что такое ректорский грант
Образовательные гранты
Какие образовательные гранты существуют?
Что такое общий государственный грант?
Общие государственные гранты не принадлежат ВУЗам, а распространяются на весь Казахстан. Разыгрываются по результатам ЕНТ и распределяются по ВУЗам по выбору абитуриентов.
При получении такого гранта вы вправе выбрать любой ВУЗ, пороговый балл которого ниже чем Ваш на ЕНТ.
Что такое целевой грант?
Целевые государственные гранты заранее распределены между ВУЗами. Получить его можно, участвуя в общем конкурсе на получение гранта.
Нельзя сохранить этот грант, переходя в другой ВУЗ
Что такое акиматовский грант (грант местного исполнительного органа)?
Что такое ректорский грант?
Внутренний образовательный грант ректора присуждается ежегодно по результатам внутреннего конкурсного отбора.
Условия получения отличаются в каждом ВУЗе
Сколько грантов выделено в этом году?
Количество грантов на 2021-2022 учебный год можно посмотреть по ссылкам:
Когда можно подать заявление на грант?
Заявление на получение образовательного гранта принимается с 13 по 20 июля. Сроки могут измениться, следите за новостями
Что увеличивает шансы получения гранта?
Самым главным показателем является высокий балл на ЕНТ.
Если ваш балл равен баллу другого абитуриента, грант получит тот, у кого есть преимущественное право.
Что такое преимущественное право?
Преимущественное право дается абитуриентам, имеющим следующие достижения:
При равенстве баллов с другим абитуриентом, одно из перечисленных преимущественных прав дает возможность стоять на конкурсе выше.
Как получить образовательный грант?
Для получения образовательного гранта необходимо:
Что такое специальный экзамен на педагогические науки?
После завершения ЕНТ абитуриентам, выбирающим педагогические группы образовательных программ, необходимо сдать специальный экзамен.
Проведение специальных экзаменов проходит с С 20 июня по 24 августа
Абитуриенты, подающие заявление на участие в конкурсе государственных грантов, должны сдать специальный экзамен до подачи заявления.
Что такое психометрический тест?
Психометрический тест – это экзамен на выявление готовности к выбору медицинской специальности
После завершения ЕНТ абитуриентам, выбирающим медицинские группы образовательных программ, необходимо сдать психометрический тест.
Приём заявлений на психометрический тест: с 30 июня по 7 июля
Проведение психометрического теста: с 8 по 13 июля
Структура теста:
Что такое творческий экзамен?
Для поступления на творческие направления требуется сдать творческие экзамены
Приём заявлений на творческие экзамены: с 20 июня по 7 июля
Проведение творческих экзаменов: с 8 по 13 июля
Творческие экзамены сдаются в ВУЗах.
Как узнать проходные баллы на грант?
Никто не устанавливает и не знает проходные баллы на грант. Это зависит от того, как сдадут ЕНТ в этом году и на какие ГОП подадут заявки.
Но у вас есть возможность оценить свои шансы на получение гранта ориентируясь на прошлогодние проходные баллы: https://univision.kz/prohodnye-bally-na-grant-2021.html
Документы для участия в конкурсе образовательных грантов
Когда станут известны результаты конкурса грантов?
Результаты конкурса грантов публикуют в конце июля, начале августа. Точную дату назовут ближе к этому времени
Как посмотреть результаты конкурса грантов?
После публикации результатов, на нашем сайте будет отдельная страница с результатами. Вам нужно ввести туда свой ИКТ и ИИН и узнать, полчили ли вы грант
Проходной балл в ВУЗ (для платного обучения)
* Каждый ВУЗ вправе самостоятельно устанавливать проходной балл
Сосредоточиться на науке и заработать. Советы студентов СПбГУ — обладателей президентских грантов
Ежегодно студентами Санкт-Петербургского университета становятся самые талантливые абитуриенты страны ― среди них есть и школьники, набравшие 100 баллов по одному или нескольким ЕГЭ, и победители всероссийских и международных олимпиад. С первого курса они могут получать различные стипендии и гранты. Одной из самых престижных наград является грант президента России. О поддержке грантополучателей Университетом, а также мнения и советы самих студентов — в нашем материале.
Решение о создании программы поддержки получателей грантов президента Российской Федерации было принято в Университете в 2015 году. Еще тогда стало ясно, что количество грантополучателей среди первокурсников неуклонно растет.
Эти студенты являются талантливыми ребятами, которые при соответствующем отношении и стимуле со стороны Университета обязательно станут высококвалифицированными и востребованными специалистами, которые принесут пользу и СПбГУ, и стране.
Проректор по воспитательной работе и организации приема Санкт-Петербургского университета Александр Бабич
В СПбГУ для получателей гранта президента РФ по поручению ректора установлен целый ряд преференций. Студенты получают дополнительные баллы при участии в конкурсах на именные стипендии, первый приоритет при распределении путевок на летний и зимний отдых, дополнительные рейтинговые очки при распределении финансирования на участие в конкурсах, конференциях и форумах. Наличие гранта является преимуществом при отборе участников в программах академического обмена с иностранными вузами и при распределении мест для стажировки в компаниях-партнерах СПбГУ. Иногородние студенты гарантированно могут рассчитывать на место в общежитии, расположенном максимально близко к объекту, где проводятся занятия. А те, кто хочет связать свою жизнь с Университетом, могут быть включены в кадровый резерв СПбГУ. С полным перечнем дополнительных возможностей можно ознакомиться в приказе. И, напомним, любой желающий может представить свои предложения по совершенствованию данного документа.
По итогам заключения договоров со студентами Университета первого курса на получение гранта президента РФ для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, осенью 2019 года фондом «Талант и успех» был составлен список из 128 претендентов из числа студентов первого курса СПбГУ для получения грантов и заключения соответствующих договоров.
рублей в месяц составляет грант.
Чтобы стать претендентом на получение гранта, студенту необходимо иметь гражданство РФ и быть победителем или призером заключительного этапа конкурсного мероприятия, результаты которого подлежат внесению в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, формируемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития». При этом достижение должно быть получено не ранее чем за два учебных года, предшествующих году поступления в образовательную организацию, а уровень конкурсного мероприятия должен быть не ниже первого (по опыту последних двух лет). Также ему необходимо поступить в текущем году на обучение по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований по программе подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата или специалитета, соответствующей профилю достижения.
При заключении договоров грантополучатели берут на себя обязательства ежегодно подтверждать успехи в учебе и наличие иных достижений в научной и внеучебной деятельности, трудоустроиться в течение шести месяцев после окончания обучения и работать на территории РФ в течение трех лет.
Из 128 претендентов — студентов первого курса СПбГУ 82 человека согласились заключить договоры на получение гранта и 46 от него отказались. Таким образом, процент заключивших договоры студентов первого курса от числа претендентов составляет 64 %. Одной из причин отказа от заключения договора является то, что часть первокурсников не готова сейчас брать на себя обязательство работать на территории России в течение трех лет после выпуска, который их ждет через четыре — шесть лет. Если обучающийся не выполнит условия по договору, то должен будет вернуть всю сумму полученного гранта за период обучения. При этом студенты знают, что, и отказавшись от получения президентского гранта, они могут рассчитывать на целый ряд иных именных стипендий, размер которых весьма велик. Традиционно такие стипендии каждый год предлагаются коммерческими организациями и фондами. При этом в условиях их получения нет требования вернуть всю сумму полученного гранта за период обучения, если студент не выполнит условия по договору.
Наибольшую готовность заключить договор на получение гранта продемонстрировали обучающиеся направлений «Востоковедение и африканистика», «Менеджмент», «Науки о Земле», «Политология», «Физика», «Философия» и «Экономика» — соглашение подписали все претенденты на грант. Также желание стать грантополучателями изъявили большое количество студентов направлений «Юриспруденция» (19 из 20) и «Международные отношения» (восемь претендентов из девяти). Куда более низкий процент — «Свободные искусства и науки» (девять из 13) и «Филология» (12 из 17), и очень высок процент отказов среди обучающихся направления «Математика и компьютерные науки» ― 22 из 27.
Следует отметить, что средний балл школьного аттестата у студентов первого курса, отказавшихся заключать договор на получение гранта, ниже, чем у тех, кто дал свое согласие (4,68 и 4,76 балла соответственно). Также интересно, что успеваемость у студентов СПбГУ, отказавшихся от заключения грантов, по окончании первого семестра несколько хуже: на данный момент есть уже двое отчисленных, в связи с чем фактическое количество отказавшихся студентов равно уже 44.
К началу учебного года — 2020/21 в Университете учатся 190 обладателей президентских грантов: 49 из них выбрали естественно-научные специальности, остальные — гуманитарные. Наибольшее количество из них учатся по направлениям «Юриспруденция» и «Филология» (35 и 28 студентов соответственно). Студенты СПбГУ, получающие президентский грант, поделились своими историями и дали советы тем, кто еще только думает участвовать в конкурсе.
Фома Мироненко
В старших классах я увлекался олимпиадами по математике, становился призером и победителем таких, как Объединенная межвузовская математическая олимпиада, «Физтех» и «Формула единства», а в 11 классе получил диплом первой степени олимпиады СПбГУ. Летом после выпуска ездил с командой от школы на международный математический турнир ITYM 2018 в Париж, где мы взяли серебряную медаль.
С дипломом за олимпиаду Университета я мог поступить куда угодно, но пошел на матмех, поскольку еще со школы хотел туда попасть. С 8 по 11 класс я учился в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ, где многие занятия вели преподаватели из Университета, поэтому, поступая в СПбГУ, я знал, куда иду.
С грантом мне очень сильно повезло. Я ничего о нем не знал, пока мне в конце первого семестра не позвонили из отдела по работе с молодежью и не спросили, хочу ли я попробовать подать документы. Я был приятно удивлен и ни секунды не раздумывал. Грант сильно помогает сосредоточиться именно на учебе и не отвлекаться на поиск средств к существованию, по крайней мере на первых курсах. Кроме того, это отличный стимул больше трудиться и как можно лучше сдавать сессии. На самом деле грант — не совсем подарок. Вместе с ним приходит немало ответственности. Все получатели обязываются в течение трех лет по окончании вуза проработать в России. Если это требование не выполнено или студент отчислился, он обязан вернуть всю полученную сумму в тройном размере.
Если я захочу построить карьеру в сфере научной деятельности, то начну ее именно в СПбГУ. Я познакомился здесь со многими интереснейшими и умнейшими людьми, профессорами и сверстниками, которые занимаются различными областями математики и компьютерных наук, и знаю, к кому можно обратиться с вопросами по конкретной тематике.
Мой совет для тех, кто еще только планирует участвовать в конкурсе на грант: раздумывать не стоит — обязательно надо подавать. Если бы в свое время я узнал о нем еще до подачи документов, то все равно бы попытался. Да, обязательства немного пугают, но, в конце концов, они не так уж страшны, если ты занят делом. Я уверен, что если усердно трудиться, то все однозначно получится.
Федор Стуколов
В школе я участвовал в разных олимпиадах по истории. В 10 классе я ездил на заключительный этап ВОШ по истории, но из-за недостаточной подготовки ничего там не занял, а в 11 классе принял участие в олимпиаде школьников СПбГУ по истории и стал победителем.
На первом курсе обучения я услышал от своих знакомых о президентском гранте, но всерьез на него не рассчитывал, поскольку был почему-то уверен, что на него могут претендовать лишь победители всероссийских, а не перечневых олимпиад. И однажды специалист Управления по работе с молодежью Полина Анатольевна Жалнина сообщила мне о моих правах на этот грант. Я был очень удивлен и долго находился под большим впечатлением от произошедшего. В тот день я рассудил, что получать 20 тысяч в месяц не так уж и плохо, а потому без долгих размышлений приступил к сбору документов.
Грант помогает быть независимым в материальном плане, что для меня очень важно. Я могу покупать нужную литературу, выезжать на раскопки и в различные полевые школы, не думая о стоимости билетов. Для моего самообразования выделяемая фондом сумма имеет ключевое значение: без этих выплат я вряд ли научился бы тому, что сейчас умею, и увидел бы те места, в которых побывал за время учебы. Практический опыт, общение с людьми, волонтерские навыки для меня важнее и полезнее пыльных научных штудий, к которым я иногда вынужден прибегать по известным причинам. У меня не столь большие планы, чтобы строить карьеру в сфере научной деятельности. Я уверен, что принесу больше пользы, если, например, пойду в школу. Там, несмотря на все сложности, я смогу научить многих детей всему тому, чему научился в университетские годы благодаря грантовой поддержке.
Тем, кто собирается подавать заявку на грант, я бы настоятельно рекомендовал хорошо подумать, прежде чем ставить подпись в документе. Тысячу раз подумать о том, сможете ли вы ежегодно выполнять требования договора — учиться без академических задолженностей и в конце каждого года иметь научные достижения. Как бы вы ни были в себе уверены, знайте, что идете на риск. Всегда можно оступиться.
Владимир Щавелев
Я участвовал во Всероссийской олимпиаде по математике и дважды становился призером финала. Заявку на грант президента подал, поскольку считаю это хорошей возможностью обустроить жизнь в начале учебы в Университете: учитывая, что я из другого города, некоторая финансовая помощь была необходима. Я однозначно собирался изучать фундаментальную математику, и выбор на самом деле стоял только между тем, чтобы остаться в родном Новосибирске или уехать. Дело в том, что в России, по крайней мере на тот момент, было всего два вуза, где это направление преподавалось на том уровне, который мне нужен был, ― СПбГУ (факультет математики и компьютерных наук) и Высшая школа экономики в Москве.
Единственная проблема для получателя гранта заключается в том, что если вдруг ему предложат работу за границей, то уехать не получится, потому что нужно три года после учебы отработать на территории России. Но это, как мне кажется, маловероятно. Все же остальные трудности решаются: например, правила не запрещают уехать в магистратуру в другую страну, хотя потом придется вернуться. Поэтому я считаю, что если такая возможность есть, то однозначно нужно подавать заявку.
Я раздумываю о том, чтобы после выпуска устроиться на работу в Университет. Во-первых, нужно где-то начинать, и в моем случае этим местом может оказаться лаборатория Чебышёва, которая находится буквально там же, где я обучаюсь, а это просто идеальное место. Во-вторых, мне нравится преподавать, так что в будущем, возможно, буду вести занятия там же, где учился сам.
Юрий Хоркуш
Я получил грант президента благодаря тому, что в апреле 2018 года стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. Для поступления я выбрал Институт истории СПбГУ, поскольку еще в школе слышал о петербургской и ленинградской исторической школе, а историей я интересовался с раннего возраста. Кроме того, в интернете сейчас можно найти много лекций преподавателей нашего университета, а после их просмотра желание поступить сюда только усиливается.
В условиях, когда размер государственной академической стипендии составляет 1751 рубль в месяц при прожиточном минимуме чуть более12 тысяч рублей по стране, президентский грант наряду с другими формами материальной помощи — это возможность спокойно учиться и заниматься научной деятельностью, не отвлекаясь на решение финансовых вопросов. Тем более что занятия историей не предполагают больших расходов.
Думаю, я хотел бы начать свою карьеру в СПбГУ. Потому что, во-первых, в нашем университете, в том числе в Институте истории, поддерживаются крепкие традиции научной работы. А во-вторых, за три года обучения здесь я познакомился с коллективом хороших специалистов, в компании которых было бы очень интересно трудиться.
Михаил Мочалов
Мой выбор вуза при поступлении был достаточно обдуманным и многофакторным. Это и репутация Университета, и наличие образовательной программы, на которую я изначально хотел поступить, и сам город. Во многом на мой выбор повлияла работа сотрудников Управления по организации приема СПбГУ, которые умеют выстраивать коммуникацию с абитуриентами на порядок лучше, чем в других вузах со сходным статусом.
Я являюсь призером Всероссийской олимпиады школьников по экологии 2017 года, и если государство считает, что мои достижения достойны социальной поддержки, то почему бы этим не воспользоваться. Хотя следует отметить, что условия получения гранта достаточно жесткие и, возможно, некоторых не устроят. Поэтому я могу дать два совета: внимательно прочитать условия договора, подумать, готовы ли вы на такие условия, и в случае подачи заявки обязательно учиться, учиться и еще раз учиться!
Получение гранта делает меня более дисциплинированным в учебе (получателю гранта нельзя иметь академическую задолженность), стимулирует участвовать в различных учебных и научно-просветительских мероприятиях. Какими-либо привилегиями по программе поддержки я не пользовался, в целом мне было достаточно того доступа к ресурсам СПбГУ, который имеет каждый обычный студент.
Список первокурсников СПбГУ 2020 года, которые могут претендовать на получение президентского гранта, будет подготовлен Министерством науки и высшего образования РФ при участии фонда «Талант и успех» и поступит в Санкт-Петербургский университет в течение ноября.
Как я получила грант на 100 000 ₽
На развитие своего дела как самозанятая
В августе 2020 года я получила от государства грант на развитие своего дела. Все получилось довольно просто, достаточно было выполнить минимальные требования.
Грант — это безвозмездная выплата фонда, которую получают люди или компании для определенной цели. Выплату дают деньгами или в натуральной форме, например в виде сертификата на обучение, и в дальнейшем получатель должен отчитаться, как использовал грант.
Как я узнала о конкурсе
У меня есть основная работа с 40-часовой рабочей неделей, я заместитель директора в школе. Еще я самозанятый репетитор — обучаю детей биологии и химии, помогаю осваивать темы и решать задачи, готовлю к поступлению в вузы по химической специальности.
В апреле 2019 года я стала самозанятой. Поначалу хотела стать ИП, чтобы спокойно работать и не ждать проблем с налоговой, но приняли закон о плательщиках НПД, и я зарегистрировалась в приложении «Мой налог».
В июне 2020 года я стояла в автомобильной пробке и увидела рекламу гранта для самозанятых на билборде. Там было написано: «Грант для самозанятых от мэрии», сумму гранта не указывали, ее я узнала из положения конкурса.
Сначала я подумала, что конкурс проводят для своих и деньги получат нужные люди. Но когда открыла положение о проведении конкурса и внимательно прочитала все требования к соискателям, поняла, что они несложные, и у меня появилась надежда получить грант.
Конкурс для самозанятых проводила мэрия Казани. Чтобы принять в нем участие, нужно было отвечать нескольким критериям. Я подходила под все условия.
Зачем мне был нужен грант
Я хочу развивать свое дело, со временем полностью перейти на работу только на себя в онлайн-репетиторстве. Планирую записывать вебинары и продавать комплект готовых уроков, а лично консультировать только тех детей, у которых возникают проблемы с пониманием определенной темы и решением задач. До этого основная масса моих занятий была очной, только с одним учеником мы занимались дистанционно.
Кроме того, я хотела освежить свои знания, изучить новые технологии для работы — пройти курсы повышения квалификации.
Я посчитала, сколько всего смогу купить на деньги гранта, и подала заявку на участие в конкурсе.
Как я планировала потратить деньги
Вид расхода | Cумма |
---|---|
Компьютер | 55 000 Р |
МФУ | 11 300 Р |
Курсы повышения квалификации | 10 000 Р |
Электронная книга для хранения учебных пособий и справочников | 8490 Р |
Флипчарт | 4760 Р |
Наушники | 2990 Р |
Тетради и пособия | 2261 Р |
Веб-камера | 2180 Р |
Другие канцтовары | 1820 Р |
Бумага А4, 4 блока | 1000 Р |
Маркеры | 199 Р |
Как победить выгорание
Какие документы нужно было подать для участия в конкурсе
Для участия в конкурсе нужно было подготовить документы:
Справки о постановке на учет и о состоянии расчетов по налогу я скачала из приложения «Мой налог»PDF, 754 КБ
Портфолио — это описание и фотографии продукции, сертификаты о прохождении образовательных курсов в прошлом, фотографии с ярмарок и прочих мероприятий, в которых самозанятый принимал участие, договоры на выполнение работ или оказание услуг.
Я репетитор, поэтому в качестве портфолио предоставила учебные пособия, которые я написала, а также сертификаты с курсов повышения квалификации, которые я проходила.
Заявку и прилагаемые к ней документы нужно было подготовить в бумажном виде и в электронном. Еще там надо было написать дату, когда я стала самозанятой, чем занимаюсь и на что собираюсь потратить грант — в моем случае это были компьютер, канцтовары и образовательные курсы.
Бумажные документы надо было распечатать, заполнить, потом отсканировать и залить на флешку. Распечатанные экземпляры и флешку я отдала работнику мэрии.
После сдачи документов я узнала, что некоторые самозанятые не смогли подать заявку на грант, так как у них не было регистрации в Казани, хотя они работали здесь. Скорее всего, это были те, кто прописан в городе Зеленодольске или те, кто купил квартиру в пригороде, но каждый день приезжают в Казань на работу.
Как проходил конкурс и как оценивали самозанятых
Мэрия проводила два отдельных этапа с набором участников. Можно было подать заявку для участия только в один из этапов. Первый проходил с 4 июня по 3 июля 2020 года, второй — с 11 июня до 10 июля 2020 года. Я участвовала в первом этапе.
Заявки самозанятых оценивали по пяти критериям, баллы начисляли 10 членов жюри. В составе комиссии были работники мэрии Казани, руководитель Центра поддержки самозанятых и несколько привлеченных самозанятых.
Каждый член жюри давал свою оценку, например, один член жюри мог дать 5 баллов, а другой 0 баллов. При подсчете результатов суммировали оценки всех 10 членов жюри.
Вот сколько я получила баллов по всем критериям.
Сфера деятельности самозанятого — критерий, по которому от каждого члена жюри можно получить одну из двух оценок:
Я репетитор, моя деятельность относится к сфере услуг, поэтому все члены жюри дали мне по 5 баллов. В сумме я получила 50 баллов.
Соответствие заявки приоритетным направлениям развития Казани. Эти направления прописаны в стратегии социально-экономического развития города до 2030 года:
Вот какие оценки могут дать по этому критерию:
Я занимаюсь репетиторством, мое направление подходит под образование — приоритетную сферу, поэтому все 10 членов жюри дали мне максимальный балл, и я получила 30 баллов по этому критерию.
Экономическое обоснование финансовых затрат на реализацию гранта:
Я указала, что мне нужен компьютер, микрофон и наушники, чтобы я смогла взять учеников на дистанционные занятия. За это экономическое обоснование мне присудили 50 баллов.
Сколько времени человек ведет деятельность в статусе самозанятого:
Стартом тут считается момент регистрации налогоплательщика НПД. Я получила 100 баллов, так как на момент подачи заявки уже больше года была самозанятой.
Оценка портфолио: до 10 баллов.
В последнем критерии каждый член жюри выставлял свою оценку, в среднем мне давали по 8 и 9 баллов. В общей сумме получилось 83 балла.
Весь процесс обработки заявки занял около месяца. Я каждый день заходила на сайт мэрии, чтобы узнать результаты конкурса, нам обещали сообщить их до 15 июля. Результаты на сайте появились 24 июля. 27 июля мне позвонили из муниципалитета и поздравили с получением гранта.
На что я потратила полученный грант
Деньги от гранта — целевые, их нельзя тратить на что угодно, можно пускать только на развитие своего дела.
По условиям конкурса грант можно было потратить на:
На деньги гранта я купила компьютер, камеру, наушники, флипчарт, МФУ, канцтовары, бумагу, электронную книгу, а также прошла образовательные курсы для повышения квалификации.
Кроме того, как заместителю директора, курсы мне пригодились, чтобы лучше оценивать компетенции учителей начальных классов. Еще на курсах повышения квалификации можно обмениваться знаниями с другими преподавателями и уточнять положения новых законов в сфере образования.
Курсы я выбрала у образовательной организации, у которой была лицензия — это нужно для оформления возврата НДФЛ за обучение, в налоговую надо сдать копию лицензии. Плюс они выдают сертификат о повышении квалификации, который можно прикрепить в профиле на сайте учителя, чтобы родители видели, что репетитор не стоит на месте, а занимается саморазвитием, совершенствует навыки.
Курсы были разные — длительностью от недели до полугода. Я сначала хотела выбрать шестимесячные, но так как мне нужно было отчитаться о гранте раньше, то прошла ускоренный вариант обучения за 3 месяца. Обучение велось дистанционно — доступ к записям лекций и семинаров был открыт 24 часа. В рабочие часы можно было задавать вопросы куратору, если что-то было непонятно.
После того как у меня появилась нужная техника, я стала больше работать с дистанционными учениками и меньше — с очными. В дальнейшем я планирую оставить только дистанционные занятия.