что такое саби ваби саби
Необычный взгляд на мир в Японии
Ваби-саби — это элегантная философия, которая обозначает более связанный образ жизни — образ жизни, в котором мы глубоко связаны с природой и, таким образом, лучше связаны с нашим истинным внутренним «Я».
Ваби-саби — это концепция, которая побуждает нас постоянно искать красоту в несовершенстве и принимать более естественный цикл жизни. Она напоминает нам, что все, включая нас и саму жизнь, непостоянно, неполно и несовершенно. Таким образом, совершенство невозможно, и непостоянство — единственный путь.
Взятые по отдельности, ваби и саби — это две разные концепции:
Вместе эти две концепции создают всеобъемлющую философию подхода к жизни: принимать то, что есть, оставаться в настоящем моменте и ценить простые, преходящие этапы жизни.
Множество мудрости заложено в самой ткани этой вековой философии. Вот пять учений ваби-саби, которые могут лучше помочь вам полностью отойти от современной борьбы быстрого движения, стремления к совершенству и погони за неорганическими формами успеха.
1. Через принятие вы обретаете свободу: из-за принятия вы найдете рост
Дэва Сандзан — малоизвестный горный массив на севере Японии. С 8-го века это было священное место паломничества монахов Ямабуши, которые участвуют в ежегодных ритуалах, стремящихся к возрождению и просветлению для своего разума, тела и души. Основную философию их обучения можно описать одним словом, Укетамо, что означает «Я смиренно принимаю с открытым сердцем».
Вот как это работает:
Укетамо означает принятие до глубины души.
Ямабуши понимал, что чем раньше вы примете все хорошее и плохое, что бросает в вас жизнь, тем легче вы почувствуете себя. Он понимал, что мы обретаем свободу через принятие, а из принятия мы находим свой путь к росту.
Видите ли, мы склонны считать, что дзен — это жизнь в состоянии бесконечного беззаботного блаженства и спокойствия. Вот проверка реальности: это не так.
Дзен — это то, как вы встречаетесь с проблемами и трудностями, которые бросает вам жизнь. Это о том, как вы справляетесь с неизбежными реалиями неудач, горя, беспокойства и одиночества. Дзен в вашем ответе. Примете ли вы несовершенное течение жизни? Или вы будете бороться с этим? Обретете ли вы покой в том, что прямо здесь, прямо сейчас? Или вы откажетесь от этого и продолжите борьбу с этим?
Идея довольно проста: продолжая сопротивляться, вы будете продолжать усугублять свои страдания.
Итак, первое учение философии ваби-саби — это практика благодарности и принятия. Дело не в том, чтобы сдаваться. Речь идет о том, чтобы смириться с серьезностью ситуации, а затем активно играть роль в принятии решения о том, что будет дальше.
Укетамо напоминает, что стоики называли Амор Фати, любовью к судьбе. И Ваби-саби проповедует то же самое: вы обретете покой и свободу и вы встанете на путь роста, как только начнете уступать несовершенному потоку жизни и подчиняться ему.
2. Все вещи в жизни, включая вас, находятся в несовершенном состоянии изменения, поэтому стремитесь не к совершенству, а к совершенствованию.
Если все в природе постоянно меняется, ничто не может быть абсолютно полным. А поскольку совершенство — это состояние завершенности, ничто не может быть совершенным. Следовательно, философия ваби-саби учит нас, что все вещи, включая нас и саму жизнь, непостоянны, неполны и несовершенны.
Проблема, однако, в том, что наши ошибочные способы мышления затуманили наше понимание того, что такое совершенство на самом деле.
Откройте тезаурус и поищите антонимы слова «совершенный», и вы найдете следующие слова: «Дефектный, коррумпированный, неполноценный, плохой, второсортный, неумелый, сломанный, неправильный, плохой… Боже мой. Весь этот негатив. Неудивительно, что мы так одержимы стремлением к совершенству.
Мы лепим идеальное тело, основываясь на том, как считает общество, как оно должно выглядеть, чтобы пройти это испытание на совершенство. Мы ищем идеальный карьерный путь и идеального партнера, основываясь на чужом определении этого совершенства. И, как творцы, мы откладываем до вечности, прежде чем выпустить это несовершенное произведение искусства.
В 2020 году мировой рынок средств против старения оценивался примерно в 60 миллиардов долларов США. Люди отчаянно хотят выглядеть моложе. Но разве старение — это не естественный цикл жизни? Разве старение с течением времени не является прекрасным?
Все это происходит потому, что нас кормят ложным рассказом о том, что мы недостаточно хороши.
И мы приняли это мнение, даже не наше. Мы позволили ему определить нас. И теперь мы преследуем эту иллюзию совершенства, думая, что она заставит нас чувствовать себя достойными и достаточно хорошими внутри себя.
Но вот проверка реальности: совершенства не существует, потому что несовершенство — это естественное состояние жизни — вы есть такой, какой вы есть.
Чтобы избавиться от негативного клейма несовершенства, нам сначала нужно полностью отвергнуть его как «противоположность» той вымышленной конструкции, которая является совершенством. Нам нужно написать новое повествование, которое гласит: Несовершенство — это не компромисс; несовершенство — единственный путь, потому что несовершенство — это истинная природа вещей.
Второе учение философии ваби-саби простое: стремитесь не к совершенству, а к совершенствованию.
Другими словами, просто сделайте все возможное, чтобы быть как можно лучше.
Это согласуется с одним из четырех соглашений дона Мигеля Руиса о достижении личной свободы. В отношениях с партнером постарайтесь быть лучшим партнером, которым вы можете быть. В своем творчестве стремитесь к мастерству. Работайте над улучшением формы своего ремесла, даже не надеясь достичь абсолютного совершенства.
Все в жизни, включая вас, находится в несовершенном состоянии движения. Изменения — единственная константа. Все преходяще и ничто не бывает полным. Вот почему совершенства не существует.
3. Цените красоту всех вещей, особенно ту великую красоту, которая скрывается под поверхностью того, что кажется сломанным.
Древний вид искусства происходит от ваби-саби, когда вы ремонтируете сломанные предметы с помощью золотых пломб, оставляя на них «золотые шрамы». Он известен как Кинцуги.
Представьте себе чашу или чайник, упавшую на пол. Что бы вы с ним сделали? Скорее всего, вы подберете осколки и выбросите их. Но не с Кинцуги. Здесь вы собираете вместе кусочки битой керамики и склеиваете их жидким золотом. Разве это не сделало бы их несовершенными, навсегда и неизбежно испорченными, но почему-то еще более красивыми?
Кинцуги напоминает нам, что в сломанных вещах есть великая красота, потому что шрамы рассказывают историю. Они демонстрируют силу духа, мудрость и стойкость, заработанные с течением времени. Зачем скрывать эти недостатки или золотые шрамы, когда мы должны отмечать их?
Идея здесь проста: в вашей жизни будет много раз, когда вы будете чувствовать себя сломленным. Будут события, которые оставят у вас эмоциональные или физические шрамы. Не прячьтесь в тени собственного солнечного света. Не приглушайте свой свет мраком облака. Вместо этого пусть эти шрамы будут перерисованы золотом.
Считайте, что ваши неудачи призваны научить вас, как не поступать. Ваши ошибки нужны, чтобы научить вас важности прощения, а ваши морщины напоминают вам о смехе, который их вызвал.
Начните принимать концепцию Кинцуги — сломанные предметы нельзя прятать, их нужно выставлять на показ с гордостью — и вы постепенно начнете понимать, как вы растворяете этот образ совершенства и заменяете его новым божественным. Понятие красоты: целостность вас.
4. Медленно и просто — это единственный способ ощутить радость от того, что значит быть живым.
Вам может быть интересно, но как вы можете увидеть красоту под поверхностью? Как удается находить красоту в повседневной жизни, когда все кажется таким скучным и мрачным?
Ответ на эти вопросы заключается в четвертом учении философии: замедлите и упростите свою жизнь. Иначе вы промчитесь, дойдете до конца и задаетесь вопросом: «В чем был смысл?» Это учение довольно простое, но его непосредственные и долгосрочные последствия глубоки.
Вот почему:
Медленно и просто — единственный способ ощутить радость от того, что значит быть живым. Почему? Потому что только так вы позволите себе больше присутствовать и быть в гармонии с окружающим миром. Только так вы погрузитесь в ткань этой вселенной и оцените ее за то, что она есть. Радость от полива цветов по утрам, радость от наблюдения за заходящим солнцем, радость от прослушивания мягкого дождя, радость от выпечки торта или чтение книги под кроной дерева.
Красота присутствует во всем живом.
И в этом суть четвертого учения: замедлите, упростите свою жизнь и сосредоточьтесь на том, что действительно важно для вас. Станьте более целеустремленными, если хотите испытать радость повседневной жизни.
5. Быть довольным тем, что у вас уже есть — значит быть счастливым.
Современное общество одержимо поиском счастья. Эта волна безнадежности — то, что Таль Бен-Шахар назвал ошибкой прибытия, «иллюзией того, что как только мы это сделаем, как только мы достигнем своей цели или достигнем места назначения, мы достигнем прочного счастья». Но, конечно, это не так, потому что навязчивая постановка целей не ведет к счастью, а ведет к бессмысленной и напряженной игре в поисках.
По правде говоря, наша одержимость поисками счастья не позволяет нам понять, что такое счастье на самом деле: эмоции.
Это просто еще одна эмоция.
Мы чувствуем себя счастливыми и несчастными так же, как мы чувствуем гнев, печаль, испуг или возбуждение. Невозможно быть счастливым все время, как нельзя все времВ Рёндзи также есть чайная и чайный сад, построенные в 17 веке.Википедия site:tftwiki.ruя быть возбужденным.
Так в чем же проблема погони за успехом? Во-первых, он всегда будет уклоняться от вас. Во-вторых, постоянно быть счастливым практически невозможно.
Вот где вступает в силу последнее учение ваби-саби.
В храме Рёндзи (Киото, Япония) есть чайная и чайный сад, построенные в 17 веке. Рядом с чайным домиком находится знаменитый каменный бассейн с водой, непрерывно текущей для ритуального очищения. Написанные на поверхности каменной чаши четыре китайских иероглифа не имеют значения при чтении отдельно. Но в сочетании с квадратными границами центральной чаши их можно читать как «ware tada taru wo shiru», что буквально переводится как «я знаю только достаточно» или как «Я знаю только удовлетворение».
Я знаю только удовлетворение.
Разве это не так сильно?
Быть довольным эмоцией гнева так же, как вы обычно довольны эмоцией возбуждения. Быть довольным состоянием печали так же, как вы невероятно довольны состоянием счастья.
Но как насчет более поэтического перевода этой надписи?
Как насчет того, «богат тот, кто доволен тем, кто он есть, или тем, что у него есть». Или, как насчет этого: «Все, что у меня есть — это все, что мне нужно».
Видите ли, корень всех несчастий рождается из недовольства тем, где вы находитесь и что у вас есть. Это действительно так просто.
Корень всех несчастий рождается от того, что вы проводите все часы бодрствования, глядя в далекое будущее и заглядывая за пределы своей жизни, вместо того, чтобы открывать глаза на настоящее и заглядывать внутрь него.
Быть довольным тем, что у вас есть и где вы находитесь — значит быть благодарным. Быть довольным тем, что у вас есть и где вы находитесь, работая над тем, чего вы хотите, и полностью веря в то, что вы можете этого достичь — значит действовать намеренно. А через благодарность, намерение и действие вы обретаете счастье.
Но где красота всего этого? Она возвращается к первому учению ваби-саби: принятие — это удовлетворение, а удовлетворение — это принятие.
Основное учение философии ваби-саби
Ваби-саби — прекрасная философия, которую можно внедрить и практиковать в своей повседневной жизни. В ней прочно закреплены семь принципов оптимизма.
Но по своей сути ваби-саби напоминает вам, что жизнь хрупка и временна, она так же непостоянна, как и все остальное в природе. Так почему бы не позволить себе быть только самим собой?
Как написала Бет Кемптон в своей книге «Ваби-саби, японская мудрость для совершенной несовершенной жизни»:
«Проще говоря, ваби-саби дает вам разрешение быть самим собой. Это побуждает вас стараться изо всех сил, но не навредить себе в погоне за недостижимой целью совершенства. Он мягко побуждает вас расслабиться, замедлить темп и наслаждаться жизнью. И это показывает вам, что красоту можно найти в самых неожиданных местах, превращая каждый день в дверь для удовольствия».
Ваби-саби
Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, но эту эстетику порой описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незаконченно. По сути, ваби-саби это понятие, характеризующие присущий японцам эстетический вкус, способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.
По мнению Леонарда Корена, ваби-саби — наиболее заметная и характерная особенность того, что считается традиционной японской красотой и она «занимает примерно то же место в японской иерархии эстетических ценностей, какое на Западе занимают греческие идеалы красоты и совершенства». Эндрю Джунипер утверждает, что «если объект или выражение могут возбудить в нас чувство светлой меланхолии и духовной жажды, тогда можно сказать, что этот объект есть ваби-саби». Ричард Пауэл подводит итог, говоря: «Подлинное научение ему (ваби-саби) происходит через осознание трёх простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно».
Рассматривая значения отдельных слов «ваби» и «саби», можно найти чувства одиночества и запустения. В дзэнском ощущении мира они видятся как положительные признаки, представляющие освобождение от материального мира и «трансцендентный» выход за его пределы к простой жизни. Сама дзэнская философия, однако, предупреждает, что истинное понимание недостижимо посредством слов или языка, поэтому принятие ваби-саби через несловесные способы выражения может оказаться наиболее подходящим подходом.
Содержание
Ваби-саби в японском искусстве
Многие виды японского искусства в течение последнего тысячелетия подвергались влиянию философии Дзэн, в частности, концепциям восприятия несовершенства, постоянного течения и непостоянства всего. Такие виды искусств могут служить примером эстетики ваби-саби. Ниже дан неполный их список:
Использование на Западе
В 1990-х это понятие было позаимствовано разработчиками программного обеспечения и было задействована в концепции быстрой разработки ПО (англ. Agile software development ) и вики для описания одобрения состояния продолжающегося несовершенства, которым обладают результаты этих методов.
См. также
Литература
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Ваби-саби» в других словарях:
Саби — Саби: Саби бывшая столица царства Пэкче Ваби саби обширная часть японского эстетического мировоззрения, ассоциируется со скромностью, одинокостью, неяркостью, однако внутренней силой … Википедия
Сэн-но Рикю — 千利休 … Википедия
Японские молодёжные субкультуры — Две девушки, одетые в стиле «лолиты», в районе Харадзюку, Токио. Японские молодёжные субкультуры ряд субкультур среди японской молодёжи, выделяющихся собственной философие … Википедия
Керамика Раку — Чаша для чая в стиле Раку периода Адзути Момояма (Токийский национальный музей) Керамика Раку (яп … Википедия
Чебурашка — У этого термина существуют и другие значения, см. Чебурашка (значения). Сюда перенаправляется запрос «Шапокляк (персонаж)». На эту тему нужна отдельная статья. Чебурашк … Википедия
Дзэн — Cтатья является частью серии статей про Дзэн … Википедия
Моно-но аварэ — (яп. 物の哀れ?, «печальное очарование вещей») эстетический принцип, характерный для японской культуры начиная с периода Токугава. Возник благодаря группе ученых и поэтов Кокугакусю на волне патриотических настроений, возобновления интереса к… … Википедия
Кавайи — Запрос «Кавай» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Каваий[1] (яп. 可愛い?) японское слово, означающее «милый», «прелестный», «хорошенький»[1], «славный», «любезный». Это субъективное определение может описывать любой объект, который… … Википедия
Югэн — (яп. 幽玄 «сокровенный, тайный, мистический»?) эстетическая категория в японской культуре, обозначающая интуитивное, предполагаемое, нежели явное, очевидное восприятие сущности объекта (в основном, природы, иногда произведения… … Википедия
Ямамото, Ёдзи — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ямамото. Ёдзи Ямамото (яп. 山本耀司 Ямамото Ё:дзи?, Yohji Yamamoto), родился 3 октября 1943 года) всемирно известный дизайнер одежды. Ямамото выражает в своей одежде соединение… … Википедия
Ваби-саби — что за зверь такой?
Эту публикация про философию личного пространства.
Ва́би-са́би (в переводе с японского «скромная простота»; ваби «непритязательная простота» + саби «налёт старины; умиротворение одиночества»). «Ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой; «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.
Удивительная японская философия основанная на познании трех простых реалий:
ничто не закончено,
и ничто не совершенно.
Говорят, «Ваби-саби — новое слово в мире дизайна», которое учит ценить красоту в ее мимолетности и неподдельности: мятые простыни, старый стол, покрытый царапинами, или потемневшая ложка с зазубринами, по мнению японцев, имеют гораздо большую ценность, чем новые, пусть даже более дорогие вещи — так как именно несовершенства делают каждую вещь уникальной.
Философия и эстетика ваби-саби понятна и близка не только японцам — отказ от демонстративной роскоши, не-тираж, а функциональность и простота становятся все популярнее в Европе и США
Ваби — это равнодушие к богатству, осознание того, что за деньги нельзя купить все.
Ваби — это однозначно позитивное отношение к жизни, не подверженное воздействию трудностей и страхов. Оно помогает увидеть за желаниями то, что действительно необходимо для жизни.
Ваби-Саби присутствует в жизни, в питании натуральными продуктами, экологичности, гармонии. Оно в ценности неспешной беседы, в гармоничности уютного жилища, в скромности поведения.
Ваби-саби позволяет человеку освободиться от зависимости накопительства и чрезмерных материальных благ.
Ваби-саби — это умение радоваться простым вещам в жизни, умение получать удовольствие от будничных событий, прожитых в полной мере.
По мнению британского интерьерного журнала House Magazine, философия ваби-саби позволяет ценить то, что есть, не стараясь постоянно улучшать себя и свой дом, и является «отличным противоядием для общества, построенного на одноразовых товарах и товарах, похожих друг на друга». Ваби-саби для тех, кто ценит аутентичность и небезупречность: глиняный горшок для цветка, сделанный своими руками, чайная чашка, покрытая сеточкой трещин, собственноручно связанный шарф или зачитанная книга — все это, по мнению поклонников японской философии, отражает ход времени, помогает увидеть истинную красоту вещей и влюбиться в них.
Ободрать старые выцветшие обои в цветочек, заново увидеть цветок в старинном глиняном горшке, далеком от совершенства, рассмотреть повнимательнее бабушкин поднос и наслаждаться его неровностям и шероховатостям, освободить квартиру от кучи ненужных и действительно никому не нужных вещей, добиться минимализма в своем личном пространстве, в гардеробе — дело непростое, но оно того стоит.
Проверено на собственном опыте, поверьте мне.
INFECTED NOTEBOOK
Записная книжка: Дизайн, Мода, Интерьер
November 2016
S | M | T | W | T | F | S |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, но эту эстетику порой описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незаконченно. По сути, ваби-саби это понятие, характеризующие присущий японцам эстетический вкус, способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.
Ваби – это выражение красоты, которая есть проявление творческой энергии, пронизывающей всё живое и неодушевленное. Это красота, которая как сама природа, и темная, и светлая; и печальная и радостная, и суровая и нежная. Красота этой природной силы несовершенна – всегда изменчива и недосягаема. Макото Уэда /Makoto Ueda
Леонард Корен, автор книги о ваби-саби, дает такой совет:
«Упростите все до самой сути, но оставьте поэзию. Держите все чистым и необремененным, но не лишайте смысла».
Society Limonta
Простота и утонченность всегда считались эстетическими качествами, присущими японской культуре, и были важнейшими особенностями жизни японцев с древних времен. Традиционная японская архитектура, например, казалась упрощенной, потому что упор делался на свободное пространство, отсутствие украшений и спокойные приглушенные тона. Тем не менее таким постройкам была свойственна элегантная красота.
Ваби-саби — это японский термин, который как раз и отражает такое ощущение красоты, но в то же время несет в подтексте определенные моменты, трудно поддающиеся определению. Эстетические качества, отраженные в ваби-саби, происходят от буддийских идеалов периода Средневековья, когда распространение буддизма в Японии ввело представление о ваби-саби в культурную сферу. Это понятие и сегодня определяет важнейшую суть многих традиционных видов искусств Японии.
Подобные свойства можно увидеть в японском искусстве и литературе: дизайн керамических изделий зачастую очень незамысловат и цвета скромные; структура японских стихов проста и незатейлива, но и те, и другие воплощают простоту и элегантную красоту.
Ваби переводят по-разному: безмятежная простота; аскетическая элегантность; неотшлифованная, несовершенная, несимметричная красота; безыскусственность; вещи в своем самом простом, строгом, природном состоянии; безмятежное, трансцендентное состояние сознания.
Саби переводят как «красота, хранящая в себе течение времени» и «вызываемое ею ощущение мимолетности». Это патина, которую накладывает возраст; это природный цикл рождения и смерти.
Furniture combining cast aluminium and wood
Wood casting Hilla Shamia
«Ваби» – особый способ жизни, находящий вкус в добровольной бедности, избирательной неприхотливости и гедоническом аскетизме.
«Саби» – особое свойство вещей, открывающих свою красоту в самоотречении, в безыскусной простоте, в деревенской неотесанности, в простонародной грубоватости, в несовершенстве, непритязательности и незаметности.
Соединившись в одно слово и одно понятие, ваби-саби стало центральным нервом и японского искусства, и всего мироощущения.
«Ваби-саби, – пишет чуткий интерпретатор японского духа в России, востоковед Н. Николаева, – способствует самоуглублению, состоянию внутреннего одиночества как особой выключенности из повседневной реальности. Это – красота заброшенного, покрытого патиной времени, неяркая и не бросающаяся в глаза. Это – постоянное ощущение бытия как небытия».
Например – почти разложившийся, готовый вернуться в землю осенний лист. Тая на глазах, он слабым намеком выдает свои исчезающие очертания. То, что нас пугает трупным запахом, на Востоке зовут ароматом тления. Мы, скажем, любим рождественскую елку в расцвете сил. Пышущая стеклянным румянцем, цветастая и блестящая, она нам кажется вызовом зиме. Но знатоку ваби-саби больше пришлись бы по душе выброшенные елки, валяющиеся на улицах города, приходящего в себя после праздника. Стоит взглянуть на них под другим углом, и мы увидим целый горизонтальный лес, уступивший кавалерийскому налету времени. Следы лихорадочного веселья – неуместный бант, нить серебряного дождика, осколок игрушки, – оттеняют угрюмую, но честную картину умирания. Предоставленная сама себе елка возвращается к естественному ходу вещей, заменяя чуждое ей пестрое убранство глухим оттенком увядшей зелени.
Ваби-саби вообще любит зеленый цвет. В нем много тех многозначительных нюансов, что напоминают об игре живого с мертвым: травянистая гамма весны, патина старой бронзы, мшистая затхлость гниения. Кажется, что по пути к черно-белой палитре небытия все вещи норовят стать зелеными. Не зря армия красит в защитный цвет все, до чего доберется.
Акцентируя смертность вещей, ваби-саби сближает их с нами.
Поэтому ваби-саби ценит то, чем мы брезгуем – вторичность, сношенность, затертость. Бывшее в употреблении всегда лучше нового.
. японский классик ХХ века Танидзаки: «При виде предметов блестящих мы испытываем какое-то неспокойное состояние. Европейцы употребляют столовую утварь из серебра, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же такого блеска не выносим. Наоборот мы радуемся, когда этот блеск сходит с поверхности предметов, когда они приобретают налет давности, когда они темнеют от времени. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая неизбежно вызывает в представлении лоск времени. Это выражение звучит несколько сильно, правильнее было бы сказать – «засаленность руками». И то, и другое выражает понятие глянца, образовавшегося в течение долгого времени на предметах, которых касаются человеческие руки: от постоянного обращения одного и того же места в руках жировое вещество проникает, впитывается в материю предмета, в результате чего и получается именно «засаленность от рук». Нельзя отрицать того, что в «художественную изящность», радующую наш взор, одним элементом входит некоторая нечистоплотность и негигиеничность.
Европейцы стремятся уничтожить всякий след засаленности, подвергая предметы жестокой чистке. Мы же, наоборот, стремимся бережно сохранить ее, возвести ее в некий эстетический принцип. Мы действительно любим вещи, носящие на себе следы человеческой плоти, масляной копоти, выветривания и дождевых отеков. Мы любим расцветку, блеск и глянец, вызывающие в нашем представлении следы подобных внешних влияний. Мы отдыхаем душой, живя в такого рода зданиях и среди таких предметов, – они успокаивающе действуют на наши нервы».
Японцы любят заваривать чай в чайнике из необожженной глины. Его пористые стенки впитывают летучие эфирные масла, придающие чаю ту тонкость аромата, которую на Востоке ценят несравненно выше вкуса. С каждой заваркой запах становится богаче, а чайник дороже. Заплатив вместо пятидесяти долларов пять тысяч, можно приобрести сосуд с документированной родословной, включающей фотографии всех его владельцев на протяжении трех поколений. Накопленное с годами ваби-саби делает чайник членом семьи, занимающим промежуточное положение между женой и кошкой.
Robin Griggs Lawrence The Wabi-Sabi House: The Japanese Art of Imperfect Beauty
Diane Durston Wabi Sabi: The Art of Everyday Life
Leonard Koren Wabi-Sabi for Artists, Designers, Poets & Philosophers
Wabi Sabi: Timeless Wisdom for a Stress-Free Life