что такое реликвия в истории
Значение слова «реликвия»
1. Особо чтимый предмет, принадлежащий якобы богу, пророку или святому, а также останки святого (мощи), обладающие, по представлению верующих, чудодейственной силой.
[От лат. reliquiae (мн. ч.) — остатки, останки]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Реликвии бывают историческими и религиозными.
Исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи и древние манускрипты, регалии власти, государственные печати. Среди наиболее известных — Шапка Мономаха, Ботик Петра и др.
Религиозные реликвии бывают подлинными или же поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные религиозные культы, существующие внутри религий. Среди реликвий различных религий — Копьё Судьбы, Стена Плача, Чёрный камень Каабы, Зуб Будды. Христианские реликвии хранятся в специальных реликвариях.
Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству то есть из поколения в поколение.
Технические реликвии — экземпляры машин или иных технических устройств, относящихся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии.
РЕЛИ’КВИЯ, и, ж. [латин, мн. ч. reliquiae — остатки]. 1. Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи. 2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книжн.). Семейные реликвии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рели́квия
1. религ. предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий — по представлению верующих — чудодейственной силой ◆ Главное место в алтаре занимала центральная святыня и реликвия — «Владимирская Богоматерь», которую князь щедро украсил, «вковав» в неё много золота, серебра и драгоценных камней. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом ◆ Заведующий этим уникальным учреждением Александр Левин собрал различные реликвии, старые, например, афиши, которые читаешь как исторические романы. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1995—1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спрашиваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Краткая история реликвий
В Выставочном зале Патриаршего дворца в Московском Кремле открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Король Франции жил в XIII веке и среди прочего известен тем, что собирал реликвии, связанные с последними днями жизни Иисуса Христа
Что такое реликвии и откуда они взялись
Особую роль в деле собирания таких реликвий сыграл король Франции Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 году, спустя 27 лет после смерти. Людовик возглавлял Седьмой и Восьмой крестовые походы. Вернувшись из Святой земли, он заложил при королевском дворце церковь Сент-Шапель и решил хранить там реликвии, связанные с крестной жертвой Христа. Часть их пропала во время Великой французской революции, а то, что уцелело, в 1804 году, уже при Наполеоне, перешло в ведение парижского архиепископа и было перенесено в собор Парижской Богоматери, где хранится до сих пор.
Вера в магическую силу реликвий для средневекового человека была явлением чрезвычайно рациональным. Культ реликвий базируется на убеждении, что сила святого после смерти остается в его останках и в вещах, к которым он прикасался. Поэтому реликвии можно разделить на два типа: собственно мощи и так называемые контактные реликвии — brandea, то есть объекты, к которым святой прикасался. К библейской истории относятся преимущественно реликвии второго типа.
Сперва мощи хранились в закрытых ящичках, которые называют «ковчежцами». Начиная с XIII века их начали выставлять на всеобщее обозрение: класть в прозрачные емкости, а те, в свою очередь, в драгоценные реликварии. Реликварий, или мощевик, мог иметь самую причудливую форму — в том числе воспроизводить очертания самой реликвии.
Реликварий с рукой Карла Великого. Изготовлен в Лионе в конце XV века по приказу Людовика XI. Хранится в Аахене, Германия, в королевской капелле © Jim Forest / CC BY-NC-ND 2.0
Монастыри, монашеские ордена, конкретные церкви и их приходы, владевшие реликвиями, в глазах верующих наделялись особой близостью к святым, а владение реликвиями обеспечивало славу и привлекало паломников. Часто реликвии приобретали функцию инсигний, то есть знаков власти. Обладание ими (например, копьем Лонгина или терновым венцом) считалось залогом политического успеха, а потеря — знаком провала.
