что такое рисовый фарфор
Созидая прозрачность. Рисовый фарфор
Декоративный эффект прозрачности в форме рисовых зерен проявляется, когда изделие стоит против света.
Корни китайской керамики.
История китайского гончарного искусства насчитывает от 4 000 лет до 10 000 лет, в зависимости от источника, отсылая нас в дни, когда не было письменности для хранения записей событий. В отслеживании истории гончарного ремесла, это отсутствие учета было компенсировано открытиями, сделанными во время раскопок, в результате которых были обнаружены осколки глиняных объектов, которые датируются несколькими тысячелетиями. Было установлено, что в начале, керамические и фаянсовые изделия были сделаны исключительно для утилитарных целей, таких, как приготовление и хранение пищи.
Эволюция в технологии изготовления фарфора.
Самый первый и главный императорский фарфоровый завод находился в городе Цзиндечжень (провинция Цзянси). Миссионер-иезуит по имени Пэре д`Антреколь установил отсчет фарфорового производства с описанием методов, используемых на заводе в двух письмах от 1712 и 1722 годов. Письма были первыми подробными отчетами об изготовлении китайского фарфора, которые когда-либо читали в Европе.
В 1930 году на выставке в Вене был представлен фарфор австрийской художницы Friedl Kjellber в технике `рисовое зерно`( техника известна со времен правления императора Цяньлуна (1711-1799)). Это событие привело к распространению данной техники в Северную Европу. В следующее десятилетие, `рисовый фарфор` серийно выпускался компанией `Arabia` в Финляндии. Был создан целые отделы, которые специализировались на деликатном процессе изготовления `рисового фарфора`.
Рисовый фарфор назван так потому, что его орнамент напоминает рисовые зерна.
Как уже упоминалось в начале данной статьи, термин «рисовый фарфор» ссылается на метод, используемый для украшения поверхности фарфора путем вырезания отверстий в форме, напоминающих рисовые зерна до глазурования. Затем глазурь заполняет вырезанные области, создавая тонкую оболочку в отверстиях, что позволяет свету проходить насквозь после обжига.
Имеются вариации этой техники, когда отверстия остаются незаполненными и тогда изделие напоминает кружевную ткань. Эта техника называется Линглунг или `Дьявольская работа`. Существуют расхожие данные о происхождении техники рисового фарфора. На сайте азиатского искусства эксперт Ян-Эрик Нильсон утверждает, что рисовый фарфор был изобретен в Турции в 14 веке еще до его появления в Китае. Другие источники сообщают, что техника эта была изобретена в Китае в 16 веке.
Рисовый фарфор
Давно мы не говорили о техниках декорирования керамики. По-этому сегодня у нас — «рисовое зерно».
⠀
Такому методу декорирования фарфора присваивают в прародители и шестнадцатый век Китая и четырнадцатый — Турции, но живет и пользуется популярностью он до сих пор.
⠀
Суть в том, что на поверхности изделия вырезают отверстия, формой и размером напоминающие рисовое зерно. И до этапа глазурования черепок, конечно, будет пропускать воду. Но вот после — пустоты забьются глазурью, спекутся воедино и станут прозрачными окошками, пропускающими солнечный свет.
⠀
Рисовый фарфор — это волшебный эффект свечения поверхности изнутри. Словно чашки и блюдца — состоят из тончайших кружев. Особенно, если «рисовыми зернышками» намеренно выкладывать подобные узоры.
⠀
Раньше считалось, что такое название техники — без преувеличения точно. Что узоры действительно создавались зернышками, воткнутными в поверхность. При обжиге те выгорали от больших температур, оставляя после себя пустоты, которые позже заполняла глазурь. Но вырезать ажурный узор без использования зёрен, в нынешней реализации метода, кажется более качественной для гладкости поверхности работой.
⠀
Благодаря хрупкости фарфора, даже в условиях технологичного прогресса, подражание подобной технике при помощи машин сложно реализуемо. По-этому, владеющие рисовой техникой мастера, создают невероятную игру света и тени своими руками. Это выглядит очень необычно и необъяснимо ажурно. А отблески чая в пиале или света, проходящего через чашу, на столе — придают повседневным моментам неподдельное волшебство.
Следить за новостями можно в нашем Instagram и Яндекс Дзен!
Китайский фарфор — секреты производства и отличия
Несмотря на то, что тайна изготовления фарфора давно уже открыта, иногда хочется «покопаться» в истории и найти для себя что-то полезное и познавательное. Мы знаем, что китайцы превратили работу с глиной в высокое искусство. Ведь недаром в старину фарфор из Китая европейцы называли «белым золотом», платя за него баснословные деньги. Каков сегодня китайский фарфор? И что нужно знать простому обывателю, когда он покупает китайский сервиз?
Фарфоровое царство Цзиндэчжэнь
Цзиндэчжэнь – город с тысячелетней историей, расположен на реке Чанцзян на северо-востоке провинции Цзянси, у подножия гор Хуаншань. В период династии Сун (960-1279) это место стало «столицей фарфора», поставляя керамические изделия для всего императорского двора. В течение веков местные гончары создавали предметы, поражавшие своим совершенством и качеством.
У большинства коренных жителей Цзиндэчжэня вся жизнь связана с керамикой. Большинство из них имеет свои маленькие фарфоровые мастерские, занимающиеся узкой специализацией. Некоторые китайцы трудятся на фарфоровых заводах, которых здесь не так много осталось.
Большой подъем производства в этом местечке случился в 80-е года ХХ века. Люди по непонятным причинам стали много покупать фарфоровой посуды. Спрос на неё был настолько огромен, что создавались большие очереди. Производители не справлялись с заказами и спешили. В результате качество фарфора сильно упало. Китайские сервизы уже не вызывали такого доверия, что, несомненно, сказалось на репутации страны изготовителя.
Второй всплеск производства произошел в начале XXI века. Причина — мода на корпоративные подарки. Крупные государственные предприятия стали наперегонки размещать заказы, отчего фарфоровое производство снова начало возрождаться и совершенствоваться. Но когда спрос на сувениры поубавился, для многих фабрик это стало большим вызовом и испытанием.
На сегодняшний день в Цзиндэчжэне огромные заводы стали редкостью. Зато многократно выросла тенденция разделения труда между небольшими мастерскими, специализирующимися на отдельных операциях.
В настоящее время многие мастера шлифуют и «затачивают» свои навыки под узкую сферу деятельности. Благодаря этому в Цзиндэчжэне можно найти уникальных специалистов по изготовлению форм; художников, владеющих различными техниками декорирования; профессиональных печников, «чувствующих» огонь, такой необходимый для правильного высокотемпературного обжига.
Местечко Гаолин (Gaoling)
В сорока километрах от Цзиндэчжэня находится маленькая деревушка, название которой известно всем керамистам мира – Gaoling (Гаолин). Здесь впервые был обнаружен каолин – белая глина, основной ингредиент в фарфоровом материале.
Раньше в Китае тайну каолина оберегали очень тщательно. Никто кроме рабочих не должен был видеть добычу этого стратегического материала. Из-за засекреченности труд и условия проживания в шахтах Гаолина были почти каторжными. Рабочие приезжали сюда надолго и не имели возможности вернуться домой даже на большие праздники. Жены навещали их в строго определенное время и в специальном месте.
На весь мир эту деревню прославил Фердинанд Пауль Вильгельм фон Рихтгофен (1833-1905), немецкий геолог и путешественник. Исследуя геологическое устройство Китая, это был первый европеец, который смог туда добраться. Он обнаружил, что тайна китайского фарфора заключается именно в особо прочной белой глине, которая добывалась здесь, в Гаолине.
Название «каолин» пришло из этих мест, характеризуя материал, как чрезвычайно белый и огнеупорный. Благодаря качеству глины китайский фарфор выдерживал уже в те времена высокий температурный обжиг. При этом не терял формы, спекаясь в однородную, полупрозрачную массу, чем и славился на весь мир.
В горах, неподалеку от местечка Гаолин, работает небольшая мастерская, где в точности создана старинная технология изготовления китайского фарфора. Приготовление глины происходит по той же рецептуре, как и в те, старые времена. Чаны наполняют водой и каолин отстаивается в них по несколько месяцев.
Тонкая глина идет на китайские сервизы, более грубая применяется в изготовлении больших ваз и предметов интерьера. В качестве глазури используют воду, наполненную тончайшей взвесью. Обжиг производят в дровяной печи старого образца. Причем строить такие печи научились в Китае более 10 веков назад, уже тогда имея условия для высокотемпературного обжига фарфора.
Особенности производства
Как уже говорилось выше, в Цзиндэчжэне работает много потомственных керамистов, достойно продолжающих дело своих предков. Но мест, где можно увидеть весь процесс в целом, крайне мало. Обычно мастер совершенствуется в каком-то узком сегменте производства, продавая затем свои навыки.
Особенностью изготовления китайского фарфора является то, что первый обжиг бывает всегда высокотемпературный (до 1300 °С). Что бы как можно меньше получить после такого обжига деформированных изделий, у китайцев есть свои секреты в подготовке сырья. Закупаются разные типы глины и делаются свои составы.
Приготовленная фарфоровая масса заливается в форму, которая подвергается вращению. Это позволяет тяжелым частицам оседать на стенках формы, создавая объемный отпечаток. Слепки извлекаются из форм и подсушиваются на воздухе. Остаток глины выливается для повторного использования.
Так как в форме есть швы, то идеального отпечатка не получается. Следы этих швов затираются, слепок доводится до состояния заготовки и попадает к мастеру. Штучные изделия делаются по традиционной технологии вручную, с привлечением гончарного круга. И здесь начинается уже своя магия…
Мастер считает, что у глиняной заготовки всегда есть своя внутренняя структура, поэтому глину перед установкой на круг обязательно разминает, разрушая старую. Делается это для того, что бы удачно сложить новую форму изделия.
На круге заготовку можно делать двумя способами. Вытягивать сразу нужную толщину стенки, либо делать большую, чем требуется, удаляя лишнее резцом. Второй способ более надежный, первый требует большего мастерства.
Мастер по изготовлению чайной посуды Дэн Пэнчэн специализируется на изготовлении заготовок для чайников. Он считает, что большинство чайников в китайских сервизах сделаны неважно. На больших производствах сложно добиться, что бы крышка прилегала идеально. Часто можно наблюдать, как из-под крышки вытекает чай. И вторая проблема — слив через носик слишком слабый.
Основная причина – неважное качество глины, что приводит к большой деформации при обжиге. Но у Дэн Пэнчэн получается делать эту работу на «отлично», благодаря учебе и большой практике. Его чайники «расхватывают» в качестве заготовок для сложного, традиционного декора.
Часто весь производственный процесс завода выстроен на работах таких мастеров-одиночек.
Особенности обжига
Обжиг — важный этап. В фарфоровых цехах Китая, как и в старинном русском доме, все начинается от печки. В Цзиндэчжэне еще в прошлые века сложилась традиция высокотемпературного обжига. Эта технология позволяет получать твердый, прочный материал, называемый китайским фарфором. Для изделий, покрытых глазурью, весь цикл продолжается около 10 часов, где максимальная температура составляет около 1300 °С.
Когда обжиг закончен, печи дают остыть перед тем, как вынимать предметы. Это занимает ещё 4-5 часов. Затем дверь постепенно открывают все больше и больше, пока температура на датчиках не упадет ниже 200°С.
После обжига вся глазурь становится прозрачной, придавая изделию глянцевый вид и дополнительную прочность. Если даже очень долго не мыть чашки, прошедшие высокотемпературный обжиг, налет от чая и кофе не въедается в их стенки и легко удаляется мягкой губкой.
Господин Юй Шэншэн всю жизнь посвятил огню и считается в Цзиндэчжэне одним из самых лучших печников. В городе он постоянно трудится, обслуживая десятки мелких мастерских. Хотя современные печи автоматизированы и снабжены температурными датчиками, все равно без знания и опыта в этом деле не обойтись.
Хороший печник оценивает примерное соотношение больших и мелких изделий при закладке, что бы держать нужную температуру нужное количество времени. Интенсивность огня мастер определяет по цвету, периодически открывая заглушки и заглядывая внутрь. Ведь у огня очень много оттенков, от ярко белого, до синего, зеленого, красного и их всевозможных сочетаний. И каждый цвет является своеобразным барометром температуры.
На время обжига так же влияет влажность воздуха и наличие ветра, потому что печь имеет трубу. Оказывается, самый долгий обжиг происходит летом, в это время года в Цзиндэчжэне очень влажно.
Так как в городе много частных мастеров, то у них принято арендовать просто место в печи, за которую отвечает сам печник. Говорят, что брак при обжиге у этого мастера не превышает 1%. Это, конечно, фантастический результат! Например, в дровяной печи, как бы хорошо мастер не владел своим искусством, в лучшем случае годными оказываются не более половины всех изделий.
Особенности декорирования
Традиционная эмалевая роспись по фарфору — большая гордость Цзиндэчжэня. Имеющиеся достижения в этой области пока никому не удалось превзойти. До сих пор все операции происходят только вручную.
Сначала заготовку разогревают до 200 °С, затем на нее наносят эмаль. Дают заготовке слегка подсохнуть, прежде чем она попадет в руки юных мастериц. Те, в свою очередь, деликатно и точно тонкой иголочкой наносят рисунок.
Эмалевую пыль с поверхности удаляют струей сжатого воздуха, остатки эмали убирают салфеткой. Завершающий этап — изделие ставят на обжиг в печь, температура и длительность которого зависит от состава эмали.
Синяя подглазурная роспись была изначально придумана китайцами и затем заимствована мастерами русской Гжели. Но визитной карточкой китайского фарфора (со времен династии Сун) были однотонные глазури с различными эффектами. Однако за границу такие изделия попадали в очень ограниченном количестве из-за крайне высокой стоимости. Ведь в те времена обжиг происходил в дровяных печах, где доля брака могла превышать 80%.
К традиционной росписи китайского фарфора относится тонкая резьба, именуемая «ползучие цветы». Известная роспись в стиле китайского барокко XVIII века тоже требует точности и мастерства. Часто эти виды росписи встречаются на чайных сервизах.
Как правило, художники специализируется на одном, двух сюжетах, воспроизводя небольшие вариации. Делают это исключительно достоверно и качественно. Поэтому мастерские часто приглашают специалиста со стороны для выполнения определенных заказов.
Главное в Цзиндэчжэне знать, у кого получается самая лучшая глина, кто делает самые лучшие формы, кто лучше всех декорирует фарфор в разных техниках, а кто лучше всех обращается с печью.
Декорирование «рисовые зерна»
Рисовые зерна — очень старинный вид декора, который получил новую жизнь благодаря современным технологиям в Цзиндэчжэне. Что бы сделать рисовое зерно нужно пробить отверстие в заготовке, которое потом будет залито глазурью — очень ответственный этап. Неровные края, микротрещины, небольшая деформация могут привести при обжиге к браку.
Для создания отверстия часто используют пескоструйные установки, так как они дают идеальные края. Затем происходит первичный обжиг изделия при температуре 1300 °С. После этого делают глазурование. В небольших мастерских рисовые зернышки до сих пор вырезают вручную.
Если обратиться к истории, то можно узнать, что техника рисовых зернышек возникла случайно. В XVIII веке один мастер делал заказ для буддийского храма. Когда изделие покрывали глазурью нечаянно залили одно отверстие. После обжига мастеру понравилось это светящееся пятно. В дальнейшем он намеренно стал заливать глазурью небольшие фигурные отверстия в изделиях. Китайские умельцы эту идею быстро подхватили и дали ей «жизнь» под названием – рисовые зерна.
Основные отличия китайского фарфора
Покупая дорогую фарфоровую посуду, нужно знать, какой обжиг проходили эти предметы.
Низкотемпературная глазурь на изделиях со временем будет изменять цвет рисунков. Поверхность предметов, которыми часто будут пользоваться, может покрываться микротрещинами, напоминающими мельчайшую сетку. Это те очевидные признаки, что посуда изготовлена из обычного фаянса и никакого отношения к настоящему китайскому фарфору не имеет.
Когда предметы не слишком хрупки, а глазурь (глянец) не царапается столовыми приборами, это говорит о том, что они сделаны из настоящего фарфора. Если говорить о китайском фарфоре, то уже более 500 лет при его изготовлении применяется высокотемпературный обжиг. Раньше температура нагнеталась «на глазок», ведь в те времена не было еще термометров и приборов, сейчас за это отвечает оборудование.
Настоящий китайский фарфор всегда твердый и достаточно прочный. Он не может стоить дешево, так как в производстве изделий используется ручной труд специалистов, качественное сырье, большое количество электричества. Сам процесс изготовления может происходить на заводе или небольшой мануфактуре. В Китае, особенно в Цзиндэчжэне, фарфоровым делом многие частные мастера занимаются веками, передавая из поколения в поколение знания и навыки работы с этим удивительным, белым материалом, который называется фарфор.
Китайский и финский рисовый фарфор
Тонкостенная керамика из «Поднебесной» обладает особой притягательностью для коллекционеров – она уникальна и по происхождению, и по художественной ценности. Но если хочется даже в этой сфере заполучить нечто особенное, стоит купить китайский рисовый фарфор, впечатляющий редкой по сложности технологией производства. Вся красота удивительных сосудов с ажурным узором раскрывается, когда их подносят к свету. Небольшие отверстия правильной формы, напоминающие зёрна риса, словно загораются изнутри и, заглянув в каждое из них, можно увидеть противоположную стенку изделия. При этом, если наполнить резной сосуд водой, не прольётся ни капли. Магия? Нет, удивительное мастерство человеческих рук и гениальная изобретательность гончаров прошлого.
Причём здесь рис
В начале XVIII века французский миссионер Франсуа Ксавье д’Энтреколес привёз в Европу ценные записи, раскрывающие технологию производства китайского фарфора. Рецепт материала был открыт в 1710 году немецким алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером, но многие тонкости обработки оставались тайной за семью печатями. Странствующий иезуит непосредственно наблюдал за обжигом изделий и общался со многими китайскими мастерами из округа Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси, где были сосредоточены основные предприятия по выпуску фарфора.
Благодаря д’Энтреколесу, Европа познакомилась с великолепными образцами восточной керамики, а также декоративными приёмами, которые стали предметом пристального изучения и подражания. В их числе подглазурная роспись кобальтовыми пигментами и так называемая техника «рисового зерна», ставившая в тупик европейских исследователей.
Предполагается, что искусство сквозной резьбы по фарфору китайские мастера переняли у турецких гончаров в XIV веке. Первая ажурная посуда была изготовлена в области Фэнчен всё той же провинции Цзянси в период правления императора Чжу Ди (1360 – 1424 годы). А в конце династии Мин, резные фарфоровые изделия стали поставляться на экспорт, преимущественно в Японию, страны Юго-Восточной Азии и арабского мира. Они выпускались более толстостенными, чем для внутреннего пользования, чтобы выдержать транспортировку на дальние расстояния.
Особенности техники «рисового зерна»
Изначально европейцы предполагали, что мелкие отверстия в стенках фарфоровых сосудов получали, используя настоящий рис. Якобы в сырые изделия закладывались зёрна злака, которые при обжиге выгорали, оставляя пустоты. Однако теория имела существенный изъян: рис тянул бы влагу из глины и увеличивался в размерах, что неизбежно привело бы к растрескиванию сосудов при обжиге.
На самом деле, китайские гончары сначала изготавливали посуду с относительно толстыми стенками. Далее аккуратно прорезали небольшие отверстия, по форме действительно напоминающие продолговатые зёрнышки. Из них составлялись разнообразные узоры, основная сложность которых заключалась в близком расположении прорезных элементов. Стенки сосуда становились очень уязвимыми и легко ломались при обработке.
Только опытные мастера – в основном производством посуды в технике «рисового зерна» занимались женщины, могли нанести ажурный декор, без повреждения основы. Готовые прорези заполнялись прозрачной глазурью, которая, связавшись с фарфоровым тестом, увеличивала прочность изделия. После этого мастера специальными инструментами истончали стенки сосуда. По звуку, издаваемому скребком, они определяли глубину обработки поверхности. В результате ювелирного труда большинство изделий достигали после обжига толщины бумажного листа.
Прорезной рисунок – чаще всего радиальный, в форме раскрытой чашечки цветка, либо покрывал всё тело сосуда, либо концентрировался на ободке и медальонах. Дополнительно большинство изделий расписывались подглазурной кобальтовой краской, иногда с добавлением пигментов другого оттенка. После этого они полностью окунались в прозрачную глазурь и обжигались.
Существовала ещё более сложная техника, получившая название «Линглунг» или «работа дьявола». Действительно, требовалось нечеловеческое мастерство, чтобы создавать кружевные сосуды со сквозным «рисовым» узором, без заполнения его укрепляющей глазурью. Посуда в технике Линглунг отличалась невероятной хрупкостью. Поэтому периодически её производство прекращали, считая неоправданно трудоёмким, а затем вновь возобновляли, в ответ на интерес со стороны стран-экспортёров.
Продолжение истории
В период правления последней императорской династии Цин (1644 – 1912 гг.) декор посуды в технике «рисового зерна», как полностью резной, так и глазурованной, стал более утончённым и разнообразным. Ремесленники предпочитали изготавливать мелкие предметы: чашки, миски, закрытые баночки и шкатулки, поскольку массивные вазы крошились бы под собственной тяжестью. Некоторые изделия оставляли на стадии бисквитного (первого) обжига, другие покрывали белой глазурью, третьи – декорировали многоцветной росписью и позолотой. В этот период прорези стали делать частью рисунка, если это был сложный геометрический узор.
Линглунг не пользовался особой любовью у мастеров Цзиндэчжэня. Неоднократно в ответ на имперский приказ изготовить очередную экспортную партию сложно украшенной посуды, возникали бунты. Тем не менее, при правителе Цяньлуне в конце XVIII века резной фарфор достиг своего расцвета. Коллекционеры считают изделия этого периода лучшими с точки зрения художественной ценности.
Послереволюционный период
После Синьхайской революции 1911 года фарфоровые заводы, поставлявшие продукцию для императорского двора, закрылись. Однако уже 5 лет спустя, глава вновь образовавшегося китайского государства – Юань Шикай приказал в полном объёме восстановить производство в Цзиндэчжэне, взяв за образец изящную глазурованную керамику конца XVIII века.
За дело взялась Jiangxi Porcelain Company, в мастерских которой трудилось около 100 высококвалифицированных рабочих. Вплоть до 1930 года фабрика выпускала элитный костяной фарфор, известный как «яичная скорлупа» и некоторые разновидности посуды в технике «рисового зерна», пользовавшиеся большой популярностью. Затем производственные корпуса были отданы под армейские казармы и в 1934 году предприятие окончательно закрылось.
Но начиная с 1949 года, в провинции Цзянси появилось сразу несколько новых заводов, продолжавших традиции Цзиндэчжэня – бессменной фарфоровой столицы Китая. В этот период посуда в технике «рисового зерна» составляла не менее половины всей экспортной продукции. Во второй половине XX века некоторые процессы были механизированы, что позволило немного облегчить труд работниц. При этом даже выполненные по шаблонам изделия ценятся достаточно высоко, из-за уникальности технологии.
Вот как описывает типичную мастерскую Цзиндэчжэня по производству рисового фарфора в 1990-х годах известный шведский коллекционер Ян-Эрик Нильссон Гетеборг: «На предприятии работают преимущественно молодые женщины, потому что такой посуде нужны очень нежные, бережные прикосновения. Формируют сосуд вручную на гончарном круге, после чего сушат в течение нескольких часов. При помощи гибкого стального ланцета наносят проколы и формируют отверстия. Следующий этап – погружение в глазурь. Иногда операцию повторяют до 30 раз, пока стекловидная масса до конца не заполнит вырезанные проёмы. А затем изогнутым ножом убирают верхние слои глины, расположив предмет на гончарном круге и равномерно вращая его».
Ценность фарфора в технике «рисового зерна» для коллекционеров и в том, что его очень трудно подделать. Почти 100% изделий китайских керамистов, попадающих на аукционы – подлинники.
Современность
Одним из продолжателей более чем тысячелетней традиции Цзиндэчжэня стал Кингтаунский фарфоровый завод. В его ассортимент входит продукция в технике «рисового зерна» с кобальтовой росписью, изготовленная ручным способом по старинным технологиям. Сервизы и отдельные изделия: чайники, пиалы, чашки, блюдца собраны в коллекцию под названием «Античные копии», воспроизводящую лучшие образцы прошлого.
Завод был открыт в 1998 году и с тех прославился как один из главных экспортёров рисового фарфора на европейский рынок.
Финский рисовый фарфор
В 1930 году на венской выставке фарфора была представлена необычная посуда в технике «рисовое зерно». Её автором стала молодая финская керамистка Фридл Кьёльберг, обучавшаяся в то время на факультете дизайна Университета искусств Граца. Несколько предметов в модернистском стиле, украшенные характерным прорезным узором, привлекли внимание руководства финского завода «Аравия», который специализировался на фаянсовой и фарфоровой посуде.
Основанное в 1873 году как филиал всемирно известной шведской компании «Рёрстранд», предприятие выпускало продукцию современного, так называемого «скандинавского» направления. Фридл Кьёльберг сотрудничала с «Аравией» с 1942 по 1974 гг., выпустив несколько эксклюзивных коллекций.
Сейчас мощности завода перенесены из хельсинского района Тоуколе на территорию Таиланда и частично Румынии. Ассортимент предприятия в связи с этим изменился, однако производившийся почти до конца XX века североевропейский рисовый фарфор неизменно пользуется успехом среди коллекционеров.