что такое региональный компонент в образовании детей

Региональный компонент. Особенности планирования основной образовательной программы

что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть фото что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть картинку что такое региональный компонент в образовании детей. Картинка про что такое региональный компонент в образовании детей. Фото что такое региональный компонент в образовании детей Вера Юшина
Региональный компонент. Особенности планирования основной образовательной программы

В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программаучреждения состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками. Среди направленной образовательной программы ДОУ важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе (родная природа, культурное наследие-памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).

Так как краеведение охватывает все образовательные области, то и задачи планирования должны быть представлены по всем образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Для реализации этих задач необходимо использовать следующие формы работы и планировать:

-целевые прогулки к памятникам славы, по улицам города, историческим местам

-чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки, песенки, былины)

-использование аудио-видеоаппаратуры для прослушивания музыкальных произведений и музыкальных инструментов

-рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением русской природы, родного города

-встречи с интересными людьми города

-проведение фольклорных праздников и развлечений

Региональный компонент удобнее реализовать во всех видах деятельности,например:

-игровая деятельность-планировать тематические национальные сюжетно-ролевые игры

-изобразительная деятельность-лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами

-познавательная деятельность-экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства, библитеки, гончарной мастерской

-образовательная и развивающая деятельность-беседы, чтение художественной литературы, потешки, стихи

-музыкальная деятельность-разучивание народных песен, танцев, знакомство с инструментами

-физическое развитие- подвижные народные игры

Планированиесодержания идет в следующих направлениях:

1. Природно-климатические особенности родного края. В этом блоке дети знакомятся с природой своего края.Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

2. Национально-культурные и исторические особенности края. Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о родном крае. Дети знакомятся с предметами быта, их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь. Посещают достопримечательные места в городе. Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры.

3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Дети получают сведения о современных солдатах, проходящих службу в Российской армии, о почетной обязанности молодых парней служить Отечеству. Узнают о ветеранах города, об известных людях.

4. Символика края. Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом Липецкой области, родного города.

Содержание знаний о родном крае можно разделить на 3 основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города.

Самостоятельная деятельность детей подразумевает не только различные игры краеведческого направления, но и работу в творческих мастерских, участие в творческих конкурсах.

В младшем дошкольном возрасте детям трудно еще представить наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с помещений и территории детского сада, затем экскурсии по близлежащим улицам, с бесед о том, что они видели, что у каждой улицы есть свое название. Знакомить с природой родного края, животными, растениями.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по данному направлению, обращаем внимание на красоту улиц, рассматриваем здания, в которых люди живут и работают. В средней группе планируется занятие на темы «Семья», «Детский сад» и др. Знакомят детей с трудом взрослых, с животным и растительным миром, с символикой России,города: флаг, герб.

По данным темам планируем дидактические и сюжетные игры «Семья», «Шоферы», «Строители» и т. д.

В старшем дошкольном возрасте ко всем предыдущим знаниям прибавляются первоначальные знания о прошлом нашего края,о значении старинных слов: горница, люлька, лучина, прялка, лапти и т. д. Дается представление о столице, области, достопримечательностях нашего города, края. Также знакомство с защитниками Родины, памятниками города.

Знакомят детей с профессиями людей нашего города. Дается представление о размерах области, ее природных богатствах, местных промыслах.

С детьми подготовительной группы закрепляются все знания, данные раньше. Расширяются знания об истории города, края. Сюжетно-ролевая игра может быть с таким названием «Путешествие по городу». Дидактическая игра «На какой улице расположено это здание?».

Продолжается знакомство с русским костюмом, знакомят с местами отдыха горожан, планируется экскурсии на стадион, в краеведческий музей.

Расширяются представления о растениях, животном мире, птицах. Дается представление об особенностях службы солдат в мирное время, о традициях нашего города, края. Продолжается знакомство с понятием «Красная книга природы».

При планировании регионального компонентавставлять взаимосвязь с семьей: образовательные проекты, консультации, подготовку и проведение совместных праздников, развлечений, экскурсии

Источник

Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»

что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть фото что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть картинку что такое региональный компонент в образовании детей. Картинка про что такое региональный компонент в образовании детей. Фото что такое региональный компонент в образовании детей Наталья Кондратьева
Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО»

Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования направлена на возрождение национальных и культурных запросов общества. Реализация регионального компонента набирает силу, и он должен быть включен в основную общеобразовательную программу.

Р. Р. Агишева, Р. Х. Гасанова, Т. А. Брюханова в настоящее время занимаются обновлением регионального компонента. Они делают акцент на проблемах регионального характера.

Рассмотрим понятие «Региональный«

В Большом Энциклопедическом Словаре дается определение «компонента«, как составной части, элемента чего-либо.

В педагогике термин «Регионального компонента» понимается как создание форм и способов осуществления образовательного процесса для данного региона.

Основные цели регионального компонента:

• создание педагогических условий в условиях региона;

• обеспечение единства в образовательном пространстве на территории региона.

Региональный компонент направлен на:

• вариативность общеобразовательной программы;

• овладение детьми культуры своего региона;

• воспитание чувства патриотизма и гражданственности у дошкольников.

Региональный компонент – это защита и развитие культурны и особенности данного региона. Все это дало возможность включить в него материал, отражающий региональные особенности.

Данный компонент способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ценностей, развитию у них творческого потенциала.

А также предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Включение регионального компонента дает возможность организовывать занятия, направленные для изучения особенностей региона, языка данного региона и его литературы. Кроме того, ФГОС устанавливает объем регионального компонента в содержании основной общеобразовательной программы.

Для дошкольной педагогики важной задачей является приобщение дошкольников к культуре той местности, того региона на котором проживают. Региональный компонент недостаточно исследован, следовательно, появилась проблема интеграции регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что проблемы существуют. Региональному компоненту не уделяется должного внимания, то есть не уделяется внимание ценностным ориентирам, направленным на осознание принадлежности к семье, народу, единству со своей страной. Поэтому для формирования у ребенка чувства патриотизма должна вестись непрерывная работа.

Патриотическое воспитание посредством внедрения в образовательный процесс регионального компонента Слайд 1. Методический семинар на конкурс «Воспитатель года-2015» по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством введения регионального.

Комплексы утренней гимнастики (с включением регионального компонента) Комплекс утренней гимнастики для детей младшего возраста (с включением регионального компонента) Автор стихов: Варвара Бардадым, кубанская.

Педагогический совет. Использование регионального компонента в ДОУ. Данная разработка содержит теоретический и практический материал по вопросам приобщения дошкольников к культуре, традициям и истории родного.

что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть фото что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть картинку что такое региональный компонент в образовании детей. Картинка про что такое региональный компонент в образовании детей. Фото что такое региональный компонент в образовании детейРазвлечение на экологическую тему с использованием регионального компонента ценарий развлечения для детей подготовительной группы. Экологическая тропа «Оживление леса родного края» (с использованием регионального.

Реализация регионального компонента в проектной деятельности «Защитим первоцветы Адыгеи» Природа более всего чудесна в малом. К. Линней. Воспоминания из детства Я родилась в ст. Ильинской Краснодарского края, тихом равнинном.

что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть фото что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть картинку что такое региональный компонент в образовании детей. Картинка про что такое региональный компонент в образовании детей. Фото что такое региональный компонент в образовании детейСодержание регионального компонента в музыкальных уголках для родителей и консультаций воспитателей Музыкальный руководитель Татьяна Фокина МБДОУ№16 г. Миасс Челябинской обл. Цель:раскрыть содержание одной из форм работы по реализации.

Конспект занятия с включением национально-регионального компонента «Домашние животные» Тема: «Домашние животные». Цель: ввести в активную лексику слова по теме «Домашние животные». Задачи: обогащать представления детей о домашних.

Источник

Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть фото что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть картинку что такое региональный компонент в образовании детей. Картинка про что такое региональный компонент в образовании детей. Фото что такое региональный компонент в образовании детей Татьяна Куделина
Региональный компонент в системе работы педагога: цели и направления деятельности ДОУ

В «Концепции модернизации российского образования» отмечена боль-шая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью».

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко – культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических и регионально – культурных особенностей своей социальной среды.

В дошкольном учреждении педагогическим коллективом в соответст-вии с ФГОС ДО, разработана образовательная программа дошкольного образования, важное место в которой занимает региональный компонент (через программу «Родники Дона») формируемый участниками образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Необходимо создать определенную систему работы с дошкольниками по реализации регионального компонента:

— непосредственно образовательная деятельность;

— экскурсионная работа;

— музейная педагогика.

Специфика образовательной деятельности по данному направлению за-ключается в том, что она проходит не только в группе, но и в парке, на спортивной площадке, в библиотеке и т. д.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.

Цель реализации задач регионального компонента:

— воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

— развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной мест-ности;

— формировать интерес к культурному наследию региона;

— повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;

— готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ:

— формирование нравственных идеалов на основе отечественных духов-ных и культурно-исторических ценностей;

— формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

— изучение национальных традиций и обычаев;

— воспитание любви к природе родного края и его обитателям;

— воспитание потребности узнавать о природоохранных ценностях родного края, беречь и охранять их;

— обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения исто-рии русского языка;

— изучение истории Донского края и казачества во взаимосвязи с культурой и историей России;

— раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;

— преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим.

Работу в детском саду по региональному компонентупроводится на трех уровнях:

1. Административно – управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение крае-ведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя:

— отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

— обогащение развивающей среды материалами о Донском крае и казачестве (знакомство с символикой города, казачества, области, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— диагностику изменений в его развитии.

Использование регионального компонентакак одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстро-енный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.

2. Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного пере-хода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре,природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, преобразовании его по законам «красоты и добра», включает в себя уголки по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре

Необходимо пополнять материал на тему «Региональный компонент в экологическом образовании детей дошкольного возраста», который включает в себя знакомство с экосистемой, животным и растительным миром Донского края.

В своей работе педагоги реализуют деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе края, то есть предоставляют возможность выбора детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном, услышанном (игры, составление рассказов, сочинение сказок, продуктивная деятельность). Привлекают детей к участию в праздниках с тем, чтобы они могли окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Калядки, День города и др., знакомят с жителями города– носителями социокультурных традиций в области ремесел, искусства и др.

Также в образовательной деятельности необходимо систематически рас-ширять знания детей о традициях отечественной, народной культуры; формирует целостное восприятие народной культуры; развивает творческую деятельность по освоению элементов народной культуры; воспитывает черты национального характера, национальной психологии посредством фольклора.

В дополнительной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности, способствовать всестороннему развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства; знакомить с элементами актерского мастерства; учить детей пересказывать дагестанские народные сказки, потешки по ролям; развивает социальные навыки общения; воспитывает чувство уверенности в себе.

Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей. В воспитательно-образовательной работе широко использовать все виды фольклора. Ведь в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты дагестанского характера, присущие ему нравственные ценности.

Важное значение в работе придавать обучению детей народным подвиж-ным играм. В ходе любой игры привлекать внимание детей к их содержанию, поддерживаем эмоционально – положительное настроение, взаимоотношения детей.

Знания о родном городе способствуют не только воспитанию патриотических чувств детей дошкольного возраста, но и бережному отношению к окружающей природе, нуждающейся в сохранении.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями (законными представителями, так и нетрадиционные.

Взаимодействие с родителями в дошкольном учреждении способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению культурного наследия региона. Их можно привлечь к помощи в сборе и пропаганде материалов по краеведению, к участию в создании национальных костюмов. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

С родителями необходимо педагогам проводить индивидуальные беседы, консультации, разъяснять, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. С помощью родителей можно создать мини – музей в группе. Также родители с большим интересом ежегодно принимают участие в проведении народных праздников,развлечений: осенины, проводы Масленицы, Калядки, Пасха, и т. д. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Два раза в год педагоги должны проводить мониторинг, с целью выявления уровня изменения, уровня сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества.

Нам, взрослым необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Выбор цели при организации методической работы в ДОУ Еще Иманцуми сказал: «Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис, Умный, культивирует почву, дальновидный хозяин воспитывает работника.

Национально-региональный компонент в работе педагога-психолога Нацинально-региональный компонент. Воспитание патриотических,духовно-нравственых,социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения.

Педагогический опыт работы «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» «Национально-региональный компонент в художественно-эстетическом развитии дошкольников» Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна.

что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть фото что такое региональный компонент в образовании детей. Смотреть картинку что такое региональный компонент в образовании детей. Картинка про что такое региональный компонент в образовании детей. Фото что такое региональный компонент в образовании детейПерспективное планирование работы в средней группе. Национально-региональный компонент Перспективный план работы с детьми средней группы Тема: «Национально – региональный компонент». 2017- 2018 учебный год. Воспитатель МБДОУ.

Проект «Региональный компонент на основе проектно-исследовательской деятельности для детей 6–7 лет» Тема: «Региональный компонент в образовательном процессе» воспитатель Желнова Е. В. 1 слайд название-Региональный компонент в образовательном.

Региональный компонент в ДОУ Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Моё родное Ставрополье, мой родной город». Цель: Закрепление.

Региональный компонент в подготовительной группе Реализация регионального компонента в подготовительной группе компенсирующей направленности «Красота родного края, открывающаяся благодаря.

Региональный компонент в музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я музыкальный руководитель д/с №35 «Солнышко» х. Родниковского. Сегодня хочу представить вам опыт своей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *