что такое реверсивная решетка в формуле 1
Ален Прост: «Реверсивная решетка – это вообще худшее, что только можно сделать с «Формулой-1»
Четырехкратный чемпион «Формулы-1» и неисполнительный председатель «Альпин» Ален Прост поделился мнением об экспериментальном формате уик-энда со спринт-квалификацией, который тестируется в чемпионате в нынешнем сезоне.
При этом Прост отметил, что будет в категорической форме противиться идее внедрения в «Ф-1» формата с реверсивной стартовой решеткой.
«Здорово, что «Формула-1» пробует что-то новое, но нужно понимать, зачем это делать. «Формула-1» должна сохранять свои традиции. Нужно понимать, что побеждать должна лучшая машина под управлением лучшего гонщика – побеждать, потому что они лучшие. В этом и состоит идея «Формулы-1».
Так что лично мне идея с реверсивной стартовой решеткой очень не нравится. Я ее просто терпеть не могу. Если ее все-таки реализуют, я просто уйду из «Формулы-1».
Мне кажется, что это вообще худшее, что только можно сделать с «Ф-1» – я лучше буду смотреть за скучным доминированием одной команды, потому что успех будет заслуженным, чем за гонками с реверсивной решеткой.
Хотя надо признать, что я всегда был большим сторонником традиций. Боссы чемпионата уже экспериментировали и с системой начисления очков, теперь экспериментируют с поулом – и лично мне это тоже не очень нравится», – рассказал Прост.
🏎Все о «Формуле-1» в ваших соцсетях:
Facebook | ВК | Twitter | Telegram | Instagram
С ног на голову
Реверсивная решетка в Формуле 1: «за» и «против»
Реверсивная стартовая решетка — это словосочетание в последнее время мы стали слышать из уст Росса Брауна слишком часто. Разбираемся, что это за система, используется ли она в других чемпионатах, а также кто уже высказал свои аргументы «за» и «против».
Новый поворот
Летом 2019 года спортивный директор Формулы 1 Росс Браун заявил, что FIA ищет варианты изменения формата гоночного уик-энда. И как один из них рассматривается идея реверсивной стартовой решетки. При этом якобы использовать ее хотят лишь для квалификационной спринтерской гонки, которая должна заменить квалификацию.
Сообщается, что руководство Формулы 1 рассматривает идею формировать стартовую решетку квалификационной гонки в реверсивном порядке личного зачета чемпионата. Т.е. лидер личного зачета будет начинать спринтерскую гонку последним, а тот, кто занимает последнюю строчку в чемпионате — соответственно, первым. Возможно, смена позиций будет не во всем пелотоне, а только в его первой десятке. Тогда лидер личного зачета будет стартовать десятым, а обладатель десятой позиции в чемпионате — первым. Пока что схема, по которой могут происходить реверсивные изменения — это только догадки. FIA по-прежнему не сообщает подробностей такой задумки. При этом стартовая решетка основной гонки будет формироваться по результатам квалификационной гонки в обычной последовательности.
Главная задача этой немного запутанной схемы — сделать гонки Формулы 1 более зрелищными. Ведь если лидеры на быстрых болидах будут стартовать с хвоста или середины пелотона, то они обязательно будут прорываться вперед, что гарантирует большое количество обгонов и повысит зрелищность. А если кто-то из лидеров по какой-то причине не сумеет пройти достаточное количество соперников и в субботу финиширует, например, шестым, то в воскресенье он точно попытается пробраться вперед, а значит, вновь будет обгонять.
Росс Браун утверждает, что все это пока только идеи и никто не собирается вводить их немедленно. Но попробовать такой формат FIA уж очень хочется. Поэтому не исключено, что уже в сезоне-2020 вместо нескольких привычных квалификаций мы увидим именно такие необычные для нас субботние гонки.
Идея, витающая в воздухе
Давайте сразу расставим все точки над «і». Такой вариант стартовой решетки далеко не новый и уже длительное время используется в разных гоночных сериях. Но об этом чуть позже.
Что касается Формулы 1, то идея использовать такой вариант стартовой решетки в Королеве автоспорта пришла отнюдь не Россу Брауну. Можно сказать, что она витает в воздухе уже несколько лет и активизируется каждый раз, когда в Гран-при по какой-то причине лидеры стартуют с середины пелотона, отчаянно прорываются вперед и дарят зрителям невероятную борьбу на трассе.
Главным поклонником реверсивной стартовой решетки в Формуле 1 ранее был Берни Экклстоун. По мнению англичанина, такой подход точно сделал бы гонки более интересными. Однако и здесь не все так просто.
В 2012 году экс-глава команд Renault и Benetton Флавио Бриаторе заявил, что написал собственный регламент для Формулы 1. Тогда эту новость Берни Экклстоун прокомментировал очень жестко, вспомнив и о реверсивной решетке:
«Его версия регламента — это слухи. Возможно, он давал кому-то какие-то рекомендации. Например, советовал использовать реверсивную стартовую решетку или другие глупости. Но он говорит об этом уже давно»
Однако спустя всего четыре года англичанин сам предложил использовать реверсивную стартовую решетку для повышения зрелищности в Формуле 1.
Приблизительно в те же годы о таком формате старта говорил и на тот момент редактор издания Autosport Эд Стро. Чуть позже своего коллегу поддержал и Джонатан Нобл — редактор Motorsport.
Что у других?
Реверсивная стартовая решетка давно используется в младших формульных сериях — Формуле 2 (ранее GP2) и Формуле 3 (ранее GP3). В обоих чемпионатах по результатам квалификации в обычном порядке формируется стартовая решетка первой гонки. А уже по ее результатам в реверсивном порядке — стартовая решетка второй гонки. При этом реверсивная система действует только на первую восьмёрку: пилот, который финишировал восьмым в субботу, стартует с первой позиции, а победитель — с восьмого места.
В 2019 году на голландской трассе Ассен испытали реверсивную стартовую решетку для участниц чемпионата W Series. Гонщицы стартовали в порядке, обратном их положению в чемпионате. И это действительно привело к большому количеству обгонов и прорывов. Однако София Флёрш категорически раскритиковала такую идею, назвав подобные гонки «шоу» и «позором для автоспорта»:
«Настоящие гонки — это когда в Формуле 1 между собой сражаются Макс Ферстаппен, Шарль Леклер, Льюис Хэмилтон… Вот это гонки!»
Реверсивная стартовая решетка существует и в других гоночных чемпионатах и иногда действительно дарит неожиданные результаты на финише.
Аргументы «за»
Казалось бы, идея, которая гарантирует повышение зрелищности заезда, однозначно найдет большое количество поклонников. Но не тут то было. Как мы уже сказали ранее, такая идея очень нравится Эду Стро и Джонатану Ноблу. После гонки W Series в Ассене к поклонникам реверсивной стартовой решетки присоединился и Уилл Бакстон. Известный журналист в своем Твиттер-аккаунте написал, что это была мега-гонка и такой подход должен быть применен и в Королеве автоспорта на постоянной основе.
Кроме вышеупомянутых журналистов, идею реверсивной стартовой решетки в Формуле 1 еще в 2016 году одобрил Пэт Симондс — на тот момент технический директор Williams, а ныне технический директор Формулы 1. При этом британский инженер считает, что главным аргументом «за» является как раз не потенциальное увеличение количества обгонов, а то, что при таких правилах болид в целом придется строить совершенно по-другому:
«Сейчас команды проектируют болиды с целью выиграть поул и лидировать в гонке. Но если ввести правило реверсивной решетки, то автомобили придется конструировать таким образом, чтобы они были хороши как в чистом, так и в турбулентном воздухе. А это в целом сделает заезды гораздо интереснее»
Аргументы «против»
Если поклонников реверсивной стартовой решетки мы можем пересчитать на пальцах одной руки, то на ее противников пальцев не хватит ни на руках, ни на ногах. Такая идея категорически не нравится ни руководителям команд, ни самим пилотам. Еще в 2016 году Кристиан Хорнер призвал Формулу 1 брать пример с таких видов спорта, как снукер, футбол и большой теннис, где правила не меняются десятилетиями. По мнению руководителя Red Bull, такие кардинальные нововведения, как реверсивная стартовая решетка, могут навредить чемпионату. На днях его поддержал спортивный консультант Red Bull Хельмут Марко, добавив, что такой формат совершенно не подходит для трасс с минимальной возможностью для обгонов:
«В Барселоне, Монако и Сингапуре в реверсивной стартовой решетке нет никакого смысла — все равно там нет обгонов и перестановок по ходу гонки не происходит»
Схожего мнения придерживался и руководитель Haas Гюнтер Штайнер. Некоторое время назад он заявлял, что при реверсивном старте интрига и зрелищность в гонке будет присутствовать лишь первые пару кругов, поскольку лидеры слишком быстро вернут себе первые позиции. И в результате победителями Гран-при снова станут те же пилоты, что и сейчас. По мнению Штайнера, в Формуле 1 должны уравнять возможности команд — только в таком случае вернется интрига и появится настоящая зрелищность. Однако совсем недавно руководитель Haas дал другое интервью, в котором отметил, что не против экспериментов. Он считает, что такой вариант стоит испытать на практике, чтобы понять насколько это может быть интересно.
Не нравится такая идея и тем гонщикам, кто уже опробовал ее в младших «формулах». Так, Алекс Албон признал, что реверсивная стартовая решетка делает гонки более интересными, но он не любит такую систему и не понимает, зачем она нужна Формуле 1. Шарль Леклер отметил, что ему гораздо приятнее стартовать первым, поэтому он также против реверсивной решетки. Роман Грожан, ссылаясь на свой опыт в GP2, назвал такую схему лаконично – катастрофой. А Даниил Квят был более красноречивым:
«Это лейкопластырь, а не решение проблемы. Нам нужно больше конкуренции в пелотоне. Тогда не придется придумывать такие неестественные штуки»
В поисках шоу
Нереализованные попытки изменить Формулу 1
Реверсивная стартовая решетка, искусственный дождь, обмен пилотами и медальная система — это малая часть того, что неугомонный Берни Экклстоун пытался внедрить в Формуле 1. Вспоминаем попытки англичанина сделать Королеву автоспорта более зрелищной, которые так и не были реализованы.
Реверсивная стартовая решетка
Реверсивная стартовая решетка – это когда результаты квалификации к моменту гонки переворачиваются по определенной схеме, и пилот, показавший, например, десятый результат, стартует первым. А обладатель поул-позиции – с десятой строчки. Такая идея впервые пришла в голову Берни Экклстоуну. По мнению англичанина, лидеры регулярно смогли бы прорываться сквозь весь пелотон и это сделало бы гонки гарантированно более интересными. Эту идею поддержал и Пэт Симондс (на тот момент технический директор Williams).
Одними из главных противников реверсивной стартовой решетки в Формуле 1 стали Эдди Джордан и Ники Лауда. Ирландец и австриец неоднократно называли такой способ повышения зрелищности слишком искусственным. Против такого новшества в Формуле 1 и Роман Грожан. Пилот Haas, ссылаясь на свой опыт в GP2, назвал такую схему лаконично – катастрофой.
Искусственный дождь
В 2011 году Берни Экклстоуна посетила еще одна революционная мысль: специально увлажнять трассу во время гонки. Англичанин утверждал, что такое новшество увеличит количество обгонов и сделает заезды более зрелищными. Экклстоун предлагал включать искусственный дождь в средине или под конец гонки минут на 20. При этом за две минуты до «осадков» предупреждать об этом всех пилотов. Тогда руководитель Формулы 1 утверждал, что на некоторых автодромах система искусственного орошения трассы уже есть, а построить ее на других не составит труда.
Как и в предыдущем случае, нашлись поклонники и противники этой идеи. Среди первых оказались шинники Pirelli и промоутер Гран-при США в Остине. А вот Марк Уэббер высказался о такой идее крайне негативно:
«Вы только подумайте о Джимми Кларке, Джеки Стюарте и Айртоне Сенне, которые были королями влажных гонок. Джеки всё ещё с нами, но вот другие два наверняка перевернулись бы в могилах, если бы узнали, что вокруг трассы будут выставлены разбрызгиватели со шлангами»
Обмен пилотами
В сезоне-2002 Берни Экклстоун и Макс Мосли предложили аннулировать контракты пилотов с командами. После каждой гонки пилоты должны были получать болиды разных коллективов по очереди, в зависимости от положения в чемпионате. Тогда же возникла идея применения весового гандикапа на болиде лидера чемпионата из расчета один килограмм за каждое очко отрыва от ближайшего преследователя. Планировалось, что эти изменения прекратят гегемонию Ferrari и Михаэля Шумахера.
Неудивительно, что такие идеи не понравились итальянской команде (как, в принципе, и другим коллективам), и Лука ди Монтеземоло начал призывать к бойкоту следующего чемпионата и предложил передать бразды правления Формулы 1 в руки менеджеров команд.
Медальная система
Еще пару лет назад рестарт с места после того, как автомобиль безопасности покинет трассу, значился в таком же списке безумных идей Берни Экклстоуна. Кто-то такую идею поддерживал, кто-то ей противился, и, казалось бы, она навечно останется в списках «нереализованных и невероятных». Но в конце 2016 года были приняты правки к регламенту сезона-2017, согласно которым рестарты после автомобиля безопасности будут проходить с места. Кто знает, возможно, спустя несколько лет еще одна идея из этого списка, которая пока что кажется странной, найдет свое место в жизни Формулы 1.
Новый формат Формулы 2: два спринта за день, два типа реверсивных решеток
Младшие серии рассказали, как будут проходить этапы в 2021 году
Формула 2 и Формула 3 представили новые форматы проведения этапов, которые вступят в силу в 2021 году. Ранее было объявлено, что обе серии сократят число этапов и будут проводить по три гонки за уик-энд.
Ф2 проводила по две гонки на этапе с 2005 года, когда была создана в качестве GP2. Однако со следующего сезона Ф2 и Ф3 разведут по разным датам, что позволит проводить больше гонок в рамках одного уик-энда. Они по-прежнему будут проходить вместе с Гран При Формулы 1, но будут совпадать с разными ее этапами.
Ф2 будет проводить две спринтерские гонки по субботам и одну основную в воскресенье. В пятницу по-прежнему будет проходить одна тренировка и квалификация. По итогам квалификации будет формироваться стартовая решетка основной гонки. В первой спринтерской гонке будет применяться реверсивная решетка: первая десятка будет стартовать в порядке, обратном итогам квалификации Во втором спринте в обратном порядке выстроят топ-10 по итогам первой гонки.
Спринтерские гонки по-прежнему будут иметь ограничение в 120 км и 45 минут. Основную гонку ограничат длиной в 170 км и один час.
В Формуле 3 все три гонки будут длиться не более 40 минут. Первые две пройдут в субботу, а третья в воскресенье. В первой из них будет применяться реверсивная решетка для первых 12 пилотов по итогам квалификации. Во второй в обратном порядке будут стартовать первые 12 гонщиков по итогам первого заезда. В третьей гонке стартовый порядок будет определен результатами пятничной квалификации.
Система начисления очков останется той же, что сейчас, однако из-за лишних гонок за один уик-энд в Ф2 можно будет набрать 65 очков. В Ф2 за сезон планируют провести восемь этапов, а в Ф3 – семь.
Если бы Вольф согласился. Какой получилась бы реверсивная решетка ГП Штирии
Давайте посмотрим, что могло бы ждать зрителей вместо квалификации второго этапа Формулы 1
Проведение двух гонок на одной трассе в течение восьми дней станет для Формулы 1 совершенно новым опытом. В преддверии старта сезона, рассматривая способы добавить соревнованиям разнообразия, была озвучена очень интересная идея.
Гонщики должны были вместо второй квалификации провести мини-гонку. В этой мини-гонке участники заняли на стартовом поле позиции в полном соответствии с итогами первого Гран При – но в обратном порядке.
Эта весьма любопытная история была зарублена на корню из-за команды Mercedes, которая не захотела лишаться преимущества. Тото Вольф не согласился поддержать новацию, а та могла быть утверждена лишь единогласно.
Читайте также:
Несмотря на это мы решили составить реверсивную стартовую решетку по предлагавшимся правилам и посмотреть, что бы из этого вышло.
Больше всего выиграл бы Макс Ферстаппен. В прошлое воскресенье пилот Red Bull первым оказался вне-игры из-за проблем с мотором. Он занял бы субботний поул и получил бы отличные шансы начать первым и главную гонку уик-энда.
Даниэль Риккардо мог бы, стартуя с первого ряда, нявязать бывшему напарнику борьбу в первых поворотах. Правда, затем темп Renault все равно не позволил бы австралийцу всерьез бороться с Максом.
Неплохие шансы были бы и у стартующего восьмым Алекса Элбона – скорее всего, он сумел бы добраться до второго места, обеспечив своей команде наилучшие стартовые позиции в главной гонке.
Читайте также:
Для Mercedes картина оказалась бы совершенно иной. Льюис Хэмилтон был бы на решетке 17-м, а победитель Гран При Австрии Валттери Боттас – 20-м и последним. Прорыв обоих наверх стал бы ярким шоу с непредсказуемым результатом. Неудивительно, что идея реверсивных гонок не привела Mercedes в восторг.
Даниил Квят, к слову, начинал бы реверсивную гонку девятым, что открыло бы россиянину – как и Лэнсу Строллу с гонщиками Haas – отличную возможность добиться в субботу хорошего результата и заметно повысить свои шансы в воскресенье. Вот какой получилась бы решетка спринтерской гонки в Штирии:
Теоретическая реверсивная стартовая решетка Гран При Штирии