что такое реи на корабле

Рей (рангоут)

В зависимости от того, к какой мачте принадлежат реи, а также от местоположения на мачте, они получают дополнительные наименования.

* Фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей, фор-мун-рей крепятся на фок-мачте.

* Грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей, грот-мун-рей крепятся на грот-мачте.

Бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей, крюйс-мун-рей крепятся на бизань-мачте.В конце XVI — начале XVII века на бушприте обычно устанавливали маленькую мачту — блинда-стеньгу с небольшим блинда-стень-реем. Примерно с середины XVIII века вместо блинда-стеньги ставили утлегарь с небольшим реем — бом-блинда-реем.

В вертикальной плоскости концы рея поддерживаются топенантами, в горизонтальной плоскости рей может поворачиваться с помощью брасов. Разворачивание реев с помощью брасов называется брасопкой (от глагола — брасопить, брасовать).

Под реем обычно протягиваются перты — специальные тросы, служащие опорой при работе с парусами.

Связанные понятия

Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В настоящий глоссарий не включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) вынесены в отдельный глоссарий Морские термины (типы кораблей и судов)

Тип парусного судна — комплексная характеристика, определяющая собой — уровень технического совершенства, главные размерения, число корпусов, особенности обводов и конструкции корпуса, вид парусного вооружения, наличие и тип вспомогательной двигательной установки, основное функциональное назначение судна, условное обозначение проекта в серии.

Кнехт (чаще мн. Кне́хты, устар. кнек; от нидерл. knecht) — парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов.

Источник

Значение слова рей

Словарь Ушакова

рей, рея, муж. (мор.), и (чаще в общем языке) рея, реи, жен. (голланд. raa). Подвижной поперечный брус на мачтах, к которому прикрепляют паруса.

Словарь Военных Терминов

металлический или деревянный брус, прикрепленный к мачте или стеньге параллельно палубе. Служит для крепления к нему прямых парусов, а также для подъёма сигналов и установки антенн.

Военно-морской Словарь

металлический или деревянный брус, прикрепленный к мачте (стеньге) горизонтально к палубе и перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля. Служит для крепления к нему прямых парусов.

Морской словарь

рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

РЕЙ, я, м. (спец.). Подвижной поперечный брус на мачте, служащий для крепления парусов, для установки антенн и для подъёма сигналов.

Словарь Ефремовой

м.
Подвижной поперечный брус, подвешиваемый за середину к мачте и служащий для
привязывания к нему паруса на парусных судах и для подачи сигналов на судах с
механическими двигателями.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. реже рея ж. райна, стар. поперечное дерево на мачте, за которое привязан парус. Реи зовутся по мачте и по колену мачты; нижние реи: гротарей, фокарей, бегинрей; стенговые реи (выше, кверху): гротмарсарей, формарсарей, крюсельрей; брамстенговые или брамреи (от низу третьи): гротбрамрей, форбрамрей, крюсбрамрей; иногда бывают и четвертые: бомбрамреи, изредка пятые: бомреи или трюмсельреи. Нижние реи висят на стропах или цепях, прочие подымаются фалом (дрок, подъемна), а с концов (с ноков) топенантами, поворачиваясь брасами (возжами). Поворачивать рей, брасопить. Отопить реи, поставить вкось, одним концом (ноком) ниже: это, обще с перевязанным поперек флагом, знак жали, печали, когда на судне есть важный покойник. Райной зовут бол. косой рей латинских парусов. Реёк и рейка, тоненький брусочек, дощечка, простроганная для пришивки к чему, для вставки в щель. Запустить рейку.

У землемеров: размеренный шестик, с подвижною мишенью, для прогляда по уровню. Идти в реи: идти реями, волжск. касп. Реить или реиться касп. и беломорск. покосить, бетаться, морск. лавировать, держаться как можно круче, ближе к ветру, и поворачивать на тот и на другой галлс, выходя этим на ветер, против ветру. Лодка реюшка не от реить, а от реять, ринуть. Отреиться от мели, отлавировать, выбраться на ветер.

Источник

Что такое реи на корабле

В последней четверти века по всей плоской грани задней стороны рея (по одной грани), была установлена фиша толщиной 2′, а в средней восьмиугольной части на шести гранях принагелены латы. Переднюю грань оставляли свободной. Латы по длине и ширине равнялись граням и были толщиной от 3\4 до 1′. По сторонам они были скошены, а на

концах закруглены. Все нижние реи и все марса- реи, за исключением бегин- рея, имели латы. Утоньшение реев большую часть века составляло: в 1- ой четверти от середины 30\31 диаметра в середине рея, во 2-ой четверти: 7\8, в 3- й четверти: 7\10 и в 4- ой четверти: 3\7.

Пропорциональные размеры реев.

Ниже приведены размеры, составленные по данным В. Монтеня, Д. Стила и В. Фалконера (издания 1815г.) и др.

Гики и гафели. Во второй половине века бизань- рю всё больше и больше заменяют гафелем, а позднее гафелем и гиком. Постепенное их введение началось на малых фрегатах около 1750г. Гик стали вводить на судах около 1790г. Гафель служил для крепления верхней шкаторины триселя, а гик, к которому шел шкот, удерживал галс и шкот этого паруса на нужных местах. На бригах, шхунах, тендерах и других малых судах это были грот- трисель, фока- трисель, а иногда и бизань. Наибольший диаметр гафели имели в 4 футах от внутреннего конца. Утоньшение наружу составляло: 1-я четверть- 40\41 наибольшего диаметра, 2-я четверть- 11\12, 3-я четверть- 4\5, 4-я четверть- 5\9. Наибольший диаметр гика на тендерах, шлюпах и подобных им судах находился в районе крепления гика- шкота, располагавшийся довольно близко к корме. Чтобы найти остальные диаметры, внутреннюю часть гика от шкота делили на четыре части, а внешнюю на две. Диаметры от шкота внутрь были такие: 1-я четверть- 40\41, 2-я четверть- 11\12 наибольшего диаметра, 3-я четверть- 7\8, 4-я четверть- 2\3. От шкота наружу: 1-я половина- 11\12 наибольшего диаметра, 2-я половина- 3\4.

Пропорциональные длины и диаметры гафелей и гиков.

Длина: Бизань- гик- 5\7 грота- рея, диаметр- 5\8′ на каждый ярд длины;
Гафель- 5\8 бизань- гика, диаметр- 5\8′ на каждый ярд длины;
Тендеры: длина грота- гика 2\3 длины мачты, диаметр грота- гика 9\16 на каждый ярд длины. Гафель: длина 3\5 длины гика, диаметр 1\4′ на каждый ярд длины.

Клампы и усы. Реи имели различные клампы, выполненные соответственно их назначению. Так, клампы- ловушки были принагелены к рею вблизи его середины с двух сторон. Они препятствовали скольжению в стороны бейфута, на котором был подвешен рей и обеих фал- блоков. Стоп- Клампы, находившиеся на концах рея, локализовали положение брасов, ‘ножных’ перт и топенантов. Клампы- ловушки были обычно длиной в 1,1\4 диаметра рея, шириной в 1\4 их длины и высотой в 2\3 их ширины. У грота- и фока- реев на 1\3 своей длины они образовывали нависающие лапки. Обычно отстояние этих кламп от середины рея равнялось его диаметру.

Стоп- клампы были длиной в 1\2 диаметра рея, шириной в 1\4 длины и высотой в 2\3 ширины. Отстояние их от оконечностей составляли у грота-, фока- и блинда- реев 1,1\2′ на каждый ярд длины рея, у марса-реев- 3′. Стоп- клампы у всех реев были установлены как на передней, так и на задней сторонах.

Гафели и гики на концах, подходящих к мачте, имели усы, изготовленные из дуба и на половину охватывающие мачту. Толщина усов составляла приблизительно 1\4 диаметра. При этом внутренний диаметр усов на 1′ был больше диаметра мачты, так как их внутреннюю поверхность обивали кожей. Усы гафеля были подобны усам гика, только их

Через конец гика, между усами и соединением, сверху вниз проводили обух, снизу заканчивающийся шайбой. У гафеля было два обуха, пропущенных через соединительную часть снизу вверх и сверху вниз. Верхний предназначался для фала гафеля, нижний для бензеля верхне- галсового угла паруса и нирала гафеля. На внешнем конце гика находился

шкив- гат со шкивом для проводки шкота паруса. Оконечность нока гика сковывала железная обойма. Обух, поставленный, как продолжение оси гика, завершал оконечность. Внешний конец гафеля был одинаков с концом гика. Во внешней части усов, при надобности, просверливали 2- 3 отверстия для проводки ракс- тросов с ракс- клотами. В районе гика-шкота гик обивали кожей, а над стропом шкот- блока для предохранения был установлен деревянный брусок.

Прочие вопросы. На английских судах брам- реи грот- и фок- мачт, блинда- и марса- реи имели на ноках железные бугели и обухи, поставленные как продолжение реев.

Флагштоки на судах имели следующие размеры:

Флагшток: длина- 1\3 длины грот- мачты над релингом, диаметр- 1\2′ на каждый ярд длины;
Гюйс- шток: длина- 1\2 длины флагштока над релингом, диаметр-3\4′ на каждый ярд длины.

Для уборки якорей по походному, суда имели фиш- или пентер- балки. Приблизительно до 1780 г. это была четырёхугольная балка длиной приблизительно в ширину бака, крепившаяся там в четырёхугольной железной обойме- бугеле пентер- балки.

Источник

Устройство парусных кораблей

Морское дело – наука сложная сама по себе; но его понимание людьми далекими от моря и судостроения еще больше отягощается особой терминологией, принятой среди моряков. Множество малопонятных и труднозапоминаемых названий непосвященным «сухопутным» кажутся настоящей «абракадаброй», в которой очень трудно разобраться. А разобраться хочется каждый раз, когда в руки попадается интересная книга о морских путешествиях прошлого или о пиратах далеких времен. Поэтому здесь я попытался дать по возможности простейшее объяснение основным терминам, принятым на парусном флоте, для наглядности снабдив свой доморощенный «ликбез» (кто не знает – это означает «ликвидация безграмотности») соответствующими иллюстрациями.
Многие мои соотечественники из числа сверстников смотрели фильмы про Петра Первого, и видели сцены, когда царь экзаменовал приехавших с учебы из Европы отпрысков знатных фамилий на предмет знаний по парусных кораблях и их оснастке. Для Перта корабли были самой любимой игрушкой, он до тонкостей освоил и строительство кораблей, их парусное вооружение и другие науки, которые обязательно должны знать мореплаватели. И злился, когда кто-то отвечал неправильно.

Устройство корпуса парусного судна

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов. Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется форштевень. По всему днищу парусного судна проходит киль – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – шпангоуты, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями). В задней части судна на киль опирается ахтерштевень – широкий вертикальный выступ, гасящий стремление судна рыскать на волне. К ахтерштевню подвешивается перо руля, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной; но на старых парусниках она была только плоской, вертикально срезанной (закругленная корма появилась лишь в середине 19 века).

В носу судна установлен бушприт – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).

Для строительства парусных судов использовалось хорошо высушенное дерево дуба, сосны и ели; отделка и украшения исполнялись из дорогого красного дерева, кедра, из древесины акаций. До середины 19-го века, пока все детали судна и их крепеж делались из дерева, невозможно было строить суда, превышающие сто метров по длине. Только с началом применения при постройке железных и стальных креплений, а затем и остальных элементов корпуса, размеры парусников стали увеличиваться. Так как подводная часть деревянного судна постепенно обрастает водорослями и ракушками, снижающими скорость, для борьбы с такими наростами подводную часть многих кораблей с 18 века стали обшивать тонкими листами меди.

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется фок-мачта. Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – грот-мачта; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Но иногда она бывает и первой: на некоторых типах двухмачтовых судов, на которых передняя мачта расположена почти в середине корпуса, она считается не «фок», а «грот-мачтой». Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется бизань-мачтой; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась бонавентур-мачтой. Сегодня ни мачта у среза кормы, ни ее название даже на многомачтовых парусниках не используется.

Все вертикальные мачты ставятся с небольшим наклоном назад (в особенности это касается бизань-мачты). Это при наполнении парусов ветром «выгибает» мачты в строго вертикальное положение и улучшает равновесие судна в направлении вперед. Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).

Нижняя часть мачты называется собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются средние части – стеньги: фок-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фок-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. Выше стеньг ставятся брам-стеньги: фок-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга (но крюйс-брам-стеньга ставится только на больших парусниках; на бизань-мачтах средних и малых судов обходятся без нее). В месте соединения стеньг и брам-стеньг находятся салинги – крестообразные двойные короткие балки, к которым крепятся верхние концы вант; так же на салинги опираются ногами работающие с парусами матросы.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый стоячий такелаж: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. Фордуны и бакштаги удерживают стеньги и брам-стеньги; ванты, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: нижние – просто реи (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); выше, над марсами стеньг, крепятся марса-реи (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к верхним брам-стеньгам прикрепляют брам-реи (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея). На крупных парусниках, несущих на каждой мачте не по три паруса, а больше, реи с этим названием перемещаются вниз, на стеньги, а реи на брам-стеньгах получают прибавку бом- (фока-бом-брам-рея и т.д.). В 15-17 веках, когда бушприты еще не несли удлиняющих утлегарей, а имели на конце вертикальную блинда-стеньгу, к ней крепилась небольшая блинда-стеньг-рея; а под самим бушпритом закрепляли блинда-рею.

Для управления рангоутом и парусами служит бегучий такелаж – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а так же их поворот по направлению ветра, брасопление и т.д. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно и вряд ли уместно (и без того усложнил рассказ всякими реями).

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямыми парусами вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 67 градусов.

Косые паруса, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса. Латинские паруса имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса. Гафельные паруса – трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. Бермудские паруса – треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность. К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. Кливера имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и стаксели – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

Названия парусов по месту их установки

Названия парусов по месту их установки связаны с названиями рей, к которым они крепятся. Так, нижние, самые большие паруса, закрепленные на фока-рее и грота-рее, называются соответственно фоком и гротом; выше – на фока-марса-рее и грота-марса-рее – находятся фок-марсель и грот-марсель. Еще выше, на фока-брам-рее и грота-брам-рее, вывешиваются фок-брамсель и грот-брамсель. Так как реи задней мачты несут особые названия, паруса на бизань-мачте снизу вверх именуются: бизань, крюйсель и бом-крюйсель. Если на паруснике есть четвертый ярус парусов (иногда это бывало на особо крупных старинных судах, но обычно такое количество парусов практикуется на больших парусниках 20-го века), то эти паруса называются фок-трюмсель и грота-трюмсель. На старинных парусниках парус, крепившийся под бушпритом на блинда-рее, назывался блинд; а в тех случаях, когда на закрепленной на конце бушприта вертикальной блинда-стеньге имелась блинда-стеньг-рея, к ней подвешивался небольшой парус бом-блинд.

Источник

Что такое реи на корабле

(Словарь составлен преимущественно по современной Беллинсгаузену морской практике — труду А. Глотова «Изъяснение принадлежностей к вооружению корабля», изд. 1816 г. (судя по списку подписчиков на эту книгу, Беллинсгаузен подписался на нее из Севастополя); кроме того, использованы следующие справочники и словари: 1) В.В. Бахтин. «Краткий морской словарь», изд. 1874 г., 2) Н. Боголюбов. «История корабля», изд. 1879 г., 3) В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка», изд. 1863 г., 4) И. Сморгонский. «Кораблестроительные и некоторые морские термины нерусского происхождения», изд. АН СССР, 1936 г., 5) — А.С. Шишков. «Морской Словарь», изд. 1835 г. — (Ред.).)

Анкерок — небольшой бочонок вместительностью от одного до трех ведер, употребляемый на шлюпках для хранения запаса пресной воды, а также в качестве балласта при плавании под парусами в свежую погоду; на кораблях в анкерках сохраняется запас вина, уксуса и проч.

Апсель — косой парус между грот- и бизань-мачтами.

Ахтертай (правильнее ахтертов) — во времена Беллинсгаузена — тросовый конец, за который у борта держатся гребные суда.

Ахтерштевень — брус составляющий заднюю оконечность корабля, к нему подвешивается руль.

Бак — носовая (передняя) часть верхней палубы корабля, от носа до фок-мачты.

Бакштаги — снасти стоячего такелажа (см. ниже), поддерживающие с боков мачты, стеньги, брам-стеньги, шлюп — балки и проч.

Бакштаг (идти в бакштаг) — курс парусного корабля, составляющий с линией ветра угол более 90° и менее 180° (т.е. когда корабль идет попутным ветром, но последний дует не прямо в корму, а несколько справа или слева).

Баргоут (или бархоут) — надводные пояса наружной обшивки корабля.

Барказы и полубарказы — самые большие корабельные шлюпки, служащие для перевозки большого числа команды, тяжелых грузов, завозки верпов, буксировки парусных судов и проч. Число весел на бар-казах до 22.

Беген-рей (бегин-рей) — нижний рей на бизань-мачте (третьей мачте), к которому парус не привязывается.

Бегучий такелаж — все подвижные снасти, служащие для постановки и уборки парусов, для подъема и спуска частей рангоута, реев и проч.

Бейдевинд (бейдевинт) (идти бейдевинд) — курс парусного судна, ближайший к направлению ветра и составляющий с последним угол менее 90° (т.е. когда корабль идет при наличии почти противного ветра, дующего несколько справа или слева от носа).

Бизань — косой четырехугольный парус на бизань — мачте.

Бизань-мачта — третья мачта (считая с носа); бизань-ванты — снасти стоячего такелажа, которыми бизань-мачта укрепляется с боков; бизань-стаксель — косой парус трехугольной формы между грот- и бизань-мачтами.

Бимс — поперечный деревянный брус, соединяющий правую и левую ветви шпангоута; бимсы служат как для поддержания палуб, так и для создания поперечной прочности корабля.

Битенг — толстый вертикальный брус (вроде тумбы) для крепления якорных канатов.

Блинда-рей — рей под бушпритом, на котором ставили парус «блинд».

Боканцы (бокансы) — деревянные или железные тонкие брусья, выдающиеся за борт, для подвешивания шлюпок.

Бом-брам-рей — четвертый снизу рей на мачте.

Бом-салинг — третья снизу площадка на мачте (правильнее — круглый железный бугель с железными рожками, надеваемый на брам-стеньгу).

Брам-рей (брам-рея) — третий снизу рей.

Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги и идущее вверх от нее.

Брамсель — прямой парус, подымаемый на брам-стеньге, над марселем (третий парус снизу).

Брандвахта (или брантвахта) — караульное судно, поставленное на (рейде или в гавани.

Брасы — снасти бегучего такелажа, посредством которых поворачивают реи в горизонтальном направлении.

Брештуки — горизонтальные кницы, соединяющие у форштевня и ахтерштевня оба привальных бруса для лучшего скрепления продольных связей обоих бортов в оконечностях.

Бриг — небольшое двухмачтовое парусное судно.

Броткамера — помещение на корабле для хранения сухарей, муки.

Брызгас — рабочий, который исполняет все железные работы по судну, как то: забивает болты, сверлит для них дыры и проч.

Брюк — толстый трос, имеющий назначение удерживать орудия при откате во время стрельбы.

Бушприт (бугшприт) — горизонтальное или наклонное дерево, выдающееся с носа судна. Служит для отнесения центра парусности от центра тяжести судна и для увеличения вращательной силы кливеров, кроме того, служит для укрепления фок-мачты. На нем ставятся кливера и фор-стеньги-стаксель. Продолжением бушприта служат утлегарь и бом-утлегарь.

Вадервельсовые пазы — см. ватервейсы.

Ванты — толстые смоленые тросы, которыми держатся с боков мачты, стеньги и брам-стеньги. Поперек вант располагаются выбленки из тонкого троса, служащие ступеньками для влезания на мачты и стеньги.

Ватервейсы (вадервельсовые пазы) — толстые продольные деревянные брусья, накладываемые сверху на концы бимсов и идущие на верхней палубе вдоль по борту судна.

Ватер-бакштаги — тросы или цепи, поддерживающие бушприт с боков.

Ватер-штаг-трос (или цепь), поддерживающий бушприт снизу и не дающий ему гнуться вверх при поставленных кливерах.

Веретено якоря — основной прямой брус якоря, кончающийся внизу утолщенной частью — трендом; на верхнюю часть веретена насаживается шток, а от тренда в стороны расходятся два рога с лапами.

Верп — небольшой якорь, употребляемый преимущественно для завозов с судна при помощи шлюпок (для снятия судна с мели, перетягивания с места на место, оттягивания кормы и проч.).

Виндзейль — длинный парусиновый рукав со вставленными внутрь обручами; служит для вентиляции внутренних помещений судна; верхняя часть его поднимается между мачтами, причем верхнее отверстие его устанавливается против ветра.

Вооружить шлюп — применительно к парусным судам это выражение означало совокупность всех работ по изготовлению судна к плаванию (установка рангоута и его укрепление, оснастка, укладка трюмов, установка орудий, приемка всего снабжения и проч.).

Гак — железный или стальной крюк, употребляемый на судах.

Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом; сделать галс — пройти одним галсом, не поворачивая.

Гакаборт — верхняя часть корабля в корме.

Гальюн — носовой свес на парусных кораблях, на котором устанавливалось носовое украшение; на этом же свесе по обоим бортам судна устраивались отхожие места (штульцы) и места для сбрасывания нечистот.

Гафель — рангоутное дерево, висящее на мачте под углом и направленное к корме корабля; к гафелям пришнуровываются триселя и бизань (см.).

Гитовы — снасти, которыми убирают паруса; «взять на гитовы» — собрать или подобрать паруса гитовами, не убирая их полностью.

Гичка — легкая быстроходная парадная 5-8—весельная шлюпка, имеющая корму с транцем (т.е. не острую, а как бы обрубленную); служит для посылок и разъездов

Греп (грев или греф) — нижняя часть водореза или первый от киля деревянный брус форт-штевня.

Грот — 1) прямой, самый нижний парус на второй мачте от носа (грот-мачте); 2) слово, прибавляемое к наименованию реев, парусов и такелажа грот-мачты.

Грот-марсель — второй снизу прямой парус на грот-мачте.

Грот-трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся вдоль грот-мачты, причем верхняя часть его пришнуровывается к гафелю (рангоутному дереву, висящему под углом на мачте в сторону кормы корабля).

Гюйс — флаг, поднимаемый на военных кораблях на носу (на бушприте) только когда они стоят на якоре.

Дек — так на парусных военных кораблях называли палубу, причем этот термин более применялся к тем из палуб, на которых была установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный); кроме того, деком называлось и пространство между двумя палубами, где размещали личный состав для жилья.

Диаметральная плоскость корабля — продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две симметричные равные части.

Дрейф — явление сноса судна с линии его курса под влиянием ветра.

Лечь в дрейф — остановить в море движение корабля, для чего располагают паруса таким образом, чтобы от действия ветра на одни из них судно шло вперед, а от действия на другие — имело бы задний ход; во время лежания в дрейфе судно то имеет передний ход, то задний.

Диферент — угол продольного наклонения судна, вызывающий разность в осадке носа и кормы; говорят «диферент на нос» — если углубление носа больше, чем углубление кормы.

Драёк (драйка) — деревянный инструмент для таклежаных работ.

Дрек — небольшой якорь для шлюпок.

Заигрывать — шкаторина (кромка паруса) заигрывает, т.е. трепещет под влиянием ветра.

Зарифленные паруса — паруса, у которых взяты рифы (см. ниже), т.е. уменьшена площадь парусности при свежем ветре или в шторм.

Интрюм — то же самое, что трюм (см.), однако принято говорить «глубина интрюма».

Каронада (карронада) — короткая чугунная пушка.

Килевание — искусственное наклонение судна на бок настолько, чтобы киль его вышел из воды; производится для того, чтобы проконопатить, исправить, осмолить или покрасить его подводную часть.

Клетинг (клетень) — тонкая веревка, которой обматывают трос для предохранения последнего при трении.

Клюзы — круглые отверстия по обеим сторонам форштевня, через которые проходят якорные канаты к якорям.

Кница — деревянная часть корабельного набора, имеющая форму угольника, стороны которого составляют между собой тупой угол; кницами соединяют бимсы со шпангоутами и другие брусья, скрепляющиеся между собой под углом.

Комингсы (комельсы, камельцы) — толстые брусья по сторонам люков, препятствующие попаданию воды внутрь судна.

Констапельская — кормовая каюта в нижней палубе, простирающаяся от кормы до грот-мачты; в ней обычно хранились артиллерийские припасы, состоящие в ведении констапеля, т.е. прапорщика морской артиллерии.

Крамбол — толстый, короткий деревянный брус, служащий краном для подъема якоря. Выражение «на крамболе» указывает направление на предмет, находящийся примерно на продолжении линии крамбола.

Кранец, кранцы — 1) приспособление, служащее для смягчения удара корабля о борт другого корабля или о стенку пристани (обычно это или короткий тросовой обрубок, деревянный брусок, или парусиновый круглый мешок, набитый пенькой и оплетенный каболкой); 2) кольца, сделанные из троса, служащие для укладки ядер у пушек (или деревянные толстые доски с вырезанными для ядер отверстиями).

Кренговать — то же, что килевать (см. килевание).

Крюйсель (крюсель) — прямой парус на бизань-мачте, ставящийся между крюйсель-реем и бегин-реем.

Крюйс-стень-стаксель — косой парус трехугольной формы между грот-мачтой и бизань-мачтой (ставится выше бизань — стакселя).

Кубрик — самая нижняя жилая палуба на корабле; ниже ее расположен трюм.

Курс корабля — угол, составляемый диаметральной плоскостью корабля с меридианом (см. румбы).

Лавировать — продвигаться на парусном судне к цели переменными курсами по ломаной линии, вследствие неблагоприятного направления ветра (ложась то на правый, то на левый галс бейдевинда).

Леер — туго натянутый трос, у которого оба конца закреплены; применение лееров на корабле весьма разнообразно.

Лейка — деревянный совок, служащий для откачивания воды из шлюпок.

Лисель-спирты — тонкие деревянные брусья на реях, выдвигаемые в качестве их продолжения для увеличения парусности постановкою дополнительных парусов-лиселей.

Люк — вырез, отверстие в палубе судна; в то же время под термином люк понимают всю конструкцию, позволяющую закрывать это отверстие; грот-люк — люк, расположенный впереди грот — мачты, фор-люк — люк впереди фок-мачты.

Лот — свинцовая или чугунная гиря у ручного лота, служащего для измерения глубины.

Марс — первая снизу площадка на мачтах.

Марсель — второй снизу прямой парус, ставящийся между марса — реем и нижним реем. «Иметь марсель на эзельгофте» — поставить марсель так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону и нажимал его на эзельгофт (применяется для придания кораблю заднего хода; смотри также «положить марсель на стеньгу»).

Мартингал (мартин-гик) — небольшой деревянный брусок, подвешенный под бушпритом вертикально вниз (служит для разноса снастей в стороны).

Наветренная (надветренная) сторона — сторона судна, непосредственно подверженная действию ветра; например, если судно идет правым галсом, то правая сторона (борт) и будет в этом случае наветренной.

Найтовы, найтовить — перевязка тросом нескольких рангоутных деревьев или других предметов; снайтовить или наложить найтовы — прочно связать или привязать.

Наполнить паруса — после лежания в дрейфе спуститься настолько, чтобы паруса надулись от действия ветра.

Нактоуз (нахтоуз) — шкафик из тикового или красного дерева, на котором устанавливается компас на корабле.

Нок — оконечность всякого горизонтального (или почти горизонтального) рангоутного дерева, например, рея, бушприта, утлегаря, выстрела и проч.

Обрасопить реи — повернуть реи с помощью брасов в горизонтальном направлении, чтобы подставить их ближе к направлению ветра, если корабль не идет по линии дующего ветра.

Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо.

Оверштаг — поворот судна на другой галс, при условии, что линию ветра переходит нос судна; в это время ветер дует с носа (в отличие от поворота фордевинд, при котором линию ветра переходит корма).

Паз — продольная щель соприкасающихся досок наружной обшивки корабля или палубной настилки. Пазы конопатятся и заливаются смолой.

Пеленг — угол между меридианом и румбом, по которому виден какой-либо предмет.

Переборка — всякая вертикальная перегородка на корабле (бывают продольные и поперечные).

Пиллерс — деревянная или металлическая колонка, подпирающая бимс снизу.

Подветренная сторона — сторона судна, противоположная той, в которую дует ветер; если судно идет правым галсом, то его левая сторона будет называться подветренной, а правая — наветренной.

Положить марсель на стеньгу — поставить марсель так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону и нажимал его на стеньгу; судно при таком положении парусов будет иметь задний ход.

Порт — окно или амбразура в борте судна; бывают орудийные, грузовые и проч.

Поручни — род перил на верхней палубе, мостике и надстройках.

Полоскание парусов — колебание парусов от ветра, когда последний не надувает их вполне или дует по направлению плоскости паруса.

Подняться под парусами — привести, держать круче, ближе к ветру (см. «спуститься»).

Превентер-брасы — добавочные брасы, которые заводятся в помощь штатным брасам, служащим для поворота реев.

Разоружить шлюп — привести судно в состояние для ремонта или для долговременного хранения: снять с него все запасы, предметы снабжения, шлюпки, орудия, такелаж, спустить рангоут, вычистить трюмы.

Рангоут — мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, утлегарь и прочие деревья, на которых ставят паруса.

