что такое реквизиция имущества
Статья 242 ГК РФ. Реквизиция (действующая редакция)
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
2. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде.
3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
Комментарий к ст. 242 ГК РФ
1. Реквизиция предусматривает возможность принудительного изъятия имущества в административном порядке. Это объясняется тем, что изъятие производится в чрезвычайной ситуации, когда требуется принятие срочных мер, что делает невозможным осуществление изъятия на основании решения суда. При реквизиции допускается определенное ущемление интересов собственника для обеспечения и защиты интересов общества и государства. Изъятое имущество должно быть использовано по назначению в связи с чрезвычайными ситуациями, указанными в п. 1 статьи. В противном случае изъятие считается противоправным и действия административного органа могут быть обжалованы в судебном порядке. Одновременно может быть предъявлено требование о возврате неправомерно изъятого имущества и возмещении убытков (ст. ст. 13, 16 Кодекса).
2. Комментируемая статья гарантирует, что изъятие при реквизиции производится возмездно, с выплатой собственнику компенсации. При этом следует обратить внимание, что законодательство предусматривает выплату компенсации стоимости имущества, а не полное возмещение убытков. Гражданский кодекс не определяет размер компенсации. Вместе с тем ЗК устанавливает, что в случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка (п. 3 ст. 51). Оценка по рыночной стоимости является оценкой, производимой по умолчанию, если законом или договором не установлено иное (ч. 1 ст. 7 ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Оценка изъятого имущества может быть оспорена собственником в суде.
3. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества. Гражданский кодекс не регулирует вопрос о судьбе компенсации, полученной собственником при изъятии вещи. Пункт 2 ст. 8 ФЗ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо предусматривает в подобных случаях обязанность возвратить полученную сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. Хотя для иных случаев подобной нормы не предусмотрено, представляется, что при возврате имущества должна быть возвращена полученная компенсация. Данная сумма может быть уменьшена в случае, если в результате использования в период чрезвычайной ситуации стоимость реквизированного имущества снизилась. Подобное решение проблемы согласуется с общими правилами о неосновательном обогащении (ст. 1102 ГК).
Что такое реквизиция. Объясняем простыми словами
Реквизицию проводят только в интересах общества в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий (широкое распространение на местности инфекционной болезни среди одного или нескольких видов животных) и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.
Реквизицию могут проводить органы государственной власти и местного самоуправления, когда удовлетворение какой-либо общественной потребности входит в противоречие с интересами отдельных частных собственников.
Пример употребления
«Участок бывшей свалки рядом с деревней Щелканово (Рузский городской округ), на территории которой в марте 2020 года был введён режим ЧС, может перейти в собственность Московской области. Такое распоряжение обнародовало подмосковное Министерство экологии и природопользования. По словам чиновников, это связано с тем, что угроза полностью не ликвидирована. Собственники участка уверены, что никакой угрозы экологии нет, а реквизиция — попытка присвоить участок».
(Из материала «Коммерсанта» о намерении властей Московской области реквизировать участок с мусором.)
Нюансы
Реквизиции посвящена отдельная статья в Гражданском кодексе. В 2021 году первый пункт этой статьи признали частично не соответствующим Конституции. В этом пункте говорится о том, что в интересах общества по решению госорганов можно изъять имущество с выплатой компенсации при стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях и других ЧС. Неоднозначность нормы создает предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, и теперь законодатели должны уточнить эту норму.
Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», размер компенсации за реквизированное имущество определяет тот госорган, который проводит реквизицию.
Собственнику обязаны возместить рыночную стоимость имущества. Под этим термином понимается наиболее вероятная цена, по которой собственность может быть отчуждена на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
По закону оценку стоимости реквизированного имущества собственник может оспорить в суде. Если чрезвычайная ситуация (или другие обстоятельства) завершилась, то собственник, чьё имущество реквизировали из-за этих обстоятельств, может через суд потребовать вернуть ему сохранившееся имущество.
Критика
Наличие чрезвычайных обстоятельства — одно из важнейших условий для реквизиции. Но в Гражданском кодексе РФ нет исчерпывающего перечня чрезвычайных ситуаций. Там прямо говорится, что кроме перечисленных в законе ситуаций могут быть и какие-то иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер. Поэтому закон даёт властям некоторую свободу в проведении реквизиций. Это может повлечь нарушение прав собственников и произвол со стороны государственных органов.
Статью проверил: юрист «Европейской юридической службы» Ильдар Макешов
Энциклопедия судебной практики. Реквизиция (Ст. 242 ГК)
Энциклопедия судебной практики
Реквизиция
(Ст. 242 ГК)
1. Общие вопросы применения ст. 242 ГК РФ
1.1. Целью реквизиции является обеспечение безопасности граждан, спасение их имущества
1.2. Реквизиция производится в административном, а не в судебном порядке
Реквизиция производится в административном, а не в судебном порядке.
1.3. Реквизиция, применяемая при чрезвычайных обстоятельствах, требует немедленных действий в административном порядке без предварительного и равноценного возмещения стоимости имущества
Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих немедленных действий, она проводится во внесудебном порядке, имущество изымается в административном порядке по решению государственных органов и без предварительного и равноценного возмещения его стоимости.
1.4. Право требования возмещения стоимости имущества возникает только при изъятии данного имущества, а не в результате стихийного бедствия
Судом правильно указано на то, что предприниматель на основании ст. 35 Конституции РФ, ст. 242 ГК РФ не вправе требовать предварительного и равноценного возмещения, поскольку в данном случае имело место не изъятие спорного имущества в порядке ст. 235 ГК РФ, а стихийное бедствие, в результате которого жилой дом пришел в негодность и не подлежит восстановлению в связи с признанием его аварийным и подлежащим сносу.
1.5. Снос здания в связи с его аварийным состоянием не является реквизицией
В соответствии с п. 1 ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что квалифицирующим признаком реквизиции является изъятие имущества у его собственника на условиях, установленных законом, т.е. принудительная смена собственника при сохранении самого имущества.
В данном же случае, как установлено судами и следует из материалов дела, причиной утраты истцом своего имущества стало не изъятие этого имущества у истца, а снос здания жилого дома, в котором находилось упомянутое нежилое помещение, в связи с аварийным состоянием дома.
Поэтому вывод суда обеих инстанций о том, что по указанному истцом основанию иск не может быть удовлетворен, является правильным.
1.6. Из системного толкования ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ следует, что принудительное изъятие имущества может быть временным, с возмещением убытков
Согласно ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
Из смысла приведенной нормы следует, что возмещение собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) возможны в случае временного принудительного изъятия этого земельного участка у собственника в связи с возникшими чрезвычайными обстоятельствами.
2. Реквизиция животных и продуктов животноводства
2.1. Ликвидация очагов особо опасных болезней животных является основанием для выплаты стоимости реквизированного имущества
Изъятие имущества у собственника в порядке статьи 242 Кодекса (реквизиция) производится с выплатой ему стоимости имущества, в том числе и при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Об этом говорится в Законе о ветеринарии, Правилах N 310 и постановлении главы администрации губернатора Краснодарского края от 17.11.2006 N 992 «О возмещении ущерба, вызванного отчуждением животных или изъятием продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».
2.2. Наличие акта об отчуждении (изъятии) и копии решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ об организации проведения отчуждения (изъятия) является основанием для возмещения ущерба, возникшего в связи с реквизицией
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 2 и 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-I «О ветеринарии», статей 15, 242 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктов 8 и 9 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, и исходили из того, что действующее законодательство не устанавливает зависимость выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от соблюдения ими ветеринарных норм и правил. Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия).
Основанием для возмещения ущерба является наличие у названных лиц акта об отчуждении (изъятии) и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации проведения отчуждения (изъятия) (пункт 10 Правил N 310). В утвержденной Правилами N 310 форме акта (приложение N 2) предусмотрено, что отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению и утилизации в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 названных Правил [отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных] (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил N 310).
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил N 310).
2.3. Выплата компенсации при реквизиции не зависит от соблюдения собственниками отчуждаемого имущества ветеринарных норм и правил
Удовлетворяя исковое требование, суды руководствовались статьями 15, 242, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», Правилами отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, и исходили из того, что ущерб, причиненный отчуждением зараженных животных (свиней) и размер подлежащей выплате компенсации подтверждены доказательствами, в том числе расчетом РЭК. Выплата компенсации не зависит от соблюдения собственниками отчуждаемого имущества ветеринарных норм и правил; убытки компенсируются субъектом Российской Федерации не как причинителем вреда, а в силу прямого указания закона; доказательств того, что причиной заражения животных и их отчуждения являлось нарушение обществом ветеринарных норм и правил, управлением не представлено.
2.4. Выплата стоимости уничтоженных животных осуществляется за счет средств региональных бюджетов
Как установлено судами, уничтожение всей продукции истца обусловлено требованием органов власти и правомерными действиями государственных органов по реквизиции имущества согласно положениям ст. 242 ГК РФ и ст. 19 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», в связи с недопущением распространения особо опасного заболевания животных и ликвидации АЧС.
В силу прямого указания закона убытки, причиненные в связи с уничтожением животных, осуществленным на основании акта органа государственной власти, подлежат возмещению за счет средств региональных бюджетов (ст. 242 ГК РФ, ст. 19 Закона РФ «О ветеринарии», постановление Правительства РФ от 26.05.2006 N 310).
2.5. Закон не предусматривает возмещения стоимости павших животных и животных, самостоятельно уничтоженных собственником
Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность выплаты собственнику стоимости павших, а также самостоятельно уничтоженных им животных, не подлежавших в связи с этим изъятию по указанию уполномоченного государственного органа, то возмещению подлежала только стоимость уничтоженных 57 голов свиней, зафиксированных в акте.
3. Реквизиция земельных участков
3.1. Отношения по реквизиции земельного участка регулируются федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ
Доводы прокурора о том, что отношения по реквизиции и конфискации земельных участков, а также по возмещению вреда, причиненного нарушением земельного законодательства должны регулироваться только федеральным законодательством и к компетенции субъекта РФ не относится, суд находит ошибочными. Как отмечалось выше судом, земельное законодательство является отдельной отраслью права, которое относится к совместному ведению Российской Федерации и субъекта РФ. Земельное законодательство, отличающееся от гражданского предметом и методом правового регулирования, должно соответствовать требованиям гражданского законодательства.
3.2. При реквизиции земельного участка собственник вправе выбрать в качестве возмещения или выплату рыночной стоимости участка, или предоставление равноценного земельного участка
В соответствии со ст. 51 Земельного кодекса РФ в случаях чрезвычайных обстоятельств: стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств предусмотрена реквизиция земельного участка. Нормы, регулирующие реквизицию имущества, содержатся в ст. 242 ГК РФ. Реквизиция земельного участка может повлечь за собой и прекращение права собственности на земельный участок.
При изъятии земельного участка в связи с реквизицией собственник может выбрать один из двух способов защиты его прав, предусмотренных п. 3 ст. 51 Земельного кодекса РФ: выплату рыночной стоимости земельного участка или предоставление равноценного земельного участка.
3.3. При реквизиции отчуждение объекта недвижимости, находящегося на земельном участке и принадлежащего одному лицу, проводится вместе с земельным участком
Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Такой же порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случае реквизиции, конфискации здания, строения, сооружения, обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника (статьи 242, 243, 237 ГК РФ).
В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 11 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, связанных с применением Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что «согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком.
Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Такой же порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случае реквизиции, конфискации здания, строения, сооружения, обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника (статьи 242, 243, 237 ГК РФ)».
Согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Применительно к названным нормативным положениям Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными. Такой же порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случае обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника.
Пунктом 4 ст. 35 ЗК РФ установлено, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, ели они принадлежат одному лицу, не допускается.
Сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Аналогичный порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случае реквизиции, конфискации здания, строения, сооружения, обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника.
Согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, за исключением указанных в нем случаев, проводится вместе с земельным участком. Отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Такой же порядок отчуждения принадлежащих одному лицу земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости должен применяться и при прекращении права на землю в случае реквизиции, конфискации здания, строения, сооружения, обращения взыскания на указанное имущество по обязательствам его собственника (статьи 242, 243, 237 ГК РФ).
В развитие данного принципа п. 4 ст. 35 Земельного кодекса запрещает отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу.
Согласно разъяснениям, данным в п. 11 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Поэтому сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.