что такое рефы в фотографировании
Как работать с фото-референсом
Как сделать годный фото-референс, с которого легко будет рисовать — и как не стать его рабом в процессе рисования? Вот главные правила.
Американский концепт-художник Рон Лемен за время своей преподавательской деятельности составил список типичных ошибок, которые допускают его студенты, когда рисуют с натуры или фото-референса. Лемен работает со студентами Лос-Анджелесской академии изобразительных искусств (LAAFA), а также с участниками онлайн-программы, которым помогает создать портфолио и обрести индивидуальность в профессии.
Художник отмечает, что на стадии создания наброска его студенты слишком сильно сосредотачиваются на референсе, делая его главной составляющей всего проекта. Они не понимают, какая на самом деле роль должна ему отводиться, и как вообще с ним работать. Такое отношение к исходнику зачастую очень негативно влияет на общий результат работы.
Как сказал однажды известный американский писатель и аниматор Уолт Стэнчфилд, «бездумно и бесцельно копировать натуру — это как переписывать какой-нибудь роман, чтобы научиться писать романы». Референс — это вспомогательное средство, а не конечная цель работы. Самое главное — чтобы была понятна идея, которую несет в себе рисунок. Референс всего лишь помогает расставить по местам те детали, которые ведут к этой идее, и которые нелегко запомнить на глаз.
Например, так интерпретировал референс американский иллюстратор Гарри Андерсон, когда рисовал Христа:
Чтобы помочь студентам избежать ошибок при работе с референсом, Лемен подготовил для них контрольный список из десяти главных правил, которых следует придерживаться.
1. В качестве модели можно использовать кого угодно, даже если у этого человека совсем нет актёрских способностей. Главный актёр здесь всё равно художник, то есть вы — и вы сами должны определить, чего не хватает модели, и привнести это в свой рисунок.
Например, моделью для этого референса стал ребёнок:
. но с него можно нарисовать динамическую абстракцию с пропорциями взрослого человека:
2. Следите за уровнем глаз. Если вы отдельно фотографируете несколько объектов, которые потом собираетесь нарисовать вместе, снимайте их с одинаковой высоты и под одним и тем же углом. Используйте трипод! Когда вы держите камеру в руках, её очень легко сместить, потеряв таким образом правильное положение. Поэтому контролируйте высоту камеры и угол наклона головки трипода:
3. Убедитесь, что цветовая температура света на всех ваших фото-референсах одинаковая. Если нет, воспользуйтесь их чёрно-белыми вариантами, чтобы на общем рисунке они соотносились по светлоте. Следует помнить, что заводские настройки камеры, как правило, не очень подходят для создания референсов. Для каждой конкретной ситуации лучше выставлять свои собственные настройки. Потратьте время на то, чтобы разобраться с камерой, сходить на курсы и узнать, что такое диафрагма и светочувствительность материала, как контролировать температуру цвета и баланс белого, и т. д.
Вот референсы, которые отличаются по цветовой температуре:
Так цветокоррекция меняет вид референса, если для освещения используется лампа накаливания:
А эти три примера показывают, как выглядит референс при разном освещении и с разными настройками камеры:
4. Хорошо «задокументируйте» идею — отрисуйте её несколько раз в разных вариантах. Делайте тщательные наброски, определитесь с линиями, тоном и цветом, чтобы разобраться, какова ваша конечная цель. А потом идите к этой цели не сворачивая.
Вот пример многократной отрисовки сюжета картины «Нимфы и сатир» французского художника Вильяма Бугро:
Когда художник подключил к процессу моделей, у него уже были наброски, в соответствии с которыми они могли ему позировать. Это помогло определиться, какое решение будет лучше. Прежде чем включить какую-то фигуру в композицию картины, Бурго изучал её с ног до головы. В итоге художник добился того, что каждый персонаж делает то, что должен делать, и выглядит при этом убедительно, а это особенно важно для вымышленных существ. Вот результат:
Пейзаж был подготовлен заранее, а моделей, позировавших в студии, художник вписывал в него уже потом.
5. Если есть возможность, снимайте видео с высоким разрешением вместо фото. Да, на фото модель может принять позу, которая передает какое-то действие, но это всё равно всего лишь поза. Если вам нужно снять, как человек прыгает или машет мечом, сделайте видео. Фото вообще можно делать только тогда, когда это последовательность фотографий, и модель находится в движении, пока вы эту последовательность снимаете. Одиночные фото обычно постановочные, и в конце именно такими они и будут выглядеть для зрителя.
Рон Лемен говорит, что когда он пишет портреты на заказ, то тоже снимает видео. На лице человека постоянно появляются и исчезают тончайшие нюансы, и как только художник сосредотачивается на каком-нибудь из них, его уже там нет. Поэтому лучше делать видео! Снимайте моделей по нескольку минут за раз, заставьте их говорить, отвечать на вопросы, просто сидеть в ожидании инструкций и т. д. За это время с лицом произойдёт множество изменений, и где-нибудь в этом долгом потоке видео найдётся идеальный вариант.
6. Если вы заимствуете референс из интернета, постарайтесь мысленно воссоздать процесс съемки. Какое это было время дня? Где? На какой высоте была расположена камера? Откуда взялся весь этот отражённый свет на предметах? Какова глубина изображения, какое расстояние между объектами? Расшифровка чужого референса похожа на детективную работу, но результаты её будут вполне объективными.
Кроме того, если на референсе из интернета есть засвеченные области или слишком темные тени, подумайте, достаточно ли у него большое разрешение, и вообще насколько он близок к изначальному изображению. Возможно, в засвеченных и затемненных местах достаточно информации, чтобы с помощью Photoshop, Lightroom, Bridge или других подобных инструментов понять, что там изображено. Если данных хватает, сделайте три версии референса: одну очень светлую, чтобы рассмотреть тени, одну нормальную и одну очень темную, чтобы вернуть глубину цвета засвеченным и переэкспонированным участкам.
Вот пример недоэкспонированного фото, которому были возвращены глубина и определенность с помощью уровней и кривых в Photoshop:
7. Белые световые пятна и черные тени в реальности совсем не такие, как их показывает камера. Дело в том, что камера может интерпретировать лишь ограниченный диапазон цветов. Человеческий глаз разделяет красный, зеленый и синий спектр с помощью специальных фоторецепторов — так называемых колбочек. Всего колбочек три вида, и каждый вид реагирует на свою длину световой волны. А типичная потребительская камера имеет один ccd-чип (устройство с зарядовой связью), в котором хранятся все три длины волны. Поскольку чип хранит данные, которые снимает эта камера, он их усредняет. Если сцена в целом синяя, весь снимок будет иметь голубоватый оттенок. Если камера вечером снимает деревья и кусты, освещённые лампами, то наш глаз будет видеть зелень. А вот снимок получится намного теплее, с большим количеством искусственных оранжевых и красных оттенков вместо зелени.
Из-за этого искажения цветов и температур те тени, которые выглядят темными, имеют тенденцию становиться полностью чёрными. А небольшие блики и залитые светом поверхности, которые их окружают, сливаются в белые участки. Эти участки намного белее всего, что встречается в природе. Помните, что на самом деле не бывает чисто белого или чистого черного. Если мы способны разглядеть какой-то объект, независимо от степени его освещенности, это в любом случае возможно только благодаря свету, который на него падает. Кроме того, тени и свет выходят за пределы своих фактических границ по мере того, как объект съемки приближается к камере.
На этом фото переэкспонированные области помечены красным. Это плоскости отсечения — то есть, те участки, которые находятся за пределами минимального и максимального порога, при котором возможна съемка:
А вот пример, как в Lightroom был восстановлен тон кожи, освещённой дневным светом:
8. Убедитесь, что вы сняли объект на том же расстоянии от камеры, на котором он потом будет находиться от картинной плоскости в вашем рисунке. Это поможет вам отобрать нужное количество деталей, на которых следует сосредоточиться. Благодаря этому вы не будете отрисовывать какие-то маловажные вещи. Если вы снимаете крупным планом, то обратите внимание, под каким углом вы это делаете — чтобы потом работать сразу с тем ракурсом, который вам нужен в итоге на картине. Как ни удивительно, об этом часто забывают, что в дальнейшем прибавляет работы.
9. Не важно, как вы объединяете рендеры — в Photoshop или на предварительном наброске — используйте в процессе линию горизонта и плоскость земли. Во-первых, это поможет правильно расположить рендеры в пространстве одной картины. Во-вторых, даст возможность понять, на каком расстоянии друг от друга они находятся. Построить сетку на плоскости земли можно взяв за основу любую единицу измерения, но само её наличие помогает мысленно представить вымышленное пространство, которое вы заполняете объектами.
10. И, наконец, самое важное, что следует помнить: НЕ БУДЬТЕ РАБОМ ВАШЕГО РЕФЕРЕНСА. Референс — это вдохновитель вашей идеи, а не сама идея. Перед тем, как использовать референс для финального рисунка, изучите его. Проведите предварительные исследования объектов, цвета и светлоты, варьируйте ракурсы, меняйте складки и узоры одежды для создания более сильной композиции и т. д. Чем лучше вы знакомы с референсом, тем меньше вам будет нужно, чтобы он диктовал вам, что с ним делать.
Посмотрите, как тщательно исследовал свой референс Норман Роквелл, прежде чем создать картину «Художественный критик»:
Оригинал. Перевод подготовлен специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Что такое референсы и для чего они нужны
Вдохновение посещает творческих людей нечасто. А в процессе создания дизайна в коммерческой сфере полагаться только на него и вовсе не целесообразно, ведь работать надо. В таких случаях для вдохновения многие художники, дизайнеры и иллюстраторы пользуются референсами.
В данной статье я расскажу, что же это такое и как ими пользоваться.
Так что же такое референс?
Данное понятие происходит от английского слова «reference», что переводится как «ссылка» или «сноска». Итак, референсом называют ссылки, которые служат образцом при создании своего проекта.
С помощью такого «инструмента» можно максимально точно передать желательные пропорции, формы, сочетания цветов, стили текста и так далее. В общем, референс помогает получить новые идеи, а также объяснить концепт на основе существующих проектов.
Референсами можно считать любые изображения, которые максимально точно передают идею автора. Например, обычные фотографии, кадры из фильмов, чужие рисунки или наброски. В общем, это лишь источники вдохновения, создающие идеальный контекст.
Сферы применения
Референсы применяются в самых разных сферах. Их часто используют даже при написании сценария или создании раскадровки к видеоролику. Таким образом, можно отлично продемонстрировать формат будущего видео.
Многие дизайнеры, художники и иллюстраторы пользуются референсами, чтобы уточнить некоторые детали, узнать, как выглядит тот или иной предмет. Их используют в процессе рисования логотипов, персонажей, предметов или локаций.
При реализации проекта необходимо объединить все референсы в коллаж и показать их заказчику для согласования концепции. Можно составить несколько таких коллажей и выбрать наиболее удачный вариант какого-либо объекта.
Почему референсы не являются плагиатом?
Потому что итоговая работа не копирует исходные изображения. Референсы служат лишь вдохновением для создания чего-то нового и уникального. Да, можно срисовать контур, но на этапе внесения деталей все равно что-то пойдет иначе, ведь главное – это воплотить в жизнь собственную идею.
Чтобы точно избежать копирования, рекомендуется работать не с одним, а несколькими референсами. Таким образом, можно взять из каждого изображения наиболее подходящие компоненты и объединить их в финальной работе.
Виды референсов
Референсы можно разделить на несколько видов:
Где искать референсы
Найти картинки для вдохновения можно где угодно, но сперва всегда идет поиск Google или Яндекс. Этот вариант отлично подойдет, если вы просто хотите потренироваться и пока не желаете публиковать готовый материал. В ином случае примеров из поисковика может просто не хватить, но тогда мы и прибегаем к другим ресурсам.
Самая обширная коллекция дизайн-концептов, которая кишит изображениями на разные темы. Тут можно найти фотографии, концепты, наброски, инструкции, видео и уроки. Правда, минус в том, что большинство картинок защищены авторским правом. Еще легче искать примеры не через поисковую строку, а посредством рекомендаций.
Фотостоки
Существует множество различных стоковых сервисов с качественными и бесплатными картинками. Pixabay – один из самых удачных вариантов. Это ресурс с тысячами иллюстраций. Их можно скачивать из сервиса в высоком качестве и пользоваться даже в коммерческих целях. Но главная наша задача – это найти референсы, и здесь определенно есть что посмотреть.
Платформы для дизайнеров
Например, Deviantart, на котором множество художников публикуют свои работы. Можно с помощью фильтра найти стоковые картинки и использовать их для вдохновения, благо вариантов точно будет немало.
Еще есть Dribbble, небольшое онлайн-сообщество, куда множество дизайнеров, иллюстраторов и художников выкладывают готовые работы и используют страницу в качестве портфолио. Очень напоминает Behance, отличается лишь формат размещения.
Эта огромная социальная сеть кишит разными изображениями. Качество контента в большинстве случаев оставляет желать лучшего, но порой оно не имеет значения, особенно если вы ищете какие-то крупные объекты без детализации, чтобы их срисовать.
Тематические группы в социальных сетях
Существует множество тематических групп и сообществ, где администраторы публикуют материалы для использования в качестве референсов. В них точно можно найти картинки, которые будут максимально соответствовать тематике вашего проекта.
Кино, сериалы, музыкальные клипы
В таких материалах можно найти удачные образы или виды. Что уж говорить о подборе актеров и параметрах их внешности… Здесь достаточно лишь найти подходящее видео, заскринить нужный кадр и вдохновляться им в своей работе.
В целом, найти референсы не так уж трудно. Главное – постараться не копировать чужую работу, а лишь вдохновляться ей, чтобы ваш финальный проект был уникальным.
Где и зачем искать референсы к съемке?
Съемки контента для любого проекта — дело непростое, иногда довольно долгое и дорогостоящее. Дополнительно процесс фотосессии может изрядно усложнить плохая подготовка к ней. Чтобы наверняка зафакапить съемку, советуем экономить на фотографе, снимать студию максимум на час (да 100% успеете), не составлять смету и не подбирать референсы.
Про стоимость съемки контента мы писали в одной из статей в блоге. В сегодняшней статье расскажем о том, чем мудборд отличается от референсов, как и зачем их вообще подбирать, и где искать.
Основное различие в том, что референсы показывают, как именно будет выглядеть отдельный снимок, а мудборд передает более обширное понимание и настроение съемки.
Мудборд — это подборка изображений, которые передают настроение (на это намекает слово «mood»), атмосферу и стиль будущих снимков. Мудборд скорее отображает общую концепцию и видение съемки. Это все должен уловить фотограф. Потом уже из мудборда отбираются референсы. В идеале в мудборде должно быть примерно 50-100 фото.
Референсы — это те изображения, которые максимально детально отражают желаемую визуальную стилистику каждого отдельного кадра. Это может быть снимок в целом, который фотограф пытается условно скопировать. Или набор разных картинок с отдельными «рефами» по разным деталям: свет, цвет, композиция, макияж, одежда и проч. Референсы к съемке подбирают, когда уже есть цель, задачи и идея фотосессии.
Поиск референсов — это процесс творческий и даже исследовательский, поскольку в ходе него изучаются работы других фотографов, дизайнеров, креаторов и художников, затем они анализируются и отбираются наиболее подходящие. Сбор релевантных изображений может стать вдохновением для новой съемки или помочь фотографу увидеть принципиально новое решение для фото. Плюс это полезно для развития насмотренности и визуального вкуса.
Но не ограничивайтесь референсами только трендовых фотографий. Поскольку многие берут довольно похожие изображения из одних и тех же источников, а сами сайты и ключевые запросы у всех плюс-минус одинаковые. Референсы можно брать из кино, сериалов, мультфильмов, клипов, рекламы, иллюстраций, живописи, компьютерных игр и вообще абсолютно из всего, что уже визуализировано.
Один из самых популярных сервисов — Pinterest. Здесь подходящие изображения ищутся по ключевым словам и выражениям (лучше используйте для поиска английский язык), а потом их можно сгруппировать по темам и собрать в собственную «доску». Досками можно делиться и публиковать свои снимки.
Другой вариант — довольно известный сайт Deviantart. Изображения ищутся также по ключевым словам и выражениям, либо в личных галереях отдельных креаторов. Тут можно не только искать работы фотографов, художников и цифровых художников, но и загружать свои изображения и комментировать чужие. Здесь лучше тоже искать на английском языке: сайт предложит гораздо больше подходящего контента.
Для подбора референсов прекрасно подходит и Tumblr. Механика поиска тут мало отличается от Pinterest или Deviantart, только поисковик будет выдавать сначала целые блоги с ключевым словом в названии, а уже потом отдельные изображения, gif или видео. Искать картинки, гифки и видео можно на многих языках.
Любимая всеми дизайнерами и иллюстраторами платформа от Adobe Behance тоже может сослужить хорошую службу при подборе референсов к съемке. Сайт удобен тем, что искать изображения можно не только по ключевым словам и в папках креаторов, но и по цветам, применяемым инструментам (типа Adobe After Effects), сферам деятельности креатора (брендинг, архитектура, fashion и т.д.), локации и даже университету (особенно удобно, если вы подбираете подрядчика). Недостатки: искать можно только на английском языке и все-таки в Behance гораздо больше работ дизайнеров и иллюстраторов, нежели фотографов.
Если вам важно оставаться в тренде современной журнальной фотографии, то идите искать референсы на Artpartner. Там публикуются свежие съемки для разных брендов и журналов. Все работы разбиты в меню по тематическим категориям и затем по креаторам. Классической строки поиска на сайте нет, что не очень удобно в сравнении с предыдущими площадками.
Невероятно красивые снимки публикует американский журнал Kinfolk, который продвигает slow lifestyle. Поиск на сайте довольно удобный: можно ввести ключевые слова самому или зайти в одну из категорий, типа fashion, art, food, music и т.д. Но искать можно только на английском.
Для поиска референсов к фотосессии отлично подойдут многие нишевые издания, поскольку искать для food-съемки фото-вдохновение в beauty-журналах как минимум странно. Найдите ведущие медиа соответствующей тематики и уже оттуда берите референсы. Самый простой пример для fashion-съемки: журналы Vogue, Harper’s Bazaar и Numéro.
На сайтах стоковых фото типа Unsplash найдутся снимки практически на любую тему. Просто введите в строке поиска ключевой запрос и выбирайте. Плюс под каждым изображением есть свой набор тематических тегов, кликнув на который вы увидите все фото с данным тегом. Но учтите, что поиск сайта не работает на русском языке.
Последний и самый простой способ найти референсы — заглянуть в свои сохраненные посты в Instagram. Их можно группировать по темам, а умная лента будет подкидывать аналогичные посты вам в рекомендации.
Ответ довольно банален: чем точнее вы знаете, что нужно снять, тем ближе к желаемому будет результат. Для клиентской съемки подбор референсов особенно важен, поскольку он помогает донести видение конечного результата до каждого участника процесса. Поскольку референсы к съемке — это своеобразный визуальный, а не текстовый бриф. Благодаря их наличию дальнейшее согласование визуального решения проекта становится в разы проще, потому что и агентство, и команда продакшна, и клиент смотрят на один и тот же набор изображений. Что было бы, если это все описывалось словами в длинной переписке, — представить страшно.
Поэтому никогда не пренебрегайте подбором референсов перед фотосессией, они нужны, дабы между заказчиком и всеми участниками фотосессии воцарилось полное визуальное взаимопонимание. А по итогу корректно подобранные референсы облегчат процесс съемки всей команде, а результат сделают более предсказуемым, что для агентства, создающего большое количество контента, — огромный плюс.
Слова отчасти правильные, но ваши фотографии их опровергают. Прежде чем писать статьи, о том как надо анализировать референсы и создавать мудборды, было бы не плохо научиться анализировать свои фото.
И это видно после беглого просмотра ваших фото, кажется статью стоило бы назвать: как найти миллион референсов, но так ничего и не понять.
Автор статьи должен быть авторитетом в глазах читателя, если хочет что бы прислушивались к его советам (ну или шли в его агенство).