Рей — горизонтальное рангоутное дерево, привешенное за середину к мачте или стеньге и служащее для привязывания к нему парусов. Наименования реев на различных мачтах (считая снизу): 1) на фок-мачте — фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей, 2) на грот-мачте — грот-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей, 3) на бизань-мачте — бегин-рей, крюйсель-рей, крюйс-брам-рей, крюйс-бом-брам-рей.

Рейдерсы (ридерсы) — во времена Беллинсгаузена так назывались толстые деревянные поперечные брусья, связывающие кузов корабля в трюме; обычно их бывало шесть и между ними укладывался балласт.

Рифы (взять рифы) — поперечный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его площадь; этих завязок бывает на каждом парусе по нескольку рядов: у марселей — четыре, у нижних парусов — две; в зависимости от силы ветра берут один, два, три или четыре рифа; по мере ослабления ветра — поочередно отдают рифы.

Росторы (ростры) — совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне, как то: стенег, реев и проч., сложенных на шкафуте; все эти запасные деревья обычно крепятся на шкафутах в виде помоста на специальных стойках и лежнях.

Румбы, курсы и пеленги — румбами называются направления на различные предметы, измеряемые углами между линией север-юг (N—S) и этими направлениями. Во времена парусного флота, когда к мореплаванию не предъявлялись такие требования точности, как в настоящее время, истинный горизонт (как и картушка компаса) делился на 32 румба, причем румбами называлось как каждое из этих направлений, так и углы между двумя ближайшими целыми румбами. Исходя из того, что каждая окружность подразделяется на 360°, величина одного румба в градусах составит 11°15′, т.е. 11 1/4°. Петр I ввел в русском флоте голландские наименования румбов, помещенные на прилагаемом здесь чертеже. Левая часть этого чертежа показывает, что истинный горизонт (и картушка компаса) делится на 4 четверти: норд-остовую, зюд-остовую, зюд-вестовую и норд-вестовую (см. чертеж), причем в каждой четверти нумерация румбов велась по направлениям стрелок. Правый чертеж приводит наименования румбов. Буква «t» обозначает сокращенное испорченное голландское слово «тен», т.е. «к»; так что румб NOtN следует произнести «норд-ост-тен-норд»; если при обозначении какого-либо направления требуется большая точность, чем 11 1/4 °, то добавляется в соответствующую сторону дробная часть румба, с точностью до 1/4 румба, например WNW1/4 W, т.е. «вест-норд-вест четверть к весту» (в настоящее время истинный горизонт и картушка компаса делятся на 360° и курсы и пеленги отсчитываются с точностью до 1/4°, по часовой стрелке). Пользуясь вышеуказанным делением истинного горизонта на румбы, говорят «корабль идет по такому-то румбу» (т.е. курс корабля будет такой-то) или «маяк виден по такому-то румбу» (т.е. пеленг маяка будет такой-то).

что такое реи на корабле. Смотреть фото что такое реи на корабле. Смотреть картинку что такое реи на корабле. Картинка про что такое реи на корабле. Фото что такое реи на кораблечто такое реи на корабле. Смотреть фото что такое реи на корабле. Смотреть картинку что такое реи на корабле. Картинка про что такое реи на корабле. Фото что такое реи на корабле

Деление катушки компаса на румбы

Румпель — рычаг, насаженный на голову руля, посредством которого происходит перекладка руля.

Рундук — деревянное прикрытие над головой руля.

Рундуки — закрытые нары, ящики или лари во внутренних помещениях корабля, в которых команда хранит свои личные вещи.

Руслени — площадки снаружи борта судна, на высоте верхней палубы, служащие для отвода вант; с русленей обычно бросают ручной лот.

Салинг — вторая снизу площадка на мачте; представляет собой раму из продольных и поперечных брусьев, служит для отвода брам- и бом-брам-бакштагов; в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, носит название: фор-салинг, грот-салинг, крюйс-салинг.

Свит-сервинь (швиц-сарвень) — строп, которым стягиваются между собой противоположные ванты ниже марса.

Сей — тали — тали, применяемые для подъема тяжестей, гребных судов, для тяги стоячего такелажа и вообще для тяжелых судовых работ.

Секстан (секстант) — морской угломерный инструмент, служащий для измерения: 1) высот небесных светил в море и на берегу и 2) углов между видимыми с корабля земными предметами.

Сектора — толстые железные прутья (или столбики), служащие для привязывания фалрепов у трапов.

Сетки коечные — специальные ящики на верхней палубе по бортам судна для хранения в дневное время командных коек.

Сплес (плес) — открытый район между островами.

Спуститься под парусами — уклониться от ветра, идти полнее, отходить от ветра, составить больший угол между курсом и направлением ветра.

Стаксели — треугольные косые паруса; называются в зависимости от расположения: впереди фок-мачты — фор-стаксель и фор-стеньги-стаксель, впереди грот-мачты — грот-стеньги-стаксель и т.д.

Стаксель штормовой — стаксель меньшего размера из самой толстой и прочной парусины, поднимается в случаях очень свежей погоды.

Стандерс — поддерживающая стойка; брус, идущий по борту параллельно шпангоутам и скрепленный с ними; он служит для подкрепления набора в местах вырезов для портов.

Старнпост — то же, что ахтерштевень.

Стень-ванты — ванты, удерживающие стеньгу с боков.

Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте, различают фор-стеньгу, грот-стеньгу и крюйс-стеньгу (на бизань-мачте).

Степс — деревянное или железное гнездо, в которое вставляется мачта или бушприт своим шпором (нижним концом).

Стоп-анкер — самый большой (тяжелый) из судовых верпов (см. верп).

Стоячий такелаж — снасти, служащие для поддержки и укрепления рангоута; будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным (в отличие от бегучего такелажа).

Стульцы — см. штульцы.

Счисление — определение места корабля при плавании в океане не астрономическими наблюдениями, а по формулам счисления, т.е. вычисляя широту и долготу по известному курсу корабля, его скорости и времени, протекшем между последним астрономическим определением и заданным моментом; получаются «счислимые места», менее точные, чем «обсервованные места».

Такелаж — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления им и парусами; различается стоячий такелаж и бегучий такелаж (см.).

Тали — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединяющихся между собой тросом; при подъеме тяжестей теоретический выигрыш в силе зависит от числа шкивов.

Тимберовать (тимбировать) — исправлять деревянное судно.

Тиммерман — старший корабельный плотник.

Топ — верхняя оконечность каждого вертикального рангоутного дерева — мачты, стеньги, брам-стеньги.

Траверз (траверс) — направление, перпендикулярное к курсу судна.

Транец (транцы) — горизонтальные поперечные брусья или доски, образующие корму и крепящиеся к старнпосту и шпангоутам.

Трисель — косой четырехугольный парус, ставящийся за каждой мачтой и примыкающий к ней, причем верхняя часть паруса пришнуровывается к гафелю (на бизань-мачте этот парус называется бизанью).

Трюм — внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.

Фалы — снасти, служащие для подъема реев, гафелей, парусов (кливеров, стакселей), флагов и проч.

Фалреп (фалгреб) — трос или штерт, заменяющий поручни у входных трапов.

Фальшфейер — пиротехническое сигнальное средство (тонкая бумажная гильза, наполненная пиротехническим составом, имеющим свойство гореть ярким пламенем белого цвета).

Фальконет — небольшое чугунное орудие.

Фарватер — проход, обставленный предупредительными знаками, или определенный обследованный путь для плавания судов.

Флюгарка — флажок особого для каждого военного корабля рисунка и расцветки; на судне флюгарка, изготовленная из листовой меди, устанавливается на грот-брам-стеньге.

Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте судна (фок-мачте).

Фока-галс — снасть, идущая от нижнего наветренного угла паруса фока и проходящая через отверстие в борту, в носовой части корабля (в отверстие вставлены два медных колеса).

Фор-бам-брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением фор-брам-стеньги.

Фор-брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением фор-стеньги.

Фор-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением фок-мачты.

Фордевинд — 1) идти фордевинд — идти, имея попутный ветер прямо в корму; 2) поворот фордевинд — поворот на другой галс при условии, что линию ветра переходит корма (при повороте оверштаг-нос).

Форзейль (форзель) — быстроходный парусный корабль, высылавшийся впереди флота или отряда для разведки или в целях навигационного обеспечения!

Фор-марсель — второй снизу прямой парус на фок — мачте.

Фор-стеньги-стаксель — стаксель, поднимаемый впереди фок — мачты.

Фор-стень-штаг — штаг (снасть), удерживающая фор-стеньгу спереди не идущая от топа фор-стеньги к бушприту.

Форштевень — деревянный брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

Фрегат — быстроходный трехмачтовый военный парусный корабль.

Шек — надводная часть передней грани форштевня.

Шканцы (шханцы) — часть верхней палубы судна между грот-мачтой и бизань-мачтой (считались главным почетным местом на корабле).

Шлюп — трехмачтовый военный корабль, по своему внешнему виду, размерам и парусному вооружению больше всего схожий с фрегатами среднего размера или корветами. В русском флоте шлюпами называли парусные корабли, предназначенные для кругосветных плаваний.

Шпангоуты — ребра судна, придающие ему поперечную прочность.

Шпация — промежуток между двумя смежными шпангоутами.

Шпунтовый паз — выемка в брусе, в которую притыкаются обшивные доски.

Шкафут (шхафут) — части верхней палубы корабля между фок-мачтой и грот-мачтой; середина его занята рострами (см.).

Шкафутная сетка — коечная сетка на шкафуте (см. сетки коечные).

Шхив (шкив) — бакаутовое или медное колесо, вращающееся между щеками блока; по шкиву проходит трос, для чего на его окружности имеется желоб.

Штульцы — боковая наделка, свес с боков кормы судна.

Эзельгофт (эзельгофт) — деревянный или железный брусок, служащий для соединения мачты со стеньгой, стеньги — с брам-стеньгой и брам-стеньги — с бом-брам-стеньгой (а также бушприта — с утлегарем и последнего с бом-утлегарем).

Ют — кормовая часть верхней палубы сзади бизань-мачты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *