что такое рыночные отношения определение
Рыночные отношения
Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется исключительно государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредовано, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
С позиции истории бизнеса: Рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных транзакций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах:
Рыночная экономика и равенство. Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности.
Содержание
Появление теории свободных рынков
Критика теории свободных рынков
Согласно мнению ряда ученых, глобальный финансовый кризис второй половины 2000-х гг. показал несостоятельность как количественных, так и концептуальных моделей, лежащих в основе теории свободных рынков.
«Фундаменталисты считают, что рынок тяготеет к равновесию и что преследование участниками рынка личных интересов в наибольшей степени отвечает интересам общественным. Это неверно, потому что от кризиса финансовые рынки всегда спасало вмешательство властей» Дж. Сорос [1]
Практически никто из крупных экономистов не смог предсказать краха мировой финансовой системы, они полагали, что финансовая система сработает как стабилизатор и поглотит все отклоненния. Именно способность рынка эффективно распределять риски считалось основным достоинством свободного рынка, которое теперь поставлено под вопрос.
Рыночные структуры
См. также
Ссылки
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Рыночные отношения» в других словарях:
Рыночные отношения — (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические … Энциклопедия инвестора
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — (англ. market relations) – общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономич. обособления производителей. Внешне проявляются как взаимодействие… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Рыночные Отношения (Rap) — Содержание 1 Основное 2 Дискорафия 2.1 Альбомы 2.2 Совместные … Википедия
переводивший на рыночные отношения — прил., кол во синонимов: 2 • коммерциализировавший (3) • переводивший на коммерческую основу (2) … Словарь синонимов
переходивший на рыночные отношения — прил., кол во синонимов: 2 • коммерциализировавшийся (3) • переходивший на коммерческую основу … Словарь синонимов
Отношения Свободные Рыночные — отношения, складывающиеся на свободном рынке в процессе их купли и продажи между продавцом и покупателем товаров и услуг на основе взаимной договоренности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ОТНОШЕНИЯ, ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ — термин марксистской политической экономии, означающий рыночные отношения … Большой экономический словарь
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ — (centre periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной… … Политология. Словарь.
ОТНОШЕНИЯ, СВОБОДНЫЕ РЫНОЧНЫЕ — отношения, складывающиеся в процессе купли продажи между потребителем товаров, услуг и их производителем, основанные только на взаимодоговоренности между продавцом и покупателем … Большой экономический словарь
Гражданско-правовые отношения — отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством (ГЗ), которое определяет: правовое положение участников гражданского оборота; основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др.… … Российская энциклопедия по охране труда
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» в других словарях:
Рыночные отношения — (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические … Энциклопедия инвестора
Рыночные отношения — Либерализм Идеи Свобода Капитализм · Рынок … Википедия
Рыночные Отношения (Rap) — Содержание 1 Основное 2 Дискорафия 2.1 Альбомы 2.2 Совместные … Википедия
переводивший на рыночные отношения — прил., кол во синонимов: 2 • коммерциализировавший (3) • переводивший на коммерческую основу (2) … Словарь синонимов
переходивший на рыночные отношения — прил., кол во синонимов: 2 • коммерциализировавшийся (3) • переходивший на коммерческую основу … Словарь синонимов
Отношения Свободные Рыночные — отношения, складывающиеся на свободном рынке в процессе их купли и продажи между продавцом и покупателем товаров и услуг на основе взаимной договоренности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ОТНОШЕНИЯ, ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫЕ — термин марксистской политической экономии, означающий рыночные отношения … Большой экономический словарь
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ — (centre periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной… … Политология. Словарь.
ОТНОШЕНИЯ, СВОБОДНЫЕ РЫНОЧНЫЕ — отношения, складывающиеся в процессе купли продажи между потребителем товаров, услуг и их производителем, основанные только на взаимодоговоренности между продавцом и покупателем … Большой экономический словарь
Гражданско-правовые отношения — отношения между гражданами и юридическими лицами, регулируемые гражданским законодательством (ГЗ), которое определяет: правовое положение участников гражданского оборота; основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др.… … Российская энциклопедия по охране труда
«РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ».
Рынок в жизни общества.
Закон спроса и предложения.
Конкуренция и монополия.
Современная рыночная система.
Первый научный труд о рынке: Адам СМИТ (Англия) «Исследование о природе и причинах богатства народов». СУТЬ: производственные возможности ограничены, а человеческие потребности – нет. Удовлетворяя потребности человек, неосознанно содействует общественной пользе (рост экономики).
2. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА – система, основанная на частной собственности, свободе выбора, конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает влияние правительства на экономику. Рынок гарантирует свободу потребителю (покупаю, что хочу). Главная движущая сила: личный интерес (у потребителя – полезность продукта, у производителя –выгода). Рынок везде развивается по одним законам (универсальность).
СПРОС – потребность покупателя в товарах, за которые он готов заплатить. ФАКТОРЫ, влияющие на спрос: ЦЕНА; доходы; вкусы, предпочтения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – товары, которые производитель готов продать. ФАКТОРЫ, влияющие на предложение: число продавцов; технологии изготовления; цена (высокая цена – стимулирует производство).
Цена – универсальный регулятор между спросом и предложением.
4. СТРУКТУРА РЫНКА – внутренне строение, расположение, порядок отдельных элементов. КЛИССИФИКАЦИИ:
По объектам рыночных отношений (сырье, ценные бумаги);
По субъектам рынка (продавцы, покупатели);
По географическому положению (местный, региональный);
По характеру продаж (оптовый, розничный);
По соответствию законам (легальный, нелегальный).
ВИДЫ РЫНКОВ: труда; капитала; кредитный; фондовый; ценных бумаг.
АКЦИЯ – свидетельство о доле участия в собственности компании.
ДИВИДЕНД – право на получение части прибыли владельцу акции.
ОБЛИГАЦИЯ – кредитный документ, приносящий ее владельцу процент.
Ценные бумаги торгуются на бирже, цена зависит от спроса и предложения.
5. КОНКУРЕНЦИЯ – борьба между производителями за потребителя.
От конкуренции выигрывает потребитель (лучшее качество за меньшие деньги).
СРЕДСТВО КОНКУРЕНЦИИ: реклама, МАРКЕТИНГ – изучение рынка товаров и услуг, ДЕМПИНГ – продажа товаров по заниженным ценам для вытеснения конкурентов.
ВИДЫ: свободная; чистая; совершенная; несовершенная; ценовая; неценовая.
Конкуренция может привести к появлению МОНОПОЛИЙ – исключительное право на производство чего-либо сосредоточенное в одних руках. СУТЬ: право навязать потребителю высокие цены для получения огромной прибыли. Конкуренция и монополии – сосуществуют в современной экономике.
ОЛИГОПОЛИЯ – рынок, на котором доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен.
6. Современная рыночная экономика – ориентирована на общество, регулируется рыночными механизмами. ЦЕЛЬ: победа над бедностью; внедрение передовых технологий; государственное стимулирование роста экономики; избавление от коррупции; расширение внутреннего рынка.
Рыночные отношения
Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм
Содержание
Содержание
Опрелеление рыночных отношений
Теоретические основы становления рыночных отношений
Эффективность и фиаско рыночных отношений
Рыночные отношения – это общественные отношения, обусловленные функционированием рынка. Возникли несколько тысячелетий назад в результате обществ. разделения труда и экономического обособления производителей.
1) потребительную стоимость (полезность) для покупателя, т.е. быть способным удовлетворять некоторую его потребность. Поэтому не каждый товар, произведенный для продажи, превращается в реальный продукт: продукты, на к-рые отсутствует спрос на рынке, товарами, строго говоря, не являются; и
2) обладать меновой стоимостью, т.е. приравниваться в определенных пропорциях к др. Товарам (х продукта А = = у продукта Б =. ).
По поводу материальной основы этого равенства существуют различные точки зрения. Сторонники марксист, направления в политической экономии, генетически связанного с классической школой, видными представителями которой являлись англ. экономисты Адам Смит (1723-90) и Давид Рикардо (1772-1823), полагают, что в его основе лежат обществ, затраты производства, образующие стоимость (ценность) продукта. Они считают поэтому, что, приравнивая свои товары, производители фактически сравнивают обществ, расхода производства, которые требуются для производства каждого из обмениваемых товаров. Наиболее последовательно трудовая теория стоимости изложена в исследовании К. Маркса (1818-83) «капитал» (см. Экономическое учение Маркса).
Согласно др. точке зрения, возникшей во 2-й пол. XIX в. и получившей название теории предельной полезности (см. Маржинализм), стоимость (ценность) продукта есть прежде всего категория обмена, поскольку именно в процессе обмена и определяется действит. ценность продукта. Чем больше произведено каждого продукта, тем, ниже при прочих равных условиях, будет его ценность. Т.о., ценность вещи измеряется величиной ее предельной полезности, т.е. полезности, которую представляет для человека последний экземпляр данного продукта.
Однако более распространенной трактовкой ценности и цен является точка зрения неоклассической теории <школы), родоначальником которой считается англ. экономист А. Маршалл (1842-1924). В его трудах стоимость и цена выступают как результат взаимодействия рыночных сил, лежащих как на стороне предложения (учитываются затраты производства), так и на стороне спроса (учитывается предельная полезность продукта). Товарные отношения предполагают наличие денег.
Различные экономические школы по-разному трактуют причины их возникновения. Выделение денег из мира товаров как особенного продукта явилось результатом хозяйственной деятельности людей. Деньги выполняют неск. функций, в т.ч. функции меры стоимости, средства обмена, средства накопления и средства платежа. На определ. стадии они осуществляли также функцию мировых денег.
Практика доказала, что P.O. позволяют добиваться высокой эффективности обществ, производства, хотя в отд. сферах требуется их законодат. ограничение или регулирование в целях разрешения внутренне присущих им противоречий. Необходимость нахождения оптимального сочетания свободы частного предпринимательства и гос. регулирования является практически общепризнанной. Во 2-й пол. XX в. сфера Р.о. значительно расширилась. Миллиарды людей в развивающихся странах, а также в бывших соц. гос-вах стали играть более активную роль в хозяйственной жизни своих стран и всего мира. Наблюдается рост внутренних, национальных рынков. Создаются национальные финансово-банковские структуры. Устойчивыми темпами растет объем мировой торговли, доля которой в мировом ВВП имеет тенденцию к повышению. Возрастает значение транснациональных корпораций и банков в всемирной экономике. Углубление взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик в конце XX в. обрело глобальный характер, с одноврем. проходящим процессом создания и укрепления нац. экономик.
Однако, как свидетельствует опыт, переустройство нац. экономики на рыночных принципах представляет собой длит, и достаточно болезненный процесс. Это хорошо видно на примере российской экономики. Старая система управления и организации хозяйственной жизни в 1-й пол. 90-х гг. была разрушена. Новая, рыночная организация только создается, и Россия относится к странам с переходной экономикой.
Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
В маркетинге, всегда особо выделяется совокупность потребителей, как неотъемлемой части рынка и цели маркетинга.
Условия существования рынка:
1) наличие частной собственности
2) свобода предпринимательства
3) наличие личных интересов
Рынком также называют базар — оборудованную или необорудованную территорию, обычно в населённых пунктах, где происходит массовая торговля с рук.
Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
В своей теория субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие продаж с молотка.
Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает, что «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке
К функциям рынка относятся:
— информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
— посредническая — рынок выступает посредником между производителем и приобретателем;
— ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
— регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
— стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими издержками и получать достаточную прибыль.
Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:
2) Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3) Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной профитом тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает расхода. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение издержек на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
4) Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены «сообщают» предпринимателям о состоянии экономики. В частности, через кокретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
5) Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией приобретатель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
7) Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.
С учетом функций рынка его элементами выступают: производители и потребители; цены; спрос и предложение; конкуренция («невидимая рука провидения», по А. Смиту).
Сущность рынка. Условия возникновения рынка
Категория «рынок» в экономической теории имеет широкую и узкую трактовку. В широком смысле рынок определяется как особый способ организации экономических отношений и поэтому отождествляется многими авторами с рыночной экономикой «рынок – это экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются опрос, предложение и цена».
В узком смысле рынок – это институт, обеспечивающий взаимодействие производителей и потребителей: «место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок»
Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного товара на другой через рынок.
Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник.
К объектам рынка относят:
потребительские товары и услуги;
Формами организации рынка служат базар, магазин, конкурс и т. д.
Свободный рынок.
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
— неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
— свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
— неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
— наличием у каждого участника полной информации о рынке;
— стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
— на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить ситуацию на рынке по своему усмотрению.
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
— Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;
— Не создает условий для реализации права на труд;
— Не гарантирует полную занятость населения;
— Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
— Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
— Не защищает среду обитания человека от загрязнения;
— Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.
Теоретические основы становления рыночных отношений.
При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, собственном смысле рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.
Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:
• отношения, связанные с рентой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
• кредитные отношения при выдаче займов под определенный процент
• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.
Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в Российской Федерации существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено много субъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макро уровне: ограничением экономических свобод хозяйствования на микро уровне; ориентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.
В настоящее время эти ограничения формально ликвидирована Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов: предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности — рэкет, вымогательство, незаконные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.
В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая — связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся:
•реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях;
•демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сами по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе»;
•создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок продукта и услуг; рынок факторов производства; финансовый и рынок.
Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.
Рабочий механизм рынка
В рынке действует Рабочий механизм, т.е порядок. Рыночные отношения регулируются с помощью рыночного механизма, который состоит из следующих 4 законов:
Закон спроса и предложения
Сто́имость — основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: расходами рабочего времени, балансом спроса и предложения, затратами производства, предельной полезностью. На сегодня наиболее полной является трудовая теория стоимости, согласно которой в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (издержки труда) на производство продукта. При этом труд подразумевается не конкретный (сапожника, инженера), а абстрактный — упрощённый и усреднённый для текущих типичных условий производства.
Сто́имость в повседневной речи — цена продукта («сколько сто́ят спички?»), издержки на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). Близко к терминам расхода, себестоимость. Трудовая теория стоимости
Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены) зародилось ещё в Древней Греции. Уже Аристотель указывал, что «справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца». Эти идеи развивали многие другие мыслители, в том числе Джон Локк, Уильям Петти. Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для приобретателя, полезность) от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене). Давид Рикардо последовательно разработал положение о труде, как единственном источнике стоимости. Дальнейшее развитие теория стоимости получила у Карла Маркса. В своём главном экономическом труде «капитал», исследуя рабочую силу как специфический продукт, Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль.
В отличие от вполне очевидной полезности продукта, его стоимость нельзя определить, исследуя предмет изолированно. Стоимость проявляется в форме цены исключительно в процессе обмена на другие товары. Рикардо различал естественную цену (денежное выражение стоимости) и рыночную (отклоняется от естественной под влиянием спроса и предложения).
Из-за изменений экономических условий в обществе стоимость товаров может меняться, даже если на конкретном отдельном производстве ничего не менялось. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от расходов рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от издержек рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.
Стоимость всякого продукта, — а следовательно, и товаров, из которых состоит капитал, — определяется не тем необходимым рабочим временем, которое заключается в нём самом, а рабочим временем, общественно необходимым для его воспроизводства.[2] …стоимость рабочей силы, как и всякого другого продукта, определяется рабочим временем, необходимым для её воспроизводства.[3]
Обычно, стоимость производства единицы предмета торговли со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой продукта, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит от эффективности труда. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить к инфляции.
Другие теории стоимости
Являясь фундаментальной экономической категорией, стоимость крайне трудно поддаётся пониманию и анализу. Многие экономисты и сегодня отрицают трудовой характер стоимости. Они делают упор на полезности (потребительной стоимости) продукта, как на главном мотиве к обмену. Они считают, что пропорцию обмена диктует полезность и редкость, а также желание обладать полезными и редкими предметами.
Субъективная теория стоимости
Испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо в середине XVI века выделил понятие Справедливой цены, основываясь на классических доктринах схоластики относительно «общей оценки» («communiter fungi») на рынке с полной свободой действия. По сути, «правомерную» цену (так называемая «установленная», «твёрдая цена») Матьенсо принимает во внимание в случаях, когда «твёрдая цена» может наносить убытки для экономической деятельности. К тому же автор отвергает теорию «стоимость-труд», основанную на затратах производства, утверждая, что вещи не имеют объективной стоимости сами по себе, поскольку существуют другие факторы, определяющие стоимость, такие как: необходимость, полезность, заинтересованность лиц, нехватка продукта (дефицит) или простота в его использовании.
Матьенсо склоняется к теории Субъективной стоимости товаров («общая оценка») и проводит различие между «изначальной» (внутрине присущей) соимостью и «приобретённой» стоимостью. Первая выражает саму природу продукта — некую «сущностную» стоимость, включающую затраты производства. Сюда также включена его полезность. Вторая установлена по «общей оценке» и включает необходимость в продукте и его нехватку.
Закон Госсена: «По мере удовлетворения потребностей степень насыщенности растёт, а полезность каждой последующей единицы товара ниже, чем предыдущей.»
Основная проблема, которую не могут преодолеть такие теории, это субъективность оценки полезности и редкости, которые зависят от каждого конкретного покупателя и продавца. Согласно таким взглядам, цены на аналогичные товары должны быть очень индивидуальны, в то время как на практике они редко существенно отличаются. Привлечение закона спроса и предложения также не даёт ответ на вопрос, а чем именно диктуется пропорция, когда баланс объёма спроса и предложения установлен.
Наиболее популярны теории, которые выводят стоимость из затрат производства. Но все они вынуждены оперировать ценами, выраженными в количестве денег. Чем же определяется ценность денег? Такие теории предпочитают не отвечать на этот вопрос, либо сводят его к затратам производства золота или государственному назначению ценности денег.
Можно встретить точку зрения, что стоимость — это общественно необходимый объём потраченной энергии для производства товара труда (продукта). Правда, возникает вопрос о природе стоимости самих энергоносителей. В любом случае, если бы это было действительно так, то все богатства Земли уже давно принадлежали бы Солнцу.
Основной проблемой теорий, отрицающих труд как источник стоимости, является природа профита. Наиболее часто указывается на способность капитала порождать прибыль. Примером может служить теория Вменения. Но чем именно обусловлена эта способность, подобные теории предпочитают не исследовать.
Закон спроса и предложения
Спрос, предложение, количество продукта и его цена на рынке взаимосвязаны. При прочих равных условиях чем цена на продукт ниже, тем больше на него спрос и тем меньше предложение. Обычно устанавливается равновесие между предложением, спросом и ценой. Закон окончательно сформулировал в 1890 году Альфред Маршалл.
История осознания закона
Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.
Его теория субъективной стоимости приводит к различению элементов спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Это послужило основой определения понятий аукционов и соперничества покупателей и продавцов.
Кроме спроса и предложения Матьенсо также рассматривал и другие факторы, влияющие на определение справедливой цены, и описывающие столь вариативную морфологию рынка. В посмертно изданном трактате «Commentaria Ioannis Matienzo Regii senatoris in cancellaria Argentina Regni Peruvian republic in librum quintum recollectionis legum Hispaniae. — Mantuae Carpentanae: Excudebat Franciscus Sanctius, 1580» перечислены:
изобилие или нехватка товаров
изобилие покупателей и продавцов
необходимость в каком-нибудь продукте
Работа и затраты производства
Расходы на транспорт и на его износ
изобилие или нехватка денег
географические и погодные факторы
субъективное мнение участников рынка
наличие или отсутствие монопольных структур
ожидание будущего состояния всех вышеперечисленных факторов
Исследователь Оресте Попеску (Oreste Popescu) замечает по поводу этого списка: «Европа даже не была готова плодотворно использовать подобное сокровище знаний» в XVI веке.
Спрос — одна из сторон рыночного ценообразования отражает желание приобрести определённый объём товаров по данной цене.
Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством продукта.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
1. Уровень доходов в обществе.
4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)
5. Инфляционные ожидания
Предложение — отражает желание производителей представить на рынок определённое количество товаров по данной цене.
Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.
Факторы влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
Рыночную экономику можно рассматривать как бесконечное взаимодействие спроса и предложения, где предложение отражает количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения продукта на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (расхода производства, инфляционные ожидания, качество продукта).
По сути закон предложения выражает категорию, что при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого продукта, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.
Примеры Продукты питания
Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евро союзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла» (нем. Butterberg). Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.)
Акции, валюта, финансовые пирамиды
На акции, продаваемые и покупаемые на бирже, может быть устойчивый спрос, поскольку предприятия перечисляют держателям акций процентные выплаты — дивиденды. Когда предложение превышает спрос (увеличилось число продающих или закончились покупатели), цена понижается. Как правило, после движения в одном из направлений цена задерживается возле некоторого уровня. Дивиденды продолжают поступать и после перехода в состояние равновесия и после падений, поэтому спрос на акции рано или поздно восстанавливается.
«Финансовые пирамиды», такие, как МММ, никогда не обещают дивидендов, а их «акции» не пускаются в свободное обращение — граждане должны понимать, что их продаёт и покупает сам создатель финансовой пирамиды, а источников дохода у него нет. Финансовые пирамиды с их способностью к саморазрушению возникают при отсутствии рынка акций, где действует закон спроса и предложения.
На валютном рынке Forex фо́рекс нет дивидендов, но валюта находится в свободном обращении и на неё может быть спрос.
Типология рынков.
Итак, по определению рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество продукта, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество продукта, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
- Огурцы полить молоком для чего
- Что такое почечная недостаточность у человека симптомы лечение