что такое репетиторство по закону
Занимаюсь репетиторством и боюсь, что ученик пожалуется в налоговую
Теперь я боюсь, что родители учеников начнут шантажировать меня жалобами перед экзаменами. Если честно, то налоги я пока не плачу. Но слышала, что репетиторам так можно.
Как на самом деле? Мне бояться и подавать декларацию? Или как? Пожалуйста, подскажите.
Налоговые каникулы отменили
С 2020 года у репетиторов, нянь и сиделок больше нет налоговых каникул. Освобождение от НДФЛ и взносов закончилось.
Теперь такую деятельность нужно легализовать. Есть несколько способов это сделать — разобрали их в отдельной статье.
Нина Александровна, вам не нужно бояться жалоб учеников и их родителей. И налоги вам платить со своих доходов тоже не нужно. Если в какой-то статье написано, что вас могут заставить платить налог, это неточность. Или вы что-то неправильно поняли, а автор имел в виду другое. Вот как обстоит дело с доходами репетиторов.
По закону нужно декларировать доход и платить с него налог. Но с репетиторами другая история. Их доходы указаны в п. 70 ст. 217 НК — в списке освобожденных от налогообложения. Это касается доходов, которые получены в 2017 и 2018 году. И только доходов от репетиторства. От НДФЛ при продаже имущества репетиторов не освобождают даже во время налоговых каникул, но учеников это не касается.
Кроме репетиторов от налога освобождены доходы нянь, сиделок и уборщиц. Но все они должны соответствовать таким условиям:
Почти все условия для освобождения от налогов репетиторы соблюдают автоматически, в силу специфики работы. Остается только подать уведомление.
Как подать уведомление в налоговую, чтобы ничего не платить
Это элементарно. Просто подаете в налоговую по месту жительства одну бумагу. Платить за это не нужно. Вам просто поставят отметку на втором экземпляре, и все. При этом вы не становитесь предпринимателем и не должны платить за себя страховые взносы.
Подавать декларацию тоже не нужно. Вам вообще ничего не нужно делать — вы можете и дальше готовить учеников к экзаменам, не платить налоги и оставаться при этом законопослушным гражданином.
Заметьте, что это уведомление об осуществлении деятельности, а не о начале осуществления, как в случае с ателье, кафе и ветеринарными клиниками. Это значит, что вы можете подать такое уведомление в любое время в 2017 или 2018 году. Например, чтобы не платить НДФЛ за два года, можно встать на учет завтра или через месяц. Нет какой-то даты или срока, когда начинают наказывать.
Если ученик пожалуется в налоговую
Теоретически его родители могут пожаловаться. Но это не значит, что завтра к вам придут. Налоговая — это не карательный орган, у инспекторов не безграничные права, а для проверок есть строгие регламенты. Причем родители не могут пожаловаться анонимно, а при необходимости их тоже могут вызвать в налоговую, чтобы узнать подробности.
Даже если на вас пожалуются и инспекция решит разобраться, нужно будет еще доказать, что вы действительно получали доход. Одних только слов и чьих-то жалоб для этого недостаточно. Скорее всего, вам просто предложат подать уведомление, а родителям так и ответят: «Нарушений не обнаружено, репетитор не должен платить налог по закону, спасибо за бдительность, ДО СВИДАНИЯ ГРАЖДАНЕ НЕ ВИДИТЕ У НАС ОБЕД».
Кстати, срок подачи декларации за 2018 год — 30 апреля 2019 года. Так что даже если представить, что вы все-таки должны декларировать текущие доходы и платить с них налог, потому что не подали уведомление, у вас на это есть почти год. А пока вы ничего никому не должны. У репетиторов налоговые каникулы.
Что будет в 2019 году?
В 2019 году тоже будут действовать налоговые каникулы на тех же условиях. Их продлили. Это уже точно — федеральный закон подписан и вступит в силу с 1 января. Репетиторы и няни могут и дальше не платить налоги. А могут использовать режим для самозанятых и платить 4%, если захотят. Но это не одно и то же. Налоговые каникулы сами по себе, а спецрежим «Налог на профессиональный доход» — отдельно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Репетиторство как образовательная услуга и его правовое регулирование
«Репетиторство» в переводе означает «повторение». Однако в последнее время содержание этого понятия существенно изменилось.
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины. Актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. С. 282.
Репетиторство включает в себя:
б) подготовки к итоговой аттестации (сдаче итоговых аттестационных испытаний) и сдаче вступительных испытаний;
в) приобретения устойчивых навыков в действиях или повышения мастерства (например, «подкатка» в фигурном катании);
Репетиторство бывает как индивидуальным (для одного обучающегося), так и групповым (для нескольких обучающихся, но, как правило, не более четырех).
В этом случае нельзя рассматривать как репетиторские, например, занятия будущих российских царей: 1) Петра I с Григорием Гавреновым, Никитой Зотовым, Францем Тиммерманом, обучавшими его чтению, письму, математике, артиллерийской науке и др.; 2) Александра I с В.М. Муравьевым, П.С. Палласом, А.А. Самборским, Ф.С. Лагарпом, обучавшими его русской словесности и истории, естественным наукам, английскому и французскому языкам и праву.
Среди репетиторов было немало известных людей, например: В.И. Даль, К.Г. Паустовский, Н.Н. Зинин, А.П. Чехов, И.Ф. Горбунов.
После 1917 г. репетиторство прекратилось, в первую очередь, в связи с изменением государственного подхода к формированию студенческого контингента.
Широко представлены репетиторские услуги в Интернете, где нами установлено не менее 1500 сайтов, содержащих термин «репетиторство».
Следует отметить, что репетиторство содержательно близко к дополнительным плановым занятиям или консультациям, которые проводит педагог с учащимися или студентами. В организационно же правовом плане между ними имеется существенная разница.
Дополнительные занятия и консультации являются одним из дидактических средств повышения успеваемости, допустимы лишь в ограниченном объеме, не предполагают заключения специального соглашения. Осуществляются в рамках общего договора на оказание образовательных услуг (как на бюджетной, так и на внебюджетной основе) между физическим и юридическим лицом.
Сейчас стали появляться специализированные репетиторские агентства, где репетиторы работают как наемные работники.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г.; 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.; 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г.; 10 января, 7 июля, 8 декабря, 23 декабря 2003 г.; 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.).
Являясь самостоятельной трудовой педагогической деятельностью, осуществляемой на свой страх и риск, сопровождающейся получением доходов, репетиторство согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ и п. 1 ст. 48 Закона «Об образовании» является предпринимательской деятельностью и в силу этого подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку репетиторство как индивидуальная образовательная деятельность не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании и (или) квалификации, то согласно Постановлению Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 и п. 2 ст. 48 Закона «Об образовании» оно не подлежит лицензированию.
Известно, что предпринимательская деятельность может осуществляться двояко: с образованием юридического лица или без образования такового.
В настоящее время в России второй вариант, как показывает сравнительный анализ, имеет определенные преимущества. Он проще, дешевле, выгоднее и привлекательнее с точки зрения регистрации, налогообложения (индивидуальный предприниматель, например, не является плательщиком налога на добавленную стоимость), ведения финансово-хозяйственной деятельности (так как можно не иметь расчетного счета в банке, а иметь личный счет, обладать альтернативой в выборе форм и способов расчетов с контрагентами), отчетности (не требуется постановка на учет в органы государственной статистики).
Регистрация репетитора в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с гл. VII.1. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В этом случае в регистрирующий орган представляются: заявление, подлинник либо нотариально заверенная копия основного документа физического лица, содержащего сведения о дате и месте рождения указанного лица и адрес его места жительства, и документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления документов в регистрирующий орган.
Далее необходимо встать на учет в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и налоговую инспекцию.
Закон РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.
