что такое риторические жанры
Риторика (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Лекция 10. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН: ПРОИЗНЕСЕНИЕ (АКЦИО)
10.1. Стиль произношения
10.2. Невербальная коммуникация
10.1. Стиль произношения
Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Голос как акустический феномен, несущий информацию об индивидуальных особенностях оратора (его физическом и жмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности).
С точки зрения научения искусному произношению и его восприятия выделяют категории голосоведения и произношения.
1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом;
2. У ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: деление речи на такты.
3. Вне паузы не может быть осмыслено воспринимаемой речи. Речь – чередование звучания и молчания.
4. Темп, или скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Современное убыстрение речи приводит к невозможности говорить на серьезные, значительные темы. Ритм, как гармоническое чередование определенных частей, в произношении проявляется в таком качестве, как плавность, благозвучие в соединении отдельных сегментов речи.
5.Интонация, или мелодика речи, выражается в особой музыкальной выразительности звучащего слова.
6. Логическое ударение есть следствие правильной смысловой акцентировки, которое показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя смысл своей речи.
7. Тембром называется особая голосовая окраска (бархатный, жесткий, крикливый, мрачный, нежный, звенящий и т. д.).
8. Дикцией называют ясное отчетливое произношение, позволяющее обеспечить донесение содержания речи до слушателя (хорошая/плохая, поставленная/непоставленная речь).
9. Недостатком может быть слишком громкий голос (отторгает слушателей, мешая воспринимать содержание речи) и тихий голос (не доходит до слушателей, вызывая их раздражение).
Итак, основными требованиями к произношению являются «напряжение в груди», влечет постановку дыхания и произносительную энергетику ритора, твердость языка; не стремительный и не медленный темп речи.
10.2. Невербальная коммуникация
Средствами невербальной коммуникации являются все движения тела, его временная и пространственная организация, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса.
Основные функции невербальных средств коммуникации: создают образ собеседника, являются индикатором психических состояний личности, выполняют функцию экономии речевого общения и т. д.
Кинесика – совокупность значимых жестов, мимических и пантомимических движений.
Мимика – взгляды, их неоднозначная трактовка и национальная специфика.
Жест как кинетическая единица, имеющая пантомимическую и мимическую формы выражения. Жесты могут быть коммуникативные и некоммуникативные (физиологические, ритмические).
Физический контакт (прикосновения, рукопожатия, похлопывания и т. д.) является также элементом системы невербального поведения человека.
Проксемика – пространственное положение собеседников, их размещение относительно друг друга. Зоны общения: 1) зона интимного общения; 2) зона личностного общения; 3) зона социального общения; 4) зона публичного общения.
Компонентом невербального общения являются значимые фонации (звучащие невербальные знаки): интонационные и тембральные модуляции, степень громкости и скорость речи, молчание, придыхания, связанные с эмоциональным состоянием и др.
Таким образом, оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах, знание их особенностей и владение ими, позволит управлять вниманием слушателей.
Лекция 11. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. ВИДЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ (РИТОРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ)
11.1. Понятие риторического жанра
11.2. Информационная (информативная) речь
11.3. Эпидейктическая речь
11.4. Аргументирующая речь
11.5. Эристика – диалектика – софистика
11.1. Понятие риторического жанра
Публичная речь выделяется на основе устной формы реализации, публичности, официальности, интеллектуализированного содержания и охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры. Выступление на собрании, диспуте, митинге, научное сообщение, вузовская лекция, обвинительная или защитительная речи в суде, лекция – все это разновидности публичной речи.
Риторический жанр – исторически сложившийся устойчивый тип риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата [Анисимова 2002: 236].
все жанры делил на первичные и вторичные: вторичные (сложные) речевые жанры – романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т. п. – возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного) – художественного, научного, общественно-политического и т. п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения.
Первичные риторические жанры не готовятся специально заранее, имеют простую композицию и простой нерасчлененный тезис (ср.: совет, просьба, замечание и др.). Вторичные жанры обязательно продумываются и подготавливаются заранее (ср.: доклад, воззвание, программная речь и др.). Они, как правило, имеют сложную композицию и сложный расчлененный тезис.
Выделяют процедуру построения речевого жанра (модель жанра). Все признаки разделяются на три уровня в зависимости от степени их абстрактности: 1. Системный уровень: говорят о самых общих, глобальных признаках, присущих всем без исключения риторическим текстам. На этом этапе лишь устанавливается их место в системе по отношению друг к другу; 2. Стратегический уровень: определяется более точно специфика жанра, описываются общие признаки конкретного жанра; 3. Тактический уровень: жанр наполняется конкретным содержанием, от общих рассуждений и описания переходят к анализу конкретной речи.
Ораторская речь, по Аристотелю, в зависимости от общей целевой установки, делится на три рода речей: совещательные (склонять или отклонять); судебные (обвинять или порицать); эпидейктические (хвалить или порицать).
11.2. Информационная (информативная) речь
Информационная речь (И. р.) – речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира.
