что такое родовой знак
Тамга
Тамга́ — родовой фамильный знак. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у адыгов, абхазов, татар, карачаевцев, балкарцев, башкир, казахов, киргизов, осетин, ногайцев, марийцев и других.
Содержание
Этимология
Слово «тамга» тюркского происхождения и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «(денежный) налог». Слово таможня также происходит от слова тамга. Очевидная популярность данного термина в тюркских языках, откуда он и был заимствован в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги, вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все ещё далеки от разрешения.
Происхождение
По одной из теорий происхождение тамги крупных тюркских племён связано с периодом, когда среди тюркских кочевых народов начала быстро распространяться религия — христианство. [источник не указан 748 дней] Это V—X век от Р. Х. Под влиянием латиницы, на котором была написана Библия, — древние рунические обозначения племен постепенно трансформировались в более простые тамги. [источник не указан 748 дней]
Казахские тамги
Казахские тамги частично совпадают с башкирскими — это связано со сложным этногенезом этих родственных кыпчакских народов. Некоторые древнетюркские племена могли принять участие в этногенезе сразу нескольких народов; так, табынцы влились в состав как казахов, так и башкир. Вследствие этого, тамги у этих народов также могли быть похожими или частично совпадать.
Кавказские руны
С недавних пор родовое тавро, или тамга, снова входит в моду. Карачаевцы, балкарцы, черкесы заказывают мастерам одежду, украшения, ножи и панно с символами своего рода.
Память рода
Фото: Жанна Шогенова
Тамга работы Залима Тумова
Ювелир Залим Тумов из Нальчика использует родовые знаки, когда делает украшения; ставит их на клинки как монограмму заказчика. А иногда его просят изготовить саму тамгу в виде медной или серебряной фигурки на деревянной подставке. Такой семейный сувенир можно подарить родственнику или поставить на полку.
— Спрос большой. Иногда заказчик сам не знает, какая у него тамга, но, выяснив его фамилию, я нахожу его родовой знак в книгах. На Северном Кавказе почти все имели свои тамги. Я делаю их в основном для черкесов — адыгейцев, кабардинцев, шапсугов. Я сам черкес, знаю эти фамилии, у меня есть про них книги, так что могу найти информацию — это моя среда.
Залим утверждает, что тамга сохранилась примерно у 70 процентов черкесских семей. Вернее, сохранились сами знаки — потому что они присутствовали на многих предметах и этнографы успели их зарисовать. Но значение их расшифровке не поддается.
— Конечно, они что-то означали. Если бы их придумывали просто так, то были бы совпадения. Но их практически нет, значит, у этих иероглифов была какая-то система, хотя мы ее уже не осознаем.
Ханафий Хасанов, старший научный сотрудник Карачаевского НИИ имени А. Батчаева
«Основная функция тамги — обозначение принадлежности к роду, родовой группе. Тамга помещалась на различных предметах: вышивалась на свадебных флагах, на кисетах и других предметах из ткани, становилась знаком собственности (тавром), когда им метили скот. Родовые тамги помещались и на перстневых печатях. Наилучшая сохранность их изображений, естественно, наблюдается на каменных предметах — надмогильных стелах, межевых камнях, каменных коновязях».
Во-вторых, это красиво
Фото из Instagram Мадины Хацуковой
Мадина Хацукова — хозяйка нальчикского ателье, где шьют национальные костюмы, — говорит, что тамги сегодня используют достаточно широко.
— Практически ни одна свадьба в КБР не обходится без свадебных флагов, на которых изображены тамги жениха и невесты. Много лет назад наша мастерская, пожалуй, была первой, где клиентам предлагали вышивку тамги на башлыках. А сегодня мы их вышиваем и на мужских рубашках, и на женских сумочках, и на нарукавных подвесках. И помимо того, что родовой знак несет в себе информацию о принадлежности к роду, он работает и на эстетику. Каждый из этих знаков красив.
Мадина считает, что тамги восходят к тотемным изображениям родового строя, которые впоследствии подверглись стилизации и превратились в графический символ.
— Наши заказчики обычно сами приносят изображение тамги своего рода. Кто-то из них находит их в литературных источниках, кто-то узнает от старших родственников, а у кого-то в семьях, как, например, в нашей семье, сохранилась металлическая тамга. Ею когда-то клеймили животных.
Леонид Лавров, этнограф, кавказовед
«Только в очень редких случаях можно догадаться, что среди тамг есть упрощенные изображения некоторых предметов: стрелы, лука со стрелой, сабли, плетки, ножниц, а также звезды. Последняя могла восходить к религиозно-магическому символу, как и тамги, воспроизводящие форму креста. В некоторых тамгах легко узнать отдельные буквы, монограммы и лигатуры. Смысловую сторону рисунка большинства других тамг невозможно определить без риска перейти границы разумного… Нередко приходится встречаться с утверждением, будто тамги ведут свое начало от тотемических знаков-символов и даже от изображений самих тотемов. Однако убедительных доказательств в пользу этого нет, да и присутствие тотемизма на древнем Кавказе пока не доказано».
(Из книги «Историко-этнографические очерки Кавказа»)
Клинок с открытым сердцем
Фото из личного архива Арсена Хашкожева
— Сейчас тамга стала популярна по всему Северному Кавказу, есть такая тенденция. Люди охотно приобретают вышивки, сувениры из дерева, любят заказывать родословный герб на серебряных изделиях. На мои работы я наношу тамгу своего рода Хашкожевых. Наша тамга очень интересная, она частично заимствована у кабардинского рода Трамовых. Они жили в районе Пятигорска. Наш род не был княжеским, но имел право селиться на территории одного из дворянских родов. Так что мои предки поселились на землях Трамовых. Трамовы использовали тамгу в виде сердца. Мои предки немного видоизменили ее — наш фамильный герб выглядит как открытое сердце, очевидно, это символ гостеприимства. Бывает, что я ставлю на свое изделие тамгу заказчика: клиенты любят, когда их клеймо изображено на оружии или на серебряных изделиях. Те, кто уважает себя и свой род, знают, как выглядит их фамильный герб. Но мало кто знает, что он означает. Иногда вместо тамги просят написать фамилию на адыгском языке или арабской вязью.
Ханафий Хасанов, старший научный сотрудник Карачаевского НИИ имени А. Батчаева
«Родовые тамги — это древняя руническая письменность, которая досталась нам от предков. Значения каждой руны мы не смогли пронести через века. Каждая из них отдельно не расшифровывается, то есть вот она досталась роду от прадедов, и они ее используют в быту.
Само наименование этого знака — „тамга“ — тюркское. По данным археологов, на Северном Кавказе они активно бытуют со времен сарматов (III в. до н.э. — III в. н.э.), а к началу ХIХ века фиксируются у многих кавказских народов Черноморско-Каспийского междуморья.
По поводу семантики тамг высказываются разные мнения. Предполагается, что некоторые тамги означают буквы (графемы) из различных алфавитов. Часть тамг, видимо, ведет своё происхождение из графем древнетюркского рунического письма».
От клейма к мобильному приложению
На Ставрополье моду на тамгу ввел Эльбрус Борлаков — он делает картины-панно из стразов на бархате.
— О том, что каждая фамилия моего народа имеет свой знак, я знал с детства, — рассказывает Эльбрус. — Я родился в Твери, дедушка хотел, чтобы внуки не забывали свою историю и культуру и присылал из Карачаево-Черкесии видеокассеты, на которых он рассказывал о наших предках, о традициях и обрядах карачаевцев. Дед много лет изучал и описывал историю карачаево-балкарцев. Даже издал книгу на карачаевском языке «Адеб. Намыс. Адет» («Воспитанность. Нравственность. Обычай») — своеобразный кодекс чести для карачаево-балкарцев. В ней говорится, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Вплоть до того, с какой стороны в паре должен идти женатый мужчина, а с какой — женщина. В КЧР эта книга включена в школьную программу. Почти 20 лет дед был главой нашего рода Борлаковых, сейчас ему 91 год, к нему до сих пор обращаются за мудрым советом.
Значение символа Рода, в чем помогает и как его использовать
Символ Рода – один из ведущих славянских знаков. Многие источники утверждают, что именно на основе этого символа возникли все остальные изображения оберегов в форме свастики.
Основным значением его является связь между разными поколениями. Также знак отождествлялся с энергией Солнца, изобилием, плодородием и духовным благополучием.
Считалось, что этого символа боятся злые силы, а также недоброжелательно настроенные люди. Еще одной функцией оберега было излечение больных.
Знак до сих пор пользуется популярностью и применяется в качестве индивидуального оберега, а также амулета, охраняющего жилище.
Как возник символ рода
Оберег символизирует главного славянского бога – Рода. Ему приписывалось создание всего живого на земле.
Поэтому оберег с таким знаком наделялся силой Рода творца. Это божество любопытно тем, что никогда не изображалось в каком-либо воплощении, поэтому у него нет идолов (прослеживается сходство с христианским богом, но, в отличие от него, Роду не молились и не делали ему никаких подношений).
Род просто почитался и уважался славянами. Это проявлялось у них, в основном, в уважении собственных семейных связей.
Изначально символ Рода выглядел совсем не так, как сейчас. Вначале он изображался в виде заполненного круга.
Позже знак дополнился свастикой, а свастика – маленькими кругами на концах.
Круг, в который заключен знак, отражает закрытость знаний рода (верований, традиций, истории происхождения) от посторонних глаз.
Замкнутость знака символизирует непрерывную передачу сокровенных знаний из поколения в поколение.
КСТАТИ! Есть версия, что знак Рода является схематичным изображением нашей галактики. Но эта идея представляется довольно спорной, поскольку древние славяне вряд ли обладали подобными познаниями.
Как выглядит символ рода
Внешне символ Рода представляет собой свастику со скругленными углами (в отличие, например, от свастики древнеарийской, у которой углы прямые).
Лучи свастики как бы формируют спираль. На концах лучей находятся небольшие круги, символизирующие законченность.
Предположительно, закругленность линий знака отражает гармонию и энергию созидания.
Особенностью символа Рода является наличие у него 2 сторон. Различие их только в направленности лучей: с одной стороны они направлены по движению солнца, а другой – против.
У славян данные направления обозначались терминами «посолонь» и, соответственно, «противосолонь».
Вначале символ Рода изображался заключенным в окружность, сейчас часто встречаются обереги без круга.
КСТАТИ! Есть довольно похожий по наименованию (и тоже посвященный Роду) знак – Родимич. Но символы выглядят по-разному (хотя Родимич – тоже свастический) и имеют разный смысл.
Значение оберега и в чем его сила
Основное значение символа Рода – связь поколений, сохранение семейных и родовых традиций, покровительство богов семье. «Функционал» знака довольно обширен.
Выделяют такие его действия:
КСТАТИ! Славяне считали, что такой амулет может носить только добрый человек. Если символ бога Рода наденет злодей, оберег начнет действовать против него самого. Поэтому люди, носящие такой оберег, вызывали у славян значительно больше доверия.
Как сделать талисман самостоятельно
Символ Рода встречался у древних славян в виде украшений, декора предметов быта, вышивки на одежде, а также на жилищах.
При выборе вида оберега для самостоятельного изготовления лучше всего подойдут украшение или вышивка (чтобы не вызывать нежелательного внимания от посторонних).
При изготовлении оберега важно придерживаться ряда правил:
ВАЖНО! Запрещается выбрасывать амулет с символом Рода, а также забирать себе оберег, изготовленный для другого человека. Знак бога Рода хранят в семье и передают от старшего поколения к младшему.
Как выбрать готовый оберег
Желательно, чтобы выбирал и приобретал оберег тоже не сам будущий носитель, а его близкий.
Но выбирая именно такой символ, следует помнить, что человеку придется всю жизнь контролировать свои помыслы и поступки, особенно по отношению к своей семье.
Если же для человека это не проблема, знак подходит ему. Для применения символа нет поло-возрастных ограничений: он может использоваться и детьми, и женщинами, и мужчинами.
Довольно часто встречаются татуировки с данным изображением. При выборе такой формы оберега следует проявить осторожность: он может конкретному человеку не подойти, тогда останется татуировку только свести, а это дорогой и болезненный процесс, к тому же оставляющий следы на коже.
Чтобы проверить, подойдет ли такой знак, можно сделать временное тату. В случае хорошей совместимости с оберегом можно будет нанести его уже для постоянного ношения.
По материалу и форме здесь действуют те же правила, что и для изготавливаемых амулетов.
Женщинам рекомендуется выбирать обереги в виде подвесок из дерева «женских» пород. Мужчинам более всего подойдет перстень из серебра с символом Рода.
Хотя, конечно, выбор не ограничивается только такими изделиями. Например, для мужчин подходят и деревянные амулеты, но с «мужской» энергетикой.
Кому подойдет и как носить
Считается, что символ Рода универсален и обладает огромной энергетикой.
По этой причине ответственному и благонамеренному носителю он будет помогать в любых ситуациях и справляться с проблемами практически любого плана.
Носитель при этом должен соответствовать своему амулету: его принципами должны быть искренность, доброжелательность и уважение семейных ценностей и своих родственников.
Универсальность символа проявляется еще и в том, что носить его может любой человек, независимо от пола, возраста и рода занятий.
Обязательное требование к амулету – он должен быть двусторонним, поскольку он не только впитывает энергию, но и отдает ее.
Наиболее распространены обереги с символом Рода, изготовленные из золота и серебра в виде колец, перстней и кулонов. Также встречаются вышивки с этим знаком на одежде.
Такие предметы несут в себе энергетику разрушения и не совпадают в этом отношении с символом Рода.
Как произвести активацию оберега
Любой амулет рекомендуется активировать, только тогда он будет «работать» на благо носителя.
Оберег, независимо от того, изготовлен он в семье или приобретен уже готовым, вначале очищают, затем заряжают (активируют).
Очистка амулета от чужеродных энергий проводится при помощи соли или воды. В чашке с водой или солью оберег оставляют на ночь. После соли амулет промывают.
Для активации необходимо оставить на некоторое время амулет под солнцем. Желательно, чтобы он при этом находился на траве или земле, заряжаясь ее энергетикой.
Если в связи с погодными условиями, указанный способ активации не выполним, можно заменить солнечный свет свечой. Оберег нужно несколько минут проносить над пламенем.
КСТАТИ! Очистительный ритуал нужно проводить на регулярной основе, чтобы амулет не накапливал негативных энергий. Это относится не только к данному знаку, но и ко всем оберегам вообще.
Славянский оберег символ Рода – популярный амулет благодаря его универсальности.
Он подходит всем, кто чтит семейные традиции и ценит своих близких.
Основным нюансом при выборе или изготовлении талисмана является то, что делать это должен не сам носитель, а близкий ему член семьи.
Если статья о символике Рода, связанных с этим верованиях славян и современном применении древнеславянского оберега была интересной и полезной для вас, поделитесь ею в социальных сетях.
Вы здесь сокола не видели? Родовые знаки Рюриковичей
В этой статье мы рассмотрим утверждение о том, что Рюриковичи использовали как свой родовой (некоторые даже употребляют слово «геральдический») символ, именно «знак сокола».
Зачем нужен родовой знак?
Начнем с того, что во времена Рюрика (напомню, это вторая половина IX в.), ни о геральдике и ни о каких гербах, в том смысле, какой мы придаем этим понятиям сегодня, в Европе, как Западной, так и Восточной, еще и речи не шло.
Так что если не впадать в крайность и не начинать утверждать, что именно славяне являются родоначальниками европейской геральдики и авторами первых гербов, опередив, таким образом, «просвещенную Европу» на добрых три века, то придется нам использовать терминами «родовой знак», «знак собственности» или «тамга». Тем более, что в значительной степени эти понятия синонимичны.
В те давние годы воинов (и, соответственно, вождей, которые ими командовали) было не настолько много, чтобы их можно было путать на полях сражений, поэтому идентификация того или иного командира на поле боя еще не была такой трудной задачей, как несколько веков спустя.
Вожди дружин, как правило, прекрасно знали друг друга если не в лицо, то во всяком случае понаслышке. В крайнем случае, они могли представиться друг другу непосредственно перед выяснением отношений.
Так что сугубой необходимости в обязательном ношении каких-то отличительных знаков для воинов и вождей тогда не существовало – вполне было достаточно словесных портретов или каких-то иных отличительных признаков, типа головы дракона на носу драккара или золотого плаща («золотой луды»), как у небезызвестного Якуна, соратника Ярослава Мудрого в битве при Листвене.
Это, однако, не означает, что какие-либо отличительные знаки не использовались вождями вовсе. Просто их предназначение было иное, чем у гербов и знамен.
В первую очередь, такие знаки использовались для отметки права собственности на тот или иной объект. На востоке такие знаки назывались словом «тамга». Славяне же использовали термины «знамено» или «пятно».
Такими знаками метили скот, иное имущество (например, монеты), а также использовали при межевании земель в качестве прообраза современных пограничных столбов, вырезая их, например, на деревьях или камнях. В более поздние времена такими знаками помечались изделия ремесленников, работавших на княжеском дворе и даже кирпичи, используемые для строительства.
Были эти знаки, как правило, просты и незатейливы. И современные исследователи даже затрудняются ответить на вопрос, несли ли они в большинстве случаев какую-либо смысловую нагрузку для их обладателей или же были просто набором штрихов, удобным для воспроизведения на любой поверхности.
Примеров таких знаком имеются сотни. Особенно часто, по понятным причинам, их использовали степные кочевники и их соседи.
Такие знаки были личной меткой их владельцев. И не переходили в полной мере по наследству от родителей к детям. Однако члены одной семьи могли пользоваться схожими знаками, имеющими единую основу и отличающимися друг от друга деталями, причем эти отличия могли быть значительными.
Знаки первых представителей династии
Применительно к князьям-Рюриковичам впервые с таким знаком, который можно совершенно достоверно сопоставить с его владельцем, мы сталкиваемся, исследуя печать князя Святослава Игоревича. Выглядит этот знак вот так.
Из рисунка видно, что личный знак (печать) Святослава Игоревича представляет собой стилизованную перевернутую букву «П». Или «двузубец» с подставкой в виде треугольника, направленного вершиной вниз.
Понятно, что исследователей тут же заинтересовал вопрос – когда этот знак впервые появился на Руси.
В поисках ответа сильно помогли монетные клады, обнаруженные на днепровском и волжском торговых путях. Дело в том, что на некоторых монетах имеются пометки, так называемые «граффити». И среди них не так уж и редко попадаются знаки, схожие по своей конфигурации с символом на печати князя Святослава Игоревича.
Самый древний из таких кладов датируется самое позднее 885 годом. В этом кладе имеется серебряный арабский дирхем (878 года чеканки), на котором можно увидеть вот такой знак.
Получается, что знак этот был начертан между 878 и 885 гг. А это – период летописного правления Рюрика в Новгороде.
Конечно, на основании такой единичной находки утверждать, что это знак именно Рюрика, мы не можем. Подобные (подчеркиваю – подобные, а не точно такие же) знаки использовались и в Хазарском каганате. И монета могла получить такую пометку там, а потом уже прибыть на территорию Руси вместе с каким-то хазарским купцом.
Однако игнорировать очевидное сходство знака Святослава и символа, обнаруженного на этой монете, тоже нельзя.
Более того, существует еще несколько монет с аналогичными изображениями, которые датируются несколько более поздними датами.
Например, монета из клада у д. Погорельщина, сокрытого в период до 920 г., то есть во время княжения Игоря Рюриковича. На которой начертан вот такой знак.
Здесь на одной из сторон мы тоже видим двузубец. Причем невооруженным взглядом заметна определенная преемственность, как между ним и знаком Святослава, так и между ним и знаком периода княжения Рюрика.
Вполне наглядно демонстрируется также и развитие самого знака.
Первый знак – времен Рюрика, второй – времен Игоря Рюриковича, третий – Святослава Игоревича.
Так что предположение о том, что на первой монете – знак именно Рюрика, не кажется столь уж поспешным. Впрочем, окончательно разъяснить этот вопрос можно будет только с накоплением нового и систематизацией имеющегося археологического материала.
Тем не менее, становится совершенно очевидным, что изначально знаком династии Рюриковичей был не трезубец, а двузубец. Именно этим символом пользовался князь Святослав Игоревич и, возможно (и даже весьма вероятно), его отец и дед. Ничего общего, как видно, с атакующим соколом в виде классического трезубца этот знак не имеет.
Сокол-трезубец
Когда же появился этот самый трезубец в системе родовых знаков Рюриковичей?
А появился он уже при детях Святослава.
