что такое ремиз в преферансе
Что такое ремиз в преферансе
Когда мы принимались за эту книгу, на моей книжной полке уже стояло десятка полтора изданий, посвящённых преферансу. Большей частью, правда, это были простые изложения правил популярной игры. А нам с издателем хотелось чего-то большего ― добротного учебника со сборником интересных этюдов и задач, с описанием шулерских приёмов, с игроцкими байками, которые за игорным столом сыплются, как из рога изобилия, с пляжными историями, анекдотами… Хотелось всерьёз определить место преферанса в русской культуре и составить галерею портретов великих преферансистов ― от Белинского и Некрасова до современных, собрать преферансный фольклор, литературные произведения по теме. Хотелось, чтобы книга была богато иллюстрирована, хорошо издана.
Откуда такая уверенность в своих силах? Почему бы не написать учебник по ботанике? Так сложилась жизнь, что несколько лет после окончания факультета журналистики мне довелось зарабатывать на хлеб профессиональной игрой в карты. Почему оставил это занятие? ― спросит любознательный читатель, ― раз так хорошо всё получалось? Действительно, ведь о том, чтобы любимое развлечение доставляло средства к существованию, можно только мечтать. Я и сам затрудняюсь ответить на вопрос, почему оставил игру…
Старший сын пошёл в школу и в один из первых дней учёбы говорит: «Учительница спросила, где мама с папой работают. Про маму я сказал, что в ЦСУ,[1] а что сказать про папу?» ― «Как! Ты что, не знаешь? Папа ― журналист, часто ездит в командировки…» Тогда я впервые подумал, что как-то слишком много шрамов и татуировок у папиных друзей-знакомых. Да и разговоры отнюдь не о газетных передовицах, а всё больше о платежах в конце месяца. Да и лексика ― не для детских ушей. Это был первый звонок.
Как-то раз у меня прожил с полгода Коля Китаец, одессит с пятью судимостями (заехал переночевать и немного задержался; это было вполне в его стиле). Он очень хорошо ко мне относился и во всём старался помогать. Например, воспитываю я своего семилетнего Димку, который что-то сделал не так, а Колёк говорит: «Ты, Дима, слушай папу ― папа правильно говорит, так делать нельзя! Вот у нас был на зоне один тип, который так делал, так его по концовке порезали…». На мои просьбы не вмешиваться в педагогический процесс Николай искренне удивлялся: «Как скажешь, я-то хотел как лучше».
Возможно, бросил «профессиональный спорт» просто потому, что надоело. Захотелось и другие грани этой жизни осмотреть. Что дал мне опыт профессионального игрока и опыт общения с этим миром ― предстоит ещё осмыслить самому, но факт остаётся фактом: лет восемь я жил картами. И преферанс был одним из сильнейших средств в арсенале. В конце 70-х в Ташкенте я даже получил среди играющих кличку Гусарик ― когда предлагали крупную игру в штосс, я всегда отвечал: «Давай для начала сыграем в гусарика». Поэтому, принимаясь за учебник, я чувствовал моральное право взять на себя ответственность. Кто хочет проэкзаменовать, «проверить технику» ― я готов в любой момент сесть напротив. Однако писать про игру оказалось труднее, чем играть.
«Кто знает игру ― пусть не обучает ей», ― гласит итальянская пословица.[2] Когда впервые услышал её, подумал: а, собственно, почему? Что за умник такой итальянский её выдумал? И только потом понял: это не запрет, не нравоучение. Это ― предостережение! Сколько раз потом пришлось его вспомнить! Ни одна работа не давалась мне (не только мне, всей нашей команде, принимавшей участие в создании книги о преферансе) труднее, чем эта. Всё время преследовал какой-то рок! Судите сами.
1. Главу о вероятностях преферанса писал академик Леонид Михайлович Литвин. Это была его давняя мечта ― систематизировать свои математические представления о любимой карточной игре. Он был сильно занят, он знал, что тяжело болен, он очень спешил.
Я забрал у него рукопись в день его отъезда на дачу на майские праздники. С дачи он уже не вернулся ― умер там. Статья «Оптимальные решения…» стала его последней научной работой.
2. Иллюстрации для этой книги обещал дать выдающийся коллекционер игральных карт Александр Семёнович Перельман. У нас с ним было много общих проектов: хотели сделать каталог его фантастической коллекции на CD-ROM, выпустить книжку «Русские писатели за карточным столом»… Мы договаривались начать работать в сентябре. Я позвонил в начале октября ― извиниться, что на месяц выбился из графика, и спросить, когда удобно приехать. Трубку сняла его жена ― Виктория Владимировна. Я попросил Александра Семёновича, но выяснилось, что месяц назад его похоронили. Через неделю я ехал в Питер на 40 дней…
3. В самый разгар работы пропал издатель. Нет, он не отказался от договора, от идеи. Он попросту исчез. Перестали отвечать все телефоны. Я подумал: времена тяжёлые ― «кредиты, бандиты»… Подождём… Но шли месяцы, а он не появлялся. Стали ощущаться трудности с финансированием. Мы собрали совет (не в Филях, на Речном вокзале) ― что будем делать? ― автор, художник, верстальщик. Решили работать дальше и параллельно искать издателя, который согласился бы уплатить сумму, полученную нами авансом. Не объявится наш к выходу книжки сам ― отдадим деньги жене или матери (а кто знает, жив ли?). Слава богу, объявился (но предположения наши, кажется, были не лишены оснований).
«Мелкие» неприятности на этом трагическом фоне даже как-то совестно перечислять: перестала существовать издательская фирма, с которой был договор на вёрстку и оформление. Хорошо, что вся работа строилась на личных отношениях ― бывший директор фирмы Лена Лебедева продолжала тянуть нашу артель «Напрасный труд», в одиночку, повинуясь моральному долгу. Мы частенько обсуждали с ней таинственный смысл злосчастной поговорки и всё подумывали: не достаточно ли предупреждений. Разумеется, на ту же чашу весов складывались все случившиеся за это время болезни и лишения.
В конце концов нам посчастливилось встретить Владимира Ефимовича Грабарника, в лице которого мы нашли горячего поклонника преферанса и надёжного инвестора, и трёхлетний труд был завершён. Можно сказать, что прикупили туза!
Её довольно подробно отражает содержание. Но я хотел бы заранее извиниться перед теми, кто найдёт изъяны в расстановке глав учебника. Мне не удалось структурировать материал лучше. Все темы переплетены. Начинаешь говорить о постановке проблем перед оппонентом в главе «Торговля», приходится сказать, что эта задача должна ставиться на всех этапах игры ― при заказе контракта, на висте и т. д. Говоришь об экономических основах игры, приходится приводить примеры из области торговли, заказа контракта, вистования, и т. д. В специальных главах, посвящённых торговле, заказу игры, мизеру или висту, приходится или повторяться, или опускать эти аспекты…
В словаре и в учебнике даны не только объяснения игроцких или специфических терминов, но и приведено подробное описание многих технических приёмов розыгрыша, даже таких, которые в преферансе встречаются редко, а представляют собой высший пилотаж в других играх, таких как вист и бридж. Например: парада, манёвр мерримак, императорский манёвр или манёвр Дешапеля. Если сквиз и впустка, такие разнообразные и сложные в бридже, встречаются и в преферансе (пусть редко, пусть в упрощённом виде), то вышеупомянутые манёвры имеют лишь теоретическое значение. Напрашивается вопрос: зачем вообще о них говорить? Возможно, достаточным оправданием автору, недавно научившемуся играть в бридж, послужит очарование, утончённая красота этих приёмов. Каждый из них иллюстрирует парадоксальную идею. Возможно, эти идеи позволят вдумчивому читателю перенести приёмы на почву преферанса и добиться небывалого мастерства в этой игре, а возможно, побудят его освоиться с бриджем. В любом из этих случаев автор будет счастлив и сочтёт свою работу не напрасной.
Словарь терминов преферанса
Амнистия — прием при росписи по окочании игры, когда размер горы у всех играющих уменьшается на одинаковую величину наименьшей горы среди играющих для простоты подсчета.
Бескозырка — игра без назначения козырной масти.
Бланковая карта — одна карта в масти.
Большой мизер — мизер без карт прикупа.
Бомба — получает игрок при заявлении «пас» втемную. Величина бомбы зависит от прогресса распаса втемную, она может быть одинарной, двойной, тройной, т.д.
Вист — а) это абсолютный выигрыш играющих. Цену виста оговаривают перед началом игры. Для записи его на чертеже выделены три (два) подучастка; б) заявление партнеров вистовать (играть) против игрока, заявившего одну из игр; в) это карта (карты), дающая возможность вистующим получить взятку в данной партии; г) взятка, которую получил вистующий в процессе игры против играющего.
Вист джентльменский — в случае ремиза играющего, распределение поровну вистов между активно и пассивно вистующими в данной партии.
Вист стоя — вистовать в закрытую.
Вист лежа — вистовать в открытую.
Вистующий — партнеры, за исключением играющего, в данной партии.
Второй король — комбинация карт король-валет или король-малка одной масти.
Выпустить — позволить противнику успешно сыграть заведомо проигранный им контракт.
Гарантированный вист — карта (карты), гарантирующая взятку на данной игре, например козырной туз.
Голубой мизер — мизер, который невозможно поймать.
Гора — участок на чертеже для записи штрафных очков играющего.
Гусарик — разновидность преферанса, позволяющего играть двум партнерам. При игре в «Гусарик» рекомендуется использовать «Сочинский» и «Ленинградский» варианты.
Двойной вист — а) туз, король одной масти; б) трельяж: король, дама, валет одной масти; в) закрытый марьяж: марьяж с маленькой; г) туз, дама, маленькая; д) туз, валет, маленькая; е) туз, десять, девять, восемь; ж) король, валет, маленькая; з) король, десять, девять, восемь; и) дама, десять, девять, восемь.
Елка — участок, применяемый в классическом преферансе для регистрации взяток, сыгранных игр «бомб», игр втемную.
Игра на стол — совместная игра вистующих против играющего.
Заложиться — заказать малое количество взяток, предполагая наличие маловероятного расклада карт у вистующих или «пистолета» в козырях.
Играющий — партнер, получивший в результате торговли право на игру от 6 пик до мизера.
Игра или розыгрыш — процесс, когда вистующие препятствуют играющему выполнить заявленное количество взяток.
Карты к орденам — ближе к груди, то есть не дать возможности коллегам выполнить заповедь: «посмотри карты соседа — свои успеешь».
Колесо — знак, заменяющий 100 вистов.
Консоляция — штраф за ремиз.
Ловля — процесс игры партнеров против играющего мизер.
Лидер — партнер в выигрыше на данном этапе игры.
Марьяж — король, дама одной масти.
Мизер — игра с целью не взять ни одной взятки.
На одну руку или на лапу — обозначение шулерского приема когда двое игроков предварительно договариваются играть против третьего игрока.
Наиграть — по ошибке дать противнику еще одну взятку, там где ее при правильной игре (или при игре в открытую) не было.
Нести — сбрасывать карты одной масти при ходе в ренонсную масть. Как правило на мизере с целью «поймать» играющего, либо на распасах.
Небитка — карты у игрока, на которые он получает все оставшиеся взятки.
Нога (подпорка) — маленькая карта в одной масти с большой или двумя большими (обычно с марьяжом).
Обязательный вист — вистующие обязаны отыграть у играющего свои висты; сколько — зависит от заявленной игры. Ответственность за отбор обязательных вистов лежит на активно вистующем.
Одинарный вист — туз без других карт, второй король, третья дама, четвертый валет.
Паровоз — серия взяток на мизере.
Партия — игра, которая идет до своего завершения после одной сдачи карт.
Пас — отказ от активной игры в данной партии.
Первая рука — игрок, находящийся от сдающего слева, дальше нумерация по часовой стрелке.
Подсад — невыполнение контракта.
Помощь — После достижения размера пули (оговариваемого перед игрой) игрок начинает «помогать» закрывать пулю остальным игрокам согласно текущей конвенции.
Прикуп — любая пара карт, за исключением первых и последних. Прикуп хранится у сдающего, выдается он партнеру, заявившему игру.
Прикупной расклад — расклад карт, при котором почти любые карты в прикупе усилят руку играющего.
Прокидаться — пойти не той картой, как было задумано, из-за волнения или усталости.
Промоция — розыгрыш дополнительной взятки в козырях при ходе от вистующих. Например пара дама-малка у вистующих обычно взятку не берет. Но при определенном раскладе и козырном валете у другого вистующего(пасующего) можно превратить эту комбинацию в взятку.
Прорезать играющего — вистующий, находящийся справа (слева) от играющего, делает ход малкой через него.
Пуля — a) участок на чертеже, для записи очков за сыгранные игры, а также поощрительных очков за ноль взяток на распасе. б) в более широком смысле вообще партия игры в преферанс, например «сыграть пулю», «расписать пулю».
Разбойник — партнер остался один с несписанной горой, а время игры не вышло.
Раз или пики — минимально возможная заявка (шесть пик).
Расклад — комбинация карт a) у играющего; б) у всех троих.
Расписать пулю — сыграть в преферанс.
Ремиз — недобор взяток, вистов.
Ренонс — а) снос карты не в масть; б) отсутствие карт в одной из мастей.
Роспись пули — расчет игры.
Рука — игрок.
Свои взятки — то есть те взятки которые будут получены неизбежно. Выражение связано с приемом игры на распасе при котором игрок стремиться забрать «свои взятки» в начале игры дабы не получить больше запланированного.
Свой вист — вистующие отказались активно вистовать, один из них соглашается на свой вист, если ему разрешит играющий (свой вист возможен только на 6-й и 7-й игре).
Сдающий — а) пассивный вистующий при игре четверых партнеров; имеет право активно вистовать при отказе двух партнеров; б) игрок, отвечающий за правильную сдачу карт, прикуп; контролирует ход игры, правильную запись партнерами после данной партии.
Сорока — то же, что «марьяж».
Сталинград — требование всем игрокам вистовать при заказе 6 пик.
Стена (пистолет) расклад, при котором у одного из игроков нет карт некоторой масти. Как правило «стена» это 4 или даже 5 козырей у вистующего (или пасующего) что сулит ремиз играющему.
Струна (фестиваль) расклад у играющего когда в каждой масти (и козырной) у него не более трех карт то есть 3-3-3-1 (3-3-3-3 до сноса прикупа).
Стол — партнеры.
Сюркуп — Это прием, при котором один вистующий ходит некозырной картой, а играющий и другой вистующий кладут по козырю.
Торговля — борьба партнеров за право назначения игры.
Третья дама — комбинация карт дама-валет-малка или дама-малка-малка одной масти.
Тройной вист — а) туз, король, дама; б) туз, король, валет (при чужом ходе); в) туз, король, девять, восемь; г) закрытый трельяж (король, дама, валет, восемь); д) марьяж, закрытый двумя маленькими без семерки; е) король, валет, две маленькие без семерки.
Угадайка — ситуация на мизере, когда вистующие должны угадать какую масть снес играющий. Очень часто, видя у себя «угадайку», играющий сносит карты случайным образом, чтобы исключить влияние психологических факторов.
Флаг — 100 очков в горе (или пуле).
Фонарь — обозначение 100 вистов.
Фоска (малка) — одна из младших карт в масти.
Четвертый валет — комбинация карт : валет и 3 малки одной масти.
Хозяин горы — партнер, набравший в начале игры на обязательных распасах наибольшее количество очков, «хозяин горы» производит заказ игры.
Правила игры Преферанс
История игры, количество игроков
Согласно правилам игры в преферанс играют вдвоём, втроём или вчетвером. При игре вчетвером сдающий не участвует в игре. На нашем портале в игре могут участвовать 3 игрока.
Колода для игры, старшинство
карт и мастей
Колода для игpы в преферанс состоит из 32 каpт — по восемь каpт четырех мастей. По порядку старшинства это следующие масти:
— червы (самая старшая масть),
— бубны,
— тpефы,
— пики (самая младшая масть).
Старшинство мастей имеет значение при торговле и заказе игры (контракта).
Каждая из этих мастей включает следующие каpты в нисходящем порядке: туз, король, дама, валет, десятка, девятка, восьмерка, семерка.
Одна из мастей может быть, по правилам игры, назначена козырем. В этом случае любая карта козырной масти становится старше любой другой карты некозырной масти. Между картами козырной масти сохраняется традиционная иерархия (старшинство).
Порядок (старшинство) карт не изменяются никогда, независимо от величины назначенной игры (контракта) и заказанного козыря. Карты в очках не оцениваются.
При записи младшие карты традиционно обозначают знаком масти и символом достоинства, например, десятка пик — 10, а старшие карты — знаком масти и заглавной буквой её названия (русской или английской), например, дама червей —
Д или бубновый валет —
J. При обозначении заказанной игры (контракта) на первом месте стоит величина контракта, а на втором знак масти —
7 (семь треф).
Взятка. Правила выкладывания карт
В основе игры преферанс лежит принцип взятки. Взятка — карты, выложенные на стол каждым из игроков за один круг игры.
Во всех видах игр преферанса задача участников сводится к тому, чтобы брать взятки или, наоборот, не брать взяток.
Правила игры в преферанс определяют, кому принадлежит взятка и каким образом ведётся учёт набранных взяток. Первая карта, положенная на стол с целью образовать взятку, называется ходом. Ход различают по масти первой карты, например, ход в пику или ход по трефам.
Первый ход принадлежит игроку, сидящему слева от сдатчика, в дальнейшем — игроку, взявшему последнюю взятку.
На ход в масть каждый игрок обязан класть карту той же масти. Если карт этой масти нет, игрок обязан бить козырем. И если только у него нет ни масти хода, ни козырей, он может положить любую карту.
Карта, побившая другие карты или не побитая другими картами, берёт взятку. Игрок, которому принадлежала эта карта, берёт взятку себе.
Каждая взятка состоит из трех карт, по одной от каждого игрока.
Виды и стоимость игр
Игры разделяются на три вида: игры на взятки — игрок назначает минимальное количество взяток, которое он обязуется взять при заказанном им козыре или без козыря; мизер — игрок обязуется не взять ни одной взятки; распасовка — все игроки стремятся взять как можно меньше взяток.
Все возможные заказы (контракты) игpока в преферанс ранжируются от младшего к старшему следующим образом:
Смысл игры заключается в том, чтобы, оценив в каждой сдаче свои карты, заказать наилучший контракт и выиграть возможно большее количество очков.
Правила записи результатов игры
(пуля, пулька)
Правила расчета пули в преферансе
Вся совокупность контрактов, образующих самостоятельную игру, называется «пулькой». Такое же название носят: протокол, регистрирующий результаты каждого контракта; часть этого протокола, регистрирующая только результаты выигранных контрактов (другие части этого протокола называются «гора» и «висты»).
Правила торговли
После того, как все карты розданы, происходит торговля: игроки конкурируют за право взять прикуп и назначить контракт. Берёт прикуп и назначает контракт тот, кто сделает в конкурентной торговле наивысшее назначение.
Контракт назначается из расчёта количества взяток, которые игрок сможет взять, если возьмёт прикуп и назначит по своему усмотрению козырь или игру без козыря.
Начинать торговлю можно с назначения не менее, чем 6. Следующий игрок может принять участие в торговле за прикуп и сказать «шесть треф», или «трефа», или просто «два».
Торговля в преферансе идет последовательно, по нарастающей, каждый следующий заказ старше предыдущего — 6 — 6
— 6
— 6
— 6 без козыря, — 7
и т.д. до 10-ти без козыря. После того как игрок выиграл торги он может играть ту игру, на которой торги остановились или любую старше. Исключение составляет контракт «мизер», который можно заказать только сразу.
Игра «мизер» не может быть заказана игроком, который участвовал в торговле любой заявкой. Желающий играть мизер должен объявить об этом своей первой заявкой. Если игрок успел сделать любую другую заявку, он теряет право заказать мизер.
Игрок, не желающий начинать или продолжать торговлю, говорит «пас» и в дальнейших торгах участие не принимает.
Если все игроки сказали «пас», то играется распасы — игра, в которой все стараются взять как можно меньше взяток.
Игpок, сделавший в процессе торговли самое высокое назначение, становится «игpающим». Он берёт прикуп и заказывает контракт. Он обязан заказать игру в любом случае, даже если не видит вариантов взять заказанное количество взяток.
Игрок, выигравший торги, и взявший прикуп, заказывает свою игру, в которой он обязуется взять определённое количество взяток при заказанном им козыре или без козырей. Все игры, в которых играющий стремится взять взятки (в отличии от мизера и распасов) называются играми на взятки. Все игры на взятки разыгрываются в случае, если завистованы. Игрок, взявший прикуп, не может «сдаться без боя», иначе как признав, что остался «без всех», и должен играть завистованную игру до конца.
Правила розыгрыша мизера
Игра, в которой победитель торгов обязуется не взять ни одной взятки, называется мизером.
Козырей на мизере не существует. Старшинство карт сохраняется, равно как и все основные правила преферанса: на ход в масть обязательно давать в масть, ход принадлежит игроку, взявшему последнюю взятку и т.д. Если ход принадлежит разыгрывающему, он должен сделать его до того, как противники «лягут» — откроют карты. Если первый ход принадлежит вистующим, они открывают карты до первого хода.
Правила розыгрыша распасов
Если все три игрока не вступили в торговлю (заявили «пас») то играется распасы — игра, в которой все игроки стараются взять как можно меньше взяток.
В различных разновидностях преферанса результаты распасовки записываются по разному: в гору или в вистовую запись. Дополнительные соглашения о проведении распaсов на портале Мини-Игры Mail.Ru вы можете прочитать ниже.
Козырей на распасовке не существует. Давать в масть обязательно. При отсутствии масти можно нести любую карту.
Правила для вистующих, подсчет вистов
После того, как заказана игра, следующий за разыгрывающим игрок должен сказать, обязуется ли он взять обязательное для данной игры количество взяток, как правило, равное разности от вычитания величины заказанной игры из числа 10. Если обязуется, он говорит «вист», а если не обязуется, говорит «пас». Игрок, сделавший заявку «вист», называется «вистующим». Вистующие игроки обязаны взять определенное количество взяток в раздаче.
Обязательное для вистующих количество взяток:
Если завистовали оба противника разыгрывающего, то они вместе должны взять обязательное для данной игры количество взяток.
Существует совокупность договорных условий о правилах виста, характеризуемых как жёсткие, называемая жлобским вистом или мягкие, называемая джентльменским вистом. Является предметом предварительной договорённости между игроками.