что такое рольня в рассказе бежин луг
Диалектизмы в произведении И.С.Тургенева Бежин луг
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым
Крымский инженерно-педагогический университет
Факультет истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы
Кафедра русской филологии
«Диалектизмы в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»»
Яльчи Эльзара Ренатовна
Симферополь, 2020 г.
2.Диалектные слова в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»…………..4
2.1.Классификация по частям речи………………………………. 6
Рис.1- Карта диалектов
Интерес к «местному» слову в России возник еще в 18-м веке. С тех пор ведущие языковеды и лингвисты, среди которых В. Дaль, А. Потебня, А. Шахматов, С. Выготский и др., провели большую работу в этом направлении.
При чтении рaсскaза И.С. Тургенева «Бежин луг» можно зaметить, что в тексте очень много диaлектных слов и просторечий.
2.Диалектные слова в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Автор использует большое количество диалектных слов и просторечных слов, чтобы передать атмосферу крестьянской жизни и раскрыть внутренний мир деревенских ребятишек. Но больше всего таких слов в речи мальчиков.
Диалектные слова в речи мальчиков
· Пошел тот опять к двери наверху, да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится;
· но а за́ставки у дворца-то спущены.
· Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась,
· Всполохнулись мы, смотрим – ничего…
· да вдруг как закашляет, как заперхает,
· Уж как же мы напужались о ту пору!
· Это ихнее дело, этих русалок-то.
· – А слыхали вы, ребятки, – начал Ильюша, – что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
· Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли[8] водятся.
· «Ступай, мол, Ермил, на пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит;
· однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит.
· ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь?
· Захотят его, например, взять хрестьяне:
· будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский…
· Едва-те к свету домой добился.
· «Сем возьму его, — что ему так пропадать»,
· не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели;
· Покойников во всяк час видеть можно,
· Тришка — эвто будет такой человек удивительный,
· послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.
· пошел он раз, тятенька говорил, пошел он, братцы мои, в лес по орехи.
· зашел, бог знает, куды зашел.
· Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые,
· а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней»
· а потом лужком пошел – знаешь, там, где он сугибелью выходит, там ведь есть бучило; знаешь, оно еще все камышом заросло; вот пошел я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из того-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо, жалостливо: у-у… у-у… у-у!
· Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал… Что бы это такое было? ась?
· Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался.
· она так вся и встрепещется.
· плачет, горько богу жалится…
· Гавриле тотчас и понятственно стало
· Бывало, пойдет-от Вася с нами
· Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки,
· Говорили старики, что вот, мол, как только предвиденье небесное зачнется, так Тришка и придет. Вот и зачалось предвиденье.
· «Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!» – да кто куды!
· свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой,
· А человек-то это шел наш бочар,
· так, может быть, его душа жалобится.
· – А то, говорят, есть такие лягушки махонькие,
· плачет, горько богу жалится…
· Посмотрите-ка, картошки сварились.
· «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление»
· – Эка! – проговорил Федя после недолгого молчанья, – да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить, он же ее не послушался?
· И Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы.
· А что, — спросил Федя, — картошки сварились…
Диалектные слова в речи автора
· В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей;
· Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов,
· Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника
· Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки».
· Сперва они покалякали о том и сем,
· Он опять прикорнул перед огнем.
2.1.Классификация по частям речи
Диалектные и просторечные слова
Завозиться, тревожно зашевелиться
Диалектные слова и просторечные слова
грубого домотканного холста.
Диалектные и просторечные слова
«Рольней» или «черпальной» на бумажных фабриках называется то строение, где в чанах вычерпывают бумагу. Оно находится у самой плотины, под колесом. (Прим. авт.)
Бучило – глубокая яма с весенней водой,
оставшейся после половодья, которая не
пересыхает даже летом. (Прим. авт.)
Сугибель – крутой поворот в овраге. (Прим. авт.)
по-орловскому: змеи. (Прим. авт.)
бочар – ремесленник, изготавливающий бочки.
«лисовщики» гладят, скоблят бумагу.
Так мужики называют у нас солнечное затмение
«Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо (Прим. авт).
Диалектные и просторечные слова
Диалектные и просторечные слова
2.2.Группы диалектных слов
В зависимости от соотношения со словами литературного языка в лексике героев рассказа можно выделить несколько групп диалектных слов:
Бучило, сугибель, казюли, буераки и др.
Лексико-словообразовательные диалектизмы отличающиеся от слов литературного языка морфемным составом. Это слова, однокоренные со словами литературного языка, имеющие то же лексическое значение, что и в литературном языке, но различающиеся аффиксами:
Спущаться –спускаться, встрепещется- затрепещет, зачнется-начнется, спортить- испортить, болезный- болезненный, дворную- дворовую, понятственно-понятно и др.
Лексико-фонетические диалектизмы совпадают по значению со словами литературного языка, но отличаются фонетическим обликом. Это объясняется существующими в говорах фонетическими особенностями:
Шти-щи, пошта-почта, эвто-это
Лексико-семантические диалектизмы совпадают по звуковой форме с соответствующими словами литературного языка, но отлича-
ются лексическим значением:
Предвиденье (Так мужики называют у нас солнечное затмение. (Прим. авт.)
Дворец («Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.
Морфологические диалектизмы. Категория числа. В говорах форма множественного числа имен существительных отличается особыми окончаниями.
Этнографические диалектизмы – это особая группа диалектной лексики, отражающая особенности хозяйственной жизни и быта населения той или иной местности:
Мальчики живут в деревне. Тургенев в мельчайших подробностях передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. Они говорят так, как принято в деревне. В их речи есть территориальные диалектные слова, просторечия.
Диалектизмы употреблены писателем лишь для создания местного речевого колорита и речевой характеристики персонажей. В авторском повествовании они появляются очень редко. И.С. Тургенев очень ограниченно использует диалектные слова в речи действующих лиц, т.к. чрезмерное их количество затруднило бы понимание текста. Кроме того, для облегчения чтения он дает авторские примечания к тексту.
Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» преобладают лексические диалектизмы, а именно лексико-словообразовательные диалектизмы отличающиеся от слов литературного языка морфемным составом.
2.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», электронный доступ: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc2p/
3.Ю.В.Лебедев. «Иван Сергеевич Тургенев» // «Литература в школе».1992. №1.
4.Диалектический атлас русского языка – М.: Аспект-Пресс, 1994.
5.Русский язык конца XX столетия. М., 1996.
Бежин луг краткое содержание
Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).
Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн.
Главные герои
Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».
Другие герои
Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
Костя – мальчик 10-ти лет.
Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.
Краткое содержание
В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.
Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной», называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.
Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.
Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица». Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — не было слов». Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.
Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает». Мальчики сильно испугались.
Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.
Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук». Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!».
После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте», где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».
Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались». Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.
Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.
Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.
Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит».
Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил», а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.
К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки». «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»
Вывод
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.
Чтобы оценить красоту слога Тургенева, рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Бежина луга», а прочесть рассказ полностью.
Краткое содержание «Бежин луг»
Главные герои: Охотник (рассказчик), мальчики, сторожащие лошадей: Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня
Автор: Тургенев И.С. | Дата публикации: 1851 | Форма произведения: рассказ | Жанр: социальный | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 6 класс | Возраст: подростки | Время чтения: 1-3 часа |
Темы: детство, дружба, образование и воспитание, человек и природа
Возвращение с охоты
Однажды охотник, он же рассказчик этой истории, решил отправиться в Тульскую губернию, чтобы поохотиться на тетеревов. Птицы этой здесь было столько, что через некоторое время ягдташ был уже полон, и пришла пора возвращаться домой. Довольный удачной охотой, немного уставший, автор
Охотник. Иллюстрация А. Пахомова
двинулся знакомой дорогой, но сумерки быстро опускались на землю, и он, незаметно для себя, сбился с пути. Поплутав, он вышел к долине, которая до этого была ему незнакома. Увидев впереди осинник, охотник направился к нему и вскоре очутился на краю равнины, известной как Бежин луг, в центре которого белели груды белых камней. Там же он разглядел огоньки от двух костров и неясные тени.
Люди у костра
Охотнику ничего не оставалось, как пойти к ним и попроситься переночевать около костра. Приблизившись, он увидел группу мальчиков, которые вышли в ночное для выпаса лошадей. Ребята были не против, чтобы он присоединился к их компании, и автор, прилег, собираясь заснуть, но разговоры ребят заинтересовали его, и он, притворившись спящим, стал слушать их истории. Над костром в котелке варилась картошка, мальчики, которых было пятеро, по очереди начали рассказывать о нечистой, потусторонней силе.
Автор немного отступает от повествования, чтобы познакомить читателя с каждым из мальчиков, давая и внешнюю, и поведенческую характеристику.
Самый старший из всех, красивый, ладный подросток, на вид лет тринадцати-четырнадцати. Судя по
Федя. Иллюстрация А. Пахомова
одежде, он не из бедной семьи, и его присутствие здесь объяснялось, скорее, интересом, нежели нуждой. В его тоне и доброй усмешке ощущается покровительство, но не высокомерие, сам он немногословен, но с интересом слушает других.
Его история была о женщине, которую бросил жених. Решив утопиться, она пришла на берег, но ее заметил водяной и, утащив на дно, «испортил». Женщину удалось спасти, но после случившегося с ней, она навсегда осталась дурочкой.
Костя
На вид лет десяти, очень бедно одетый, тщедушный мальчик, боится всего сверхъестественного и верит всему, что слышит.
Костя. Иллюстрация А. Пахомова
Его первая история была о встрече заблудившегося в лесу плотника с русалкой, которая сидела на дереве и, смеясь, подзывала его к себе. Плотник, наслышанный о злых чарах этих существ, наложил на себя крестное знамение, а русалка вдруг зарыдала и прокляла его, сказав, что он будет горевать до самой смерти. И, правда, теперь он ходит грустный и никогда не улыбается.
Героем второго Костиного рассказа был мальчик, которого Водяной утащил под воду, а его мать после этого от горя лишилась рассудка. К этому времени сварилась картошка, и ребята принялись за еду. После этого наступила очередь Илюши.
Илюша
На вид ему можно дать лет двенадцать. Это опрятно одетый мальчик, горбоносый, с вытянутым лицом и соломенно-желтыми волосами. Он из многодетной семьи и поэтому уже с раннего возраста работает на бумажной фабрике. Он очень суеверный, сам знает великое множество страшных историй и искренне верит во все, что в них происходит.
Илюша. Иллюстрация А. Пахомова
Следующий рассказ был про псаря, которого приказчик послал на почту. Возвращаться тому пришлось уже ночью, да еще через плотину, на которой когда-то похоронили утопленника. Повернув голову в сторону могильного холмика, псарь увидел на нем маленького белого барашка. Решив, что пропадать такому добру негоже, псарь решил забрать его с собой и взял барашка на руки. Барашек вел себя спокойно, не пытался вырваться, но странно и пристально, человеческим взглядом смотрел в глаза псарю. Тому стало настолько жутко, что он начал приговаривать: «Бяша, бяша!» А барашек, страшно оскалив зубы, ответил ему теми же словами: «Бяша, бяша…»
После этих слов Илюши собаки, словно почуяв что-то, залаяли и занервничали. Павлуша побежал смотреть лошадей, а вернувшись, сообщил, что подумал, что там волк. Охотник был удивлен такой смелости мальчика, не побоявшегося в одиночку пойти в темноту.
Затем последовала история про покойного барина, который жаловался, что на него давила могила. По этой причине он по ночам выходил на плотину и искал на «нечистом месте» загадочную разрыв-траву.
Илюша утверждал, что в родительскую субботу по церковной дороге проходят те, кому суждено умереть в этом году. Он рассказал историю об одной бабе, которая села на церковную паперть и смотрела на дорогу, пока не увидела на ней людей. Самое страшное было в том, что среди этих прохожих она узнала саму себя.
Последнюю историю от Илюши можно назвать притчей. В ней говорится, что в день солнечного затмения на землю явится некий Тришка, способный освобождаться от любых цепей и проходить сквозь любые преграды.
Павлуша
Павлуша – ровесник Ильи, коренастый, большеголовый мальчишка, судя по одежде – из бедной семьи. В отличие от других – любопытен и смел, старается дать объяснение всему сверхъестественному.
Павлуша. Иллюстрация А. Пахомова
Он продолжил тему про затмение и рассказал, что случилось, когда исчезло солнце. Все были страшно перепуганы, а стряпуха, служившая у барина, залила весь дом щами, потому что, решив, что есть их больше некому, перебила в печи все горшки.
Потом крестьяне отправились в поле встречать Тришку. Видят – идет по дороге человек с непонятной головой. Когда все попрятались, кто-то самый смелый, выглянул и узнал в путнике местного бочара, который надел на голову жбан, купленный на базаре, чтобы не так тяжело было нести. После этой истории мальчишки долго не могли успокоиться от хохота.
Младшему мальчику было не более семи лет. Личико его выражало
Ваня. Иллюстрация А. Пахомова
мечтательность, большие глаза были наполнены искренностью и добротой. В течение всего разговора он тихонько дремал, укрывшись рогожкой, и не принимал участия в ночной беседе.
Когда погасли костры, всех сморил сон. Заснул и охотник. На рассвете он потихоньку встал, собираясь покинуть это место. Проститься он успел только с проснувшимся Павлушей. Это был последний раз, когда он видел этого смелого мальчика – через некоторое время Павел погиб, разбившись при падении с лошади.