что такое регулятивная функция
Функции права: понятие, классификация, формы реализации
Понятие функций права
С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность.
Классификация функций права
1) основные собственно юридические функции права:
2) неосновные собственно юридические функции права:
Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.
Эта функция подразделяется на:
Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Некоторые авторы подразделяют ее на:
Выделяют 2 группы функций права:
Общесоциальные функции права:
Специально-юридические функции права:
1) Регулятивная функция имеет первичное значение, призвана содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.
Формы осуществления регулятивной функции:
2) Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие-либо препятствия.
Специфика охранительной функции:
Формы осуществления охранительной функции:
регулятивная функция
Смотреть что такое «регулятивная функция» в других словарях:
Регулятивная функция права — направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложении на субъектов права юридических обязанностей. Содержанием регулятивной функции охватывается: а) закрепление… … Элементарные начала общей теории права
Регулятивная функция правосознания — присущее правосознанию, как и норме права, свойство нормативности. Правосознание не только отображает право, правовое поведение, но и влияет на них, т.е. управляет поведением своего носителя. Это свойство правосознания особо важно для юристов.… … Элементарные начала общей теории права
регулятивная функция текста — то же, что координационная функция текста … Толковый переводоведческий словарь
Охранительная функция права — направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю, предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что она… … Элементарные начала общей теории права
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — отношение двух социальных объектов, при котором изменению одного из них сопутствуют изменения другого объекта. В социальных науках под функциями понимаются некоторые устойчивые характеристики объекта, совокупность которых дает общее представление … Социология: Энциклопедия
ПРАВО — общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов. Этимологически слово право… … Современный философский словарь
Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к… … Википедия
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ — специальная социологич. теория, изучающая генезис, соц. функции, место и роль религии в об ве, ее структуру. Религия рассматривается в качестве соц. подсистемы в общем соц. контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, ин тов с … Российская социологическая энциклопедия
Чтение — вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью Ч. является получение и переработка письменной информации. С этой точки зрения Ч. (как и слушание) относится к рецептивным видам речевой… … Педагогическое речеведение
ПРАВОСОЗНАНИЕ — сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих… … Энциклопедия юриста
Пример регулятивной функции права и охранительной из жизни
Функция права вобрала в себя самые существенные его черты, а служит для решения главных задач права. В повседневной жизни функции права имеют достаточную крепкую взаимосвязь. Каждая из них оказывает свое влияние в пределах одной системы функций. Также взаимосвязанными остаются сферы социальной жизни, так как служат частями целостной системы – социума. Так что же такое регулятивная функция права?
Понятие и характеристика регулятивной функции права
В правовой системе главная роль отведена регулятивной функции. Она представлена в форме правовых актов. Достигается в четко обозначенных правоотношениях, устанавливает правой статус, правосубъективность населения. Основная роль регулятивного права заключается в контролировании отношений в социуме.
Отличительными чертами этой функции являются становление положительных правил поведения, организация сотрудничества в обществе. Подразделяется регулятивная функция на две разновидности: статическую и регулятивную декоративную. О функциях и видах права расскажет этот материал.
На видео-регулятивная функция права:
Статическая – понятие и цель
Данный вид функции выражен во влиянии права на сотрудничество в обществе. Причем достигается это методом фиксирования сотрудничества в определенных институтах. Именно это и есть одна из самых основных задач правового регулирования. Каковы основные назначения права в обществе узнайте тут.
Статическое назначение позволяет контролировать и создавать те отношения в социуме, которые позволили нормально и стабильно в нем существовать. Эта подфункция обязательно должна быть юридически закреплена, а все ее предпринимаемые акты обязаны соответствовать всем интересам в социуме.
Главная роль в выполнении статического назначения возложена на институты собственности. Их юридическая суть состоит в том, чтобы закрепить основы экономики социального устройства. Статическая функции четко отмечена в ряде других учреждений, которые предопределяют права и обязательства населения.
Цель регулятивно-статической функции – это закрепление необходимых норм и актов, которые были реально достигнуты и являются основой всех сфер жизни государства. Содержит этот вид функции закрепление основ конституционного строя, власти народа, форм собственности, правового статуса населения.
Регулятивно-динамическая
Характеристика: эта функция проявляет себя во влиянии права на сотрудничество в социуме. Достигается это конкретным способом, который предполагает оформление динамики общественных отношений. Данный вид функционирования находит свое применение в институтах различных его отраслей.
Цель регулятивно-динамической деятельности состоит в том, чтобы наладить процесс выполнения запланированных задач, а также получения конкретного результата. Правовое влияние воздействует на сотрудничество между гражданами, которые находятся в динамике. Его цели – это изменить и усовершенствовать имеющие, а также формирующееся сотрудничество в социуме. Очень наглядно этот вид функции отображается в нормах и актах различных сфер данной нормы.
Сравнение регулятивной и охранительной в трудовом праве
Регулятивная роль – это разновидность правового влияния, которая дает о себе знать в определении положительных правил поведения. В этой связи будет интересно узнать, что такое правопреемство в гражданском праве.
Если говорить про охранительную роль, то его суть состоит в том, чтобы направить воздействие правового характера на контролирование отношений, возникающих в трудовом. Причем это достигается только в случае, когда в правонарушителю предъявляют предусмотрение в праве мероприятий обязательного влияния.
В чём заключается основной метод правового регулирования гражданского права, подробно указано в данной статье.
Каково соотношение права и морали, можно понять из данной статьи.
Регулятивная функция показывает ее участникам, что они вправе выполнять все, что они могут и должны в определенных ситуациях, какими юридическими правами они наделены. А вот охранительная функция доносит до получателей правовых норм сведения о том, какие социальные ценности были взяты под государственный контроль, какие исходы отрицательного характера формируются в ходе посягательства на них.
Регулятивная функция действует в правомерной сфере, а вот охранительная реализуется по специфичной форме.
Каким путем осуществляется
Назначение права – это главное направление правового влияния, которые играют важную роль в упорядочении отношений в социуме. К особенностям функции можно отнести:
Возможно так же будет интересно узнать, что такое нормативно правовой подход к определению права.
Каковы методы правового регулирования предпринимательского права, так же стоит изучить, подробно прочитав статью перейдя по ссылке.
Как соотносится экологическое право с другими отраслями права, подробно рассказывается в статье.
Право – это явление, которое осуществляется только благодаря общественным отношениям. Именно в результате поведения людей, их взаимоотношения и формируются основные функции права. За каждой из них закреплен свой порядок выполнения мероприятия, влияющих на общественное сотрудничество.
Содержание регулятивной и охранительной функций права
Основные функции права – регулятивная и охранительная как раз и характеризуют право как самостоятельное социальное явление. А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права. Важнейшая задача системы права цивилизованной страны – упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.
Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений. Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения следующим образом: Во-первых, путём закрепления этих отношений в нормативно – правовых актах.
Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан. Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах.
В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.
Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах, в четко урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву.
Динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики. Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений. Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.
Другая основная функция права, охранительная также тесно связана с регулятивной. Необходимость в охране общественных отношений будет существовать до тех пор, пока существует общество. Можно сказать, что охранительная функция права – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране. Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права.
Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращения противоправного поведения.
Охранительное воздействие права выражается в следующем:
— в определении запретов на совершение противоправных деяний;
— в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний;
— в непосредственном применении юридических санкций к лицам совершившим
Понятие и виды формальных источников права.
Выделяют четыре основные формы права:
В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.
Функции права
Понятие функций права
В науке понятие «функция» употребляется в самых различных значениях.
В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
Почти вековой опыт активного исследования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу, то мы увидим, что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.
Последнее связано с тем, что как социальное назначение, так и направления его воздействия на общественные отношения, взятые в отдельности, не исчерпывают собой понятия функции права. Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понимании функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия.
В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот.
Раскрывая понятие «функция права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».
Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.
Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функция права» охватывает оба названные виды воздействия.
3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.
4. Функция права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм.
5. Постоянство как необходимый признак функции характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия. O постоянном характере функции права можно говорить в том смысле, что она постоянно присуща праву. Но это не означает, что неизменным остается механизм и формы ее осуществления. Они изменяются и развиваются в соответствии с потребностями практики.
В целях более четкого уяснения понятия «функция права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль права», «задача права» и «функционирование права».
Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) роль права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий.
Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.
Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Поэтому можно сказать, что определенные задачи «требуют» и соответствующих функций. Однако их соотношение не столь однозначно. Дело в том, что сама по себе задача не является первоосновой функции. Она вытекает из экономических, политических, социальных потребностей общества, определяется общесоциальными закономерностями развития государства и права, особенностями социально-экономических условий отдельных этапов развития общества, государства (и соответственно права), исторической обстановкой, соотношением политических сил, национальными факторами и т.п.
Зависимость функции права от его задач проявляется в том, что: во-первых, задачи нередко непосредственно обусловливают самое существование функций; во-вторых, определяют их содержание и, в-третьих, самым существенным образом влияют на формы и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.
Система функций права
Анализ функций права как единой целостной системы позволяет не просто сгруппировать, упорядочить знания при изучении отдельных функций. Такой анализ дает приращение знаний, позволяет глубже, полнее понять содержание каждой из функций. Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если они ограничиваются уровнем единичности, если за отдельными элементами они не стремятся выявить их систему.
В реальной жизни функции права не существуют изолированно друг от друга, они тесно взаимосвязаны между собой. Ни одна из них не может быть изучена достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с другими функциями, т.е. без того, чтобы изучить ее в системе.
Система функций права самым непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить пять групп функций права, образующих их систему:
Общеправовые функции права не охватывают и не могут охватить всего многообразия конкретных форм и путей воздействия права на общественные отношения. Они «детализируются» в действии других групп функций права.
В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находящиеся в рамках самого права) и внешние (находящиеся за его пределами).
Неразрывная связь функций права с собственно-правовой материей обусловливает существование основных собственно-юридических функций: регулятивной и охранительной.
Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.
Руководствуясь иными критериями классификации, а именно значением направления воздействия права на общественную жизнь, сущностными качествами правового воздействия, объемом правового регулирования, постоянством его осуществления и т.п., можно различать основные и неосновные функции права (рис. 1).
Рис. 1. Функции права
К первым относятся регулятивная и охранительная функции, а число вторых не является величиной постоянной. Они могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от исторической обстановки, актуальности или неактуальности решаемых правом задач, увеличения или уменьшения масштаба правового воздействия и т.д.
Наиболее часто называются следующие неосновные собственно-юридические функции: ограничительная, компенсационная, восстановительная.
А в числе неосновных социальных функций наиболее очевидны экологическая, социальная (в узком смысле этого слова), информационная.
Характеристика собственно юридических и социальных функций права
Особенности этой функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одна из задач (назначений) правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства или силам, стоящим у власти.
Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, юридическая суть которых в том и состоит, чтобы закрепить экономические основы общественного устройства. Статическая функция отчетливо выражена и в ряде других институтов (в том числе в институтах политических прав и обязанностей граждан, избирательном, авторском и изобретательском праве).
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена, например, в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих процессы в экономике и других сферах общественной жизни.
Характеристика регулятивной функции права предполагает выяснение важнейших путей ее осуществления, поскольку любой из них играет существенную роль во всем регулятивном процессе, осуществляемом правовой системой.
Наиболее характерными путями (элементами) осуществления регулятивной функции права являются:
С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное его социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.
Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.
Специфика охранительной функции состоит в следующем.
Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.
Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.
В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны зависит от гражданской развитости общества.
Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если рассматривать ее в контексте правоохранительной деятельности государства.
Приступая к рассмотрению социальных функций права, следует отметить, что проблема функций права возникла первоначально как проблема социальных функций права.
Известный французский юрист Леон Дюги в 1901 г. издал книгу «Государство, объективное право и позитивный закон», в которой отмечал, что право, имея общественную природу, осуществляет определенные социальные функции.
В 1907 г. в России вышла книга одного из создателей психологической школы права, профессора Л. Петражицкого «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», в которой обосновывалось наличие у права двух социальных (общественных) функций: распорядительной и организационной.
Другой известный русский юрист Н.М. Коркунов полагал, что право осуществляет главным образом разделяющую функцию, поскольку в обществе живут и действуют лица с различными потребностями и желаниями, урегулировать которые удается посредством разграничения их правом.
Классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
В чем конкретно проявляется осуществление правом своих основных социальных функций?
Экономическая функция
Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм в экономических отношениях возникали урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).
Из договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.).
Политическая функция права
Воспитательная функция
Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели.
Компенсационная функция права
Компенсационная функция права. Это очень важное направление действия права. В нем заключается весьма существенная особенность права как инструмента восстановления социальной справедливости.
Компенсационная функция права, поэтому очень тесно связана с восстановительной. В юридической литературе по этой причине их часто отождествляют.
Вместе с тем это не тождественные функции. Различия между ними состоят, прежде всего, в формах, методах и правовых последствиях реализации.
Важную роль в различии играют и правовые основания этих направлений воздействия, хотя они в отдельных случаях имеют одну и ту же причину. Например, в случаях незаконного увольнения (причина) наблюдается одновременная реализация восстановительной и компенсационной функций: восстановление на службе и компенсация за вынужденный прогул.
Различие между компенсационной и восстановительной функцией очень часто просматривается в гражданском законодательстве. В нем восстановление положения, существовавшего до нарушения права, нередко не связывается с возмещением убытков (ст. 12 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ, охраняя честь и достоинство граждан (ст. 152), обязывает виновную сторону именно возместить (компенсировать) моральный вред, причиненный потерпевшему, так как восстановить нарушенное право другими способами невозможно (например, за переживания лица в случаях распространения порочащих его сведений).
Конституция Российской Федерации также предусматривает компенсацию за принудительное отчуждение имущества для государственных нужд (ст. 35), за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим от преступлений (ст. 52).
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что компенсационная функция свойственна различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений между гражданами, юридическими лицами и является необходимым инструментом гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.
Ограничительная функция права
Конституция России, гарантируя права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, вместе с тем подчеркивает, что их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), т.е. вводит конституционные начала в возможности ограничения прав человека, если только действия по их реализации могут нарушить права и свободы других граждан. В развитие этого положения Конституция РФ в ч. 3 ст. 55 прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения прав и свобод граждан предусматриваются и другими статьями Конституции РФ. Например, ст. 29 (не допускается пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); ст. 32 (не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда); ст. 56 (возможность ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения).
Ограничительная функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный характер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедливости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации прав граждан.
Восстановительная функция права
Восстановительная функция права. Эта функция занимает особое ценностное место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается его имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т.д.
Реализация восстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т.п.).
Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает:
«Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения права». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом восстановления лица на прежнем месте работы и т.д. Следует согласиться с определением восстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное (прежнее) состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т.п.
Информационная функция права
Действительно, право вбирает в себя, а затем выдает огромную информацию о самых разнообразных явлениях общественной жизни. В нем содержится большое число научных дефиниций, юридических формул, исторических и жизненных сведений, политических и правовых оценок, правовых рекомендаций, запретов, дозволений и т.п.
Экологическая функция права
Экологическая функция права. Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.
В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.
Важная роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим применение мер воздействия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).
Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 42) закрепила в качестве основного конституционного права граждан России их право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.
Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав
Функция регулирования социальных отношений и обеспечения социальных прав. В юридической литературе в последние годы вполне обоснованно поднимается вопрос о наличии у права социальной функции в собственном (узком) смысле этого слова. Эта позиция аргументируется тем, что чисто социальная сфера общества постоянно расширяется, актуализируется и соответственно растет значение и увеличивается объем ее правового регулирования.
В этой связи предлагается выделять наряду с экономической, политической и идеологической (воспитательной) сферами общественной жизни социальную, ее даже ставят в один ряд с вышеназванными.
При таком подходе может возникнуть вопрос, вызванный тем, что слово «социальный» по своей этимологии и есть общественный и выступает его синонимом. Однако вполне возможно обозначить понятием «социальная» самостоятельную сферу, употребляя его в узком смысле, когда имеются в виду пенсионные и семейные отношения, бытовое, медицинское обслуживание, система социальных льгот, досуг и т.д.
Важнейшими объектами социальной функции права являются, таким образом, трудовые, пенсионные отношения, медицинское обеспечение граждан, сфера науки, образования, культуры, закрепления льгот для различных слоев населения.
Так, ст. 41 Конституции РФ предоставляет право каждому гражданину на медицинскую помощь, развитие физической культуры и спорта; ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.
Конституция РФ (ст. 44) обязывает граждан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Из приведенных (и других) положений усматривается, что Конституция РФ весьма широко охватывает социальную сферу, закрепляет и регулирует важные стороны социальной и культурной деятельности людей.
В развитие конституционных положений отраслевое законодательство конкретизирует и расширяет возможности граждан пользоваться социальными благами, избирать вид трудовой деятельности, получать образование, медицинскую помощь, пенсию, выбирая наиболее удовлетворяющий их вариант, вид и форму (рис. 1).