что такое риба в исламе

Что такое риба в исламе

от Замиль · Ноябрь 7, 2020

Ислам уделяет большое внимание правильному ведению бизнеса. Как показывает история, именно предпринимательская деятельность стала одним из ключевых факторов глобального распространения исламского вероучения. Мусульмане в течение многих веков демонстрировали представителям других цивилизаций этические принципы в бизнесе, среди которых одним из основополагающих служит отказ от ростовщичества.

Ростовщичество в арабском языке обозначается словом «риба», которое можно перевести на русский как «излишек», «добавка». Шариатское определение ростовщичества звучит следующим образом: это излишек, который в ходе обмена между двумя сторонами приобретает одна из них, причём эта надбавка рассматривается для одной из сторон как обязательная. Фактически речь идёт о ситуации, когда один человек даёт деньги либо какое-то имущество в долг другому под проценты, то есть в рост.

Риба в Кур`ане и Пречистой сунне

В Священном Кyр`ане весьма подробно говорится о рибе и её запрете в рамках общественных и личных отношений. Так, например, в суре «Аль-Бакара» сказано:

«ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ ЛИХОИМСТВОМ (РОСТОВЩИЧЕСТВОМ), ПОДОБНЫ ТЕМ, КОГО ДЬЯВОЛ ЗАСТАВИЛ НЕ ПОВИНОВАТЬСЯ СВОИМ ПРИКОСНОВЕНИЕМ. ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ОНИ ПРИРАВНИВАЛИ ВЕДЕНИЕ ТОРГОВЛИ С РОСТОВЩИЧЕСТВОМ, ЛИХОИМСТВОМ. НО ВЕДЬ ВСЕВЫШНИЙ ТВОРЕЦ ДАЛ РАЗРЕШЕНИЕ ВАМ НА ВЕДЕНИЕ ТОРГОВЛИ, НО ЗАПРЕТИЛ ЗАНЯТИЕ РОСТОВЩИЧЕСТВОМ. ТЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ О ЗАПРЕТЕ РОСТОВЩИЧЕСТВА ОТКАЖУТСЯ ОТ НЕГО, БУДУТ ПРОЩЕНЫ, И ИХ ДЕЛО БУДЕТ НАХОДИТЬСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ АЛЛАХА. ТЕ ЖЕ, КТО ПРОДОЛЖАТ ТАКИМ ОБРАЗОМ ТВОРИТЬ БЕСЧИНСТВА, ОКАЖУТСЯ В АДУ, ГДЕ БУДУТ ОБИТАТЬ ВЕЧНО» (2:275)

Чуть ниже по тексту суры «Аль-Бакара» можно найти ещё более серьёзное предостережение Творца относительно ведения людьми ростовщической деятельности:

«О ТЕ, КТО УВЕРОВАЛ, НЕ БЕРИТЕ СЕБЕ ПРОЦЕНТЫ. ЕСЛИ ЖЕ ВЫ НЕ ВНЕМЛЕТЕ ЭТОМУ ПРИЗЫВУ, ТО СОВСЕМ СКОРО ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ СТАНЕТ ВАШИМ ВРАГОМ. ЕСЛИ ВЫ ПОКАЕТЕСЬ, ТО СОХРАНИТЕ СВОЙ ИЗНАЧАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. ЕСЛИ ВАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КТО-ТО ДОЛЖЕН ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ, ТО НЕ БЕРИТЕ У НЕГО ПРОЦЕНТА, ВЕДЬ ЭТО НЕ СПРАВЕДЛИВО ПО ОТНОШЕНИЮ К ДОЛЖНИКУ. НО И НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ МЕНЬШУЮ СУММУ, ПОТОМУ ЧТО ИНАЧЕ ВЫ РИСКУЕТЕ ОСТАТЬСЯ ОБИЖЕННЫМИ» (2:278-279)

Для полноты описания незавидного положения ростовщичества в иерархии действий, которые может предпринимать человек по своему незнанию или злому намерению, необходимо также привести хадис Заключительного Божьего посланника Мухаммада ﷺ. Передаётся от Абу Хурайры:

«Необходимо сторониться семи дел, которые принесут человеку неудачу и погибель: ширк (придача Всевышнему сотоварищей, принижение Его положения), занятие магией и колдовством, убийство человека (не касается ситуации, когда оно исполняется на основе реализации наказания за общественно опасные деяния в рамках уголовного кодекса), ростовщичество, посягательство на имущество сирот, предательство на поле военной брани, клеветнические нападки на целомудренных женщин» (Муслим).

Разновидности ростовщичества по Шариату

Выделяются два основных вида ростовщичества. Их разделение происходит по двум важным основаниям – временному критерию и количественно-весовому соответствию товаров.

1. Риба уль-фадль – неравномерный обмен одного и того же товара между сторонами, в результате которого возникает диспропорция в количестве или величине обмениваемых товаров. В этом случае обменные отношения происходят в одно и то же время. Несоответствие касается диспропорции в размерах. Здесь уместно привести хадис Пророка Мухаммада ﷺ. Однажды Билял (да будет доволен им Аллах) пришёл к Заключительному посланнику Всевышнего ﷺ и показал ему два хороших финика и сказал: «У меня было четыре плохих финика, и я обменял их на два хороших». Пророк Мухаммад ﷺ ответил ему:

«Больше не поступай подобным образом, ведь ты совершил ростовщичество. В следующий раз сначала продай финики, обладающие плохими качествами, после чего на вырученные деньги приобрети хорошие финики» (Бухари, Муслим).

2. Риба ун-насиа – излишек, который возникает при обмене однородного товара или разнородного с добавлением дополнительных единиц при отсрочке во времени. Например, между сторонами принято решение провести обмен одного мешка картофеля на два, при этом два мешка картошки поступят одному из участников сделки только через месяц. К этому виду рибы относятся залог, ломбард, ипотека и так далее. Заметим, что относительно ипотечного кредитования современные муфтии и богословы выработали собственные решения.

Таким образом, мусульманам следует более пристально обращать внимание на отношения купли-продажи и обмена товаров. Ведь в этих процессах можно натолкнуться на подводные камни, которые могут привести к тому, что человек совершит большой грех по собственному неведению либо невнимательности.

Источник

Риба как средство иблиса

что такое риба в исламе. Смотреть фото что такое риба в исламе. Смотреть картинку что такое риба в исламе. Картинка про что такое риба в исламе. Фото что такое риба в исламе

Шайтан, как возгордившийся раб Всевышнего Аллаха, самостоятельной персоной быть не может. Он есть слуга Творца, как и все существа на Земле и на небесах, выполняющие волю Аллаха.

Иблис также реализует важнейшую функцию в нашем мире, соблазняя людей. Такое право он получил по своей мольбе, когда Всевышний решил уничтожить шайтана, отказавшегося от признания Адама. Право на соблазнение людей разного рода искушениями, которые исходят от их же нафса.

Это означает, что иблис просто усиливает разрушительные устремления нашего нафса, нашептывая ему те или иные желания.

Таким образом, шайтан создает диалектическую противоположность Аллаху, нужную для того, чтоб человек получил свободу выбора. Понятно, что борьба между Творцом и его созданием – иблисом – совершенно иллюзорна, она нужна лишь для того, чтобы определить будущую судьбу человека.

Попадет ли он в геенну ада, выполнив нашептывания врага людей, или сумеет отказаться от выполнения советов иблиса, вручая себя Аллаху? Именно в этом и есть смысл существования иблиса: он предлагает нам путь получения иллюзорных земных удовольствий и каждый из нас получает право выбора, и соответственного воздаяния Аллаха.

Среди «ресурсов» воздействия шайтана на наш нафс наиболее опасными выступают радость интимных отношений и накопление материальных богатств. Кроме них есть еще стремление к власти, но оно имеет отношение к высокоразвитым и способным людям, готовых нести тяжелое бремя правления.

Наверное, не будет ошибкой мысль о том, что наиболее распространенной опасностью для массы простых людей является тяга к материальным богатствам: деньгам в любой форме, особенно к золоту и серебру, к просторным коттеджам, к большим автомобилям и к тем многим вещам, радующим души людские.

Само по себе стремление к ним не является харамным действием, ибо Всевышний Аллах Милостив, Он дает возможность испытать и радости земного бытия. Все дело в тех методах и средствах, которые разрешены или запрещены шариатом.

В данном случае речь идет о получении прибыли за счет процентов от представленных ссуд и займов. В Исламе такой метод накопления богатств называется РИБА и подвергается резкой критике Писаниями мусульман. В суре «Аль-Бакара» Аллах дает конкретную информацию о последствиях использования ссудного процента:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ۗ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ۚ فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَمَنْ عَادَ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ يَمْحَقُ اللَّهُ الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ ۗ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

«Те, которые пожирают ростовщическую прибыль (занимаются риба), восстанут из своих могил такими же, как восстает тот, кого повергает сатана своим прикосновением (как одержимый бесом). Это будет им за то, что они сказали: «Ведь торговля тоже подобна ростовщичеству. Почему она запретна?». А Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество, ибо в нем есть вред.

К кому придет положение о запрете ростовщичества от его Господа и он удержится от ростовщичества, покаявшись, тому будет прощено, что предшествовало до этого и дело его в День Суда будет у Аллаха. А кто продолжит заниматься ростовщичеством, то те станут обитателями Огня, и они в нем будут вечно пребывать.

Уничтожает Аллах имущество ростовщика и делает такое имущество лишенным благодати и многократно увеличивает награду за милостыню и делает имущество благодатным. И Аллах не любит всякого неверного грешника!» (сура Аль-Бакара: 275-276)

Сунна Посланника Аллаха также содержит конкретные хадисы, где он подвергает рибу принципиальной критике:

От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передается:

لَعَنَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ آكِلَ الرِّبَا، وَمُوكِلَهُ، وَشَاهِدَيْهِ، وَكَاتِبَهُ

«Посланник Аллаха ﷺ проклял человека, поедающего проценты (который дает взаймы под проценты), берущего под проценты, обоих свидетелей сделки и того, кто записывает эту сделку». (Тирмизи, 1206)

Также от Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал:

مَا ظَهَرَ فِي قَوْمٍ الرِّبَا وَالزِّنَا، إِلَّا أَحَلُّوا بِأَنْفُسِهِمْ عِقَابَ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ

«Когда люди выявляют ростовщичество и прелюбодеяние, то они влекут на себя гнев Всевышнего». (Имам Ахмад)

Опасность рибы состоит в том, что такой способ накопления денег и материальных богатств отворачивает человека от созидательного, производящего труда. Не конкретные дела, как то: построенные дома, произведенные предметы и услуги, а махинации с банковскими счетами и ценными бумагами – становятся смыслом деятельности многих людей.

Такой вид обогащения в России назвали «халявным», то есть нетрудоемким, когда деньги копятся на почве финансовых пирамид, основанных на самом бессовестном обмане тысяч людей. По сути, деньги из одних рук переходят в другие путём лживой информации.

Понятно, что материальные богатства, полученные без затрат энергии, времени и здоровья прямым образом вредят душе людей. У них, увлеченных легким путем накопления денег, меняется моральный облик, легкие деньги туманят ум и разрушают душу. Потому что эти люди, уверенные в том, что ОНИ САМИ ЗАРАБОТАЛИ БОГАТСТВА, постепенно забывают Аллаха.

Для них смыслом существования становится не намаз, зикр и другие формы поклонения Всевышнему, а нервное ожидание колебаний курса валюты, радость от роста накоплений. Финал такой жизнедеятельности очень печален, однако таких людей жалеть не надо. Они сами выбирали такой харамный путь, послушавшись иблиса.

Поэтому все нормы и запреты, изложенные в Писаниях мусульман и шариате, имеют одну единственную функцию – воспитать у нас Любовь к Аллаху и Его творениям в этом мире. Таким образом, запрещая рибу, Всевышний просто спасает наши души для принятия их в свои райские сады.

Жесткое отрицание азартных игр также входит в категорию нравственных норм, имеющих отношение к защите человека от соблазнов иблиса, который желает уничтожить людей в этом и том мире. Вспомним, сколько семей осталось без квартир в лихие 90-е и сразу после них, проиграв свое жилье.

Лет десять назад, когда «лопнула» финансовая пирамида в нашем городе, газеты напечатали фотографию демонстрации протеста. К сожалению, там были и платки благочестивых мусульманок. Данный факт вызывает большие сомнения в истинности их веры в Аллаха.

Автор три года назад положил в банк на карточку немного денег «на черный день», чтобы при необходимости их можно было снять без лишней волокиты. Процентов нет. Автор часто вспоминает эти деньги, причем для некоторых они довольно значимы, и думает, что они могли бы принести определенную, хоть небольшую прибыль.

Однако священные требования Корана, Сунны и многовековые традиции наших предков не позволяют ему переступить черту. Есть у него другие проблемы, которые необходимо решить, чтобы с чистой душой предстать перед Творцом.

Итак, вопрос о рибе решен – эта тема запрещена в семье автора. Тем более, что у учителей никогда больших денег не было. Поэтому он очень благодарен Аллаху за такой подарок. Молит Всевышнего, чтобы Он помог и тысячам мусульман преодолеть эту опасную уловку иблиса и отказаться от рибы, чтобы иметь чистую душу, не увлекаясь материальными соблазнами шайтана.

Марат Якупов

Доктор философских наук, профессор кафедры общегуманитарных наук БашГУ

Источник

Ростовщичество в Исламе (риба)

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Господь проклял поедающего проценты (живущего на проценты; дающего под проценты), берущего под проценты, свидетеля (обоих свидетелей) данного процесса и писаря [который фиксирует процентные взаимоотношения, ставки и сроки]»[1].

Риба (ростовщичество) в мусульманском богословии — любая прибавка (надбавка), прописанная в договоре и не имеющая (убедительного, конкретного, соответствующего канонам) обоснования (эквивалента, возмещения).

К примеру, человек или организация дали индивиду один миллион долларов на год и обязывают договором вернуть этот миллион через год с 10%-й надбавкой. Данная надбавка ничем не обоснована, кроме как предоставлением денег на определенный срок, а потому запретна и греховна. То есть риба (ростовщичество) — это возвращение большего количества денег ни за что (за одолжение этих денег), при обмене денег на деньги (при обмене одинаковых видов денежных единиц). Это — процент, указанный в договоре, когда взявший возвращает через определенный срок больше того, что взял[2]. Если человек возвращает больше того, что взял, из благодарности к тому, кто, например, помог ему в трудную минуту, учитывая, предположим, инфляцию, притом что ни письменной, ни устной договоренности между сторонами насчет того, чтобы вернуть большее, не было, тогда это не считается риба, это — лишь форма проявления внимания и благодарности. Такое не запретно.

Поэтапный запрет ростовщичества в Исламе

Введение запрета на ростовщичество в Исламе, подобно введению запрета на употребление спиртного, происходило поэтапно, по мере ниспослания строк Священного Писания:

«Все то, что вы передали в качестве риба (дали под проценты), чтобы это росло, находясь в деньгах других людей, оно не будет расти пред Всевышним [такая форма достатка не будет иметь Божественного благословения]» (см. Св. Коран, 30:39);

«[И были наказаны они (иудеи) Богом] за то, что занимались ростовщичеством (брали проценты), а это было запретно для них; за то, что они незаконно поедали (забирали) имущество других. Безбожникам из их числа Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] уготовили болезненное наказание» (см. Св. Коран, 4:161);

«О верующие! Не поедайте [запретную прибыль] ростовщичества, многократно удвоенную, и бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [не берите проценты, не живите на проценты], возможно, вы будете счастливы. [Стремитесь же к счастью, делая то, что способствует этому]» (Св. Коран, 3:130);

«Бог разрешил [людям] торговлю [различного рода финансовые взаимоотношения], но запретил [все виды] ростовщичества» (см. Св. Коран, 2:275).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Допуская у себя [в местах проживания; распространяя, развивая] ростовщичество и прелюбодеяние, люди сами подвергают себя наказанию Аллаха (Бога, Господа) [проблемы различного характера будут пропорционально развитию и распространению этих двух грехов в обществе лишь увеличиваться и нарастать]»[3].

Суть вопроса о процентах, думаю, каждому ясна: человек не имеет морального права жить на проценты. Позиция верующего — активный образ жизни, при котором имеет место быть как накопление, сохранение, так и инвестирование, вложение денежных средств в бизнес, в интеллектуальные или научные проекты, в ценные бумаги, в недвижимость и т. п.

На сегодняшний день кредитование возможно только в вынужденных и жизненно необходимых ситуациях[4]. Лучше будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Всевышний запретил ростовщичество. А как тогда в мусульманских странах работает банковская система, которая предполагает кредитование под процент?

Разрешается ли воспользоваться услугой банка по предоставлению кредита на покупку квартиры в рассрочку? Примерно такая схема: я плачу 30% от стоимости квартиры, а остальные 70% платит банк. В течение 5 лет я расплачиваюсь с банком равными долями плюс за кредит 10% в год.

Процентные взаимоотношения запрещены в Исламе, и это всем хорошо известно. Однако есть мнение ученых, что из этого правила можно делать исключение в тех случаях, когда система денежных взаимоотношений основана на процентах и люди волей-неволей вовлечены в нее. Это исключение касается неисламских государств. Но, к огромному сожалению, сегодня такая система существует практически во всех государствах, в том числе и в мусульманских.

Мы должны избегать процентных отношений и получения доходов с них независимо от нашего места пребывания, так как Коран явно запрещает это. Однако если вы вынуждены по стечению обстоятельств оплачивать процент, на выплату которого вы дали документальное согласие, то, возможно, Всевышний не накажет вас за это. Вера — это не усложнение жизни, а облегчение. К тому же взятые на себя обязательства, особенно письменные, мусульманин должен выполнять.

Кредитование допустимо только в вынужденных ситуациях[5]. Наиболее правильным будет воспользоваться схемой оплаты, когда стоимость изначально завышена, но предоставляется беспроцентная рассрочка платежа.

Суть данного запрета в том, что человеку непозволительно заниматься накопительством и жить, бездействуя, на проценты с накопленного за счет других.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн Мас‘уда и др.; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 297, хадис № 3725; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 446, хадис № 7256, «сахих»; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 92; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 376, хадис № 1209, «хасан сахих»; Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 18 т. Т. 1. С. 171.

[2] Богословских определений у слова «риба» немало, здесь приведено основное его смысловое значение.

Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-исламиваадиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 5. С. 3697–3764; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 102–109. Му‘джамулюгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 218; аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 503.

[3] Хадис от Ибн Мас‘уда. См.: Ахмад бин Ханбаль. Муснад ахмад ибн ханбаль [Свод хадисов имама Ахмада ибн Ханбаля]. Бейрут: Рисаля, 1998. Т. 6. С. 358, хадис № 3809; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 303, хадис № 3809.

[4] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 108, 109, 408–410.

В Коране, например, сказано: «Воистину, запретил вам [Господь] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не с именем Бога. А кто будет вынужден, не являясь при этом преступником и грешником (не совершая при этом преступления или греха), то Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 16:115).

[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 408–410.

Источник

Разъяснение о ростовщичестве

что такое риба в исламе. Смотреть фото что такое риба в исламе. Смотреть картинку что такое риба в исламе. Картинка про что такое риба в исламе. Фото что такое риба в исламе

Дорогие единоверцы! Как известно, ростовщичество, лихва (риба) является одним из самых тяжких грехов, и в этом единодушны все мусульманские учёные-богословы. Узнав о запретности занятия ростовщичеством из основополагающих источников Ислама, человек, который думает и беспокоится о своей вечной жизни, не поддастся этому соблазну и никогда не будет этим заниматься.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

وَأَحَلَّ الله الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا (البقرة، 275)

Смысл: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Аль-Бакара», аят 275).

Таким образом, Коран однозначно запрещает заниматься лихвой, и поэтому человек, считающий ростовщичество дозволенным, впадает в неверие. Всевышний Аллах объявил войну людям, занимающимся лихвой. В Коране сказано:

فَإِنْ لَمْ تَفْعَلُوا فَأْذَنُوا بِحَرْبٍ مِنَ الله وَرَسُولِهِ (البقرة، 289)

Смысл: «Если вы не оставите занятие ростовщичеством, то Аллахом и Его Посланником вам будет объявлена война» (сура «Аль-Бакара», аят 289).

В книге «Аль-Фатави аль-хадисийя» говорится: «Аллах объявил войну только двум категориям людей: это ростовщики и люди, наносящие вред святым угодникам Аллаха – авлия». Из сказанного явствует, насколько тяжким грехом является ростовщичество. Даже если человек думает, что посредством лихвы он получает материальную выгоду, всё равно в итоге это ему обернётся убытком, лишением благодати (бараката).

Всевышний Аллах говорит:

يَمْحَقُ الله الرِّبَا وَيُرْبِي الصَّدَقَاتِ (البقرة، 276)

Смысл: «Аллах удалит выгоду из ростовщичества, имущество, которое было смешано с лихвой, Он погубит, а воздаяние за имущество, которое было пожертвовано в милостыню, Он преувеличит» (сура «Аль-Бакара», аят 276).

О наказании, которое понесут ростовщики, в Священном Писании говорится:

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ (البقرة، 275)

Смысл: «Люди, пожирающие риба, т. е. занимающиеся ростовщичеством, в Судный день воскреснут, подобно сумасшедшим, одержимым дьяволом» (сура «Аль-Бакара», аят 275).

В хадисе о тяжести греха ростовщичества пишется: «Вы остерегайтесь семи грехов, губящих человека: отрицания Единобожия, колдовства, убийства человека, которого Аллах запретил убивать, употребления плодов ростовщичества, использования имущества сирот, дезертирства (со священной войны), клеветы на непорочных женщин» (Аль-Бухари и Муслим).

Многие спрашивают: в грех впадает только тот, кто отдаёт деньги под проценты, или тот, кто берёт, тоже? И дающий, и берущий, и все, кто способствуют ростовщичеству, являются соучастниками этого греха. В хадисах говорится:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял употребляющего плоды ростовщичества, отдающего их, оформляющего, свидетелей, ибо они все равны в грехе» (Муслим);

«Существуют четыре категории людей, которых Всевышний Аллах обязался не впускать в Рай и не угощать райскими плодами: те, кто постоянно употребляет алкоголь, ростовщики, пожиратели имущества сирот и обижающие своих родителей» (Хаким);

«Грех за осознанное употребление одного дирхама из ростовщичества больше, чем грех за совершение тридцати шести прелюбодеяний» (Ахмад, Табрани);

«У ростовщичества семьдесят две категории, и самая меньшая из них по тяжести греха равна совершению прелюбодеяния со своей матерью» (Табрани);

«Когда в одной местности люди занимаются ростовщичеством и прелюбодеянием, то они тем самым навлекают на себя наказание Всевышнего» (Хаким);

«В ночь Вознесения (Ми‘раджа) я увидел людей с огромными, подобно домам, животами, и в них высвечивались змеи. Я спросил: «О Джабраил, кто эти люди?» Он ответил, что это ростовщики» (Ахмад, Ибн Маджа).

Ещё в хадисах говорится, что ближе к Концу света ростовщичество, прелюбодеяние и употребление алкоголя усилятся.

Посудите сами, дорогие братья и сёстры, будет ли человек, который боится гнева Аллаха и убеждён в наступлении Судного дня, заниматься ростовщичеством.

Мудрость в запрете ростовщичества

Многие спрашивают: если обе стороны (отдающая и принимающая) совершают это по обоюдному согласию, почему же нельзя заниматься ростовщичеством?

Во-первых, человеку не подобает задавать вопрос «почему?», кроме как человеку, равному себе. Например, вопрос «почему?» не задаётся рабом своему господину так же, как не задаётся он творением своему Творцу. После повеления Всевышним Аллахом раб обязан выполнять приказы, не задавая подобных вопросов.

Во-вторых, так как в основном ростовщичество бывает связано с деньгами, деньги должны всегда использоваться во благо народа. Они должны всегда приносить народу пользу.

В-третьих, когда деньги отдают в долг на определённое время под проценты, то вернуть долг с процентами в указанное время получается не у каждого. Из-за процентов должник бывает вынужден продать своё имущество, даже своё жильё, что часто приводит к семейным конфликтам, дело доходит до развода, а порой это даже может заставить его прибегнуть к самоубийству. Люди, отдающие деньги взаймы, хотя Всевышний Аллах дал им больше чем достаточно имущества, не испытывая никакого стыда и угрызений совести, требуют вернуть долг вместе с процентами, угрожая должнику физической расправой, кражей детей и т. д., не обращают внимания на его трудное материальное положение. В последнее время таких печальных случаев, связанных с процентами, случается много. Учитывая эти и подобные обстоятельства, Ислам запрещает занятие ростовщичеством.

Категории ростовщичества

Первым видом ростовщичества является долговая лихва.

Человеку, имеющему возможность, очень желательно отдавать деньги в долг без процентов, когда кто-либо нуждающийся просит об этом у него. Такой поступок высоко награждается в Исламе. За человека, который предложил вам деньги, рекомендуется даже прочесть мольбу. В достоверном хадисе, переданном ат-Тирмизи от Усамы ибн Зайда, говорится: «Человеку, которому кто-либо совершил добро, желательно сказать:

بَارَكَ اللهُ لَكَ فِي أَهْلِكَ وَمَالِكَ

«Баракаллагьу ляка фи агьлика ва малика».

Смысл: «Да благословит Аллах тебя, твою семью и имущество!»

А что касается предоставления имущества другому с процентами, то это является запретным, и человек, совершающий подобное, представляясь благодетелем, на самом деле является большим грешником и притеснителем, который отбирает чужие деньги. Не в малой степени виноват и тот, кто просит в долг подобным образом. Ведь если обе стороны хотят получить обоюдную денежную выгоду, то можно, изучив шариатские законы, заключить сделку под названием «кираз» и делить между собой полученную прибыль так, как им удобно.

Некоторые люди вкладывают деньги в банки с целью получить проценты, что тоже является ростовщичеством. Не нужно вкладывать деньги в кассу. А если нет другого места для хранения денег, то можно их вкладывать в банк, но только с намерением хранить деньги. Что же касается процентов с денег, полученных этим путём, то их нужно израсходовать в благотворительных целях: раздать бедным, вложить в постройку мечетей, мостов, проведение воды, то есть их нужно употребить для общей пользы. Однако ни в коем случае их нельзя оставлять в кассе, так же как нельзя их использовать в собственных целях, ибо это является ростовщичеством. Так пишет всемирно известный мусульманский учёный Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути в книге «Ма‘а ан-нас» (с. 57).

Ростовщичеством является и процентный кредит, выдаваемый государством. Если человек даёт в долг с условием, от которого он получает выгоду, то это является ростовщичеством. В хадисе, переданном ат-Табрани, говорится: «Любой долг, который влечёт за собой какую-либо пользу, выгоду, является ростовщичеством».

Если человек поставил условие: «Я дам тебе тысячу рублей в долг, если ты продашь свою машину или заступишься за меня перед кем-либо», то это является ростовщичеством. Когда человек даёт в долг, он должен делать это ради Всевышнего, но если кроме вознаграждения от Всевышнего он поставит условие получить денежную, телесную или словесную пользу, то это является ростовщичеством. А если кто-либо возьмёт деньги в долг без каких-либо условий и, возвращая его, отдаст хозяину больше, чем полагалось, то это не является ростовщичеством, кроме случая с деньгами, которые выдаются в банке, ибо за счёт вложенных денег банковские работники используют ростовщичество, потому это является запрещённым.

Вторым видом ростовщичества является ситуация, когда человек продаёт или обменивает что-либо, указав время для возвращения или с условием возврата с излишком. В каких же случаях это бывает? Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, указал на два аспекта, за счёт которых человек может попасть в ростовщичество: вещь должна быть ценной и такой, которую человек употребляет в пищу. То есть подобный вид ростовщичества связан с продуктами питания и деньгами.

В продукты питания входит всё, что употребляет человек. Например, все злаковые культуры: пшеница, ячмень, рожь, горох, рис, кукуруза и т. п., а также сахар, конфеты, мука, масло, сыр, все фрукты, овощи, травы. В соли, воде, лекарствах также получается ростовщичество. Одним словом, всё, что человек может употреблять для сохранения, содержания своего тела, в качестве пропитания, удовольствия и лечения.

А в категорию денег входят золото, серебро и все виды бумажных денег.

Если обмениваться продуктами на деньги, то ростовщичества не будет. При обоюдном согласии, будь то больше (с одной стороны) или меньше, с отсрочкой или же без неё, обмен продуктов на деньги разрешён. А также если обменивать одежду, обувь, руду, дом, землю, комнату на подобные вещи, то это не считается ростовщичеством.

Ростовщичество случается, когда обмениваются деньгами на деньги или продуктами питания на продукты питания.

Если при обмене два вида из продуктов питания будут иметь одинаковые названия (например, соль на соль, яблоки на яблоки, воду на воду, картофель на картофель, анальгин на анальгин, золото на золото, рубли на рубли, доллары на доллары) во избежание попадания в ростовщичество необходимо соблюдать следующие три условия:

1) обмениваемые вещи должны быть равными (в весе, объёме и т. п.);

2) обмен не должен быть отсрочен на какое-либо время;

3) следует передать предметы обмена из рук в руки, пока не разошлись с места совершения сделки. Отсутствие одного из этих условий является ростовщичеством.

К примеру, если обменять 100 кг лучшего сорта яблок на 90 или 110 кг более низкого сорта, то это считается ростовщичеством, так как они не равны в весе. Или если при обмене доллара на доллар получится разница, то это также будет ростовщичеством, и т. д.

Есть такие продукты, в которых невозможно соблюдать равенство. Такие продукты обменивать нельзя, даже если они будут равны в весе, ибо учёные-богословы пишут, что получится ростовщичество. У таких продуктов, чтобы они были равны, рассматривают время, в котором они достигают совершенства. Например, виноград достигает совершенства, когда он превращается в изюм. Поэтому сорта винограда, которые не превращаются в изюм, обменивать между собой никак нельзя, так как их невозможно уравнять. Также продукты, свойства которых изменены огнём, т. е. сваренные, прожаренные, нельзя менять, опять-таки в них нет равенства, так как один продукт бывает прожарен хорошо, а другой не очень.

Но в тех продуктах, при получении которых был использован огонь для отделения одного вещества от другого (например, мёд от воска, масло от кефира) и которые при этом не изменили свои свойства, удаётся сохранить равенство. Подобные продукты можно менять между собой, соблюдая равенство, и в данном случае ростовщичества не получится.

По утверждению многих учёных-богословов, при обмене овощей и фруктов, которые не поддаются естественной сушке, не соблюдается равенство, например, огурцы, арбуз, картофель и т. д. Как пишут некоторые учёные-богословы, обменивать их между собой (огурец на огурец и т. д.) является запретным. Но всё же, по мнению других учёных-богословов, разрешается менять такие овощи и фрукты, если они равны по весу.

Также нельзя менять сырое мясо на такое же сырое (баранину на баранину и т. д.) или на сушёное, поскольку невозможно сравнять в нём содержание жидкости. Можно менять сушёное мясо на такое же, если оно будет без костей, без большого количества соли и будет равным по весу. Пшеничную муку на такую же, а также муку других злаков на себе подобную обменивать нельзя, так как помол у них различается.

Молочные продукты, кроме молока, кефира и масла, не подлежат обмену (сыр, творог, сметана, сыворотка и т. д.). Ведь количество добавляемых в них соли, воды, сыворотки и других компонентов, служащих для того, чтобы молоко скисло, бывает разное.

Таким образом, при обмене похожими продуктами во избежание попадания в ростовщичество нужно проявлять крайнюю осторожность. Например, если спросят, можно ли обменять мешок белой муки на два мешка чёрной муки или 100 кг хорошего сорта яблок на 200 кг низкого сорта и т. п., то ответ будет отрицательный, потому что они не равны в весе. Но всё же для дозволенности обмена одинаковых продуктов питания между собой в большем или меньшем количестве существует один метод, указанный Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Однажды некий человек принёс Пророку (мир ему и благословение Аллаха) хороший сорт фиников из Хайбара. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Все ли финики Хайбара такого сорта?» Тот ответил: «Нет. Мы 2 са‘ (мера сыпучих тел) низкого сорта фиников обмениваем на 1 са‘ высшего сорта». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поступайте так (т. е. это ростовщичество); вначале продайте 2 са‘ низкого сорта за деньги, потом за полученные с них деньги купите 1 са‘ высшего сорта». Этот хадис передал имам аль-Бухари. Но для допустимости такого способа необходимо получить деньги на руки за проданный вначале сорт, и только потом за эти деньги можно купить другой сорт, а иначе нельзя. Например, если сказать: «Я тебе продал это за такую-то сумму и за неё же (т. е. ещё не получив деньги на руки) купил у тебя твой товар», − то это является ростовщичеством.

Указанное решение Шариата относительно равенства обмениваемых продуктов является условием при обмене одинаковых вещей между собой.

Однако если происходит обмен двух разных товаров, в которых также присутствуют причины ростовщичества (т. е. продукты питания или деньги), например, пшеницы на рожь, сахара на муку, картофеля на грушу, долларов на рубли и т. д., то условие равенства с обеих сторон отпадает. Поэтому разрешается, например, обменивать мешок пшеницы на два мешка ржи и т. д.

В любом случае, если обмениваться какими-либо продуктами питания, нельзя отсрочивать обмен на определённый срок, и нужно, чтобы обмен – передача из рук в руки – состоялся на месте заключения договора, пока люди не разошлись, в противном случае получится ростовщичество. Например, если совершили бартер и один дал тонну сахара весной с условием, что другой отдаст тонну пшеницы осенью после сбора урожая, то это ростовщичество. Также получится ростовщичество, если дать 100 долларов с условием вернуть 3000 рублей, к примеру, завтра. Много бывает случаев, когда люди ездят в горные сёла с мукой и сахаром, чтобы взять взамен картофель или фрукты осенью после их сбора, – это тоже ростовщичество. Если человек, обменивая любой пищевой продукт, не пользуется принципом «ты – мне, я – тебе», то он впадает в ростовщичество.

Существуют такие продукты, у которых названия одинаковы, а основа различная (например, мясо, молоко, соки и т. д.). Такие продукты, у которых основа разная, можно обменивать в большем или меньшем количестве, т. е. на месте сделки. Например, килограмм баранины можно поменять на 2 кг говядины, 15 литров яблочного сока можно обменять на 10 литров виноградного сока и т. д. Но нельзя отсрочить обмен и необходимо передать их друг другу до того, как люди разойдутся с места сделки, иначе будет ростовщичество.

Живой скот можно обменивать любым образом, так как он не является продуктом. А продуктами питания он становятся после того, как его зарежут. Поэтому можно обменивать одну овцу на две овцы, быка на лошадь. Но нельзя обменивать животное на мясо и наоборот, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил это.

Различия в вопросах ростовщичества по мазхабу имама Абу Ханифы

Во всех четырёх богословско-правовых школах Ислама нет разногласий относительно того, что ростовщичество бывает при обмене следующих шести предметов: золота, серебра, пшеницы, ячменя, соли, фиников. По мазхабу имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах!) основной причиной ростовщичества считается то, что меняемые или продаваемые вещи были одного вида, измерялись весами, мерками или литрами. При обмене продуктов убавление или прибавление в весе запрещено. Но можно сторонам разойтись с места сделки до передачи товара друг другу. Иначе говоря, по мазхабу имама Абу Ханифы передача товара на месте сделки не является условием. Однако если обмениваются деньгами, то и, по мнению имама Абу Ханифы, передать их нужно из рук в руки на месте сделки. По мазхабу имама Абу Ханифы при обмене таких вещей, как свинец, медь, тоже случается ростовщичество. Сорта одного вида продуктов можно обменивать между собой, если у них разная цена, также можно обменивать сушёные финики на свежие, если они равны. Если зёрна и мука одного вида, то их нельзя обменивать между собой.

По мнению имама Абу Ханифы, можно обменивать муку на муку, если их свойства (твёрдость, мягкость) одинаковы. Разрешается обменивать муку на хлеб, но обменивать хлеб на хлеб является запретным. Обменивать мясо на живое животное можно, даже если они будут одного вида. В остальных вопросах мазхабы имамов Абу Ханифы и аш-Шафии, да смилуется над ними Аллах, полностью совпадают.

Дорогие мусульмане, будьте бдительны и осторожны, чтобы не впадать в этот ужасный грех.

Да сохранит нас Всевышний Аллах. Аминь!

что такое риба в исламе. Смотреть фото что такое риба в исламе. Смотреть картинку что такое риба в исламе. Картинка про что такое риба в исламе. Фото что такое риба в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *