что такое рифма и ритм 3 класс
Урок по теме «Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа»
Разделы: Литература
Тип урока: изучение нового материала.
Словарная работа: ритм, рифма, стопа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
III. Вступительное слово учителя.
– Есть на свете прекрасная волшебная страна Стихландия. Бесполезно искать её на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в неё. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес. Например, на улице холодная зима, а попав в Стихландию можешь легко очутиться в прекрасном летнем лесу или на берегу южного моря. Вы даже можете проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. Обману и злобе нет места в Стихландии.
– Хотели бы вы попасть в эту страну?
Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто потому, что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно потому, что не каждому Стихландия открывает свои чудеса.
– Что же для этого необходимо?
Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии тоже есть законы, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня. Это ритм и рифма.
Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться. Давайте посмотрим, готовы ли вы к тому, чтобы отправиться в Стихландию.
IV. А) Ритм.
– Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой. (СЛАЙД 3)
(Предлагаю ученикам прочитать два текста (слайды)).
Вот вечер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
– Что общего в приведённых отрывках?
– Каким настроением они проникнуты?
(Бодрым, радостным. “ Рады мы проказам матушки зимы”, “ Да, чудно, хорошо было кругом”.)
– В чём различие текстов?
(Первое отличие – столбик и строчка. Один текст прозаический, другой – стихотворный. Стихи звучат красиво, напевно, ритмично. Ритм передаёт настроение автора, подчёркивает смысл текста.)
( На доске вывешивается плакат с определением поэтических терминов или слайд 4)
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц (в стихотворении – это ударный и безударный слоги).
– Некоторые спрашивают, зачем писать стихами, если всё то же самое можно сказать простыми словами. А вот и не всё!
… Старый барабанщик,
Старый барабанщик,
Старый барабанщик
Крепко спал.
Он проснулся,
Перевернулся,
Встрепенулся и сказал:
– Старый барабанщик,
Старый барабанщик
– А теперь попробуйте сказать это прозой: барабанщик был стар, он спал-спал, а потом проснулся, перевернулся и говорит: старый барабанщик… По смыслу – всё то же самое, а ничего не получается. Потому не получается, что смысл здесь играет второстепенную роль: главное здесь – ритм. Он точно воспроизводит ритм походной барабанной дроби. Барабан стучит не уставая – и стихотворение можно повторять сколько хочешь раз. Это повторялка – стихотворение, которое повторяет себя снова и снова.
– Попробуем нарисовать ритмический рисунок двух строчек из поэмы
А.С.Пушкина “ Руслан и Людмила”. (расставляем ударение, рисуем рисунок) Слайд.
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет.
Чередование ударного и безударного слога образует – СТОПУ. (СЛАЙД 4)
__ __ __ __ __ __ __ __ __
__ __ __ __ __ __ __ __ __
– А теперь поработаем над вторым законом поэзии – рифмой. Вспомним, как один из героев произведения Н.Носова учился сочинять стихи.
“Однажды незнайка пришёл к Цветику и сказал:
– Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
– А у тебя способности есть? – спросил Цветик.
– Конечно, есть. Я очень способный, – ответил Незнайка.
– Это надо проверить, – сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?
– Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
– Ну, скажи рифму на слово “палка”.
– Селёдка, – ответил Незнайка.
– какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
– Этого мало, – сказал Цветик. – Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка.
– Понял, понял! – закричал Незнайка. – Палка – галка, печка – свечка, книжка – шишка! Вот здорово! Ха – ха – ха!
– Ну, придумай рифму на слово “пакля”, – сказал Цветик.
– Шмакля, – ответил Незнайка.
– Какая шмакля? – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?
– Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.
– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – обьяснил Незнайка.
– Врёшь ты всё, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
– А если я не могу подобрать другого слова?
– Значит, у тебя нет способностей к поэзии.
– Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.
– Сейчас, – согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя в потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
– Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля… – Он долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
– Ну вот! – обрадовался Незнайка. – Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.
– Ну, способный, способный, только отстань! – сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.”
РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк. (СЛАЙД 8)
А). Игра “Подбери рифму”.
1. – Давайте и мы поможем Незнайке подобрать рифмы к словам. (СЛАЙД 9)
Селёдка шарик | крючок лодка |
Стрелка сачок | оса барабан |
Фонарик лиса | книжка лягушка |
Тарелка морковка | мишка стакан |
Ракушка | верёвка |
2. А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Cлайд 10)
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
3.Рифмы – обманки (слайд 11)
Три ёлки выросли стеной –
В рощице берёзовой.
Все иголки до одной
У них по цвету ……. (зелёные)
Помидор большой и спелый.
Погляди какой он ……. (красный)
Слон, увиденный Виолеттою,
Был не розовый, а ……. (серый)
Нашёл пять ягодок в траве.
И съел одну. Осталось …… (четыре)
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две – всего …… (пять)
Знает даже иностранец:
Всех в лесу хитрее …..(лиса)
Б). 1. Слово учителя : из истории БУРИМЕ. (слайды 12-13)
– В 1864 году знаменитый автор “Трёх мушкетёров” Александр Дюма организовал на страницах парижского журнала “Петит журнал” необычный конкурс. Участники должны были придумать стих с заранее задуманными рифмами. Конкурс вызвал небывалый ажиотаж, и уже в следующем году Дюма опубликовал стихи 350 его участников отдельной книгой.
Игра, предложенная Дюма читателям журнала, называлась БУРИМЕ. (слайд)
Буриме-это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы (обычно шутливого характера).
Любопытно, что это чисто французское изобретение появилось задолго до конкурса Дюма благодаря одной пропаже. Живший в первой половине XVII века некий поэт Дюло сообщил однажды друзьям о потере рукописи, якобы содержащей 300 сонетов. Мало кто из присутствовавших поверил в возможность написания такого огромного количества стихов, и тогда Дюло пояснил: вообще-то говоря, полностью сонеты не написаны, зато он подобрал к ним заранее рифмы. Посмеявшись над чудаком, друзья решили помочь бедняге и написали несколько шутливых сонетов на сохранившиеся в памяти Дюло рифмы. Игра всем понравилась и в последствии распространилась на другие стихотворные формы. Так появилось буриме, ставшее в последующие двести лет самым модным (наряду с шарадой) салонным развлечением французской аристократии.
В XVIII веке буриме проникло и в Россию, где увлечение этой игрой достигло расцвета в первой половине XIX века. Незаурядными буримерами проявили себя известные в те времена поэты В. Л. Пушкин (дядя А. С. Пушкина), А. А. Голенищев-Кутузов, Д. Д. Минаев и другие.
Именно в XX веке буриме перестало быть чисто салонным или домашним развлечением, выйдя на подмостки клубов и концертных залов. Появились настоящие профессионалы буриме, в считанные секунды составляющие весьма удачливые стихотворения на заданные зрителями рифмы. Замечательным мастером такого рода эстрадных представлений был автор любимой многим сказки “Три толстяка” Юрий Карлович Олеша.
В наше время некоторые конферансье и артисты эстрады также с успехом играют со зрителями в буриме. Иногда устраивают конкурс буримеров популярные газеты и журналы. И пусть участники конкурса не всегда демонстрируют отточенную поэтическую технику – не это главное.
Ведь буриме позволило им хотя бы на время превратить довольно трудное дело, сочинение стихов, в весёлую и увлекательную игру, украсить монотонные будни интересным и ярким развлечением…
2. Придумать стихотворение с рифмами: (СЛАЙД 14)
Гномик – домик
Кошка – окошко
– Помоги Незнайке составить сказки, подбирая правильно рифмы.
Работу Кук пляшет
Банки сковороде
Живот коврик шапки спорт
Рукой футбол мышки
Заката картинка парик ужин
Крик ямы экскаватор
Самолёт Пилот соберёт зальёт увезёт клюёт
– Мы попытались попасть в Стихландию, увидели, как это интересно и вовсе не просто. Для того чтобы Стихландия открыла нам свои чудеса, необходимо читать и слушать стихи, вдумываться в поэтическое слово, слушать музыку стиха. Этому надо учиться. Но если вы будете знать законы Стихландии, будете часто туда попадать, вы лучше будете понимать красоту, природу, других людей.
Стихландия открыта для каждого. Она ждёт вас!
VII. Обобщение информации.
– Чем стихотворная речь отличается от прозаической?
– Что такое ритм, рифма, стопа?
VIII. Итог урока.
IX. Домашнее задание.
Океан – уши конь – гармонь
Ураган – суши огонь – ладонь
Стакан – банан Наташка – чебурашка
Карман – обман сок – молоток
Кружка – подружка кошка – ложка
Лягушка – частушка окошко – немножко
Презентация «Ритм и рифма»
Описание презентации по отдельным слайдам:
2. Белый снег, пушистый В воздухе кружится. И на землю тихо Падает, ложится. 1. Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
Стихотворная Организованность, порядок, лаконичность, краткость Прозаическая Свободно движется от предложения к предложению
Прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.
В стихе это ударный и безударный слоги. равномерное чередование повторяющихся единиц
На дво-рах и до-мах Снег ле- жит по-лот-ном И от солн-ца блес-тит Раз-но-цвет-ным ог-нем.
Снег валится на поля, Вся белешенька земля.
созвучие окончаний стихотворных строк
От буквы А до буквы Я Шеренга слов стоит. Вся эта дружная семья Зовется (____________). Знает даже лодырь и бездельник: Первый день недели (____________). Бывает дом для человека, А дом для книг – (_____________). Когда порою одиноко, Вдруг в тишину ворвется звон, И голос друга издалека Тебе подарит (____________).
A B A B У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом …
A А В B Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой…
A В В А И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.
1) Жил-был добрый Царь Матвей, Жил с царицею своей Он в согласье много лет, А детей всё нет как нет. 2) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. 3) Я рос, как многие в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши.
Задание: Придумай рифму к имени своего соседа по парте, сочини двустишие.
Задала я вам заданье. Что ж, ребята, до свиданья! Прозвенит сейчас звонок, И закончится урок. Спасибо вам, мои друзья! Всем очень благодарна я.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Номер материала: 423123
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок-конспект по чтению «Стихи,ритм,рифма.»
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы
— изучить понятия «ритм» и «рифма»
— изучить виды рифмовок
— определить значение ритма стихотворения.
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Объяснение домашнего задания
Подведение итогов урока
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
к словам; прививать любовь к поэзи и. Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
Итак, что же такое стихотворение. Читаем и записываем определение слова «рифма».
Приведите примеры рифм.
Существуют разные способы рифмовки
Задание на размышление
Читаем и записываем определение слова «ритм».Как вы думаете, для чего нужен ритм?
Чтение статьи в учебнике
Ответы детей. Сравните два предложения.
Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
— Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина.
Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос – стройность)
— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Рифмы бывают разные :
Чудесные и прекрасные,
А нравятся вам какие?
— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
• Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
1)Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2)Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3)Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
VI Поэтическая мастерская (работа в группах)
— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.
2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.
— Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему « Зима », и я попытаюсь сочинить четверостишие.
Итог урока
Без чего невозможно создание стихотворения?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-560686
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Псковской области ввели обязательную вакцинацию для студентов
Время чтения: 1 минута
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.