Ясли Христовы
С яслями Иисуса, то есть кормушкой для скота, служившей колыбелью Христу, связаны две реликвии. Во-первых, под амвоном базилики Рождества Христова в Вифлееме находится маленькая часовня, внутри которой мрамором отмечено углубление, где, по преданию, стояла колыбель Иисуса. Вторая — это сами ясли (вернее, их деревянная часть), которые в VII веке по приказу папы римского были вывезены в Рим, после того как Иерусалим был захвачен персами. Ясли и сейчас хранятся в Риме — в церкви Санта-Мария-Маджоре.
Молочные зубы Христа
Сегодня ни одна церковь не утверждает, что ей принадлежат молочные зубы Иисуса. Однако сохранились свидетельства о том, что, помимо монастыря Святого Медарда, на обладание этой реликвией претендовала часовня в Венсенском лесу Парижа (зуб упоминается протестантом Пьером Муланом в XVI веке), часовня в Версале (последнее упоминание в 1792 году) и церковь Святой Мадлены в Нуайоне (конец XVIII века).
Плат Вероники
Плат Вероники — нерукотворное изображение Христа. Важно не путать его с Туринской плащаницей — полотном, в которое Иисус был завернут после снятия с креста, а также с Мандилионом С греческого Άγιον Μανδήλιον означает «святой плат». (он же Спас Нерукотворный из Эдессы), другими реликвиями, чудесно возникшими без участия художника. По преданию, когда Иисус нес крест на Голгофу, стоявшая в толпе женщина по имени Вероника подала ему платок, чтобы он утер лицо. На платке отпечаталось изображение лика Спасителя.
Реликвия, именуемая плат Вероники, хранится в соборе Святого Петра в Риме. В годы своего правления в 1623–1644 годах папа римский Урбан VIII запретил делать копии с плата Вероники и приказал уничтожить уже существующие репродукции. Пастве плат Вероники показывают единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого поста. Реликвию демонстрируют с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.
Копье Лонгина
Статуя святого Лонгина работы Бернини в базилике Святого Петра, над которой на балконе в реликварии хранится копье Лонгина © flickr.com/MA1216 / CC BY-NC-ND 2.0
Копье, которым был заколот Иисус, впервые упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин. 19:34): «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». И все же сохранившуюся до наших дней реликвию не стоит отождествлять с копьем, описанным в Библии.
Коронация Генриха II Святого. Миниатюра начала XI века Sakramentar Heinrichs II / Bayerische Staatsbibliothek
Существует несколько копий копья Лонгина, из которых лучше всего известна история так называемого венского копья, хранящегося в Хофбурге. Самое раннее его изображение встречается на миниатюре XI века, где изображена коронация императора Священной Римской империи Генриха II Святого. Наконечник состоит из двух пластин, стянутых проволокой, и втулки, в которой крепилось древко. В лезвие вставлен один из гвоздей, которыми Иисус был прибит к кресту. Пластины покрывает золотой кожух с надписью Lancea et Clavus Domini («Копье и гвоздь Господни»).
Копье Лонгина из армянского Эчмиадзинского монастыря Wikimedia Commons
В Средние века считалось, что обладание копьем делало правителя непобедимым в бою: именно так объяснялись победы в битвах Карла Мартелла при Пуатье (732 год), Оттона I — на реке Лех (955 год) и Карла Великого (в многочисленных сражениях). Вера в особую силу и значимость копья дожила и до XX века: по личному указу Гитлера после аншлюса Австрии в 1938 году венское копье было ненадолго перевезено в Нюрнберг.
Животворящий Крест
Как пишет римский церковный историк IV века Руфин Аквилейский, после обретения истинного Креста императрица Елена отослала его фрагмент своему сыну, императору Константину. Положение изменилось после того, как шах Хосров II захватил Иерусалим и вывез Крест в иранский город Ктесифон, неподалеку от Багдада. Вернул Крест византийский император Ираклий, а затем перевез в Константинополь: Иерусалим находился под постоянной угрозой арабского завоевания. Так с VII века реликвия стала важным участником ежегодного праздника Крестовоздвижения.
