что такое родовое окончание
Правописание падежных и родовых окончаний
Правописание окончаний имён существительных
В окончаниях имён существительных пишется е:
В окончаниях имён существительных пишется и (ы):
У несклоняемых существительных род определяется так:
Однако если слово означает самку, то слово ж.р.: Гризли ласкала своего медвежонка (ж.р. – означает самку).
При этом: цеце, иваси – ж.р.
Неодушевлённые существительные относят к ср.р.: шерстяное кашне, овощное рагу, хрустальное бра.
При этом: кофе, пенальти, сирокко (м.р.), авеню, салями (ж.р.).
У топонимов род устанавливают по видовому понятию: Осло, Иваново (город) – м.р., Миссури (река) – ж.р.
Правописание окончаний имён прилагательных
Чтобы правильно написать родовое окончание имён прилагательных:
Безударные падежные окончания имён прилагательных следует проверять по прилагательному с ударным окончанием (удобнее всего — вопросом какой? в нужной падежной форме).
В прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ье во всех падежных формах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа, пишется ь:
Читайте также: Когда писать Н НН в причастиях и прилагательных.
Безударные окончания прилагательных
В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила:
Правописание падежных и родовых окончаний
Как написать падежное или родовое окончание в слове? Сначала определите части речи, у существительного, затем определите склонение и падеж, напишите окончание, от существительного задайте вопрос к прилагательному, напишите окончание прилагательного. Разберем подробнее.
Правописание окончаний имён существительных
В окончаниях имён существительных пишется е:
В окончаниях имён существительных пишется и (ы):
У несклоняемых существительных род определяется так:
Однако если слово означает самку, то слово ж.р.: Гризли ласкала своего медвежонка (ж.р. – означает самку).
При этом: цеце, иваси – ж.р.
Неодушевлённые существительные относят к ср.р.: шерстяное кашне, овощное рагу, хрустальное бра.
При этом: кофе, пенальти, сирокко (м.р.), авеню, салями (ж.р.).
У топонимов род устанавливают по видовому понятию: Осло, Иваново (город) – м.р., Миссури (река) – ж.р.
Правописание окончаний имён прилагательных
Чтобы правильно написать родовое окончание имён прилагательных:
Безударные падежные окончания имён прилагательных следует проверять по прилагательному с ударным окончанием (удобнее всего — вопросом какой? в нужной падежной форме).
В прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ье во всех падежных формах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа, пишется ь:
Безударные окончания прилагательных
В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила:
Конспект урока по русскому языку «Родовые окончания глаголов»
Тема урока: «Родовые окончания глаголов»
1. Образовательные: научить изменять глагол по родам;
2. Развивающие : развивать умение распознавать род глаголов в прошедшем времени;
3. Воспитательные : воспитывать в учащихся доброжелательность друг к другу, умение слушать, уважение к мнению других.
Предметные результаты: уметь изменять глагол по родам;
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, высказывать свое мнение.
Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, трудолюбие, умение работать в коллективе, дружелюбие.
Тип урока: открытие новых знаний;
Методы и приемы: игра, беседа, наглядность, групповая работа.
-Кто готов, поставьте руку на локоток!
-Сейчас мы проведем минутку чистописания.
-Ребята, запишем предложение «Птицы умеют летать и громко петь»
— Кто записал предложение, поставьте руку на локоток.
-Задание: спишите предложение и ниже выпишите из предложения все глаголы.
-А теперь прочтем, что у нас получилось
-Молодцы, ребята, правильно.
3. Актуализация знаний.
Актуализация знаний по теме «Глагол»
— Чтобы начать наш урок, нам надо определиться с темой: а что же мы будем сегодня изучать? Вы сможете определить тему нашего урока, если справитесь с заданием в паре.
— Каждой паре выданы карточки со словами, ребята, кто может прочесть эти слова. ( Живет, будет, стучать, стучат, мычат, зажигал)
-Ребята, а кто может ответить, что общего у слов на карточках? Как, одним словом можно назвать эти слова?
-Кто знает ответ, поднимайте руку!
-Значит, тема нашего урока будет как-то связана с ГЛАГОЛАМИ.
-Ребята, попробуйте разбить эти слова на группы.
-Правильно, ребята, слова на карточках можно разбить на две группы. Некоторые из Вас увидели правописание жи-ши, ча-ща, а некоторые увидели, что глаголы в разных временах.
-Ребята, кто может назвать глаголы, в которых вы увидели правописание жи-ши?
-А кто назовет глаголы, в которых Вы увидели времена?
-Молодцы, ребята. Правильно! Вы показали, что умеете определять время глагола, то есть знаете, что глаголы изменяются по временам.
Возможны два варианта: по правилам (жи – ши, ча – ща) и по времени глагола (настоящее, прошедшее, будущее):
Ча-ща: мычат, пощадит, будет стучать.
Прошедшее время: шил, зажигал.
Настоящее время: живёт, мычат.
Будущее время: будет стучать.
4. Постановка проблемы.
Подведение учащихся к теме, постановка цели урока
-Ребята, а как Вы думаете, глагол важная и нужная часть речи?
-Давайте с Вами это проверим.
-Мальчикам и девочкам сейчас мы с двумя ребятами раздадим карточки с наборами глаголов. Вы должны из этих глаголов составить текст. Название своего текста будете знать только Вы, а другие потом попробуют догадаться, о чем идет речь.
Девочки составляют текст «Как я готовила обед»
( Пришла, достала, намыла, почистила, порезала, зажгла, высыпала, перемешала, закрыла, пожарила, выключила, накрыла, накормила.) Слова перемешаны на карточках!
( Проснулся, накопал, взял, пришел, насадил, закинул, вытащил, расстроился, повторил, обрадовался, наловил, вернулся, похвастался)
-Девочки, прочтите текст, который у Вас получился. Мальчики, внимательно слушайте!
-Теперь, мальчики, прочтите свой текст!
— Понятно ли вам, о чём идёт речь?
— Значит только по глаголам трудно, но можно понять, о чём идёт речь.
— А теперь скажите, что общего было у всех глаголов, которые вы сейчас использовали?
-Правильно, ребята, все эти глаголы стояли в прошедшем времени.
-Вот мы и подобрались к теме нашего урока.
5. Открытие нового знания.
-Ребята, посмотрите внимательно на доску! Прочтите про себя предложения на доске. (Фонарь светил…
-Ребята, согласны ли Вы с таким написанием слов?
-Как Вы считаете, чего не хватает глаголам?
-Правильно, ребята. Не хватает окончаний!
-Откройте тетради и спишите с доски эти выражения. Теперь допишите окончания глаголов, окончания дописывайте карандашом, чтобы можно было исправить, если Вы выбрали неверное окончание.
-Ребята, прочитайте только глаголы! (Светил, светила, светило, светили.)
-Молодцы, ребята, верно подобрали окончания! Кто сделал так же, поднимите руку! Молодцы.
-Ребята, глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. Запомните это!
-Ребята, посмотрите на таблицу на доске.
— Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени в единственном числе мужского рода? Женского рода? Среднего рода?
— А какие окончания имеют глаголы прошедшего времени во множественном числе?
( У девочек – женского рода, у мальчиков – мужского рода.)
— А как же определить род глагола?
— По существительному, действие которого называет глагол.
(род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связано по смыслу)
Ну-ка дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
А теперь и сесть пора!
-Ребята, чтобы определить родовые окончания глаголов прошедшего времени, сыграем с Вами в игру «Что они делали?»
Игра «Что они делали?»
-Ребята, посмотрите внимательно на доску. На доске выведены фразы, но чего в них не хватает?
-Ребята, для образца я покажу Вам, как определяла родовое окончание.
-Внимательно смотрите и слушайте! Фраза «Брат готови.»
Определяю род существительного брат. Брат он. Значит род мужской.
Отец объясни… Вода закипе…
Мать пожале… Радио говори…
Яблоко созре… Дерево шуме…
Парусник плы… Ребёнок крича…
Девочка чита… Лошадь вез…
Столб стоя… Чай кипе…
-Ребята, пожалуйста, читаем по цепочке и объясняем, почему именно это окончание Вы выбрали для этого слова.
-Записываем домашнюю работу. На стр. 123 Вы должны выполнить упражнение 221.
8. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов урока, оценивание учащимися своей деятельности на уроке.
-Ребята Вы хорошо поработали, давайте повторим, что сегодня мы изучали и что поняли, что не поняли!
-А теперь подойдите к доске, возьмите себе с Яблони яблочко.
-Возьмите себе жёлтое яблочко, если все было понятно, а зелёное яблочко пусть возьмёт тот, кому сейчас нужно немножко помочь, и я вам помогу.
-Ребята, спасибо! Урок окончен.
На доске слова с пропущенными буквами:
б…седа д…журный ж…лтый
…бед инт…ресный м…роз
п…беда р…бота св…бода
(Слова из словаря, которые нужно запомнить)
— А теперь образуйте от данных слов однокоренные глаголы прошедшего времени (любого числа, любого рода).
-Не образовывали сами глаголы прошедшего времени.
-Беседовал, дежурила, желтели, обедал, интересовалась, морозило, победил, работали, освободили, ужинали.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Родовые окончания глаголов» направлен на научение изменять глагол по родам, развивать умение распознавать род глаголов прошедшего времени, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, трудолюбие, умение работать в коллективе, дружелюбие.
Номер материала: ДБ-234763
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Правописание окончаний. Суффиксы причастий и деепричастий
теория по русскому 🐻 орфография
Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует новую форму слова и служит для образования связи слов в словосочетаниях и предложениях. Оно не имеет единого вида и в каждой части речи пишется по-разному.
Функции окончания:
Правописание окончаний имен существительных
Чтобы правильно написать окончание у имени существительного, нужно определить его склонение и падеж, в котором оно стоит.
Падежи и склонения
В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?).
В русском языке есть три типа склонения существительных, а также разносклоняемые и несклоняемые существительные. Последняя группа не изменяется по падежам.
Существительные могут быть мужского рода (он, мой), женского (она, моя), общего рода (могут быть и мужского, и женского) или среднего рода (оно, моё). В зависимости от этого определяется их тип склонения.
Склонения существительных
Для определения гласной в безударном окончании в каком-либо падеже нужно воспользоваться следующей таблицей. Для этого необходимо поставить имя существительное в начальную форму (Кто? Что?) и определить по таблице тип его склонения. В представленной таблице первым будем идти слово с ударным окончанием, по образцу которого можно будет определить букву в окончании другого слова того же склонения.
Таблица окончаний имен существительных по падежам и склонениям
Падеж | 1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение | разносклоняемые |
Именительный | рук а берёз а дяд я | конь солнц е окн о | степь кровать | врем я путь |
Родительный | рук и берёз ы дяд и | кон я солнц а окн а | степ и кроват и | времен и пут и |
Дательный | рук е берёз е дяд е | кон ю солнц у окн у | степ и кроват и | времен и пут и |
Винительный | рук у берёз у дяд ю | кон я солнц е окн о | степь кровать | врем я путь |
Творительный | рук ой берёз ой дядей | кон ём солнц ем окн ом | степь ю кровать ю | времен ем пут ём |
Предложный | о рук е о берёз е о дяд е | о кон е о солнц е об окн е | о степ и о кроват и | о времен и о пут и |
Правописание окончаний имен прилагательных и причастий
У прилагательных и причастий будет тот же род и падеж, что и у слова, к которому они относятся. Чтобы правильно написать гласную в окончании, необходимо задать вопрос.
Таблица окончаний прилагательных и причастий по падежам и склонениям
Правописание окончаний личных глаголов
Спряжение – это образец изменения глагола по лицам и числам. В русском языке 2 спряжения.
Ударные окончания
Принадлежность к первому или второму спряжению определяется по личным ударным окончаниям глагола.
1 спряжение | 2 спряжение |
петь я пою՛ мы поём ты поёшь вы поёте он, она, оно поёт они пою՛т | кричать я кричу՛ мы кричи՛м ты кричи՛шь вы кричи՛те он, она, оно кричи՛т они крича՛т |
В окончаниях глаголов первого спряжения встречаются гласные Е(Ё), У(Ю), в то время как у глаголов второго спряжения будут буквы И, А(Я).
Безударные окончания
К первому спряжению относятся глаголы гнать, держать, смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, дышать, терпеть.
Ко второму спряжению относятся глаголы брить, стелить, зиждиться.
Образец рассуждения при написании личных безударных окончаний глаголов
Пример: уверенность зижд…тся на самолюбии
Чтобы не ошибиться с написание личных окончаний глаголов, стоит запомнить написание неопределённой формы у следующих слов: веять, сеять, лаять, лелеять, таять, каяться, реять, чуять, блеять, затеять, кашлять, надеяться, клеить.
Трудные случаи написания окончаний в глаголах
Существует еще несколько правил правописания окончаний у отдельных глаголов. Их тоже необходимо учитывать. К таким исключениям относятся следующие глаголы:
Данные глаголы пишутся только так, они не изменяются и их нельзя проверить по правилу или таблице.
Правописание суффиксов причастий
Зависимость от спряжения
Исключение: движимый (двигать – 1-ое спряжение).
Зависимость от окончания
Глаголы могут образовывать похожие причастия, очень важно понять, от какого конкретно глагола образовано причастие и правильно вписать гласную: замеш анн ый (замешать), замеш енн ый (замесить), выкач анн ый (выкачать), выкач енн ый (выкатить).
Личные окончания глаголов
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Хочу
Бегу
Чту
Хотим
Бежим
Чтим
Хочешь
Бежишь
Чтишь
Хотите
Бежите
Чтите
Хочет
Бежит
Чтит
Хотят
Бегут
Чтут (чтят)
Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:
Дам
Дадим
Едим
Дашь
Ешь
Дадите
Едите
Даст
Ест
Дадут
Едят
Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.
Правописание неопределенной формы глагола
Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.