что такое рынок труда определение
Что такое рынок труда определение
Рынок труда: понятие, функции, элементы. Классификация рынков труда. Конкуренция на рынке труда.
Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое пространство – сфера трудоустройства, в котором взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара – труд.
Одновременно, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками и регулирующий его спрос, и предложение.
Рынок труда функционирует только во взаимодействии с другими типами рынков. Нарушение, дисбаланс в любом из них по «цепочке» передается во все другие. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большее число людей вынуждено выходить на рынок труда, что обязательно скажется на уровне безработицы.
Элементами рынка труда являются:
Первый элемент – субъекты рынка труда. Это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен разными «фигурами», в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, хозяйственные общества разных типов, общественные организации, частные предприятия, совместные предприятия, частные предприниматели и т.п.
Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму – главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства.
Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся – профсоюзы. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рисунок 1):
Рисунок 1. – Система отношений на рынке труда
Второй элемент рынка труда – правовые акты и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы т.д.
Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.) проведения активной политики занятости, разработки и осуществления государственной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников.
Конъюнктура рынка труда
Конъюнктура рынка труда (третий элемент рынка труда) – это соотношение спроса и предложения труда, определяющее ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения. В каждый данный момент основная часть предложения и спроса на труд удовлетворены, что и обеспечивает функционирование общественного производства. Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы (выбытие людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытие старых и вывода новых рабочих мест) оказывается свободной и нуждается в соединении предложения и спроса.
Предложение труда – это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму и на этой основе – источника средств существования. Предложение труда на рынке определяют следующие категории людей:
Предложение труда на рынке определяется, в первую очередь, факторами демографическими – уровнем рождаемости, смертности, миграционных процессов, а также темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой, состоянием здоровья, уровнем квалификации и мобильности; зависит от величины заработной платы, от уровня жизни населения, от того, как организована государственная поддержка малоимущих семей и других факторов. Серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции в страну, т.к. они увеличивают общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливают на нем конкуренцию.
Спрос на труд – это то количество работников, которое готовы нанять производители на каждый данный момент при заданном уровне зарплаты. Главная особенность спроса на труд в том, что он производный, т.е. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Поэтому спрос на труд непосредственно определяется ситуацией на товарном рынке. Рынок чутко реагирует на рост или падение покупательского спроса, а также на изменения производственных технологий.
Спрос на рабочую силу на рынке труда определяется числом и структурой рабочих мест. Рынок рабочих мест, как составная часть рынка труда, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях, и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя, и поэтому ищущего им замену.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда различают три типа конъюнктуры рынка труда:
Конъюнктура рынка труда зависит от:
Кроме того, на конъюнктуру оказывают влияние демографические, этнические, социальные, политические, экологические и другие факторы.
Инфраструктура рынка труда (четвертый элемент рынка труда) – это его составная часть, включающая государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации и фонды. Сюда же входит нормативно-правовая среда, обеспечивающая эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
Главная функция инфраструктуры рынка труда состоит в регулировании отношений между работодателем и работником по поводу цены и условий труда, решении социальных проблем работника, урегулировании социально-трудовых конфликтов на основе коллективных договоров.
Основными составляющими инфраструктуры являются:
Функции рынка труда
Под функциями следует понимать род и вид деятельности. Современный рынок труда выполняет следующие функции.
Что такое рынок?
По определению американского экономиста К.Макконелла, «рынком можно назвать любой институт, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретных товаров и услуг». А вот как объясняет, что такое рынок, журнал Economics: «это система добровольного обмена потребителей и производителей, базирующаяся на использовании денег… это универсальный способ движения жизненных благ от человека к человеку, от государства к государству. Это оптимальное решение экономических проблем».
Неотъемлемая часть любой рыночной системы – это товар. По сути, без товаров не бывает рынков. И наоборот: без рынков не бывает товаров.
Рынок труда
Есть несколько определений этого понятия, предложенных французскими, английскими и американскими маркетологами. Прежде чем перечислить их, отметим: этот вид рынка существует только в тесной связи с другими. Представим, к примеру, что рост инфляции снизил объём инвестиций в производство обуви. Директор обувной фабрики будет вынужден сократить число рабочих мест, а это тут же скажется на уровне безработицы.
Итак, рынок труда можно определить:
Рынок России
Как и в других странах, в нашей стране действуют рынки:
Всемирное внимание в последние годы приковывает к себе фондовый рынок России. Американские аналитики называют его перспективным. Несмотря на свойственные российской экономике высокие риски, доходность от успешно проведённых операций тоже высока. Как отмечает экономический портал UtMag, «Операции с ценными бумагами в Российской Федерации – это перспективный полигон для долгосрочного и краткосрочного инвестирования, позволяющий не только защитить капитал от инфляции, но и приумножить его».
Анализ рынка
Ведение бизнеса в какой бы то ни было сфере рекомендуют начинать с исследования этой сферы. В этом и состоит анализ рынка – то есть, подробное изучение его уникальных особенностей с тем, чтобы в дальнейшем принимать верные бизнес-решения. Данные, собранные в ходе исследования – статистика продаж товаров и услуг, результаты опросов населения – помогают ближе узнать клиента и понять, что конкретно ему нужно. И, конечно, выявить сильные и слабые точки конкурентов, производящих аналогичную продукцию. Только «прощупав почву» таким образом, предприниматель может занять свою рыночную нишу и прочно утвердиться в конкурентной среде.
Рынок услуг
Ещё одна разновидность экономических отношений покупателя и продавца – это рынок услуг. Причём самых разнообразных: образовательных, медицинских, юридических и т.п. Посреднического звена здесь фактически нет, ведь услуга, как правило, потребляется на месте. Она может быть материальной (скажем, ремонт бытовой техники или пошив одежды) и нематериальной (например, репетиторство или консультирование). Предложение быстро находит спрос, так как большинство услуг оказываются не один раз, а регулярно, ведь их нельзя «хранить». В целом, любой сервис призван повысить качество жизни человека.
Цены на рынке
Будь то сфера недвижимости, товаров или услуг, цены на рынке – это инструмент конкуренции. Есть несколько главных ценообразующих факторов, от которых зависит, какую цифру мы увидим на приклеенном к товару ценнике:
Есть и дополнительные факторы, влияющие на решение продавца: себестоимость товара, сезонность, география региона, где реализуется продукт. И ещё: перед тем, как ввести товар или услугу в свой каталог, продавец изучает платёжеспособность своей аудитории.
Рынок финансов
Слово finansia впервые стали применять итальянцы в 13 веке. Оно означало любой денежный платёж. Вскоре этот термин вышел далеко за пределы родной Италии, и теперь он даёт определение целой рыночной системе.
Чтобы экономика развивалась, необходимо, чтобы временно свободные денежные средства постоянно циркулировали между разными экономическими секторами. Для этого-то и нужен рынок финансов. Он включает в себя три сегмента, которые оперируют:
Состояние этих трёх рыночных секторов – показатель «здоровья» экономики как отдельного государства, так и всего мира.
Рынок ценных бумаг
Это часть финансового рынка. Здесь продаётся и покупается нечто особенное – не материальная вещь, не деньги и не услуга. Здесь циркулирует уникальный товар – бумаги, удостоверяющие:
Ценность этих денежных документов – не в них самих, а в правах, которые они способны предоставить своему потенциальному владельцу. Покупатель обменяет свой продукт или деньги на такие документы только в одном случае: если будет уверен, что они равны или даже превосходят по своей ценности предмет обмена. На этом и строится рынок ценных бумаг.
Мировой рынок
Это понятие существует уже несколько веков – с тех пор, как были открыты географические пути сообщения между странами и континентами, развилась морская, наземная и воздушная техника. Постепенно торговля стала глобальной, в товарно-денежный обмен включились все государства, ведь ресурсы Земли распределены неравномерно, и каждая страна ощущает нехватку тех или иных товаров.
Сегодня мировой рынок – это сфера обмена товарами и услугами на коммерческой основе во всемирном масштабе, подкреплённая стабильными товарно-денежными отношениями. Сама торговля при этом может происходить разными путями: на международных биржах, аукционах, торгах, ярмарках.
Функции рынка
Экономисты выделяют такие функции рынка:
Структура рынка
Чтобы понять, какова структура рынка, нужно сперва разобраться в критериях, по которым она определяется:
С точки зрения конкурентных отношений рыночная система может быть смешанной, свободной, монополистической и олигополистической.
По своему механизму рынок может быть свободным, регулируемым, неразвитым или деформированным.
По характеру продаж – оптовым и розничным.
Классификация рынков
Рынок может быть не только местным или национальным. С точки зрения использования товаров он может быть посвящён:
В свою очередь, у каждой из этих групп есть множество разветвлений. Скажем, потребительский рынок можно разделить на рынок одежды, обуви, бытовой техники, электроники и т.д.
Наиболее широким и всесторонне развитым считается рынок услуг. Сюда входит масса видов предложений – страхование, туризм, здравоохранение, транспортные услуги и так далее.
Ещё одна классификация рынков – по способу продаж – делит их на розничные и оптовые.
Инфраструктура рынка
В зависимости от рыночной формы меняется и инфраструктура рынка. Так, в случае с товарным рынком это всевозможные торговые точки, аукционы, ярмарки. Финансовый рынок состоит из валютных и фондовых бирж, банков, фондов и страховых компаний. Что же касается рынка труда, то «кирпичиками», из которых он строится, выступают трудовые биржи, службы занятости, центры повышения квалификации и подготовки кадров.
Но и это ещё не всё. Помимо всего прочего, здоровая рыночная система всегда насыщена рекламой, продвигающей товар, и информацией – то есть, всевозможными статистическими данными о спросе и предложении, позволяющими делать прогнозы на будущее.
Фирма и рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата
Труд и рабочая сила. Особенности рабочей силы как товара
Закон спроса и предложения: механизм его действия на рынке труда
Спрос на труд означает желание экономически активного населения продать свою рабочую силу за определенную цену (заработную плату) и на определенный период времени.
Что же такое производительность труда?
Например, за час добывается 5 тонн нефти, или пара обуви производится за 10 минут.
Чтобы повысить производительность труда, необходимо: 1) повысить квалификацию работников; 2) использовать новую технику и технологию; 3) наращивать объемы используемого основного капитала; 4) улучшать систему управления производством и 5) лучше использовать природные ресурсы.
Чем продуктивнее трудятся рабочие, тем больше они производят продукта и тем меньше нужно нанимать рабочей силы. Найм каждого дополнительного, или предельного, рабочего на фирме сравнивается с дополнительным (предельным) доходом, который этот рабочий может принести. Пока дополнительный доход превышает расходы на заработную плату рабочего, фирме выгодно нанимать новых рабочих. Спрос на труд имеет пределы. И эти пределы устанавливает рынок, так как производить нужно столько, сколько требует рынок.
Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Чем выше спрос на изделия фирмы, тем больше рабочих фирма может нанять.
Заработная плата и ее виды
Все наемные работники получают заработную плату. На практике заработная плата может принять форму премий, гонораров, вознаграждений.
Необходимо видеть различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой.
Равновесная цена труда (заработная плата) и равновесный уровень занятости
Теперь возникает вопрос: как определяются равновесная цена труда и равновесный уровень занятости? Ответ: равновесная цена труда и равновесный уровень занятости конкретного вида труда определяются на пересечении кривых предложения и спроса на труд.
В связи с этим рассмотрим графики, показывающие, как устанавливается заработная плата в условиях свободной конкуренции (см. рис. 19.2).
Экономическую отдачу от образования можно рассматривать как дополнительный доход, который будет получать выпускник высшего учебного заведения или колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно определить и сравнить с затратами на образование и вычислить размер дохода от инвестиций на образование в вузе или колледже. Все это необходимо знать каждому человеку для экономического обоснования инвестиций на получение дополнительного образования. Это важно также для общества, чтобы определять соответствующий баланс между инвестициями в людей и инвестициями в оборудование.
Тема 7.7. Рынок рабочей силы
Цель и задачи темы
Цель данной темы заключается в анализе роли рынка труда в обеспечении функционирования бизнеса.
Задачи:
Оглавление
7.7.1. Особенности рынка труда
Рынок труда – один из важнейших рынков экономики. Он определяет производство, а, следовательно, рынок благ. От качества и количества труда, предлагаемого рынком, зависят возможности расширения производства, выпуска продукции определенного качества. От сложившегося уровня заработной платы зависят цены. В развитых странах до 65% цены составляет заработная плата. Рост заработной платы увеличивает затраты предприятия, уменьшая при этом доходность и конкурентоспособность продукции.
Рынок труда выступает как единый национальный рынок, который включает в себя региональные, отраслевые, профессиональные рынки. Для бизнеса – это внешняя среда, которая обеспечивает предприятия трудовыми ресурсами. Движение работников по территории страны и между предприятиями, организациями формирует резервную армию, откуда бизнес привлекает дополнительных работников при расширении производства и начале нового дела. Внутри предприятия также происходят процессы перемещения работников (из одного подразделения в другое, с одной должности на другую), их первичной подготовки и переподготовки.
Основными элементами рынка труда является спрос и предложение труда, ставка заработной платы (или цена труда), конкуренция. В качестве субъектов на рынке труда выступают наемные работники, предприниматели (фирмы) или их кадровые службы, профсоюзы, службы занятости, учебные заведения, организации по профессиональной подготовке и переподготовке работников.
Рынок труда имеет свои особенности:
Во-первых, на рынке домашние хозяйства выступают с предложением труда, а спрос предъявляют фирмы.
Во-вторых, это самый несовершенный рынок, равновесие на котором достигается в условиях, когда существует безработица. Даже при самом совершенном состоянии – полной занятости, в экономике наблюдается естественный уровень безработицы: наличие фрикционной, структурной, добровольной безработицы (некоторые считают, что сюда надо отнести и сезонную безработицу).
В-третьих, часто устанавливается ставка заработной платы выше, чем равновесная, что является следствием нарушения совершенной конкуренции на рынке, а цена труда – единственный показатель, оказывающий влияние на отношения найма.
Профсоюзы стремятся увеличить заработную плату, что можно сделать или уменьшением предложения рабочей силы или увеличением спроса на труд. Чтобы уменьшить предложение труда, профсоюз возражает против иммиграции иностранных рабочих в страну, используют высокие барьеры на вход в профессию (например, получение лицензии), заключая договор с хозяевами или администрацией предприятия, настаивает на включении пункта о приеме на работу только членов профсоюза. Поскольку увеличение тарифов заработной платы приводит к сокращению спроса на труд, профсоюзы прибегают к неявным способам повышения зарплаты: требует сократить время работы, особенно во вредных производствах, увеличить время отпусков, изменить условия работы.
Полная занятость – это цель, к которой стремится рынок труда. Она совместима с естественным уровнем безработицы, при определении которого учитывается структурная и фрикционная безработица. Измерение естественной нормы безработицы непосредственно связано с определением потенциального выпуска продукции (когда используется весь производственный потенциал) и поэтому является одной из важнейших проблем государственной политики. Наличие конъюнктурной безработицы оказывает негативное влияние на производство, и фактический ВНП отклоняется от потенциального уровня, при этом потери ВНП (конъюнктурный разрыв) выше конъюнктурной безработицы, т.е. на 1% конъюнктурной безработицы приходится в настоящее время 3% недополученного ВНП.
Занятость не означает, что все заняты положенное по законодательству время. Она может быть полная, неполная, временная, по совместительству. Полная занятость означает, что работник трудится 41 час в неделю (по российскому закону). Неполная занятость предполагает меньшее количество часов работы, например, 20 часов в неделю, временная часто связана с подменой болеющего или находящегося в отпуске работника, с сезонными или непостоянными работами (например, с ремонтом дорог, помещений, выполнением случайных заказов и проч.). Работа по совместительству означает привлечение работников, занятых на других предприятиях (например, врачи-специалисты могут работать в больнице и вести прием несколько часов в неделю в поликлинике на основе совместительства). Выбор формы занятости определяется множеством факторов, как со стороны спроса, так и предложения. Например, мелкие предприятия не могут держать в штате ремонтников оборудования и привлекают их или на неполный график работы или по совместительству. Высококвалифицированные кадры часто работают на нескольких работах (по совместительству) из-за невозможности трудиться на полной ставке из-за большой загрузки. Наоборот низко квалифицированные, а, следовательно, низкооплачиваемые работники вынуждены трудиться на нескольких рабочих местах для обеспечения нормального для жизни семьи уровня дохода.
7.7.2. Организации на рынке труда
Рынок труда имеет сложную структуру, куда входят:
Потребности производственных и непроизводственных отраслей определяют размеры спроса на квалифицированную рабочую силу. Для обеспечения спроса функционирует целая система подготовки кадров. Она включает в себя учебные заведения (общеобразовательные и специальные), которые делятся на: средние, средне специальные и высшие. Если средние обеспечивают подготовку специалистов среднего звена, то высшие учебные заведения становятся не только образовательными заведениями, но и научными центрами, которые выполняют исследования, имеющие прикладной характер, как по заявкам конкретного предприятия, так и в расчете на будущую реализацию.
Обычно организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки входят в состав государственной службы занятости, организуется при министерствах и ведомствах, хотя могут быть и частными фирмами, которые работают или в тесной связи с государственными службами и по их заявкам, или полностью самостоятельно.
Государственная служба занятости – это система органов, которая регистрирует и учитывает незанятых, организует обучение и переобучение безработных, содействует в трудоустройстве, а также социальной поддержке неработающих.
Негосударственные службы занятости носят название рекрутинговые фирмы. Они занимаются подбором персонала по заявкам фирм и оказанием помощи в трудоустройстве безработных. Иногда такие агентства специализированы на обслуживании определенных категорий работников – молодежи, женщин, инвалидов. Чаще они носят универсальный характер, т.е. обслуживают всех обратившихся к ним. Для выполнения своих обязанностей фирмы имеют банк данных на безработных и работающих, но желающих перейти на другое место работы, а также определенный перечень потенциальных работодателей.
Кадровая службы предприятий выполняет следующие функции:
От эффективности кадровых мероприятий зависят результаты работы предприятия, качество и количество продукции, прибыль фирмы. Поэтому кадровые службы должны формировать резерв, а также производить подбор новых или переобучение кадров при изменении стратегических и тактических целей фирмы.
В современных условиях появляются новые виды организаций на рынке труда. Так, особым явлением российской практики занятости стала молодежная биржа труда, которая обеспечивает подбор рабочих мест для частичной занятости школьников и студентов, обеспечения их работой на каникулах, привлечения молодежи на общественные и сезонные работы. В Санкт-Петербурге постоянно проводятся ярмарки рабочих мест как в целом в городе, отдельных регионах, так и в учебных заведениях. Очень популярным и эффективным мероприятием стали психологические тренинги и постоянно действующие консультации выпускников школ и безработных в государственных службах занятости, помогающие определить склонности людей и наиболее эффективные способы их обучения.
Современный рынок труда
Если ты ничего не можешь,
ты ничего не должен хотеть.
Предположим, городу нужны девяносто девять сантехников и один юрист. Однако из ста выпускников школ города девяносто девять планируют стать юристами, и только один сантехником. Возможны следующие варианты: «лишние» юристы переквалифицируются в сантехники, уедут в другие города, где есть потребность в их услугах, или умрут голодной смертью, сидя по уши в нечистотах. Не думаю, что кто-нибудь из них мечтал о таком финале, выбирая профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.
Рынок труда, или рынок рабочей силы — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т. д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись, для начала, хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:
Нужен мне работник —
Конюх, повар и плотник.
Да где найти такого,
Работника не слишком дорогого?
Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.
Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.
Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).
Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере — торговле — один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и рынка труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.
Московский педагог З. Гельман еще пятнадцать лет назад заметил, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками. (Выбираем профессию: 100 вопросов и ответов).
Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от молодого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и адаптироваться к меняющимся условиям. При этом необходимо критично подходить к заманчивым предложениям работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
«Мышеловки». Познакомьтесь с некоторыми мышеловками и узнайте, как они работают.
4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700». Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык, мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения — испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.
Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений. Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы. Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.