что такое сабетта на ямале
Почему у Сабетты итальянское имя и как туда добраться? Факты, которые знать интересно
Откуда на Ямале «итальянское название» Сабетта?
Сабетта — это вахтовый поселок у Обской губы Карского моря на восточном берегу полуострова Ямал. Свое имя поселок получил по названию местного рода самоедов Сабе, проживавших в этом районе и занимающихся оленеводством. Само название полуострова Ямал тоже самоедского происхождения и означает «конец земли» — Я-мал.
Интересно, что первоначально, в названии поселка была одна буква Т — Сабета. Но во время перезапуска богатого газом региона и придания, планируемого к постройке морскому порту, международного значения, название европеизировали добавив вторую Т. Теперь поселок звучит немного по-итальянски, с оттяжечкой — Сабетта. Правда, сейчас есть версия, распространяемая, в том числе и Википедией, что поселок получил название от реки Сабетта-яха, впадающей в этом месте в Обскую губу. На ненецком языке сабетта обозначает женский головной убор.
Из стойбища ненцев в поселок Сабета (еще с одним Т в названии) стала превращаться в 1980 году, когда сюда высадились геологи Тамбейской нефтегазоразведочной экспедиции, дислоцировавшейся ранее в Лабытнанги. Но к 2002 году в поселке осталось всего 19 жителей, и поселок Сабета был упразднен в 2006 году.
Как они там вообще живут и работают?
Полуостров Ямал — это болотистая равнина. Строить можно только зимой. А зима на Ямале — десять месяцев в году, несколько из них — полярная ночь. Морозы в минус 50 градусов — привычное дело для вахтовиков. Больше проблем доставляет шквалистый ветер. Работают там исключительно по вахтам. По три недели. Общежития укомплектованы по высшему разряду. Неизбалованные дорогими курортами рабочие сравнивают свои номера с трех- четырехзвездочными отелями. Алкоголь по всему поселку под строжайшим запретом. Не причащают кагором даже в местной церкви. Замеченные в нетрезвом состоянии платят приличные штрафы с пятью нулями, а их работодатели — с шестью. Развлечений в поселке мало, но работает интернет, и в социальных сетях есть несколько активных групп. Одна из них «Сабетта Супер! (Ямал СПГ)» в сети «ВКонтакте» имеет почти 20 тысяч подписчиков.
Питание очень приличное, но чтобы попасть в столовые, иногда приходится жестко отстаивать свое право. Контингент в подавляющем большинстве мужской, и вахтовики иногда по-мужски снимают напряжение. Среди развлечений также просмотр северного сияния и моржевание. Дружить с местной фауной настоятельно не рекомендуют. Белый медведь может попробовать на вкус просто из любопытства, а песцы, которые прогуливаются по поселку в поисках подачек, могут заразить бешенством.
Правда ли, что в Сабетту нельзя долететь посторонним?
В Сабетте отстроен и введен в эксплуатацию международный аэропорт. Из Москвы летает Red Wings, в Москву — АК «Ямал». Также есть рейсы из Нового Уренгоя и Салехарда. Официально на все эти рейсы билеты не продаются. Но подсесть к вахтам можно почти всегда, заранее договорившись с приглашающей стороной или с авиаперевозчиком.
Досмотр багажа в аэропорту Сабетта ведется на предмет ввозимого алкоголя. Любое количество и качество алкогольных напитков изымут службы безопасности. Отказаться от досмотра багажа можно, заплатив штраф в 50 тысяч рублей.
Для чего Сабетте морской порт, да еще и международный?
Международный морской грузовой порт в Сабетте начали строить в 2012 году, уже в 2013-м он стал принимать грузовые суда. Окончательно морпорт был готов в этом году — к приходу первого и пока единственного в мире газовозного танкера ледокольного типа. Сам завод по сжижению природного газа достраивается на территории морского порта, чтобы жидкий газ можно было сразу закачивать в танкеры и отправлять по Северному Морскому пути. Первый танкер-ледокол отправится с СПГ прямиком в Китай.
Пробный коммерческий рейс танкер-ледокол Christophe de Margerie из Норвегии в Южную Корею по всему Северному Морскому пути прошел за 19 дней. Это на 30% быстрее, чем через Суэцкий канал. В этом главное преимущество Северного Морского пути (СМП). А еще СМП — самый короткий между Европейской частью России и Дальним Востоком — расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тысяч км.
Сабетта — полярная стройка. Ямал СПГ.
Три дня на Сабетте произвели на меня впечатление. Как Усть-Нера, Якутия, так и тот же Тазовский район Ямала, что немного южнее, Сабетта погружает в определенную атмосферу… Сложно описать. Что то такое, что представляет тебя таким маленьким, а все твои переживания — такими глупостями. И все кругом такое бескрайнее, а ты такой маленький и беззащитный…
Сабетта — вахтовый поселок на Ямале, на берегу Обской губы.
для начала — Ямал был закрыт для полетов по метеоусловиям в субботу и воскресенье, а вылетать я должен был в 9:40 в понедельник, 14-го марта 2016 года. Ну и в понедельник рейс опять отложили по метеоусловиям — вылетел только в 3 часа утра во вторник.
Три дня на Сабетте. День первый.
Весь первый день решались организационные вопросы — где жить, что есть, как передвигаться… День прошел быстро и бестолково. В итоге поселился я в одном «городке», так называемом «Южном Этапе», в кормиться мне пришлось в другом «городке» — на «Ромашке» — что в последствии подарило мне несколько острых моментов.
Утром запретили работу подъемного оборудования, к обеду — закрыли движение вахтовок.
Передвижение между «городками» — только на вахтовках. А вот на обед ходил пешочком… Как это выглядело:
Вот я на окраине Южного Этапа, иду на Ромашку на обед. Фото с окраины Этапа в сторону Ромашки:
А это фотография от столовки в сторону Этапа. Ориентир — труба во мгле. Эта та самая труба, что виднеется с Этапа, но с другой стороны:
В общем хочешь кушать — будь добр топай в пургу.
Ездил запускать кислородную станцию нашего производства. Именно на второй день я понял, что командировка выйдет безрезультатной… Я не мог даже забрать станцию со склада, т.к. техника не работала по метеоусловиям. Весит станция 7 тонн, без крана никуда. Местные старожилы заговорили о двух неделях пурги… В общем в тот день я запросил билет на самолет обратно на большую землю.
Что касается быта. Живет народ в модульных общежитиях. В больших комнатах по 12 человек, в маленьких — по 6 человек. ИТР — по 4 человека. Кормят — хорошо и качественно, три раза в день. Рабочий день — 11 часов. Питьевая вода выдается в пищеблоке, воду из крана в общагах пить нельзя, даже после кипячения. Передвижение между объектами — на вахтовках. Вахтовки — как маршрутки 🙂 Очень строгая ТБ. Курить в строго отведенных местах. За алкоголь — мгновенная депортация, сухой закон. Для допуска к работе необходимо пройти инструктаж и предоставить справку о состоянии здоровья с мед. заключением для работы в полярных условиях. Без пропуска — никуда не пустят. Кругом посты и КП.
В общем такая строгая рабочая обстановка. Не забалуешь, да и сил на баловство после 11-часового рабочего дня не остается 🙂
Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта на Крайнем Севере
Фотограф Андрей Старостин побывал в вахтовом поселке Сабетта в Ямало-Ненецком округе и рассказал, как там живется: как выглядят общежития в зоне вечной мерзлоты, как рабочих наказывают за алкоголь и другие нарушения правил и как устроен их быт.
Билетов на рейс Москва — Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда вез Red Wings, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей — трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.
Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.
Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!
Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.
Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 тысяч штрафа.
Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.
Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.
Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.
Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, — попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте — опять же депортация.
Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье — думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!
Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, — но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.
В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» — и, если хочешь, — скатертью дорога.
Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».
На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.
Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.
Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет — только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.
Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, — сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.
Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.
Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.
Еще про факел. Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.
Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него — стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии — так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.
Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.
Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Почему у Сабетты итальянское имя и как туда добраться?
Откуда на Ямале «итальянское название» Сабетта?
Сабетта — это вахтовый поселок у Обской губы Карского моря на восточном берегу полуострова Ямал. Свое имя поселок получил по названию местного рода самоедов Сабе, проживавших в этом районе и занимающихся оленеводством. Само название полуострова Ямал тоже самоедского происхождения и означает «конец земли» — Я-мал.
Так выглядит Сабетта с высоты птичьего полета. Действительно — конец земли
Интересно, что первоначально, в названии поселка была одна буква Т — Сабета. Но во время перезапуска богатого газом региона и придания, планируемого к постройке морскому порту, международного значения, название европеизировали добавив вторую Т. Теперь поселок звучит немного по-итальянски, с оттяжечкой — Сабетта. Правда, сейчас есть версия, распространяемая, в том числе и Википедией, что поселок получил название от реки Сабетта-яха, впадающей в этом месте в Обскую губу. На ненецком языке сабетта обозначает женский головной убор.
Из стойбища ненцев в поселок Сабета (еще с одним Т в названии) стала превращаться в 1980 году, когда сюда высадились геологи Тамбейской нефтегазоразведочной экспедиции, дислоцировавшейся ранее в Лабытнанги. Но к 2002 году в поселке осталось всего 19 жителей, и поселок Сабета был упразднен в 2006 году.
Как они там вообще живут и работают?
Северное сияние скрашивает вечера сабеттцев
Сергей Неверов
Полуостров Ямал — это болотистая равнина. Строить можно только зимой. А зима на Ямале — десять месяцев в году, несколько из них — полярная ночь. Морозы в минус 50 градусов — привычное дело для вахтовиков. Больше проблем доставляет шквалистый ветер. Работают там исключительно по вахтам. По три недели. Общежития укомплектованы по высшему разряду. Неизбалованные дорогими курортами рабочие сравнивают свои номера с трех- четырехзвездочными отелями. Алкоголь по всему поселку под строжайшим запретом. Не причащают кагором даже в местной церкви. Замеченные в нетрезвом состоянии платят приличные штрафы с пятью нулями, а их работодатели — с шестью.
Развлечений в поселке мало, но работает интернет, и в социальных сетях есть несколько активных групп. Одна из них «Сабетта Супер! (Ямал СПГ)» в сети «ВКонтакте» имеет почти 20 тысяч подписчиков.
Питание очень приличное, но чтобы попасть в столовые, иногда приходится жестко отстаивать свое право. Контингент в подавляющем большинстве мужской, и вахтовики иногда по-мужски снимают напряжение. Среди развлечений также просмотр северного сияния и моржевание. Дружить с местной фауной настоятельно не рекомендуют. Белый медведь может попробовать на вкус просто из любопытства, а песцы, которые прогуливаются по поселку в поисках подачек, могут заразить бешенством.
Такое световое явление обычно для полярной зимы и искусственного света
Айрат Басареев
Храм Сабетты, где не причащают вином
Андрей Старостин
Моржевать в Сабетте можно прямо с моржами Алексей Иванов
Командировка за полярный круг. Вахтовый город Сабетта
Сабетта — небольшой вахтовый город за полярным кругом, где ведет добычу, сжижение и отгрузку газа Ямал СПГ. Это путешествие было уже не первым для меня за полярный круг, несколько лет назад я был недалеко от Сабетты в Ямбурге, а до Ямбурга был еще в одном городе за полярным кругом — Полярные Зори.
Города за полярным кругом вроде и похожи между собой, но при этом имеют много различий. Сабетта мне показалась более крупным городом, более развитым, но и в тоже время более закрытым. Начну с того, что, во-первых, туда нельзя добраться по суше (возможно на оленях можно, но я не проверял). Есть два пути подхода к городу — по морю и на самолете. По морю гражданскому лицу наверное нереально туда попасть, если ты не член экипажа Газовоза или Ледокола. А вот самолетом попадают в Сабетту все остальные. Я тоже летел в Сабетту на самолете. Как выяснилось в этот заполярный город летают сразу несколько авиакомпаний. В одну сторону я летел Red Wings, в обратную авиакомпанией Ямал. Не уверен, что билеты туда можно просто так приобрести, мне билеты закупали по специальному разрешению, через фирму, организовывающую для меня эту командировку. И то с первого раза не получилось, так как туда планировала лететь какая-то делегация, и вместо понедельника мне удалось вылететь только в четверг.
Как я уже писал выше, в Сабетту я летел авиакомпанией Red Wings. Полет проходил на Airbus A320, с одним салоном (нет бизнес-класса). Вылет был ранним утром (в 5–30) из аэропорта Домодедово. Самолет был полностью забит, я, честно говоря, не ожидал, что так много людей будет лететь в этот небольшой город. Полет занял три час и пять минут и с учетом двухчасовой разницы во времени с Москвой мы прилетели в Сабетту около 11 утра. Полет прошел удачно, и мы без всяких проблем совершили посадку в аэропорту Сабетты.
Несмотря на свое итальянское название, город встретил нас совсем не теплом. Погода в середине апреля стояла все еще морозная — минус 15 — минус 20 градусов, ветер и снег.
Сабетта город закрытый, а значит никаких тебе такси. Добраться до общежития, где нам предстояло провести 5 дней, можно только на машине встречающего тебя. Ехать от аэропорта до города не очень долго (около 20 минут).