В РФ существует три системы налогообложения: 1) вмененная, когда платится единый налог на вмененный доход (средний потенциальный доход облагается налогом по ставке 20%), налог платится авансом каждый месяц; 2) традиционная, когда налог платится с дохода по прогрессивной шкале; 3) упрощенная (при доходе менее 100 тыс. МРОТ), когда приобретается патент на репетиторство. Патент действует в течение года.
Исходя из предполагаемых доходов репетитор может выбрать для себя любой вариант.
В газете «Вестник Кипра» (вып. N 479 от 3 декабря 2004 г.) опубликована информация о привлечении трех кипрских учителей к ответственности за незаконную репетиторскую деятельность.
Такое положение свидетельствует о несовершенстве законодательства и необходимости его реформирования, в частности, путем внесения поправок к Гражданскому и Налоговому кодексам.
Правовые основы репетиторства
Согласно исследованиям ГУ — ВШЭ в России репетиторством занимаются 15,5 процента преподавателей вузов, 8,9 процента преподавателей техникумов и 21,7 процента учителей школ. Широко представлены репетиторские услуги в Интернете, где по данным ГУ — ВШЭ установлено не менее 1500 сайтов, содержащих термин «репетиторство».
В правовом отношении репетиторство подпадает под понятие индивидуальной трудовой деятельности (индивидуального предпринимательства) и в силу этого подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.
Если репетитор работает без регистрации, то его деятельность считается нелегальной. По сведениям «Русской планеты» эксперты оценивают общий объем рынка услуг частных преподавателей в России примерно в 60–70 млрд рублей в год. Налоги с этих заработков практически не платятся.
Исходя из норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 91), деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность непосредственно, не требует лицензирования и государственной аккредитации.
Деятельность репетитора не воплощается в овеществленном результате и он не гарантирует достижения желаемого эффекта. Т.о., экономический характер отношений не зависит от того, успешно или нет обучает репетитор, поэтому выбор репетитора родители осуществляют на свой страх и риск.
Репетитор сам определяет цену, получает оплату, а в случае регистрации как индивидуального предпринимателя, ведет необходимый учет доходов и расходов, где фиксируются фамилии, место жительства обучающихся, и уплачивает налоги. Цены на репетиторские услуги разные. Например, в Москве и Санкт-Петербурге услуги репетитора по подготовке к ЕГЭ в среднем составляют 1000 рублей в час, в регионах преподаватели предлагают свои услуги за 400 и более рублей.
Следует также обратить внимание, что согласно части 2 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника».
В соответствии с налоговым законодательством РФ репетитор, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, должен отчислять взносы в ПФР и ФОМС. Вместе с тем, предприниматель, оказывающий услуги по репетиторству, вправе применять патентную систему налогообложения.
Оплатив налоги, граждане, оказывающие услуги в качестве репетиторов, легализуют свой доход. Незаконное же предпринимательство является как минимум административным правонарушением и карается штрафом.
Как найти хорошего репетитора
1.Если основная цель – поступление в вуз, то обратиться к педагогу из того вуза, куда собрался поступать выпускник. Искать преподавателей лучше через хороших знакомых. Можно обратиться за информацией к первокурсникам — они могут назвать «нужных» педагогов. Однако стоить это будет очень дорого.
2.Если знания школьника оставляют желать лучшего, понадобятся индивидуальные занятия, чтобы ликвидировать пробелы. Тут поможет репетитор, который умеет понятно объяснять, не натаскивает (хотя без этого тоже не обойтись), а открывает ребенку закономерности науки, еще и сможет увлечь его своим предметом. В этом случае на обучение может потребоваться год – два. Таким квалифицированным репетитором-предметником может стать как школьный, так и вузовский преподаватель. Вам нужен тот преподаватель, который в резюме укажет на опыт подготовки и к экзаменам, и к различным конкурсам, олимпиадам. Найти его непросто, хотя цена за урок не обязательно будет высокой. Расспросите друзей и знакомых, поищите среди педагогов известных школ.
3. В настоящее время по всей России созданы интернет-агентства по подбору репетиторов. Однако с ними работать надо осторожно, ибо на их сайтах регистрируются тысячи преподавателей, которые находят здесь себе учеников. Однако никаких трудовых договоров такие интернет-агентства с репетиторами не заключают, информацию об их образовании и опыте не проверяют. Ищите профессиональные организации репетиторов.
В идеале – это должны быть репетиторские центры, организованные в том числе местными властями, в качестве репетиторов в которых привлечены сотрудники Академии наук, отраслевых институтов, деятелей культуры, ведущие преподаватели средних и высших школ.
При подготовке были использованы материалы интернет- сайтов:
ИП для репетитора
Как работать репетитору? Нужно ли открывать ИП, платить налоги? Какие документы оформлять? Как принимать оплату за оказанные услуги? В этой статье вы найдёте ответы на эти и многие другие вопросы.
Кто может стать репетитором
В настоящее время индивидуальное обучение детей и взрослых, подготовка к школе, сдаче экзаменов, входит в разряд высоко востребованных услуг.
Репетитор — учитель, оказывающий образовательные услуги в индивидуальном порядке.
Чаще всего репетиторами становятся опытные или начинающие преподавателя, совмещающие основную работу с оказанием услуг в индивидуальном порядке, или те, для кого репетиторство является единственным источником дохода. Во всех случаях преподаватели получают деньги, проводя занятия индивидуально или в группах. Такой режим обучения удобен и для учителей и для обучаемых. Появляется возможность посещать частные уроки и получать необходимые знания по выбранному предмету.
Сегодня открыто множество компаний, оказывающих образовательные услуги, но, репетиторы продолжают пользоваться высоким спросом. Причём даже особой рекламы не нужно. Здесь отлично работает «сарафанное радио», когда родители учеников рекомендуют данного педагога другим.
Как закон регламентирует деятельность репетиторов
Федеральный закон «Об образовании» от 2012 года регламентировал деятельность только индивидуальных предпринимателей, оказывающих образовательные услуги самостоятельно или с привлечением дополнительных педагогов. Вариантов работы физлиц без образования ИП не было до 2016 года, до момента внесения изменений в Налоговый кодекс. Тогда, кроме ИП, появился статус гражданина, оказывающего услуги физлицам для личных, домашних и других нужд.
В статью 217 внесли новый пункт 70, где доходы, полученные физлицами от физлиц за оказание подобных услуг, были выведены из-под налогообложения. В данный перечень попали те, кто присматривает и ухаживает за людьми, ведёт домашнее хозяйство, убирает помещения и репетиторы. Были введены налоговые каникулы для указанных категорий до конца 2019 года. Скорее всего, они будут продлены и дальше.
Репетитор больше не может работать официально и не платить налоги
С 1 января 2020 года налоговые каникулы для репетиторов отменены. В течение предыдущих трех лет репетитор мог оказывать образовательные услуги в частном порядке и никому ничего не платить. Для этого было необходимо:
Для подачи уведомления нужно было скачать электронную форму с сайта ФНС, распечатать и заполнить в двух экземплярах. С паспортом и уведомлением обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства. Там поставят отметку и всё, работайте спокойно. Никаких отчетов сдавать не нужно, платить налоги тоже.
При этом, вы будете осуществлять свою деятельность чётко в рамках действующего законодательства. Сроки подачи уведомления не ограничены. Это можно сделать в любой момент.
Зачем ИП репетитору
Может репетитор работать, не создавая ИП? Да, если станет самозанятым. Сейчас режим самозанятости действует в порядке эксперимента в 23 регионах и уже показал свою востребованность. На него и смогут перейти репетиторы, которые не открывают ИП.
Что сегодня можно порекомендовать репетиторам? Если репетиторство является постоянным и единственным доходом, официальной работы у вас нет, открывайте ИП или переходите на самозанятость, платите налоги и взносы в пенсионный фонд. В таком случае у вас будет идти трудовой стаж, увеличиваться пенсионные накопления.
Я репетитор и перешел на удаленку
Как искать учеников, вести занятия, принимать оплату и платить налоги
В феврале 2020 года из-за начавшейся эпидемии коронавируса ученики перестали приезжать ко мне домой.
Тогда я жил и работал в Челябинске и уже два года помогал школьникам с русским и литературой. Обычно мы занимались у меня дома, но из-за локдауна это стало невозможно. Пришлось осваивать удаленку. В итоге мой доход даже вырос — с 20 000 Р до 40 000—60 000 Р в месяц. Раньше со мной занимались только челябинские школьники, а через интернет я смог вести уроки и у тех, кто живет в других городах.
Расскажу, как я организовал работу.
Как я стал репетитором
На второй год я снял квартиру и стал принимать учеников у себя. За занятия брал уже 500—600 Р в час. У меня появилась основная работа — копирайтером, — а репетиторство стало подработкой, которая приносила 20 000—30 000 Р в месяц при том же количестве учеников, что и раньше.
В марте 2020 года я решил перевести занятия в онлайн. И ученики, и родители восприняли это нормально — думаю, потому, что никто не хотел рисковать из-за неизвестного вируса, ведь экзамены перенесли, но не отменили.
Как победить выгорание
Где я ищу учеников
Тогда назначать собственную цену было нельзя — ставка у начинающих репетиторов составляла около 400 Р в час. Сейчас преподаватель может поставить какую угодно цену, а упоминаний о собеседовании после регистрации я на сайте не нашел. Судя по всему, от них отказались.
Я посчитал, что лучший способ презентовать себя перед потенциальными клиентами — дать ученику максимум информации о преподавателе. Поэтому постарался заполнить все поля анкеты в личном кабинете: добавил фотографию, указал образование, все имеющиеся дипломы, награды и достижения, которые связаны с моей работой. Например, написал про публикацию научных статей и участие в конференциях. А еще коротко рассказал, как провожу занятия, какие методы и материалы использую: рекомендую ученикам тематические видео, подкасты про русский язык и тому подобное.
Я платил «Профи-ру» за найденных клиентов — отдавал процент от заказа после того, как прошло первое оплаченное занятие. По моему опыту, комиссия сервиса примерно равна стоимости трех занятий, если речь идет о долгосрочном сотрудничестве с учеником — на несколько месяцев и дольше. Размер комиссии зависит от стоимости занятия в час, предмета, возраста ученика, цели и длительности занятий. Точная сумма видна в каждом заказе.
Платить комиссию можно не сразу, а в течение 30—40 дней. Я советую не забывать, что ученик может изменить свои планы, даже если обещает заниматься весь год. У меня были такие случаи несколько раз: я проводил три-четыре занятия, а после один ученик говорил, что больше уроков не будет, другой предлагал взять паузу, а кто-то просто переставал отвечать на мои сообщения.
Когда занятия длительные, в заказе указан срок для корректировки цены, обычно это две недели. Если за это время вы перестали работать с клиентом, сервис вернет часть денег: сумму рассчитывают индивидуально. Если занятия прекратились, а срок для корректировки вышел, комиссию придется записать как убыток.
С 17 августа 2021 года «Профи-ру» в тестовом режиме ввел два варианта тарифов. Можно платить сервису комиссию, как и раньше, а можно отчислять деньги за каждый отклик. Сумма нефиксированная и зависит от условий заказа. Но плата за отклик меньше, чем комиссия. С другой стороны, если преподаватель откликнулся, это еще не значит, что он получит заказ. Если ученик не посмотрит отклик в течение пяти дней, сервис вернет деньги. В остальных случаях платеж не возвращают. Пока такая система действует только в Санкт-Петербурге.
Я отчитывался о каждом этапе работы с клиентом перед сервисом: веду переговоры, назначили дату занятия, перенесли ее. Если возникали какие-то сложности, техподдержка оперативно решала проблему. Например, когда отчет о проведенном занятии отправился автоматически, а занятия на самом деле еще не было, администратор быстро все исправил.
Я стараюсь не просто откликнуться на какой-то заказ, а вступить с потенциальным учеником в диалог. Ведь репетиторов много, и откликов клиент получает десятки. В переписке я спрашиваю, зачем человек ищет репетитора, как часто хочет заниматься и в какое время. Иными словами, показываю, что заинтересован решить проблему человека и готов планировать занятия так, чтобы ему было удобно.
Если преподаватель не забывает отчитываться перед сервисом, вовремя платит комиссии, а также работает с клиентами после обмена контактами, то у него растет личный рейтинг на сайте. Чем он выше, тем чаще и быстрее преподаватель видит новые заказы.
До пандемии я смотрел заказы только из Челябинска, а уже в июне нашел первого клиента из Екатеринбурга: два месяца мы готовились к перенесенному ЕГЭ за 800 Р в час. Когда до трети россиян перешли на удаленку, а вся учеба ушла в онлайн, количество заказов с пометкой «дистанционные» возросло.
С апреля 2020 по июнь 2021 я поработал с учениками из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Сургута и Красноярска.
Это было выгодно: раньше приходилось выбирать заказы только из своего города, так как клиенты отдавали предпочтение офлайну. Теперь онлайн-заказов много, клиенты не обращают внимания на город, в котором живет преподаватель, можно набирать больше учеников. А еще это удобно, так как не надо ездить к клиентам на другой конец города или приглашать к себе. Для меня было некомфортно постоянно встречать и провожать людей, особенно когда два ученика сталкивались в прихожей и неловко молчали.
Как я веду занятия
Сначала я использовал «Скайп», но постепенно перешел на «Зум» — он работает стабильнее и реже зависает. На первых занятиях я включал видео, но потом перестал. Иногда, правда, включал демонстрацию экрана.
Большинство учеников не показывают себя и не требуют этого от репетитора. На качестве занятий это никак не сказывалось, потому что я работал либо со взрослыми людьми, либо со старшеклассниками, а они более собранные и мотивированные, чем, например, пятиклассники.
Типичный запрос, с которым ко мне приходят ученики для занятий по русскому, — подготовиться к ЕГЭ, улучшить оценки или просто повысить уровень грамотности. Сначала я определяю уровень человека с помощью диктантов, тестов и сочинений, а потом уже выстраиваю работу индивидуально.
Некоторые ученики готовы не только заниматься, но и немного пообщаться на отвлеченные темы во время занятия и после. Мне кажется, что приятная атмосфера и такие диалоги положительно влияют на результаты учебы: не сделать домашнее задание для репетитора, который тебе симпатичен, уже гораздо сложнее. Иногда такое неформальное общение можно использовать и для учебных целей. Например, я могу скинуть в чат мем по теме занятия.
Чтобы проверять сочинения по литературе, я использую сайт «Клаудтекст». Это сервис для проверки домашних заданий: учитель создает новое упражнение и отправляет его ученику — оба должны быть зарегистрированы на сайте. После этого ученик отправляет сделанное задание, а преподаватель может тут же отметить ошибки, оставить комментарии и выставить баллы. Если у репетитора меньше пяти учеников, то платить не нужно, если больше — по 50 Р за каждого нового пользователя.
Мне сервис понравился: при подготовке к ЕГЭ нужно проверять много сочинений, отмечать в каждом ошибки и выставлять баллы по специальным критериям, а на сайте все можно автоматизировать. Ученикам тоже удобно — многие писали сочинение, набирая его с помощью смартфона прямо на сайте, другие отправляли фото или вставляли из «Ворда».
Постепенно я создал на сайте «Клаудтекст» свой банк упражнений — подборку художественных текстов с заданиями к ним в формате ЕГЭ. Теперь могу отправлять новым ученикам уже готовые задания. Все написанные сочинения хранятся на сайте.
Оформление и налоги
До выхода на удаленку родители платили мне наличными и я работал неофициально — просто получал деньги на руки. Когда все занятия перешли в онлайн, я решил стать самозанятым. Налог от работы с физлицами всего 4%, зато никаких претензий со стороны ФНС, а еще можно получить справку о доходах, если понадобится, например, взять кредит.
Стать самозанятым можно несколькими способами. Например, через личный кабинет банка — такую услугу предоставляют Тинькофф и Сбер. Еще можно встать на учет в личном кабинете на сайте ФНС или через мобильное приложение «Мой налог».
Я использовал последний способ: скачал приложение и зарегистрировался. Вся процедура заняла пять минут. Вот что я для этого сделал:
После того как меня поставили на учет, я стал вносить информацию о своем заработке прямо в приложение. Чтобы выдать чек, надо указать дату продажи, стоимость услуги и ее наименование — я всегда писал «Репетиторство». После этого следует нажать кнопку «Выдать чек». Его можно отправить клиенту, если тот об этом просит. Но за всю мою практику чеками никто не интересовался.
Налог при работе с физлицами составляет 4% от суммы сделки, с юрлицами — 6%. Система все считает автоматически, итоговый платеж становится известен до 12-го числа месяца, который следует за отчетным. Рассчитаться надо до 25-го числа того же месяца. То есть сумма налога за август понятна уже к 12 сентября, а заплатить все надо до 25 сентября.
К приложению можно привязать банковскую карту и платить налоги прямо из него. Я так и сделал.
Сколько я зарабатываю
До пандемии почти всегда со мной рассчитывались наличными. Из-за перехода на удаленку родители стали переводить мне деньги на карту после каждого урока. Платили по-разному : кто-то за каждое занятие, кто-то за неделю или месяц.
Я знаю, что некоторые репетиторы делают скидки, если ученик платит сразу за месяц вперед, кто-то вводит систему штрафов за несвоевременную оплату. Я ничего из этого не делал, и все занятия всегда оплачивали. Обычно просто отмечаю у себя, кто должен за прошлый урок, и напоминаю об этом на следующем занятии. Бывало, что ученики просили отсрочить срок оплаты, я шел навстречу. Самый большой срок, сколько приходилось ждать, — три занятия.
комиссия, которую я заплатил «Профи-ру» за год
Мне кажется, что верхней планки дохода в репетиторстве нет: можно набрать больше учеников, если есть время, желание и возможности. Я совмещал работу с учебой, поэтому одновременно работал максимум с пятью учениками пять-шесть дней в неделю, проводил до трех занятий в день по полтора часа каждое. Если у меня появлялись дела или хотелось отдохнуть, я договаривался с учениками и переносил работу.
Репетиторство — это сезонный бизнес. От месяца к месяцу доходы отличаются. С августа по сентябрь приходят сотни заказов, если у репетитора высокий рейтинг и большой опыт, можно набрать сразу два десятка учеников. Часть из них, конечно, потом отсеется. В феврале-марте происходит второй большой всплеск спроса — школьники готовятся к экзаменам. Третий пик приходится на май, как раз перед экзаменами, но эти заказы я не беру, потому что не могу гарантировать результат за такое короткое время.
Например, в прошлом учебном году в августе и сентябре я взял четырех учеников. В октябре, ноябре и декабре — еще по одному. В марте-апреле — троих. До экзаменов я прозанимался с шестью ребятами, то есть в процессе отсеялось четверо: один через два месяца занятий перестал отвечать на мои сообщения, другой не рассчитал бюджет и не смог оплачивать уроки, а двое оставшихся не делали домашние задания вовремя и постоянно переносили встречи. Поэтому я предложил нам расстаться.
Летние каникулы — мертвый сезон для репетиторов. Старшеклассники сдают экзамены, остальные школьники отдыхают. Доходы падают в два-три раза, остаются либо постоянные ученики, либо абитуриенты, которые готовятся поступать в вузы. Но это мой опыт — репетитора по русскому и литературе. На доходы преподавателей английского сезонность влияет меньше, потому что иностранный язык люди часто учат для себя или для работы и не берут перерыв на лето.