что такое рош ходеш

Суббота, праздники, будни 46. Законы Рош Ходеш

1. Еврейский год состоит из двенадцати месяцев, начало которых устанавливается по новолунию (מולד — «молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа. Поэтому часть месяцев состоит из 29 дней и часть — из 30. Месяцы «тишрей», «шват», «нисан» и «ав» всегда «полные» и состоят из 30 дней. Месяцы «тевет», «адар» (не в високосном году), «ияр», «тамуз» и «элул» — «неполные» и состоят из 29 дней. В месяцах «хешван» и «кислев» иногда содержится в обоих по 30 дней, иногда — в обоих — по 29, а иногда в «хешван» — 29, а в «кислев» — 30.

2. Каждый девятнадцатилетний солнечный цикл включает семь високосных лет: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й.

В високосном году добавляется тринадцатый месяц — אדר ב — дополнительный месяц адар. В этом случае первый адар (אדר א) содержит 30 дней, а второй 29 — (אדר ב)

5739 год (1978/ 79 год) был первым годом 303-го солнечного цикла от сотворения мира. Следующий солнечный цикл начнется с 5758 (1997/98 года).

3. Первый день месяца называется Рош Ходеш — ראש חדש. Если месяц состоит из 30 дней, то и тридцатый его день является днем рош ходеш следующего месяца, и в таком случае рош ходеш состоит из двух дней.

«Шабат мевархим» — ״שבת מברכים״

4. Суббота перед рош ходеш называется «шабат мевархим», и перед молитвой мусаф произносят благословение на наступающий месяц. В нем упоминается, в какой день наступает рош ходеш. При этом следует знать точное календарное время новолуния, поэтому принято объявлять его в синагоге перед благословением месяца.

В текст этого благословения включена молитва, в которой мы просим, чтобы новый месяц принес нам добро и счастье.

В восточных общинах эту молитву произносят перед чтением Торы.

Молитвы в рош ходеш

5. В молитвах рош ходеш добавляют: … אלקינו ואלקי אבותינו יעלה ויבא

Ниже приведена таблица, поясняющая, как поступать в том случае, если по ошибке не было сказано это добавление.

Как следует поступить

в вечерней молитве

в утренней и в дневной молитвах и в первый и во второй дни рош ходеш.

Место, где молящийся вспомнил, что он не сказал ״יעלה ויבא״, или усомнился, сказал ли это

Еще не произнес имя ״הי״ в благословении

‘׳ברוך אתה ה׳ המחזיר שכינתו לציון״

говорит ״יעלה ויבוא״ и возвращается к словам

Уже произнес имя ״ה׳״ в этом благословении, но еще не сказал в его завершение слова

״המחזיר שכינתו לציון״

заканчивает молитву и не возвращается

говорит ״למדני חקיך״, а затем ״יעלה ויבא״, и возвращается к словам

Завершил его, но еще не начал следующее за ним благословение ״מודים״

заканчивает молитву и не возвращается

говорит ״יעלה ויבא״ и затем ״מודים״

Начал ״מודים״, но обнаружил ошибку до окончания молитвы шмоне эсре

заканчивает молитву и не возвращается

возвращается к началу ״רצה״

Завершил молитву, сказав уже

״יהיו לרצון אמרי פי וכוי׳

заканчивает молитву и не возвращается

повторяет шмоне эсре сначала

1. В «Мишна Брура» сказано, что в случае сомнения также следует возвратиться к словам ״יעלה ויבא״, так как скорее всего произнесен обычный вариант молитвы, т.е. без этого добавления.

2. Если обнаружил ошибку, завершив браху ״המחזיר שכינתו לציון״, прошло время «тох кдей дибур» (время, за которое можно произнести минимальную фразу — ״שלום עליך רבי״)

6. В рош ходеш не произносят таханун и не говорят ״למנצח יענך ה, ביום צרה וכו,״ перед ״ובא לציון״ в Шахарит.

7. В утренней молитве после шмоне эсре читают הלל — Алель, состоящий из глав Псалмов, в которых восславляют Бога и благодарят Его за все добро, чудеса и милость, которые Он ниспосылает своему народу.

При чтении Алеля в рош ходеш исключают из него главы «לא לנו וכי» и «,אהבתי וכו», и поэтому он называется «חצי הלל» —»неполный алель».

Перед чтением Алеля произносят браху:

«ברוך אתה ה, אל־קינו מלך העולם א^ר קדשנו במ^ו־תיו רצונו לקרא את ההלל», а в конце его —». יהללוך ה׳ אלקינו וכו».

В восточных общинах не принято благословлять «неполный алель».

Надо стараться сказать Алель в миньяне.

8. «Алель» произносят стоя.

Нельзя разговаривать во время его чтения, но можно отвечать «амен» по тем же правилам, по которым можно это делать между главами криат шма и ее благословений — см. глава 7-я, закон 29.

После окончания этой молитвы шлиах цибур (хазан) произносит «кадиш шалем».

9. Затем читают из Торы о жертвоприношениях «тамид» и «мусаф» в субботу и рош ходеш. К чтению Торы вызываются четыре человека; первый — коэн и второй — леви. Подробно о чтении Торы в синагоге — см. выше глава 7-я, законы 89-100.

10. После «אשרי» и ״ובא לציון״ шлиах цибур говорит кадиш, а затем все молящиеся снимают тфилин и начинают одновременно молитву

мусаф.• В промежутке между кадишем и мусафом нельзя разговаривать. Затем шлиах цибур повторяет вслух молитву.

В мусафе упоминается о жертвоприношениях в Храме, которые совершались в эти дни.

Рош Ходеш является днем искупления (поэтому существовала традиция поститься день перед ним и говорить в минхе поста молитвы, называемые «седер йом кипур катан»).

12. По обычаю, в рош ходеш подают дополнительное праздничное блюдо.

13. В благословении после трапезы добавляют молитву יעלה ויבא. Выше в главе 12-й, закон 9, приведена таблица, поясняющая, как поступить, если по ошибке не было сказано это добавление.

14. В Рош Ходеш нельзя поститься. По обычаю, в эти дни женщины делают меньше домашних работ, чтобы выделить Рош Ходеш среди будней.

Рош Ходеш, выпадающий на субботу

15. Если рош ходеш приходится на субботу, то добавляют во всех субботних молитвах (кроме мусафа — см. ниже, закон 16) יעלה ויבא.

Закончив шахарит, выносят два свитка Торы; из первого читают недельную главу («парашат ашавуа»), а из второго читают для мафтир (см. выше глава 7-я, законы 89-100) о жертвоприношении в рош ходеш.

16. Молитва мусаф в такую субботу отличается своей средней брахой, которая в рош ходеш начинается словами:.אתה יצרת עולמך מקדם וכו.

Источник

РОШ ХОДЕШ

что такое рош ходеш. Смотреть фото что такое рош ходеш. Смотреть картинку что такое рош ходеш. Картинка про что такое рош ходеш. Фото что такое рош ходешРош Ходеш с иврита дословно переводится как «Голова месяца».

Еврейский год состоит из двенадцати месяцев, начало которых устанавливается по Моладу (ивр.: «новая луна»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и состоит из 29 или 30 дней.

Первый день месяца называется Рош Ходеш. Если месяц состоит из 30 дней, то и тридцатый его день является днём Рош Ходеша следующего месяца, и в таком случае Рош Ходеш состоит из двух дней.

Установление нового месяца по свидетелям

Согласно Мишне, в эпоху Второго Храма при заходе солнца на исходе 29-го дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна. И если два или более человека вместе видели в Земле Израиля Молад, то они должны были, даже нарушая Шабат, явиться в Санедрин (высший судебный орган).

Обычаи Рош Ходеша

Шабат Мевархим

Суббота перед Рош Ходеш называется Шабат Мевархим, и перед молитвой Мусаф произносят благословение на наступающий месяц. В нём упоминается, в какой день наступает Рош Ходеш. При этом следует знать календарное время новолуния, поэтому принято объявлять его в синагоге перед благословением месяца. В текст этого благословения включена молитва, в которой мы просим, чтобы новый месяц принёс нам добро и счастье. В восточных общинах эту молитву произносят перед чтением Торы.

Подробнее о Рош Ходеше

Источник

Кицур Шульхан Арух 97. Законы Рош Ходеш («Новомесячия») и Освящения луны

1. Накануне Рош Ходеш принято поститься. И произносят молитвы на «Йом Киппур Катан» («Малый Йом Киппур»), поскольку за это искупаются грехи, совершенные за весь месяц, как во времена Храма они искупаются жертвой Рош Ходеш, о чем мы говорим в молитве Мусаф: «…время искупления для всех поколений его». И пусть во всяком месте поступают так, как там принято.

2. Заповедь требует сделать в Рош Ходеш трапезу большую, чем в обычный день. Если же Рош Ходеш выпал на Шаббат, следует приготовить для трапезы на одно блюдо больше, чем в другие Шаббаты.

Если человек читает Аллель не в миньяне, то, если, кроме него, есть еще двое, пусть произнесет перед ними: «Благодарите Б-га…», чтобы они ответили, поскольку, если он говорит: «Благодарите…», получается, что он обращается как минимум к двоим. (Как произносить Аллель в доме соблюдающего траур, Б-же упаси, будет изложено ниже, в главе 207).

5. После чтения Аллеля произносят Кадиш Шалем, выносят свиток Торы и вызывают к нему четырех человек. Коhен читает три стиха: «И сказал…», «Повели…», «И скажи…»; левит снова читает стих: «И скажи…» и читает следующие два стиха: «Одного ягненка…» и «И десятую часть эйфы…». Простой еврей начинает читать со стиха: «Жертва постоянная…» и продолжает до стиха: «И в Новомесячия ваши…»; четвертый же вызванный начинает читать со стиха: «И в Новомесячия ваши…».

6. В Рош Ходеш запрещено устраивать посты и оплакивания, и в эти дни не произносится отрывок о «справедливости суда» (специальная траурная молитва).

7. Еврей обязан каждый месяц «освящать луну». Луну освящают только в ночное время, когда видно, как луна освещает землю, и когда ее светом можно воспользоваться. Если луна закрыта облаком, освящения луны не делают, кроме как в случае, когда это облако тонкое и неплотное. Если же человек начал произносить благословение «освящения луны», а луна тем временем скрылась за облаком, можно завершить благословение; если же человек, начиная благословение, видит, что он не успеет завершить его до тех пор, пока луна не скрылась за облаком, ему запрещено начинать его.

15. Если в месяц Адар луна не появилась до ночи 14-го Адара, то есть до времени чтения Свитка Эстер, следует сначала освятить луну, а потом читать свиток Эстер. Если же луна показалась во время чтения Свитка Эстер, то, если после окончания чтения останется еще время на освящение луны, не следует прерывать чтение Свитка. Если же к моменту завершения чтения свитка время освящения луны уже пройдет, то, если никто из общины еще не сделал освящения луны, следует прерваться для освящения луны, а после этого завершить чтение Свитка; если же только один человек еще не освящал луну, так что, если он прервется для освящения луны, ему потом придется читать Свиток без миньяна, ему не следует прерываться, поскольку заповедь «сообщить о чуде» (то есть прочесть Свиток Эстер) важнее.

1 Если обычай данного места — не выполнять только отдельные виды работ, следуют этому обычаю.

2 И см. выше, глава 16, законы перерывов при чтении «Шма». Те же законы относятся и к Аллелю. (И вот на какие разделы делится Аллель: «Восхвалите Б-га. »; «Когда выходил Израиль…»; «Не нам, Г-сподь…»; «Жажду я…»; «Восхвалите Г-спода, все народы…»; «Из теснин…». Некоторые же говорят, что «Из теснин…» не является началом раздела, а раздел начинается с «Благодарите Г-спода…». В дни, когда читают сокращенный Аллель, весь текст Аллеля рассматривается как «между разделами».

* То есть, начиная с завершения благословения перед Псукей де-Зимра.

3 И лучше открыть это окно.

4 Или на исходе Йом-Това.

5 Некоторые же говорят, что следует освящать луну сразу, как только прошли три дня после ее обновления, и тому, кто придерживается этого обычая, есть на кого опереться. Зимой же это — самый лучший вариант.

6 Более точно: если не останется пяти ночей до конца времени, определенного в следующем параграфе.

7 По мнению МБ, ради того, чтобы собрать на освящение луны троих, следует отложить выполнение этой заповеди. Ради же того, чтобы собрать десять человек, не нужно откладывать, особенно зимой. (По некоторым же мнениям, даже ради того, чтобы собрать десять человек, следует отложить освящение луны).

8 Большинство мудрецов последнего времени спорят с этим.

9 Что делать после этого — см. БГ, глава 426.

10 А по мнению МБ, если к моменту завершения его траура еще не пройдет время освящения луны, пусть подождет завершения траура.

11 Если его пост приходится на начало месяца (до 9-го числа), в эту ночь вообще не следует делать освящение луны, кроме как в случае, если в другой день он не сможет собрать столько народу. Если же его пост происходит после 9-го числа месяца, пусть поет и освятит луну (если же, пока он будет есть, собравшиеся разойдутся, видимо, ему следует сделать освящение луны до того, как он поест).

12 См. ниже, глава 130, параграф 6.

13 Если же время пройдет в первый Йом-Тов — мудрецы последнего времени спорят, как поступить.

14 Но лучше ему попросить товарища произнести благословения, а самому ответить: «Амен».

15 И в этом случае следует произнести только само благословение, но не остальные стихи из Торы.

Источник

Рош Ходеш

что такое рош ходеш. Смотреть фото что такое рош ходеш. Смотреть картинку что такое рош ходеш. Картинка про что такое рош ходеш. Фото что такое рош ходеш

Дословно Рош Ходеш переводится, как голова месяца, и является началом каждого месяца. У этого дня есть несколько названий: «малый праздник», «полупраздник», малый Йом Кипур (Йом Кипур катан) и даже своеобразный женский день. Всем этим названиям, а также, какие и когда читать молитвы, имеются разъяснения, но интерес представляет сам этот день, который выделяется из всех праздничных дней еврейского календаря. Мудрецы считали, что Новомесячье – это очень особый период. Попытаемся выяснить, что особенного в первом дне лунного месяца, и как нам это объясняют каббалисты.

«И обратился Г-сподь к Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: «Месяц этот вам — начало месяцев; первый он у вас из месяцев года»

Установление Рош Ходеш было первой заповедью, данной сыновьям Израиля ещё в Египте. Оно фактически явилось началом свободной жизни после выхода из Египта. После этого обращения Всевышний передал право устанавливать сроки праздников и новомесячья Моше и Аарону, обратившись к ним, указав на молодой серп луны, со словами: «теперь Я передаю это право вам». (Шмот Раба, 15).

Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время, – для праздничного дня нашего. Ибо закон это для Исраэля, установление от Бога Яакова.

Особая важность определять начало месяца была задана свыше – первым от начала отсчёта обязательно должен был быть весенний месяц. В памяти народа должно было навеки остаться время года его избавления из египетского рабства. Этот месяц стал отправной точкой для исчисления остальных праздников и создания еврейского календаря.

Поскольку установление новой Луны служило основой для расчёта праздничных дней, этот день был обставлен с особой торжественностью в Санэдрин, где заседали мудрецы, приходили люди, готовые засвидетельствовать появление молодого месяца.

Для определения правильности показаний судейской коллегии достаточно было двух свидетелей, но всем пришедшим оказывалось большое уважение, выслушивали каждого, их спрашивали, в каком месте, с какой стороны, на какой высоте – и о прочих признаках новорожденного серпа луны, которые они видели.

В честь спешивших в Храм вестников, боявшихся опоздать с оповещением об увиденном зарождении луны, устраивались обильные праздничные трапезы. Это был полностью праздничный день. Нарядно одетые люди спешили в Храм. В Храме совершали жертвоприношение, трубили в шофар и проходили другие службы в честь Даровавшего заповеди.

«Лишь тот старейшина, кто приобрел мудрость»

Гилель, трактат «Кидушин»

Хотя судьи Санэдрина прекрасно ориентировались в наступлении Рош Ходеш, они это скрывали долгое время от людей, чтобы в установлении новолуния участвовал народ, и в этом тоже была особая святость исполнения указаний Торы. После разрушения Храма глава Санэдрина – рабби Гилель, а затем его потомки и мудрецы, жившие в Галилее, ещё продолжали опрос свидетелей для установления нового месяца.

Но ввиду больших гонений римских властей на оставшихся в земле Израиля законоучителей, они на общем собрании приняли решение составить календарь всех праздников и освятить новомесячья на тысячелетия вперёд. Ими руководил страх оставить народ без возможности налаженной системы праздников.

Сведения о календаре, были даны Моше на горе Синай. Затем были переданы им Иегошуа, от него – старейшинам, от них пророкам, и дальше по цепочке – поколению рабби Гилеля из рода Давида. Так в 358 году н.э. был составлен календарь-таблица для исчисления новомесячий и еврейских праздников, которым мы пользуемся и сейчас.

С приходом в нашу жизнь вычисляемого календаря не только светские, но многие религиозные евреи в разных странах не празднуют Рош Ходеш, но выделяют этот день чтением дополнительных молитв. В некоторых общинах сохранились обычаи специальных трапез и ограничения в тяжёлых работах.

В трактовке каббалистов

Все еврейские будни и праздники – это изливающиеся в мир потоки света из Высшего источника, называемого Ацилут. В праздники оттуда приходят особые по мощности свечения, которые Природа-Творец своей щедрой рукой дарит нам. И только от нас зависит, насколько мы способны принять этот дар, чтобы вернуть с благодарностью, ничего не оставляя для себя, и просить лишь сближения с Творцом, как это было у наших праотцов. Тогда народ жил, действовал и исправлял себя под руководством Творца.

Луна, которая светит светом, отражённым от Солнца, страстно желает стать таким же большим светилом, как оно. Так и человек питается светом от Творца, не имеет ничего своего, но желает уподобиться Ему.

Но, как он может уподобиться, если Творец – Добрый и Отдающий благо, а человек – эгоистическое желание, сотворённое Им? Посмотри, как сокращает свои желания Луна, как бы, говорит человеку Творец. Ведь сказал Всевышний Луне: «Иди, и уменьши себя». Только тот, кто способен уменьшить себя, отменить свои эгоистические желания, может связаться с высшей силой, которая хочет отдать всё без остатка, с единственным намерением: раскрыться творению.

Благословляя начало месяца, когда Луна себя полностью сокращает – природа скрывает её – творение также делает подобное сокращение. Человек благословляет сокращение своего желания насладиться, а потом постепенно обновляет его настолько, насколько способен управлять им и использовать для отдачи Творцу, чтобы Ему уподобиться. Это и есть освящение обновления (хидуш), новое состояние, новый «месяц» (ходеш), когда человек постепенно и осознанно начинает поэтапно строить свой духовный путь к Творцу.

«Если не я себе – кто мне? А когда я себе – что я? И если не сейчас, то когда?»

Наука каббала рассказывает о системе, которая связывает наши души узами любви. Каббала пробуждает в людях желание стать одним человеком внутри этой системы, чтобы подняться на духовный уровень.

Сделать это мы, как «последнее поколение», можем «здесь и сейчас» еще при нашей жизни.

Творение создано для исправления эгоизма на отдачу и любовь к людям и от них – к Творцу. Поэтому, о конце дней, когда цель творения будет достигнута, сказано у пророка: «И будет свет Луны, как свет Солнца»

Источник

Рош-Ходеш — Новомесячье

Начало нового месяца имеет право устанавливать лишь особая судейская коллегия — специальный бейт-дин. Специальным считается только бейт-дин, члены которого рукоположены учителями, получившими право на это от своих учителей, — и так от учителя к ученику до самого Моше без единого перерыва в традиции.

Рош-Ходеш — начало месяца

Начало нового месяца — Рош-Ходеш — отмечают либо в тот день, когда появляется молодой месяц, либо на следующий день. Иногда его празднуют один день, иногда — два.

Начало месяцев Шват, Нисан, Сиван и Ав всегда отмечается один день. Новомесячья Хешвана, Адара, Ияра, Тамуза и Элула всегда отмечаются два дня. В високосном году два дня празднуется также начало второго месяца Адар.

Новомесячья Кислева и Адара празднуются следующим образом: два года — по два дня, два года — по одному дню, а затем два года начало одного месяца отмечают один день, а другого — два и наоборот. А Рош-Ходеш месяца Тишрей совпадает с Рош а-Шана — началом года.

Определение даты новомесячья — дело не одной лишь математики. Умения сделать астрономический расчет смены фаз луны тут недостаточно.

Установление даты Рош-Ходеш и, следовательно, всех еврейских праздников — это заповедь, обладающая большой святостью, и тот, кто ее выполняет, должен знать, что он осуществляет заповеданное Торой.

Начало нового месяца имеет право устанавливать лишь особая судейская коллегия — специальный бейт-дин. Специальным считается только бейт-дин, члены которого рукоположены учителями, получившими право на это от своих учителей, — и так от учителя к ученику до самого Моше без единого перерыва в традиции. Такой бейт-дин выносит определение о начале нового месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами. После этого мудрецы бейт-дина благословляют и освящают его.

В этот день в Храме приносили дополнительную жертву — Мусаф, и левиты приветствовали наступление нового месяца песнопениями.

В наше время в Рош-Ходеш читается дополнительная молитва Мусаф. В остальные молитвы и некоторые благословения включают слова «Яале веяво» («Да поднимется и придет…»). В этот день читают Алель и следуют обычаям, подчеркивающим особую святость этого дня.

Поскольку в наши дни Санедрин не собирается и не существует полномочного бейт-дина, Рош Ходеш не освящается на основании свидетельских показаний. Однако новомесячья не утратили своей святости. Дело в том, что полномочный бейт-дин заранее освятил все будущие новомесячья вплоть до прихода Мошиаха, который созовет Санедрин и возобновит рукоположение судей. Тогда новомесячья снова будут освящаться так, как предписала Тора.

Когда рабби Гилель, последний президент Санедрина, внук рабби Йеуды а-Наси, составившего Мишну, увидел, что на Израиль обрушиваются страшные бедствия, и число учеников, достойных рукоположения, резко уменьшилось, он подумал, что если римляне, хозяйничавшие тогда в Эрец Исраэль, запретят освящение новомесячий и казнят немногочисленных оставшихся в живых законоучителей, то тем самым будет нарушен весь порядок следования еврейских праздников. Рабби Гилель собрал мудрецов, каждый из которых был рукоположен своим наставником, тот — своим и так до самого Моше-рабейну, и бейт-дин в таком составе рассчитал календарь новомесячий, праздников и других дат вплоть до дня Избавления. Они благословили новомесячья на все это время и освятили — заранее — начало каждого месяца. Таким образом, освящение новомесячий не прерывалось со времен Моше-рабейну, и святость их сохраняется и поныне.

Закон от Моше с Синая

Календарь новомесячий и праздничных дат, составленный Гилелем, не был его изобретением. Он был передан еврейскому народу на горе Синай как неотъемлемая часть Святой Торы. Календарь этот передавался от учителя к ученику от Моше вплоть до поколения рабби Гилеля.

Теоретически мудрецы вообще не нуждались в показаниях свидетелей, чтобы установить время начала нового месяца — они его точно знали. Тем не менее, новомесячья освящались согласно свидетельским показаниям. Это — заповедь.

Когда свидетели представали перед мудрецами и сообщали, что тогда-то, с такой-то стороны, на такой-то высоте они видели серп нового месяца, имеющий такую-то ширину, — бейт-дин знал, правдивы ли их слова. Более того — если слова свидетелей не соответствовали истине, судьи знали, могли ли свидетели сделать такую ошибку невольно.

Моше-рабейну получил от Творца всю астрономическую информацию, необходимую для ведения календаря. Эти сведения он передал Йеошуа, тот — старейшинам, они — пророкам и так далее, вплоть до поколения рабби Гилеля, последнего президента Санедрина, происходившего из рода Давида.

Пока новомесячье освящалось по показаниям свидетелей, мудрецы хранили эту информацию в тайне и проверяли показания свидетелей, опираясь на свои расчеты. И только когда последний президент Санедрина увидел, что сохранить прежний порядок невозможно, он обнародовал календарь, основанный на расчетах, полученных от Моше, и освятил заранее все новомесячья на тысячи лет вперед.

Основа святости

Освящение Рош Ходеш — это основа всех праздников Израиля и связанных с ними мицвот. Поэтому заповедь освящать новомесячья была дана Израилю раньше, чем все остальные мицвот.

Действительно: народ Израиля все еще находился в Египте, когда прозвучало (Шмот, 12): «И обратился Г-сподь к Моше и Аарону в земле Египетской, говоря: «Месяц этот вам — начало месяцев; первый он у вас из месяцев года».

Для чего сказано: «к Моше и Аарону». Почему Всевышний не обратился только к Моше?

Потому что освящение нового месяца можно совершить только втроем. Всевышний как бы сказал: «Я и вы [Моше и Аарон] — мы втроем будем освящать новомесячье» (Шмот Раба, 15).

Мидраш рассказывает: «Всевышний облачился в талит с кистями и поставил рядом с собой Аарона и Моше. Он призвал Гавриэля и Михаэля в качестве свидетелей и спросил у них: „Когда видели вы новый месяц: до восхода солнца или после? На севере или на юге? Куда был обращен серп и какую он имел ширину?“ Затем Он сказал Моше и Аарону: „Вот так сыновья мои будут освящать новомесячья“» (Ялкут Шимони, Бо, 191).

Слово «ходеш» на иврите имеет тот же корень, что и слово «хадаш» — новый, обновленный. Ходеш — это месяц, и подобно луне, он вечно обновляется.

«Всевышний показал Моше молодой месяц и сказал: „Когда на небе появляется новый серп, наступает начало месяца“» (Раши)

Тора учит: «Этот месяц — вам».

Всевышний сказал Израилю: «Раньше Я сам освящал новомесячья, как сказано: „Он указывал сроки с помощью месяца“. Но теперь я передаю это право вам» (Шмот Раба, 15).

«Когда ангелы приходят к Всевышнему и спрашивают: „Владыка мира! Когда начало нового года?“ — Он отвечает им: „Вы напрасно обращаетесь ко мне. Все мы — и Я, и вы должны обратиться в бейт-дин“» (Ялкут Шимони, Бо, 191).

Если бейт-дин решил: «Сегодня Рош а-Шана», то в Небесах Всевышний приказывает ангелам: «Воздвигните возвышение, приведите защитников, пусть войдет обвинитель. Ибо суд мудрецов постановил, что сегодня начало года».

Если судьи решили перенести Рош а-Шана на завтра, Всевышний приказывает: «Вынесите возвышение, выведите обвинителя и защитников — бейт-дин постановил перенести суд на завтра». (Ялкут Шимони, Бо, 190)

«Этот месяц — вам»

Всевышний уподобил еврейский народ месяцу — и луне. Прежде чем вывести Израиль из Египта, Он дал ему понять, что его царство закатится через тридцать поколений, которые сменятся одно за другим так же, как тридцать дней месяца сменяют друг друга.

Луна появляется на небе первого числа каждого месяца и до пятнадцатого числа, до полнолуния, светит все ярче. Затем ее диск становится ущербным, начинает уменьшаться и за пятнадцать дней сходит на нет.

Так и Израиль. Пятнадцать поколений — от Авраама до Шломо разгорался его свет.

С воцарением Шломо сияние достигло полноты. Но великому королю наследовали короли все менее и менее значительные, и когда через пятнадцать поколений на престол Давида воссел Цидкияу, это сияние — блеск Первого Иерусалимского Храма и могущество Иудейского царства — угасло совсем (Шмот Раба, 15).

Способность к вечному обновлению отличает Израиль от других народов. Поэтому освящение новомесячий и передано в его руки: Израиль устанавливает сроки наступления новых месяцев, и сам освящается, благословляя и освящая их.

Это свойство — способность к вечному обновлению, которой наделен Израиль, и является гарантией его неистребимости. Другие народы поднимаются к высотам своего могущества и, едва достигнув вершины, начинают опускаться, гибнут и исчезают.

Не таков Израиль: пятнадцать поколений — от Авраама до Шломо — восходила его звезда и пятнадцать поколений — от Рехавама до Цидкияу — она закатывалась.

После разрушения Иерусалима враги Израиля праздновали победу. И действительно — могло показаться, что навеки угас свет Израиля. Но прошло семьдесят лет — и он вспыхнул вновь. Обновление месяца — это вечный знак Израилю, что и его сияние возобновится.

Работа в Рош Ходеш

Не существует запрета работать в Рош Ходеш. Тем не менее, многие особенности сближают новомесячье с праздниками. Прежде всего, дополнительные жертвы приносились в Храме только по субботам, праздникам и новомесячьям. Жертва Мусаф в Рош Ходеш такая же, как в Песах и Шавуот: два быка, баран и семь овец — жертвы всесожжения; козел — искупительная жертва за невольный грех.

В Торе сказано (Бамадбар 10): «В день радости вашей, в праздники ваши, и в дни новомесячий ваших…» — т.е. новомесячья упоминаются в одном ряду с праздниками.

Некогда в Израиле существовал обычай воздерживаться в Рош Ходеш от работы. Об этом упоминается в ТАНАХе (Шмуэль 1, 20). Йонатан, сын короля Шауля, следующим образом обращается к Давиду: «Приходи на то самое место, где ты скрывался в день действия». Переводчик ТАНАХа на арамейский язык Йонатан бен Узиэль перевел слова «день действия» как «будний день». Поскольку этот разговор состоялся накануне Рош Ходеш, ясно, что новомесячье в те времена не было будним днем — в него воздерживались от будничной работы.

Мудрецы Великого собрания постановили: в Рош Ходеш в синагоге Тору читают четыре человека, как и в хол а-моэд. В обычные понедельник и четверг к Торе поднимаются только трое.

В древности в Рош Ходеш было принято посещать пророков. В Книге Королей муж спрашивает свою жену Шуламит (Млахим II, 4): «Почему ты едешь к нему [пророку Элише]? Сегодня не новомесячье и не суббота».

В будущем Рош Ходеш станет днем паломничества в Иерусалим, как предсказано пророком (Йешайя 66): «В каждое новомесячье и каждую субботу будет приходить всякая плоть, чтобы преклониться передо Мной, сказал Г-сподь».

Некоторые законоучители нашего времени полагают, что и сегодня не следует заниматься в Рош Ходеш тяжелым трудом, например, многими полевыми работами, ибо в этот день разрешена лишь легкая работа. Однако большинство авторитетов считают иначе и разрешают исполнять любую работу. Но это не отменяет заповедь выделять новомесячье из череды будней, устраивать в этот день праздничную трапезу, надевать нарядную одежду и тем самым подчеркивать святость этого дня.

Эта заповедь касается женщин больше, чем мужчин. По мнению большинства законоучителей, женщина не должна заниматься в Рош Ходеш никакой домашней работой, кроме самой необходимой. В чем причина такого различия?

Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить „золотого тельца“, те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Всевышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом — заповедью новомесячья, в будущем — тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».

Немного о законах Рош Ходеш

В Рош Ходеш следует устраивать праздничную трапезу, потому что в этот день читают Алель, а в нем сказано: «Этот день сотворил Г-сподь, чтобы мы веселились и радовались». В некоторых сефардских общинах существует обычай зажигать в Рош Ходеш праздничные свечи.

Тому, кто истратил на устройство праздничной трапезы больше денег, чем ему позволяет достаток, Небеса возвращают истраченное. Написано в Псикте. «Все доходы человека устанавливаются на год вперед — от Рош а-Шана до следующего Рош а-Шана. В этот „бюджет“ не входят затраты на празднование субботы, праздников и новомесячий, а также расходы на обучение детей Торе. Если человек тратит на эти цели много денег — ему компенсируют перерасход. Если он тратит слишком мало — его доходы урезаются».

Принято подавать на стол дополнительное блюдо в честь Рош Ходеш, даже если он приходится на субботу, когда трапеза и без того праздничная.

Запрещено поститься в Рош Ходеш (за одним исключением — когда в Рош Ходеш Нисан, а, согласно некоторым мнениям, — и в Рош Ходеш Элул жених постится перед свадьбой). В Рош Ходеш не оплакивают покойного.

Произнося в Рош Ходеш Алель, пропускают отрывки «Не нам…», «Жажду я, чтобы Он услышал…», поскольку новомесячье все же не совсем праздник. «Алель» читают стоя.

Слова Яале веяво включаются в биркат а-мазон — благословение после трапезы, а также в утреннюю, предвечернюю и вечернюю молитвы, но не в молитву Мусаф.

Тот, кто забыл прочитать Яале веяво в биркат а-мазон должен, если он спохватился, прежде чем начал читать четвертое благословение, произнести: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Властелин Вселенной, даровавший новомесячья народу Своему как памятный знак». Но если он уже начал читать четвертое благословение, нет нужды возвращаться к пропущенному, потому что трапеза в новомесячье не является обязательной. Тот, кто по ошибке не прочел Яале веяво в вечерней молитве Рош Ходеш, не возвращается к пропущенному ни в первый, ни во второй вечер новомесячья, потому что бейт-дин освящает начало нового месяца только днем.

Тот, кто пропустил слова Яале веяво в утренней или предвечерней молитве и вспомнил об этом прежде, чем начал читать благословение «Благодарим…», должен сразу же произнести эти слова. Если он уже приступил к благословению «Благодарим…», но еще не дошел до слов «Да будут угодны слова мои…», он должен возвратиться к благословению «Отнесись благосклонно…» и прочитать пропущенные слова. Прочитавший «Да будут угодны слова мои…» возвращается к началу молитвы.

Написано в Сефер а-левуш. «Заповедано надевать особую, красивую одежду в Рош Ходеш». Об этом свидетельствуют «пять перемен платья», которые, как написано в Торе, Йосеф подарил Биньямину. Слово «пять» — хамеш — образует аббревиатуру «новомесячье, суббота, праздник» — дни, когда надевают праздничные одежды. Однако в Рош Ходеш не принято стричься.

Чтение Торы и «Мусаф»

Во время утренней молитвы в новомесячье, выпавшее на будний день, читают по свитку Торы отрывок главы Пинхас, рассказывающий о жертвоприношениях Рош Ходеш. К чтению Торы приглашают четырех человек. Однако его не завершают чтением отрывка из книг пророков — Афтарой.

В Рош Ходеш, выпавший на субботу, выносят два свитка Торы. По одному из них семеро вызванных к Торе читают недельную главу, а по второму читают отрывок главы Пинхас. После этого читают отрывок из книги пророка Йешайи (Йешайя, 66): «Так сказал Г-сподь: небеса — Мой престол…» В нем говорится: «В каждое новомесячье и в каждую субботу будет приходить всякая плоть, чтобы преклониться передо Мной, сказал Г-сподь».

Когда Рош Ходеш Тевет выпадает во время Хануки на субботу, выносят три свитка Торы. По одному из них шестеро приглашенных читают недельную главу, по второму седьмой читает отрывок главы Пинхас о жертвах новомесячья, а по третьему последний приглашенный читает главу «Начальники колен» (Бемидбар, 7), в котором рассказывается об освящении жертвенника. Чтение Торы заканчивают отрывком из пророков, относящимся к Хануке, а не к новомесячью.

После чтения Торы произносят молитву Мусаф — «Новомесячья дал Ты народу Своему», а в субботу — «Ты сотворил Свой мир в его начале…»

Если новомесячье продолжается два дня, законы обоих дней полностью совпадают.

Календари — солнечный, лунный и еврейский

На четвертый день Творения (за два дня до Рош а-Шана, когда был сотворен первый человек) Всевышний создал два светила — солнце и луну, свойства которых стали основой для счисления дней, месяцев и лет, как сказано: «И будут они для обозначения сроков, дней и лет».

По солнцу отсчитывают дни; день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.

По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл. Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный тремстам шестидесяти пяти дням и шести часам.

Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». По определению, с момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.

Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».

Народы мира пользуются условным летосчислением, которое они установили сами для себя.

Христиане делят обычный солнечный год, равный 365 дням и шести часам, на двенадцать частей. Эти части они называют «месяцами», хотя они не имеют никакого отношения к фазам луны. В таких «месяцах» тридцать или тридцать один (а в феврале — двадцать восемь или двадцать девять) дней. Таким образом, «месяц» у христиан не более чем условность, его наступление и длина не обусловлены ничем, кроме принятого соглашения.

Мусульмане отсчитывают месяцы по лунному циклу и отмечают новомесячья. Они умножают число месяцев на двенадцать и называют каждые двенадцать месяцев «годом». Безотносительно к сезону — будь то весна, лето, зима или осень, — новый год наступает по этому летосчислению по окончанию двенадцати лунных месяцев. Таким образом, мусульманский «год» — тоже не более чем условность.

Если бы лунный месяц был в точности равен одной двенадцатой части солнечного года, все три календаря совпадали бы. Тогда было бы безразлично — делить солнечный год на двенадцать частей и называть полученный результат месяцем, или определять год как промежуток времени, равный двенадцати лунным месяцам. Но в действительности дело обстоит не так.

Лунный месяц несколько короче одной двенадцатой части года.

Солнечный год, как уже говорилось, равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. Обратим внимание: гематрия слова «год» (на иврите שנה — «шана») — 355 (т.е. 355 неполных дней). До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.

Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16). Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.

Как совместить обе заповеди? Если следовать лунному календарю, праздник Песах будет с каждым годом наступать на одиннадцать дней раньше и скоро сместится на зиму. Если же добавить дополнительный, тринадцатый, месяц к году, Песах будет запаздывать на двадцать два дня и вскоре сместится на лето.

Поэтому Моше получил на горе Синай особую алаху: добавлять к некоторым годам дополнительный месяц. Иными словами, обычный год состоит из двенадцати лунных месяцев, а високосный — из тринадцати. После нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый лунный месяц, компенсирующий накопившийся сдвиг месяца Нисана, сместившегося к зиме. В результате Нисан всегда остается весенним месяцами не приближается к зиме больше, чем на двадцать дней.

Девятнадцатилетний цикл

Для того, чтобы согласовать отсчет лунных месяцев с солнечным годом, мы используем установленный Торой девятнадцатилетний цикл.

В каждом девятнадцатилетнем цикле семь високосных лет — то есть лет, в которых тринадцать месяцев (к ним добавляется второй месяц Адар). Это третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и последний, девятнадцатый годы цикла.

Семь дополнительных месяцев, прибавляемых в течение девятнадцати лет, почти совершенно компенсируют расхождение между солнечными годами и лунными месяцами внутри каждого цикла: солнечный год убегает вперед всего на один час 26 минут 56 и 2/3 секунды за весь цикл.

В две тысячи четыреста сорок восьмом году от сотворения мира, в год Исхода из Египта, праздник Песах наступил в свой истинный срок, соответствующий времени наступления лунного месяца Нисана, как сказано в Торе (Шмот, 12): «Сегодня вы выходите, в весенний месяц». С тех пор и до настоящего времени минуло уже сто семьдесят три полных девятнадцатилетних цикла. За это время Нисан «отстал» от графика на 10 дней 9 часов 3 минуты 6 и 2/3 секунды. Однако это опоздание не переместило праздник Песах с весны на зиму. Как учит нас Тора, миру суждено существовать шесть тысяч лет. На это время и рассчитан еврейский календарь, так что праздник Песах останется весенним праздником до прихода Мошиаха.

Два дня Рош Ходеш

Тора требует освящать только один, первый день наступающего месяца. Тем не менее, уже в эпоху пророков принято было иногда праздновать Рош Ходеш не один день, а два. Об этом упомянуто в ТАНАХе (Шмуэль 1, 20): «И вот назавтра, во второй день Рош Ходеш…» Отсюда мы узнаем, что при дворе короля Шаула отмечали второй день новомесячья. Когда Рош-Ходеш продолжается один день, а когда — два? По истечении двадцати девяти дней предыдущий месяц заканчивается и наступивший тридцатый день автоматически считается новомесячьем.

В этот день в былые времена устраивали праздничные трапезы, пировали и воздерживались от работы. Однако бейт-дин в Иерусалиме всю ночь и весь следующий день ожидал прихода свидетелей, видевших новый месяц.

В момент своего появления серп новорожденной луны можно наблюдать лишь крайне непродолжительное время. Поэтому всякий, кто в тридцатый день с начала предыдущего месяца видел новую луну, спешил в Иерусалим, опасаясь, что без него не хватит свидетелей, на основании показаний которых можно будет освятить новый месяц.

Если свидетели приходили на тридцатый день, дополнительную жертву в Храме приносили в тот же день. Если нет — свидетелей больше не ждали и на следующий день освящали новомесячье без них. Таким образом, иногда новомесячье праздновали два дня.

Два дня праздновали Рош Ходеш во всех отдаленных общинах, куда не могли вовремя прибыть гонцы из Иерусалима с известием о наступлении нового месяца.

И хотя в наше время мы заранее знаем дату наступления каждого месяца, обычай, заведенный нашими отцами, не отменен. Как некогда в Иерусалиме, мы празднуем некоторые новомесячья один день, а некоторые — два.

При этом нам заранее известно, какие новомесячья длятся день, а какие — два. Вопрос о том, какие именно новомесячья празднуются два дня, весьма сложен. В большинстве случаев действует следующий порядок: когда на тридцатый день месяца появляется новая луна, то даже если этот день не будет считаться первым днем следующего месяца, он тем не менее отмечается как Рош Ходеш. Ибо если бы Санедрин в наше время по-прежнему устанавливал новомесячья на основании свидетельских показаний, этот день мог быть освящен как Рош Ходеш.

Отсюда видно, что два дня новомесячья не похожи на два праздничных дня, отмечаемых в диаспоре. Эти последние состоят из первого, главного дня и второго, дополнительного, введенного из опасения ошибиться в дате. В случае с новомесячьем дело обстоит наоборот: второй день — главный, а первый отмечается в память о сомнении, касавшемся когда-то тридцатого дня месяца. Поэтому, если Рош Ходеш отмечается два дня, лишь второй его день становится первым днем нового месяца.

Полные и неполные месяцы

Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь. Полный месяц продолжается тридцать дней, а наступающее на его исходе новомесячье — два дня, неполный месяц продолжается двадцать девять дней, а следующее за ним новомесячье — один день.

Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.

Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, Ханука — на Кислев, Новый год деревьев — на Шват, Песах — на Нисан, Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник. Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.

Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.

Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.

Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.

Новолуние

Два великих светила, сотворенные Всевышним в четвертый день Творения, появились на небосводе в три часа дня. Солнце находилось в восточной части неба и освещало верхнее полушарие Земли, в котором был день. А луна находилась в западной части небосвода и освещала нижнее полушарие, где царила ночь.

Уже в час сотворения солнце сияло собственным светом, а луна всего лишь отражала свет солнца, возвращая его сияние на землю. Несмотря на это, оба светила были названы великими и равными.

Оба они должны были вращаться вокруг Земли с одинаковым периодом обращения, равным двадцати четырем часам, так что когда солнце должно было находится в зените в одном полушарии, луна оказывалась бы в зените в другом — прямо напротив.

Если бы такое положение сохранялось и далее, луна всегда оставалась бы полной, «великим светилом», каким она была сотворена. Ибо слова «великое светило» означают: всегда максимально полное, не подверженное изменениям, не уменьшающееся и не увеличивающееся.

После того, как солнце и луна заняли свои места на небосводе в три часа пополудни четвертого дня творения и были названы «великими светилами», произошли некоторые события, и Тора дала им новое определение: «Великое светило, чтобы властвовать днем, и малое светило, чтобы властвовать ночью».

Иными словами, солнце осталось великим светилом, а луна лишилась своего величия и была умалена. Наши благословенной памяти учителя сказали: «Они были сотворены равными, но луна лишилась своего величия, ибо выразила свое недовольство. Она сказала: «Не могут два царя носить один венец». Всевышний ответил: «В таком случае ты и будешь уменьшена».

Смысл этой жалобы луны, как и того, что ответил ей Всевышний, известен лишь тем, кто изучил скрытую часть еврейского учения. Очевидно, однако, что тотчас после сотворения светил был изменен порядок мироздания. Луна скрылась и оставалась невидимой в течение сорока семи часов. Когда же она появилась вновь около двух часов пополудни в пятницу, был виден лишь самый ее краешек толщиной в волос, ибо так выглядит в момент своего рождения молодой месяц.

Но и этот краешек луны, по существу, не был виден. Луна находилась высоко в восточной половине неба. Лишь когда она немного отошла в сторону, стало возможным разглядеть ее краешек, тонкий, как нить. Но солнце сияло вовсю — ведь было три часа пополудни — и оно попросту залило своим ярким светом слабый светящийся волосок, так что его практически совсем не было видно. Но мы все же знаем, что именно тогда наступило самое первое новолуние.

С тех пор вращение луны вокруг земного шара опережает видимое движение солнца. За 29 дней 12 часов и около 3/4 часа солнце совершает вокруг земли чуть больше двадцати девяти с половиной оборотов. За это время луна успевает сделать ровно на один виток больше.

В момент рождения нового месяца луна находится на оси. соединяющей солнце с землей, и свет ее невидим с земли. Но к середине месяца луна успевает вырваться вперед ровно на половину оборота вокруг земли и оказывается прямо напротив солнца. Тогда она видна с земли во всей полноте — наступает полнолуние. Все это время луна увеличивается. Но миновав в своей погоне за солнцем середину месяца, она вновь начинает уменьшаться, пока к концу месяца не исчезает совсем. Опередив солнце на целый виток, луна вновь скрывает свой лик и оказывается на том же месте — на оси между солнцем и землей, откуда ровно месяц назад она начала свой бег.

Мудрецы о Рош Ходеш

Слово «властвовать» не встречается ни в одном другом месте повествования о Сотворении мира, кроме рассказа о сотворении солнца и луны. В чем же состоит их власть? Они властвуют над временем, ибо благодаря им возможно счисление дней и иных сроков.

Если бы движение светил было синхронным, как в момент их сотворения, то и корона была бы у них одна. Дни, годы и другие отрезки времени можно было бы отсчитывать по ним обоим. Но когда луна была уменьшена, приобрела изменчивость и способность обновляться, ей был дарован новый венец — власть над счислением месяцев, принадлежащая ей одной.

Этот венец отнял у нее первоначальное величие — власть над годами. Даже свет ее был умален. Однако сыновьям Израиля было заповедано по-прежнему отсчитывать месяцы и праздничные дни по фазам луны, хотя большинство народов мира и отказались от этого. Ибо Всевышний требует, чтобы в этом мире сильный не подавлял слабого и не пренебрегали меньшим ради большего. Более того — величайшие из великих славны тем, что в своих собственных глазах они ничтожны. Вот что рассказывается в Гемаре (Хулин 60): «Рабби Шимон бен Пази сопоставляет: «Сказано: «И создал Б-г два великие светила» и далее: «…великое светило, чтобы властвовать днем, и малое светило, чтобы властвовать ночью». Что это означает?

Сказала луна Пресвятому, благословенно Его имя: «Владыка мира! Возможно ли двум царям носить одну корону?»

Ответил ей Пресвятой: «Ступай и умались!» Взмолилась луна: «Владыка мира! За правдивое слово умалена я?» Ответил ей Всевышний: «Зато ты будешь властвовать и днем, и ночью».

Луна сказала: «Что пользы в светильнике в полдень, кому он нужен?»

Всевышний ответил: «Ты удостоишься того, что Израиль будет исчислять по тебе дни и годы». Луна сказала: «Дни и годы исчисляют и по солнцу». Всевышний ответили: «Праведники будут называться в твою честь: Яаков, Шмуэль, Давид — младшие сыновья».

Увидев, что луна все еще не умиротворена, Всевышний сказал Израилю: «Вознаградите ее за то, что Я ее умалил». Сказал рабби Шимон бен Лакиш: «Почему только о козле, приносимом в жертву за невольный грех в новомесячье сказано в Торе: „Приносите в жертву козла Г-спода?“ Потому что этой жертвой Всевышний как бы искупает умаление луны».

Все народы мира подобны солнцу, а Израиль подобен луне. И хотя народ Израиля немногочисленен, в будущем, когда падет власть зла, именно Израилю суждено властвовать в мире. Вот что рассказали в Мидраше мудрецы: «Больший считает по большему светилу, а меньший — по меньшему светилу, — так устроен мир.

Эсав отсчитывает дни по солнцу, властвующему днем, но над ночью нет у него власти. Так и сам Эсав — его удел целиком в этом мире, в будущем мире нет у него доли. А Яаков считает дни по луне — она светит и днем, и ночью, хотя и сама меньше солнца.

Таков Израиль — удел его в обоих мирах, нынешнем и грядущем. Пока свет сильного заслоняет сияние слабого, не видно его сияния в мире. Но закатилось светило сильного — и сияние слабого светила озаряет мир. Так, пока величие Эсава заполняет мир, не видно сияния Яакова. Но когда закатится могущество Эсава, засияет свет Яакова. Об этом сказано в ТАНАХе (Йешайя 60): „Встань, свети, ибо пришел свет твой, и слава Г-сподня над тобой воссияла“. Иначе тьма покроет землю» (Берейшит Раба, 86; Ялкут Шамони, Берейшит).

Тот, кто домогается величия, стремится завладеть принадлежащим другому и вторгается к нему, чтобы лишить его законного надела. В наказание за это его лишают не только отнятого, но и принадлежавшего ему по праву. Об этом и говорится в рассказе о сотворении двух светил, истолкованном мудрецами:

— …Почему, назвав оба светила великими, Писание сразу же называет луну «малым светилом»? Потому, что луна вторглась в чужие владения, владения солнца.

Откуда мы это знаем? О дополнительных жертвах (Мусафах), приносимых в другие дни, сказано: «один козел из стада за невольный грех». А о дополнительной жертве новомесячья говорится: «за невольный грех Г-споду».

Всевышний сказал: «Эта жертва — за то, что Я послужил причиной вторжения в чужие владения» (ибо луна была вынуждена вторгнуться во владения солнца).

Каким образом луна вторглась во владения солнца? Она была сотворена для того, чтобы светить только ночью, но после того, как она была умалена по воле Творца, свет ее стал виден не только ночью, но и днем, когда властвует дневное светило.

Новости одной строкой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *