что такое резерв универсального обслуживания
Что такое резерв универсального обслуживания
Статья 60. Источники формирования резерва универсального обслуживания
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 75-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 75-ФЗ)
Резерв универсального обслуживания
Описание
В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Указом Президента Российской Федерации от 20.11.2020 г. № 719 «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций» Федеральное агентство связи упразднено, функции Федерального агентства связи отнесены к ведению Минцифры России.
До момента утверждения нового порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания сведения принимаются по форме, утвержденной приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 г. № 41 «Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчёта обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания»:
Информация о действующих реквизитах по отчислениям в резерв универсального обслуживания
Реквизиты для перечисления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания:
1. Поступления отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания
Межрегиональное операционное УФК
(Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, л/с 04951000710)
ИНН 7710474375 КПП 770301001
Номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета – 40102810045370000002
Номер казначейского счета 03100643000000019500
КБК 071 1 17 09000 01 6000 180
2. Пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания
Межрегиональное операционное УФК
(Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, л/с 04951000710)
ИНН 7710474375 КПП 770301001
Номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета – 40102810045370000002
Номер казначейского счета 03100643000000019500
КБК 071 1 17 09000 01 2100 180
Справки по отчислениям в резерв универсального обслуживания:
+7 (495) 771-80-00 (доб. 4-89-79)
Резерв универсального обслуживания. Отчислять или не отчислять?
Введение
В связи с реализуемой государственной программой по телефонизации всех населенных пунктов РФ, а также по предоставлению возможности гражданам пользоваться Интернетом, нами была подготовлена настоящая статья об обязанностях операторов связи формировать специальный резерв универсального обслуживания (за счет отчисления денежных средств от осуществляемой ими деятельности), средства которого направляются на возмещение убытков от оказания операторами универсальных услуг связи.
Целями настоящей статьи является правовая квалификация отчислений в резерв универсального обслуживания, а также выявление рисков операторов связи, которые по ряду причин не исполняют своей обязанности по таким отчислениям.
Прежде всего, обращаем внимание на то, что к универсальным услугам связи относятся следующие виды деятельности:
За оказание данных услуг из резерва универсального обслуживания операторам связи возмещаются понесенные ими убытки от проведения этой общественно полезной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «О связи» (далее ФЗ «О связи») оказание универсальных услуг связи осуществляется на конкурсной основе, но на случай отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя оказание таких услуг возлагается на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. Данный оператор не вправе отказаться от возложенной на него обязанности (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 58).
При этом убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, возмещаются операторам из резерва универсального обслуживания (ст. 59 ФЗ «О связи»).
Данная мера направлена на перспективное развитие отрасли связи и расширение возможностей операторов по оказанию не только универсальных услуг связи в отдаленных районах, но и иных услуг связи, получению прибыли, реализации свободы предпринимательской деятельности.
В соответствии с ст. 59 ФЗ «О связи» оператор сети связи общего пользования производит отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Правительство РФ утвердило «Правила формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания» (Постановление Правительства РФ №243 от 21.04.2005 г., в редакции от 29.11.2007 г.).
Ст. 60 ФЗ «О связи» (в редакции от 29.12.2006 г.) устанавливает: (i) ставку обязательного отчисления и базу расчета (ставка устанавливается в размере 1,2%; (ii) базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования; (iii) оплата производится в течение 30 дней после окончания каждого квартала.
Ранее (до 29.12.2006 г.) ст. 60 ФЗ «О связи» не содержала положений о существенных условиях, касающихся взимания сбора (в частности по порядку формирования резерва, порядку оплаты и пр.). Необходимые нормы были установлены Правительством РФ в «Правилах формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания».
Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона „О связи“ в связи с запросом думы Корякского автономного округа» (далее Постановление Конституционного суда) в т.ч. установило, что необходимые условия по формированию резерва универсального обслуживания в соответствии с Конституцией РФ должны содержаться не в Постановлениях Правительства, а в Законе.
На основании данного Постановления Конституционного суда были внесены необходимые поправки в ФЗ «О связи». В частности, ст. 60 была дополнена положениями о порядке формирования резерва универсального обслуживания.
II. Квалификация неналогового платежа
В связи с тем, что отчисления в резерв универсального обслуживания являются неналоговыми платежами (ст. 59 ФЗ «О связи»), предварительно необходимо уточнить, какова юридическая природа данного отчисления.
Для решения данного вопроса целесообразно рассмотреть указанное ранее Постановление Конституционного суда. Так, Конституция Российской Федерации, как следует из ее ст. 57 во взаимосвязи со ст.ст. 8 (ч. 2) и 35, допускает взимание устанавливаемых законом обязательных публичных платежей, ограничивающих конституционное право собственности, в виде налогов либо сборов. Их правовое регулирование может быть различным, что предопределяется природой названных платежей.
Что понимается под налогами:
Налоги представляют собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и, как правило, не имеют целевого назначения. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, которое реализуется путем взыскания в бесспорном порядке сумм налоговой задолженности.
Исходя из названных характеристик данного вида публичных платежей, Конституция Российской Федерации предусматривает, что предписание об установлении системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, должно устанавливаться федеральным законом (ст. 75, ч. 3). Таким федеральным законом является Налоговый кодекс Российской Федерации, содержащий исчерпывающий перечень налогов, подлежащих взиманию.
Что понимается под сборами:
Сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором.
В действующем нормативно-правовом регулировании их перечень не исчерпывается НК РФ, действие которого, согласно п. 3 его ст. 1, распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным Кодексом, — в нем названы лишь виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8).
Иные обязательные платежи в бюджет:
Квалификация отчислений в резерв универсального обслуживания:
ФЗ «О связи» закрепляет обязанность операторов сети связи общего пользования осуществлять отчисления в резерв универсального обслуживания.
НК РФ не указывает средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания в перечне налогов и сборов, не относит его к числу налоговых доходов и Бюджетный кодекс РФ.
Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» включает средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания наряду с лицензионными сборами в группу доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства.
Таким образом, данные отчисления, осуществляемые операторами сети связи общего пользования — группой субъектов предпринимательской деятельности, которых объединяет общая заинтересованность в развитии инфраструктуры связи как хозяйственной отрасли, обладают существенными признаками, характерными не для налогов, а для фискальных сборов.
Конкретизируя применительно к сборам неналогового характера (т.е. платежам, не определенным в качестве сборов в НК РФ) критерии правомерности фискальных платежей, Конституционный Суд РФ указал, что:
Соответственно, для признания рассматриваемого неналогового сбора (отчисление в резерв универсального обслуживания) необходимо, чтобы в законе были определены субъекты отчислений, цели взимания данного сбора, а также порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания.
Данные положения (в т.ч. размер ставки) на данный момент содержатся в ФЗ «О связи» (ст.ст. 59-60). Из этого следует, что сейчас этот неналоговый платеж взимается с субъектов правоотношений правомерно, нормативная база приведена в соответствии с требованиями Конституции.
Авторы: Андрей Кулигин, Сергей Добрин, Партнерское Бюро «IT-Counsel»
Резерв универсального обслуживания. Отчислять или не отчислять?
Окончание. Начало читайте здесь
III. Предоставление сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания
Министерство связи и массовых коммуникаций Приказом №41 от 16.09.2008 г. утвердило «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (далее Приказ).
Указанный документ определил:
В связи с тем, что отчисление в резерв универсального обслуживания является неналоговым платежом (т.е. платежом, не определенным в качестве налога / сбора в НК РФ) к нему не применимы нормы НК РФ, в т.ч. в части положений, регулирующих налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
Предоставляемые ежеквартально в Федеральное агентство связи сведения о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания регулируются указанным Приказом. Иные нормативные акты, регулирующих вопрос предоставления сведений в Федеральное агентство отсутствуют.
ФЗ «О связи» и рассматриваемый Приказ не имеет положений о возможных санкциях за не предоставление сведений в установленные сроки.
IV. Обязанность производить платежи в резерв универсального обслуживания
Как было указано, операторы сетей связи общего пользования в соответствии с требованиями ФЗ «О связи» обязаны ежеквартально не позднее 30 дней с момента окончания квартала, в котором были получены доходы, произвести отчисления в резерв универсального обслуживания.
При этом нарушение оператором порядка оплаты дает ответственному государственному органу право на обращение в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) (п. 6. ст. 60 ФЗ «О связи»).
ФЗ «О связи» и подзаконные акты ответственного государственного органа не устанавливают возможность применения в отношении неплательщика санкций (штрафных санкций).
В этом ключе стоит рассмотреть утвержденную форму сведений о расчете отчислений в резерв универсального обслуживания, которая, в соответствии с Приказом, предоставляется оператором ежеквартально в Федеральное агентство связи.
Данная форма расчета помимо прочего устанавливает необходимые показатели для расчета платежа, графу для указания суммы исчисленных отчислений и графу для указания суммы к оплате.
В данной форме также возможно указать сумму к доплате за предыдущие периоды (если оператор производил корректировку своих доходов) и указать сумму задолженности перед резервом (которая образовалась на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного)
И при определении общей суммы отчислений указывается как сумма исчисленных отчислений в резерв за последний отчетный период, а также сумма задолженности за предыдущие периоды.
Таким образом, государственный орган предоставляет оператору возможность корректировать ранее оплаченные суммы. А также оператор вправе производить оплату задолженности за предыдущие периоды в обычном порядке без оплаты штрафных санкций.
Взыскание задолженности в бесспорном порядке
В соответствии с ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Но в связи с тем, что отчисления в резерв универсального обслуживания являются неналоговыми платежами, действие НК (в т.ч. ст. 46) не применяются. И денежные средства могут быть взысканы только в рамках обычного арбитражного производства.
В качестве примера можно привести Постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа (Дело N А82-8362/2003-37 от 18.04.2005 г.). В ходе рассмотрения дела Суд установил, что налоговый орган не правомерно взыскал в безакцептном порядке помимо налогов также и плату за загрязнение окружающей среды (взимаемую на основании ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Арбитражный суд признал неправомерность действий налогового органа на основании следующего:
Взимание штрафных санкций за неуплату
По схожим правоотношениям Арбитражный суд также приходит к выводу о неправомерности взыскания с плательщика сбора штрафных санкций за не оплату (не полную оплату) фискальных сборов не налогового характера.
В качестве примера можно привести Постановление Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа (Дело N Ф04/3844-1596/А27-2004 от 14 июля 2004 года):
Соответственно, в связи с тем, что отчисление в резерв также являются фискальными сборами (неналогового характера) к ним не применяется нормы налогового регулирования, в т.ч. в части порядка взыскания штрафных санкций.
Лицензионные условия осуществление услуг сети связи общего пользования
Постановлением Правительства РФ от 24 января 2008 г. N 23 внесены изменения в Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи.
В соответствии с действующими Перечнями лицензионных условий в отношении операторов сетей связи общего пользования введено дополнительное условие:
Нарушение лицензиатом условий выданной лицензии может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ по иску уполномоченного государственного органа с последующим привлечением оператор к административной ответственности.
Нарушение лицензиатом лицензионных условий может являться основанием для приостановления действия лицензии (ст. 37 ФЗ «О Связи»).
До приостановления действия лицензии оператору направляется предписание об устранении нарушении лицензионных требований (в случае неисполнения предписания регулятора действие лицензии может быть приостановлено).
Также нужно учитывать, что за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства оператор может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сказать, что на сегодняшний день государственный регулирующий орган активно не занимается сбором отчислений в резерв с участников рынка, но нормативная база и сегодняшняя экономическая конъюнктура, безусловно, может подтолкнуть заинтересованные ведомства к более решительным действиям по работе в этом направлении.
Основные выводы по настоящей статье:
Авторы: Андрей Кулигин, Сергей Добрин, Партнерское Бюро «IT-Counsel»
Пять типичных заблуждений об отчислениях в резерв универсального обслуживания
Автор: Фимина Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В 2019 году отчислениям в резерв универсального обслуживания было уделено особое внимание. В начале апреля Минфин обнародовал законопроект о включении данного платежа в Налоговый кодекс. Пока документ находится на стадии обсуждения, развернувшаяся дискуссия – хороший повод вспомнить об отчислениях в резерв и обобщить типичные заблуждения практикующих специалистов о порядке начисления и внесения этого платежа.
Заблуждение 1: интернет-кафе отчисления не осуществляют
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) резерв универсального обслуживания формируется в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Отчисления в резерв производятся операторами сети связи общего пользования.
На практике перечень видов деятельности, которые осуществляют хозяйствующие субъекты, достаточно широк. Поэтому у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости производить отчисления в конкретных ситуациях.
Типичный пример – интернет-кафе (интернет-клуб). Организация предоставляет пользователям доступ к Интернету либо за отдельную плату (почасовую), либо бесплатно (входит в стоимость услуг). Попробуем разобраться, должны ли интернет-кафе делать отчисления в резерв универсального обслуживания.
Основные положения в отношении расчета сумм отчислений утверждены ст. 60 Закона № 126-ФЗ.
Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи общего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
К сведению: сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории России (п. 1 ст. 13 Закона № 126-ФЗ). Соответственно, доходы от оказания услуг связи общего пользования – это доходы от деятельности по оказанию услуг электросвязи в России неограниченному кругу лиц (любому пользователю).
В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона № 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету:
с использованием средств коллективного доступа;
с использованием точек доступа.
Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий данные услуги, является оператором связи общего пользования.
Распространено следующее заблуждение: достаточно изменить наименование интернет-кафе, например, на «компьютерный клуб», оформить оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет как «предоставление компьютера» и не придется получать соответствующую лицензию оператора связи и перечислять отчисления в резерв универсального обслуживания.
Однако практика показывает, что контролирующие органы в таких ситуациях все равно настаивают на том, чтобы оператор связи надлежаще оформил вид деятельности. Например, в Решении Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2014 по делу № А25-869/2014 указано, что на основании материалов проверок, размещенных на сайте прокуратуры Тульской области (old.prokuror-tula.ru), по постановлению прокурора Зареченского района г. Тулы Арбитражный суд Тульской области оштрафовал ООО «Оптимум» на 30 000 руб.
К тому же за неуплату отчислений в резерв установлена ответственность.
Если операторы сети связи общего пользования не осуществили обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, инспекция может взыскать пени за их несвоевременную или неполную уплату (п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Пени за каждый день просрочки рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений по ставке, равной 1/300-й ключевой ставки ЦБР, действующей на день начисления пеней (ст. 68 Закона № 126-ФЗ).
К сведению! Статья 13.38 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Речь идет о наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Заблуждение 2: переплату по отчислениям в резерв универсального обслуживания вернуть нельзя
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в РФ порядке ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Расчет производится организацией самостоятельно по ставке обязательного отчисления в размере 1,2%.
Если оператор сети связи общего пользования неправильно рассчитает сумму обязательного отчисления, вернуть переплату можно. Однако иногда приходится обращаться в судебные инстанции.
Так, по материалам одного дела на протяжении трех лет (2014 – 2016 годы) оператор ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений: учитывал доходы организации от всех видов деятельности (а не только от оказания услуг связи общего пользования). В итоге у него образовалась переплата в резерв универсального обслуживания на сумму более 4 млн руб.
Оператор неоднократно обращался в Федеральное агентство связи с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных отчислений, но переплата не была возвращена.
В соответствии с п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ в тех случаях, когда обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания в установленные сроки не осуществлены или осуществлены в неполном объеме, контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за их несвоевременную уплату. Однако обратная ситуация (переплата) в Законе № 126-ФЗ прямо не предусмотрена.
Тем не менее первая, апелляционная, кассационная инстанции организацию полностью поддержали. Установив, что оператор связи ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, они указали, что излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату (Решение Арбитражного суда Москвы от 20.06.2018 по делу № А40-71407/17-82-448).
Заблуждение 3: если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, платить нужно заранее
Периодом для расчета и оплаты отчислений в резерв является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи (ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Никаких исключений для ситуаций, когда крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной или нерабочий праздничный день, в Законе № 126-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Это исключает применение данной нормы в рассматриваемой ситуации.
Аналогичное правило установлено в действующем налоговом законодательстве РФ. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако положения НК РФ на отчисления в резерв, осуществляемые операторами связи, пока не распространяется.
Вместе с тем некоторая судебная практика подтверждает, что если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, произвести платеж можно в ближайший следующий рабочий день (решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу № А33-28279/2018, Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.07.2017 по делу № А58-4041/2017 и др.).
Заблуждение 4: нулевая отчетность по отчислениям в резерв не сдается
Согласно п. 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально представляет в Россвязь сведения о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания по установленной данным приказом форме. Сделать это нужно не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала.
В норме речь идет обо всех хозяйствующих субъектах, имеющих лицензию на оказание услуг связи общего пользования. Соответственно, не установлено никаких исключений для операторов, которые временно деятельность не ведут.
Подтверждают данную точку зрения и суды. Например, в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 по делу № А32-46156/2015 указано, что названный порядок не освобождает от предоставления сведений о нулевом или отрицательном балансе для подтверждения невозможности обязательных отчислении, не содержит положений, прямо предусматривающих освобождение оператора связи от обязанности представлять сведения о базе расчета, потому что он не оказывает услуги связи.
Заблуждение 5: сумму отчислений в резерв можно включить в расходы при УСНО
Порядок учета сумм отчислений в резерв универсального обслуживания зависит от системы налогообложения, которую применяет оператор связи.
При применении общей системы налогообложения данные затраты можно учесть на основании п. 46 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В норме прямо указаны отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством РФ, регулирующем деятельность в области связи.
Перечень расходов, которые можно признать при «упрощенке», строго ограничен. Он приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в котором не предусмотрены отчисления в резерв универсального обслуживания, производимые в соответствии со ст. 59 и 60 Закона № 126-ФЗ. Поэтому такие платежи (отчисления) в расходах не учитываются. Подтверждает данную правовую позицию Письмо Минфина РФ от 10.07.2007 № 03-11-04/2/175.