С.В. Белецкий на основании проведенных им исследований воссоздал эволюцию знаков Рюриковичей, наглядно представив ее в неком подобии генеалогического древа.
Схема нуждается в некоторых комментариях.
Мы видим, что из потомства Святослава Игоревича двое его законных детей Ярополк и Олег сохранили основой своего родового знака двузубец. Тогда как третий его сын Владимир присоединил к двузубцу ещё один средний зубец, сформировав таким образом некое подобие трезубца.
Вот так этот знак выглядит на монете князя Владимира.
Третий зубец пока еще значительно тоньше остальных. Да и весь знак еще никак не может навести на ассоциации с пикирующим соколом. С.В. Белецкий (видимо, небезосновательно) считает, что средний зубец в знаке Владимира мог являться символом его бастардства.
Хочется обратить внимание и еще на одну тонкость, отображенную в схеме. А именно на факт использования Ярополком Святославичем и его сыном Святополком Ярополчичем каждым сразу двух изображений. Причем и в том, и в другом случае один из этих знаков в точности повторяет символ самого Святослава Игоревича – простой двузубец.
Этот факт можно объяснить тем, что до смерти Святослава каждый из его детей имел свой знак. Законные Ярополк и Олег – слегка измененный двузубец. А бастард Владимир – трезубец. После гибели Святослава законным его наследником стал Ярополк. И с этого момента он принял и стал использовать знак отца – простой двузубец.
Захватив власть, Владимир Святославич по каким-то причинам не стал менять свой родовой знак. Однако его племянник Святополк, видимо, находясь в некой оппозиции Владимиру и считая своим отцом именно Ярополка, а свое старшинство над потомками дяди-бастарда неоспоримым, начал использовать как свой родовой знак простой двузубец – знак своего отца и деда.
Такое поведение племянника было расценено Владимиром как вызов и вылилось в конфликт 1013 года, по итогам которого Святополк в числе прочих уступок Владимиру изменил свой родовой знак, добавив к его левому зубцу крест.
Итогом политической борьбы после смерти Владимира Святославича стала гибель Святополка и пресечение старшей и законной ветви династии Рюриковичей. В результате чего двузубец Святослава уступил место трезубцу Владимира. Его сыновья в качестве родового знака использовали только трезубцы.
Наиболее известный из сыновей Владимира – князь Ярослав Мудрый использовал следующий знак.
В этом знаке при наличии определенной фантазии уже можно увидеть силуэт атакующего сокола. Именно он, видимо, и стал основой легенды о «соколином» происхождении знака Рюриковичей.
Развитие княжеских родовых знаков
Сторонники этой легенды, однако, как правило, не учитывают то, что в дальнейшем (вплоть до XIII века) княжеские знаки продолжали изменяться, трансформируясь иногда до полной неузнаваемости. Так, например, выглядели родовые знаки потомков Ярослава Мудрого.
Это родовые знаки соответственно сына Ярослава Мудрого Изяслава и его внуков Ярополка и Святополка Изяславичей.
А это родовые знаки князей Ростово-Суздальской, а позже Владимиро-Суздальской земли: последовательно Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Или, например, так выглядели родовые знаки князей Черниговской ветки.
На этом рисунке изображены соответственно родовые знаки князя Олега Святославича (родоначальника Черниговских Ольговичей) и его сына Всеволода Ольговича, занимавшего в том числе и великий Киевский стол.
Как видим, знаки эти в подавляющем большинстве даже отдаленно не напоминают сокола.
Существует масса вариаций изображения родового знака Рюриковичей. Приводить их все в этой статье не имеет особого смысла.
В одних из них при особом желании можно разглядеть сокола. Другие, как знак Олега Святославича, скорее похож на кота. Или, как знак Андрея Боголюбского, на лебедя. Но общий смысл этих символов от этого не поменяется – все они происходят от изначального двузубца князя Святослава Игоревича, который, в свою очередь, с высокой долей вероятности является наследником родового знака его отца и деда.
Таким образом, тезис о том, что родовой знак княжеской династии Рюриковичей представлял собой стилизованного сокола в атаке (также как и тезис о славянском происхождении имени «Рюрик»), кажется опровергнутым.
Однако не все так просто.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов