что такое репродуктивная самостоятельная работа
Продуктивные и репродуктивные задания
Главная цель обучения в школе – не просто запомнить какие-то знания по истории, математике и т.д., а научиться использовать эти знания для решения различных учебных задач: выделять главное, определять понятия, находить причины и т. п.
Главное средство достижения цели – продуктивные задания. Именно их выполнение способствует формированию метапредметынх навыков и личностным достижениям.
Чем отличаются продуктивные задания от традиционных, то есть репродуктивных?
Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде.
Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.
Продуктивные задания – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Их назначение – включить учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.
Как узнать продуктивное задание?
Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:
– стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
– задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);
– источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);
– инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
Можно выделить следующие виды продуктивных заданий (данная классификация заданий предложена В.В. Сафоновой):
Поисково-игровые (направленные на развитее остроты наблюдения, различных видов мышления, творческого воображения).
Коммуникативно-поисковые (направленные на развитие навыков работы с информацией определённого содержания, а также с текстами различных жанров с цель развития аналитических умений учащихся; при этом предполагается выход на монолог или полилог).
Коммуникативно-ориентированные (направленные на формирование готовности решать коммуникативные задачи в различных ситуациях учебного, социально-бытового и культурного общения, т.е. развитие диалогической речи).
Познавательно-поисковые культуроведческие задания (направленные на формирование умений интерпретировать определённую информацию культуроведческого содержания).
Лингвистические поисковые задания (направленные на формирование лингвистических и филологических умений, например, догадаться о значении незнакомых языковых единиц по контексту, определить жанр текста, восстановить логику построения текста и т.д.).
Например, для формирования и совершенствования коммуникативных УУД на уроках в рамках ФГОС, можно предложить учащимся такие задания:
– упражнение на логическое заполнение пропусков;
– составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;
– поиск ошибок в письмах и текстах;
– составление текстов из предложенного набора предложений;
– выстраивание логических смысловых цепочек;
– подготовка творческих мини-проектов;
Использование на уроках продуктивных заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений, быть успешной в получении дальнейшего образования.
Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в УУД.
Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленный на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью.
Литература по тестированию до сих пор не дала объяснения, какие формы ответов – на выбор или свободно-конструируемые – можно признать наилучшими как для исследования учебных достижений учащихся, так и для измерения результатов учения. В некоторых исследованиях, например, показано, что задания с выбором ответа и со свободно-конструируемым ответом проверяют различные умения, требуют для своего выполнения умственной деятельности разного характера.
Отметим, что некоторые задания, требующие словесного построения ответа, ничуть не труднее для оценивания их выполнения, чем задания с выбором ответа. Это задания, предлагающие отметить части и разделы текста, сделать извлечения из него.
Конечно, оценка сжатого изложения текста своими словами, формулирование его главной мысли и пр. потребуют от проверяющих более сложных усилий, твердых суждений о качестве выполнения работы.
На основании сказанного для формирования и исследования читательской грамотности используются два вида заданий: с выбором ответа и со свободно-конструируемым ответом.
Цели и задачи самостоятельной работы студентов
Современная реформа высшего образования в России преследует амбициозную цель — поменять парадигму обучения. А именно, помочь студентам из пассивных потребителей, получающих знания, перейти к активному самообразованию. И самостоятельная работа как вид деятельности при таком подходе выходит на первый план, её роль и значение усиливаются.
Какие цели и задачи у самостоятельной работы студентов? Почему этот вид учебной деятельности имеет решающее значение для формирования профессиональных навыков? Ответы на эти вопросы вы найдёте в статье.
Хотите первыми получать свежие новости из сферы образования? Подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте про отдельный канал в Telegram с акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Цели и задачи самостоятельной работы
Какое главное отличие самостоятельной работы от других видов работ в университете?
Это деятельность, в процессе которой студент выполняет задание самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя.
Среди дополнительных признаков этого вида работ часто называют такие:
Именно эти предпосылки определяют основные цели и задачи, которые должна решать самостоятельная работа.
Существует мнение, что реальными умениями и навыками становятся только те знания, которые человек пропустил через себя и подкрепил самостоятельной деятельностью.
Цели самостоятельной работы
Чаще всего цели самостоятельной работы студентов задаёт преподаватель. В зависимости от изучаемого предмета и уровня сложности они могут меняться, но основными, как правило, выступают следующие:
Пример: цели самостоятельной работы учащихся по направлению «Дипломатическое и консульское право» специальности «Юриспруденция»:
Задачи самостоятельной работы студентов
Если цели — это главное, глобальное видение, то задачи — конкретные шаги по их достижению. Они определяются логикой обучения и помогают разбить процесс выполнения на этапы. Какие же задачи может решать самостоятельная работа:
Пример: задачи самостоятельной работы учащихся по направлению «Дипломатическое и консульское право» специальности «Юриспруденция»:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Принципы, виды и уровни самостоятельной работы
Помимо целей и задач, у самостоятельной работы есть принципы, виды и формы, а также разные уровни сложности. Их понимание позволяет разобраться с методологической основой, на которой строятся цели и задачи самостоятельной работы, оценивать уровень сложности заданий и отслеживать свой собственный прогресс.
Принципы самостоятельной работы
Выделяют такие основные методологические принципы самостоятельной работы:
Это значит, что цели и задачи самостоятельной работы, которые преподаватель предварительно озвучивает, а студент уточняет в процессе работы, должны соответствовать этим принципам.
Виды самостоятельной работы
Виды самостоятельной работы могут отличаться по месту проведения, а также по характеру заданий. По месту выделяют аудиторную и внеаудиторную деятельность. А вот видов самостоятельной работы по характеру заданий значительно больше и преследуют они разные образовательные цели:
Уровни самостоятельной работы
«Исполнение автоматического акта не задаёт нашему уму никакой задачи. Нет затруднения — значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания».
Эта цитата Льва Семёновича Выготского — прекрасно объясняет, почему важно учитывать не только виды, но и уровни заданий для самостоятельной работы студентов.
Условно все виды заданий делят на три уровня:
Репродуктивный уровень
Это задания, основные цель и задачи которых закрепить уже имеющиеся знания. Сюда входит чтение разных литературных источников, дополнение и изучение конспекта, выполнение заданий по аналогии с теми, которые студент уже умеет решать.
Продуктивный уровень
Это непосредственная работа с новым материалом. Главная цель и задачи, которые стоят перед заданиями продуктивного уровня — углубление знаний, закрепление умений и навыков на практике. Виды заданий этого уровня:
Творческий уровень
Цели и задачи самостоятельных работ творческого уровня — самостоятельно искать знания, показать самостоятельность мышления и умение анализировать, а также работать с большим и сложным материалом. Задачи этого уровня:
Выбирая уровень заданий для самостоятельной работы, помните, что он должен каждый раз повышаться. Это укрепит веру в свои силы и повысит профессионализм.
Нужно написать самостоятельную работу? Узнайте, как подготовиться к ней быстро и успешно и по каким критериям её будут оценивать.
А если нужна помощь в подготовке и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты справятся с любой темой, раскроют её с учётом целей и задач, а также учтут вид и уровень сложности.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Методические рекомендации по самостоятельным работам
Цель методических указаний : оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплины « Правовое обеспечение профессиональной деятельности » студенты должны:
— использовать необходимые нормативно- правовые документы;
защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско- процессуальным и трудовым законодательством;
анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;
основные положения Конституции Российской Федерации;
права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности;
законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
организационно- правовые формы юридических лиц;
правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;
права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;
правила оплаты труда;
роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;
право социальной защиты граждан;
понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;
виды административных правонарушений и административной ответственности;
нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров.
На учебном занятии преподаватель знакомит обучающихся с темой и содержанием предстоящей самостоятельной работы. Выдаёт задания, знакомит с методическими указаниями для выполнения самостоятельной работы, рекомендует источники, которыми обучающийся может пользоваться. Сообщает сроки её выполнения. Самостоятельная работа выполняется в соответствии с методическими указаниями.
Согласно требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса каждый студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.
Формы самостоятельной работы студентов:
-работа с нормативными правовыми актами (конспект)
-составление конспектов по темам
-написание и защита докладов и рефератов
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используется проверка конспектов, защита докладов, рефератов, сообщений, выступление на занятиях.
Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, зависят от умений проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, через вовлечение в него студента, который из пассивного объекта обучения становится активным субъектом учебного процесса. Из этого следует:
-способность занимать в обучении активную позицию
-готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей
-привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней
-осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию
-умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
Виды самостоятельной работы студентов:
Репродуктивная самостоятельная работа – самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной и специальной литературы, нормативных правовых актов, прослушивание лекций, магнитофонных записей, заучивание, пересказ, запоминание, Интернет – ресурсы, повторение учебного материала и др.
Познавательно – поисковая самостоятельная работа – подготовка сообщений, докладов, выступлений на практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, контрольных работ и др.
В результате выполнения самостоятельной работы студенты должны расширить свои знания по основным разделам дисциплины.
Формы внеаудиторной самостоятельной работы.
Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Тезисам присуща высокая степень концентрации материала, в тезисах отмечается преобладание выводов над общими рассуждениями.
Аннотация – краткое изложение основного содержания исходного источника информации, дающее о нем обобщенное представление. К написанию аннотаций прибегают в тех случаях, когда подлинная ценность и пригодность исходного источника информации исполнителю письменной работы окончательно неясна, но в то же время о нем необходимо оставить краткую запись с обобщающей характеристикой.
Резюме – краткая оценка изученного содержания исходного источника информации, полученная, прежде всего, на основе содержащихся в нем выводов.
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
Для составления конспекта необходимо:
— внимательно прочитать текст, уточнить в справочной литературе непонятные слова, при записи необходимо вынести справочные данные на поля конспекта.
— выделить главное, составьте план
— кратко сформулировать основные положения текста, отметить аргументацию автора,
-законспектировать материал, четко следуя пунктам плана, при этом нужно выразить мысль своими словами, а записи вести четко, ясно
-грамотно записывать цитаты, и, цитируя, учитывать лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.
Этапы подготовки доклада
1. Определение цели доклада
2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного
5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана
6. Композиционное оформление доклада
7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления
8. Выступление с докладом
9. Обсуждение доклада
10. Оценивание доклада
Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.
Вступление должно содержать:
-сообщение основной идеи.
-современную оценку предмета изложения.
-краткое перечисление рассматриваемых вопросов.
-интересную для слушателей форму изложения.
-акцентирование оригинальности подхода.
Выступление состоит из следующих частей:
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
-фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
-суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
-мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу.
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста, лучше наизусть.
Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
-список использованных источников
-приложения (при необходимости).
Примерный объем реферата не должен превышать 20-25 страниц машинописного текста (без учета приложений). Причем, введение и заключение, как правило, занимают 1-2 страницы.
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
-обосновывается актуальность выбранной темы;
-определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
-описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
-кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер. Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.
-текст располагается по правилам ГОСТ Р6.30.2003 (приложение 1,2,3)
-на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы,
-в конце работы необходимо указать источники использованной литературы.
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
-законодательные и нормативно-методические документы и материалы
-специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.,
-статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений,
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.