р. – все многообразие окружающего мира (люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.). р. – это суждение, предикативная часть которого содержит новую информацию о предмете. р. – не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.
И. р. должна отвечать следующим требованиям: 1) в ней не должно быть ничего спорного; 2) она должна вызывать пытливость; 3) она должна удовлетворять запросы слушателя; 4) сообщение должно быть актуально.
р. – это формирование в слушателях нового знания, возбуждение любознательности. Для того чтобы сделать сообщение интересным, нужно завладеть вниманием аудитории (подобрать интересное, неожиданное название сообщения, найти в своей теме «изюминку»), тщательно продумать и составить план сообщения (факты, цифры, примеры, пословицы и др.); следить за законом продвижения адресата (слушатели должны быть в курсе того, в каком месте речи они находятся и куда ведет их оратор), в заключении кратко «пройтись» по основным пунктам.
Основной принцип построения И. р. – последовательное и ясное изложение содержания. Оратор должен стремиться к всестороннему и полному рассмотрению предмета речи. Поэтому необходимо составлять план-конспект. При этом логика должна быть понятна слушателям, а предлагаемый материал – новым и небанальным.
Выделяют следующие информационные жанры: речь-представление (принадлежит к сфере социального общения – представление в сфере официальных и неофициальных обстоятельствах), речь-консультация (используется в управленческом общении с целью влияния на поведение работников и принятия оптимальных для организации решений, а также в системе связей с организации с внешней средой (консалтинг, маркетинг и др.), мнение (описание собственного восприятия предмета, субъективный комментарий к происходящему), инструкция, консультация и др.
11.3. Эпидейктическая речь
Эпидейктическая речь (Э. р.)– это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, настроения – чувство удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувство гнева, презрения, негодования.
По назначению Э. р. делятся на два вида: 1) жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача – хвала или хула (порицание, похвальное слово); 2) речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово). Между этими разновидностями нет резкой границы: похвальное слово произносится по поводу хорошего поступка адресата, ответное слово должно содержать похвалу предыдущим ораторам.
Предметом Э. р. Аристотель назвал прекрасное или постыдное, т. е. достоинства и достижения – положительные качества, хорошие дела и поступки, результаты его деяний, его отношение к чему-либо, то, что ему дорого в жизни, система его ценностей, жизненные цели и достижения в их осуществлении и т. п. – все, что вызывает положительную оценку и похвалу. Поэтому в Э. р. особенно важен учет особенностей аудитории: нужно отыскать те качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей.
Речи, имеющие предметом постыдное: обличительная речь и один из видов митинговой речи, цель которой исчерпывается формированием в слушателях эмоционального отношения к событиям или явлениям, речь-порицание, критика, протест, назидание. Целью этих речей является не столько создание отрицательного настроения у слушателей, сколько стремление убедить их быть лучше, работать над собой.
Поводом (типической ситуацией) для произнесения Э. р. по случаю является торжественное событие (дни рождения; вручение наград, званий, премий; презентации; официальные встречи почетных гостей и др.) – торжественные речи. Жанры торжественных речей: поздравление, торжественное слово о…, надгробное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово.
Э. р. требует в меру торжественной тональности произнесения. Оратор должен найти верную тональность, быть искренним, эмоциональным, открытым при произнесении, вместе с тем не впадать в излишнюю сентиментальность, ложную пафосность.
11.4. Аргументирующая речь
Аргументирующие речи (А. р.) можно разделить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную ответную реакцию.
Беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди представляют собой воодушевляющие речи. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача – агитационные речи. Слушателей призвали к действию, следовательно, его убедили. Аргумент – это довод, служащий для доказательства, следовательно, необходимый для убеждения. Убеждать можно либо в правоте некоего мнения (собственно убеждающая речь: речь в прениях, возражение, опровержение, речь-критика, обвинительная и оправдательная речь), либо в необходимости некоего действия (агитирующая речь: обращение, предложение, рекламная речь и др.) – общая цель оратора.
Во введении А. р. (убеждающей или агитирующей) оратору важно с первых слов привлечь внимание и расположить к себе слушателей, заинтересовать. Оратор с самого начала речи должен продемонстрировать, что он не намерен «давить» на аудиторию, принуждать её к чему-то. Напротив, он показывает свою объективность, заинтересованность в общем согласии (конструктивный подход), заботу об интересах и благе слушателей, уважение к собравшимся.
Основная часть А. р. содержит тезис (тезисы) и необходимые доказательства. Доказательство – это совокупность логических приемов для обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинных и связанных с ним. Процесс построения доказательства называется аргументацией. Цель аргументации – убеждение и достижение согласия с аудиторией.
Для заключения А. р. важен четкий, броский, выкристаллизированный вывод, а не повторение позиций и фактов. Нужно обратиться: а) к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к самым чувствительным струнам души каждого; б) или к личным, даже, возможно, материальным выгодам, которые слушатели получат для себя в результате этих действий. Заканчивается речь призывом к аудитории. В убеждающей речи – призыв следовать сформированным в ходе слушания речи убеждениям; в агитационной – призыв к определенным и конкретным реальным действиям.
Современная риторика – это не просто мастерство красноречия и убеждение силой слова, но и искусство убедительной логической аргументации и эффективной речевой коммуникации, наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом её особенностей в целях получения желаемого эффекта.
11.5. Эристика – диалектика – софистика
Разновидностью устной публичной речи является спор – столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Формы спора: дискуссия, диспут, полемика, прения, дебаты.
Дискуссия – обмен мнениями, противоборство различных идей и точек зрения в общении; как диалог, вызванный расхождением убеждений и стремления преодолеть эти расхождения; диспут – публичный, заранее подготовленный спор на научную и общественно значимую проблему; полемика – публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента; спор «на победу»; прения – публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения; дебаты – публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на проблему.
По степени воздействия и нравственным целям выделяют следующие типы спора: 1) спор ради установления истины; 2) спор с целью уяснения вопроса для самого себя; 3) спор с целью навязывания политических, национальных либо конфессиональных установок; 4) спор о приоритете (о внешности, о статусе и др.).
Различают две основные стратегии спора – конструктивную, направленную на достижение общей цели, где участники стремятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить доказательства оппонента; деструктивную (конфликтную), направленную на разрушение общей цели, основная цель спорящих – собственная победа и поражение оппонента.
Характер спора: 1) диалектический с целью достижения определенных познавательных, социально-значимых, либо социо-культурных результатов; 2) эристический, направленный на достижение победы любой ценой, а не поиск истины.
Под эристикой понимается искусство спора, диалектикой – искусство нахождения истины, софистикой – искусство словесной манипуляции. Цель эристики – победа в споре; диалектики – поиск объективной истины; софистики – видимое следование диалектике, но любыми средствами.
Среди условий эффективного спора называют: 1) существование предмета спора; 2) четкая формулировка собственного тезиса; 3) общие основания спора; 4) знания о предмете спора; 5) желание установить истину, либо прийти к согласию; 6) уважение к оппоненту.
Полемистам необходимо знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает его эффективность, способствует успеху во всех формах спора. Они выработаны многовековой практикой публичного спора, сформулированы в старых и новых риториках.
Лояльные приемы спора: 1) захват инициативы с самого начала; 2) выбор направления главного «удара» (правило Наполеона: «Нельзя быть везде одинаково сильным»); 3) активная позиция в споре (помнить, что оборона всегда обречена на поражение); 4) обращение аргументов противника против него самого; 5) откладывание ответа при неожиданном приведении оппонентом сокрушительного аргумента; 6) умение держать в памяти весь спор; 7) приведение своего сокрушительного аргумента; 8) уверенная манера держаться, умение сохранять спокойствие и хладнокровие; 9) искренняя, естественная доброжелательность по отношению к оппоненту; 10) самое тяжелое правило – правило Дейла Карнеги: «Если вы не правы, признайте это быстро и решительно».
Нелояльные приемы спора: (приемы, которые запрещается использовать, но знание их необходимо, для того, чтобы опровергать их, когда к ним прибегает недобросовестный оппонент): 1)подмена тезиса; 2) расширение тезиса, т. е. переход от сказанного с условием к сказанному без условия; 3) использование понятий, имеющих негативную эмоциональную окраску; 4) поспешное обобщение; 5) скороговорка; 6) затягивание дискуссии; 7) провоцирующее невербальное поведение; 8) стремление вывести оппонента из состояния эмоционального равновесия; 9) обсуждение личных качеств или поступков оппонента и др.
Поведение полемистов определяется целями и задачами, которые они преследуют в споре; личными интересами; индивидуальными особенностями, свойствами темперамента, чертами характера; национальными обычаями и культурными традициями народа, страны и др. Поведение в споре зависит и от того, с каким противником приходится иметь дело (компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, пользующийся уважением и авторитетом, владеющий полемическими навыками и умениями или слабый, недостаточно разбирающийся в предмете обсуждения, нерешительный и т. д.); кто наблюдает за спором, кто является свидетелем их победы или поражения.
Лекция 12. КУЛЬТУРА ДИАЛОГА И ИСКУССТВО БЕСЕДЫ
12.1. Диалогическая речь
12.2. Риторика беседы
12.1. Диалогическая речь
Термин диалог означает форму речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. В современной риторике данный термин используется и в другом значении: диалог – беседа, противоположность монологу – речи в ситуации, когда только один из участников общения получает на некоторое время исключительное «право на речь».
Однако чаще всего в риторике термин диалог представляет в своем употреблении следующее. В процессе общения в качестве деятельного, активного лица должен выступать не только говорящий, но и слушающий. Поэтому диалог – разновидность речи, характеризуемая обменом взаимообусловленными высказываниями-репликами при зрительном и слуховом восприятии собеседника.
Основной единицей диалога является диалогическое единство, а также реплики-стимулы и реплики-реакции.
Диалог зависит от 1) цели и предмета высказывания; 2) степени подготовленности говорящих; 3) отношений между собеседниками; 4) отношений говорящих к высказанному; 5) конкретной ситуации общения.
