что такое русский артхаус
Как понимать артхаус. Ответ в шести карточках
Отвечаем на самые «стыдные» вопросы о том, что такое артхаусное кино, почему его скучно смотреть и на каких фильмах можно потренироваться.
Я часто слышу термин «артхаус», но никак не могу уловить, что он значит. Это стыдно?
Нет. Строгого научного определения «артхауса» вообще не существует, а границы термина максимально размыты. Так, например, артхаусом часто называют фильмы, рассчитанные не на широкую аудиторию. В этом случае используется, пожалуй, самое расхожее толкование — «не для всех». Но под этот критерий собирают и фестивальное кино, и экспериментальные картины, и вообще каждый иностранный фильм не на английском языке. Кто-то еще включит в список артхаусного все малобюджетное кино в мире. Но определенности от этого не добавится.
Ок. А откуда взялось это понятие?
Все началось в 1940-е гг. в США. Артхаусом тогда называли кинотеатры, репертуар которых состоял из всего того, что нельзя было увидеть в обычных кинотеатрах: это и классические довоенные голливудские ленты, и радикальныхе киноэксперименты, а еще фильмы иностранного (не американского) и местного независимого производства. Главный критерий отбора — непривычность, редкость фильма. В основном это достигалось за счет простого метода — отказа в историческом контексте: репертуар артхауса должен был сравниваться только с текущим кинопроцессом. И тогда какой-нибудь вырванный из контекста Первой мировой войны «Кабинет доктора Калигари» (1920), оставшийся ожидаемо далеким и непонятным для зрителей 60-х гг., позволял этим зрителям списать его непонятность (то есть ту самую «непривычность») на присутствие ценного художественного качества.
Допустим. А как все это связано с современностью?
В двух словах: артхаусы исчезли, а слово, обозначавшее их репертуар — «арт-кино», осталось. Вся эта история с артхаусами сформировала новый способ восприятия кино: современного или ушедших эпох — неважно. Отныне непонятность отдельных моментов фильма становится сигналом не для судорожного поиска контекста (в каких социально-политических условиях фильм был создан), а для поиска особой художественности. В конце концов, искусство кино или нет?
Ну ладно. Про высокохудожественность, наверное, ясно. Но дайте что ли хоть какие-то критерии арт-фильма?
Американский киновед Дэвид Бордуэлл говорит, что основной признак любого арт-фильма — это его непохожесть на классическое голливудское кино. Если сюжет в голливудских фильмах всегда действует по формуле «причина — следствие» или «проблема — решение», то арт-фильм отличается большими пробелами в сюжете, где далеко не на каждое «почему?» дается ответ. Для артхауса более характерно приближение к фиксации потока существования. Отсюда и скука, которую часто вызывают такие фильмы.Вспомним для примера картину И. Бергмана «Земляничная поляна» (1957). Вместо того, чтобы четко обозначить источник экзистенциального кризиса главного героя, автор предлагает зрителю лишь серию неопределенных воспоминаний и сновидений. В противовес такому нелинейному повествованию арт-фильма, где герой пассивно скользит от одной ситуации к другой, персонаж голливудского фильма всегда мчится по прямой к разрешению главного конфликта ленты.
Ага, то есть нужно просто понять, голливудский передо мной фильм или нет? Звучит легко.
Нет, и тут не все просто. Уже в рамках деления на голливудские и артхаусные фильмы возникает такое гибридное понятия, как, например, голливудский артхаус (или еще его называют «артстримом» — от слова «мейнстрим»). Эти фильмы стоят одной ногой в мире авторского кино, а с другой стороны — это такие большие проекты с голливудским бюджетом и серьезными сборами. Попробуйте доказать, что «Криминальное чтиво» (1994) К. Тарантино — это однозначно артхаус или не артхаус!
Ладно. Вы там про скуку говорили. На днях я посмотрел артхаус и мне не понравилось. Что делать?
Во-первых, запомните, что арт-фильм можно отличить от всех других еще и по роли зрителя. Артхаус требует активного просмотра, а тот же голливудский блокбастер поощряет пассивную аудиторию. Проще говоря, артхаус всегда спрашивает зрителя, что тот думает, а не говорит ему, что думать.Во-вторых, вспомните про артхаусы 1940-х гг. Если изначально главная особенность арт-фильма в отсутствии какого-либо конкретного контекста, значит у просмотренного вами артхауса есть возможность быть вписанным в любой контекст, интересный вам. Поиграйте со смыслами, подставьте на место, которое осталось необъясненным, ту или иную жизненную ситуацию, искусствоведческую проблему или даже философскую теорию.
А на чем я могу потренироваться?
Попробуйте посмотреть фильмы Карла Теодора Дрейера, Ингмара Бергмана или, например, Апичатпонга Вирасетакула — с ними не прогадаете. Если же вспомните, что артхаус может быть не только определенным видом фильма, но еще и способом просмотра кино, то тренируйтесь на всем подряд.
