что такое рентабельность и как ее считать
Как рассчитать рентабельность продукции?
Для чего считают рентабельность
Каждый собственник предприятия, его потенциальный или реальный инвестор заинтересованы в получении информации о том, насколько эффективно оно функционирует. Оценить эффективность бизнеса нам помогает финансовый анализ. С его помощью можно составить представление о текущей деятельности компании, а можно сделать прогноз. Также финанализ используют перед стартом, например для разработки бизнес-планов или стратегий развития. При этом важное место занимает анализ рентабельности.
Рентабельность продукции — это отношение прибыли к себестоимости, то есть к затратам на производство и реализацию продукции. Она снабжает заинтересованных лиц информацией о том, сколько прибыли дает каждый рубль, затраченный на производство, то есть показывает отдачу от понесенных расходов.
Как рассчитать рентабельность продукции
Рассчитывают как рентабельность продукции в целом по компании, так и рентабельность отдельных видов изделий.
Общая формула ее расчета выглядит так:
Rпр — рентабельность продукции;
Однако с учетом целей анализа рентабельность продукции можно считать:
В зависимости от этого будет различаться и итоговая формула расчета.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали рентабельность продаж. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Формула рентабельности продукции по балансу
Для расчета рентабельности продукции форма 1 бухгалтерского баланса не потребуется. Вся необходимая для расчета информация есть в отчете о финансовых результатах (форма 2).
Обратите внимание! В бланк баланса и отчета о финансовых результатах внесены правки. Подробнее об изменениях читайте в материале «Изменения в бухгалтерской отчетности с 2020 года».
Приведем возможные формулы расчета.
Rпр = Строка 2400 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2 × 100.
Rпр = Строка 2400 формы 2 / Строка 2120 формы 2 × 100.
Rпр = Строка 2200 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2 × 100.
Rпр = Строка 2200 формы 2 / Строка 2120 формы 2 × 100.
Рентабельность продаж, рассчитанная как соотношение прибыли от продаж и полной себестоимости (см. формулу расчета № 3 в данном разделе) в среднем по стране находится на уровне 12%. Однако она сильно различается по отраслям. Поэтому сравнивать свою рентабельность следует со среднеотраслевой.
В заключение отметим, что рентабельность продукции является одним из критериев оценки риска попадания в план налоговых проверок, предусмотренных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Критическим считается отклонение рентабельности от средней по отрасли на 10 и более процентов. Это своеобразный сигнал налоговикам для постановки организации на контроль. Среднеотраслевые значения рентабельности продукции с 2006 года приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Рекомендуем сверять свою рентабельность с этими значениями. Посмотреть среднеотраслевую рентабельность (скачать приложение 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) можно на сайте налоговой службы.
Итоги
Расчет рентабельности продукции необходим как для оценки эффективности функционирования производства, так и для планирования взаимодействия с налоговыми органами. Если показатели рентабельности организации будут меньше, чем среднеотраслевые, на 10 и более процентов, это означает, что она попадает в зону риска и может быть включена в план выездных налоговых проверок.
Показатель рентабельности розничного магазина: расчет, примеры и виды рентабельности
Зачем рассчитывают рентабельность
Чтобы показать, окупается какое-либо действие или нет. В отличие от других показателей (маржинальность, прибыль, оборачиваемость), рентабельность можно применить ко всему. На основании показателя можно:
Как рассчитывают рентабельность: формула
Показатель определяется по элементарной математической формуле:
Под затратами следует понимать и другие показатели: стоимость основных средств и активов, фонд оплаты труда, вложения в маркетинговые акции и прочее. На этом основании можно рассчитать рентабельность любого из них.
Приведем пример. Вы вложили в закупку товара 20 тысяч рублей, а продали на 40 тысяч. Производим расчет:
Р = (40 / 20) х 100% = 200%
То есть, продажа товаров имеет доходность 200 процентов.
Есть другие формулы расчета, но все они сводятся к той, что мы описали. Да и усложнять все небольшому розничному магазину не имеет никакого смысла.
Что такое порог рентабельности
График: порог рентабельности
Виды рентабельности, актуальные для розничной торговли
Рентабельность товара
Рентабельности каждого товара считается в отдельности. На это стоит обращать внимание при составлении ассортимента. Но продавать одни лишь высокомаржинальные изделия не получится, во всяком случае в большинстве ниш. Например, в магазине продуктов питания основу ассортимента могут составлять товары с низкой торговой наценкой, отказываться от продажи которых нельзя.
Зато можно и нужно маневрировать внутри имеющегося ассортимента: выбирать поставщиков с низкими ценами, сокращать издержки и так далее.
Рентабельность трудозатрат
Розничные магазины вынуждены нанимать большое количество персонала: продавцы-кассиры, бухгалтер, специалист по кадрам, работники склада и так далее. Если после выдачи заработной платы в кассе не остается денег, значит, фонд оплаты труда нерентабелен. Вы не можете себе позволить держать столько сотрудников и платить им деньги.
Вот несколько способов оптимизировать фонд оплаты труда и повысить его рентабельность:
Пример ведения данных о трудозатратах сотрудников
Рентабельность основных средств
Между тем аренда не всегда подходит для долгосрочных проектов. Рано или поздно сумма аренды платежей превысит стоимость активов. То есть, за эти деньги можно было купить основные средства в собственность и они успели бы окупиться. Аренда становится нерентабельной, а поделать ничего нельзя.
Другая сторона медали в том, что чем выше капитализация, тем больше компания стоит на рынке. Магазин с арендованным оборудованием купят дешевле чем тот, у которого все в собственности. На длинных дистанциях активы принесут больше прибыли, даже если окупаются они долго.
Рентабельность рекламы
На все это нужны деньги и нужно, чтобы они окупались. Если реклама нерентабельна, смысла вкладываться в нее нет. Рентабельность вложений определяется также, как и в других случаях. Это прибыль от кампании, поделенная на затраты и умноженная на 100%.
Очень важно отслеживать эффективность каждого канала, если продвигаетесь по нескольким направлениям. Возможно, основная часть покупателей приходит после того, как увидит рекламный щит, в то время как продвинутый SMM-маркетинг ничего не приносит. Нужно отказываться от нерабочих инструментов и развивать эффективные. Для выявления прибыльных каналов используются системы сквозной аналитики. Они показывают рентабельность каждого канала в отдельности.
Распределение видов рекламы по ценовому сегменту
Рентабельность маркетинга
Использование маркетинговых приемов давно стало обыденностью в розничной торговле. Но необдуманное применение таких инструментов принесет больше вреда, чем пользы.
Если после проведения акции чистая прибыль не окупила затраты, значит, мера оказалась неэффективной. Лучше было вообще ничего не затевать и работать как прежде.
Рентабельность автоматизации бизнес-процессов
Развитие технологий позволяет розничному магазину экономить на прикладных вещах. Автоматизация поможет навести порядок в продажах и на складе, способна заменить часть персонала, выдавать подробную аналитику по показателям. Вот что можно автоматизировать:
Тарификация программы “ЕКАМ” для розницы
Рентабельность инвестиций в персонал
Как повысить рентабельность
Как повысить прибыль:
Как сократить издержки:
На этом все, надеемся статья была полезной. Удачи и высокой рентабельности по всем фронтам!
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Читайте также
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Пользователь» –
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222
Что такое рентабельность и как ее считать
4 МИН
Как оценить рентабельность продаж
Рентабельность продаж поможет определить уровень самоокупаемости бизнеса. Разбираемся, что это за показатель и как его считать.
Что такое рентабельность продаж
Рентабельность продаж — один из основных финансовых показателей для оценки эффективности работы компании. Коэффициент показывает отношение прибыли от продаж к выручке за определённый период без учёта акцизов и НДС.
Рост показателя говорит о том, что компания работает эффективнее, чем раньше. Снижение рентабельности отражает сокращение объёмов продаж или демонстрирует неэффективность хозяйственной деятельности.
П. 2.7 прил. 1 к Положению ЦБ РФ № 626-П
Ч. 1.3 ст. 105.8 НК РФ
Как рассчитать показатель
Для расчёта коэффициента рентабельности нужны данные из отчёта о финансовых результатах и бухгалтерского баланса. Среди них:
Формы бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах
Прил. 1 Приказа Минфина России от № 66н
Есть две формулы расчёта рентабельности продаж:
Расчет рентабельности бизнеса
Содержание статьи
Рентабельность (доходность) — это относительный показатель, который помогает оценить эффективность используемых ресурсов. Рассчитать его можно для каждого ресурса в отдельности или для бизнеса в целом.
Сравним два бизнеса: кафе и ресторан.
Прибыль кафе — 50 тысяч рублей в месяц, доход — 200 тысяч рублей.
Прибыль ресторана — 100 тысяч, а доход — 1 миллион.
Если судить по прибыли, ресторан выгоднее. Но мы не учитываем рентабельности — доходности каждого бизнеса. Рассчитаем ее как отношение прибыли к доходу:
Рентабельность кафе = 50 000 : 200 000 = 0,25
Рентабельность ресторана = 100 000 : 1 000 000 = 0,1
Что это означает на практике?
В каждом рубле дохода кафе содержится 25 копеек прибыли, а каждый рубль дохода ресторана включает только 10 копеек прибыли. Если масштабировать бизнес и открыть еще 4 таких же кафе в других районах города, с сохранением рентабельности, доход сети кафе составит 1 000 000 рублей:
200 000 х 5 = 1 000 000 (руб.)
При таком же доходе как у ресторана, прибыль будет в 2,5 раза выше:
50 000 х 5 = 250 000 (руб.)
Этот пример показывает, что для оценки бизнеса рентабельность также важна как абсолютные показатели: прибыль и доход.
Коэффициент рентабельности — это относительный показатель, в числителе которого стоит прибыль, а в знаменателе — объем затрат или ресурса, эффективность которого определяется. Показатель позволяет определить, сколько копеек прибыли получено на рубль использованных ресурсов. Может выражаться процентах или долях.
Прибыль рассматривается за определенный период: год, день, квартал.
Средняя стоимость ресурса рассчитывается как сумма стоимости ресурса на начало и конец периода, разделенная на два.
Расчет рентабельности бизнеса может понадобиться:
1. При планировании новых проектов и привлечении инвесторов
Зная рентабельность и сравнивая ее с другими вариантами вложения денег, инвестор может понять, что выгоднее. Если рассматривать компании из примера, вложения в кафе принесут в два с половиной раза больше прибыли. А инвестиции в ресторан с 10% доходностью выгоднее, чем хранение денег на банковском вкладе со ставкой 5% год, но несут больше рисков.
2. Для анализа эффективности работы компании
Если рассматривать показатели рентабельности в динамике, можно понять, повышается ли эффективность ее работы или снижается.
3. При оценке стоимости компании
Более рентабельная компания будет стоить дороже, так как сможет принести инвестору большую прибыль. Важно сравнивать показатели рентабельности для компаний из одной отрасли, чтобы не было искажений.
При производстве и реализации продукции используется множество различных ресурсов, и для каждого можно провести свой расчет рентабельности. Рассмотрим в статье основные показатели, которые широко используются:
Данные для расчета можно найти в отчете о прибылях и убытках:
И бухгалтерском балансе. Баланс на начало периода:
Баланс на конец периода:
Сервис ПланФакт формирует эти отчеты из данных, которые вносит пользователь, а также автоматически рассчитывает некоторые показатели рентабельности.
Рентабельность продаж (ROS)
Коэффициент рентабельности продаж (Return of sales) отражает прибыльность продаж и долю общей прибыли в выручке. Используются значения выручки и чистой прибыли из отчета о прибылях и убытках. Рост показателя говорит о том, что компания эффективно растет, а снижение — о возможных проблемах в работе.
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка
Выручка — это деньги, вырученные компанией за реализованные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
В зависимости от того, что стоит в числителе, рентабельность продаж может быть разных видов:
Чистая рентабельность продаж
Чистая рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
Чистая прибыль — это прибыль, оставшаяся в компании после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Может быть положительной (дела в компании идут хорошо) или отрицательной, в этом случае, правильнее говорить об убытке.
Чистая прибыль = Выручка компании – Расходы по основной деятельности – Прочие расходы + Прочие доходы – Амортизация – Проценты по кредитам – Налог на прибыль
Значения показателя чистой рентабельности:
При оценке бизнеса важно сравнивать его показатели с другими аналогичными компаниями. Так нормальной рентабельностью для ресторанного бизнеса считается 10-20%, а в продуктовом ритейле рентабельность продаж ниже 4%.
Валовая рентабельность продаж
Используется при анализе крупных компаний, когда трудно рассчитать чистую прибыль.
Валовая рентабельность продаж = Валовая прибыль / Выручка
Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью проданной продукции.
Валовая прибыль = Выручка от продажи — Себестоимость
Нормального значения показателя нет, важно, чтобы он был положительным и демонстрировал рост. Увеличение показателя говорит о росте эффективности производства, снижении себестоимости продукции. Падение — о том, что себестоимость растет.
Операционная рентабельность продаж
Этот показатель отражает, сколько прибыли компания получит на каждый рубль на каждый рубль выручки от продаж после оплаты расходов производства, но до уплаты налогов. Операционная рентабельность помогает определить, какой проект выгоднее для компании. Его можно использовать для сравнения компаний из одной отрасли, с похожими бизнес-моделями.
Операционная рентабельность продаж = Операционная прибыль / Выручка
Операционная прибыль — разница между выручкой и расходами по основной деятельности компании.
Операционная прибыль = Выручка компании – Расходы по основной деятельности
Чистая рентабельность продаж = 676 300 : 3 800 000 = 0,177 или 17,7%
Операционная рентабельность продаж = 1 019 300 : 3 800 000 = 0,268 или 26,8%
Диана Лебедева, финансист, квалифицированный инвестор:
«Обязательно работаем с предпринимателями с показателем рентабельности:
1. Оцениваем бизнес через рентабельность по чистой прибыли. Также этот показатель помогает поставить план по выручке компании, чтобы прийти к желаемому результату по чистой прибыли.
2. Отслеживаем рентабельность каждого направления бизнеса, чтобы своевременно реагировать на убыточные и принимать меры для урегулирования.
3. Оцениваем рентабельность отдельных сделок и проектов, чтобы выявлять те, что приносят больше дохода компании»
Рентабельность активов (ROA)
Это показатель отражает, насколько эффективно используются активы компании и какой они приносят доход. Рентабельность активов один из самых важных коэффициентов рентабельности, наряду с рентабельностью продаж и рентабельностью капитала.
Рентабельность активов = Операционная прибыль / Средняя стоимость активов
Рентабельность активов также зависима от характера деятельности компании. Если отрасль капиталоемкая, требует значительных активов, этот показатель будет ниже. В сфере услуг, где не нужны большие вложения, ROA будет выше.
В норме этот показатель должен быть положительным.
Средняя стоимость активов = (1 389 000 + 1 956 300) : 2 = 1 672 650 (руб.)
Рентабельность активов = 1 019 300 : 1 672 650 = 0,609 или 60,9%
Этот показатель говорит о том, что каждый вложенный в активы рубль приносит 60,9 копеек прибыли.
Активы компании делятся на внеоборотные (основные средства и нематериальные активы) и оборотные. Для них также можно рассчитать свои показатели рентабельности.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Это отношение чистой прибыли к стоимости активов. Отражает, сколько прибыли приносят компании основные средства (недвижимость, транспорт, оборудование).
Рентабельность основных производственных фондов = Чистая прибыль / Средняя стоимость основных производственных фондов
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов = (198 000 + 165 000) : 2 = 181 500 (руб.)
Рентабельность основных производственных фондов = 676 300 : 181 500 = 3,72 или 372%
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Показатель отражает эффективность использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к оборотным активам:
Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средний размер оборотных активов
Оборотные активы — это активы, которые меняют свою форму на протяжении производственного цикла (деньги, запасы, дебиторская задолженность) и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Средний размер оборотных активов = (1 191 000 + 1 791 300) : 2 = 1 491 150 (руб.)
Рентабельность оборотных активов = 676 300 : 1 491 150 = 0,453 или 45,3%
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Помогает оценить эффективность бизнеса и его привлекательность для инвестора, показывает долю чистой прибыли в собственном капитале.
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала
Собственный капитал — это стоимостное выражение имущества компании, сумма уставного, резервного и добавочного капитала.
Уставный капитал формируется при создании компании и состоит из взносов учредителей.
Резервный капитал создается в процессе работы, состоит из части прибыли, полученный в процессе работы.
Добавочный капитал формируется за счет переоценки основных средств или дополнительных взносов учредителей.
Средняя величина собственного капитала = (967 350 + 1 406 300) : 2 = 1 186 825 (руб.)
Рентабельность собственного капитала = 676 300 : 1 186 825 = 0,57 или 57%
Существует еще одна формула расчета, формула Дюпона. Она позволяет более точно понять, какой из показателей оказывает большее значение на рентабельность капитала.
Рентабельность собственного капитала = Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов х Мультипликатор собственного капитала
Чистая рентабельность продаж была рассчитана выше и равна 0,177.
Оборачиваемость активов — эффективность использования активов, сколько денег получает компания с каждого вложенного в активы рубля.
Оборачиваемость активов = Выручка / Средняя стоимость активов
Оборачиваемость активов = 3 800 000 : 1 672 650 = 2,272
Мультипликатор собственного капитала в формуле Дюпона — это отношение средней стоимости активов компании к собственному капиталу.
Мультипликатор собственного капитала = Средняя стоимость активов / Средняя величина собственного капитала
Мультипликатор собственного капитала = 1 672 650 : 1 186 825 = 1,409
Рентабельность собственного капитала = 0,177 х 2,272 х 1,409 = 0,57 или 57%
Если упростить формулу Дюпона, то получится обычная формула расчета рентабельность собственного капитала. Для этого нужно преобразовать множители в дроби:
Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль / Выручка) х (Выручка / Средняя стоимость активов) х (Средняя стоимость активов / Средняя величина собственного капитала)
И упростить дроби, сократив значения выручки и средней стоимости активов:
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала
Мария Искусных, ресторатор, операционный директор:
«Показатели рентабельности, безусловно, являются одними из ключевых показателей эффективной деятельности. Представители малого бизнеса, а в ресторанной индустрии таких очень много, зачастую пренебрегают расчетами. Этого делать не стоит. Без расчетов, прибыльным может показаться проект, который таким не является.
Я считаю, что любой предприниматель минимум раз в три месяца должен рассчитывать, как валовую рентабельность ресторана в целом, так и рентабельность продаж, в том числе, сравнивая рентабельность продаж текущую с той, что была раньше, особенно при обновлении меню»
Способы повышения рентабельности
Существует два основных пути повышения рентабельности:
Оценить изменение рентабельности, а также прибыльности вашего бизнеса при изменении доходов и расходов можно с помощью калькулятора.