Сейчас 22 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте
Как составлять рабочую программу дисциплины
На основании ФГОС ВО 3-го поколения, примерных основных образовательных программ (ПООП) и профессиональных стандартов (ПС) соответствующих отраслей производства или науки образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает собственные образовательные программы (ОП вуза), а также технологию их реализации. Если реализации учебной дисциплины в нескольких учебных семестрах или её преподавание осуществляется несколькими кафедрами, РПД разрабатывается в целом для всей учебной дисциплины с указанием основной кафедры, отвечающей за реализацию дисциплины («владельца» дисциплины), и кафедр, отвечающих за конкретные разделы. Несколько дисциплин, родственных по содержательной части, могут составлять образовательный модуль дисциплин (ОМД), при этом рабочая учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине, входящей в ОМД, с указанием наименования ОМД на титульной странице.
Структура рабочей программы дисциплины должна состоять из следующих разделов:
На титульном листе приведена вся основная информация о дисциплине — как дисциплина (или модуль) называется, к какому учебному циклу относится, для каких направлений подготовки она разработана, какова её трудоемкость. Очень важно всю информацию на титульном листе указать правильно.
Цели освоения дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП
Укажите, к какому учебному циклу относится дисциплина (это можно определить по шифру дисциплины, или свериться с учебным планом по соответствующему направлению подготовки, или с таблицей структуры ООП в компетентностной модели выпускника). Напишите, какие дисциплины должны быть предшествующими, а какие последующими как с точки содержания, так и с точки зрения процесса формирования компетенций выпускника.
Структура и содержание дисциплины
Здесь следует указать трудоемкость освоения дисциплины в зачетных единицах и часах в строгом соответствии с учебным планом. Далее нужно заполнить таблицу, содержащую информацию о разделах дисциплины и распределении учебной нагрузки по разделам и видам занятий и самостоятельной работы студента (СРС).
В данном разделе рабочей программы приводится все содержание дисциплины. Это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы дисциплины. Здесь указывается перечень дидактических единиц, изучаемых студентами по каждому из разделов дисциплины.
Самостоятельная работа студента
В этом разделе необходимо учесть все виды самостоятельной (внеаудиторной) работы, требуемой для освоения дисциплины и, определить их примерную трудоемкость.
Применяемые образовательные технологии
Формы контроля освоения дисциплины
Раздел включает описание форм текущей и рубежной аттестации, а также промежуточного контроля. Если дисциплина преподается в течение нескольких семестров, укажите формы промежуточного контроля в каждом из семестров. Если формы текущей и рубежной аттестации различаются в разных семестрах, то это тоже нужно указать.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Укажите список основной и дополнительной литературы по дисциплине, электронные ресурсы и т. п. В обязательном порядке следует указывать ссылки на ресурсы электронных библиотечных систем, доступных для использования в образовательной организации! При оформлении рабочей программы дисциплины обязательно уточните, доступ к каким электронным библиотечным системам открыт в настоящий момент. Сделать это можно посмотрев закладку «Список договоров с ЭБС»
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Составьте список всех материально-технических средств, необходимых для чтения лекций, проведения практических, семинарских занятий, лабораторных работ. Не забудьте указать необходимое оборудование аудиторий (проекторы, ноутбуки, компьютерные рабочие места и т.д.), программное обеспечение, раздаточный материал и т. п.
1.1. Настоящее Положение о рабочей программе дисциплин (РПД) (далее – Положение) определяет порядок разработки и содержание рабочей программы дисциплины в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московском государственном областном университете.
1.2. Настоящее положение имеет целью:
• установить требования к структуре и содержанию рабочей программы с учетом требований ФГОС ВПО;
• ориентировать разработчиков рабочих программ на необходимость соблюдения установленных ВУЗом требований;
• определить порядок разработки и утверждения рабочих программ.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иными действующими правовыми актами в сфере образования.
1.4. Рабочая программа дисциплины является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и предназначается для обучающихся по направлениям подготовки, специальностям высшего профессионального образования всех форм обучения и преподавателей, ведущих соответствующие учебные занятия.
2.Порядок разработки, согласования и утверждения РПД
2.1. Рабочая программа дисциплины (РПД) является основным методическим документом, определяющим:
· цель и задачи дисциплины;
· место дисциплины в структуре обязательной образовательной программы (ООП);
· требования к минимуму содержания и уровню освоения дисциплины;
· компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины;
· объем часов и распределение учебного времени по формам обучения, видам занятий и разделам изучаемых курсов;
· организацию самостоятельной работы студентов, формы текущего промежуточного и итогового контроля знаний, и их оценку;
· методы реализации процесса обучения и образовательные технологии, используемые в процессе изучения дисциплины;
· список учебно-методической и научной литературы, а также иных источников, наиболее полно раскрывающих содержание данной дисциплины, а также материально-техническое и информационное обеспечение.
2.2. РПД составляется по каждой дисциплине базового учебного плана, включая дисциплины по выбору студента, в соответствии с основной образовательной программой (ООП) направления и профиля подготовки с учетом всех форм обучения.
2.3. РПД разрабатывается ведущими по соответствующей дисциплине преподавателями кафедры (авторским коллективом) факультета (института). Обязательным этапом подготовки РПД является его обсуждение на заседании кафедры с последующим рассмотрением Учебно-методической комиссией факультета (института) и дальнейшим утверждением на Учебно-методическом совете университета.
РПД проходят внутреннюю экспертизу (проверяют заведующие кафедр, учебно-методическая комиссия факультета (института), учебно-методическое управление) на соответствие требованиям ФГОС ВПО, утвержденному учебному плану и данному Положению.
Кафедра несет ответственность за полную обеспеченность закрепленных за ней дисциплин учебно-методическими материалами, их регулярное обновление.
Учебно-методический совет МГОУ несет ответственность за соответствие содержания и структуры РПД требованиям, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и в настоящем Положении.
2.4. Исходными документами для составления РПД являются:
· ФГОС ВПО соответствующих специальностей, направлений подготовки, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
· утвержденный базовый учебный план, в котором определены последовательность изучения и объем учебного времени для каждой дисциплины с распределением по формам обучения, видам занятий и формам контроля по семестрам;
· примерная программа данной дисциплины, разработанная соответствующим учебно-методическим объединением вузов или Министерством образования и науки РФ;
2.5. РПД должен соответствовать образовательной концепции МГОУ, а также:
· учитывать новейшие разработки и достижения в науке, технике, экономике, культуре и других сферах, связанных с конкретной учебной дисциплиной;
· обеспечивать оптимизацию учебного процесса, внедрение инновационных технологий образовательного процесса;
· ориентировать студентов на научно-исследовательскую работу и умение применить полученные теоретические знания на практике в последующей профессиональной деятельности.
2.6. РПД должна обновляться ежегодно с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
2.7. РПД должен быть подготовлен и представлен для обсуждения на заседании кафедры не позднее, чем за 2 месяца до начала преподавания дисциплины.
2.8. При обсуждении на заседании кафедры особое внимание обращается на соответствие содержания РПД требованиям обязательного дидактического минимума ФГОС ВПО по направлению (-ям) подготовки, специальности (-ям), а также на обеспечение междисциплинарных связей. Название дисциплины РПД должно соответствовать названию дисциплины утвержденного базового учебного плана.
2.9. По итогам обсуждения кафедра принимает решение «Рекомендовать»
(к УМС) или «Доработать». В последнем случае автор-составитель в течение
15 рабочих дней дорабатывает рабочую программу с учетом внесенных замечаний и предложений и повторно представляет её на заседание кафедры.
2.10. Рекомендованная кафедрой, прошедшая согласования и одобренная на Учебно-методической комиссии факультета (института) (выписки из проколов заседаний кафедры и учебно-методической комиссии факультета (института) прикладываются к РПД, также как и отзывы рецензентов) рабочая программа дисциплины передается в Учебно-методическое управление (УМУ), затем утверждается на Учебно-методическом совете. Хранится: утвержденный и подписанный вариант в УМУ; копия – на кафедре.
2.11. Включение в план издания рабочих программ дисциплин осуществляется кафедрами совместно с УМУ на основе анализа обеспеченности учебно-методическими материалами дисциплин, закрепленных за кафедрами.
2.12. Сроки издания РПД должны соответствовать срокам, указанным в плане издания учебно-методической литературы на текущий год, составленном УМУ на основании заявок, полученных от кафедр, и в соответствии с представлением Учебно-методического совета. Организационные и контролирующие функции при подготовке рукописи к изданию осуществляют кафедры.
2.13. Автор-составитель (коллектив авторов) обязан представить на кафедру в установленный срок рукопись, соответствующую требованиями настоящего Положения.
2.14. РПД должен быть представлен на бумажном и электронном носителях (для кафедры и для Учебно-методического управления) и для библиотеки (только электронная версия).
2.15. Студенты и преподаватели получают РПД через библиотеку.
2.16. Печатные экземпляры РПД являются собственностью МГОУ.
3. Примерная структура рабочей программы дисциплины (РПД)
3.1. РПД представляет собой самостоятельный документ и имеет следующую структуру (см. приложение 1):
· Титульный лист оформляется в соответствии с образцом. На титульном листе указываются: наименование университета, факультета, кафедры, наименование дисциплины, направлений подготовки, профилей подготовки, программы подготовки, дата и № протокола утверждения на кафедре. Код и наименование дисциплины на титульном листе должны соответствовать учебным планам;
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)
факультет (наименование факультета)
кафедра (наименование кафедры)
Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ
Протокол « »_________20__ г. №
Рабочая программа дисциплины
Квалификация (степень) выпускника
_____(очная, очно-заочная, заочная)______
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-методическое управление Протокол «__»________2012г. №__
« »__________________20__ г. Зав. кафедрой__________________
Начальник УМУ_________________ /Ф. И.О. зав. кафедрой/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)
Кафедра Экономической теории
Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ
Протокол « »__________2012 г. №
Рабочая программа дисциплины
История экономических учений
«Финансы и кредит», «Мировая экономика»,
«Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Квалификация (степень) выпускника
Для всех форм обучения
(или для очной и заочной формы обучения)
Протокол от 26 апреля 2012г. №10
Ф. И.О., ученая степень,
ученое звание, должность
Рабочая программа дисциплины _________(название дисциплины) ___
составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина входит в гуманитарный, социальный и экономический / математический / профессиональный цикл базовой /вариативной части и является обязательной для изучения / изучается по выбору (нужное вписать).
Ф. И.О., ученая степень, ученое звание, должность
Согласование со смежным факультетом (при необходимости)
уч. степень, уч. звание
Согласование с учебно-методической комиссией факультета
уч. степень, уч. звание
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……………………………………………
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
4. Структура и содержание дисциплины …………………………………………………..
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………….
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………….
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………..
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины ________________________________ являются _______________________________________________________________________________ (Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО)
[Примечание: Постановка цели является важным фактором проектирования рабочей программы дисциплины, которая представляет собой осознанный субъективный образ, представление о будущем результате деятельности, определяющий целостность и направленность определенных действий.
(Для более упрощенного понимания постановки и описания цели освоения дисциплины (или модуля) приведем пример: Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры)
Изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;
Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления).
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
_______________________________________________________________________________(Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (это можно определить по шифру дисциплины или свериться с учебным планом по соответствующему направлению подготовки. Например, дисциплина “Статистика” относится к базовой части математического цикла или «Управление человеческими ресурсами” является базовой дисциплиной профессионального цикла). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимые при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин. Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее).
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): (перечисление необходимых ОК)
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): (перечисление необходимых ПК)
Примечание: В данном пункте рабочей программы дисциплины рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника (в каждую могут войти не все компетенции по ФГОС).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Распределение часов по темам и видам учебной работы.
Необходимо заполнить таблицу, содержащую информацию о разделах дисциплины и распределении учебной нагрузки по разделам и видам занятий и самостоятельной работы студента (в соответствии с учебным планом).
Разработчик РПД самостоятельно определяет количество и наименования разделов дисциплины, виды учебной нагрузки и их трудоемкость. Распределите учебную нагрузку по видам занятий и СРС внутри каждого из разделов дисциплины, имея в виду, что распределение суммарной нагрузки по дисциплине в каждом семестре должно строго соответствовать учебному плану.
Наименование разделов (тем)
Бюджет учебного времени, часов
в том числе аудиторные занятия по формам обучения:
Семинарск., практич, лабораторн. занятия
Семинарск., практич, лабораторн. занятия
Контрольные работы, (кол-во)
Раздел I. Название раздела (если есть)
Таблицу при необходимости можно развернуть по горизонтали
При необходимости в графы заочной формы обучения вставить столбец «Семинарские, практические и лабораторные занятия»
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации указываются для всех форм обучения (по-семестрово).
Формой текущего контроля и промежуточной аттестации являются:
для очной формы обучения зачет в 1 семестре, экзамен – 2 семестр;
для очно-заочной – зачет в 1 семестре, экзамен – 2 семестр;
для заочной – контрольная работа в 1 семестре, зачет (экзамен) – 2 семестр.
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.
4.2 Содержание дисциплины
Раскрывается содержание курса с учетом результатов современного развития науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел программы составляется в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по соответствующему направлению. Все разделы разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. Нумерация тем в разделах сквозная.
Раскрывается содержание теоретического курса в логической последовательности изучения разделов и тем. При этом исключается дублирование изучаемого материала с другими дисциплинами. Каждый раздел и тема имеют свое название.
Раздел 1 рекомендуется начинать с введения, где даются основные понятия и термины, относящиеся к конкретной дисциплине (глоссарий).
Раздел 1. Название раздела Тема 1. Название темы
Содержание темы. Тема 2. Название темы
Раздел 2. Название раздела Тема 3. Название темы
Содержание темы. Тема 4. Название темы
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ___________________________________
(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯУСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПОИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
_______________________________________________________________________________ (Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины.)
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература: ___________________________________________________
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы _____________________________
(Приводится учебная, учебно-методическая и научная литература по изучаемой дисциплине. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной).
В список основной литературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания (учебники) с учетом их наличия в библиотеке вуза:
— учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники и т. д., имеющиеся в библиотеке Московского государственного областного университета в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности библиотечных ресурсов, а также новые издания, рекомендуемые кафедрой к приобретению с целью обновления библиотечного фонда (приоритет отдается изданиям, имеющим гриф МОиН РФ по соответствующей специальности/направлению);
— изданные профессорско-преподавательским составом Московского государственного областного университета учебники (учебные пособия, тексты лекций).
В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке ВУЗа:
учебная (учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, практикумы и т. д.)
научная (первоисточники, монографии, статьи, диссертации, сборники научных трудов и т. д.);
справочно-информационная (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т. д.).
В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания.
Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Список литературы должен обновляться в виде дополнений и изменений, внесенных в РПД (вкладыш).
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины. В качестве материально-технического обеспечения дисциплины могут быть использованы мультимедийные средства (проекторы, ноутбуки); компьютерные рабочие места; программное обеспечение; наборы слайдов или кинофильмов; описание деловых игр; демонстрационные приборы; при необходимости – средства мониторинга и т. д.
Пару дней назад мне попалась на глаза реклама вебинара:
Стань звездой Stories (2019)
Посмотрев на нее, я опечалился — потому что за несколько часов до того я получил письмо с темой «Материалы для составления РПД». Тем читателям, кто не знает, что такое РПД, могу только позавидовать — это «рабочая программа дисциплины». К письму прилагался образец этой самой РПД — документ на 35 страниц. Но если по рекламе «Стань звездой Stories» я сразу могу составить представление, о чем пойдет речь на курсе и как он будет устроен, то, боюсь, даже если я напишу РПД «Технологии корпусной лингвистики», ни один читатель через нее не продерется и не узнает, что же я там на самом деле преподаю. Но писать надо: на носу аккредитация, и если я этого не сделаю, то произойдет что-то страшное (не знаю, правда, что).
И вот я сажусь делать программу. Я придумал цели и задачи, а теперь нужно понять, на формирование каких профессиональных компетенций нацелен мой курс. Может быть, это ПК-16 (готовность организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда малых коллективов)? А ПК-3 (владение методами сбора и документации лингвистических данных), наверное, тоже войдет в список? На мое счастье, умные люди уже сделали эту работу за меня, равномерно раскидав положенные стандартом компетенции по предметам, причем даже в меру осмысленно — надо только списать из таблицы. Мне достались ОПК-1, ПК-1, ПК-9, ПК-10 и ПК-12; это что-то про лингвистику, а труд малых коллективов я все-таки не организую. Переходим к сочинению трех перечней пунктов по пять в каждом: «знать», «уметь» и «владеть». К каждому из пунктов надо приписать какие-нибудь компетенции. Поскольку я перенапрягся, пытаясь отличить «знать» от «владеть», компетенции распределяю произвольно.
Но это была только аннотация, а дальше начинается пояснительная записка. Она состоит примерно из тех же частей, что аннотация, но — для удобства — в другом порядке. Копирую всё необходимое и туда. И вот наконец тематический календарный план курса. Вношу темы своих занятий по неделям, стараясь не думать, что вообще-то расписание плавающее, и может оказаться, что мой предмет поставят не на весь семестр, а с апреля, но по четыре пары в неделю.
К каждой теме я должен приписать количество часов на самостоятельную работу студента. Страшно признаться, но я не имею представления, сколько часов должен работать студент над какой темой: объем домашнего задания я определяю интуитивно и как-то живем (а если я увижу, что слишком мало, или пожалуются, что слишком много, то в следующий раз исправлюсь). А впрочем, какая разница: главное, чтобы сошлась сумма — 66 часов за семестр; сейчас я их размажу по таблице.
Теперь — содержание дисциплины. В принципе это тот же тематический календарный план, только без номеров недель, подлиннее и не в таблице. Следующий раздел — информационные и образовательные технологии. Так, тут опять надо расписывать каждое занятие, но теперь еще отметить, какие компетенции оно формирует (только не думать!), а также чем мы будем заниматься на семинарах. В образце, с которого я списываю, в каждой строке написано «Выступление по прочитанной литературе. Текстовое транскрибирование и аннотация основного проектного аудиофайла» с мелкими вариациями и добавлениями. Так, пожалуй, выступление по прочитанной литературе — это отлично, оставим; никакого выступления на каждом семинаре не планируется, но надо же чем-то забивать таблицу. А вот основной проектный аудиофайл мне совсем не подходит; надо придумать какую-то свою универсальную формулу — пусть будет, скажем, «Практическая работа с корпусами разноструктурных языков», выглядит в меру умно, а конкретики никакой.
Приступаем к разделу «Фонд оценочных средств»; лучшие друзья преподавателей — это компетенции, и они тут как тут: надо снова написать, на каких занятиях какая компетенция развивается. Но разве я не писал это только что? Писал, но там-то это было в таблице, а тут какой-то другой формат. Дальше следуют две страницы про шкалу оценки — к счастью, они общие для всего университета и повторяются дословно в каждой программе (сколько они займут все вместе, когда их распечатают, думаю, что-то вроде 20000 страниц). Потом еще экзаменационные билеты и примеры заданий, а дальше — «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины»; помню, в былые времена говорили «Список литературы», но, видимо, это звучало несолидно. Следующие 8 страниц — это планы практических занятий.
И вот мы уже почти достигли конца, остается только «Материально-техническое обеспечение дисциплины»: «Для эффективной работы также необходима доска, размер и расположение которой должны позволять всем слушателям видеть написанное». Копирую, не читая — уф-ф, всё.
Каждый преподаватель должен проделать это с каждой дисциплиной, которую он преподает — а возможно, и не один раз, потому что шаблон менялся, и один и тот же предмет для студентов разных лет набора должен быть оформлен по-разному. Если осмысленно писать программу к полностью готовому курсу, я бы оценил этот труд в два рабочих дня. Неосмысленно, конечно, можно обойтись и быстрее: все равно же эти 35 страниц никто не будет читать, только проверяющий придет и посмотрит, чтобы все нужные разделы были на месте и часы сходились.
Да и скажем откровенно: в России есть от силы 15–20 человек, которые способны оценить, насколько разумно я преподаю корпусную лингвистику или не рассказываю ли студентам устаревшую ерунду, но никто из этих людей — не эксперт Рособрнадзора. У меня даже есть подозрение, что я мог только поменять номера компетенций и часы в присланном мне образце, а всё содержание оставить от другого курса как есть — никто бы и не заметил. Проверять, правда, не рискнул…
Это всё была история про РПД в Российском государственном гуманитарном университете. А вот в Высшей школе экономики РПД нет. Там есть ПУД — программа учебной дисциплины. Поскольку Вышка информатизирована лучше, чем прочие вузы, минувшей осенью там появился специальный электронный конструктор, в котором эти самые ПУДы полагалось составлять. Все бурно пообсуждали в фейсбуке, как страшно жить и как хорошо было писать программы в вордовском файле, но нехотя перестроились. Поскольку я люблю всякие технические новинки, то не стал тянуть с этим делом год, а открыл конструктор всего лишь после третьего напоминания — он оказался довольно удобный, так что я увлекся и стал делать в нем более или менее настоящую программу: с реальными темами и с реальной литературой. Я понимал, что это может быть наказуемо, но не придал этому большого значения.
Через несколько недель мне стали приходить письма: «Почти всю бумажную литературу пришлось деактивировать, потому что ее в библиотеке слишком мало — по 1–2 штуки». Да-да, я не учел, что по стандарту в библиотеке университета должно быть по одному экземпляру каждой книги из списка литературы на четверых студентов. Допускаю, что составители стандарта не любят пиратство и не знают о существовании сканеров и ксероксов, но вообще-то это означает, что ни одно бумажное научное издание студентам рекомендовать нельзя: ни в какой университетской библиотеке мира не хранятся десятки копий ничего, кроме самых базовых учебников.
Это решение, к которому я как составитель программы должен был, конечно, прибегнуть сразу. В библиотеке ВШЭ в количестве 109 штук имеется учебник А. А. Реформатского «Введение в языковедение» — вот его-то и есть смысл включать в качестве литературы во все лингвистические курсы. В принципе это отличная книга — ну и что, что она 1967 года? Ну и что, что по содержанию моих предметов там ничего не написано? Зато 109 экземпляров. Конечно, если кто-нибудь захочет выяснить, хватит ли ее на студентов всех курсов, к которым она приписана, то и 109 экземпляров может оказаться недостаточно — но будем надеяться, что до таких вершин искусство проверки пока не поднялось.
Кто-то из читателей, прочитав мой текст, возмутится: так чего же автор хочет? Не писать программы, работать по наитию, погрузить университеты в пучину хаоса? Нет, не настолько. Когда я был студентом, я не заглядывал ни в одну программу, но, вообще, наверное, неплохо, чтобы они были — но только для студентов и коллег, а не для проверяющих. Уверен, что никакой студент не захочет узнать, какую профессиональную компетенцию ему разовьют на 13-й неделе семестра: а для того чтобы заглянуть и составить представление о содержании курса, гораздо полезнее была бы программа на страничку в свободной форме: вебинар «Стань звездой Stories» — отличный пример для подражания.
Тем более что узнать, что будет на 13-й неделе на 40-й минуте семинара на самом деле и невозможно: любой разумный преподаватель ориентируется на студентов, на их темп и на их запросы, а не на раз и навсегда написанную программу. На лучшем семинарском занятии моих студенческих лет, которое я до сих пор вспоминаю, мы на протяжении полутора часов во всех подробностях разбирали одно слово готского языка; сомневаюсь, что так было запланировано и что в программе в разделе «Информационные и образовательные технологии» можно было бы написать «Морфологический, словообразовательный и этимологический анализ слова laistidedun с применением доски и мела».
Все преподаватели знают, что писать программы — это мартышкин труд, вздыхают, криво улыбаются и пишут их, и пишут, и пишут. Специально обученные люди проверяют, чтобы в библиотеке было нужное количество литературы, а семинарские занятия развивали все нужные компетенции; некоторые из этих людей — уважаемые профессора, которым не повезло оказаться ответственными за эту деятельность и которые принесли бы гораздо больше пользы, занимаясь наукой. Можно ли остановить взбесившийся бюрократический каток? Не уверен. Но иногда даже в сумасшедшем доме полезно отвлечься от написания программ и крикнуть: «На волю! В пампасы!»
Александр Пиперски, доцент Российского государственного гуманитарного университета, старший преподаватель Высшей школы экономики
Связанные статьи
91 комментарий
Очень правильно написано. Все сущая правда. Много лет пишу программы. И могу сказать, что раньше до внедрения компетенций, это было намного проще и понятнее для всех. Хорошо, пусть компетенции будут во ФГОС и хватит. В программу можно только шифр. Молодец автор, что поднял тему убийства рабочего времени преподавателя вуза. Литература — это отдельный разговор! Не старше 5 лет основные учебники! А их никто так быстро не пишет! И достаточного количества нет. Взгляните на их цены! Это же разорение. И каждый год обновляете список литературы. И кто же у нас так активно пишет новые учебники по всем дисциплинам высшей школы? Преподаватели, загружены бесконечной методической работой, большой часовой нагрузкой. Они часто просто физически не могут этого сделать. Плюс занимайся наукой. А ещё напиши учебник, а то их же нет в природе. А что значит написать учебник? Это какие согласования! Пока согласуешь, все устареет.
Совершенно верно. Требования по литературе — полный бред. Хорошие учебники выходят раз в 10-15 лет и могут использоваться лет двадцать, а то и больше. Классические монографии и статьи часто есть смысл читать и через 50 лет после публикации. А если говорить про учебную литературу на русском языке, то по многим темам ничего не опубликовано со времен Советского Союза. Приходится в список литературы ставить книги, имеющие хотя бы косвенное отношение к теме, лишь бы свежего года издания.
По моему скромному нелингвистическому мнению «знать» и «владеть» отличаются
Поясните чем отличается «знание» закона Ома, от владения. Спасибо
Например, если студента спрашивают: напишите закон Ома, он пишет нужную формулу. Но если ему дают задачу, требующую применения закона Ома, то он не может ее решить.
И это не совсем точно. Специалист, получив задачу, должен уметь сам разобраться, какие законы и формулы нужны для решения.
Ну да. В данном случае это «научно» это назвалось бы, например, «владеть физико-математическим аппаратом (или инструментарием) теории электрических цепей». В отличие от «знать основные законы теории электрических цепей».
Хм, а может быть, это «навык решения задач с использованием закона Ома»?
Нет, навык — это когда в результате тренировки какие-то вещи доводятся до автоматизма, делаются быстро и правильно. Например, если человеку дать китайскую еду и китайские палочки для еды, он будет понимать, что еду надо есть этими палочками, но без опыта это вряд ли хорошо получится.
То есть навык от владения отличается, по-вашему, только степенью автоматизма? Например, рисование структуры базы данных в 3-ей нормальной форме — это навык или владение? Я, к примеру, это делаю автоматически, как и любой грамотный проектировщик. Но могу попытаться вспомнить и какие-то определения из учебников, которыми, наверное, когда-то владел. Мне кажется, то же самое относится и к закону Ома. Получается, что разница количественная, а не качественная.
Я не берусь сказать, как по соответствующей «науке», только свое сложившееся представление. Разница может быть количественной, но по фактору времени переходящая в качественную, например, успеет студент решить контрольную в отведенное время или успеет ли специалист выполнить проект в нужный срок. Так что это важно.
А решить он не может потому, что не знает математику. Если он знает, закон, а не его текстовую формулировку или формулу, то применить может. В поотивном случае не знает. Зачем искусственное деление?
Это не искусственное деление, а отражение того, как устроено у студентов в голове. Знания, умения и навыки существуют, требуют разных способов формирования и проверки. Никто не любит писать учебные программы, но совсем уж психологию отрицать нельзя.
Речь не об этом. Навык можно сформировать без умений и знаний? Или навык — 3, умение — 4, а навык — 5?
Боюсь, что не совсем понял вопрос. Но у большинства людей формируются умения и навыки пользования бытовой техникой (в том числе компьютером) без знаний того, как там все устроено и происходит. И у студентов бывает, что формируются навыки решения типовых задач (просто по образцу или аналогии), без понимания и знания теории. Или наоборот, человек блестяще отвечает теорию, но не может применить ее к решению задач.
”Кто в реальности стоит за всем этим?” Паразитарно-бюрократический аппарат, нуждающийся в бумагах, оправдывающих его существование и прикрывающих нежные чиновные задницы.
Мало кому нравится бюрократия и бесконечное заполнение всяких планов-отчетов. Но надо бы понимать, что это попытка негодными (формальными) средствами решить конкретную реальную проблему. Которая состоит в том, что большинство ВУЗовских преподавателей не имеют понятия о том, кого, чему и для чего они обучают. Самое плохое в том, что они и знать этого не желают. У массы специалистов, работающих с выпускниками, волосы встают дыбом просто во всех местах. Потому что выпускники ничего нужного для реального дела не знают и не умеют. Зато перегружены никому не нужным хламом.
Ровно то же самое и с диссертациями. Есть реальная проблема низкого уровня работ. И есть порочный бюрократический метод ее «решения» путем усложнения процедур защиты.
И с качеством научных работ ровно та же история. Слишком много людей путают научную работу с глубокомысленным ковырянием в носу.
”это попытка негодными (формальными) средствами решить конкретную реальную проблему.” Это больше похоже на попытку не решить, а имитировать процесс решения.