ТОП Российского артхаус кино
Предлагаем Вашему вниманию наш ТОП Российского артхаус кино, составленный на основе рецензий кинокритиков и оценок зрителей.
Индустрия кино — сфера для творческого выражения мыслей и идей в уникальной форме искусства.
Среди многообразия жанров одним из наиболее интересных, загадочных и философичных является артхаус. Он включает в себя фестивальные кинокартины, авторские работы классиков мирового кинематографа, кино этнических и сексуальных меньшинств.
Авангардные картины интеллектуальны и высокодуховны, в отличие от коммерческих фильмов, основная задача которых — развлечь. Артхаус кино предназначено не для широкой аудитории, однако способно вызвать эмоциональный отклик, заставив пересмотреть свои взгляды на жизнь и пошатнув внутренний мир самого скептически настроенного циника.
1. Лиля навсегда / Lilja 4-ever
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.5 / IMDB: 7.8 |
Категория: | Драма, Криминал |
Страна: | Россия, Швеция, Дания |
Время: | 01:44:00 |
Сборы в мире: | $1 007 747 |
Премьера: | 17.04.2003 |
Режиссёр: | Лукас Мудиссон |
Открывает наш ТОП Российского артхаус кино, острая социальная драма режиссёра из Швеции Лукаса Мудиссона. «Лиля навсегда» снята в чужой для него стране.
Актёрский состав картины представлен большим количеством российских исполнителей, основное действие фильма также происходит на территории постсоветской республики, а музыкальная составляющая «Lilja 4-ever» — хиты наших провокационных и скандальных групп.
Депрессивная и трогательная история Лили основана на реальных событиях, когда в злосчастных 90-ых, в условиях рухнувшей морали последнего десятилетия двадцатого века, многие молодые девушки были вынуждены идти на крайние меры, поступаться принципами и буквально продавать себя за право на выживание.
Но эта история вовсе не о проституции и наркомании, развращённом обществе или падении человеческих ценностей. Фильм повествует о неизбежности падения, которое претерпела наша страна. Это депрессивный рассказ о созданной растерянной властью или же самими, потерявшими всякую надежду, людьми, социальной клетке, в которой невыносимо горько существовать и откуда бесполезно пытаться выбраться.
«Рассказ» юной Лили не сможет оставить равнодушным и навсегда отпечатается слезами сострадания в сердцах зрителей. А финальная сцена картины под композицию «Mein Herz brennt» легендарных Rammstein пронзит своей мрачной атмосферой.
2. Жить
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.4 / IMDB: 7.2 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:12:00 |
Сборы в мире: | $11 661 |
Премьера: | 3 ноября 2010 |
Режиссёр: | Юрий Быков |
Фильм «Жить» не просто авангардное российское артхаус кино.
Полнометражный дебют Быкова снят в редком жанре драматического боевика. По сути это жёсткое кино про мужские разборки с акцентом на характеры и вытекающие из них отношения персонажей в экстремальных обстоятельствах.
Сюжет раскрывает сущность человеческого бытия, как набор примитивных ценностей, запертых между явлениями жизни и смерти. Отношения между людьми здесь показаны в скудных диалогах, а поведение человека уподобляется животному. Действие фильма развивается на лоне живописных русских пейзажей, в простой забытой глухой деревеньке, затерявшейся между лесов и полей.
При просмотре «Жить» зритель остаётся уверенным только в одном — вечна и незыблема лишь красота природы, безмолвная и безмятежная, неподвластная безжалостному течению времени.
3. Волчок
Рейтинг: | Кинопоиск: 6.97 / IMDB: 7.0 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:25:00 |
Сборы в России: | $57 517 |
Сборы в мире: | $57 358 |
Премьера: | 01.10.2009 |
Режиссёр: | Василий Сигарев |
Кинокартина «Волчок», прославившая режиссёра Сигарева, — тоскливая история о материнской нелюбви, безотцовщине и неправильном детстве девочки без имени, рассказанная чистым закадровым голосом.
Простая, провинциальная, житейская и жуткая: разруха, равнодушные люди, водка — стакан за стаканом, беспорядочные связи и отражение русской действительности, не самой примечательной, но существующей.
Создаётся впечатление, что безымянное поселение, в котором происходят события, — совсем не город, а виртуальное пространство, демонстрационный полигон, эмулятор реальности, созданный по ключевым словам: «Россия», «девяностые», «низкий уровень жизни», «проституция», «ГАЗ-24» и так далее (полный текст рецензии кинокритика Тимофея Самарина читайте здесь).
Сила детских и наивных чувств к жестокой матери позволяют несчастному ребёнку верить в благоприятный исход даже тогда, когда мама бросает девочку, в очередной раз отправившись в погоню за лучшей для себя жизнью. Маленькая «девочка-волчок» ещё не способна отличать добро от зла, любовь от ненависти, милосердие от бесчеловечности, потому её образ здесь — воплощение абсолютного света, который не должен погаснуть даже в самой жуткой тьме.
Зрителю хочется верить, что под личиной озлобленной и обездоленной матери скрывается обычная женщина, некогда познавшая предательство мужчины и теперь вымещающая свои обиды на беззащитной дочери. Кажется, что настанет момент просветления, когда материнский инстинкт одержит верх над эгоизмом. Однако, автор убеждает нас в обратном — в силу своего характера, эта особа не способна любить никого, кроме себя.
Однажды её возвращение состоится, только глупо от него чего-то ждать. Она не одумается, не смягчится, ненависть и немота не пройдут…
Фильм жесток, но необычайно правдив. Возможно, в таком же ледяном лабиринте живём и все мы, но как найти из него выход, авторы «Волчка» нам, к сожалению, не подсказывают.
4. Настройщик
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.62 / IMDB: 7.7 |
Категория: | Драма, Комедия |
Страна: | Россия, Украина |
Время: | 02:34:00 |
Сборы в России: | $139 000 |
Премьера: | Мир: 06.09.2004, РФ: 07.04.2005 |
Режиссёр: | Кира Муратова |
Эта картина по праву занимает место в ТОП Российского артхаус кино. Режиссёрская работа Киры Муратовой гениальна. Её живые, изящные и трогательные картины любят за особое мировоззрение, революционность, остроумие, фирменные персонажи, неслучайные эпизоды, детали.
С волшебной и обнадёживающей фразы «Я с тобой ещё поживу…» начинается артхаус кино «Настройщик», но магия произнесённых слов тут же обрывается резким и болезненным «…ещё некоторое время». Элегантное и талантливое актёрское исполнение Ренаты Литвиновой, её тонкие манеры, завораживающие жесты тонких рук и неподражаемая дикция с придыханием будто олицетворяют чистую красоту, отрешённую, возвышающуюся
над мирским. Её героиня не просто живёт, она играет с самой жизнью по своим правилам, не привязываясь к людям и никому ничего не обещая.
Сюжет фильма о «криминальных любовниках», где один любит, а другая позволяет себя любить, стара как мир, но по-муратовски пикантна и глубока. За внешним конфликтом спрятан внутренний, и его звучание безошибочно указывает на мастерство создательницы.
«Настройщик» — настоящая гордость российского артхаус кино, поскольку Муратова смогла рассказать простое сложным языком, но при этом так, что была понята всеми.
5. Как меня зовут
Рейтинг: | Кинопоиск: 6.02 / IMDB: 6.4 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия, Украина |
Время: | 01:30:00 |
Бюджет: | $1 200 000 |
Сборы в России: | $55 359 |
Премьера: | 27.11.2014 |
Режиссёр: | Нигина Сайфуллаева |
«Как меня зовут» — авангардный взгляд на извечную проблему отношений между отцами и детьми.
Это артхаус кино, взявшее «Специальный диплом жюри» на Кинотавре и попавшее в прокат, погружает зрителей в социальную драму о людях, нуждающихся в любви и заботе.
Две столичные подружки Оля и Саша едут в Крым, чтобы Оля познакомилась со своим отцом, которого никогда не видела. В последний момент она хочет отказаться от этой затеи, но подруга предлагает выдать себя за неё, поскольку отчаянно нуждается в мужском внимании. В результате мы наблюдаем за трагедией двух совершенно разных, но в чём-то похожих недолюбленных девочек, выросших без отцов. Едкий сюжет фильма в сочетании с острой иронией автора воспринимается как режиссёрская шутка о поколении распутных подростков.
Драматическая сторона картины раскрывается в мрачной динамике, всё больше сгущая краски над судьбами главных героев. Центральное трио персонажей в исполнении молодых и талантливых Александры Бортич, Марины Васильевой и харизматичного Константина Лавроненко отлично справляются со своей задачей открыть зрителям глаза на важность семейных ценностей и влиянии воспитания на развитие личности не только ребёнка, но и самих родителей.
И пусть финал картины сомнителен, её следует признать достойным дебютом, заслуживающим зрительского внимания и подтверждающим, что российский кинематограф всё ещё жив.
6. Небо. Самолет. Девушка
Рейтинг: | Кинопоиск: 7.13 / IMDB: 6.7 |
Категория: | Драма, Мелодрама |
Страна: | Россия |
Время: | 01:26:00 |
Сборы в России: | $314 195 |
Премьера: | Мир: 02.09.2002 |
Режиссёр: | Вера Сторожева |
«Небо. Самолёт. Девушка» с Ренатой Литвиновой в главной роли — простое и воздушное во всех смыслах российское артхаус кино, снятое по пьесе Эдварда Радзинского и впервые экранизированное в 1968 году. В этом ремейке Литвинова и автор сценария, и продюсер, и исполнительница главной роли.
Авторы картины создали особую элегантную атмосферу, где герои случайно знакомятся, проводят некоторое время вместе и навсегда расстаются. В сухих разговорах сдержанные мужчины пытаются неловко иронизировать, а мечтательные девушки грезят об искренней и чистой любви.
На экране перед нами предстают две девушки-стюардесcы, не похожие друг на друга, как небо и земля. Одна из них представляет классической образ простой русской женщины, мечтающей о семье, но обречённой на вечное одиночество. Скованное бытовыми путами, сознание героини, превращает её в настоящую мещанку, неспособную испытать счастье. Другая девушка пребывает в состоянии бесцельного поиска, буквально мечется между небом и землёй, ей сложно встретить своего единственного, сложно влюбиться и отдаться ему без остатка. Это другой тип обречённой женщины, на таких не женятся. Прощаясь, она каждый раз прощается навсегда. Однако любовь выступает здесь единственной движущей силой, как мечта и самое светлое чувство на земле.
Это женское, нежное и вычурное кино. Если вы любите Ренату Литвинову, вполне вероятно, что оно вам понравится.
7. Все умрут, а я останусь
Рейтинг: | Кинопоиск: 5.73 / IMDB: 6.4 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:20:00 |
Бюджет: | $1 500 000 |
Сборы в России: | $235 432 |
Сборы в мире: | $270 934 |
Премьера: | 21 мая 2008 |
Режиссёр: | Валерия-Гай Германика |
«Все умрут, а я останусь» — российское артхаус кино Валерии-Гай Германики, режиссёра с особым взглядом на кинематограф.
Но готовы ли юные и необузданные подростки нести ответственность за последствия своих действий? И как теперь их искалеченный аморальностью всего окружающего разум сможет продолжать извечную борьбу за право выражения собственного «я»?
Посмотрев фильм, каждый из вас ответит на это вопрос по-своему.
Русский артхаус: 7 достойных авторских фильмов
Эти фильмы провоцируют, шокируют, сводят с ума и выворачивают все наши чувства наизнанку. Кто-то их любит, а кто-то ненавидит, кто-то считает их достоверным отражением реальности, кто-то — «жуткой чернухой». Как бы то ни было, они никого не оставляют равнодушным. Специально для Bigpicture.ru онлайн-кинотеатр Tvzavr подготовил список российских артхаусных фильмов, за которые не стыдно.
«Как меня зовут»
Когда детство уходит, в жизнь героев резко врывается юность. Встрепанная, нелицеприятная, полная слез и драмы. То, что раньше казалось смешным, теперь может сломать жизнь как минимум троим: двум девочкам-подросткам и отцу одной из них. Крымские идеалистические пейзажи только усиливают драматизм.
«Да и да»
Если вы любите Германику, вам точно понравится, а если нет — что ж, дайте ей шанс, все равно она не отступится от своего стиля. Фильм — подтверждение того, что несложившаяся любовь подчас даже лучше беззаботной и вечной: ведь разбитое сердце быстрее всего на свете пробуждает талант и гениальность.
«Сиреневые сумерки»
Мелодрама подкупает своей театрализованностью и нереальностью происходящего. В таинственную клинику вдали от цивилизации попадает 17-летний Роман. Вылечить здесь его вряд ли смогут, зато есть шанс открыть тайны жизни и смерти, увидеть будущее и обрести смысл.
«Замри — умри — воскресни!»
Жизнь у «врат ада» на границе с зоной ГУЛАГа здесь воспета удивительно романтично: молодость и первую любовь не выбирают, а потому счастливым можно быть здесь и сейчас. Что и делают Валерка и Галия, по возможности наслаждаясь своим «раем в бараке».
«Кислород»
Иван Вырыпаев, классический театральный режиссер, в этом фильме решил поэкспериментировать с видеоэффектами — и для 2008 года результат действительно впечатляет. Безумие красочных кадров рассказывает о том, как Саша встретил рыжую девушку, которая за одно мгновение стала его «кислородом» раз и навсегда.
«Интимные места»
Дебютный фильм за пару месяцев превратил до этого никому не известных Наталью Меркулову и Алексея Чупова в самых обсуждаемых режиссеров страны. В своей драме-провокации они вскрывают язвы на теле современного общества, утверждая, что всеми без исключения людьми движут лишь постыдные фантазии и подавляемые желания.
«Испытание»
Картина вне времени и пространства — такое может происходить где и когда угодно. Может быть, поэтому в фильме нет ни одного диалога и герои за все полтора часа не произносят ни одного слова. Если вы любите созерцать и цените красоту — вам точно понравится.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!