По характеру реакции собеседников выделяют следующие виды диалога: 1) диалог-синтез; 2) диалог противоречие; 3) диалог-спор; 4) диалог-ссора; 5)диалог-обсуждение; 6) диалог-беседа; 7) диалог-объяснение; 8) диалог-унисон.
Конструктивный диалог – такая форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности.
Одно из важнейших условий конструктивного диалога – равноправное участие в разговоре обеих сторон, партнерское взаимодействие, при котором та и другая стороны находятся в равноправном положении.
12.2. Риторика беседы
Беседа – жанр устной речи, диалогическая форма речевого общения. Особенности беседы: 1) общая тема; 2) общая цель; 3) обмен мнениями.
Основания для характеристики беседы: 1) тема: на темы быта (обиходного характера); о научном открытии; об оформлении сделки; на политические темы и др.; 2) цель: добиться согласия, не соглашаться (остаться при своем мнении); задачи каждого участника общения: обменяться впечатлениями, выразить свое мнение, поддержать контакт, повлиять на поведение, получить поддержку и др.; 3) стиль деловой, разговорно-обиходный (бытовой), научно-популярный, публицистический и др.; 4) количество участников: один на один; с двумя-тремя лицами; с группой лиц; 5) очередность соблюдается/не соблюдается; определена заранее/не определена; 6) реплики равномерно чередуются (короткие и длинные); преобладают реплики одного, двух и т. д. говорящих; 7) паузы между предложениями; паузы внутри предложений, паузы обдумывания, сомнений; наличие заполнителей пауз.
Виды бесед: 1) дружеская; 2) этикетная; 3) деловая; 4) научная.
Основные принципы успешного ведения беседы: 1) принцип «коммуникативного сотрудничества». Основой речевого понимания является явное и активное участие в беседе. Типы участия: участие говорящего, межличностное, слушающего. Эмоциональные основы участия завися от эмоционального отношения участников беседы друг к другу и к предмету речи; 2) принцип «предупредительности» (анализ речевого поведения, самоанализ и самоконтроль).
В современной речевой среде распространены следующие методы и стратегии беседы: 1) продуктивная (вопросы фактического или личного характера, рассказ о себе, сообщение собственных мнений и впечатлений, активное слушание и др.); 2) непродуктивная (вопросы личного характера, жалобы, обсуждение личных тем, «поочередное» осуждение и др.).
Для формирования впечатления о личности партнера используются визуальный контакт (мимика, взгляд), оценка зрительного и мимического поведения партнера, практические приемы создания положительного впечатления и др.
Немаловажными в беседе являются речевые средства похвалы и порицания (комплимент, похвала, одобрение, ободрение, критика) и средства выражения согласия/несогласия.
1. Анисимова, Т. В., Гимпельсон, деловая риторика [Текст]/ Учебное пособие. – М., 2002.
15. Общая риторика [Текст]/ Пер с франц./Ж. Дюбуа и др. – М., 1986.
18. Тумина, риторика XVII – XX веков: Учение о повествовании [Текст]/. – М., 2002.
8. Пиз, А., Гарнер, А. Язык разговора [Текст]/ А. Пиз, А. Гарнер. – М., 2000.
3. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь [Текст]/ Сост. ; под ред. О.В. Творогова. – М., 1996.
Что такое риторические жанры
§ 84. Если в предыдущих главах речь шла об общих правилах создания высказывания (общей риторике), то теперь мы переходим непосредственно к описанию специфики жанров деловой речи (частной риторике).
Конечно, жанр нельзя задать произвольно. Во многом он определяется ситуацией, темой и задачей речи и т. п. Однако в некоторых случаях выбор конкретного жанра из группы возможных зависит от желания оратора: будет ли это просьба или ультиматум, обращение или воззвание и т. д. — это решает тот, кто готовится выступить с речью. Но даже если жанр жестко задается ситуацией и темой речи (юбилейная речь, речь в прениях, лекция и т. д.), выступление может быть успешным только в том случае, когда оратор правильно представляет себе параметры этого жанра и адекватно реализует их в речи.
Сложность, однако, состоит в том, что в науке нет не только более или менее четкой классификации риторических жанров, но даже всеми признаваемых принципов их выделения. Это приводит к крайней пестроте и противоречивости имеющихся классификаций, причем некоторые из них оказываются совершенно неудовлетворительными. Ср., например, такую классификацию жанров деловой речи: «Деловая риторика включает в себя различные виды (жанры) делового общения: деловая беседа, ведение заседаний, публичные выступления, ведение дискуссий, споров, ведение переговоров, телефонные переговоры, деловая переписка, разрешение конфликтов и др. виды.» [16]Очевидно, что здесь указаны не жанры, а ситуации делового общения, в которых могут быть использованы разные жанры. Поэтому вперемешку и без уточнения оказались перечислены формы письменные (деловая переписка) и устные (деловая беседа); монологические (публичное выступление) и диалогические (ведение переговоров). Конкретные жанры (деловая беседа) располагаются рядом с наименованиями групп жанров (деловая переписка, публичные выступления). Наблюдается смешение понятия жанр с понятием условие общения (контактное — дистантное) — ср.: телефонные переговоры, а возможно, и с функцией оратора, если под терминами ведение переговоров, ведение заседаний подразумевается умение выступать в роли ведущего этих форм (ср. рядом деловая беседа — просто жанр). Разрешение конфликтов вообще не может быть отнесено к теме «жанр речи».
Именно подобная неопределенность понятия «риторический жанр» делает необходимым предварительное теоретическое обоснование практических рекомендаций по работе с жанрами речи. Однако сделать это не так просто, потому что хотя интуитивно жанры ощущаются всеми как разные формы речевого произведения, определить специфику и точные черты каждого из них весьма сложно. С этой проблемой сталкивается и литературоведение, и журналистика, и риторика. Но сложность проблемы не должна приводить к отказу от попыток ее решения. Ср.: «Кроме всего прочего, заметьте, что невозможно научиться хорошо говорить только «на случай» — используя определенные, сложившиеся в нашей речевой культуре жанры — произнося доклад, тост, сочиняя письмо. Если человек красноречив, это проявляется всегда, а красноречие вырабатывается и формируется не только на занятиях в риторическом классе или «тренируется» в процессе публичных выступлений.»[70, 123] Здесь важно напомнить, что жанры речи — это не формы «на случай» (хочу — выступаю в каком-то жанре, хочу — говорю без всякого жанра), это формы, без которых не может обойтись ни один выступающий, поскольку каждая речь, даже очень маленькая, отлита в какую-нибудь форму. И даже если оратор не выбирает жанр намеренно, его речь все равно оформляется в виде определенного жанра. Об этом же писал М.М. Бахтин: “Мы говорим только определенными речевыми жанрами, то есть все наши высказывания обладают определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого. Мы обладаем богатым репертуаром устных (и письменных) речевых жанров. Практически мы уверенно и умело пользуемся ими, но теоретически мы можем и вовсе не знать об их существовании. Подобно мольеровскому Журдену, который, говоря прозой, не подозревал об этом, мы говорим разнообразными жанрами, не подозревая об их существовании.”[20, 448]
Важность данной проблемы не позволяет оставить ее открытой и заставляет искать пути решения в том или ином виде. Тем более, что ошибки в работе с жанрами часто дорого обходятся оратору. «Проблема жанроустановления часто кажется людям узконаучной проблемой филологии. На деле проблема жанроустановления весьма практична, и когда ее не признают таковой, возникают ошибки в понимании — иногда серьезные, а иногда и опасные.»[14, 13]
Есть и другой аспект этой проблемы. Разработка схем речей в определенных жанрах в виде своеобразных моделей способствует речевому освоению типичных социально-речевых ситуаций и изменению системы обучения речепорождению. Собственно цель риторического образования состоит в том, чтобы научиться создавать в определенной ситуации уместное высказывание, уметь совершенствовать и перестраивать его, владеть в такой степени, чтобы, особенно не задумываясь над формой, направлять творческий поиск на изобретение оригинального содержания. Сегодня возрастает спрос на спонтанную воздействующую речь в условиях временного дефицита. Но в условиях временного дефицита можно сделать хорошо только то, что умеешь, т. е. можно осуществить речевые действия в соответствии с известной и освоенной схемой порождения высказывания в конкретной ситуации. И чем больше в запасе у современного человека схем речевых жанров, тем больше число ситуаций, в которых он будет проявляться как развитая языковая личность.
Чтобы справиться с этой задачей, оратор должен усвоить определенную процедуру построения речевого жанра (модель жанра), которая позволяет создавать грамотные выступления даже в не вполне освоенных жанрах.
Анализ имеющейся литературы показывает, что такая модель не может быть простой, поскольку само явление достаточно сложное. Наиболее оптимальной оказывается модель, в которой все признаки разделяются на три уровня в зависимости от степени их абстрактности.
§85. Системный уровень распознавания жанров
§ 85. Первый уровень — системный. Здесь можно говорить только о самых общих, глобальных признаках, присущих всем без исключения риторическим текстам. На этом этапе пока не идет речь о непосредственной специфике каждого жанра. Мы лишь пытаемся установить их место в системе по отношению друг к другу. Надобность в такой классификации жанров по наиболее общим признакам определяется необходимостью отграничивания собственно жанров от других риторических явлений, в частности, от указаний на принадлежность к определенной частной риторике (например, военная речь), от формы выступления (например, радиоречь) и т. п. Ср., например, перечисление жанров речи в одном из учебников по риторике: доклад, лекция, слово (вступительное, заключительное, прощальное), военные речи, надгробное слово, исповедь, радио- и тлевизионная речь.[87, 36–39]
Итогом этого этапа должна стать таблица риторических жанров, описывающая их специфику по трем наиболее глобальным признакам.
