср) и ночной (иша), совершаются в два раката вместо четырёх. Утренний (фаджр) и вечерний (магриб) намазы не сокращаются.

Аллах говорит (смысл): «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов» (сура «Женщины», аят 101). Пользоваться облегчениями путешествия является дозволенным, независимо от наличия или отсутствия в пути трудностей.

Для того чтобы сокращение намаза было действительным, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сокращать намаз дозволено, когда человек находится в пути (сафар). Об условиях, которым такой путь должен соответствовать, будет сказано ниже.

2. Путник должен выехать за пределы зданий города. Если человек просто намерился отправиться в путь, но не выехал из города, ему нельзя сокращать и объединять намазы, поскольку такой человек ещё не является путником.

3. Путник не должен иметь намерения оставаться четыре дня, не считая дня приезда и дня отъезда, в месте, в которое он отправляется.

Если же у него будет такое намерение, то город, в который он отправляется, станет подобным его родине и месту его проживания. И ему не будет дозволено сокращать в нём намаз. В таком случае право на сокращение намаза остаётся у путника лишь непосредственно в пути.

Если же он намеревается оставаться в городе, в который отправляется, менее четырёх дней, или же он не знает, сколько дней в нём проведёт, как, например, если он должен сделать там работу, срок завершения которой ему не известен, то в первом случае он сокращает намаз, пока не вернётся в пределы своего города, а во втором – сокращает намаз в течение 18 дней, не считая дня приезда и дня отъезда.

4. Путник, сокращающий намаз, не должен следовать в нём за местным жителем (в качестве имама), совершающим его в полной форме.

Если же путник совершает намаз за местным жителем, то ему необходимо следовать за ним в форме намаза, совершая его полностью (в четыре раката). В таком случае путнику не дозволено сокращать намаз.

Если же ситуация обстоит наоборот, когда путник является имамом в намазе для местного жителя, то для сокращения намаза нет препятствий, и путник имеет на это право. В такой ситуации после завершения двух ракатов и приветствия человеку желательно сразу сообщить молящимся за ним о том, что он является путником, и им необходимо завершить намаз.

2. Объединение

Смысл объединения уже был разъяснён выше.

Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) объединял обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, если находился в пути. Также он объединял вечерний (магриб) и ночной (иша) намазы» (Аль-Бухари).

Также передаётся, что Пророк (ﷺ) объединял намазы в пути, когда он вышел в поход на Табук: он объединил обеденный и послеобеденный намазы, а также вечерний и ночной. Саид бин Джубейр сказал: «Я спросил Ибн Аббаса: “Что подвигло его на это?” Он ответил: “Он хотел не создавать затруднений для своей уммы”».

Объединение намазов делится на два вида:

Объединение, при котором второй намаз переносится на время первого; и объединение, при котором первый намаз переносится на время второго.

Передаётся, что «Пророк (ﷺ) шёл в поход на Табук, и, когда он выдвигался до того, как солнце поднимется к зениту, он откладывал обеденный намаз, чтобы объединить его с послеобеденным и совершить их вместе. Если же он выдвигался после того, как солнце отклонилось от зенита, то сначала совершал обеденный и послеобеденный намаз вместе, после чего выходил в путь. Также, если он выдвигался до захода солнца, то откладывал вечерний намаз, чтобы совершить его вместе с ночным, если же он выдвигался после захода солнца, то переносил ночной намаз и совершал его с вечерним».

Намазы, которые дозволено объединять

Из сказанного выше становится ясным, что объединять дозволено обеденный (зухр) и послеобеденный (аср) намазы, а также вечерний (магриб) и ночной (иша). Не дозволено объединять утренний намаз с намазами, которые совершаются до и после него. Также не дозволено объединять послеобеденный намаз (аср) с вечерним (магриб).

Помимо этого для каждого из обоих видов объединений наличествуют условия, которые необходимо соблюдать. Далее мы упомянем условия каждого из них.

Условия объединения, когда второй намаз переносится на время первого

1. Соблюдение очерёдности между ними.

То есть сначала необходимо совершать первый намаз, время которого идёт в настоящий момент, а затем – после него – второй.

2. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до того, как он закончит совершать первый намаз. Желательным же (сунна) является наличие намерения на объединение до вступления на первый намаз.

3. Намазы необходимо совершить друг за другом. То есть ко второму надо приступить сразу по окончании первого, после приветствия. Намазы нельзя разделять зикром, другим желательным намазом или чем-то ещё. Если молящийся разделит их, совершив между ними что-то, что займёт время, которое будет считаться длительным по обыкновению, или же просто отложит второй намаз, не занимаясь ничем, объединение станет недействительным. В таком случае второй намаз будет необходимо совершить в его основное время. Это условие взято из практики Пророка.

Аль-Бухари передал от Ибн Умара, что он сказал: «Я видел, что, когда Пророк (ﷺ) торопился, находясь в пути, он откладывал обязательный вечерний намаз и совершал его в три раката, после чего отдавал приветствие. Затем он почти без задержки приступал к ночному намазу и совершал его в два раката, после чего отдавал приветствие».

4. Путешествие должно продолжаться до тех пор, пока молящийся не приступит ко второму намазу. Таким образом, если он достигнет своего города во время совершения второго намаза, это не повредит действительности объединения.

Условия объединения, когда первый намаз переносится на время второго

1. Намерение на объединение намазов должно быть у молящегося до окончания основного времени первого. Если же, например, время обеденного намаза завершится, и молящийся не имел намерения на его объединение с послеобеденным, то обеденный намаз станет для него пропущенным, который необходимо возместить. Также человек в таком случае несёт грех за откладывание намаза от его времени.

2. Сафар (путешествие) должен продолжаться до тех пор, пока молящийся полностью не завершит совершение обоих намазов. Если же он достигнет своего города до того, как завершит оба намаза, то второй намаз будет считаться восполненным.

В данном случае не является условием определённый порядок совершения намазов. То есть молящийся может начать с любого из них. Также не является обязательным условием такого объединения совершать их подряд, без паузы между ними. Это является в данном случае лишь желательным (сунна).

Условия сафара (путешествия), при котором дозволяется сокращение и объединение намазов:

1. Расстояние, на которое выезжает путник, должно достигать 81 километра. Если расстояние будет меньше этой длины, то в таком путешествии сокращать и объединять намазы нельзя.

Аль-Бухари передал следующее сообщение, связав его с главой о расстоянии сафара, при котором сокращается намаз: «Ибн Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сокращали намаз и не держали пост (в месяц Рамадан), когда выезжали на расстояние четырёх бурдов». Четыре бурда равны шестнадцати фарсахам, что приблизительно равняется 81 километру. Как сказали исламские правоведы, подобные действия совершаются только по причине знания, полученного от Пророка.

2. Путник, отправляясь в путь, должен намереваться достичь определённого места. Таким образом, если человек просто скитается, не направляясь куда-то конкретно, или же если он следует за кем-то и не знает, куда направляется, то его путь не будет считаться сафаром, в котором дозволено сокращать и объединять намаз.

Это касается ситуации, когда путник ещё не преодолел необходимого расстояния сафара. Если же он преодолеет его, то ему будет дозволено сокращать намаз, поскольку в таком случае он убедится в том, что его путь достигает необходимого расстояния.

3. Целью путешествия не должен быть грех. Если же человек отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать намаз. Как, например, если человек выезжает в путь для торговли опьяняющими напитками, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя. Поскольку сокращение намаза является шариатским облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Также стоит отметить, что сокращать намаз в пути является более предпочтительным, чем совершать его полностью, поскольку Всевышний Аллах любит, когда пользуются Его облегчениями, как это передаётся в хадисе от Его посланника (ﷺ).

Статья подготовлена на основе материалов книги «Аль-фикху ль-манхаджи аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии».

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *