что такое рсс на предприятии
Классификация персонала
Услышав словосочетание «классификация персонала», многие подумают, что это что-то из экономической теории, абстрактное и вообще не имеет отношения к реальности. Но это не так. Все передовые компании делят свой персонал на группы. Это помогает не только вести учет труда, но и мотивировать, развивать сотрудников. Как это реализуется, какие бывают классификации – читайте в статье.
Что такое «персонал», его признаки
Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.
У понятия «персонал» есть свои признаки. Например, рабочий, которого пригласили вымыть окна в офисе компании на 12 этаже, не входит в это понятие. А если организация заключит с ним трудовой договор, и рабочий продолжит работать на постоянной основе, тогда его можно включить в штат.
Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.
На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:
После того как мы рассмотрели понятие «персонал», перейдем к его категориям.
Категории персонала
Делят на производственный и непроизводственный.
Первый занимается трудом, который можно «потрогать». Например, кондитер испек торт, рабочий покрасил стены, бухгалтер составил отчет.
Производственный штат предприятия подразделяется на категории:
Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.
Кто и как классифицирует персонал
Международная организация труда делит трудящихся на три категории:
В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:
В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:
Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:
Классификация работников в организациях
Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:
В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:
Работников также делят:
Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:
Для чего нужна классификация и примеры ее использования
Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.
Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.
Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.
Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.
Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.
Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.
Промышленно-производственный персонал предприятия — классификация, состав и структура
На любом промышленном предприятии (заводе), занимающемся производством, эту деятельность осуществляют работники предприятия — персонал. В зависимости от характера производственного процесса, в соответствии с предписанными функциями производственно-промышленный персонал (ППП) в целом представляет собой сложную структуру, в которой можно выделить различные группы и категории. Главное отличие одной группы от другой — в их отношении к основному производственному процессу предприятия.
Производственно-промышленный персонал предприятия
Более наглядное представление о том, что такое промышленно-производственный персонал, даёт его структура. Сама структура есть совокупность различных групп и категорий персонала с указанием их служебных связей.
Элементы структуры
Классификация по функциональному признаку помогает представить структуру ППП. Расшифровывается эта аббревиатура — производственно-промышленный персонал. В структуре персонала промышленного производства обычно выделяют две группы — производственная и вспомогательная. Деление кадров предприятия на категории происходит по виду предписанных служебных обязанностей, по уровню квалификации, по профессиональной специализации и т. д. В каждом коллективе есть руководящие работники и исполнители.
Функции, права и обязанности менеджеров на разных уровнях промышленного производства различаются.
Иногда в документах, описывающих структуру ППП, используются две аббревиатуры: РСС и РСиС. Расшифровка у них одинаковая: руководители, специалисты и служащие. Отдельные категории занимаются каждая своим делом. Крупные группы и категории также можно представить в виде более подробных детализированных структур. Категории ППП:
Категория «Руководители» состоит из таких групп:
Категория «Специалисты» состоит из таких групп:
Категория «Служащие» очень разнообразна по составу и по выполняемым её сотрудниками функциям. К служащим относятся:
И категория «Рабочие» неоднородна. Структура этой категории:
Структура самого предприятия в соответствии с этим подразделяется на цеха, отделы, управления, бюро и т. п.
Функции разных категорий
Разница между категориями и группами заключается в их причастности к основному технологическому процессу. Рабочие основного производства предприятия составляют самую многочисленную категорию ППП. Это те люди, которые, используют внешнюю энергию и с помощью специального оборудования перерабатывают исходное сырьё, обрабатывают различные материалы и выпускают конечный товарный продукт этого предприятия.
Как правило, рабочие основных производственных профессий имеют более высокую квалификацию. При этом у них могут быть свои ученики — молодые рабочие, которые решили приобрести профессию и обучаются прямо на рабочих местах. К вспомогательным относятся ремонтные службы, энерго- и электроснабжение, транспорт, строительные подразделения.
Каждый руководитель является непосредственным начальником для исполнителя, стоящего на одну ступеньку служебной иерархии ниже. Следующий является непосредственным руководителем для своего нижестоящего и так далее.
Специалисты различаются по предписанным им задачам. Инженерно-технические работники разрабатывают и проводят техническую политику производства, следят за исполнением технологии, за внедрением новых передовых технических решений. Ведущие специалисты финансово-экономической службы рассчитывают экономические показатели и следят за их выполнением. Административно-управленческий аппарат ведёт оперативную работу по сопровождению распоряжений руководителей, делопроизводство. Младший обслуживающий персонал обеспечивает условия быта, чистоту и порядок на предприятии.
Количественные характеристики
Общее количество работников на предприятии определяется заданными экономическими показателями — предполагаемым объёмом производства, нормами производительности труда, условиями труда. Соотношения по численности работников различных категорий определяются списком требуемых профессий, технической и технологической обеспеченностью рабочих мест, требованиями законодательства по длительности рабочего дня, по соблюдению графика отпусков.
Существуют и используются понятия «списочный состав» и «явочный состав». Первая характеристика определяет, сколько сотрудников всех категорий числится на предприятии (в организации, в фирме). Списочный состав включает и необходимый минимум работников, и резерв. Вторая характеристика тесно связана с технологическим процессом и определяет, сколько работников и каких специальностей и должностей должно присутствовать единовременно на своих рабочих местах, чтобы производственный процесс не останавливался.
При массовом и крупносерийном производстве наибольшее количество людей приходится на категорию рабочих основного производства. При определении количества работников в каждой группе и категории необходимо предусматривать резерв на случай незапланированных ситуаций — болезни работников, выполнение ими государственных и общественных обязанностей, вызовы в военкомат и на военные сборы, учебный график для студентов вечерних и заочных форм обучения, личные обстоятельства и т. п. Количеству и качеству персонала должен соответствовать фонд заработной платы предприятия.
Управление персоналом
Современные условия, а именно условия работы производственных коллективов начала 21-го века, потребовали внедрения новых методов управления персоналом со стороны руководства предприятия. Если прежние методы управления можно характеризовать как наличие главенства формальных отношений между руководителями и подчинёнными, регламентированных различными внешними и внутренними документами, то новые методы отличает большее сходство в понимании руководством и коллективом целей и способов их достижения.
Новый стиль управления называется «Управление человеческими ресурсами». И руководство предприятия, и персонал нацелены на удовлетворение потребностей конечного пользователя их продукцией. Именно такой подход может обеспечить повышение прибыли предприятия, что соответствует интересам и руководства предприятия (фирмы), и трудового коллектива. Руководство становится более заинтересованным в повышении профессионального уровня своих сотрудников, в улучшении условий их труда и отдыха, в обеспечении бытовых условий.
Естественно, важным фактором стимулирования хорошей работы является повышение материального вознаграждения (зарплаты) за улучшение производственных показателей. Лучшие работники могут переводиться на более высокие должности с более высокой оплатой их труда.
Такая политика руководителей фирмы стимулирует персонал к повышению своих трудовых показателей и к увеличению прибыли фирмы. Но и забот у руководства при таком взаимодействии с персоналом прибавляется. Необходимо интенсивней внедрять новую технику и новые технологии, вкладывать средства в обучение персонала, тщательней следить за моральным климатом в трудовом коллективе.
Оперативные функции управления персоналом на предприятии выполняет кадровая служба. Организацией привлечения новых кадров на предприятия занимаются кадровые агентства. Особенную ценность для любого предприятия представляют «старые кадры». Естественно, «старые» не по возрасту, а по стажу работы.
Кадровые работники отличаются не только большим опытом и профессиональными знаниями, но и большей ответственностью за результаты непосредственно им порученной работы и предприятия в целом. К ним обычно и прикрепляют учеников.
Выполнение обязанностей РСС в подразделении предприятия (должностная инструкция)
2.1 Функции и задачи РСС участка подразделения
Мастер участка изготовления технологического инструмента осуществляет в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими производственно-хозяйственную деятельность ОАО «МРК», руководство персоналом смены участка изготовления технологического инструмента.
Основные задачи мастера:
· Обеспечение ежесменного выполнения плановых заданий по изготовлению технологического инструмента по объёму, качеству, заданной номенклатуре персоналом смены;
· Повышение производительности труда, снижение трудоемкости на основе рациональной загрузки оборудования и использования его технических возможностей;
· Экономное расходование сырья, материалов, топлива, энергии и снижение издержек производства;
· Создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья подчиненных работников в процессе трудовой деятельности;
· Мастеру непосредственно подчинен персонал смены участка.
· Организационную структуру цеха и производственные связи участков цеха, их взаимодействия;
· Производственное оборудование участка и правила его технической эксплуатации;
· Нормы расхода сырья, энергии, основных и вспомогательных материалов на выполняемые работы работниками смены.
2.2 Права и обязанности РСС участка подразделения
Мастер участка обязан:
· Осуществлять в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регулирующими производственно-хозяйственную деятельность ОАО «МРК», руководство персоналом смены;
· Выполнять работы, связанные с приемкой и сдачей смены, своевременной подготовкой к работе, ведением установленной документации;
· Проводить предсменный инструктаж и инструктаж по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке;
· Обеспечивать выполнение сменных производственных заданий по изготовлению технологического инструмента, качеству, заданной номенклатуре персоналом смены;
· Обеспечивать соблюдение установленной технологии изготовления технологического инструмента, требований технологических инструкций, технологических карт, национальных и отраслевых стандартов, стандартов организации, технических условий, оперативно выявляет и устраняет причины брака;
· Осуществлять бесперебойную и ритмичную работу смены участка;
· Осуществлять оперативный контроль за соблюдением персоналом смены технологических процессов, качеством выполняемых работ;
· Принимать участие в проведении инвентаризации по учету незавершенного производства, материалов на технологию в конце отчетного периода.
Мастер участка привлекается к ответственности за:
· Несоблюдение настоящей должностной инструкции;
· Невыполнение требований федеральных законов, правил и инструкций по охране труда и промышленной безопасности;
· Разглашение персональных данных, ставших известными в связи с исполнением трудовых обязанностей;
· Невыполнение требований Трудового Кодекса РФ.
2.3 Соблюдение работы РСС участка подразделения по выявлению причин брака и принятию мер по его предупреждению
Производственный брак — продукция, которая не удовлетворяет всем установленным требованиям, и передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.
Различают исправимый производственный брак и окончательный производственный брак. К исправимому относится продукция, которую технически возможно и экономически целесообразно исправить в условиях предприятия-производителя; к окончательному — изделия с дефектами, устранение которых технически невозможно или экономически невыгодно. Такие изделия подлежат утилизации как отходы производства, либо реализуются изготовителем по цене значительно ниже, чем такое же изделие без брака (уценённый товар).
Обязанности по выявлению производственного брака, как правило, лежат на отделе технического контроля (ОТК). Чаще всего прохождение готовым изделием контроля ОТК отмечается специальным штампом в техническом паспорте изделия или на корпусе изделия.
Определённое значение для предупреждения производственного брака имеют следующие меры:
· строгое соблюдение технологии производства продукции;
· правильная организация труда;
· регулярные курсы повышения квалификации сотрудников предприятия.
Что такое рсс на предприятии
Полезное
Смотреть что такое «РСС» в других словарях:
РСС — Российский союз строителей http://www.omorrss.ru/ РФ РСС радиостанция спутниковой связи связь РСС Региональное содружество в области связи … Словарь сокращений и аббревиатур
РСС — сокр. Региональное содружество в области электросвязи Страны Регионального содружества в области электросвязи (РСС) к 2015 году должны перейти на наземное цифровое теле и радиовещание … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
РСС — радиостанция слежения радиостанция спутниковой связи разведка средств связи распределительная силовая сеть Региональная сотовая связь (компания) Региональное содружество в области связи (СНГ) резка соломы и силоса … Словарь сокращений русского языка
РСС-групп — РСС РСС групп Русстройсистемы организация, строительство … Словарь сокращений и аббревиатур
План РСС — (План Радиовещательной Спутниковой Службы) международный стандарт частотных выделений радиовещательной спутниковой службы для различных стран. Содержание 1 История 2 Частотные присвоения РФ в Плане РСС … Википедия
РАШТРИЯ СВАЯМСЕВАК САНГХ (РСС) — Союз добровольных слуг родины правая коммуналистская орг ция, основанная в 1925 Хедгеваром. В 1940 ее лидером стал Голваркар. Организована на принципах единоначалия и строгой партийной дисциплины. С самого начала была связана с Хинду… … Словарь индуизма
зона обслуживания фидерной линии в РСС — Зона на поверхности Земли, расположенная внутри зоны луча фидерной линии, в пределах которой могут располагаться передающие земные станции для обеспечения фидерных линий к космической станции радиовещательной спутниковой службы. [ОСТ 45.124 2000… … Справочник технического переводчика
фидерная линия (в РСС) — Радиолиния от передающей земной станции радиовещательной спутниковой службы до космической станции. [ОСТ 45.124 2000 ] Тематики службы связи Обобщающие термины линии передачи EN feeder link (in the BSS) … Справочник технического переводчика
зона обслуживания фидерной линии в РСС — 78 зона обслуживания фидерной линии в РСС Источник: ОСТ 45.124 2000: Службы связи спутниковые: фиксированная, радиовещательная и подвижная. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
радиовещательная спутниковая служба; РСС — 13 радиовещательная спутниковая служба; РСС Источник: ОСТ 45.124 2000: Службы связи спутниковые: фиксированная, радиовещательная и подвижная. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Тарифные коэффициенты СПП и РСС
ПРИМЕР СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ДОРОЖНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Организация имеет право самостоятельно выбирать формы и системы оплаты труда, которые закрепляются в уставе, коллективном договоре или другом документе, регламентирующем деятельность предприятия.
Система оплаты труда может базироваться на повременной или сдельной формах в комбинациях с премированием за выполнение требований администрации к качеству продукции, производительности труда и других условий. Система поощрительных выплат должна строиться таким образом, чтобы администрация предприятия могла активно стимулировать персонал, от которого зависят наиболее важные параметры производственного процесса. Это могут быть работники, занятые на создании и внедрении новых технологий, новых видов продукции, рабочие, обеспечивающие высокое качество продукции, а в некоторых случаях, просто добросовестно работающие в сложных экономических и организационно-технологических условиях. Большое значение для повышения мотивации имеют различные формы морального поощрения в комбинациях с правильно организованными поощрительными выплатами.
В частности, широко используется форма оплаты труда, основанная на применении коэффициента трудового участия (КТУ), обобщенной оценки вклада каждого работника в общие результаты работы предприятия. КТУ может учитывать многие факторы мотивации работника, т.к. является комплексным критерием, отражающим наиболее важные показатели производственной деятельности каждого члена коллектива.
В качестве примера может быть рассмотрена система оплаты труда, успешно используемая в ряде дорожных организаций. Расчет производится следующим образом:
1. Устанавливается и утверждается руководителем предприятия тарифная сетка строительно-производственного персонала (СПП) и руководителей, специалистов служащих (РСС).
Разряды СПП | I | II | III | IV | V | VI |
Тарифные коэффициенты | 1.23 | 1.33 | 1.45 | 1.64 | 1.89 | 2.2 |
Должность РСС | Тарифные коэффициенты |
Генеральный директор Главный инженер Начальники отделов Ведущий инженер Инженер 1 категории Прораб Мастер Техник | 5,0 4,0 3,5 – 3,8 3,0 – 3,25 2.25 – 2.75 3,0 – 3,5 2,5 – 2.8 1,5 – 2,0 |
2. Производится расчет гарантированной заработной платы за месяц.
где: ЗПг – гарантированная минимальная заработная плата всего персонала (СПП
Р – численность СПП и РСС;
ТКр – тарифные коэффициенты работников;
ЗПmin – установленная в законодательном порядке минимальная месячная
3. Определяется месячный размер затрат на оплату труда, как доля себестоимости, которая остается после выплат по другим элементам себестоимости (после гарантированной заработной платы ЗПг).
где: ЗОТм – месячные затраты на оплату труда;
Вм – выручка от выполнения работ за месяц;
ППм – планируемая или фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении
(МЗ + АО + ПЗ)м – месячный размер выплат по элементам себестоимости,
соответственно, материальные затраты, амортизация и
S ЕСН – суммарная процентная ставка единого социального налога.
4. Производится расчет компенсаций за очередные отпуска, сверхурочные работы, работу в выходные и праздничные дни и определяется фонд заработной платы за выполнение объема работ.
где: ЗПм – фонд заработной платы за выполнение месячных объемов работ;
Км – сумма компенсаций за месяц.
5. Определяется средний базовый поощрительный коэффициент заработной платы по предприятию.
Поощрительный базовый коэффициент утверждается советом АО или руководством предприятия.
Заработная плата каждого работника складывается из гарантированной и поощрительной частей: Р P
гарантированная поощрительная часть
где: КТУ – коэффициент трудового участия, определяемый ежемесячно для
каждого работника предприятия.
КТУ устанавливается по результатам работы за месяц для каждого работника по ежедневной регистрации в специальных журналах – табелях. Месячный КТУ определяется как среднее арифметическое ежедневных величин.
Состав показателей, увеличивающих и снижающих КТУ, разрабатывается при участии всех руководящих работников и представителей рабочих от каждого подразделения. Устанавливается одновременное и предельное максимальное значение КТУ. Перечень показателей трудового участия может изменяться в соответствии с изменением производственной ситуации и при появлении необходимости стимулировать определенные качественные, количественные, организационные или экономические параметры производственного процесса. Ниже приводятся примерная структура КТУ для СПП и РСС, используемая реальным предприятием.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет