что такое ротация государственных служащих
Ротация государственных гражданских служащих
Под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа работы (службы) по специальности. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.
Приказом МЧС России от 23.11.2012 года № 698 был утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы категории руководители в территориальных органах МЧС России, осуществляющих контрольные и надзорные функции, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих от 23.11.2012 года № 698:
заместитель руководителя главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы осуществления государственного и технического надзора за маломерными судами;
начальник отдела (отдел надзорной деятельности, контрольно-ревизионный отдел, отдел государственной инспекции по маломерным судам);
заместитель начальника отдела (отдел надзорной деятельности, контрольно-ревизионный отдел, отдел государственной инспекции по маломерным судам).
Скорректированы правила ротации государственных гражданских служащих
Федеральным законом, в частности:
предусматривается, что форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
исключается указание на то, что ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, при этом остается требование, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы;
с 3 до 6 месяцев увеличивается срок, за который представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы;
определяется, что перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе производится с его письменного согласия;
вводится дополнительное основание для отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);
устанавливается, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы в отсутствие установленных законом причин служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта;
устанавливается, что право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах РФ.
Что такое ротация государственных служащих
(введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ)
1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
Госслужащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после 22.12.2018, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до указанной даты (ФЗ от 11.12.2018 N 461-ФЗ).
(часть 2 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 02.04.2014 N 53-ФЗ)
3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.
7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
(часть 8 в ред. Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы по причинам, не указанным в части 8 настоящей статьи, служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 11.12.2018 N 461-ФЗ)
10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Прошу разъяснить в каких случаях, и на каком основании проводят ротацию госслужащих?
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован:
Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации (далее-Закон № 58-ФЗ);
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее-Закон № 79-ФЗ).
С 22.12.2018 эту процедуру обязаны проходить руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют контрольные и надзорные функции (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Ротация госслужащих, которые замещают должности категории «руководители» (за исключением указанных выше) и исполняют должностные обязанности, связанные с осуществлением контрольных и надзорных функций, может проводиться по перечням должностей.
Их утверждает (ч. 2 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ):
Госслужащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после вступления в силу Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ, в том числе в связи с тем, что они замещают должности, включенные в указанные перечни, проходят ротацию в сроки, которые установлены в служебных контрактах таких госслужащих, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ (ст. 3 Федерального закона от 11.12.2018 N 461-ФЗ).
Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа. Установить форму плана и порядок его утверждения уполномочен Минтруд России (ч. 3 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, п. 5.2.148(1) Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации).
Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
При назначении госслужащего на другую должность в порядке ротации необходимо учитывать следующее (ч. 5 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ):
уровень его квалификации;
специальность, направление подготовки;
стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
В соответствии ч.5 ст.60.1 Закона № 79-ФЗ госслужащий не может быть назначен в порядке ротации на должность с меньшим размером должностного оклада.
Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ перевод госслужащего в порядке ротации в другой госорган возможен только с его письменного согласия.
Внуковская таможня
Организация ротаций федеральных государственных гражданских служащих
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ – 2.0.
ОРГАНИЗАЦИЯ РОТАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи кадровым службам федеральных органов исполнительной власти в проведении ротации федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие), а также обеспечения единообразного применения федеральными органами исполнительной власти положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2013 г.
Правовую основу осуществленияротации на федеральной государственной гражданской службе (далее – гражданская служба) составляют:
2.1. В соответствии с частью 1 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ основными целями ротации являются повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции.
2.3. Ротация на гражданской службе не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания. Вместе с тем, результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы должны учитываться при определении иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации. В этой связи назначение в ходе ротации гражданского служащего на должность в порядке должностного роста должно основываться на положительной оценке результатов его профессиональной служебной деятельности.
2.4. Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы.
2.5. Часть 2 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ определяет возможность ротации только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.
Для осуществления ротации по иным должностям гражданской службы необходимо издание нормативного правового акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации об утверждении перечня должностей, который формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.
До принятия указанных нормативных правовых актов осуществление ротации по иным должностям гражданской службы будет являться неправомерным.
2.6. Учитывая то, что ротация входит в число кадровых технологий, вопросы, связанные с реализацией статьи 60.1. Федерального закона № 79-ФЗ, относятся к компетенции кадровой службы федерального органа исполнительной власти.
2.7. В целях обеспечения процессов введения и реализации механизма ротации гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти необходимо:
3.1. В перечень должностей, по которым предусматривается ротация (далее – перечень), включаются все должности гражданской службы категории «руководители», предусмотренные штатными расписаниями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные и надзорные функции. В соответствии с разделом 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 (с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2012 г. № 1432), в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти предусмотрены следующие должности гражданской службы категории «руководители»:
Подраздел 1. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня:
Глава 4. Отдельные должности в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы:
Глава 6. Отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации межрегионального уровня:
Глава 6. Отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации:
Глава 7. Отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации:
Подраздел 2. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации:
Подраздел 3. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня:
Подраздел 4. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти, расположенном в г. Байконуре на период аренды комплекса «Байконур» Российской Федерацией:
3.2. Должности, включаемые в перечень, рекомендуется классифицировать по группам должностей.
3.3. Сформированный перечень позволяет определить общее количество должностей гражданской службы, по которым будет осуществляться ротация в федеральном органе исполнительной власти.
3.4. Перечень утверждается:
3.5. Нормативный правовой акт об утверждении перечня подлежит направлению в Министерство юстиции Российской Федерации с целью его государственной регистрации.
4.1. В соответствии с частью 6 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ должность гражданской службы, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от трех до пяти лет (далее – период ротации).
4.2. Конкретный срок замещения должности в порядке ротации рекомендуется указать для каждой должности в плане проведения ротации.
При определении срока замещения должности гражданской службы в порядке ротации рекомендуется учитывать, с одной стороны, возможность возникновения коррупционных рисков, связанных с длительным замещением одной должности гражданской службы, а с другой стороны – время, необходимое для профессиональной адаптации при назначении на указанную должность гражданской службы.
4.3. Периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам учитываются в периоде ротации.
4.4. Если в течение периода замещения должности гражданской службы, по которой предусматривается ротация, гражданский служащий в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ перемещен на иную должность без изменения должностных обязанностей, то при исчислении периода ротации не учитывается изменение наименования должности гражданской службы, в связи с чем период ротации отсчитывается с момента назначения на должность гражданской службы с предыдущим наименованием.
5.1. Проект плана проведения ротации (далее – план) готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня.
5.2. План содержит разделы по каждому отдельному территориальному органу федерального органа исполнительной власти.
5.3. Утверждение плана необходимо осуществлять не менее, чем за год до наступления периода проведения ротации гражданских служащих.
5.4. План рекомендуется поддерживать в актуальном состоянии.
5.5. В соответствии с частью 3 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ план утверждается:
5.6. В соответствии с частью 4 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ назначение гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой федеральный орган исполнительной власти проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами. В этой связи проект плана, предусматривающий назначение гражданских служащих одного федерального министерства в порядке ротации на должность гражданской службы в другое федеральное министерство, направляется на согласование в это федеральное министерство. Если назначение гражданских служащих планируется осуществлять между федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении федеральных министерств, то проект плана направляется из одного федерального органа исполнительной власти на согласование в другой, а также федеральным министрам.
5.7. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (далее – Указ № 773) руководитель федерального органа исполнительной власти до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывает кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В этой связи кандидатура для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в порядке ротации непосредственно перед назначением подлежит согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого расположен данный территориальный орган, в порядке, установленном Указом № 773.
5.8. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.
В этой связи кандидатуры для назначения в порядке ротации на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, а также его заместителя (-ей) также подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, в котором располагается данный территориальный орган.
5.9. В плане предусматривается проведение ротации по всем должностям, включенным в перечень.
5.10. В целях включения в план информации о гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, предусмотренные перечнем, назначение на которые осуществляется руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, в территориальные органы федерального органа исполнительной власти направляется запрос. Обновление данной информации рекомендуется проводить систематически, установив необходимость представления соответствующих данных к установленному сроку не реже одного раза в год.
5.11. В плане рекомендуется указывать:
Примерная форма плана приведена в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
5.12. При определении должностей гражданской службы, на которые гражданский служащий может быть назначен в порядке ротации, необходимо руководствоваться следующими подходами:
5.13. После утверждения плана выписки из него рекомендуется направить руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, гражданским служащим, которые включены в данный план, а также высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.
6.1. После утверждения федеральным органом исполнительной власти перечня и плана необходимо провести следующие мероприятия.
Учитывая, что условие о нахождении должности гражданской службы в перечне пунктом 10 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ отнесено к существенным условиям служебного контракта, в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт), об изменении существенных условий служебного контракта в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.
Поскольку срок замещения должности, по которой предусматривается ротация, составляет от трех до пяти лет, предполагается также установление гражданским служащим, замещающим данные должности гражданской службы, нового срока служебного контракта (от 3 до 5 лет в зависимости от срока, установленного в плане).
В уведомление об изменении существенных условий служебного контракта следует включить следующую информацию:
6.2. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы в соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы на основании пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
6.3. В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта с гражданским служащим заключается письменное дополнительное соглашение к служебному контракту на неопределенный срок или срочному служебному контракту, которое в соответствии с пунктом 22 Примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – Примерная форма служебного контракта), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 159, является неотъемлемой его частью. Дополнительное соглашение должно содержать условие о нахождении замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения (от 3 до 5 лет в зависимости от срока, установленного в плане).
Указанные изменения и дополнения вносятся в служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт по соглашению сторон в связи с изменением законодательства Российской Федерации, что предусмотрено подпунктом «а» пункта 21 Примерной формы служебного контракта.
С этого момента начнет отсчитываться период ротации гражданских служащих.
Необходимость в возмещении гражданским служащим расходов, связанных с их переездом и членов их семей к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, и обеспечении их служебными жилыми помещениями или возмещении расходов на наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ в этом случае не возникает, так как гражданские служащие продолжают замещать должности гражданской службы в том же территориальном органе.
6.4. Если должность гражданской службы, предусмотренная перечнем, является вакантной, назначение на нее осуществляется с учетом следующих особенностей.
На данную должность гражданской службы может быть назначен гражданский служащий, который включен в план и согласен на ее замещение.
С данным гражданским служащим прекращается служебный контракт, он освобождается от замещаемой должности гражданской службы, но при этом не увольняется с гражданской службы. При его назначении на должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, в государственный орган, расположенный в другой местности, в соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ ему гарантируются:
Вакантная должность гражданской службы, включенная в перечень, может быть также замещена лицами из числа граждан Российской Федерации, которые не проходили гражданскую службу и не замещали должности гражданской службы. Кроме того, на нее могут быть назначены гражданские служащие, уволенные с гражданской службы вне зависимости от даты прекращения служебного контракта, с соблюдением ограничений, установленных в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Следует учитывать, что данным лицам не предоставляются гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ.
6.5. Ротация гражданских служащих, замещающих должность, включенную в перечень, которым до достижения предельного возраста пребывания на гражданской службе (60 лет) осталось от одного месяца до 3 лет, а также гражданских служащих, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе, осуществляется следующим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе – 60 лет, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность Российской Федерации, – до окончания срока полномочий указанного лица.
Учитывая положения части 1 статьи 25.1 Федерального закона
№ 79-ФЗ, с гражданским служащим, замещающим должность, включенную в перечень, которому до достижения предельного возраста пребывания на гражданской службе (60 лет) осталось от одного месяца до 3 лет, в случае его согласия, заключается срочный служебный контракт на срок от 3 до 5 лет. При этом по достижении гражданским служащим возраста 60 лет необходимость в продлении с ним служебного контракта в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ, отсутствует.
6.6. Учитывая императивный характер положения части 6 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ назначение гражданского служащего категории «руководители» главной или ведущей групп должностей, с которым на момент утверждения плана заключен срочный служебный контракт в соответствии с пунктом 6.1 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ и которому до максимального возраста, до которого может быть продлен служебный контракт в соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ осталось менее 3 лет, на должность, по которой предусматривается ротация, и включение его в план, не представляется возможным. В данном случае указанный гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы до момента истечения с ним срочного служебного контракта. В плане при этом для замещения данной должности предусматривается иной гражданский служащий, который будет назначен на нее в соответствии с планом после истечения срока срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим ее в текущее время, и освобождения его от замещаемой должности.
7.1. В соответствии с частью 7 статьи 60.1 Федерального закона
№ 79-ФЗ предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия срочного служебного контракта, заключенного на период ротации, осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации. При этом назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта.
В связи с этим рекомендуется направлять гражданскому служащему в письменной форме уведомление не менее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия срочного служебного контракта.
7.2. В уведомлении рекомендуется указывать:
7.3. С уведомлением гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись.
7.4. В случаях нахождения гражданского служащего вне места прохождения гражданской службы: в служебной командировке, в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам, в связи с временной нетрудоспособностью он должен быть ознакомлен с уведомлением в день выхода на гражданскую службу. В этом случае уведомление не считается направленным с нарушением сроков, а истечение 3-месячного срока начнется с момента ознакомления в письменной форме с ним гражданского служащего.
Следует отметить, что в случае истечения срочного служебного контракта в период отпуска по беременности и родам в соответствии со статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации представитель нанимателя обязан по письменному заявлению женщины, находящейся в данном отпуске, и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия служебного контракта до окончания беременности. Женщина, срок действия служебного контракта с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу представителя нанимателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности.
Если срок служебного контракта заканчивается в период нахождения гражданского служащего в отпуске по уходу за ребенком, то в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт расторгается в связи с истечением срока его действия. Перед этим гражданский служащий приглашается для ознакомления в письменной форме с уведомлением, в отношении него соблюдаются все процедуры, предусмотренные положениями статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ.
7.5. В соответствии с частью 7 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации осуществляется с его согласия.
Согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме. Рекомендуется предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении.
7.6. В соответствии с частью 8 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:
7.7. В соответствии с частью 9 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 указанной статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего.
7.8. В соответствии с частью 9 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы (в случае ее отсутствия) гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
7.9. Частью 5 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что при расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации, освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случаях, указанных в части 9 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
7.10. При назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, кадровой службе рекомендуется не позднее, чем за 30 календарных дней до назначения гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке ротации направить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в который планируется назначить гражданского служащего, мотивированную информацию о потребности в жилье.
7.11. Необходимо учитывать, что любые назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы (назначение на вышестоящую должность гражданской службы, на равнозначную должность гражданской службы), осуществляемые вне плана, ротацией не являются.
7.12. Если гражданский служащий назначается в порядке ротации на должность гражданской службы, предусматривающую допуск к государственной тайне, то в случае, если он имеет такой допуск, в соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 (далее – Инструкция), карточка о допуске по письменному запросу режимно-секретного подразделения государственного органа пересылается по новому месту прохождения гражданской службы.
В случае, если гражданский служащий не имеет формы допуска к государственной тайне, которая требуется для замещения должности гражданской службы в порядке ротации, то ему оформляется такой допуск в соответствии с Инструкцией.
Учитывая, что оформление первой и второй форм допуска к государственной тайне требуют согласно пункту 8 Инструкции проведения органами безопасности проверочных мероприятий, на что может потребоваться длительное время, гражданский служащий может быть назначен на должность гражданской службы, для замещения которой требуется данный допуск, с оформлением ему третьей формы допуска, что не требует обязательного проведения указанных мероприятий. После окончания проверочных мероприятий для допуска к государственной тайне первой или второй формы гражданскому служащему в случае принятия такого решения оформляется данный допуск.
8.1. В целях обеспечения финансирования мероприятий по осуществлению ротации на гражданской службе в части расходов, связанных с назначением гражданских служащих в порядке ротации на должности гражданской службы в федеральный орган исполнительной власти (территориальный орган), расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, Минфином России подготовлены предложения по изменению части 1 статьи 24 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», касающиеся возможности внесения федеральными органами исполнительной власти в 2013 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета.
После вступления в силу проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» федеральным органам исполнительной власти необходимо обращаться в Минфин России с предложением об увеличении бюджетных ассигнований на обеспечение реализации мероприятий по ротации с подтверждающими документами и расчетами в следующем составе:
— приказ федерального органа исполнительной власти об утверждении перечня должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, зарегистрированный Минюстом России в установленном порядке;
— выписка из плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, отражающая сведения о количестве гражданских служащих, назначаемых в порядке ротации на должности гражданской службы в федеральный орган исполнительной власти (территориальный орган), расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации;
— справка об отсутствии служебных жилых помещений на балансе федерального органа исполнительной власти;
8.2. При подготовке вышеуказанных расчетов необходимо учитывать следующее.
Расчет размера возмещения расходов за наем (поднаем) жилого помещения производится исходя из пунктов 7, 8 и 13 Правил обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и возмещения указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения на 2013 год, применяемой для расчета размера возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтруда России от 31 января 2013 г. № 37н.
Расчеты расходов по провозу имущества гражданского служащего производятся исходя из подпункта «в» пункта 2 Правил возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 г. № 514.
— имущество весом до 20 тонн;
— провоз осуществляется железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования, кроме такси, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов (грузобагажа) железнодорожным транспортом. При отсутствии указанных видов транспорта гражданскому служащему возмещаются расходы по провозу имущества воздушным транспортом от ближайшей к месту службы гражданского служащего железнодорожной станции или от ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в данное время.
Расчет расходов по обустройству на новом месте жительства осуществляется из расчета:
Расчет расходов на проезд гражданского служащего и членов его семьи к месту прохождения гражданской службы осуществляется в соответствии с нормами по проезду, установленными Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».
Расчет расходов на выплату суточных за каждый день нахождения в пути следования к новому месту гражданской службы осуществляется в соответствии с размером суточных, установленным Правительством Российской Федерации при служебном командировании на территории Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность». размер суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения в пути.
9.1. Кадровой службе рекомендуется ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять руководителю федерального органа исполнительной власти отчет о проведении ротации в прошедшем календарном году и, при необходимости, предложения по совершенствованию ротации.
9.2. Отчет о проведении ротации может содержать следующие сведения:
Пример составления проекта плана проведения ротации
Утвержден приказом ________________________________________
(наименование федерального органа исполнительной власти)
от «____» _____________20__ г.
ПЛАН
проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих
____________________________________________________________на 2013 – 2019 годы
(наименование федерального органа исполнительной власти)
Должности гражданской службы, включенные в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация
Ф.И.О. гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, предусмотренную перечнем,
Ф.И.О. гражданского служащего, назначаемого на должность в порядке ротации,
планируемый срок действия служебного контракта
Необходимость переезда в другую местность гражданского служащего, назначаемого на должность в порядке ротации
Семейное положение, количество членов семьи гражданского служащего, назначаемого на должность гражданской службы в порядке ротации
Начальник Управления по надзору в сфере……… по Московской области
20.01.2013 – 20.01.2016
21.01.2016-21.01.2018
Начальник Управления по надзору в сфере……… по городу Москве
20.01.2013 – 20.01.2016
21.01.2016-21.01.2019
Начальник Управления по надзору в сфере……… по Ленинградской области
20.01.2013 – 20.01.2016
21.01.2016-21.01.2018
Начальник Управления по надзору в сфере……… по городу Санкт-Петербургу
20.01.2013 – 20.01.2016
21.01.2016-21.01.2018
Начальник Управления по надзору в сфере……… по Новгородской области
16.01.2016-16.01.2019
в Нижний Новгород из Пскова
Начальник Управления по надзору в сфере……… по Псковской области
16.01.2016-16.01.2019