что такое регламент соревнований
Приказ Министерства спорта РФ от 1 июля 2013 г. N 504 «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства спорта РФ от 1 июля 2013 г. N 504
«Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта»
С изменениями и дополнениями от:
9 января 2014 г., 26 июля 2019 г.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6242; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6236; 2009, N 19, ст. 2272; N 29, ст. 3612; N 48, ст. 5726; N 51, ст. 6150; 2010, N 19, ст. 2290; N 31, ст. 4165; N 49, ст. 6417; N 51 (ч. 3), ст. 6810; 2011, N 9, ст. 1207; N 17, ст. 2317; N 30 (ч. 1), ст. 4596; N 45, ст. 6331; N 49 (ч. 5), ст. 7062; N 50, ст. 7354, ст. 7355; 2012, N 29, ст. 3988; N 31, ст. 4325; N 50 (ч. 5), ст. 6960; N 53 (ч. 1), ст. 7582; 2013, N 19, ст. 2331; Российская газета, 2013, 11 июня, N 124) и подпунктом 4.2.3 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 26, ст. 3525), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 08.05.2009 N 290 «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.07.2009, регистрационный N 14187).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации П.А. Колобкова.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 сентября 2013 г.
Регистрационный N 29968
Общие требования
к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта
(утв. приказом Минспорта РФ от 1 июля 2013 г. N 504)
С изменениями и дополнениями от:
9 января 2014 г., 26 июля 2019 г.
II. Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях
4. Для физкультурных мероприятий, имеющих отборочную и финальную стадии их проведения, или проводящихся в несколько этапов, составляется одно Положение.
5. Положение должно содержать следующие разделы и подразделы:
б) «Место и сроки проведения физкультурного мероприятия»:
место проведения (наименование субъекта Российской Федерации, населенного пункта);
сроки проведения (число, месяц, год), включая день приезда и день отъезда участников.
в) «Организаторы физкультурного мероприятия»:
распределение прав и обязанностей между организаторами в отношении физкультурного мероприятия;
персональный состав организационного комитета физкультурного мероприятия или порядок и сроки его формирования.
г) «Требования к участникам физкультурного мероприятия и условия их допуска»:
условия, определяющие допуск команд, и (или) участников к участию в физкультурном мероприятии;
численные составы команд, формируемых для участия в физкультурном мероприятии, с указанием количества тренеров, специалистов, спортивных судей и руководителей.
д) «Программа физкультурного мероприятия»:
расписание соревнований по дням, с указанием дня приезда и дня отъезда;
условия и система проведения соревнований по видам спорта, включенным в программу физкультурного мероприятия;
ссылка на правила видов спорта, включенных в программу физкультурного мероприятия.
е) «Условия подведения итогов»:
условия (принципы и критерии) определения победителей и призеров в личных и (или) командных видах программы;
условия награждения победителей и призеров в личных видах программы;
условия награждения победителей и призеров в командных видах программы;
условия награждения победителей и призеров в общекомандном зачете.
з) «Условия финансирования»:
сведения об источниках и условиях финансового обеспечения физкультурного мероприятия, включая финансирование за счет средств федерального бюджета.
и) «Обеспечение безопасности участников и зрителей»:
меры и условия, касающиеся обеспечения безопасности участников и зрителей при проведении физкультурного мероприятия.
к) «Страхование участников»:
условия страхования жизни и здоровья участников от несчастных случаев.
л) «Подача заявок на участие»:
сроки и условия подачи заявок на участие в физкультурном мероприятии, требования к их оформлению;
перечень документов, представляемых в комиссию по допуску участников физкультурного мероприятия;
почтовый адрес и иные необходимые реквизиты организаторов физкультурного мероприятия для направления заявок (адрес электронной почты, телефон/факс).
6. Положение о физкультурном мероприятии, утвержденное его организаторами, представляется в Министерство не позднее, чем за три месяца до проведения физкультурного мероприятия.
III. Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях
10. Положение должно содержать следующие разделы и подразделы:
Информация об изменениях:
Приказом Минспорта России от 9 января 2014 г. N 1 в подпункт 10.1 внесены изменения
10.1. «Общие положения»:
а) ссылку на решения и документы, являющиеся основанием для проведения спортивных соревнований:
номер и дату принятия решения Министерством о государственной аккредитации общероссийской общественной организации и наделении ее статусом общероссийской спортивной федерации или наделении общероссийской общественной организации правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации,
решение постоянно действующего руководящего коллегиального органа общероссийской спортивной федерации о проведении спортивных соревнований,
ссылку на правила вида спорта, в соответствии с которыми проводится спортивное соревнование,
иные решения и документы, регулирующие проведение спортивного соревнования (при наличии);
в) требование, запрещающее оказывать противоправное влияние на результаты спортивных соревнований, включенных в положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях,
требование, запрещающее участвовать в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3 части 4 статьи 26.2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как «329-ФЗ»
г) основания для направления спортсменов на спортивные соревнования.
10.2. «Права и обязанности организаторов спортивных соревнований»:
общие принципы распределения прав и обязанностей между организаторами спортивных соревнований, включая ссылку на необходимость распределения таких прав и обязанностей, ответственность за причиненный вред участникам мероприятия и (или) третьим лицам между общероссийской спортивной федерацией и иными организаторами спортивных соревнований в договоре между ними или в Регламентах.
10.3. «Обеспечение безопасности участников и зрителей, медицинское обеспечение, антидопинговое обеспечение спортивных соревнований»:
а) общие требования по обеспечению безопасности участников и зрителей при проведении спортивного соревнования;
б) требования по страхованию жизни и здоровья участников спортивных соревнований от несчастных случаев;
в) общие требования по медицинскому обеспечению участников спортивных соревнований, включая наличие медицинского персонала для оказания в случае необходимости скорой медицинской помощи, проведение перед соревнованиями и во время соревнований медицинских осмотров, наличие у участников спортивных соревнований медицинских справок, подтверждающих состояние здоровья и возможность их допуска к соревнованиям;
г) общие принципы проведения обязательного допинг-контроля с соблюдением требований Международного стандарта принятого Всемирным антидопинговым агентством;
Информация об изменениях:
10.4. «Чемпионат России»;
10.6. «Первенство России»;
10.7. «Всероссийские спортивные соревнования»;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
10.10. «Межрегиональные спортивные соревнования».
Информация об изменениях:
11.1. «Общие сведения о спортивном соревновании». Данный подраздел приводится в виде таблицы (рекомендуемый образец указан в приложении к Общим требованиям) и содержит сведения о:
Информация об изменениях:
а) месте проведения спортивных соревнований:
субъект Российской Федерации, населенный пункт, наименование объекта спорта (при наличии),
номер этапа чемпионата России (для видов спорта, по которым чемпионаты мира проводятся в два и более этапа), Кубка России (для видов спорта, по которым Кубки России проводятся в два и более этапа), первенства России (для видов спорта, по которым первенства мира проводятся в два и более этапа), наименование всероссийского или межрегионального спортивного соревнования (за исключением чемпионата, первенства, Кубка России, чемпионата, первенства федерального округа, двух и более федеральных округов, для которых наименованием является их статус);
б) характере подведения итогов спортивного соревнования;
в) планируемом количестве участников спортивного соревнования;
Информация об изменениях:
г) составе спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (для всех видов спорта), команды физкультурно-спортивной организации, в том числе спортивного клуба (для командных игровых видов спорта) (с указанием количества спортсменов, тренеров, спортивных судей, а также их общего количества);
Информация об изменениях:
Сведения о спортивной квалификации спортсменов могут не указываться в течение одного года со дня признания спортивных дисциплин и включения их во ВРВС;
е) группе участников спортивных соревнований по полу и возрасту в соответствии с ЕВСК;
Информация об изменениях:
11.2. «Требования к участникам и условия их допуска»:
Информация об изменениях:
г) установленные ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования.
Условия допуска к спортивным соревнованиям должны основываться на спортивных принципах отбора спортсменов на спортивные соревнования более высокого статуса со спортивных соревнований более низкого статуса. Спортивная квалификация (спортивное звание, спортивный разряд, юношеский спортивный разряд) спортсмена для его допуска на спортивное соревнование подтверждается выполнением данным спортсменом норм и требований по соответствующему виду спорта, предусмотренных ЕВСК. Положение не может содержать ограничения по допуску к спортивному соревнованию, исходя из членства спортсмена в какой-либо физкультурно-спортивной организации.
11.3. «Заявки на участие»:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Перечень не может содержать документы, касающиеся членства участника в какой-либо организации, оплаты вступительных и (или) членских взносов в такую организацию.
11.4. «Условия подведения итогов»:
а) систему проведения спортивных соревнований, условия (принципы и критерии) подведения итогов спортивного соревнования, определения победителей и призеров в личных видах программы спортивных соревнований и (или) в командных видах программы спортивных соревнований и наделения статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России;
в) сроки представления общероссийской спортивной федерацией итоговых протоколов о проведенном спортивном соревновании на бумажном и электронном носителях в Министерство.
11.5. «Награждение победителей и призеров» (данный подраздел включается в Положение при необходимости):
11.6. «Условия финансирования»:
Указываются сведения об источниках и условиях финансового обеспечения спортивного соревнования.
Информация об изменениях:
12. Проект Положения, разработанный в соответствии с Общими требованиями, представляется в Министерство общероссийской спортивной федерацией не позднее 30 июня года, предшествующего году проведения спортивных соревнований для зимних видов спорта и 30 сентября года предшествующего году проведения спортивных соревнований для летних видов спорта.
Информация об изменениях:
12.1. Проект Положения представляется в Министерство с приложением письменных согласований органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, на территории которых предполагается проведение указанных спортивных соревнований.
13. Регламенты детализируют информацию Положения, не могут ему противоречить и должны содержать:
а) перечень организаторов спортивного соревнования;
б) распределение прав и обязанностей между организаторами спортивного соревнования, включая ответственность за причиненный вред участникам мероприятия и (или) третьим лицам, или ссылку на реквизиты договора между указанными организаторами спортивного соревнования, на основе которого распределяются права и обязанности между ними, включая ответственность за причиненный вред участникам мероприятия и (или) третьим лицам;
в) конкретные меры по обеспечению безопасности участников и зрителей спортивного соревнования;
г) детализированные требования по обеспечению медицинской помощью участников спортивного соревнования;
д) конкретные меры по обеспечению условий для проведения обязательного допинг-контроля с соблюдением требований и решений международных спортивных организаций и законодательства Российской Федерации;
Информация об изменениях:
ж) адрес (место нахождения) и иные необходимые реквизиты организаторов спортивного соревнования для направления заявок (почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон/факс и прочее);
з) дату и время начала заседаний главной судейской коллегии и комиссии по допуску участников спортивных соревнований, проведения жеребьевки участников, расписание стартов, соответствующие срокам проведения спортивных соревнований, указанным в Положении;
и) информацию о дополнительных наградах, установленных организаторами спортивного соревнования и условия награждения такими наградами (если организаторами спортивного соревнования устанавливаются дополнительные награды);
к) условия внебюджетного финансового обеспечения спортивного соревнования за счет собственных и привлеченных средств, а также финансового обеспечения спортивного соревнования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов (если в число организаторов спортивного соревнования входят соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления).
Информация об изменениях:
14. Регламенты разрабатываются общероссийской спортивной федерацией и утверждаются ею совместно с иными организаторами спортивных соревнований после утверждения Положения и должны соответствовать настоящей главе.
IV. Требования к оформлению положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта
Под названием документа:
б) для спортивных соревнований:
в положениях приводятся слова «о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по», далее следует наименование вида спорта в соответствии с ВРВС в дательном падеже и год, на который утверждается положение, ниже по центру приводится номер-код вида спорта в соответствии с ВРВС;
16. Положения печатаются на бумаге белого цвета формата А4, черным шрифтом Times New Roman, размер N 14, с одинарным междустрочным интервалом.
17. Таблицы выполняются шрифтом Times New Roman, размер N 12 в «альбомной» ориентации.
18. Наименования разделов обозначаются прописными буквами, центрируются посередине листа и выделяются жирным шрифтом. Разделы нумеруются римскими цифрами и отделяются от текста двумя междустрочными интервалами.
19. Наименования подразделов обозначаются строчными буквами, начиная с заглавной буквы, центрируются посередине листа и выделяются жирным шрифтом. Подразделы нумеруются арабскими цифрами и отделяются от вышерасположенного текста двумя междустрочными интервалами.
20. Нумерация страниц выполняется сверху листа, по центру.
21. Положение о межрегиональном или всероссийском официальном физкультурном мероприятии утверждается в количестве экземпляров, равном количеству их организаторов.
Информация об изменениях:
23. Регламенты о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях утверждаются в количестве экземпляров, равном количеству организаторов.
24. Утвержденные положения о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях, а также положения о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по виду спорта на год размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-коммуникационной сети «Интернет».
Общие сведения
о спортивном соревновании
Место проведения спортивных соревнований (субъект Российской Федерации, населенный пункт, наименование объекта спорта)*(1), номер этапа Кубка России (для кубка России), наименование всероссийского спортивного соревнования*(2)
Характер подведения итогов спортивного соревнования*(3)
Планируемое количество участников спортивного соревнования (чел.)
Состав спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (или федерального округа)*(4)
Квалификация спортсменов (спортивный разряд)*(6)
Группы участников спортивных соревнований по полу и возрасту в соответствии с ЕВСК*(7)
Программа спортивного соревнования
Сроки проведения, в том числе дата приезда и дата отъезда
Наименование спортивной дисциплины (в соответствии с ВРВС)
Номер-код спортивной дисциплины (в соответствии с ВРВС)
Научная статья: Понятие, признаки и виды спортивных регламентов
Статья посвящена одному из основных источников правового регулирования правоотношений в области спорта – спортивному регламенту. Автор исследует правовую природу спортивных регламентов, раскрывает основные признаки, характеризующие спортивные регламенты, а также дает собственное определение спортивного регламента.
Регулирование отношений в области физической культуры и спорта осуществляется по принципу сочетания государственных и регламентных норм. При этом, следует отметить, что посредством законодательства регулируется лишь малая часть отношений в области физической культуры и спорта, основная часть регулируется актами спортивных федераций по соответствующему виду спорта. В отличие от большинства отраслей права, подвергающихся строгому регулированию со стороны государства и существующих, в основном, в качестве отраслей законодательства, нормативная база в спортивной сфере развивается, руководствуясь своими собственными импульсами, порой без какого-либо государственного влияния[1].
Спортивными регламентами, принимаемыми организаторами спортивных соревнований, регулируются правила и условия проведения таких соревнований, требования к спортивным сооружениям, правила допуска участников к соревнованиям, правила переходов спортсменов, привлечение к спортивной ответственности, и многое-многое другое. Таким образом, регламенты являются важной составляющей регулирования спортивных соревнований. В тоже время, зачастую практикующему юристу не так-то просто отыскать в общем доступе тот или иной спортивный регламент, поскольку далеко не каждая спортивная федерация заботится о том, чтобы разместить свои регламенты на официальном сайте в сети «Интернет». Подобная практика не является нормальной и явно не способствует устранению правового нигилизма и неграмотности в спорте. Представляется верным, что законодательство Российской Федерации должно устанавливать обязательство организаторов спортивных соревнований опубликовать все принимаемые регламенты.
В каждом виде спорта существует огромный массив спортивных регламентов. Условно все регламенты можно разделить на две большие группы – регламенты соревнований (т.е. регламенты, регулирующие непосредственно процесс проведения соревнований) и организационные регламенты (т.е. регламенты, регулирующие любую деятельность в области спорта, связанную со спортивными соревнованиями, но не сам процесс проведения соревнований).
К числу регламентов соревнований можно отнести, например, Регламент чемпионата России по футболу, Регламент кубка России по футболу и т.п. К числу организационных регламентов можно отнести такие регламенты, как Регламент РФС по лицензированию футбольных клубов, Регламент РФС по статусу и переходам (трансферу) футболистов, Регламент РФС по агентской деятельности, Дисциплинарный регламент РФС и т.п.
Как правило, регламент соревнования утверждается на конкретный спортивный сезон, а по окончании текущего спортивного сезона утверждается регламент соревнования нового сезона. В то время как организационные регламенты, как правило, утверждаются на неопределенный срок и действуют постоянно, однако периодически в них могут вноситься изменения и дополнения. Хотя, в рамках Континентальной хоккейной лиги подобные регламенты утверждаются только лишь на несколько сезонов вперед, например, Правовой регламент КХЛ на сезоны 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014, Технический регламент КХЛ на сезоны 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014, Медицинский регламент КХЛ на сезоны 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014, Регламент по маркетингу и коммуникациям КХЛ на сезоны 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014, Дисциплинарный регламент КХЛ на сезоны 2011/2012, 2012/2013, 2013/2014 и т.д.
От спортивных регламентов необходимо отличать правила видов спорта, утверждаемые в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[2] (далее – Закон о спорте). Правила вида спорта являются одним из элементов, по которым один вид спорта отличается от другого (наряду со средой занятий, используемым инвентарем и оборудованием). Правила вида спорта говорят о том, как нужно соревноваться, а спортивные регламенты — как организовывать и проводить соревнования.
Правила видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта, разрабатываются общероссийскими спортивными федерациями с учетом правил, утвержденных международными спортивными организациями, и утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом требований международных спортивных организаций. Таким образом, для придания правилам вида спорта официального статуса в Российской Федерации, они должны быть утверждены Министерством спорта Российской Федерации, но в тоже время стоит отметить, что правила утверждаются в том же виде, в котором они приняты соответствующей международной спортивной организацией.
Рассмотрим более подробно, что же такое спортивные регламенты и какова их правовая природа.
Правовая природа спортивных регламентов
Пункт 5 части 1 статьи 16 Закона о спорте в качестве права общероссийской спортивной федерации устанавливает возможность разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о проводимых ею соревнованиях, а также разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, и утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта.
При этом следует отметить, что в силу части 2 статьи 16 Закона о спорте полномочия, установленные пунктами 1 — 5 части 1 статьи 16 Закона о спорте (в том числе полномочие утверждать нормы, устанавливающие права, обязанности и спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта), могут осуществлять только общероссийские спортивные федерации, т.е. такие полномочия не могут быть переданы лигам, проводящим соревнования по поручению общероссийских спортивных федераций.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Закона о спорте организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.
Статья 348 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) говорит о том, что особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 ТК РФ с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями.
Таким образом, общероссийские спортивные федерации и другие организаторы соревнований вправе издавать регламентные нормы, однако применение таких регламентных норм обусловлено их признанием со стороны субъектов спортивной деятельности. Можно сказать, что по своей сути спортивные регламенты являются типичным договором присоединения. Статья 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Актом присоединения спортсмена, тренера, куба или иного участника соревнований к регламенту, как правило, выступает заявка на участие в спортивных соревнованиях.
В соответствии с частью 7 статьи 20 Закона о спорте общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Указанные требования утверждены Приказом Минспорттуризма РФ от 08.05.2009 N 290 «Об утверждении Общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях» и включают в себя следующие разделы:
2) Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях;
3) Общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
4) Технические требования к подготовке положений (регламентов).
Признаки спортивного регламента
Можно выделить ряд признаков, характеризующих спортивные регламенты:
1) они принимаются организаторами соревнований по соответствующим видам спорта;
2) их применение зависит от добровольного признания субъектами деятельности в области спорта. Обязательную силу регламенты имеют только для субъектов в силу совершенного ими акта признания, т.е. совершения юридического действия, представляющего собой явно выраженное добровольное согласие с распространением норм данных актов на свое поведение (посредством указания на такое признание в учредительных документах юридических лиц, заявлениях, заявках, посредством регистрации в качестве участника соревнования или иными аналогичными способами), а также с применением к нему мер ответственности, установленных данными нормами. Таким образом, если субъект спортивной деятельности признает спортивную федерацию и совершил акт такого признания (например, футболист заявлен на участие в чемпионате России по футболу), то на него распространяются права, обязанности и ответственность, установленные актами спортивных федераций. Но если субъект отказывается признавать распространение на него действия регламентных норм, то они не имеют для него никакой обязательной силы, даже несмотря на то, что ранее он признавал их. Показателен пример с бывшим спортивным директором футбольного клуба «Ювентус» Лучано Моджи, которого не смогла привлечь к спортивной ответственности Итальянская федерация футбола за организацию договорных матчей и подкуп судей, так как он уволился из «Ювентуса» и перестал быть субъектом отношений в области спорта;
3) они устанавливают порядок организации и проведения спортивных соревнований, а также права и обязанности субъектов спортивной деятельности в связи с проведением таких соревнований;
4) за нарушение регламентов наступает спортивная ответственность, устанавливаемая и применяемая организаторами спортивных соревнований.
Понятие спортивного регламента
Понятие «спортивного регламента» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, и, следовательно, попытаемся охарактеризовать его самостоятельно.
М.А. Маргулис выделяет такое понятие, как «нормотворчество корпоративных объединений в сфере спорта», которое характеризуется как осуществляемая в рамках полномочий и протекающая в определенном организационном порядке деятельность специально уполномоченных органов объединений спортивных корпораций по принятию, изменению и отмене корпоративных норм. При этом под корпорацией он понимает объединившуюся для выполнения конкретных целей группу субъектов, осуществляющую в рамках закона деятельность определенного рода в данной социальной сфере, а, соответственно, под корпоративным объединением – системное, имеющее иерархическую структуру и в то же время самостоятельное, независимое образование, включающее все или большую часть корпораций-участников данной сферы, действующих на определенной территории.
Учитывая вышеперечисленные признаки спортивных регламентов, под спортивным регламентом предлагается понимать совокупность норм, утверждаемых организатором спортивного соревнования, которые устанавливают порядок организации и проведения спортивных соревнований, а также права и обязанности субъектов деятельности в области спорта связи с проведением таких соревнований, добровольно признаваемые и применяемые указанными субъектами деятельности в области спорта, за нарушение которых организаторы спортивных соревнований вправе применять спортивные санкции.
[1] Маргулис М.А. Нормотворчество корпоративных объединений в области спорта: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.
[2] Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ», 10.12.2007, N 50, ст. 6242)
Москва, ул. Ленинская слобода, 26, строение 2
Byala Cherkva St, block 18, floor 7, office 32, Sofia
пр-т Сарыарка, дом 8/1, офис 6, Нур-Султан
Rue des Terreaux 5, 2001 Neuchâtel
Ataköy 7.8.9.10. Kısım Mahallesi, A-14-A / 3K Daire:1 TR-34156 Bakirköy / Istanbul