1. Необычайно плодотворной и актуальной для выделения жанров оказалась идея М.М. Бахтина о делении всех жанров на первичные и вторичные: «Особенно важно обратить здесь внимание на очень существенное различие между первичными (простыми) и вторичными (сложными) речевыми жанрами (это не функциональное различие). Вторичные (сложные) речевые жанры — романы, драмы, научные исследования всякого рода, большие публицистические жанры и т. п. — возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного) — художественного, научного, общественно-политического и т. п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения.»[11, 430]
Разумеется, возможны случаи, когда простой вопрос по жизненно важной проблеме оратор продумывает неделю, а речь на совещании произносит экспромтом. Однако и в этом случае вопрос должен производить впечатление спонтанной речи, а выступление на совещании — иметь приличные для этого жанра части и логическую структуру рассуждения. Все это подтверждает общее правило о подготовленности, продуманности вторичных жанров и спонтанности, непосредственности первичных.
Конечно, между отдельными группами жанров нет непроходимой границы. Жизнь многообразна, а любая схема условна и одностороння. Так, первичные жанры порицание, поощрение, благодарность и т. п. легко перерастают в заранее подготовленные сложные вторичные жанры. Кроме того известны макрожанры — формы, которые определяются местом произнесения и задачей речи, однако их конкретное наполнение не задано жестко и зависит от ситуации общения (реплика, слово о…, речь в прениях, возможно, митинговая речь и т. п.). Однако все эти соображения не могут помешать определить наиболее типичное место каждого жанра по отношению к другим жанрам.
2. Другая очень ценная для классификации жанров идея М.М. Бахтина состоит в учете взаимодействия высказываний в потоке речи. Поскольку все реальные монологи — только реплики в непрерывном диалоге людей, их классификация вполне может быть произведена по наличию их связи с другими репликами. По этому признаку выделяют три типа жанров. Речи первой разновидности (связь с другими репликами не выражена или эта связь опосредована) представляют собой монолог в чистом виде. Это наиболее нейтральный как в модальном, так и в эмоциональном плане тип. Сюда относятся лекция, поздравительная речь, обоснование и т. п. Речи второй разновидности (провоцирующие непосредственный ответ в виде речи или действия) обязательно включают побудительный элемент. Даже такие сугубо деловые жанры, как инструктаж и запрос, как правило, имеют некоторые модальные оттенки императивности. Тем более это относится к таким жанрам, как рекомендация, предложение, совет, просьба и т. д. Речи третьей разновидности (произнесенные как реакция на слово или действие — их поэтому обычно называют «реактивными») часто включают в себя элементы чужой речи как в виде нейтральной констатации (обзор), так и в виде полемики (протест). Вообще, индивидуальность и особенности адресата в этом типе речей присутствуют в наибольшей степени.
3. И, наконец, третий признак, по которому может быть произведена классификация на этом уровне — род речи. Так, можно говорить об информационных жанрах (сообщение, доклад), эпидейктических жанрах (поздравление, напутственное слово), убеждающих жанрах (обвинительная речь, протест), призывающих к действию жанрах (воззвание, приказ). Внутри каждого рода речи жанры объединяет некоторая общая цель, присущая всему роду: проинформировать, призвать и т. п., но при этом выраженная специфическим, присущим только данному жанру образом.
Выделение наиболее важных принципов классификации жанров дает возможность вывести и рабочее определение риторического жанра.
§86. Стратегический уровень в распознавании жанров
§ 86. Далее мы приступаем ко второму этапу определения жанра — переходим на стратегический уровень, когда специфику жанра можно определить более точно. На этом уровне мы уже можем описать общие признаки конкретного жанра (а не той или иной группы в целом). Вместе с тем пока еще не ведется непосредственная работа над текстом речи, ибо, как мы помним, на этапе замысла лишь разрабатывается ее идея, ее замысел. В результате этого этапа возникает формула жанра, которой оратор должен впоследствии руководствоваться при разработке текста речи с тем, чтобы не уклониться от жанрового стандарта, который чаще всего задается достаточно жестко. Поэтому в процессе замысливания необходимо задумываться о том, в какой мере осуществляемые нами действия соответствуют принятым моделям жанров.
В имеющейся литературе почти не встречается описание моделей жанров деловой речи. Исключение составляют доклад и лекция, которые по советской еще традиции привлекали внимание авторов риторик. Однако определения этих жанров чаще всего не могут быть названы научными. Ср., например, модель лекции: «Особенности ее стратегии и тактики, все языковые средства ставятся в зависимость от содержания, замысла речи и состава аудитории. При изложении материала говорящий стремится избежать коммуникативной неудачи (на поймут!). Это заставляет его тесно сотрудничать со слушателями, используя различные риторические приемы. Лектор старается: задавать вопросы, чтобы установить и поддерживать контакт; апеллировать к собравшимся (обратите внимание, посмотрите и т. п.); демонстрировать свою зависимость от аудитории (если вы согласны, то мы можем идти дальше); более дробно, чем в письменной речи, членить информацию на сегменты — этому служат, например, слова-опоры (итак, следовательно, мы видим, значит); постоянно напоминать об идее сообщения, возвращая к ней и повторяя главный тезис (то, о чем я говорю; еще раз вспомним нашу задачу; не забывайте главный момент).»[87, 36–37] Не отрицая правильности ни одного из приведенных советов, назовем все-таки этот фрагмент определением-пожеланием, определением — качественной характеристикой, но не дефиницией, поскольку все эти советы не имеют обязательного характера. Представим себе, что лектор не задает вопросы, не апеллирует к собравшимся, не напоминает об идее сообщения. Разве от этого лекция перестает быть лекцией? Что значит: изложить материал как можно более полно и подробно? По сравнению с чем? И разве не бывает обзорных лекций, не ставящих подобной задачи? Именно такого рода определения подводят к необходимости попытаться выявить те черты жанра, которые показывают его специфику, отличают его от других жанров. Ведь модель как «аналог оригинала» должна отражать жанр полностью, в совокупности всех его составляющих, чего не дают, как правило, имеющиеся в литературе образцы определений жанров.
После этого для определения специфики жанра на уровне замысла полезно пользоваться следующей процедурой. Задаемся вопросами, набор которых был определен еще в древних Риториках: кто? кому? о чем? зачем? и как? обращается. При этом как? не касается непосредственно формы текста, здесь речь идет только о некоторых глобальных особенностях построения речевого произведения (в частности, можно говорить о прогнозируемых жанрообразующих элементах структуры, степени интенсивности воздействия, специфике модальности текста и т. п.), а также о некоторых типичных особенностях произнесения речи. Таким образом, получается, что модель жанра включает компоненты, соответствующие основным процедурам создания речи.
Следовательно, на стратегическом уровне идет работа над замыслом речи в определенном жанре, создается общий каркас риторического жанра, что очень важно сделать прежде, чем приступать к работе над текстом речи. На текстовом этапе общий каркас жанра наполняется живым содержанием.
Например, рассматривая жанр представления, отмечаем, что в роли субъекта (кто?) выступает человек, не знакомый аудитории. Анализируя аудиторию (кому?) чаще всего определяем основной тип общения (межличностное, групповое, публичное или массовое), но в данном случае это не имеет принципиального значения, поскольку представляться можно при любом из этих типов. Очень важны для представления цели (зачем?): а) чтобы установить контакт; б) чтобы создать о себе хорошее впечатление. Отсюда вытекает определение содержания речи (что?): сообщается информация, выгодная для говорящего и интересная для слушателя. Причем если представление официальное, то сообщаемая информация (как?) должна носить сугубо деловой характер (что интересного есть во мне? чем я могу быть полезен коллективу? и т. п.), если же представление осуществляется в неофициальной обстановке, то в речи в зависимости от ситуации может быть нечто смешное, экстравагантное и т. п., что отличает говорящего от остальных и позволяет ему сформировать к себе положительное отношение аудитории.
Аналогично можно рассматривать и другие жанры: доклад — это информационная речь, с которой (кто?) лицо, обладающее некоторым официальным статусом (ученый; человек, которому поручено выступить от имени коллектива; руководитель коллегиального органа и т. д.), обращается от себя или от имени своего коллектива (кому?) к компетентной аудитории (ученому собранию; отчетно-выборному собранию; съезду и т. д.), (зачем?) чтобы сообщить о новых результатах научной работы или результатах общественной деятельности органа, коллектива и т. п. Это, как правило, (как?) сравнительно объемная речь, сложная по структуре и насыщенная точной информацией. Кроме конечного результата, обычно включает и описание пути (процедуры), в результате которого этот результат был достигнут. Причем в отличие, например, от лекции, где пересказываются уже известные специалистам, но не известные данной аудитории сведения, в докладе сообщается (что?) принципиально новая, еще никому не известная информация. Поэтому когда ученик у доски пытается пересказать прочитанный им в книгах материал, то такую речь лучше называть сообщением, рефератом, но не докладом.
При рассмотрении жанров необходимо подчеркивать различия между ними с тем, чтобы они не сливались и не подменяли в речи друг друга. Например: рекомендация — это хорошо обоснованное, развернутое суждение специалистов, которые после изучения и обсуждения спорного или сложного вопроса предлагают пути его решения. От мнения отличается подробной проработкой и точностью оценок. От предложения и совета — отсутствием элементов побуждения. В отличие от решения не требует обязательности исполнения.
Лекция — это публичное изложение научных и иных сведений с целью обучения, ознакомления или пропаганды. В качестве оратора предполагает лицо, компетентное в рассматриваемом вопросе. Основная задача выступающего, как правило, состоит в сообщении, объяснении, интерпретации сведений, новых для аудитории. Здесь не исключены и элементы убеждения, призванные способствовать принятию точки зрения оратора по отдельным частным вопросам, затрагиваемым в лекции. Причем в зависимости от темы, ситуации и личности выступающего процент убеждающих элементов может становиться и очень высоким. Однако и в этом случае основной целью лекции остается все-таки сообщение новых сведений, поэтому в тех случаях, когда убеждающие элементы преобладают, возникает необходимость в уточнении жанра выступления.
Инструктаж — речь, содержащая систему правил или предписаний (а также запретов), устанавливающих порядок и способ осуществления чего-либо. Важные качества этого жанра — официальный тон и императивная модальность. Несмотря на это, инструктаж не может быть отнесен к побуждающим речам, т. к. основная цель говорящего — все-таки сообщение правил, а императивы имеют оттенок долженствования, нормативности, а не побуждения. Главная цель инструкции — четко и последовательно перечислить операции, которые точно должен будет выполнить адресат, чтобы добиться требуемого результата. Предполагается официальный статус говорящего: это должностное лицо, ответственное за выполнение той работы, о которой идет речь (ср.: инструкции по технике безопасности от имени инженера по технике безопасности, инструкции безработному от имени работника службы занятости и т. д.).
Отчет — официальная речь, обращенная к ответственному лицу, организации или коллективу и содержащая анализ своей работы за определенный период или выполнения какого-либо задания. Этот жанр предполагает четкий социальный статус говорящего и не менее четкий статус аудитории, дающий ей право принимать и утверждать этот отчет. Произносится обычно по случаю окончания срока полномочий, проверки или в связи с выполнением порученной работы. Допускает включение небольшого количества личностных и оценочных элементов.
Размышление — это выступление в рамках макрожанра речь в прениях, показывающее не только окончательный вывод оратора, но и демонстрирующее ход его мыслей, а также анализ и оценку вариантов решения. К этому жанру прибегают, когда отсутствует однозначное решение проблемы или для обоснования решения, не поддерживаемого всей аудиторией. Может содержать альтернативные варианты решения с обсуждением преимуществ и недостатков каждого из них или описание причин возникших разногласий и путей их преодоления.
§87. Текстовый уровень распознавания жанров
§ 87. Обратимся теперь к третьему — тактическому — уровню определения жанра. Именно на этом уровне жанр наполняется живым содержанием, и мы от общих рассуждений и описания модели переходим к анализу конкретной речи.
Все люди интуитивно воспринимают жанровую специфику теста. Даже самый риторически безграмотный человек может отличить поздравительную речь от рекламы, а инструкцию от приказа. Как это происходит? В значительной степени, конечно, благодаря типичной ситуации общения, но не только. Ведь и не зная о ситуации, но лишь прочитав отдельную речь, мы обычно можем сказать, к какому жанру она относится. Это происходит потому, что каждый жанр имеет специфические содержательные, композиционные и языковые элементы, позволяющие безошибочно определять отличие одного жанра от другого. Именно по содержанию (которое отделимо от формы только на уровне абстракции) мы обычно «опознаем» жанр, начинаем понимать замысел говорящего, его цели в отношении аудитории в данной ситуации общения. Содержание в этом смысле являет собой диалектическое единство индивидуального, конкретного и типического, общего. «Рядом с темой или, вернее, внутри темы высказыванию принадлежит и значение. Под значением, в отличие от темы, мы понимаем все те моменты высказывания, которые повторимы и тождественны себе при всех повторениях.»[23, 111] По этому «повторимому» типическому и общему мы отличаем «поздравление» не только от «приказа», но и от «похвального слова». Так, со времен Аристотеля предметом поздравительной речи являются добродетели и прекрасные деяния поздравляемого. Это то типическое содержание, которое характерно для всех поздравительных речей. Наличие такого типического содержания нисколько не мешает проявлению авторской индивидуальности, т. е. хвалить конкретного человека за его добродетели и за его добрые дела. На эту особенность жанров указывают многие авторы: «Существует иллокутивный стандарт жанра, соответствующий определенному жанрово-стилистическому прототипу. (…) Включение просьбы в текст характеристики превращает этот документ в ходатайство, а подробное изложение фактов из жизни характеризуемого лица приводит к переключению жанра и переводит характеристику в биографию.»[41, 120]
И наконец, то, что более всего делает риторическое произведение узнаваемым для слушателей, в чем более всего видна специфика жанра, что Бахтин называл «определенными и относительно устойчивыми типическими формами построения целого» — композиция речи. В этом плане жанр — это культурная норма. В жанре воплотились и традиции, и правила, и исторические стереотипы, понятные и привычные для представителей данного этноса или данного культурного общества.
Рассмотрим конкретное речевое воплощение некоторых характерных для деловой речи жанров. Но сначала одно предварительное замечание. Всегда ли при создании речи определенного жанра необходимо неукоснительно следовать описанной здесь модели? Конечно, нет. В реальной жизни вполне могут возникнуть дополнительные нюансы, которые нельзя предусмотреть в наших рассуждениях. Однако все перестановки и замены должны быть сознательными, вызванными потребностями ситуации, а не риторической безграмотностью. Например, в предвыборном обращении пропускаем микротему с биографическими сведениями кандидата не потому, что забыли о ней, и не потому, что не знали о ее необходимости, а потому, что в биографии кандидата нет ничего такого, что могло бы привлечь на его сторону избирателей. Начинающему оратору лучше сначала научиться следовать моделям, и лишь потом, когда придет опыт, когда он увидит, что и как в его речах воздействует на людей, вносить изменения в соответствии со своим ораторским типом и риторическим вкусом.
Примечания:
См. список литературы в конце второй части