что такое рынок в обществознании
ЕГЭ Экономика. Тема 12. Рынок
Рынок — это совокупность всех отношений, организация сотрудничества людей друг с другом по поводу купли-продажи товаров и услуг.
Рынок в узком смысле — это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Условия возникновения рынка
Признаки рынка
Функции рынка
Типы рынков
Типы рынков по отношению к закону
Причины появления нелегальных рынков
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
Типы рынков по территориальному признаку
Типы рынков по конкуренции
Типы рынков по субъектам, вступающим в обмен
Типы рынков по степени насыщенности товаров
Основные законы рынка
Закон спроса
Спрос — это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Спрос зависит
Закон предложения
Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Предложение зависит
Эластичность спроса и предложения.
Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся условиям рынка называется эластичностью.
Эластичность спроса – это реагирование спроса на изменение цен, насколько быстро или нет он изменяется. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.
Эластичность предложения — это реагирование предложения на изменение цен, насколько быстро или нет оно изменяется – увеличивается или уменьшается. Эластичность предложения по цене, или ценовая эластичность предложения, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина предложения на товар при изменении его цены на один процент.
Цена — это денежное выражение стоимости товара на рынке.
Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.
Цена предложения — минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.
Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Дефицит — спрос выше предложения.
Профицит товаров — спрос ниже предложения.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика. 3.6 Рынок и рыночный механизм.
3.6 Рынок и рыночный механизм.
План.
Рынок.
Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируется про, предложение и цена.
Рынок в узком смысле – это отношения продавца и покупателя по воду купли – продажи товара в конкретный момент в конкретном месте.
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен и качества, объёма производства и его структуры.
Условия возникновения рынка
Признаки рынка.
Функции рынка.
Типы рынков
Т ипы рынков по отношению к закону
Причины появления нелегальных рынков
Типы рынков по степени регулируемости:
Типы рынков по предлагаемым товарам и услугам
Типы рынков по территориальному признаку
Типы рынков по конкуренции
Т ипы рынков по субъектам, вступающим в обмен
Типы рынков по степени насыщенности товаров
Основные законы рынка
Закон спроса
Спрос – это желание и возможности потребителя приобрести конкретный товар или получить услугу.
Закон спроса гласит: чем выше цена, тем ниже спрос, и чем ниже цена, тем выше спрос.
Величина спроса – это такое количество товаров и услуг, которое покупатель готов и способен приобрести по данной цене в данное время.
Спрос зависит
Закон предложения
Предложение – это желание и возможности производителя продать конкретный товар или услугу.
Закон предложения: чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение.
Величина предложения – это количество товаров и услуг, которое производитель может предложить по данной цене в данное время.
Предложение зависит
Цена
Цена – это денежное выражение стоимости товара на рынке.
Она может равняться стоимости товара, быть выше или ниже её.
Цена – это количество денег, которое покупатель готов заплатить, а продавец желает получить за определённый товар.
Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель может приобрести товар.
Цена предложения – минимальная цена, по которой предприниматель может продать товар.
Рыночная цена — (или её называют равновесная цена) – цена, при которой объём спроса равен объёму предложения.
Дефицит – спрос выше предложения.
Профицит товаров – спрос ниже предложения.
Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу.
Рыночное равновесие – это ситуация на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно только товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену.
Цена, по которой заключается реальная сделка, — равновесная цена.
«Невидимая рука» рынка.
Положение, когда участники рынка стремятся обеспечить повышение благосостояния всех, по мере того как каждый продавец и каждый покупатель стремятся удовлетворить личный интерес в отношении своего благосостояния, известный английский экономист Адам Смит называл «невидимой рукой» рынка. Именно она заставляет каждого думать об интересах других, потому что иначе результат труда может оказаться ненужным и вместо выгоды принести убытки. «Невидимая рука» рынка направляет желание отдельных производителей на общее благо.
Так устроен рынок — каждый участник экономики в погоне за своей личной выгодой в итоге увеличивает богатство страны и служит интересам всего общества.
Конкуренция.
Конкуренция (от лат. сталкиваться, состязаться) – экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов.
Уровни конкуренции:
Типы конкуренции (типы рынков по конкуренции)
Свободная (совершенная, чистая ) – рынок, на котором независимые, свободно действующие производители продают идентичную (стандартизированную)продукцию, ни один из них не в состоянии контролировать розничную цену.
Условия для свободной конкуренции:
Несовершенная конкуренция.
Особенности несовершенной конкуренции:
Достоинства и недостатки рыночной экономики.
Достоинства.
Недостатки.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Содержание:
Рынок – вид экономических отношений субъектов рынка, обладающих товаром и финансовыми средствами, основывается на согласии двух сторон. Свободный рынок – система, регулирующая структуру рынка без дополнительного вмешательства извне. Свободному рынку присущи участники экономического действия, их доступ в рынок, мобильность, ни один субъект не может прямо влиять на другого.
Факторы, отвечающие за формирование рынка: потребность в чём-либо, наличие частной собственности, разделение трудовой деятельности. В совокупности факторов, продукт превращается в товар, утоляющий потребности людей. Получить товар можно эквивалентно (отдать что-либо взамен, чаще деньги).
Институты рынка – принятые ценности и правила поведения хозяйственной деятельности. К рынку относят следующие институты:
Конъюнктура рынка – экономические условия, обуславливающие процесс реализации товара и услуг.
Функции рынка
1) Совершенная конкуренция – борьба производителей, где каждой стороне принадлежит малый процент производства товара в сравнении с объёмами рынка, что не даёт отдельно взятому производителю занять доминирующую позицию на рынке, устанавливая собственные цены. Конкуренция – соперничество двух субъектов рыночного хозяйства за условия реализации товара и увеличения прибыли.
Несовершенная конкуренция – доминирующее положение нескольких производителей на рынке, которым принадлежит большая часть производства продукта, благодаря этому, получают возможность ставить собственные цены.
2) Рынок совершенной конкуренции: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.
Монополистическая конкуренция: наличие конкурирующих производителей, предлагающих товары для удовлетворения одной и той же потребности, но различны по ценовой категории.
Представленный вид конкуренции отличается от монополии. Монополия – право на производство товара принадлежащее всецело одному физическому лицу или группе лиц, реже государству.
Олигополия: производство товара одинакового назначения нескольких конкурирующих производителей. Фирма сама определяет цены продукта.
Инфраструктура рынка – комплекс предприятий, институтов, организаций, обслуживающих поток товара; услуг, финансов и рабочей силы. Инфраструктура представлена биржами и институтами, обрезывающих одно целое.
Биржа – организация, принадлежащая государству или акционерным организациям, дающая помещения, гарантии и информационные услуги для осуществления сделок с товарами. Маклер – лицо, за которым закреплено место на рынке, осуществляет сделки за свой счёт и от своего имени. Брокер – посредник, заключающий сделки от своего имени за счёт финансирования клиента. Дилер – лицо, закрепляющее место на бирже; заключает контракты от своего имени и за свой счёт, осуществляет установление цен продавца и цен покупателей на продукт. Товарная биржа – рынок, реализующие крупные партии. Большее количество заключаемых сделок на биржах представлены фьючерсными сделками. Фьючерсный контракт – согласование и закрепление цены на товар, реализуемых в будущем. Фондовая биржа – осуществляется купля-продажа бумаг, представляющих ценность. Валютная биржа – купля-продала иностранной валюты. Биржа труда – организация, предоставляющая рынку безработных, способствуя дальнейшему трудоустройству.
Рыночный механизм – совокупность базовых единиц рынка: спрос и предложение, цена, конкуренция; взаимодействие между продавцом и покупателем; распределение продукта посредствам экономических законов рынка (спрос и предложение, изменение цены и т.д.)
Элементы рыночного механизма:
Спрос и предложение регулируют производимый продукт, объёмы и цену. За счёт цены принимаются решения об увеличении или уменьшении товара.
Признаки свободного рынка:
Спрос – желание покупателя приобрести определённый товар по определённой цене в требуемый промежуток времени Величина спроса – объём товара, который приобретёт покупать в определённой срок. Виды спроса: индивидуальный, рыночный, потребительский, на факторы производства.
Факторы, влияющие на спрос: вкусы покупателей, реклама доступность, полезность и цена.
Предложение – продажа продукта по определённой цене в определённое время. Величина предложения – готовность продавца реализовать продукт по определённой цене в определённый срок.
Неценовые факторы предложения: цены на сырьё, государственные налоги, конкурентная цена, количество продавцов, технология производства.
Рынок формирует две ценовые категории: цена спроса и цена предложения.
Закон спроса | чем больше цена на товар – тем меньше людей готовы его приобрести, чем ниже цена – тем больше людей, готовых приобрести товар. |
Закон предложения | величина предложения увеличивается, если цена продукта возрастает и наоборот. |
Равновесная цена – совпадения объёмов спроса и производства продукта.
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 12. Виды и функции рынков
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Виды и функции рынков.
2. Виды конкуренции и ее роль в экономической жизни общества.
3. Типы экономических систем, их достоинства и недостатки.
Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию.
Потребление – это использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей.
Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Экономическая система – способ организации экономической жизни.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2018 г.
2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. М.: Просвещение, 2018.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Под функциями рынка понимают его роль в реализации экономических целей общества. Различают следующие функции рынков:
Рынок воздействует на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен информируют о состоянии дел, одновременно регулируя хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, которую предоставляет рынок, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество своей продукции.
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли- продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В свою очередь продавец стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
Эта функция состоит в соединении сферы производства, сферы потребления, а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не имеет возможности удовлетворить свои потребности. Таким образом, рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.
Состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса.
Это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов.
Рынок играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Данная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в «гигантский компьютер», который собирает и обрабатывает огромные объемы информации, выдающие обобщенные данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.
Рассмотрим основные виды рынков.
По географическому положению выделяют:
По экономическому назначению объекта рыночных отношений:
– рынок средств производств,
– рынок капиталов (фондовый рынок),
– рынок земли (рынок недвижимости).
По степени насыщенности товарами:
По соответствию правовым нормам:
– полулегальный («серый» рынок),
– нелегальный («черный» рынок).
По условиям конкурентной среды:
Важную роль в экономической жизни страны играет конкуренция. Экономическая конкуренция – это соревнования между экономическими агентами за привлечение потребителей с целью получения прибыли.
Конкуренция побуждает граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов. Выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это ситуация, при которой множество продавцов, однородная продукция, равный доступ к информации, открытый доступ на рынок, цены контролирует рынок.
Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию. Она включает в себя несколько моделей:
1. Чистая конкуренция;
2. Монополистическая конкуренция (парфюмерная, фармацевтическая). Это ситуация, при которой фирм много, но каждая из них обладает некоторой монопольной властью;
3. Олигополия (автомобильная отрасль, алюминиевая, сталелитейная). При этом виде конкуренции в отрасли существует ограниченное число крупных фирм, взаимно зависимых в принятии решений о ценах на свою продукцию;
4. Дуополия (на рынке действуют две фирмы);
5. Чистая монополия (господствует один продавец);
6. Монопсония (господствует один покупатель);
7. Двухсторонняя монополия (сталкивается монополия продавца с монополией покупателя);
8. Двухсторонняя олигополия.
Поскольку монополия с ее высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, государство проводит политику защиты конкуренции и антимонопольное регулирование.
Антимонопольное законодательство – совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.
Одним из способов сдерживания предприятий-монополистов является государственное ценообразование.
Развитие общества показало возможность существования различных способов организации экономической жизни – экономических систем. Различают следующие виды экономических систем:
1. Традиционная. Главные вопросы экономики, что производить, как производить и каким образом распределять она решает в соответствии с традициями, передающимися из поколения в поколение.
2. Командная. Для такой экономической системы характерна государственная собственность на факторы производства. Решение основных вопросов, определение цен на товары и услуги централизованно осуществляется государством.
3. Рыночная экономика решает главные вопросы экономики, ориентируясь на соотношение спроса и предложения. Производитель принимает решение самостоятельно, действуя на свой страх и риск.
Характерные черты – частная собственность, изобилие товаров и услуг, конкуренция.
Существуют различные модели смешанной экономики. Распространенной является смешанная рыночная экономика, в рамках которой государство компенсирует несовершенства рынка, борясь с монополиями, производя общественные блага и заботясь о нетрудоспособных группах населения.
Командно-административная и рыночная экономики имеют свои достоинства и недостатки. Первый тип порождает коррупцию, дефицит продукции и убивает свободу выбора, так как решения о выпуске товаров и их распределении принимаются узким кругом лиц. Тем не менее, командная экономика не допускает социального расслоения общества, но это – «равенство в нищете».
Рыночная экономика даёт шанс заработать много денег. Однако рынок порождает социальную напряжённость, перепроизводство, постоянную борьбу между конкурентами, которая зачастую приобретает нецивилизованный характер. На данный момент именно рыночная экономика показала большую жизнеспособность и склонность к развитию.
Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли – продажи товаров и услуг.
Рынки товаров и услуг многочисленны из-за разнообразия самих товаров и услуг.
В развитых странах на рынке услуг доминирующими являются услуги образования, здравоохранения, культуры и искусства, связи и информации, жилищно-коммунальные, финансовые, а в развивающихся странах преобладают традиционные услуги — транспортные, услуги торговли и общественного питания.
Рынок товаров делится на:
Потребление – это использование благ (товаров и услуг) в целях удовлетворения потребностей.
1) производственное потребление (использование ресурсов для производства);
2) непроизводственное потребление (использование готовых товаров, благ):
а) общественное (пользование общественными благами),
б) личное (потребление индивидом или семьёй).
Примеры и разбор решения зданий
1.Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали три вида товаров длительного пользования.
Правильный ответ: автомобиль, дом, мебель.
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.
Содержание:
Теория по кодификатору. Блок (раздел) ЭКОНОМИКА для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2019.
↑ Рынок. Рыночный механизм. Основные признаки и функции рынка.
Что такое рынок?
1) рынок определяется как форма товарно-денежного обмена (обращения), или как совокупность покупателей, или как группа людей, вступивших в деловые отношения и заключивших крупные сделки по поводу любого товара;
2) рынок — это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме;
3) рынок — это общественная форма организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
Рыночный механизм – это процесс взаимодействия спроса, предложения и цены в условиях конкуренции субъектов рыночных отношений.
Условия, необходимые для функционирования рынка: частная собственность, свобода выбора, личный интерес, выгода, конкуренция.
Признаки рынка:
1) Нерегулируемое предложение (производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить)
2) Нерегулируемый спрос (потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать)
3) Нерегулируемая цена (цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения)
Функции рынка:
1. Ценообразующая (в результате взаимодействия производителя и потребителя формируются рыночные цены);
2. Регулирующая (рынок посредством механизма цен и конкуренции влияет на объёмы и ассортимент производства, деятельность потребителя);
3. Стимулирующая (рынок побуждает производителей товаров к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров);
4. Информационная (информирующая) (рынок даёт объективную информацию о том, какие товары пользуются спросом; каждая фирма может регулировать собственное производство).
5. Посредническая функция (рынок выступает посредником между производителем и потребителем)
6. Санирующая (оздоравливающая) функция). Очищает общественное производство от экономически слабых и нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных фирм
7. Распределительная (социальная) функция).(Доходы потребителей и производителей в рыночной экономике дифференцируются через цены, предопределяя социальное расслоение общества по доходам)
8. Интеграционная функция. Рынок объединяет субъектов экономической системы, способствуя формированию единого экономического пространства как в рамках конкретного региона, государства, так и в рамках мировой экономики
9. Инновационная функция (поиск новых товаров и способов их производства и продажи, внедрение в производство новейших научно-технических разработок)
↑ Система рынков
По действующему законодательству делятся на:
1) легальный (законный)
2) нелегальный (теневой, черный)
По товарам и услугам:
1) Потребительских товаров (товарный биржи, ярмарки, аукционы) и услуг
2) Средств производства
3) Рабочей силы
4) Инвестиций (то есть долгосрочных вложений)
5) Финансовых услуг (валюта, потребительские кредиты)
6) Ценных бумаг (например, приватизационный чек, депозитный сертификат)
7) Научно-технических разработок и инноваций
8) Информации
9) Интеллектуальной собственности
По пространственному признаку:
1) Мировой
2) Национальный
3) Региональный
4) Местный
По типу конкурентности:
1) Совершенной конкуренции (чистой)
2) Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
↑ Спрос и предложение.
Спрос — это потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов (намерен) заплатить своими деньгами.
Спрос обычно представляют в форме кривой спроса, которая обозначается буквой D (Р — цена товара, Q — количество товара).
Закон спроса : повышение цен обычно ведёт к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
Что влияет на формирование спроса:
Неценовые факторы спроса — факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса.
К неценовым факторам относят:
цены дополняющих товаров.
Предложение формируется на стороне продавца: продавец предлагает к продаже свой товар.
Предложение — это совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.
Предложение обычно представляют в форме кривой предложения, которую обозначают буквой S.
Закон предложения: как правило, рост цен вызывает увеличение количества выпускаемых/предлагаемых к продаже товаров, а снижение цен — уменьшение этого количества.
Что влияет на формирование предложения?
Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, не находящими сбыта, и может возникнуть кризис перепроизводства. Определённым выходом из неблагоприятной ситуации может быть, в частности, снижение цен (уценка товаров, их сезонная распродажа).
Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит. Например, если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск изделий, пользующихся спросом. При дефиците товаров неудовлетворённый покупательский спрос, заставляющий людей искать приложения своим деньгам, образно называют «пастью акулы».
↑ Конкуренция. Виды конкурентных рынков.
Конкуренция — экономическое соперничество субъектов экономики за право получения большей доли определённого вида ограниченных ресурсов. Рыночная конкуренция служит для производителей мощнейшим стимулом к повышению эффективности их деятельности, поиску инновационных экономических решений с целью повышения прибыли.
Конкуренция — форма экономических отношений между производителями и потребителями, возникающие в связи с обменом товарами и услугами. Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки. Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Виды конкурентных рынков.
1. Совершенная конкуренция
2. Несовершенная конкуренция (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция)
Примером подобного рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.
Свободная конкуренция соответствовала периоду классического капитализма.
На нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий.
Современное состояние рынка обычно называют несовершенная конкуренция, подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: монополистическую конкуренцию и олигополию.
Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
Монополистическая конкуренция – это такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но неидентичные товары.
Таковы, например, рынки продуктов питания, одежды и обуви, косметических товаров.
Олигополия — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трёх до пяти) крупных фирм. Олигополия — это конкуренция между немногими. (Например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
На рынке олигополии аналогичные или схожие товары/услуги производятся небольшим числом фирм, которые поделили рынок и конкурируют между собой, существенно влияя на цену, по которой продаются товары.
Примерами подобных рынков являются автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи, рынок авиаперевозок.
Монопсония — ситуация, когда на рынке есть несколько продавцов и один покупатель (градообразующее предприятие в небольшом городке, единолично устанавливающее размер зарплаты; министерство обороны, закупающее вооружение у нескольких фирм.
Монополия – это исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Выделяются так называемые естественные монополии.
Естественная монополия — отрасль, в которой производство товаров (услуг) сосредоточено в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Например, природная монополия может быть установлена фирмой, открывшей месторождение уникальных полезных ископаемых; технические монополии — оказание услуг, связанных с водоснабжением, канализацией, электросетями, стационарной телефонией и т. п. — основаны на том, что нескольким конкурирующим фирмам нерационально проводить в одно здание две или более сети канализации или электричества.
↑ Антимонопольные меры государства. Роль государства в рыночной экономике.
Экономические функции государства весьма многообразны, среди них можно выделить: обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса (определение «правил игры» для экономических субъектов);
Монополия с её высокими ценами противоречит интересам потребителей и ограничивает свободу предпринимательства, поэтому государство проводит политику защиты конкурентного рынка и антимонопольное регулирование.