что такое рубенсовские формы
Женщины Рубенса — эротика эпохи Барокко
Понимаете ли вы красоту рубенсовских женщин? Каноны красоты меняются несколько раз за век, эпоха Барокко для современного человека ментально очень далека. Но это не мешает восхищаться архитектурой, интерьерами, натюрмортами того времени. Зато женская красота, увековеченная на полотнах, почему-то ставится под сомнение.
Какими только эпитетами не награждают граций Рубенса (Pieter Paul Rubens), грузные и тяжеловесные — самое безобидное. А ведь все дело в искаженном восприятии, неадекватной оценочной призме. Обнаженная натура Рубенса — идеал красоты того времени, квинтэссеннция здоровья, сексуальности, гармонии.
Рубенс был флагманом эпохи Барокко, после закрытого и боязливого Средневековья обнаженная натура в живописи обладала взрывным эффектом. Это было очень смело, свежо, хотя художник и вдохновлялся библейскими сюжетами и античными формами.
Физическое тело, чувственная телесность больше не противопоставляется Богу, а объявляется его естественным продолжением, земным воплощением. Все женщины без исключения выписаны с большим чувством и любовью. Каждая деталь превозносит натурщицу, даже кажущиеся изъяны изображены изящно и грациозно. Через века можно прочувствовать, насколько автор преклонялся перед роскошью женского тела, какой трепет испытывал от пышных и сочных фигур.
Питер Пауль Рубенс был очень хорош собой и, несомненно, будучи ценителем женской красоты, пользовался успехом у слабого пола. Он был дважды женат на прекрасных дамах, причем второй раз уже после пятидесяти — женой ему стала Елена Фоурмен, шестнадцати лет. Как и первая супруга, Изабелла Брандт, она стала любимой натурой мастера. Многие сцены были написаны благодаря участию жён Рубенса, они ему позировали и вдохновляли. Юная Елена Фоурмен многократно запечатлена в откровенных сценах, Изабеллу же мы можем увидеть преимущественно на портретах, более скромных и целомудренных.
По сей день образы Вирсавии, Венеры, пастушки восхищают ценителей искусства эпохи Ренессанса и Барокко.
После смерти мужа, Елена Фоурмен хотела уничтожить шедевр Рубенса «Венера в мехах», но благодаря своему духовнику картину удалось спасти.
Искусствовед Эжен Фромантен считал, что Рубенс был поклонником женской красоты определенного типажа, его жены имели похожую внешность. Но с гениальной руки художника именно этот тип женской красоты стал олицетворением Барокко, а понятие «рубенсовская женщина» стала именем нарицательным.
Надо отдать должное и тому, что мастер не зацикливался на написании только «обнаженки», его полотна интересны деталями и окружением центрального персонажа. Мужчины, дети и купидоны, животные, лесные пейзажи — все это создает целостную, гармоничную и очень реальную атмосферу.
Женщины с полотен Рубенса: гротеск или щедрость природы?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Творчество Рубенса считают связующим звеном двух культурных эпох – Возрождения и XVII в. Как известно, в культуре Ренессанса возрождались античные традиции, с их культивированием красоты человеческого тела, прославлением свободы и гармонии, изображением обнаженной натуры – всего того, что во времена Средневековья находилось под запретом. На смену абстрактной духовности приходит подчеркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота.
Представления о женской красоте вполне соответствовали духу самой эпохи: пышные формы воспринимались как свидетельство физического здоровья и внутреннего величия. Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, их ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча». Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты.
Рубенса также нередко называют основоположником барокко в живописи, хотя это утверждение иногда поддается сомнению. Это верно в том случае, когда речь идет о пышности и богатстве красок, об изображении тяжеловесных фигур в стремительном движении, в моменты невероятного эмоционального напряжения. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности.
Идеал рубенсовской красоты далек и от классических канонов, и от современных представлений о ней. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Каждый миллиметр их телесных несовершенств выписан с таким тщанием и любовью, что сомнений не остается: Рубенс действительно преклонялся перед таким типом красоты и считал его идеальным для изображения.
Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. Чертами Изабеллы Брандт и Елены Фоурмен наделены женские персонажи на многих картинах Рубенса. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определенный женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жен. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
ЖЕНЩИНЫ С ПОЛОТЕН РУБЕНСА: ГРОТЕСК ИЛИ ЩЕДРОСТЬ ПРИРОДЫ? * вульгарный Рубенс
как ее не понимает любой
в ком торговец (!)
— побеждает художника
именно на потребу обывателю он выставлял телеса
со срамными местами на всеобщее обозрение
и хорошо на этом зарабатывал
его картины и вульгарны и банальны
— как вульгарно и банально то что пошло
Рембрандт * его обнаженная лишена пошлости
— она мила и трогательна
Дали * картина хорошо придумана но воплощение не очаровывает и даже не приятно
вот наверно почему Леонардо по многу лет писал свои картины
— чтобы меньше и реже торговать.
(и чтобы выкроить время для науки)
вот почему величайший поэт мира Пушкин
— умер в долгах.
и величайшие живописцы мира Рембрандт и Врубель
— умерли в нищете.
Ван-Гог сформулировал тоже связь падения искусства
с его продажностью (не случайно он не продал при жизни ни одну картину
если читать его двухтомник писем):
«главные враги искусства торговцы картинами
т.к. они разжигают самые низменные чувства зрителя»
это как раз про Рубенса
— торговца клубничкой
ПОЧЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД МЕШАЕТ УВИДЕТЬ
И ЖИЗНЬ И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ГЛАЗОМ
если брать уроки живописи то голова будет занята
мыслями профессионального направления
— колорит. композиция. взять точно или характерно
по цвету и тону. и т.д.
брать уроки вообще вредно
— отучает от самостоятельного чувствования
подрывает всякое уважительное отношение к себе
глаз профессионала не испытывает отвращения
к картинам Рубенса или Дали или Пикассо
как патологоанатом не испытывает отвращения и ужаса от трупов
в то время как нужен глаз живого
чувствительного человека для искусства
надо ходить по музеям и любоваться своими кумирами
— и состязаться с ними пробуждая в себе вдохновение
о вреде профессионализма пьеса Пушкина «Моцарт и Сальери»
о том что учиться не надо уже говорили древние
мастера чань-буддизма в Китае:
«если хочешь рисовать учиться не надо
садись и рисуй.
если хочешь музицировать учиться не надо
садись и музицируй.
если хочешь общаться богом храм строить не надо
садись и общайся. «
та-та-та. и зачем детей в школе чему-то учат.. сидели бы и писали, рисовали и музицировали себе )) о чем вы сейчас?? человек, изучивший так много основ?? ))
Исходное сообщение Jorejda
та-та-та. и зачем детей в школе чему-то учат.. сидели бы и писали, рисовали и музицировали себе )) о чем вы сейчас?? человек, изучивший так много основ?? ))
ИСКУССТВО ЭТО НЕ ОБУЧЕНИЕ А ПРОГУЛКА В НЕВЕДОМОЕ
=======================================
«нас мало счастливцев праздных» Пушкин
про «Моцарта и Сальери Пушкина»?
или
про чань-буддистов?
«человек, изучивший так много основ?? ))»
это про меня?
и с таким установками пришел в институт
где ученик и ассистент Фаворского мне сказал:
«я боюсь наши преподаватели будут
мешать вам заниматься искусством»
и оградил меня от их общения
и что остается?
— приятная прогулка в неведомое
«поэзия это езда в незнаемое» (Маяковский)
влюбленный отправляясь на свидание
может воспользоваться советом соседа
и даже добиться успеха на свидании.
но его ли это будет жизнь?
я советую влюбленному
действовать только самостоятельно
только это может принести подлинное счастье
С кого Рубенс писал своих знаменитых Венер, или Когда жена на 38 лет моложе мастера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О мастере
Питер Пауль Рубенс, один из великих фламандских художников XVII века, был видной фигурой при заказах католической церкви, королевских дворах и аристократических кругах. Обученный в Антверпене, Рубенс отправился в Италию в 1600 году, где он впитал технику и сюжеты итальянских мастеров (Рафаэль, Леонардо, Микеланджело, Корреджо, Тинторетто, Караваджо и Аннибале Карраччи). Художник с высокой выразительностью и творческим подходом, Рубенс также был одним из самых предприимчивых живописцев. В частности, ему удалось организовать большую мастерскую, в которой работали ученики, студенты, а также были представлены многочисленные религиозные и мифологические картины, работы классической и современной истории, а также портреты.
Рубенс оказал настолько значительное влияние на историю искусства, что даже сформировался термин «Рубенеск». Он используется и в наши дни для описания больших, мясистых женщин, которые напоминают моделей с шедевров Рубенса. Появлению термина во многом способствовала любимая жена Рубенса – Елена Фоурмен.
Елена Фоурмен
Брак с Еленой
«Я решил жениться, потому что я не хотел жить в отречении и безбрачии. Я взял жену из хорошей, буржуазной семьи, хотя весь мир пытался убедить меня жениться на придворной даме. Я боялся гордости, чумы благородства. Поэтому мне понравилась идея взять жену, которая не краснеет при виде моей кисти». (Рубенс в письме к своему другу Никола-Клоду Фабри де Пейреску).
В лице Елены Фоурмен, 16-летней девушки, на которой он женился в 1630 году в возрасте 54 лет, Рубенс нашел тот тип женской красоты, который был ему ближе остальных. Даже самые близкие друзья Рубенса не воздержались от комментариев по поводу большой разницы в возрасте между женихом и невестой. Однако, это не мешало счастью двух людей. Снова и снова можно встретить в его произведениях эту пряную блондинку, даже там, где речь не о портретах. Она – фламандская Елена, точно созданная природой для Рубенса. Здоровый цвет лица, пышные русые волосы, полные формы создают тип чисто рубенсовской красоты.
«Шубка»
Таким образом, Рубенс выходит за рамки чисто портретного жанра: образ Венеры, богини любви и красоты, резонирует в этой работе. Кроме того, он изображает свой вариант увиденной работы коллеги. Незадолго до создания «Шубки» Рубенс видел «Девушку в меховой накидке» Тициана в коллекции английского короля и скопировал сюжет.
Елена – жена посланника
На других работах она одета в роскошные наряды, как подобает жене посланника, в черное или желтое шелковое платье. Шею и руки украшают толстые нити жемчуга. Иногда она играет на музыкальном инструменте в шелковом платье как святая Цецилия, а вокруг нее резвятся ангелочки. Иногда она сидит на окаймленной колоннами террасе своего замка с сынишкой на коленях. Подобно тому, как Рубенс женился на женщине, которая была словно создана кистью Рубенса, он писал других женщин по типу Фоурмен.
Восхищался красотой Елены не только муж. Елену Фоурмен часто называли самой красивой женщиной всех времен. В частности, кардинал-инфант Фердинанд, тогда губернатор Нидерландов, говорил, что она «несомненно, самая красивая из всех, кого можно увидеть здесь в Нидерландах». Поэт Гаспар Гевартиус, друг Рубенса, частенько хвалил «Елену из Антверпена, которая намного превосходит Елену из Трои».
Питер Рубенс, его жена Елена Фоурмент и их сын
А следующая работа словно празднует их счастливый брак. Яркость красок и резкое представление фигур делают эту картину одной из самых великолепных в творчестве Рубенса. Он связал эту работу темой Сада Любви. Фонтан и кариатида являются символами плодородия. Теплое заботливое выражение лица художника и нежный жест его руки свидетельствуют о его искренней любви к Елене.
Елена Фоурмен и Франс Рубенс
Ко времени написания этой работы (1639 год) Рубенс, будучи придворным художником эрцгерцогов Фландрии, Альберта и Изабеллы, был богатым и успешным мастером, известным во всей Европе.
В течение своей карьеры Рубенс провел несколько периодов жизни в Италии, что позволило ему вдохновиться классической культурой античности. Портрет его молодой жены создан в традиции великих портретистов эпохи Возрождения, таких как Тициан и Веронезе. Но Рубенс придает композиции особый динамизм, изображая Елену в движении: он поймал момент, когда она спускается по ступенькам их дома. Более того, мы наблюдаем сцену под низким углом, что усиливает величие молодой женщины, занимающей доминирующее положение по отношению к зрителю. Картина является одним из последних портретов Рубенса с Еленой, выполненный в роскошной и живой манере барокко. С моделью, которая так вдохновляла художника в последние годы его жизни.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Питер Пауль Pyбенс
Рубенсовские фемины
Опасная связь
Фламандец Рубенс родился в небольшом немецком городке Зигене под Кельном. Дело в том, что в Германию его семья эмигрировала из Нидерландов, спасаясь от приближающихся войск жестокого герцога Альбы, направленного туда испанским королем для подавления восстания и искоренения ереси.
Паж графини
Заблудший папа Ян умер, когда Питер был еще в юношеском возрасте. Семья возвратилась во Фландрию, где начала бедствовать. Рубенса для заработка определили в пажи графини де Дален.
Двор этой аристократки оказался весьма странным, а служба при нем нелегкой. Графиня любила двусмысленные игры и розыгрыши. Например, она заставляла своих юных пажей переодеваться в женскую одежду и развлекать гостей-мужчин.
Эти представления с гомосексуальным подтекстом пришлись Рубенсу явно не по вкусу, и он убедил мать забрать его из пажей и устроить учиться.
Но нет худа без добра. Именно при дворе графини Рубенс усвоил умение держаться в обществе и приобрел аристократические манеры. И впоследствии это в сочетании с приятной благообразной внешностью ему очень пригодилось.
Счастливое перемирие
С 1600 по 1608 годы Рубенс провел в Италии, где учился и работал. Там, по утверждению биографов художника, у него было множество любовных связей с итальянскими актрисами, не брезговал он и услугами проституток. В целом дела художника шли неплохо, однако поздней осенью 1608 года он вернулся на родину, порвав с мантуанским герцогом, придворным живописцем которого был в последнее время.
Жена Изабелла
Жена Елена
После смерти Изабеллы у Рубенса была связь с Сюзанн Фоурмен, которая также служила ему моделью. Однако через год Сюзанн вышла замуж за другого. А еще через два года 53-летний Рубенс женился на юной 16-летней красавице Елене Фоурмен, младшей сестре Сюзанн.
И в этом браке он был счастлив. У них родились пятеро детей. Кроме того, Елена стала его любимой натурщицей, и художник обожал рисовать ее обнаженной. Некоторые вакханки на картинах Рубенса изображены с внешностью Елены.
Любитель вакханалий
В сцены мифологического разгула Рубенс на своих картинах включает и людей, которым, как и самому автору, забавно и смешно это опьянение и помрачение рассудка диких существ, порожденных матерью-природой.
Успешный художник
Комментарии |
Нет комментариев. |
Добавить комментарий |
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария. |
Реклама |
Авторизация |