что такое религиозный брак

Что такое церковный брак и как он заключается

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный бракЧто такое церковный брак, кому Церковь разрешает венчание, а кому отказывает? Незаконные брачные союзы и особенности их расторжения. Как венчаются православные, реалии современной России.

Церковный брак — это венчание по христианскому обряду в церкви двух любящих сердец, близких физически и духовно, чтобы в гармоничном союзе продолжить в детях свой род. Считается таинством, свершившимся по воле Божьей на небесах.

Что такое церковный брак?

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный брак

Во многих странах Церковь отделена от государства, потому церковный и гражданский брак существенно различаются. Венчание в Церкви имеет духовную сущность, ибо сказал Бог, что «будут они одна плоть». Жизнь супругов должна быть образцом христианских жизненных правил.

Светский союз мужчины и женщины регистрируется в государственных органах. Церковь к заключению такого брака никакого отношения не имеет. В этом заключается главное отличие церковного брака от гражданского.

Церковные браки семейным правом не регулируются. Последнее представляет собой свод юридических норм, они закрепляют на законодательном уровне возникшие в результате совместного проживания имущественные и другие права. А венчание в церкви подлежит юрисдикции особого церковного свода правил.

Предметом семейного права являются условия, на которых заключается брак, и как его можно расторгнуть. Закон регулирует отношения в семье между мужем и женой, например, кто будет заниматься воспитанием ребенка, как распределятся в семье обязанности. В случае невыполнения кем-либо из супругов взятых обязательств брак подлежит расторжению.

В одних странах признаются только гражданские браки, например, во Франции или Японии. В иных супруги могут выбирать: регистрировать свои отношения в государственном учреждении или идти в церковь (Англия, Испания, Канада).

Самая популярная книга всех времен и народов Библия состоит из Ветхого и Нового Завета (Евангелия). В них с небольшими разночтениями говорится, что такое церковный брак и как он заключается. Посмотрим, как толкует союз мужчины и женщины Священное Писание:

Седьмая заповедь Христа кратко гласит: «Не прелюбодействуй». Она о соблазнах, которые поджидают мужчину и женщину (холостых или женатых), когда между ними возникает приязнь и они похотливо смотрят друг на друга. Такое искушение ведет к блуду, развращает душу. Человек становится заложником своих страстей, часто поступает не по совести. Он теряет связь с Богом, радует своими неправедными поступками дьявола. Ему прямая дорога в ад. Такие люди не могут создать нравственную, угодную Богу семью, живущую по христианским заповедям.

Особенности венчания православных

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный брак

В христианстве есть учение о семи таинствах, завещанных своим последователям Иисусом Христом. Церковью они выполняются неуклонно, кто соприкасается с ними, приближается к божественному пониманию жизни вечной. Одним из них является венчание.

Первые христиане сами объявляли себя мужем и женой перед своими собратьями по вере. Позже нужно было получить благословение священника и причаститься. Современный обряд венчания возник в 10 веке.

В РПЦ существует три подхода к браку. Все они изложены в богослужебной книге Требник и учитывают личность тех, кто встал под венец. Если пара венчается первый раз, существует свой «Порядок совершения Таинства Брака».

Для вступающих в брак повторно чинопоследование (таинство венчания) проходит по главе Требника «Порядок венчания второбрачных». Супругов, проживших вместе много лет и решивших сочетаться церковным браком, венчают особым образом.

На Руси перед венчанием обручались. Он и Она давали друг другу клятву, что через определенный срок, например, через год, соединят свои судьбы. Обручение можно было расторгнуть, если обнаруживалось, что кто-то его нарушил. Допустим, молодая охладела чувствами к своему избраннику и обещала руку другому. За это могла и штраф уплатить.

С конца 18 века обряд обручения и венчания составили один чин бракосочетания, он стал проходить в один день. Священник начинает его словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

Обряд обручения начинается в притворе храма, где жених и невеста стоят отдельно. Священник приглашает молодых в центр, накрывает им руки епитрахилью (нагрудником) и крестит зажженными свечами. Венчающиеся крестятся и принимают их от священника.

Затем иерей трижды предлагает венчающимся обменяться кольцами, что символизирует скрепление брачного договора и согласие на это родителей молодоженов.

Само венчание происходит в центре церкви перед аналоем. Молодые стоят на белом подножии (цвет символизирует чистоту вступающих в брак). Священник проводит чин бракосочетания, заканчивается он колокольным звоном, оповещающим мир, что родилась новая семья, угодная Богу.

Кому Церковь разрешает венчание?

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный брак

На Архиерейском Соборе РПЦ в 2017 году было принято постановление «О канонических аспектах церковного брака». В нем подробно изложены все нюансы заключения церковного союза между мужчиной и женщиной. Рассмотрим, как заключается брак по церковным правилам.

Церковь одобряет только добровольный союз брачующихся, основанный на нравственных началах. По римскому праву, закрепленному в Православии, «брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». В России это значит, что прежде чем молодые обвенчаются у священника, свои отношения нужно зарегистрировать в ЗАГСе.

Только в особых случаях церковное венчание допускается первым. Например, в случае неизлечимой болезни жениха или невесты, когда предвидится быстрый летальный исход. Иерей берет ответственность за бракосочетание на себя и обязан об этом предупредить своего вышестоящего начальника. В таком случае юридическая сила церковного брака признается государством.

В церкви венчаются не только верующие, часто неверующие молодые люди желают пройти церковный обряд венчания. Церковнослужитель или кто-либо из мирян должен ознакомить их с таинством бракосочетания, объяснить, как Священное Писание понимает союз мужчины и женщины, какие права и обязанности, исходя из принципов христианской морали, они берут на себя, соединив свои судьбы. Три дня перед этим нужно поститься, потом исповедоваться и причаститься.

Кому отказывают в венчании?

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный брак

Если Он или Она не расторгли предыдущий брак или венчались более 3 раз. Так что второй церковный брак вполне возможен. Церковь различает три степени родственных отношений, которые неприемлемы для бракосочетания.

Кровное родство определяется общим предком, например, дедом или бабушкой. Брачный союз между родными братом и сестрой считает святотатством. В Англии и некоторых штатах США разрешается обвенчаться двоюродным братьям и сестрам.

Свойственное родство (свояк, свояченица) считается по родственникам жены-мужа и тоже в категории запретных браков. Духовная близость для венчания также недопустима. Например, когда крестная (восприемница), крестный (восприемник) являются духовными родителями тех, кого крестят.

Не достигшие законного брачного возраста, удочеривший на удочеренной, усыновительница на усыновленном, монахи, состоящие в духовном сане (начиная с иподиакона), по церковным канонам не могут повенчаться.

Если кто-то из супругов атеист, иноверец или кто-либо из молодых не был крещен и не хочет креститься перед венчанием, церковный брак с ними не допускается.

Какой брачный союз считается незаконным?

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный брак

Бывают случаи, когда венчание в церкви считается недействительным. Признание церковного брака утратившим свою законную силу происходит в случае:

Расторжение церковного брака

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный брак

Церковный брак, венчание — это таинство, когда двое любящих соединяются по Божьему провидению в единое целое. Недаром говорится, что такой союз заключается на Небесах. Однако жизнь прожить — не поле перейти. Любовь может уйти, нередко даже обвенчавшиеся в церкви расходятся.

Расторжению церковного брака могут послужить следующие причины:

Реалии современной России

что такое религиозный брак. Смотреть фото что такое религиозный брак. Смотреть картинку что такое религиозный брак. Картинка про что такое религиозный брак. Фото что такое религиозный брак

Церковный брак в России до революции 1917 года считался только единственно возможным. Страна жила по традициям православной церкви, христианские устои определяли жизнь российского общества.

В современной России Церковь отделена от государства, но церковный брак государственными органами признается. Нужно зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе и показать свидетельство о регистрации брака священнику. Он назначит время венчания.

Иногда бывают исключения. Когда священник хорошо знает своих прихожан, он может зарегистрировать брак до официальной росписи. Таким примером церковного брака стало венчание популярного российского актера Антона Макарского и певицы Виктории Морозовой. Только через 3 года они формально зарегистрировали свои отношения.

Нужно знать, что по российскому законодательству, венчание в церкви не несет никаких юридических последствий в сравнении с гражданским браком. Допустим, обвенчались, но не были в ЗАГСе, жили вместе в доме мужа, он умер. По закону женщина не может претендовать на его жилплощадь, так как официально не являлась его супругой.

Бывают случаи, когда женщина добивается справедливости, если, предъявив свидетельство о венчании, она сумеет доказать, что супружеские отношения имели место, тем более, когда есть общие дети.

Статистика церковных браков в России свидетельствует, что подавляющее большинство молодоженов (87 %) после официальной регистрации брака венчается в церкви. Вряд ли это говорит об их набожности, понимании церковной истины, что брак заключается на Небесах. Скорее, это дань моде, когда в обществе много разговоров, что нужно вернуться к православным истокам своих предков.

Что такое церковный брак — смотрите на видео:

Плюсы и минусы церковного брака нужно понимать четко. Свидетельство о венчании — это не юридическая бумага, в отличие от документа о браке, выданного ЗАГСом. В случае смерти кого-либо из супругов другой не может претендовать на его наследство. За редким исключением, когда в результате долгих судебных разбирательств имущественные или иные права мужа (жены) могут признать. Это негативная сторона венчания в церкви. Духовное родство обвенчавшихся с Богом, стремление жить по Божьим заповедям — это сильная сторона церковного брака.

Источник

Религиозно-нравственный смысл христианского брака

Именно это уподобление наполняет глубоким смыслом предписания апостола о семейной жизни: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5, 22–25). В этих предписаниях нет ни хозяйственно-экономических, ни юридических мотивов, – не они составляют фундаментальное основание брака и семьи. Основанием является любовь, понимаемая как дар и жертва. Муж – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. А именно: муж может быть главой семьи, потому что любит жену так же, как Христос любит Церковь, – не по силе, может быть, но по способу, – он жертвует собой ради нее, он всю жизнь свою кладет без остатка на то, (продолжим прерванную цитату о предании Христом Себя за Церковь) «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5, 26–28).

Кроме образа священного брака, как завета с Богом, Библия и в Ветхом, и в Новом Завете использует образ богосыновства: верующие и верные Богу люди именуются «сынами Божьими» и это находит завершение в обращении к Богу «Отче наш». Эти два образа не только тесно переплетены, но они дополняют друг друга. Речь идет о двойственности, проистекающей из единства (образ творения жены от мужа, образ рождения ребенка от родителя), и о единстве, в которое сливается двойственность («будут двое в плоть едину» – о браке, «мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим. 12, 5) – о Церкви).

Точно так же, как и во многих других вопросах нравственной жизни человека, христианство в своем учении о браке, по существу, не изобретает ничего принципиально нового, но предельно ярким светом озаряет исконные нравственные понятия. Так, например, к числу ярких особенностей христианства относится то, что оно принципиально осуждает развод. Это осуждение вовсе не предполагает каких-то новых принципов понимания брака, а обосновывается ссылкой на изначальный порядок: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19, 4–8).

Еще одним весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. Несмотря на то, что речь идет как будто о внешних характеристиках того и другого, вытекающих из противоположности, именно через сопоставление этих противоположных и взаимоисключающих способов жизни выясняется их глубинная суть. Здесь необходимо сослаться на главу седьмую из Первого послания апостола Павла Коринфянам, поскольку этот текст относится к числу наиболее полно раскрывающих суть христианских понятий о браке и семье. За недостатком места, мы не приводим здесь его полностью, ограничиваясь комментарием.

Во-первых, в словах апостола им самим выделены некоторые «советы», которые дает он от своего имени, надеясь, что «и он имеет Духа Божия», и прямые «повеления Господни». Начинает апостол с того, что, отвечая на некие вопросы, утверждает идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому – «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. Такая трактовка является плодом полного непонимания того смысла, который имеет брак в рамках христианства. Этот смысл мы ниже попытаемся воспроизвести.

Запрет развода апостол Павел утверждает не в качестве собственных соображений, а в качестве прямого повеления Господня. Далее же, уже «от себя», советует не рассматривать как повод для развода неверие одного из супругов: если он (или она) не против продолжения семейной жизни, то верующий супруг не имеет повода разводиться, более того – может и должен надеяться спасти свою «половину». Другое дело, если неверующая «половина» хочет развестись, – пусть разводится, и этот развод освобождает верующего супруга от обязательств.

Далее апостол несколько отвлекается от вопросов семейно-брачной жизни и говорит в более общем плане, что никакое внешнее положение не может само по себе быть препятствием для христианской жизни: обрезан ты или нет, раб ты или свободный, – само по себе это не имеет значения. И то же апостол Павел говорит и о девстве, подчеркивая снова, что не имеет на этот счет повелений от Господа: «Хорошо человеку оставаться так» — то есть так, как он есть: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Впрочем, даже и это правило – не искать другого – не абсолютно: «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Те доводы, которые вслед за этим приводит апостол, относятся не к богословию и даже не к общим теоретическим нравственным основам жизни, а целиком к сфере практических удобств и выгод. Основное предостережение желающим жениться: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». А, кроме того, безбрачному легче отдавать всего себя на служение Богу, собственно, только безбрачному это и доступно в полной мере.

И, наконец, еще раз повторяются основные принципы брака: «Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету».

Какой же итог можно всему этому подвести? Речь апостола Павла в данном случае, за исключением запрета разводов, восходящего к Самому Христу, состоит практически целиком из оговорок: «вообще-то лучше так, но это только мое мнение; это вот хорошо, впрочем, то еще лучше; поступающий так, не согрешает, но мне вас жаль, впрочем, каждому свое, но все-таки лучше вот так». Этот строй речи не случаен. Дело в том, что апостол говорит в этом случае о вещах непервостепенных. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути – брак и безбрачие – максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова.

Брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. В христианстве различие между браком и безбрачием отступает и делается в некотором смысле второстепенным перед лицом более важных вопросов. Причем то, что различие брака и безбрачия переходит в разряд второстепенных, не означает того, что брак делается малозначащим «делом плоти», к которому относятся снисходительно: дескать, делаешь – хорошо, а не делаешь – еще лучше. Напротив, именно необычайно высокое значение, придаваемое как браку, так и безбрачию, стирает грань между этими формами жизни, и именно через стирание этой грани высокое предназначение того и другого осуществляется.

Вот здесь-то мы подступаем к основному моменту в христианском понимании смысла брака, причем не только христианского брака, но и всякого брака вообще. Вся предшествующая история человечества в качестве первостепенной роли брака мыслила деторождение, продолжение рода. Брак существует для рождения детей — этот взгляд является господствующим и у непосредственных предшественников европейской культуры древних греков и римлян, и у ветхозаветного еврейства. Соответственно этому безбрачие – это, прежде всего, отказ от деторождения.

Такое понимание брака предопределяет всю систему семейных обычаев и права, которая существует у дохристианских народов. Во-первых, продолжение рода – это, совершенно очевидно, дело рода. Семья и брак, таким образом, существуют, прежде всего, на уровне коллективной жизни целостного рода. Даже когда возникает дом как обособленная структура жизни, семья продолжает рассматриваться с этой точки зрения. Продолжение рода это обязанность человека, у евреев священная обязанность, в античном мире – естественная обязанность, исполнением этого долга и является создание семьи. Соответственно, безбрачие рассматривается в этом контексте как уклонение от обязанности рождения потомства. Это могло быть допустимо и одобрено только неким исключительным служением, как правило, религиозным. Положительный смысл брака, таким образом, целиком определяется рождением потомства. Смысл же безбрачия и воздержания целиком заключается в отказе от деторождения, он целиком отрицателен, его суть в отказе, в некой жертве.

Христианство переносит центр тяжести в вопросе о смысле брака с деторождения на духовное совершенствование личности. Строго говоря, это не является новшеством, возникшим на голом месте. Дохристианские культуры тоже знают это значение брака, оно присутствует всюду. Мужчина и женщина – это одна плоть, они дополняют друг друга, восполняют недостатки и достоинства друг друга, образуя вместе гармоническую целостность. Это знали и древние китайцы, мыслившие отношения мужчины и женщины как один из видов всемирной двойственной гармонии Ян и Инь, это знали и древние греки, имевшие, как и многие другие народы, миф об андрогине, это, безусловно, знали и древние евреи, имевшие Откровение о «расщеплении» первозданного человека на мужчину и женщину. И именно Ветхий Завет устанавливает формулу таинства брака: «будут двое в плоть едину».

Интересно заметить, что в этом месте, где говорится об установлении брака, ничего не сказано о деторождении. Здесь Бог творит жену из ребра (из-под сердца взятой плоти), приводит ее к человеку (Сам приводит, – это подчеркивает не биологический, а духовно-религиозный смысл брака), человек, увидев свое alter ego, признает в жене свою плоть и кровь, свое восполнение, и Богом благословляется их единство: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть». «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились», – добавляет священный писатель. Стыд возможен, когда ты находишься под чужим взглядом, когда происходит вторжение извне в сокровенные области. Адам и жена его были едины, всецело принадлежали друг другу, потому и не стыдились. И все, – о деторождении здесь не говорится. О нем говорится и раньше, и позже, но не здесь.

Повеление «Плодитесь и размножайтесь» звучит сначала в конце первой главы, где о человеке говорится еще в одном ряду с животным миром; здесь это повеление, обращенное к человеку, ничем не отличается от такого же повеления, обращенного к животному миру, более того, оно соседствует с повелением питаться, в котором человек также поставлен в один ряд с животными (Быт. 1, 29–30). Иначе говоря, размножение очевидным образом отнесено к животной природе человека, оно не имеет источником духовную личность, а совершается на уровне инстинкта. Когда о творении человека говорится в первой главе (Быт. 1, 27), то по-еврейски здесь стоят не слова «иш» и «иша» (муж и жена), а «закар» и «нэкба» (самец и самка, мужской пол и женский), что отражено во многих и древних, и современных переводах.

Вторично о деторождении сказано не при установлении брака, а уже после грехопадения, когда скорби и болезни беременности и родов даются жене в наказание за грех, как и мужу в наказание определены труды в поте лица. Иначе говоря, брак, по Библии, предполагал рождение детей, но установлен был не для этого.

Христианство осмысляет брак не только как основание здешнего земного бытия, но и как возможный путь духовной жизни, путь, ведущий в Царство Небесное. Речь здесь идет именно о понимании христианством смысла брака. То есть не только о том, чем является брак у самих христиан, но и о том, чем он является вообще у всех людей во все времена. Христианский брак может полнее это предназначение реализовывать, потому что он исходит из ясного понимания этого предназначения, но само это предназначение по мысли христианских мыслителей вовсе не чуждо и людям нехристианских культур.

Именно это предназначение имеет в виду апостол Павел, когда пишет свои наставления о браке. Без понимания этого духовного контекста его слова звучат не очень связно и не вполне вразумительно. Брак, как и безбрачие, осмысляются им в перспективе сотериологической, как некий путь спасения, и это-то является причиной, почему он, отдавая предпочтение безбрачию, вовсе не порицает брак. Потому он может в одном месте написать: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7, 8), и в другом: «Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5, 14).

Все дело в том, как именно этому вот человеку сподручнее трудиться для Царства Небесного, какой крест ему более подходит: монашеской ли жизни, или семейной. Тот вопрос, который на индивидуально жизненном уровне является стратегическим – жениться или не жениться, на уровне более общем и высоком является лишь вопросом тактики. Фундаментальное отличие безбрачия от брака – участвовать или не участвовать в продолжении рода, оказывается второстепенным перед более лицом высшего предназначения этих форм жизни – духовного совершенствования человека, возрастания его в полноту бытия, его обожения.

Каким же образом выполняет брак и основанная на нем семья это свое предназначение быть путем нравственного и духовного совершенствования? Во-первых, такое совершенствование невозможно без адекватного самопознания. В семье же человек непосредственно открывает свои чувства, семья в этом смысле есть некий «заповедник» частной жизни, закрепленный на уровне социального института: здесь для человека открывается возможность приблизиться к познанию того внутреннего мира своей личности, который он при посторонних скрывает и от них, и от самого себя. В обществе человек сдерживается, скрывает раздражение, действует по неким социально закрепленным шаблонам, зачастую напоказ, словом старается показаться иным, показывая свою лицевую сторону, а не внутреннюю, и забывая уже, наконец, о настоящем своем лице. В семье же он не прячет своего состояния, его действия максимально, насколько это возможно, искренны: то доброе, что он делает в семье, он делает «от души» и для себя, но зато и если есть что темное на душе, – он изольется, не постыдится выявить это свое темное греховное состояние в слове или действии.

Таким образом, первый важный аспект христианского понимания брака заключается в том, что брак и семейная жизнь являются путем глубокого самопознания человека через смирение. Брак, пожалуй, в не меньшей мере, чем монашество, способен во всей полноте открыть человеку глубину его личности – как сокровенные бесконечные глубины любви, так и всю скрытую меру греховной испорченности.

Более того, брак есть не просто нравственный подвиг, брак есть таинство. Таинством в христианском богословии называется непосредственное спасающее действие благодати, проявляющееся в рамках земного бытия и совершающееся через действия людей. Таинство в этом смысле есть сотрудничество человека и Бога, когда под некой видимой стороной человеческих действий, посредством этих действий душе человека сообщается невидимая благодать Божья.

Христианский брак является таинством, по словам апостола Павла: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31–32). Брак, таким образом, есть метафизическое единение мужчины и женщины и, как таковой, есть для христианской мысли таинство. Христианство утверждает, что сущность брачного соединения превышает категории нашего разума и может быть пояснено лишь сопоставлением этого таинства с таинством Троицы и догматом Церкви. Психологически же это единение является источником таких чувств брачующихся, которые по самому своему характеру исключают вопрос о целях брака вне его самого, ибо эти чувства есть чувства удовлетворенной любви, а потому полноты и блаженства.

Возвышение человеческого бытия в браке на степень бытия сверхиндивидуального выражается в том, что в браке человек становится образом сверхиндивидуального, единого по существу, но троичного в лицах Бога. Часто говорится – и в богословии, а в качестве красивого выражения – даже и в обыденной речи, что человек создан по образу Божию, но, рассматривая вопрос, в чем именно заключается образ Божий в человеке, говорят о разуме человека, о его свободе, о различении добра и зла, о творческой способности. Но при этом или совсем забывают о троичности Божества, или, сравнивают троичность Божества с тремя силами человеческой души – чувство, разум, воля, или ищут некие другие примеры трехсоставности человека. Однако при этом упускают из внимания, что троичность Божества состоит из троичности ЛИЦ, а не сил и не составных частей. А между тем и Библия, и вся традиция христианской мысли дают полное основание для более глубокой и верной концепции.

Традиционно одним из первых мест в ветхозаветной части Библии, где видят предвосхищение догмата Троицы, считается упоминание о некоем Божественном Совете, предшествующем творению человека, когда Бог говорит о себе во множественном числе: «сотворим человека по образу нашему и по подобию» (Быт. 1, 26), «сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18). Но этого прикровенного учения о Троице нет там, где говорится о творении всего остального мира, а встречается оно лишь там, где говорится о создании двуполого человека (Быт. 1, 26–27; 2, 18; 5, 2), об установлении брака созданием жены. И далее, когда как бы подводится итог первым главам, говорится: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину, сотворил их и благословил их и нарек им имя: «человек» (Быт. 5, 2).

Итак, «человек» в устах Божиих – это мужчина и женщина как одно целое, и только как такое целое, а не как самозамкнутая монада человек является образом говорящего о себе во множественном числе Бога, тогда как в одиночку человеку быть «нехорошо» (Быт 2, 18), в одиночку он вряд ли может быть образом Божиим.

Новый Завет выражает ясно то, о чем Ветхий говорит лишь намеками. Апостол Павел сравнивает взаимные отношения мужа и жены именно с отношениями лиц Святой Троицы. Как Бог-Отец есть глава Христа, так и муж — глава жены (1 Кор.11, 3). Как Христос есть сияние славы и образ бытия Бога-Отца (Евр. 1, 3), так и жена слава мужа (1 Кор. 1, 7). В этом заключается основание для утверждения христианством равного достоинства мужа и жены, утверждения совершенно уникального и по существу незнакомого другим религиозно-культурным традициям. Не формальное равенство (до которого, впрочем, тоже чаще всего не доходят нехристианские культуры), а равенство онтологическое, равенство в предельном, глубинном смысле утверждается в христианском благовестии, вплоть до того, что уже «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

Единение во Христе предполагает не стирание личностей, не их нивелирование, а напротив – максимальное раскрытие их сущностных сил, максимальную полноту их самореализации. При этом нужно иметь в виду самореализацию в самом прямом смысле слова: не реализацию своих задумок и фантазий, а реализацию себя самого, каковая самореализацию образует личностный смысл жизни человека. Не о рецептах обустройства быта говорит христианское учение о браке и монашестве, а об обретении себя в жизненном подвиге, о предельной цели земного бытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *