что такое ретрит випассана
Что такое ретрит випассана и чем он отличается от ретрита Inside
Часть 1: История «Випассаны».
Если скучно, смотрите сразу часть 2
Випассана – это, пожалуй, самый известный ретрит в мире.
Випассана – это вид динамической, аналитической буддийской медитации (иногда её называют медитацией «проникновенного видения»). Практика випассаны с 10 века была практически забыта, но была возрождена в 18 веке в Мьянме (Бирме) монахом Медави. Он стал первым автором современных медитационных инструкций випассаны. Новая традиция развивалась в 19 и 20 веке и медитационные инструкции продолжали разрабатываться на основе сутт Палийского канона (собрания древних буддийских текстов, содержащих учение Будды).
Новая развившаяся традиция стала особенно процветать в 20 веке как «Движение Випассаны»
Как начиналось движение випассаны
Леди Саядо (выдающийся буддийский монах конца 19го – начала 20в.) укрепил практику випассаны, сделав революционный шаг – сделав её доступной для мирян. С этого момента началось активное развитие традиции вне монашества.
Сая Тхетджи стал первым учителем – мирянином в традиции Випассаны. 30 лет он обучал випассане всех, кто к нему приходил. Одним из его учеников был Саяджи У Ба Кхин. Тот, в свою очередь, работая в правительстве и свободно владея английским, начал обучать иностранцев также, как и бирманцев.
Одним из его учеников был известный всем Сатья Нараян Гоенка (1924-2013), который, в свою очередь, добился просто невероятных успехов в распространении медитации випассаны на Западе.
На данный момент «випассаной» чаще всего называют методики Махаси Саядо (который был монахом школы буддизма Тхеравады), либо С.Н. Гоенки (который был мирянином, преуспевающим предпринимателем, а затем – самым знаменитым учителем випассаны нашего времени). При чём в постсоветском пространстве больше распространены курсы Випассаны по Гоенке, а в традиционно буддийских странах – по Махаси Саядо.
Первый ретрит по Гоенке в России был проведён в 1993 году.
Что такое медитация випассана
Ретрит Випассана – это 10-дневный курс, в течение которого участник изучает основы техники медитации «випассана» и практикует этот метод в течение около 11-ти часов в день.
Во время практики соблюдается «благородная тишина», разделение полов, воздержание от любых физических контактов, от любых других духовных практик, от физических упражнений, прослушивания музыки, чтения, письма, контакта с внешним миром.
ЧАСТЬ 2: Чем ретрит випассана отличается от ретрита тишины INSIDE?
Существует множество подходов к проведению ретритов тишины. Многие из них, также как и випассана, имеют под собой определённую философскую или религиозную идею.
Когда человек решает поехать на ретрит, очень важно изучить и понимать зачем именно этот ретрит создан и какие задачи он решает.
Если Вы ставите перед собой именно эти цели, то випассана ретрит – это ретрит для вас. Если Вы ставите перед собой задачу обучиться медитации «випассана» в интенсивном формате, если Вы резонируете с идеей того, что данный вид медитации является той самой практикой, которая «приведёт Вас к просветлению» и Вы ставите перед собой эту задачу и полностью доверяете этому методу – вы нашли то, что искали.
В этой статье нам бы хотелось подчеркнуть, что Ретрит Тишины INSIDE – это не випассана, и не «разновидность випассаны». Это принципиально новый концепт ретритов, который имеет мало общего с випассаной. К слову, мы видим больше различий, чем смежных идей. Различается как базовая структура, философия, так и цель ретрита. Чтобы было нагляднее, мы представим для Вас небольшую сравнительную таблицу. В ней Вы подробнее узнаете о структуре и философии обоих ретритов.
И последнее,
Не смотря на огромное уважение к традиции буддийской медитации, мы хотели бы обратить Ваше внимание на огромное количество критических статей и материалов о випассана ретритах (в особенности по Гоенке). С нашей стороны было бы некорректно критиковать коллег. Однако, существует большое количество негативных отзывов, критических обзоров неэффективности структуры ретрита, субъективной интерпретации учений Будды, иерархической структуры, случаев деперсонализации, диссоциативных расстройств и негативных отзывов.
В англоязычном сегменте интернета огромное количество материалов, важных для ознакомления. Мы очень уважаем то, какую огромную роль сыграла практика випассаны в распространении и популяризации медитации на западе. И с глубоким уважением относимся к самой практике и её учителям. Но, несмотря на это, советуем быть внимательными. Випассана ретрит может быть очень интересным и глубоким опытом, если подойти к нему с мудростью и со знанием более широкой перспективы.
Ретрит INSIDE, в свою очередь, остаётся предельно открытым для критики и усовершенствования. Мы публикуем все отзывы без цензуры и планируем не отходить от этого правила и в дальнейшем. Мы стараемся быть предельно открытыми и предельно далёкими от определений культа, религиозной, авторитарной организации. Если у Вас есть замечания по поводу работы ретрита INSIDE – оставляйте их на страничке «отзывы» и мы обязательно их опубликуем.
«Средство от всех несчастий»: кому и зачем нужна медитация Випассана
Материал прокомментировала: популяризатор медитации, автор метода «Рациональная медитация» Юнна Врадий
Простыми словами о Випассане (что это такое)
Випассана — это одна из самых древних техник медитации, зародившаяся в Индии около 2500 лет назад как «универсальное средство от всех печалей». В переводе с языка пали «випассана» означает «видеть реальность такой, какая она есть».
В своем нынешнем виде техника Випассаны появилась в XIX веке благодаря трудам буддийских монахов. Они опирались на «Палийский канон» (также «Трипитака») — собрание наиболее древних текстов о жизни и учении Будды, которые до наших дней остаются главным источником изучения раннего буддизма [1].
В наши дни в Индии, России, Казахстане и европейских странах большую популярность приобрели 10-дневные курсы Випассаны под руководством квалифицированного преподавателя по методике Сатьи Нараяна Гоенки. Такие курсы называют ретритом (от англ. retreat — «уединение», «удаление от общества»), их проводят в специальных центрах.
Ученики не только отказываются от любой связи с внешним миром, но и практикуют молчание все десять дней подготовки. Они живут по жесткому графику, со скромным питанием, медитациями и теоретическими занятиями. На сон отводится около шести с половиной часов.
Главная особенность курсов «по Гоенке » — в абстрагировании от религиозной составляющей. Это скорее комплекс упражнений по наблюдению за своими мыслями и эмоциями, своим внутренним «Я». Благодаря этой практике можно успокоить свой ум, меньше зацикливаться на прошлом, переместить акцент на настоящее, понять истинный смысл своих мыслей и эмоций, меньше беспокоиться о будущем, адекватно реагировать на происходящее вокруг.
Обучение Випассане на ретритах по традиции бесплатное, но ученики по желанию могут сделать пожертвование в конце курса. Некоторые в дальнейшем время от времени повторяют практику 10-дневного погружения в себя. Другим достаточно медитации дома.
Зачем нужна Випассана и какого эффекта ждать
Випассана не так хорошо изучена, как другие техники медитации. Однако уже есть исследования, подтверждающие ее пользу для здоровья.
Помогает бороться со стрессом
Полугодовое наблюдение за прошедшими 10-дневный курс Випассаны показало, что уровень стресса у них был ниже, чем у участников контрольной группы. Кроме того, они испытывали ощущение благополучия, любви к себе, проявляли большую внимательность к окружающим [2]. Более раннее исследование дало аналогичные результаты [3].
Снижает тревожность
Согласно исследованию 2019 года, Випассана может уменьшить беспокойство. Измерения уровня тревоги у 14 испытуемых подтвердили, что после медитации он снижается [4]. В рамках другого исследования провели МРТ-сканирование. Оказалось, что занятия Випассаной активируют те участки головного мозга, которые связаны со снятием тревожности [5].
Положительно сказывается на работе мозга
Несколько исследований позволили прийти к выводу, что постоянная практика медитации способствует развитию нейропластичности мозга [6], [7], [8], [9], [10]. Это умение изменяться, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения. Медитация положительно сказывается на концентрации внимания [11] и на долговременной памяти [12].
