что такое рубиновые звезды
Созвездие Донбасса над московским Кремлём. Как был раскрыт секрет рубинового стекла
Вначале были орлы
До рубиновых советских звезд шпили пяти кремлевских башен — Спасской, Водовзводной, Боровицкой, Никольской, Троицкой, а также двух башенок Исторического музея на Красной площади украшали символы царской России — двуглавые орлы золотого цвета.
Сегодня, кстати, никто толком не может сказать из чего они были изготовлены — из металла или золоченного дерева. Но то, что золото присутствовало — точно.
Когда нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе обратился с просьбой о золоте для звезд Кремля к руководившему с 1935 года Генеральной реконструкцией Москвы Лазарю Когановичу, то упомянул и о том, что снимается с орлов:
«Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлёвских звёзд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку».
Кроме идеологической причины смены одного символа на другой, была и художественная.
Орлы для Кремля делались в разное время. Первый появился в 1870 году при Александре II, а последний — в 1912-ом, при его внуке Николае II. Понятно, что за сорок с лишним лет менялись материалы, технологии, приходили в упадок, очень сильно разрушаясь, сами золоченные птицы.
В 1930 году Игорь Грабарь — выдающийся русский художник, искусствовед, реставратор (он оживил «Троицу» Андрея Рублева) по заданию московских властей и НКВД провел искусствоведческую экспертизу. Он подошел к делу ответственно и углубился даже в седую старину, попутно установив для будущих поколений любознательных, что первые двуглавые орлы появились над московским средневековым замком в 1600 году. Сколько их сменилось к XX веку — не знает никто.
По современным же ему орлам Грабарь был в выводах категоричен: «ни один из существующих сейчас на кремлёвских башнях орлов не представляет памятника старины и в качестве такового не может быть защищаем…».
Генеральный план реконструкции Москвы внес снятие орлов и установку звезд взамен оных в список первостепенных мероприятий, связанных с обновлением облика столицы. Первоначально их думали сделать золотыми, но от этой идеи пришлось отказаться — уж больно быстро грозили они прийти в нереспектабельный вид.
Тогда-то и задумались о красных, рубиновых звездах. Уже точно не сказать, кто именно был автором этой идеи, историки говорят, что верней будет говорить о том, что с самого начала идея плавала на поверхности, и предложений по установке звезд было несколько. Но все они так или иначе видели звезды стеклянными.
Хотя первая, «предстекольная», попытка была иного свойства.
Первые звезды решили сделать из уральских самоцветов, цветных драгоценных металлов, среди которых, как уже было сказано, присутствовало и золото.
Звезды изготовили, мастера постарались на славу, но вот незадача — они стали немедленно чернеть и мутнеть — выяснилось, что на такой высоте да в такой агрессивной среде, каковой является атмосфера огромного города (копоть, сажа, кислотные осадки) металло-самоцветным предметам приходится туго.
И вот тогда, после оперативно принятого решения звезды менять, вспомнили о нескольких проектах, в которых пятиконечные красавицы должны были делаться из стекла. Особого, рубинового.
«Во-первых, это интересно»
В большинстве случаев в этом месте вспоминают выдающегося ученного-стеклодела России Никифора Курочкина, который к 1937 году уже придумал рецепт так называемого селенового стекла, иначе именуемого «селеновым рубином». И это истинная правда, что его технология была взята за основу при планировании проекта новых кремлевских звезд.
Но, когда большевики задумались над тем, где будут варить такое стекло, то поняли, что в СССР нет более подходящего предприятия для этого, чем Константиновский завод «Автостекло» в Сталинской области.
Курочкин приехал в Донбасс и там его ждало удивительное открытие — самый продвинутый в технологическом плане стекольный завод страны уже несколько лет работает над похожими технологиями. Более того, там уже провели сотни экспериментов со стеклом похожим на то, что предлагал он.
Когда Курочкин спросил, зачем константиновцы этим занимались, ему ответили: «Во-первых, это интересно и перспективно, а во-вторых, собирались предложить Кремлю для новых звезд». Держали нос по ветру ребята из донбасского города!
Идеи Курочкина были как нельзя кстати. Сотни опытных плавок с учетом московских предложений, поиск точной рецептуры быстро привели к получению надежной технологии производства рубинового стекла. На заводе создали специальную группу, возглавляемую самыми опытными стекловарами Михаилом Белоусовым и Михаилом Лукиным.
Были перепробованы десятки рецептов стекольной шихты. Ее приготовляли из отборного промытого песка и других особо чистых компонентов. Более 600 пробных варок прошло, прежде чем был получена окончательная технология. Именно поэтому стекло удалось уже после второй производственной варки. Его прокатали на специальном столе, охладили в отжигательной печи. Листы рубина получились внушительного размера. Надо сказать, что рубиновое стекло и раньше варили в мире, но не селеновое, и не таких размеров.
Шлифовку и полировку рубиновых «полотен» доверили специальной бригаде из семи человек. Дочь одного из них, Алексея Кузнецова, Людмила Семчишина, сама всю жизнь проработавшая закальщиком на «Автостекле», вспоминала много лет спустя подробности, рассказанные ей родителем:
«Раньше в мире рубиновое стекло варили, в так называемых «кастрюлях». Для его изготовления нужно золото, можете себе представить, сколько это стоит. А тут в Кремль понадобилось 500 квадратных метров такого стекла. Звезды, они ведь многослойные, сверху рубиновые, а внутри «молочные». Но молочное стекло не на нашем заводе варилось.
В Константиновке разработали новую технологию — «селеновый рубин». Стекло и без золота получалось нужного цвета и качества — дешево и красиво. У меня хранится брусок того стекла, отец принес. Как-то было солнечное затмение, детвора горела желанием его посмотреть, так родители потихоньку приносили с завода кусочки рубинового стекла».
Они сияли над Москвой 9 лет
20 сентября 1937 года завод «Автостекло» окончил изготовление рубинового стекла для рубиновых звезд, рисунок для которых разработал народный художник СССР Федор Федоровский.
Несущие каркасы были выполнены из нержавеющей стали, сваренной на московском заводе «Электросталь», а электрические лампы мощностью 5 и 3,7 тысяч ватт создал Московский электроламповый завод. Отдельно изготовлялись вентиляторы для звезд, ведь внутри каждой из них температура как в топке паровоза.
Почти ко второй годовщине установки первых звезд, и к 20-й годовщине Великого Октября Кремль обзавелся новыми звездами, свет которых виден за 9 километров.
Они прослужили почти 9 лет. Во время Битвы за Москву звезды облачили в специальные чехлы, но они все-равно пострадали от налетов, хотя и незначительно. И в 1946 году были заменены на новые, изготовленные уже в Вышнем Волочке — Константиновские заводы находились в трудном положении и только-только вернулись из эвакуации.
«Автостекло» как памятник
За годы независимости Украины «Автостекло» медленно, но уверенно убивался. Последние 15 лет на его территории высятся лишь руины цехов, в которых когда-то были созданы не только кремлёвские звезды, но и хрустальный саркофаг для Мавзолея В.И. Ленина, хрустальный же неповторимый фонтан для международной выставки в Нью-Йорке, специальные прожекторы для обороны Москвы, а также 200 штук сверхмощных прожекторов, который маршал Жуков использовал в своем знаменитом ночном танковом наступлении при штурме Берлина.
«Автостекло» делало практически все триплексы для танков и бронетранспортеров Советской Армии, космических кораблей и станций, подводных лодок, многие и многие виды закаленного технического стекла, рецептура которых здесь же была и придумана.
Но, конечно, «аграрной державе» Европы эта роскошь индустриального общества и великой донбасской инженерно-технологической цивилизации была ни к чему.
Ушли из жизни многие выдающиеся мастера-стекольщики. Они унесли с собой в могилу не только личные рецепты редкого стекла, которые были их личной собственностью, но и славу русского советского стекла, память о котором только и будят рубиновые звезды над гордыми башнями московского Кремля.
История создания Кремлевских звезд
Государственный научный центр Российской Федерации – Открытое акционерное общество
«Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения»
75-летию создания рубиновых звезд ЦНИИТМАШ посвящается
Новые звезды за два месяца
В 1937 году Советским правительством было решено установить новые светящиеся, рубиновые звезды на пяти башнях Кремля — Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной.
Новые звезды должны были украсить Кремль к ХХ-й годовщине Октябрьской революции. На выполнение этой сложной в техническом отношении задачи был дан двухмесячный срок, в течение которого требовалось сконструировать звезды, изготовить и испытать их.
Основным исполнителем и координатором работ был определен Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и металлообработки (с 1938 года ЦНИИТМАШ).
Металлическая остекленная звезда при размахе лучей 3,75 м площадью наружной поверхности 4,5 м2, массой более1 тонны, установленная на башню высотой 80-90 м, должна была выдержать ветровую нагрузку 150-200 кгс/м2. Требовалось создать достаточно прочную и долговечную конструкцию.
Главным инженером по разработке и установке звезд был назначен Александр Ланда.
Ланда Александр Федорович (1903-1960) — выдающийся специалист в области технологии металлов. Работал в ЦНИИТМАШ с 1932 по 1941 гг. В годы Великой Отечественной войны был главным металлургом Наркомата боеприпасов. В 1943 году удостоен Сталинской премии — «За разработку нового метода производства боеприпасов, значительно ускоряющего процесс производства» С ноября 1944 по январь 1948 гг. был директором Московского механического института боеприпасов (ММИБ). В 1945 году ММИБ переименован в Московский механический институт (ММИ), а в 1953 — в Московский инженерно- физический институт (МИФИ).
Рубиновые звезды
Размеры, форма и рисунок каждой из пяти звезд определены высотой и архитектурным решением соответствующей башни. Расстояние между концами лучей Кремлевских звезд на разных башнях составляет от 3 до 3,75 метров. Несущая конструкция Кремлевских рубиновых звезд из нержавеющей стали представляет собой пятиконечную пространственную звезду, концы которой имеют форму четырехгранной пирамиды. Прочность и жесткость конструкции рассчитана на максимальное давление ураганного ветра, равное 200 кг/м2 или 1200 кг на каждую звезду.
Решение сложных задач
Для того чтобы Кремлевские рубиновые звезды были хорошо видны на фоне неба, они должны быть равномерно освещены изнутри. Эта задача, представлявшая значительные трудности вследствие малой поперечной толщины звезды, не превышающей 800 мм, была успешно решена.
Освещение каждой звезды осуществляется одной лампой накаливания, а равномерное распределение светового потока обеспечивается за счет установленных сбоку лампы двух металлических зеркал параболоидной формы, с помощью которых свет фокусируется, «добавляется» в концах верхнего луча. Таким образом, с помощью призматического рефрактора, металлических отражателей, а также после многократных отражений световой поток стал распределяться равномерно. Чтобы избежать чрезмерного нагрева рефрактора и верхних слоев остекления звезды, а также перегрева лампы, в звездах предусмотрена разработанная в ЦНИИТМАШ постоянно действующая вентиляционная система. Мощные вентиляторы пускают через звезду в течение 1 ч около 600 м3 холодного очищенного от механических примесей и влаги воздуха. Тот же воздух через другую специальную систему непрерывно очищает звезду снаружи от пыли или снега.
При остеклении звезд необходимо было добиться, чтобы они светились ночью достаточно ярко, днем сохраняли рубиново — красный цвет, а нити ламп накала не были заметны.
Каждая из созданных ЦНИИТМАШем звезд представляет собой непрерывно действующий агрегат со сложным светоскопическим устройством и механизмами, автоматически выполняющими необходимые в эксплуатации звезд функции. Всего более 20 предприятий занималось изготовлением отдельных частей звезд и механизмов для них.
Несмотря на свой значительный вес (около 1 тонны), Кремлевские рубиновые звезды сравнительно легко вращаются при изменении направления ветра. Они всегда устанавливаются лобовой стороной против ветра, благодаря своей форме и уменьшению толщины от центра к периферии. Плавность поворота и частичная разгрузка от лобового давления ветра создается смещением оси вращения звезд относительно центра примерно на 40 мм.
Задание Правительства было выполнено: в ночь на 7 ноября 1937 года, в ХХ годовщину Великого Октября, яркий свет Кремлевских звезд возвестил о новой творческой победе советской техники. Новые звезды стали неотъемлемой частью Кремля и символом наших побед в первых пятилетках. Видимые издалека, благодаря своим размерам и помещенному внутри мощному источнику света, Кремлевские рубиновые звезды составляют единое целое с башнями и воспринимаются как архитектурно-художественный символ столицы России. По своему устройству Кремлевские рубиновые звезды являются выдающимся достижением отечественной технической мысли.
Таким образом, вот уже 75 лет звезды словно маяки, несут бессменную вахту в московском небе. Днем и ночью, летом и зимой, при свете солнца и в непогоду ярко сияют они, венчая шпили пяти башен древнего Кремля.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
24 октября 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии — двуглавым орлам на кремлевских башнях. Вместо них были установлены пятиконечные звёзды. Вспомним 7 фактов о кремлевских звездах.
1. СИМВОЛИКА
Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда – пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов.
Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Свастика была изображена на «керенках», свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом. Но почти единогласным решением с подачи Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что «звезда» сильнее «свастики»… Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.
2. ТЕХНИКА
Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой – 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова «нет», существует слово «надо».
Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание — консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.
3. РЕКОНСТРУКЦИЯ БАШЕН
Вес каждой из звезд Кремля доходил до тонны. Учитывая высоту, на которой они должны были расположиться и парусную поверхность каждой звезды (6,3 кв.м.), существовала опасность того, что звёзды попросту вырвет вместе с верхушками башен. Башни решено было проверить на стойкость. Не зря: верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Строители усилили кирпичную кладку верхних этажей всех башен: в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. Шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.
4. ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ВЕРТЯТСЯ
Делать одинаковые звёзды не стали. Четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением.
На гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой, а лучи звезды Никольской башни рисунка не имели.
Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.
Звёзды — это хорошо, но крутящиеся звёзды — вдвойне хорошо. Москва большая, людей много, всем надо видеть кремлевские звезды. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому, несмотря на значительный вес, звезды могли легко вращаться, поворачиваясь «лицом» к ветру. По расположению звезд, таким образом, можно судить о том, откуда ветер дует.
5. ПАРК ГОРЬКОГО
Установка кремлевских звезд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд. Орлов, снятых с башен, установили здесь же, наглядно демонстрируя ветхость «старого» и красоту «нового» мира.
6. РУБИН
Кремлевские звёзды не всегда были рубиновыми. Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года, были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, сверкали выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота. Драгоценные камни через год потускнели, да и звезды были слишком большими, и плохо вписывались в архитектурный ансамбль.
В мае 1937 года было решено установить новые звезды — светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна — Водовзводная.
Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология — «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен — это и дешевле, и цвет глубже. В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер. Им не страшны ржавчина и ураган, поскольку «оправа» звезд выполнена из специальной нержавеющей стали. Принципиальная разница: флюгера указывают, куда дует ветер, а кремлевские звезды — откуда. Уяснили суть и значение факта? Благодаря ромбообразному поперечному сечению звезды она всегда упорно становится в лоб против ветра. Причем любого — вплоть до урагана. Даже если вокруг и снесет все подчистую, звезды и шатры останутся целехоньки. Так спроектировано и построено.
Но вдруг обнаружилось следующее: на солнечном свете рубиновые звёзды кажутся… чёрными. Ответ был найден — пятиконечные красавицы нужно было сделать двухслойными, а нижний, внутренний слой стекла должен быть молочно-белым, хорошо рассеивающим свет. Кстати, это обеспечивало и более ровное свечение, и сокрытие от людских глаз нитей накаливания ламп. Кстати, тут тоже возникла дилемма — как сделать свечение ровным? Ведь если лампа установлена в центре звезды, лучи, очевидно, будут менее яркими. Помогла комбинация различной толщины и насыщенности окраски стекла. Кроме того, лампы заключены в состоящие из призматических стеклянных плиток рефракторы.
7. ЛАМПЫ
Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех — на Спасской, Никольской и Троицкой башнях — 5000 ватт, и 3700 ватт — на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут.
За всю историю звезды гасли всего 2 раза. Первый раз, во время Второй Мировой Войны. Именно тогда звёзды были впервые погашены — ведь они были не только символом, но и превосходным маяком-ориентиром. Закрытые мешковиной, они терпеливо пережидали бомбардировки, а когда всё кончилось, выяснилось, что стекло во многих местах повреждено и требует замены. Причём нечаянными вредителями оказались свои же — артиллеристы, защищавшие столицу от налётов фашистской авиации. Второй раз когда Никита Михалков в 1997 году снимал своего «Сибирского цирюльника».
Центральный пульт контроля и управления вентиляцией звезд находится в Троицкой башне Кремля. Там установлено самое современное оборудование. Ежедневно два раза в сутки визуально проверяется работа ламп, а также осуществляется переключение вентиляторов их обдува.
Раз в пять лет стекла звезд моют промышленные альпинисты.
Информация об этом журнале
Edited at 2013-10-29 02:11 pm (UTC)
\\Епископ и Соломона назвал «божественным»[125], хотя тот просто колдун и устроитель культов молоха и астарты в Иерусалиме, о чём можно узнать из того же ветхого завета.\\
Вот её имена. Сехмет-Хатхор-Хатор-Астарта-Иштар-Иссиру-Сирин-Инанна-Эстер-Юдифь-Себетту-Пацуцу-Пазузу-Цырера-Афродита-Венера. Все они означают «Отрицание Ра». ВЕ НЕ РА. «ВЕдение НЕ РА».
Вот почему символ Венеры называют «Звездой Соломона». Он был жрецом в храме Астарты. Венеры.
Почему Венера метит своей звездой результаты своего труда? Ну так все мастера метят своим клеймом результаты своего труда.