что такое рига в рассказе тихое утро
«Тихое утро» читательский дневник
«Тихое утро» – поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог.
Краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника
ФИО автора: Казаков Юрий Павлович
Название: Тихое утро
Число страниц: 16. Казаков Юрий Павлович. Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год.
Жанр: Рассказ
Год написания: 1954 год
Время и место сюжета
Действие рассказа происходит в середине ХХ века ранним летним утром в одной из русских деревушек.
Главные герои
Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о природе.
Сюжет
Деревенский мальчик Яшка проснулся ранним утром, ещё до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице всё вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка звал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.
По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далёкому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.
По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем ледяная, а на самом дне живёт огромный осьминог. Именно поэтому в омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.
Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у того сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.
Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.
Вывод и свое мнение
Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем не просто, особенно ребёнку. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию и совершил настоящий героический поступок.
Главная мысль
Настоящим героем является тот, кто смог преодолеть собственный страх.
Авторские афоризмы
«…Всё исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»
«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»
«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»
«…А вообще в туман рыба берёт – успевай таскать. »
«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…»
«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось…»
Толкование непонятных слов
Пастух – человек, пасущий скот.
Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.
Ветряк – ветряная мельница.
Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.
Новые слова
Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.
Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.
Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.
Краткое содержание «Тихое утро»
Главные герои: Яша (мальчик, деревенский житель), Володя (приезжий городской мальчик)
Автор: Казаков Ю.П. | Дата публикации: 1954 | Форма произведения: рассказ | Жанр: лирический | Время событий: вторая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 7 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа |
Темы: верность и предательство, героизм, детство, дружба, жизнь и смерть, образование и воспитание, смелость и трусость, человек и природа
Утро в деревне
Главные герои рассказа «Тихое утро» – два мальчика, Володя и Яша, а действие происходит летом, в одной из российских деревень. В один прекрасный день местный житель Яша решил порыбачить. В компанию к нему напросился столичный гость Володя, который в это время отдыхал у тетки. Брать с собой Володю не входило в планы Яшки, но после долгих уговоров он согласился, о чем впоследствии очень сильно пожалел.
Яшка будит Володю
В тот день Яша проснулся еще до восхода солнца. Надев старые штаны и рубашку, он перекусил на ходу и отправился копать червей. После этого он пошел за Володей. Тот еще спал и очень рассердил Яшку вопросом, для чего нужно так рано вставать, чтобы сходить на рыбалку.
Обида Яшки
По отношению к Володе Яшка испытывал явное раздражение. Например, ему было совершенно непонятно, зачем нужно было надевать на рыбалку новые ботинки и такие же штаны с рубашкой. Ведь ловить рыбу можно и вовсе без обуви, а не портить лучшие вещи. Также его задело и то, что Володя не оценил, что Яшка с утра сам, без его помощи накопал червей. Все время, пока они шли к реке, мальчишка подтрунивал над Володей.
В душе Володе было обидно, но он не отвечал на колкости и молча шел за Яшкой. Он испытывал смешанное чувство злости и зависти: ему нравилось то, как вразвалку, по-взрослому шагает Яшка, даже старая рубаха и штаны смотрелись на нем как-то по особенному. Для городского Володи Яша был идеалом, несмотря на то, что мальчик считал его слишком высокомерным и заносчивым.
Иллюстрация к рассказу. Художник Анатолий Веркау
Дорога к омуту
По дороге злость Яши незаметно для него самого прошла. Он подумал, что Володя не такой уж и плохой, просто он, живя в городе, никогда не рыбачил. Отсюда и его незнание, как правильно одеваться на такое мероприятие. В Яшке проснулось чувство ответственности за этого городского паренька.
Примирение. Рыбалка
Начался процесс рыбалки. Сидя на берегу омута, Яша рассказывал Володе про то, что здесь никто никогда не купается. Ходит легенда, что омут этот бездонный, а его обитатели – громадные осьминоги. Если человек случайно упадет в воду, они сразу же утащат его на дно. Также он учил Володю, как подсекать рыбу и копать червей.
Володя в беде
Несмотря на примирение, Володя снова начал раздражать Яшку. Мало того, что его рыба все время срывалась с крючка, он очень мешал Яшке. Наконец, у Володи клюнула рыба. Он засуетился и, пытаясь вытащить ее, поскользнулся и упал в воду. Это произошло в считанные секунды, и Яшка сначала ничего не понял. Когда же он сообразил, что Володя тонет – побежал за помощью. Но вокруг не было ни души. Оглянувшись, Яшка увидел только неподвижную Володину макушку, сам мальчик даже не пытался вынырнуть.
Яшка быстро сдернул с себя штаны и, не снимая рубахи, ринулся в омут. Открыв под водой глаза, он увидел, что его друг за что-то зацепился в воде, что не дает ему пошевелиться.
Спасение
Освободив Володю, Яша с трудом вытолкнул его на поверхность, при этом, сам чуть не утонул. Это было в тот момент, когда Володю охватила паника, и он потянул Яшку за собой. Наконец оба мальчишки были на берегу.
Яша стал проводить Володе искусственное дыхание и откачивать воду из легких. Для этого он положил мальчика на живот и, когда тот начал дышать, облегченно вздохнул. Сам Володя находился в шоковом состоянии и все время повторял: «Ты видел, как я тонул?»
Настоящая дружба
Когда все было уже позади, нервы Яшки не выдержали, и он разрыдался, ничуть не стесняясь своих слез. Его переполняло счастье от того, что Володя остался жив. Сам же он только что совершил мужественный поступок, рискуя собой. Так что, в этом смысле слезы его были вполне взрослыми. Яша впервые в жизни так близко столкнулся со смертью. Он не мог представить, что человек, который только что сидел рядом, разговаривал и просто жил, вдруг исчезает навсегда, погибая на его глазах.
В рассказе говорится о том, что все временные чувства, такие как зависть, злость, раздражение ни в какое сравнение не идут с ценностью самой жизни. Оказавшись перед лицом смерти, ребята по-настоящему поняли, что такое настоящая дружба и взаимовыручка.
Краткое содержание «Тихое утро»
Всего получено оценок: 760.
О произведении
Рассказ «Тихое утро» Казакова был написан в 1954 году. Ранним летним утром деревенский мальчишка берёт с собой на рыбалку нового городского приятеля. Ребята собираются хорошо провести время и даже не подозревают, чем обернётся их невинная затея половить рыбу у опасного омута.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тихое утро», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 7 классе.
Главные герои
Краткое содержание
Ранним утром, когда « только-только прокричали сонные петухи », Яшка был уже на ногах. Наскоро позавтракав хлебом и молоком, он взял удочки и отправился на рыбалку.
Спустившись по тропинке к сеновалу, он свистом позвал своего нового приятеля Володю, который приехал в деревню из Москвы. Володя проснулся с большим трудом, и это разозлило Яшку, который « встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил ». Он уже пожалел, что решил показать городскому мальчишке-недотёпе свои любимые рыбные места. От скуки Яшка принялся издеваться над Володей, который на рыбалку надевал ботинки, и Володя « готов был отказаться от рыбалки и тут же разреветься, но он так ждал этого утра ».
Володя признался, что никогда не ловил рыбу, а только наблюдал за рыбаками. Он завидовал опытному Яшке и мечтал быть таким же ловким и самоуверенным, как этот деревенский мальчик.
Ребята добрались до мрачного омута, где « пахло сыростью, глиной, тиной ». Яшка рассказал, что это самое опасное место в округе, которое пользуется дурной славой среди жителей: упадёшь в ледяную воду — непременно засосёт. Но хуже всего было то, что, по словам Яшки, « там осьминоги на дне лежат ».
Ребята закинули удочки и принялись ждать. Вскоре у Яшки задёргался поплавок, но рыба сорвалась с крючка, и мальчик стал винить в своей неудаче нерасторопного и неопытного Володю. Но вскоре ему повезло, и он вытащил крупного леща.
Яшка кинулся в деревню за помощью, но пробежав немного, вернулся к омуту. Он кинулся в воду и крепко схватил за руку Володю, который от страха так вцепился в своего спасителя, что чуть не утопил его. Яшка насилу вырвался, а когда огляделся, Володи уже не нигде не было видно. Нырнув под воду, он нашёл Володю и с большим трудом вытащил его на берег.
Яшка испугался при виде бледного лица приятеля и что есть силы принялся трясти его. Когда Володя пришёл в себя, Яшка « заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз ». Заплакал и Володя, осознавший, что был на волосок от смерти. Тем временем вода в омуте успокоилась, но оставалась по-прежнему чёрной и тревожной.
Заключение
Произведение Юрия Казакова наглядно демонстрирует, насколько непросто преодолеть свой собственный страх. Самоуверенный Яшка поначалу отчаянно боится нырнуть в омут с осьминогами, но он побеждает свои фобии ради спасения товарища.
После ознакомления с кратким пересказом «Тихое утро» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Анализ рассказа «Тихое утро» (Ю. П. Казаков)
Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.
История создания
Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».
Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.
Жанр, направление
Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.
Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.
Смысл названия
Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.
Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.
Суть: о чем рассказ?
Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.
Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.
Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:
Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:
Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:
Основная идея
Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека.
Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.
Чему учит?
В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.
Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.
Художественные особенности
Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.
«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»
Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.
Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.
Урок по рассказу Ю.П. Казакова «Тихое утро»
Урок по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро».
Герои рассказа и их поступки.
«… Линия, разделяющая добро и зло, проходит
не между государствами, не между классами,
не между партиями. Она проходит через каждое
человеческое сердце. Линия эта подвижна,
она колеблется в нас с годами. Даже в сердце,
объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра Даже в наидобрейшем сердце – неискоренённый уголок зла».
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ».
Тип урока – комбинированный.
Дидактическая цель – формирование знаний, умений, контроль.
Образовательные цели: сформировать представление о личности писателя; помочь в осмыслении сюжета рассказа; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа Казакова «Тихое утро» Яшки, найдя «точки» его нравственных «взлётов» и «падений»;
обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;
Развивающие цели: 1) формировать умения, необходимые для создания монологического высказывания, а именно: определять тему и главную мысль, соблюдать последовательность, аргументировать собственное мнение, определять авторскую позицию; 2) развивать общеучебные умения: выделять главное, составлять план, доказывать.
Воспитательная цель – воспитывать гуманность и ответственность за свои поступки.
Приёмы взаимодействия учителя и ученика в процессе формирования читательской деятельности
— установка на чтение;
— беседа по актуализации изученного;
— постановка проблемных вопросов и заданий;
— оценка и анализ результатов деятельности школьников.
— выборочные и сжатые пересказы;
Проверка домашнего задания
Заочная викторина по содержанию рассказа
«Философская школа» (эпиграф)
— Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?
— Существует ли критерий разграничения добра и зла?
— Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой?
В рассказе «Тихое утро» Юрий Павлович Казаков предстаёт как тонкий психолог, раскрывающий самые потаённые уголки души своих героев
— Добро – это поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой.
— Зло – это поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.
— Добро и зло существуют не извне, а в душе человека.
— Всё, что мы бескорыстно совершаем во благо других, является добром. Всё, что мы совершаем во вред другим людям, является злом.
— Человека нельзя однозначно оценивать, добрый он или злой. В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлёты» и нравственные «падения».
— Видеоролик «Утренняя гармония»;
— картины художников: И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В. Д. Поленова;
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
Любовь и радость бытия.
— Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?
— Найдите описание деревни. Для чего оно дано?
— Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
— Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.
— Какие чувства испытывает в этот момент Яшка?
— Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?
— Как вы объясните оживлённое состояние Володи?
— Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?
— Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?
— Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
— А почему Володя признался упавшим голосом и робко взглянул на Яшку?
— Когда Яшка совсем подобрел?
— Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?
— Итак, между мальчишками наступили мир и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем. Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?
— Каким показан в этом диалоге Яшка?
— И вот наконец река. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке.
— Найдите описание омута. Какое настроение оно создаёт?
— Почему каждый раз, когда шумно всплёскивала рыба, лицо Яшки принимало напряжённо-страдальческое выражение?
— Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.
— Когда Яшка поймал леща, лицо у него стало счастливое, слово «ле-ещ»он выговорил с упоением.
— Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?
«Убежать никак нельзя».
— Почему, не пробежав и десяти шагов, Яшка остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что «убежать никак нельзя»?
— Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.
— Почему после этой сцены даётся описание тихого утра? Перечитаем его.
— Найдите слова, передающие это сверкание утра.
Всё дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «…Случилось небывалое – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его…»
— Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
— Володя спасён. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.
— Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?
Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая и должна царить в душе человека.
Чтение наизусть стихотворения
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Чуть приметна тропинка росистая.
С листьев брызнет роса серебристая.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
— Яшка проснулся очень рано, до света, и настроение у него было добрым, радостным, весёлым оттого, что он сумел перебороть себя, преодолев сладкий предрассветный сон, оттого, что предстояла рыбалка и встреча с новым приятелем – москвичом Володей, которому Яшка обещал показать рыбные места, оттого, что утро показалось ему прелестным. Слова «весело затрусил к риге» передают приподнятое настроение Яшки.
— Вместо благодарности и восхищения он услышал от разбуженного им Володи: «А не рано?». Яшка считался лучшим рыболовом в колхозе, все мальчишки посчитали бы за особую честь пойти с ним на рыбалку. Он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил – и не получил ожидаемого признания.
— «Яшка разозлился», «зло ответил», «с пренебрежением осмотрел Володю с головы до ног», «презрительно спросил», «широкое насмешливо-злое лицо Яшки», «съязвил».
— Злость, раздражение, презрение, пренебрежение, досаду, чувство превосходства, стремление чем-нибудь уколоть, обидеть, унизить.
— На первый злой ответ Яшки и его пренебрежительный взгляд только что проснувшийся Володя никак не отреагировал. Он «выглянул на улицу, лицо его оживилось, глаза заблестели, он начал торопливо зашнуровывать ботинки».
— «Володя жестоко страдал. Он сердился на себя за грубые ответы, сердился на Яшку и казался сам себе в эту минуту неловким и жалким. Ему было стыдно своей неловкости…он думал, ожесточаясь: «Они меня ещё узнают…». Володю мучило чувство своей никчемности. И в нём возникло стремление самоутвердиться и показать деревенским мальчишкам, на что он способен.
— Яшкиному виду бывалого рыбака, Яшкиному загару и его особенной походке.
— Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.
— Володя боялся, что Яшка снова будет над ними смеяться или, чего доброго, передумает рыбачить с ним.
— Когда Володя восторженно отнёсся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома и головлей «на две зари».
— Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.
— Мальчик хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный.
— Между мальчиками возникли добрые отношения, и красота тихого утра их радует. Они слышат, как тонко заржала в лугах лошадь; замечают седую росу на ёлках и кустах, движение тумана, неохотно открывающего стога сена.
Взошло солнце, и всё вокруг как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело, стало светло и спокойно и на душе мальчишек: злость, раздражение, обида прошли, как туман на лугах. Природа здесь созвучна настроению героев, гармонирует с их чувствами.
— В омуте царила мрачность, пахло сыростью, глиной, тиной, вода была чёрная, «ветлы в буйном росте почти закрыли всё небо», «у воды было сыро, угрюмо и холодно». Ому таит в себе опасность. Его описание создаёт тревожное настроение.
Яшка, округлив глаза, сообщает Володе, что в этом омуте дна нет и никто в нём не купается – «засасывает», но самое страшное – «там осьминоги на дне лежат».
— Яшка – заядлый рыбак. Ему не терпелось поскорей поймать рыбу, и он боялся, что рыба уйдёт в другой бочаг.
— Когда Яшка упустил рыбу, он «задрожал от ярости». На вопрос Володи, может ли рыба в другой бочаг уйти, ответил злобно. Яшке стыдно перед Володей, что он упустил рыбу, и в то же время он чувствует раздражение по отношению к Володе, приписывая свою вину ему: «Тоже мне рыбак! – думает он. – Сидит раскорякой… Один ловишь или с настоящим рыбаком – только успевай таскать»
— У Володи стала клевать рыба, но он не удержал удочку и, потеряв равновесие, упал в омут. В эту минуту Яшка не думает о том, что омут может засосать Володю, не думает о смертельной опасности, грозящей товарищу. Яшка приходит в ярость оттого, что Володя рыбу распугал.«Он вскочил, схватил ком земли, готовясь швырнуть в лицо Володе, как только он вынырнет».
— Вначале у него появилось то томительное чувство, которое испытывает человек во сне, когда вялое тело не подчиняется сознанию. Яшке стало холодно от ужаса, на ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах.
— поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.
— Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что всё обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.
— Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел всё то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.
— Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.
— Жить с таким грузом не поправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.
— «Никого сейчас не любил…смотрел на Володю…»
Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.
Вывод по теме урока
-Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?
Теперь наступила гармония во взаимоотношениях природы и человека. И мы понимаем, что теперь, действительно, тихое утро. Спокойно кругом, и спокойно стало на душе у Яшки, потому что, пересилив свой страх, он спас жизнь товарищу. Володя ему теперь казался самым дорогим человеком, на которого он смотрел с “любовью и нежностью”.
Яшка повзрослел благодаря этому случаю, он проявил лучшие свои качества характера, придя на помощь другу, не думая о себе
“ Друзья познаются в беде”,
“ Сам погибай, а товарища выручай”,
— Дополнительное чтение: Ю. Казаков «Дочечка», «Во сне ты горько плакал», «Арктур – гончий пёс», «По дороге», «Голубое и зелёное», «Двое в декабре», В. Мирнев «Ночью».
— Отзывы на прочитанные произведения, или сочинения по проблеме, или рассказы учащихся по личным впечатлениям.
Викторина по содержанию рассказа «Тихое утро»
“ Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта. ”
-Что окутывает деревню? _______________________
-Какое еще сравнение встречается, когда мы читаем про туман?
— Кто проснулся раньше Яшки? ____________________________
-Откуда раздавались первые звуки в спящем еще селе? ________________________
По дороге на рыбалку
-Какие еще постройки находились в селе? _________________________________
-Что пришлось преодолеть Яшке, когда он шел за Володей, чтобы отправиться с ним на рыбалку? _____________________________
-Что больше всего привлекает внимание ребят? ___________________________
-Почему пьет воду Яшка, хотя и не хочется ему пить? _______________________
-Какое определение находит ей Володя? _____________________________
Любовь к родному краю.
-Кто из односельчан первым увидел сома? _____________________________
— Назовите место, где он увидел сома? ___________________________
-Как называют омут по-другому? ____________________________________
— Какое слово использовал в своей речи Яшка, приглашая Володю с собой? _______
-Как понимаете это слово? ________________________
-Какие еще вы помните интересные слова (разговорные или диалектные)? _________________ ____________________________________________
-Какая еще рыба ловится в омуте? _____________________________
-А кроме этого? __________________________ _________________________
Яшка замечает, что рыба хорошо ловится и в тумане, она ловится и в сентябре, когда “вдарит. ” Что? ____________________________
— В чем еще проявляется наблюдательность Яшки? ___________________________ _______________________________________________________________________
— О каких птицах рассказывает Яшка? ___________________________
— Что рассказывает он об этих птицах? _____________________________________ ________________________________________________________________________
-Что означает слово “куга”? ________________________________
-Место, где она растет? __________________________
Художественно-выразительные средства языка.
— Это место было мрачное. Что пахнет? ___________________________
— Какие слова автор находит для описания мрачности картины? ________________ _________________________ _____________________________________________ _
-А теперь найдите в тексте те места, где Ю. Казаков рисует красоту природы, ее светлые тона. ____________________________________________________ ____________________________________________________________________
-Какие художественные средства использует автор в своем рассказе? __________ ________________________________________________________________________
-Какой прием (принцип) использует Ю. Казаков в произведении “Тихое утро”? _ _____________________________________________________________________
-Кто рассказал Яшке, что в бочаге (омуте) водятся осьминоги? _________________
— Как обзывает Яшка Володю? _______________________
-За что он обозлился на своего друга? ___________________________________ ______________________________________________________________________
-Как развивается сюжет дальше? __________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________
-Что разозлило в этот момент Яшку? ___________________________________
-Что схватил он, чтобы кинуть в лицо приятелю, когда тот покажется из воды? ___
Внутренняя борьба героя.
-С помощью каких слов и выражений автор дает нам понять, как было страшно Яшке и Володе? _____________________________________________________
— Природа в этот страшный для ребят момент была яркая и красивая.
Какой был глаз у трясогузки? ________________________________
-Как выглядел Володя под водой, когда Яшка прыгнул за ним во второй раз? __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
— Расскажите, как “откачивает” Яшка своего друга. Вы знаете, как правильно оказать первую медицинскую помощь утопающему? _________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________