что такое рыночная конъюнктура
Что такое рыночная конъюнктура. Объясняем простыми словами
На конъюнктуру рынка влияют сотни и тысячи факторов, которые исследователи делят на несколько групп: политические, экономические, социальные факторы и форс-мажорные обстоятельства.
Проще говоря, представьте неофициальный рынок на привокзальной площади. Осень. Бабушки торгуют фруктами, овощами, выпечкой, молочными продуктами. Покупателей много, никто из продавцов не сидит без дела. Если бы экономисты оценивали конъюнктуру этого рынка (то есть ситуацию в данный момент), они бы назвали её благоприятной.
Эту благоприятную ситуацию на рынке создали множество факторов. Например, политический: в этом теоретическом городке не прессуют садоводов и огородников, торгующих плодами своего труда. И географический — рядом вокзал, удобно. Сезонный фактор тоже нельзя забывать: осень, урожай. Ещё стоит учесть фактор выходного дня, а также традицию горожан покупать продукты на ярмарках.
Если грубо, то так же можно разбирать и конъюнктуру глобальных мировых рынков, анализируя все влияющие на неё факторы.
Примеры употребления на «Секрете»
«В 70-х факс был самой передовой технологией передачи информации, но сегодня электронная почта почти вытеснила факсимильные аппараты с рынка. Компания NPD, изучающая рыночную конъюнктуру, подсчитала, что в 2012 году американцы купили 350 000 факсов, это на 14% меньше, чем в 2011 году».
(Из материала о бизнесе на устаревших технологиях).
«По моим личным оценкам, на практике в России есть не более 1% компаний, делающих всё вышеперечисленное на системной основе. Остальные 99% постоянно меняют курс, исходя из переменчивой воли собственников или сиюминутной рыночной конъюнктуры. Но тем, кто занимается вопросом всерьёз, очевидно, что нельзя убрать из этой цепочки ни одно звено».
(Директор Sapiens Consulting Святослав Бирюлин — об определении стратегии развития компании).
Нюансы
Рыночная конъюнктура включает в себя множество характеристик. Это уровень спроса и предложения, количество участников рынка, уровень цен и доходов покупателей, объёмы совершаемых сделок, уровень ставок по кредитам, налоговых ставок и прочее.
Конъюнктуру рынка делят на благоприятную и неблагоприятную.
В позитивном варианте происходит рост объёмов производства, цены стабильны (или хотя бы растут планомерно), есть определённость и баланс. В целом эксперты наблюдают положительный тренд развития.
При неблагоприятной конъюнктуре падают спрос и производство, цены скачут, появляется дефицит. Рынок нестабилен и непредсказуем.
При изучении рыночной конъюнктуры эксперты не только анализируют состояние рынка «в моменте», но и делают прогнозы, как развитие будет происходить в дальнейшем.
Рыночная конъюнктура
Добавлено в закладки: 0
Рыночная конъюнктура – это совокупность параметров и условий, которые определяют рыночную ситуацию в определенный момент времени.
Конъюнктура может быть высокой или благоприятной – рынок в этом случае отличается сбалансированностью, на нем устанавливают высокий уровень продаж, который может обладать тенденцией к дальнейшему росту, значительных колебаний конъюнктуры и цен не наблюдается.
Рынок при неблагоприятной рыночной конъюнктуре находится на этапе дисбаланса, на нем наблюдается небольшой уровень спроса, возможны значительные колебания цен, появление сложностей со сбытом или, наоборот, недостаток определенных товаров.
Что такое рыночная конъюнктура? Описание и определение понятия.
Понятие рыночной конъюнктуры
Рассмотрим, подробнее что понимается под конъюнктурой рынка. Конъюнктура определяет конкурентоспособность услуг и товаров предприятий.
Конъюнктура рынка — это:
Конъюнктуру взятого отдельно рынка необходимо рассматривать, учитывая взаимного влияния и взаимодействия с другими рынками. Каждый рынок связан тесно с общеэкономической ситуацией в регионе и стране. Потому анализ конкретного рынка необходимо основывать на оценке в целом общеэкономической ситуации.
Анализ конъюнктуры рынка – это исследование предусматривающее изучение:
Статистика конъюнктуры рынка
Конъюнктура рынка — это совокупность черт (условий), которые определяют рыночную ситуацию в некоторый момент времен.
Высокая (благоприятная) конъюнктура — характеризуется сбалансированным рынком, растущим или стабильным объемом продаж, равновесными ценами
Низкая (неблагоприятная) конъюнктура — характеризуется признаками дисбаланса рынка, снижением или отсутствием спроса, кризисов сбыта, резкими колебаниями цен, дефицитом товаров.
Есть такие характеристики рынка: развивающийся рынок, оживленный рынок, стагнирующий рынок, регрессирующий рынок, стабильный рынок и так далее. Четкой границы между этими определениями нет, но, тем не менее, каждому состоянию присущи собственные количественные конкретные характеристики конъюнктурных индикаторов.
К показателям конъюнктуры рынка относят:
Так как все такие характеристики рынка поддаются количественной оценке, это делает их предметом изучения статистики.
Предмет статистики конъюнктуры рынка — это массовые явления и процессы, определяют конкретную рыночную ситуацию, поддаются качественной и количественной оценке.
Субъекты изучения конъюнктуры рынка — это рыночные коммерческие структуры (их маркетинговые подразделения), государственные органы (включая статистические), научные учреждения, общественные организации.
Задачи статистики конъюнктуры рынка:
Показатели конъюнктуры рынка
Для реализации задач конъюнктуры рынка разрабатывают соответствующую систему показателей, которая включает в себя:
1. Показатели предложения услуг и товаров:
2. Показатели покупательского спроса на услуги и товары:
3. Показатели пропорциональности рынка:
4. Показатели перспектив развития рынка:
5. Показатели цикличности, колеблемости, устойчивости рынка:
6. Показатели региональных различий развития и состояния рынка:
7. Показатели деловой активности:
8. Показатели рыночного (коммерческого) риска:
9. Показатели уровня конкуренции и монополизации:
Емкость рынка
Пропорциональность — это оптимальное отношение между разными элементами рынка, которое обеспечивает его нормальное поступательное развитие.
Статистика при анализе пропорций рынка применяет такие инструменты: относительные величины координации и структуры, балансовый метод, сравнительные (компаративные) коэффициенты эластичности, индексы, графический метод, бета-коэффициенты многофакторных моделей.
Самый важный показатель пропорциональности рынка услуг и товаров необходимо считать отношение предложения и спроса, которое предопределяет развитие других категорий рынка и его экономическую и социальную эффективность. Пропорции предложения и спроса определяются как в целом по рынку услуг и товаров, так и в региональном разрезе, по отдельным услугам и товарам, по разным группам потребителей. Один из методов измерения этой пропорции по всей совокупности услуг и товаров служит баланс предложения и спроса, в котором спрос (покупательские фонды) сопоставляются с предложением (потенциалом услуг) и товарными ресурсами. Таким образом выявленное сальдо является характеристикой диспропорции рынка и отображает или наличие дефицита, или кризис сбыта.
Можно сравнивать темпы и объемы роста производства (по отдельным товарам и по отрасли в целом) с необходимыми показателями продаж, темпы и объемы роста розничного товарооборота с темпами и объемом роста денежных доходов населения.
Пропорциональная зависимость предложения и спроса от факторов, которые определяют их значения, можно выразить коэффициентом эластичности, который укажет процентное изменение предложения или спроса при увеличении на один процент факторного показателя.
Следующая важная пропорция рынка — отношение предметов потребления и средств производства. Оно определяется и в динамике, и в статике. Для этого применяются относительные величины координации и структуры. Также рассчитывается компаративный индекс, который позволяет сравнить динамические пропорции. Он являет собой соотношение темпов роста двух частей одного целого и является по своей сути одним из вариантов расчета коэффициента опережения.
Другая важная пропорция — это отношение продажи услуг и продуктов между собой и между отдельными типами продуктов или услуг в каждой группе товаров и так далее.
Мы коротко рассмотрели рыночную конъюнктуру: показатели, емкость, статистику, понятие. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Конъюнктура рынка
Когда говорят о конъюнктуре рынка, имеют ввиду ту текущую ситуацию, которая возникает на нём под воздействием всего многообразия экономических, политических и социальных факторов, и характеризуется такими его текущими условиями как:
В общем случае, речь обычно идёт о благоприятной или неблагоприятной (низкой) конъюнктуре. Благоприятная конъюнктура подразумевает сбалансированность рынков, растущие объёмы производства и объёмы продаж, стабильные цены. Неблагоприятная конъюнктура характеризуется дисбалансом рынков, снижением спроса, падением уровня производства, возникновением дефицита, скачущими ценами.
Анализ рыночной конъюнктуры
С учётом текущей рыночной конъюнктуры производят поиск благоприятного момента для выхода на рынок (открытия позиций). В микроэкономике, например, с её учётом определяется целесообразность купли-продажи при текущих условиях и выбор компаний-контрагентов, а в макроэкономике — выбор стран экспортёров.
Можно говорить как о конъюнктуре рынка в целом, так и о конъюнктуре в его отдельных сегментах (фондовый рынок, рынок драгоценных металлов,валютный рынок и т. п.)
Анализируя конъюнктуру отдельных сегментов рынка, необходимо, в обязательном порядке, учитывать и влияние других сегментов и ситуацию на рынке в целом. Такого рода анализ, с точки зрения отдельной компании (на уровне микроэкономики), включает в себя:
На уровне макроэкономики:
Основной целью анализа конъюнктуры является определение того, в какой мере каждый из оцениваемых факторов оказывает влияние на текущее состояние рынка и на перспективы его развития. И, как следствие этого, выработка тех мер, которые следует принять для наиболее рационального использования имеющихся ресурсов (например, в рамках микроэкономики, меры по наиболее полному удовлетворению спроса на товары и услуги, рассчитанные как на текущий момент времени, так и на более отдалённые временные перспективы).
Основные факторы оказывающие влияние на конъюнктуру рынка
Все факторы оказывающие влияние на конъюнктуру рынка можно подразделить на постоянные и временные, а также на те, которые стимулируют развитие и на те, которые его сдерживают.
В общем и целом, на конъюнктуру рынка оказывают влияние следующие основные факторы:
А также такие факторы непостоянного характера, как:
Рассмотрим влияние некоторых из этих факторов более детально:
Влияние политических факторов выражается в том, как текущее направление политики государства отражается на рассматриваемом (анализируемом) сегменте рынка. Например, в свете текущих российских реалий, политика государства влекущая за собой наложение разного рода экономических санкций может отразиться двояко:
Влияние научно-технического прогресса можно проследить проследить глядя на эволюцию таких достижений инженерной мысли как паровая машина или телеграф, а позднее факсимильный аппарат, кассеты, дискеты, CD-диски… Все эти революционные в свое время изобретения были вытеснены более совершенными технологиями: паровая машина — дизелем и электродвигателем, телеграф и факс — сотовой связью и интернетом, кассеты и CD-диски — обычными в наше время флешками.
Влияние сезонности достаточно наглядно прослеживается, например, на рынке сельскохозяйственной продукции (осень — период сбора урожая) или на туристическом рынке.
Что же касается таких факторов непостоянного характера, как стихийные бедствия, пандемии и прочее, то здесь всё понятно без комментариев. За примером далеко ходить не надо, в 2020 году весь мир стал свидетелем того, как COVID-19 повлиял на экономику, ухудшив конъюнктуру в большинстве ее отраслей.
Конъюнктура рынка
* динамика производства, основные фирмы-продуценты, появление новых товаров, загрузка производственных мощностей, динамика инвестиций в данную отрасль, движение портфеля заказов, динамика издержек производства, численность занятых и безработных, воздействие забастовок на объем продукции и увеличение фонда заработной платы, движение курса ценных бумаг и т. д.;
* динамика и структура спроса и предложения, влияние достижений научно-технического прогресса на уровень потребления и требований к качеству товаров, динамика оптовой и розничной торговли, ёмкость рынка (объём реализуемого на нём товара в течение определённого времени), размеры продаж в кредит, движение товарных запасов, ассортимент товаров, индексы стоимости жизни и т. д.;
* состояние международной торговли, её динамика, основные страны — экспортеры и импортеры, новые формы и методы торговли и послепродажного обслуживания и т. д.;
динамика оптовых цен в ведущих странах — производителях и потребителях данного товара, экспортных цен; воздействие на цены инфляции, динамика изменения цен на сырьё и энергоносители, изменение курса валют, воздействие монополий на уровень цен, государственное регулирование ценообразования и т. д.Задачи конъюнктуры:
* интеграция и дифференциация рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;
* характеристика масштаба (типа) рынка;
* оценка и анализ основных пропорций развития;
* выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;
* оценка цикличности и сезонности развития;
* оценка рациональных различий;
* оценка деловой активности;
* анализ монополизации рынка и уровня конкуренции.
Конъюнктура рынка
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления. [1]
Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. [2]
Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, и поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. [3]
Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Такие показатели обычно систематизируются по следующим группам [4] :
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Конъюнктура рынка» в других словарях:
Конъюнктура рынка — (Conjuncture of market, market situation) – то же, что ситуация на рынке, система факторов (условий), характеризующих текущее состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции на рынке в целом или в отдельных его сегментах (См.… … Экономико-математический словарь
конъюнктура рынка — То же, что ситуация на рынке, система факторов (условий), характеризующих текущее состояние спроса, предложения, цен и уровня конкуренции на рынке в целом или в отдельных его сегментах (См. например, Конъюнктура инвестиционного рынка). См. также… … Справочник технического переводчика
конъюнктура рынка — состояние рынка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
Конъюнктура Рынка — ситуация, складывающаяся на рынке: величины спроса и предложения, уровень цен, объемы продаж и т.д. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА — БЛАГОПРИЯТНАЯ, повышательная ситуация на рынке, характеризуемая наличием активного, достаточно устойчивого спроса на рыночные товары и услуги, превышением спроса над предложением, повышательной тенденцией динамики цен на наиболее представительные … Экономический словарь
конъюнктура рынка — Syn: состояние рынка … Тезаурус русской деловой лексики
Конъюнктура рынка — совокупность условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА — совокупность условий, определяющих в каждый данный момент состояние спроса и предложения … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Конъюнктура рынка — соотношение спроса и предложения как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом, сложившиеся условия реализации … Словарь по экономической теории
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА — – условия продажи на товарном рынке в соответствующий период, зависящие от соотношения величины спроса и предложения, ценовой эластичности и прочих социально экономических и природных факторов … Краткий словарь экономиста