что такое русский сарафан
Русский сарафан
Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом.
Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду.
История возникновения русского сарафана
Первые упоминания относятся к XIII веку: в одной из летописей использовалось это слово.
Интересно! Платья, похожие на сарафаны по крою, носили в самых разных странах – например, он часто встречается в национальных костюмах Скандинавских народов. Однако считается, что его изначальной родиной стала Азия – предположительно, Индия.
Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова:
Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами.
Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причем чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой.
Однако в XVI веке (по некоторым источникам – в XVII веке) эта одежда перекочевала в женский гардероб. Почему так случилось – ответа нет. Однако сарафаны стали носить русские барышни и дамы любых сословий:
купеческие жены и дочери;
боярыни и великие княжны;
придворные дамы и т. д..
Интересно! Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена поневная культура, то есть дамы облачались в юбки-поневы.
Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от ее национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.
Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане и расшитом драгоценными камнями кокошнике. Эта мода так полюбилась в Империи, что Николай I даже издал специальный указ в 1834 году, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.
Особенности русского сарафана
Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:
Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 (!) предметов одежды.
В повседневности женщины носили неяркие, неброские сарафаны, чаще всего черные, синие, коричневые или грязно-зеленые. Их не было жалко испачкать.
Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объем.
Разновидности русского сарафана
Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы. Различия были и в пошиве. Так, сегодня известно несколько основных кроев:
Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.
Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.
Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.
Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.
Интересно! Многие сарафаны были распашными, то есть застегивались спереди. Из-за этого вдоль шва часто располагались медные пуговицы и яркая вышивка, которая придавала одежде более нарядный и интересный вид.
В разделе «Русский сарафан» вы всегда сможете увидеть самые разные модели сарафанов. Практически все существующие виды кроя представлены на странице.
В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание черной и красной нити для объемной вышивки.
Русский сарафан в современной моде
В современной моде сарафан не сдает своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов. Так, среди самых известных мэтров высокой моды к образу сарафанов русских барышень обращались:
модный дом Валентино;
Ив Сен-Лоран (он и вовсе считает, что русский стиль никогда не выходит из моды);
модный дом Гуччи и т. д..
Сегодня, кстати, возникает тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа.
Между прочим, русский сарафан интересен не только как элемент модного и стильного гардероба. Он, как и вся русская культура, вдохновляет артистов по всему миру. Посмотрите, например, как выступают танцоры из Коста-Рики, как органично смотрится на девушке столь восхитительная вещь! (https://www.youtube.com/watch?v=RMDGVuYcd2A).
С чем носить русский сарафан
Носить русский сарафан сегодня можно в соответствии с традициями или на современный лад. Сочетать этот элемент гардероба можно с:
белой рубахой с длинным рукавом (желательно, чтобы рукава были украшены вышивкой);
блузками (желательно покроя «распашонка»);
сапожками – так выглядели дамы на гравюрах и старинных картинках;
плетеными босоножками или туфлями на небольшом каблучке или на плоской подошве, напоминающими балетки: то есть с округлым носком и желательно – с перепонкой.
В жаркое время года вполне допустимо надеть сарафан с широкими лямками на голое тело.
Интересно! Замужние женщины не имели права выходить с непокрытой головой, поэтому волосы обязательно на улице закрывались хотя бы платком, который красиво дополнял русский сарафан. Если вы хотите последовать этой традиции, не забудьте заглянуть в раздел «Русские платки» и выбрать действительно подходящий к наряду аксессуар.
Сегодня сарафан остается той одеждой, которая идет девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди могут позволить себе приталенные модели, которые подчеркнут тонкость и изящество стана, а женщины постарше могут выбрать вариант с более многослойным верхом.
Аксессуары русского сарафана
Русский сарафан был, как сказали бы сейчас, «базовым элементом» женского гардероба. Однако известно, что женщины носили многослойные наряды и всегда сочетали его с интересными аксессуарами:
головным убором – это мог быть платок, рогатая шапочка-кичка для замужней женщины, ленты или обручи в волосах для девиц или даже расшитый самоцветами кокошник;
шнуром или широким вышитым поясом;
красиво вышитым передником, который делал образ более нарядным и интересным.
Сами сарафаны и соответствующие аксессуары всегда можно увидеть в разделе «Русский народный костюм» и создать аутентичный славянский образ!
Ткани русского сарафана
Сарафаны носили «и в пир и в мир». Это была и повседневная, и праздничная одежда, которую для разных целей шили из разных материалов и интересно украшали. Простолюдинки чаще всего использовали следующие ткани:
домотканое шерстяное полотно и т. д..
Крестьянки редко могли позволить себе шелковые одеяния, поэтому основное отличие повседневного и праздничного нарядов заключалось в его покрое и в цвете: красные сарафаны надевали только по праздникам или на свадьбу. В повседневности чаще всего использовались более простые оттенки – синий, зеленый, коричневый.
Интересно! Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешевой холстины.
Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например:
тонкую шерстяную ткань и т. д..
Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами.
Как украсить русский сарафан
Русские сарафаны, даже повседневные, для простой работы, всегда были богато украшены. Чаще всего элементами украшения являлись:
роскошная вышивка ручной работы с обережными символами-орнаментами;
драгоценности, жемчуг, который пришивали на сарафан;
яркие пуговицы – например, из олова, меди, бронзы и т. д..;
ленты из парчи, кружева и т. д..
Особо стоит отметить, конечно же, вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Расположение рисунков, сами орнаменты, их цвета о многом говорили – от достатка семьи до положения самой девушки. Благодаря украшениям, часто можно было понять, замужем ли женщина, сколько у нее детей и т. д..
Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле.
Русский сарафан: история и традиции
Сарафан — это вещь настолько же важная для женщин и девушек, как для мужчин кафтан. Учитывая, что в наше время кафтаны встречаются не так часто, сарафан, пожалуй, самый распространенный вид древнерусской одежды на сегодняшний день.
Ниже речь пойдет о тех видах сарафанов, которые сложились у староверов за их долгую историю. И действительно, видов сарафанов достаточно много:
По одной из версий, само слово «сарафан» происходит от персидского «serapa» — род длинной верхней одежды. Первое упоминание этого слова относится к XIV веку, как раз в связи завезенной азиатскими купцами верхней одеждой для мужчин. Уже с конца XV века он потихоньку начинает превращаться в женскую одежду. Самыми архаичными видами сарафанов являются глухие. В музеях нашей родины сохранилось немало образцов этого типа сарафанов. Часть из них имеет ложные рукава (рукава, не имеющие практического значения). Это средневековый рудимент, напоминающий о том, что некогда это была верхняя одежда.
Такой вид сарафанов исследователи называют «сарафан-ферязь» (илл. 1). На русском юге сарафаны подобного кроя назывались «шушун» (илл. 2), и зачастую их носили только девушки. Отличительной чертой этого типа сарафана являлось наличие переднего разреза, благодаря которому сарафан можно надеть как верхнюю одежду.
Илл. 1. Сарафан-«ферязь» из книги «Русский сарафан: белый, синий красный»
Илл. 2. Сарафан-«шушун»
Застегивался такой разрез на пуговицы, крепящиеся при помощи шнурочков, чуть позже к нему добавились и полоски драгоценной ткани. К XVII веку такой сарафан становится самостоятельным видом женской одежды (илл. 3).
Илл. 3. Женская одежда XVII века. ГИМ
В послераскольный период у староверов возникла внутренняя необходимость и потребность во что бы то ни стало сохранить связь с допетровской Русью, именно поэтому сарафан становится в буквальном смысле символом Святой Руси. Он получает бо́льшую популярность, и начинается этап бурного развития и эволюции сарафана. Прежде всего у него окончательно исчезают ложные рукава, а спинка становится у́же, проймы для рукавов шире. Также появляются новины в крое: добавляются клинья и складки, передний разрез становится ложным — так появились прямоклинные и косоклинные сарафаны. Также на таких сарафанах появляются лямки, в этом случае напоминает о своем предке лишь цельнокроеная спинка.
Однако глухие сарафаны (или хотя бы внешне близкие к ним) никуда не уходят. Наиболее близким к архаичному типу сарафана является сарафан уральских (яицких) казаков. Более того, в их обиходе сохранялась манера ношения нижнего (сарафанки) и верхнего сарафана, носившего название «ку́лем» или просто «сарафан». В некоторых поселках его называли «горбуном» (илл. 4). Это цельнокроеный сарафан, спинку которого укладывали в складки для уменьшения объема (илл. 5).
Илл. 4. Сарафаны уральских (яицких) казачек
Илл. 5. Спинка сарафана уральских казачек. Фонды Троицкого краеведческого музея
Шились такие сарафаны из дорогих тканей: парчи, шелка, штофа и т.д., украшались галуном (золотной лентой) и обладали шлейфом, по всей видимости, появившимся под влиянием городской моды. Сам сарафан при раскладке получал форму круга. До сих пор в некоторых населенных пунктах сарафаны являются семейной реликвией, так как в них девушки выходят замуж. Также до сих пор такой тип сарафана существует как моленный у казаков-староверов Каракалпакии (илл. 6).
Илл. 6. Староверка Нукуса в традиционном сарафане
Под таким сарафаном носили так называемую «сарафанку» — более практичную и более простую при шитье. Это сарафан с отрезной спинкой, который зачастую украшали машинной отстрочкой (илл. 7). Использовался он как домашний или рабочий сарафан, однако при переселении части уральских казаков в Сакмарский городок и включении их в оренбургское казачье войско, у оренбургских казаков он становится самостоятельным видом сарафана. И, в отличие от сарафана, его не украшали галуном (илл. 8).
Илл. 7. Спинка «сарафанки»
Илл. 8. Оренбургские казаки и казачки в «сарафанках»
Другой веткой пути глухого сарафана являлись моленные сарафаны федосеевцев и поморцев Прибалтики (илл. 9). Их особенность состояла и в том, что еще в ХVIII веке соборно запрещено ношение одежды из ярких тканей и одежды, несвойственной крестьянам. Отличающиеся одежды называли «мундиром антихристового воинства», «адской хламидой» и т.д. Также девушкам и женщинам полагалось распоясываться на молитву, чтобы скрыть фигуру. Это, безусловно, повлияло на особенности кроя. И несмотря на то, что по силуэту он всё еще напоминал глухой сарафан, в его основе лежали конструкции из клинов.
Илл. 9. Схемы кроя моленных сарафанов Прибалтики
Ткани подбирали либо домашнего изготовления, либо неброских цветов фабричного производства. К XX веку у староверов Прибалтики появляется своя разновидность круглого сарафана-«шубейки» (илл. 10), который носился как повседневный.
Илл. 10. Сарафан-«шубейка»
Говоря о круглом сарафане (илл. 11), который становится основным типом сарафана в конце XIX века, нельзя не заметить, что у семейских Забайкалья он становится еще и моленным сарафаном, почти полностью вытесняя косоклинный (илл. 12, 13).
Илл. 11. Схема кроя круглого (он же московский, он же прямой) сарафана
Илл. 12. Схема кроя косоклинного сарафана
Илл. 13. Семейские в сарафанах
В какую же еще сторону пошло развитие сарафанов? Среди староверов Нижегородья, Большого Урала и Сибири самым распространенным был косоклинный сарафан. Такие сарафаны могли иметь 16,12, 8 клинов, но самым распространенным был четырехклинный сарафан (илл. 14). Чуть позже появляется и двухклинный, как упрощенная версия четырехклинного.
Илл. 14. Раскладка четырехклинного сарафана. Верхнетагильский краеведческий музей
Все указанные территории испытали на себе влияние Русского Севера и центральных губерний, таких как Костромская и Владимирская. В связи с этим встречается довольно большое разнообразие вариантов.
Купеческое Нижегородье было близко Северу с его богатыми тканями (илл. 15), а южные районы тяготели к более бедному югу. Верхокамские староверы, подобно прибалтийским федосеевцам, имели достаточно скромный облик и носили «дубасы» из крашенины, домашнего холста, окрашенного в синий или черный цвет (илл. 16). Например, у федосеевцев Верхокамья моленным считался черный сарафан, обшитый красными полосками ткани. Подобного типа дубасы встречаются и у староверов Пермского края.
Илл. 15. Фото нижегородских крестьянок XIX века
Илл. 16. Верхокамские староверки в «дубасах». Фото из Московской археографической лаборатории
Староверы заводского Урала еще в XVIII веке соборно определили цвет моленных сарафанов как черный. Соборное постановление оказало большое влияние на предпочтение цвета, однако повседневные и праздничные сарафаны продолжали оставаться довольно яркими (илл. 17).
Илл. 17. Комплекс из Сивинского района Пермского края. «Дубас» из крашенины
Праздничный комплекс староверов Красноуфимского уезда Пермской губернии. На гуляние сарафан могли не подпоясывать
Также на Урале в начале XIX века полностью выходят из обихода глухие сарафаны-ферязи и входят в моду косоклинные сарафаны, а в конце XIX века их вытесняют круглые. Косоклинные остаются атрибутом староверов.
Однако и староверская мода претерпевает изменения. В начале XX века появляются новые виды сарафанов. Под влиянием городской моды формируется нижегородское полуплатье — сарафан с отрезной спинкой, которая кроилась по-городскому (илл. 18). А на Урале появляются сарафаны-горбачи, кроившиеся из полотна, имеющего вытачки от плечей и изготовлявшегося либо из покупной набойчатой ткани, либо из домашнего холста (илл. 19), и сарафаны-тельмошники, сарафаны на кокетке, к которой присбаривались две или более полос тканей, соединенных клинами (илл. 20). На Урале и в Сибири такие сарафаны чаще использовались как повседневные, однако в XX веке в некоторых общинах они становятся моленными.
Илл. 18. Схема нижегородского полуплатья
Илл. 19. Уральский сарафан-«горбач». Фонды СОКМ
Илл. 20. Уральский сарафан-«тельмошник». Реконструкция мастерской Елены Бойко
На севере и северо-западе появляется сарафан на лифе (илл. 21). Он представлял собой кроеный корсетообразный «лиф», к которому присбаривалась ткань. Сам «лиф» зачастую украшали машинной отстрочкой, а длина была меньше, чем у привычного круглого. Однако данный вид сарафана не прижился у староверов.
Илл. 21. Рисунок сарафана на лифе
Еще одним типом сарафана является «таличка» — это сарафан американских старообрядцев, представляющий из себя рубаху, пришитую к сарафану. То есть, по сути, это платье, но разные детали делают из разных тканей, чтобы напоминать собой комплекс «рубаха+сарафан» (илл. 22).
Илл. 22. Староверы Боливии в сарафанах-«таличках»
Мы с удивлением для себя можем обнаружить, как эволюционировали сарафаны, уйдя в долгое путешествие развития от глухого средневекового сарафана и придя, по сути, к похожему силуэту полуплатьев и тельмошников. Однако многие типы сарафанов существуют параллельно и до сих пор.
Сегодня мы лишь слегка прикоснулись к удивительному миру — миру русской традиционной одежды. Остается только надеяться, что вся эта красота не будет отчуждена для самих носителей. Ведь именно благодаря староверам, сохранившим всё это разнообразие, мы узнали об одежде наших предков. Безусловно, до сих пор продолжается и эволюция: например, с началом показательных выступлений церковных хоров РПсЦ все чаще стали появляться неподпоясанные косоклинные сарафаны и белые платки как форма для участниц хора, затем для клирошан, а затем — как моленная одежда вообще.
В этом ключе важно не думать о традиции как о чем-то закостенелом и не развивающемся. Пусть же не покроет плечи наших женщин «адская хламида»!
Что вы знаете о русском сарафане?
Необычная история появления
Сарафан является национальным русским костюмом, который известен еще с 1376 года. Изначально платья подобного рода пользовались большой популярностью среди мужчин, однако со временем сарафан перекочевал в женский гардероб.
Такую одежду считали универсальной и ее могли носить абсолютно все слои населения, начиная от простых крестьян и заканчивая самыми зажиточными слоями общества. Чисто женским предметом гардероба сарафан стал приблизительно в середине 17 века.
Согласно некоторым источникам, сарафан был завезен на Русь из других стран, а трактование этого слова до сих пор не до конца ясны. В переводе с других языков «сарафан» означает «парадную одежду» или «одетый полностью». Причем именно сарафан ассоциируется у многих с чисто русской народной одеждой.
Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.
Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Пример.1″Праздничный сарафан богатой семьи» Пример.2″Повседневный сарафан обычной «
Трансформация одеяний под грузом современности.
Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.
При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.
Спасибо за внимание!
Лига историков
8.2K поста 35.9K подписчика
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
А на третьем фото с зеленым поясом это тоже сарафан?
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цвет, количество декора (вышитых и вытканных узоров).
Можно поподробнее про мужские сарафаны? С источниками, разумеется)
сарафан- одежда, которая пришла к нам от финно-угров, то есть она не славянская.
И еще. У нас есть приличный процент финно-угорской крови, но почему-то мы ведем отсчет только от славян. Это не верно.
Добрый день, товарищи! Сегодня я бы хотел поговорить с Вами о весьма значимой для России исторической фигуре.
Сдается мне, коллеги-историки, если, конечно, таковые вдруг окажутся на просторах моего канала, уже по заголовку догадались, о каком русском монархе пойдет речь. Чрезмерно тянуть интригу и издеваться над остальными читателями я тоже не буду))) Сегодня мы с Вами обсудим исторических портрет Александра I.
Портрет Александра I кисти С.С. Щукина. Согласитесь, молодой Александр с его мягкими чертами лица и неожиданным хохолком на голове смахивает на вокалиста какого-нибудь бойc-бэнда из 90-х)))
С «живописным» портретом все понятно, благо художники XIX века неоднократно запечатлевали образ монарха. А вот с портретом историческим, с оценкой его личности все гораздо сложнее)))
Наполеон в свое время называл Александра «истинным византийцем», имея в виду изворотливость, гибкость в дипломатии и определенное коварство, свойственное политикам Империи, наследницей, я бы даже сказал, правопреемницей которой считала себя Россия.
Выдающийся реформатор М.М. Сперанский охарактеризовал императора, как «сущего прельстителя», а в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина Александр I описан, как «властитель слабый и лукавый». Кем же все-таки был русский император, при котором Россия освободила всю Европу от завоевателя-Наполеона? Давайте разбираться.
Будущий монарх, под присмотром своей бабки Екатерины Великой, получил отличное образование. Воспитан был в строгости, детский организм постоянно подвергали закаливающим процедурам и физическим нагрузкам. Называть такое воспитание спартанским было бы перебором, но и неженкой будущий монарх не был.
Наставником юного Александра был швейцарский генерал и государственный деятель Фредерик Сезар Лагарп, который, будучи приверженцем либерально- просветительских идей, привил таковые и своему воспитаннику.
Имея полный комплект родителей и даже правящую бабку, Александр, тем не менее рос в очень непростой обстановке. Екатерина II и Павел (ее сын и отец Александра) питали друг к другу самую лютую ненависть.
Павел с нетерпением ждал смерти своей «засидевшейся» на престоле матушки, а Екатерина, не доверяя сыну, была бы не прочь усадить на трон внука, в обход Павла. И это на фоне XVIII века, который почти целиком в российскую историю вошел как «эпоха дворцовых переворотов». Куда там «Игре Престолов» до российских политических игр:D
При этом Александр много времени проводил у отца в Гатчинском дворце, беспрестанно участвуя в смотрах, парадах и учениях войск, которые Павел вооружил, обмундировал и вымуштровал по прусскому образцу. А теперь.
В таких условиях Александр должен был либо тронуться умом, либо стать весьма изворотливым и ловким типом. Как Вы понимаете, будущий монарх пошел по второму пути)
В 1796 году умирает Екатерина II, 19-летний Александр клятвенно заверяет отца, что не собирался лишать его престола. И в итоге Павел становится российским самодержцем вплоть до 1801 года, успев за это время порядочно накуролесить, о чем как-нибудь напишу отдельную статью)))
Александр о заговоре против отца знал, поддержал его и согласился взойти на престол, однако жеманно поставил условие, чтобы его отцу сохранили жизнь. Дураком будущий монарх явно не был и прекрасно понимал, что заговор сводится к убийству нынешнего монарха, однако пытался подобными жестами откреститься от отцеубийства.
Узнав о свершившемся перевороте, Александр разрыдался. И до конца своих дней корил себя за убийство отца, что наложило определенный отпечаток на интересующий на исторический портрет монарха. Заговорщиков, кстати сказать, новоиспеченный государь услал от себя подальше, дабы не попасть под их влияние и лишний раз не тревожить свою совесть)))
В общем, теперь Вы понимаете, что прозвища «византиец» и «сфинкс», которыми щедро одарили Александра современники, возникли не на пустом месте.
Несомненной заслугой Александра I является реформа, плоды которой мы пожинаем по сей день. А именно, к 1803 году государь заменил многочисленные и глубоко увязшие в бюрократии коллегии на министерства, с четким разграничением полномочий и зон ответственности.
Разумеется, у прогрессивного и молодого монарха были проекты освобождения крестьян. Со времен этак Петра III все русские монархи подобные проекты составляли, но на реализацию не решались, ибо жить хотели и радоваться жизни, а не быть удушенными ночью офицерским шарфом)))
Словом, молодец был наш Александр))) И либеральную категорию дворянства устраивал своими либеральными идеями, и на «ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ» виде крепостного права, не покушался))) Тут государю немало помог опыт детства, привык Александр лавировать между двух огней, оставаясь целехоньким)))
Я их именно так себе и представлял, эти самые скрепы)))
В непростой международной обстановке начала XIX века Александр довольно быстро сориентировался: революционная Франция, которая рвется к господству на континенте, нам не друг (как начал думать незадолго до заговора Павел), а совсем даже наоборот. И потому в условиях грядущей общеевропейской войны катастрофически нужны были союзники.
. и никчемный полководец
20 ноября 1805 года свой «талант» полководца Александр I проявил в Аустерлицком сражении. Сия баталия была много раз показана в художественных и документальных фильмах, описана Л.Н. Толстым и потому опишу ее пунктиром.
Русско австрийская армия ( 70 тыс. русских и 16.5 тыс. австрийцев) при верховном командовании М.И. Кутузова, готовилась дать сражение 75-тысячной армии Наполеона. Соотношение сил вроде как в нашу пользу, если, конечно, считать австрийцев серьезным усилением)))
Но тут под руку нашему полководцу активно лезет Александр I. И ведь император же, нельзя сказать: «Не лезь не в свое дело». И наш император сгоряча, да по стопам своего отца, эксперта в смотрах и парадах, навязывает ряд пагубных решений: господствовавшие над местностью Праценские высоты оставить, идти в наступление.
Кроме того, союзная армия оказалась чрезвычайно растянута, рассредоточена на местности. В итоге Наполеон, наметивший направление основного удара (а не пошедший в атаку по всему фронту, как было принято в эпоху линейной тактики), добился локального численного перевеса и обратил в бегство австрийцев, а затем и русских.
Союзники лишились 15000 убитыми и ранеными, 12000 пленными, 51 знамени, 158 орудий, всего 27000 человек, из коих 21000 русских (133 орудия). У Наполеона потери составили 8500 человек. Александр I в расстроенных чувствах (по некоторым свидетельствам, буквально рыдая) бежал, едва не попав в плен.
Австрия, как сказали бы сейчас, заключила с Наполеоном сепаратный мирный договор. Антинаполеоновская коалиция распалась, а Россия, понимая, что война докатится и до ее бескрайних просторов, еще два года вела противостояние с французами в Европе. Но тут в дело вновь включился Александр-дипломат, заключив Тильзитский мирный договор, в общем и целом, приемлемый для Российской империи. Франции отшли земли нынешней Польши (причем, потеряла их не Россия, а Пруссия) и Российская империя присоединилась к континентальной блокаде Великобритании.
Общую для Франции и России неприязнь к Англии, Александр сделал основной точкой соприкосновения во время переговоров с Наполеоном и не прогадал. Российская империя ценой этакого аналога «пакта Молотова» выиграла время для подготовки к новой военной кампании.
В 1812 году, наш плохой полководец, но хороший политик проявляет твердость духа, призывая в манифесте русский народ к решительной борьбе с захватчиками.
Далее, как Вы знаете, «враг будет разбит, победа будет за нами», а Александр I, ставший героем и освободителем для всей Европы, переживет некий внутренний надлом, свернет все проекты своих преобразований, ввергнув страну в период «аракчеевщины», после чего в 1825 году неожиданно заболеет и скончается, породив напоследок новый пучок загадок и домыслов относительно своей смерти или, якобы свершившегося отречения от престола, бегства и жизни в затворничестве.