Икона «Поклонение Кресту», предположительно, Ивана Салтанова. 1677–1678 годы Изображение креста с предстоящими святым царем Константином, святой царицей Еленой, царем Алексеем Михайловичем, царицей Марией Ильиничной и патриархом Никоном. В центре изображен семиконечный Кийский крест, который был сделан по заказу патриарха Никона в Палестине. В него было вложено около 300 частиц святых мощей (на иконе они обозначены звездами и прямоугольниками с надписями).
Московский Кремль; Wikimedia Commons
Отдельные частички Креста разнеслись по всей средневековой Европе. Одна была вывезена из Константинополя в Венецию в 1205 году, другие две — в 1241 году в Париж. Еще один фрагмент был инкрустирован в Кийский крест Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского Крестного монастыря на острове Кий. патриарха Никона, который сейчас хранится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Гвозди из Креста
С первых веков существования христианства ведутся споры о том, сколько гвоздей использовалось при распятии. По разным версиям, их было либо два (руки Иисуса прибиты гвоздями, а ноги привязаны к кресту веревкой), либо три (Григорий Богослов пишет, что руки были прибиты двумя гвоздями, а ноги — одним), либо четыре (Григорий Турский настаивал на двух гвоздях в руках и еще по одному в каждой ступне).
Обретение гвоздей связано с той же императрицей Еленой — дальнейшая история этих реликвий не столь однозначна. Историк Феофан Исповедник в своей «Хронографии» утверждает, что два гвоздя Константин употребил на изготовление узды Уздечка отсылает к Книге пророка Захарии, где говорится: «В то время даже на конских уборах будет начертано: „Святыня Господу“» (Зах. 14:20). для боевого коня, а третий вковал в свой шлем. Амвросий Медиоланский рассказывает, что один гвоздь был использован для изготовления уздечки, а второй — для диадемы: «один — для красоты, а другой — для проявления своей веры и благочестия». Григорий Турский пишет, что в уздечку коня императора Константина были вкованы два гвоздя. Сократ Схоластик пишет, что два гвоздя Елена утопила в Адриатическом море, чтобы укротить шторм, который начался, когда она плыла на корабле в Рим.
Терновый венец
Венец с шипами, возложенный на голову Иисуса во время поругания, впервые упоминается в Евангелиях. У Марка: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему» (Мк. 15:16–18). У Матфея: «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф. 27:29). У Иоанна: «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам» (Ин. 19:2–3).
Прибытие тернового венца в Париж и встреча его Людовиком IX Святым. Миниатюра из манускрипта «Le Livre des faiz monseigneur saint Loys». XV век Bibliothèque nationale de France
Реликвию описывают паломники, посещавшие Иерусалим в IV–VI веках. Потом венец был перевезен в Константинополь. Точная дата translatio неизвестна, но мы знаем, что к 614 году, когда город был захвачен персами, венца в нем уже не было. В 1239 году Людовик Святой перекупил реликвию у императора Латинской империи Латинская империя — государство, возникшее в 1204 году, после того как крестоносцы захватили Константинополь. Балдуина II за огромную сумму (около 140 000 золотых ливров), и 10 августа 1239 года терновый венец прибыл во Францию. Людовик встретил его в городе Вильнёв-л’Аршевек, снял с себя все знаки царской власти и босиком, в рубище пронес его до города Санса. 18 августа венец был торжественно внесен в Париж и помещен в часовне Святого Николая при королевском дворце. Позже Людовик повелел построить для святыни специальную капеллу-реликварий — Святую капеллу, или Сент-Шапель, — где венец хранился с 1248 года и до Великой французской революции. После революции он был передан в сокровищницу собора Парижской Богоматери, где и хранится до сих пор.
Шипы из венца, как и гвозди из Креста, в Средние века множились. Их список приводит в «Трактате о реликвиях» Жан Кальвин, не скрывая своей иронии:
«Третья часть венца в Сент-Шапель в Париже; три шипа в Римской церкви Святого Креста; много шипов в римской церкви Святого Евстафия; множество шипов в Сиене; один шип в Виченце; пять шипов — в Бурже; в Безансоне, в церкви Святого Иоанна, — три; в Мон-Руаяле — три; один — в соборе Овьедо в Испании; в соборе Святого Иакова в Галисии — два; в Альби — три; в Тулузе, в Маконе, в Шарру, в Пуату, в базилике Нотр-Дам де Клери-Сент-Андре, в Сен-Флур, в Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе, в приходской церкви Святого Мартина в Нуайоне — по одному».
Творческие проекты и работы учащихся
В готовом исследовательском проекте по истории на тему «Семейные реликвии» автором были рассмотрены реликвии своей семьи, изучена история появления этих вещей у его предков и причины их хранения сегодня.
Подробнее о проекте:
В данном творческом исследовательском проекте на тему «Семейные реликвии» дается ёмкое определение понятий «реликвия» и «семейная реликвия». Автор проекта перечисляет виды реликвий и дает обоснование каждого из них, рассматривает значение семейной памяти на примере собственной семьи. В рамках настоящего проекта был проведен опрос среди одноклассников, по результатам которого учащаяся 9 класса школы выяснила, какой процент семей хранит семейные реликвии.
Оглавление
Введение
1. Понятие «семейная реликвия».
2. Виды реликвий.
3. Память семейная.
4. Результаты.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Цель: изучить реликвии своей семьи.
Гипотеза: если в семье есть реликвия, то такая семья хранит память о предках и чтит традиции семьи.
Предмет исследования: старинные вещи моих родственников
Объект исследования: история жизни людей.
А есть ли у учеников нашего класса семейные реликвии? Чтобы узнать это, я провела анкетирование в классе. В опросе приняли участие 20 человек. Было задано 3 вопроса: 1. Зачем нужны семейные реликвии? 2. Есть ли в вашей семье реликвии? 3. Если есть, то какие?
Результаты анкетирования учеников 9 «М» класса показали:
Анализ позволил выделить следующие реликвии:
К сожалению, не все ребята смогли вспомнить семейную реликвию. Я сделала вывод, что данная тема актуальна, потому что каждый человек должен помнить и знать, кем были его предки, знать о вещах, которые нам очень дороги как память о родственниках.
Понятие «семейная реликвия»
Словарь синонимов Н. Абрамова указывает нам на слова раритет и мощи.
Анализ различных источников показал, что реликвия – это предметы, которые несут в себе человеческие чувства, частичку семейной истории, иногда даже семейные тайны. Прикоснувшись к ним, мы можем ощутить эмоции, которые когда-то пережили прежние владельцы данной вещи. В своей работе я буду использовать второе значение слова реликвия – особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или традициям вещь.
Семейные реликвии – документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству.
Виды реликвий
Рассматривая реликвию, как особый предмет, вещь, можно выделить несколько ее видов:
Память семейная
Я расспросила маму и бабушку, нашла некоторую информацию на сайтах «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа».
Из госпиталя родителям сообщили о смерти их сына: «Товарищ Калинушкина Е. И.! Ваш сын Калинушкин Василий Григорьевич, кр-ц 1150 СП 28.07.1943г был ранен пулей в область правого тазобедренного сустава. В наш госпиталь поступил 11.08.43г в тяжёлом состоянии. Были приняты все меры для спасения жизни вашего сына, но ранение было очень тяжёлое, и 17.08.1943г в 4.00 часа он умер. Извещение о смерти нами выслано в РВК. Похоронен г. Тула Всехсвятское кладбище площадка СЭГ 1066 могила 849». Ему был всего лишь двадцать один год.
Мой прадед – Носов Михаил Павлович родился в Тамбовской области в селе Сосновка в 1914 году. До войны работал трактористом, собирал урожай на колхозных полях, в труде дедушка Миша находил смысл своего существования. Он был малограмотным, но зато добрым, честным, отзывчивым и сильным- большим тружеником. Когда началась война, Михаилу Павловичу было 27 лет и он, не задумываясь ни секунды, оставив семью и двоих детей, пошёл защищать Родину.
Моего прадеда определили в 1922 артиллерийский полк 3-го Украинского фронта. Бабушка вспоминала, что Михаил Павлович никогда ничего им о военных годах не рассказывал. Говорил только, что дошёл до Чехословакии, был ранен и контужен. Дедушка Миша был награждён медалью «За отвагу».
Из Справки о боевых действиях 208 самоходной артиллерийской двинской бригады я узнала, что «…бригада участвовала в оборонительных боях по разгрому 11 танковых дивизий противника, пытавшихся прорваться к Дунаю. За период с 6 марта по 15 апреля 1945 года бригада прошла с боями свыше 320 километров и, участвуя в операциях по овладению крупными городами и опорными пунктами обороны противника, вышла на подступы к столице Австрии – городу Вена.
В трудных условиях бездорожья и горно-лесистой местности, бригада совершила обходной манёвр, обошла Вену с северо-запада, взяла город Клостернойбург. За время наступательных боёв бригада 5 раз отмечена благодарностями в приказах Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина…». В каких других военных операциях принимал участие мой прадед, мы, к сожалению, пока не знаем…
Ни одну минуточку не просидит без дела. И муж нашёлся под стать ей- красивый и трудолюбивый парень- Балабанов Никита. Чтобы построить себе дом, пришлось молодой семье уехать на заработки в Донбасс. Работали в шахте: Никита добывал уголь, а Анна работала на равных с мужчинами, грузила уголь. В Донбассе родился сынок Ванечка. Там застала молодую семью война. Никиту забрали на фронт, а Анну эвакуировали в Запорожскую область.
Молодой женщиной была в годы войны моя прабабушка, женщиной, которая многое повидала и многое испытала. Война забрала у неё всё: сына, мужа, брата, родной дом, но не сломила её характер, а сделала ещё сильнее в желании победить врага.
Мне важно сохранить не только эти дорогие вещи, а важно сохранить память о родных. Во многих семьях бережно хранят фотографии, боевые и трудовые ордена, памятные вещи. Мне кажется, эти святые вещи должны прочно войти в нашу жизнь, потому что пока мы помним, мы живём!
Изучая семейные реликвии, мне захотелось выяснить подробнее судьбу моих родственников, задуматься об истории семьи, проследить историю жизни моих прадедов, которые принимали участие в Великой Отечественной войне и прабабушек, которые оставили след в судьбе нашего рода.
Результаты
Есть результаты моей проектно-исследовательской работы. Я участвовала в проекте «Правнуки победителей» и стала победителем муниципального этапа, полуфиналистом Всероссийского этапа конкурса сочинений «Мой прадед» и финалистом Всероссийского творческого конкурса учащихся и молодёжи «Моя семейная реликвия», проходившего в рамках форума «Крепка семья- сильна Россия!»
Заключение
Таким образом, я подтвердила гипотезу: если в семье есть реликвия, то такая семья хранит память о предках и чтит традиции семьи. Семейная реликвия помогает узнать историю семьи.
Работа по теме «Семейные реликвии. Моя семья – моя память» дала возможность задуматься об истории своей семьи. Я пришла к выводу, что самые простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются дорогими в семье, они помогают понять, как жили наши предки, какие традиции и обычаи были в нашей семье, позволяют узнать историю своей семьи.
В определенные периоды жизни каждый из нас начинает интересоваться историей собственных предков и своего рода. В этот момент как никогда понимаешь, что семейную историю нужно хранить, как сокровище, потому что родственные связи, которые даёт нам семья, удивительны.
История реликвии
Известно, до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (во время Четвертого крестового похода) плащаница хранилась в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. Сохранились свидетельства Николая Мазарита, спасшего плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием», и летописца Крестового похода Робера де Клари: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города».
Архиепископ Антоний Новгородский также видел плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году (она была подвешена над алтарем Софийского собора).
После взятия крестоносцами Константинополя Туринская плащаница была утеряна и появилась лишь спустя более чем 150 лет во Франции, в городе Лире.
Некто граф Жофрэ де Шарни в 1353 году публично объявил о нахождении у него плащаницы и передал ее в приход местной церкви, где она впервые была выставлена в городском храме, что вызвало резкий протест местного епископа. Дело осложнялось тем, что Жофрэ де Шарни не мог объяснить ее происхождение.
Существует гипотеза, согласно которой плащаница все эти годы тайно хранилась в ордене тамплиеров, поклонявшихся ей как святыне. Однако орден был распущен в 1312 году, а многие тамплиеры казнены. Поэтому никаких стопроцентно верных подтверждений этой версии нет. Так же трудно объяснить местонахождение плащаницы между 1312 и 1353 годами. Ведь граф де Шарни мог лишь на словах утверждать о происхождении реликвии и о том, что все это время она находилась именно у него.
В 1389 году сын Жофрэ де Шарни, заручившись поддержкой папы римского, сделал вторую попытку выставить Туринскую плащаницу в храме. Она была помещена в специально выстроенной церкви в Лире, во владениях де Шарни близ Парижа. Этому воспротивился местный епископ Пьер д’Арси, который официально объявил, что Туринская плащаница – «дело человеческих рук». Его меморандум – первый документ о «плащанице де Шарни», который имеется в руках историков.
В 1390 году папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение – икона.
В 1452 году внучка графа Жофрэ, Маргарита де Шарни, продает плащаницу герцогу Людовику I Савойскому, который хранил ее в соборе французского города Шамбэри, где она пострадала при пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году плащаница стала храниться в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя, где она пребывает и по сей день.
Туринская плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек. Следующий раз плащаницу предполагается выставить в 2025 году. Кстати, католическая церковь официально ни разу не признавала подлинность плащаницы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Пропавшие драгоценности и реликвии
Пропавшие драгоценности и реликвии В 221 году до новой эры молодой, талантливый полководец Ганнибал стал командующим карфагенской армии.Известный древнеримский историк Тит Ливии писал о нем: «Насколько он был смел, бросаясь навстречу опасности, настолько же он был
Две реликвии Карла Великого
Две реликвии Карла Великого Корона Священной Римской империи известна под несколькими названиями, в том числе и как Германская императорская корона, и как Нюрнбергская корона. Очень часто ее называют короной Карла Великого, хотя достоверных доказательств того, что он
Ватиканские реликвии
Ватиканские реликвии Несмотря на свою скромную территорию, Ватиканское государство владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками, ювелирами и скульпторами. В Ватикане собрано такое
Реликвии и родословные
Реликвии и родословные Мне было лестно познакомиться с графской семьей и любопытно наблюдать вблизи картины испанского домашнего быта, но сколь же возросло мое любопытство, когда я узнал о фамильной причастности графа к героическим временам покорения Гранады. В самом
I Реликвии всех эпох
I Реликвии всех эпох Законы Хаммурапи Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб
I Реликвии Карла Великого
I Реликвии Карла Великого Легендарный императорЛегендарный император Карл Великий до сих пор остается одной из ключевых фигур европейской истории. Сын франкского короля Пипина Короткого, он родился в 742 году. В 768 году Карл вместе со своим братом Карломаном унаследовал
II Реликвии Священной Римской империи
II Реликвии Священной Римской империи «Священная»? «Римская»? «Империя»?Священная Римская империя была основана в 962 году, спустя примерно полтора века после смерти Карла Великого. Однако именно Карл Великий стал фактическим ее основателем. Его коронация в канун
Храните реликвии героического прошлого!
Храните реликвии героического прошлого! В числе реликвий, связанных с именем или жизнью Левы, маленькая фотография с надписью на обороте: «Дорогому Мишке от Левы. 19 августа 1942 года» — последняя известная фотография этого уникального юноши. Вот малоформатная