Что важно знать новичку: советы практика
Рассказывает популяризатор медитации, автор метода «Рациональная медитация» Юнна Врадий:
Безусловно, кому-то это помогает. Новый опыт, физические и ментальные упражнения формируют новые нейронные связи, которые работают как подспорье для «перезапуска» жизни, поиска новых смыслов и внутренних опор.
Известны и другие случаи, когда человек в остром состоянии оказывался в непривычных и жестких условиях ретрита (начиная с аскетичного быта, тяжелых для организма режимов сна и еды и заканчивая испытания молчанием) и его состояние становилось еще хуже.
Сегодня есть множество возможностей освоить медитацию — самостоятельно или с наставником. Занятие с «гидом» — голосом, который ведет вас, настраивает и помогает не вовлекаться в свои мысли, — может быть первым шагом для освоения практики.
Если ваша медитация не часть какой-либо духовной практики, выбирайте приложение (Headspace, Charisma), аудио (в приложении Storytel или Spotify) или учителя, предлагающих светскую (без эзотерической составляющей) практику. О принципах и научно доказанных эффектах медитации можно начать узнавать с книг «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему» Ринпоче Йонге и «Медитация и осознанность» Энди Паддикомба.
На уровне нейрофизиологии результат регулярной продолжительной медитации можно определить с помощью МРТ (он виден на уровне изменений в структурах мозга). Чтобы оценить свою ежедневную медитацию, достаточно наблюдать за собой: как вы чувствуете себя во время и после упражнений? С течением времени — как изменились ваши реакции на раздражители и стресс? Получилось ли нормализовать сон, аппетит, настроение?
Если вы пробовали несколько раз медитировать, но постоянно отвлекались, чувствовали раздражение и после практики вам казалось, что вы потратили время зря, попробуйте другие техники медитации или занятия с наставником. Вы также можете решить, что медитация — это не ваше и вам подходят другие способы восстановления, работы с чувствами и эмоциями.
Кому не стоит заниматься Випассаной
Комментирует популяризатор медитации, автор метода «Рациональная медитация» Юнна Врадий:
Если у вас есть какие-либо серьезные психологические проблемы или особые состояния здоровья (беременность, хронические болезни и прочее), решение о поездке в ретрит нужно принимать только после консультации с наблюдающим вас врачом.
Как делать упражнения в домашних условиях: 7 шагов
Как проходят занятия в ретрите : личный опыт
Максим Сати (40 лет), руководитель в e-commerce по профессии, преподаватель медитации и йоги по призванию:
Випассана «по Гоенке» — самая жесткая практика из всех, но мне на тот момент именно это и было нужно: взять себя в руки, привести ум и эмоции в порядок. Эта цель оправдалась на 100%.
Мы вставали в 4 утра и весь день медитировали. Первые три дня дается медитация Анапанасати (наблюдение за дыханием), далее медитация сканирования тела до конца ретрита. В последние дни совсем немного практиковали медитацию «любящей доброты» — Метту (ее хотелось бы больше).
После участия в первом ретрите мне стали доступны длительные медитации. Но самое главное, я познакомился с «сердцем буддийской традиции» — медитацией «любящей доброты» Меттой. Рассчитывая пожертвование за свой первый ретрит, я сложил возможную стоимость питания и проживания и добавил свою благодарность — получилось что-то около 15 000 рублей.
Александра Безроднова (39 лет), психолог, соматический (эмбодимент) специалист:
Я несколько раз была на ретритах Випассаны. Впервые услышала об этой практике от друзей-психологов: что это место и время, где много молчат. Меня «пугали» тем, как сложно продержаться до конца, но перспектива долго побыть в тишине оказалась сильнее. Сразу скажу: именно эта надежда не оправдалась. На ретрите было много лекций, медитации сопровождались инструкциями, вечерами задавали вопросы помощнику учителя, в итоге звучало достаточно много слов.
Однако я получила намного более ценный опыт, чем ожидала. Научилась глубоко слушать себя и быть в контакте со своим телом на очень тонком уровне. Научилась переставать автоматически реагировать на неприятные и даже на едва заметные ощущения. Я стала много и свободно смеяться. У меня в жизни стало больше теплого, сердечного общения. Я стала более честной во всех отношениях.
Мы рано вставали, медитировали с перерывами на отдых и еду. Чаще всего вместо еды я шла медитировать, спать или двигаться. Так как мозг достаточно отдыхал в течение дня, я продолжала медитацию и ночью.
Самыми сложными для меня были две вещи. Во-первых, в перерывах хотелось много двигаться и заниматься спортом. Это не разрешалось: можно было только пройтись и слегка размяться. Во-вторых, нам запрещался зрительный контакт с другими участниками, и я поначалу все время опускала глаза вниз. От этого становилось грустно. Только к концу практики я догадалась, наоборот, поднимать их вверх — так видно небо, и настроение сразу улучшается.
Самыми радостными были открытия, которые происходили почти каждый день. Откровения, решения жизненных вопросов. Даже вечно затекающие ноги перестали меня беспокоить. Моя пожизненная неусидчивость заменилась тотальным любопытством к своим внутренним ощущениям.
Под конец я так вошла во вкус этой практики, что не хотела переходить в общение и обсуждения, хотя нас намеренно возвращали в контакт и социальное взаимодействие. Я стала спокойнее и терпимее к людям. Совсем отказалась от алкоголя.
В следующие разы я уже знала о том, как важна дисциплинированная практика. По утрам, когда можно остаться медитировать на кровати, все равно шла в зал, чтобы случайно не уснуть. Самое главное — не брать с собой лишнего, чтобы не создавать соблазнов отвлечься. В холодное время года обязательно захватите свободную теплую одежду.
Випассана: личный опыт, побочные эффекты и техника безопасности
Моя поездка на море расстроилась и я поехала на випассану. Точнее, расстроили меня, а я расстроила поездку. Хотя, тот, с кем мы должны были ехать, не сильно расстроился, впрочем, теперь это всё совершенно неважно.
На випассану я хотела давно, примерно с тех пор, как люди, максимально далекие от каких-либо практик, случайно посетившие это мероприятие, строчили восторженные отзывы в жж, описывая свой мощный трансформационный опыт и растянутые во времени постэффекты: спокойствие, мудрость и наполненность любовью.
Обычно у тех, кто хоть что-то слышал про випассану, она ассоциируется с фамилией Гоенки. Был такой индус из Бирмы, серьёзный бизнесмен, который заинтересовался медитацией в связи с головными болями. Гоенка стал обучаться у известного мастера, а в конце 60-х начал преподавать сам, и то ли из-за наличия коммерческой жилки, то ли в знак благодарности за исцеление, а может, узрев свою великую миссию, основал сеть центров медитации. Метод, надо сказать, оказался настолько действенным, что вскоре пришлось расширять йогадельню — нанимать помощников и открывать филиалы по всему миру.
В семье Гоенки исповедовали индуизм, а его учитель буддийскую тхераваду, сам же метод в том виде, в котором его преподносил Гоенка, был задуман как внерелигиозный и внеконфессиональный. Таким он остается и по сей день: никаких тебе буддийских колокольчиков, свечей и благовоний, только практика, только хардкор. И это не фигура речи, випассана по Гоенке — это действительно серьёзное мероприятие для тела и ума, и для последнего происходящее является отнюдь не зарядкой, как можно подумать, а, скорее триатлоном Айронмен — тяжело, долго и многие сходят с дистанции не дойдя до финала.
Неприлично ранний подъем, запрет на гаджеты (их сдают при въезде) и всякую коммуникацию между участниками, необходимость сидеть в статичной позе с прямой спиной по 10 часов в день, скудное питание, а иногда и скученное проживание. Бывает, что из 100 человек уходят 40, причем случается это на 5-7 день, то есть когда более половины пути уже пройдено. Честные и глубокие ретрит-репорты финалистов можно найти в сети, хотя, читать их лучше после, чтобы не натягивать чужой опыт на личную историю.
Кстати, випассану, конечно же, придумал не Гоенка. Это древняя техника медитации, суть которой заключается в прозрении. Есть еще одна — шаматха, она про концентрацию. Короче и понятнее всего объяснил про это Пелевин: «Вот, например, выпили вы водки и не можете ключи от квартиры найти. И думаете: «Где ключи? Где ключи? Где ключи?» Это шаматха. А потом до вас доходит: «Господи, да я же совсем бухой…» Это випашьяна. У нас этим вся страна занимается, просто не знает».
По сравнению с гоенковской моя випассана оказалась несложной: всего 6 дней, практики по 7,5 часов, преимущественно сидячие, часть при ходьбе и стоя. Так как ретрит оказался буддийским, то были ещё лекции по традиции тхеравады, теории медитации и ежедневные церемонии с коллективным зачитыванием священных текстов на языке пали (распечатки выдавали всем при въезде). Церемонии, впрочем, разрешалось не посещать, либо просто тихо присутствовать. Я выбрала второе и попыталась сделать это дополнительной практикой.
Само мероприятие проходило в подмосковном буддийском центре, расположенном на территории бывшего пионерлагеря. Храм-ступа, большое административное здание, холл для медитаций, огромный шатёр и жилые корпуса. Санаторий имени Будды посреди русского соснового леса отстроила в середине 2000-х дзогчен община. Все это время там тусовались только свои, а несколько лет назад после смерти учителя место стали сдавать под ретриты и интенсивы дружественных организаций.
Режим был щадящим: подъем в 6.00, в 9 вечера заканчивалась последняя лекция, после которой все разбредались спать. Завтрак в 7.30, в 11.30 обед и в 18 часов вечерний чай с куском хлеба и сыра. Питание столовское, но вкусное, хоть и вегетарианское. В перерывах между медитациями и лекциями можно было гулять, лежать или спать. Общение и любая коммуникация запрещены, но в экстренных случаях можно было обратиться к организатору — попросить таблеток от вздутия живота или спросить, когда дадут отопление (первые несколько дней были очень влажными и холодными). Если появлялись срочные вопросы по технике или побочные психические эффекты доставляли существенный дискомфорт, то разрешалось взять 10-ти минутную беседу с учителем во время перерыва по предварительной записи.
Кстати об учителе. Ей оказалась довольно хрупкая женщина без возраста, на сайте было указано, что Надежда медитировала в монастырях Таиланда 10 лет и принимала обеты мэчи (женского монашества). Сначала я огорчилась, потому что имею одну навязанную мизогинную установку, из-за которой считаю, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем женщине достичь просветления. Но с установкой я работаю, поэтому решила, что женщина-учитель будет дополнительным стимулом поработать с неприятными интроектами.
Надежда оказалась прекрасным мастером, если здесь вообще уместны какие-либо оценочные суждения. Особенно поразила ее способность очень четко и быстро отвечать на вопросы — их можно было писать на листочках и кидать в специальный ящик, а после вечерней сессии организатор зачитывал их перед группой. Вопросы были разные: смешные, очевидные, сложные, некоторые требовали не только отличного знания теории, но и способности облекать ее в понятные мирянам образы. Надежда справлялась отлично, иногда даже было ощущение, что она мысленно подключается к какому-то внешнему информационному источнику. Острый, сосредоточенный и тренированный медитациями ум, помноженный на неплохой светский бэкграунд.
Диджитал-детоксить мне было легко, молчать тоже, и даже режим питания, поначалу вызвавший тревогу как у любителя есть часто и на ночь, на деле оказался более чем разумным, учитывая сниженную на период ретрита физическую активность. Телесный дискомфорт от многочасового пребывания в статичной позе был терпимым. Невыносимо сложным оказалось наблюдать свой ум.
Нельзя сказать, что я не ожидала побочных эффектов. Пару лет назад, решив самостоятельно углубить практику, всего за несколько недель я домедитировалась до депрессивного эпизода и обострения панических атак. Сначала я испугалась, но, поковыряв интернет, узнала, что эффекты такого рода нередкая история, особенно для персонажей, имеющих отягощенный психологический анамнез. Однако, самостоятельно продолжить упражнения я не решалась, хоть и впервые испытала в тот заплыв интересные состояния, которые по своей силе и сути могу сравниться разве что с запрещенными в нашей стране веществами. Но даже столь приятный опыт не мог заставить меня самостоятельно вернуться к медитации, и с помощью ретрита я надеялась бескомпромиссно внедрить практику в свою жизнь.
Я вспомнила всё. Всё, про что думала, что забыла, что не хотела помнить и что точно не должна была помнить. Запахи всех квартир, в которых бывала, случайные разговоры, вкус бабушкиных пирогов, которые последний раз ела в глубоком детстве. Халатик с гусями, который носила, когда лежала в больнице с перитонитом в 3,5 года, деревянные прутья своей детской кроватки и эту выщербинку на деке письменного стола. Детские лыжи цвета морской волны и сваренные папой стальные санки, на рейках которых мама по трафарету написала «Автородео». Занавески в школьной столовой, платье на дискотеке в девятом классе, первую помаду, сигарету, поцелуй. Пропитанные болью и отчаянием эпизоды.
Я не знаю, где, как и зачем хранится весь этот объем информации и что конкретно она собой представляет. Это не рисунки на скалах, не буквы на бумаге, не байты на жёстком диске. Присвоенные индивидуальным сознанием образы, возникающие внутри черепной коробки, часто определяющие поведение и настроение в настоящий момент. Каждую секунду мы можем вернуться в уже несуществующее прошлое и заново прожить любое событие. И регулярно с удовольствием, часто мазохистским, делаем это. Но кто тот, с кем случилось это прошлое? Девочка, лежащая с отеком Квинке в ожидании скорой — это я? А девочка, зовущая на помощь, когда ее отца избивают пьяные десантники — я? И та, которая узнает, что ее близкий насмерть сбил человека — тоже я? Но я — это та, которая пишет сейчас эти строки, а когда вы будете читать их, то я буду писать другие строки, гулять, есть свой невкусный салат с проростками фасоли. Или делать то, о чем сейчас не дерзну и помыслить. Буду ли это та же самая я? Точно нет.
Что касается самой медитации и главной задачи ретрита по тренировке ума, то здесь трудно оценивать успех. Субъективно не отвлекаться на мысли получилось 5 минут. 5 минут из чуть более чем 40 часов. «Те самые» состояния тоже были. Описать их сложно, но я бы сравнила испытанное со сценой из Матрицы. Помните, Нео, проглотив красную таблетку, перед тем как очнуться от морока системы в капсуле с биожижей, сидит в кресле в гостях у пока виртуальных повстанцев, и, облепленный электродами, смотрится в зеркало, а потом трогает его. Зеркало оказывается жидким, налипает на пальцы, ползет вверх по руке, а потом затекает в горло. Вот. Чем-то похожим были самые примечательные моменты ретрита. Когда немеешь изнутри, сворачиваешься и как будто исчезаешь, оставляя происходящее без деятеля. Всё несется внутрь тебя вместе с тобой самим. Такая лента Мёбиуса и бутылка Клейна, где ты — и лента с бутылкой и тот, кто внутри и снаружи.
А теперь позволю себе дать некоторые советы.
Правило «сет энд сеттинг» работает и здесь. Если в последнее время вы испытывали стресс, грустили, тревожились, и в целом ваш эмоциональный фон был снижен, то лучше отложить ретрит до более спокойных и стабильных времен (которые, возможно, никогда не наступят).
Если у вас в анамнезе есть тревожные, пограничные, депрессивные и другие расстройства, то, пожалуйста, будьте внимательны, осознавайте риски, советуйтесь со специалистами и для начала прочитайте статью «Темная сторона медитации» и комментарии к ней.
Если у вас рядом нет близких людей, готовых поддержать вас, когда после випассаны вы вдруг начнете разваливаться на части, а еще хуже, если есть «близкие», которые, видя ваше состояние, начнут тыкать в вас холодным железом равнодушия и снобизма, пожалуйста, задайте себе единственный вопрос — а я точно смогу выдержать это? Лично моя випассана, втиснутая между стрессами и приправленная ковидом, погрузила меня в такие темные пучины безысходности, что выплывать с этого дна теперь невероятно сложно.
Если вы едете на ретрит не с целью расслабиться и обрести гармонию, а чтобы разобраться в себе и получить ответы на фундаментальные вопросы бытия, то будьте готовы к тому, что могут вскрыться нарывы, трубы и люки, о наличии которых вы не подозревали. Чем вас затопит и куда утянет не знает никто. Поэтому, будьте благоразумны, слушайте интуицию, но помните, что субъективное дно может стать отличным трамплином для прыжка веры.